ИСТОРИЯ РЕКЛАМЫ. История рекламы
Скачать 30.3 Kb.
|
ИСТОРИЯ РЕКЛАМЫ Вы приступаете к изучению дисциплины «История рекламы» Целью изучения дисциплины «История рекламы» являются развитие личностных качеств, а также формирование общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций в соответствии с требованиями ФГОС ВО по данному направлению подготовки, необходимых для осуществления практической деятельности в соответствии с выбранным направлением подготовки через овладение базовыми теоретическими знаниями в сфере истории рекламы, изучение особенностей формирования жанров рекламы, овладение принципами исторического опыта рекламной деятельности. Задачи изучения дисциплины: познакомить с содержанием и особенностями рекламной деятельности в современном мире; изучить основные этапы развития рекламы и СМИ; обосновать логику выделения этапов исторического развития рекламы; рассмотреть исторически складывающиеся ведущие особенности рекламного дела, его опорных творческих приемов и образцов в различных общественно-исторических условиях; раскрыть сущность исторической преемственности, общих и отличительных черт традиционных и новых средств, форм и методов рекламной коммуникации; сформировать кругозор будущих рекламистов путем освоения ими возможно большего объема исторических знаний о рекламе и СМИ; способствовать развитию творческой активности студентов, коммуникативных навыков и профессиональной компетентности. В результате освоения дисциплины обучающийся должен: Знать: цели и задачи профессиональной деятельности в области рекламы; ключевые понятия рекламы, базовые технологии; гносеологию рекламы как социального института и социальной технологии; основные исторические этапы развития рекламы, системные характеристики рекламы в тот или иной исторический период; опыт выдающихся рекламистов, рекламных организаций; специфику российской рекламы (исторический аспект). Уметь: соотносить рекламные материалы с определенным этапом в развитии института рекламы, культурой и историей страны; обращаться к историческому опыту в области рекламы в своей профессиональной деятельности. Владеть: социально-исторической рефлексии рекламной коммуникации; оценки рекламных и иных презентационных материалов на предмет их соответствия исторически сложившимся традициям, нормам и ценностям целевых и нецелевых аудиторий; использования исторического опыта развития рекламы для совершенствования своей деятельности в сфере вербальных и визуальных коммуникаций. Рабочая программа дисциплины содержит: - характеристику целей и задач изучаемой Вами дисциплины; - переченьдисциплин, знание которых необходимы для изучения дисциплины «История рекламы»; - сформированные компетенции, направленные на освоение дисциплины, требования о том, что Вы должны знать, уметь и владеть после изучения дисциплины «История рекламы»; - формы входного, текущего и промежуточного контроля; методы контроля (с помощью технических средств, информационных систем и самоконтроля); - информацию об организации учебного процесса: в каком семестре будет изучаться дисциплина, о количестве часов по данной дисциплине, а также о формах текущего контроля и промежуточной аттестации по каждому разделу дисциплины (промежуточный тест, зачет, экзамен) и затратах времени на самостоятельную работу по всем темам курса; - информацию осодержании дисциплины по всем темам курса с указанием формируемых компетенций, а также об обеспечении содержания дисциплины; - перечень используемых образовательных технологий; - переченьзаданий для самостоятельной работы по всем темам дисциплины. Для выполнения заданий представлено методическое обеспечение с указанием тем, количества часов самостоятельной работы, конкретные задания, рекомендуемая учебная литература и интернет-ресурсы; - список рекомендованной основной и дополнительной учебной литературы, программного обеспечения и интернет-ресурсов. В разделе «Основная литература» представлена литература, с которой можно ознакомиться в университетской библиотеке онлайн; - информацию о материально-техническом обеспечении дисциплины; - методические рекомендации по изучению дисциплины; - особенности организации образовательной деятельности для лиц с ограниченными возможностями здоровья. Для изучения дисциплины кроме учебно-методических пособий представлены конспекты лекций и практических занятий по отдельным темам курса, в которых содержатся таблицы, схемы, рисунки. Каждая лекция или практическое занятие (семинар) может иметь несколько теоретических блоков, в которых, как правило, рассмотрены важнейшие проблемы темы и контрольные задания после каждой лекции или теоретического блока. ТЕМЫ ЛЕКЦИЙ, ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ: Тема 1. Лекция. Зарождение рекламы Тема 1. Практическое занятие 1. Зарождение рекламы Тема 2. Лекция. Формы проторекламы в Древнем мире и в античном обществе Тема 3. Лекция. Реклама и связи с общественностью в западноевропейской средневековой культуре Тема 4. Лекция. Развитие рекламы в Западной Европе Тема 5. Лекция. Развитие западноевропейской рекламы в XIX веке Тема 6. Лекция. Реклама в российской прессе в XIX - начале XX века Тема 7. Лекция. Развитие наружной рекламы в европейских странах и США Тема 8. Лекция. Российская изобразительная реклама в XIX - начале XX века Тема 8. Практическое занятие 2. Российская изобразительная реклама в XIX - начале XX века Тема 9. Лекция. Реклама и связи с общественностью в советское время ОРГАНИЗАЦИЯ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ Изучение предмета при дистанционной форме обучения осуществляется в форме самостоятельной работы с учебным материалом (90% времени) и 10% - работа с преподавателем. 1.Самостоятельная работа студентов предполагает: ознакомление с рабочей программой дисциплины; чтение основной и дополнительной литературы, изучение текстов лекций и практических занятий; самостоятельное изучение материала по литературным источникам; работа с библиотечным каталогом, самостоятельный подбор необходимой литературы; поиск необходимой информации в сети Интернет; конспектирование и реферирование источников; подготовка к промежуточной и итоговой аттестации (зачет, экзамен); самоконтроль студентом своих знаний путем ответа на контрольные вопросы в лекциях и практических занятиях; подготовка и прохождение практических занятий по дисциплинам; выполнение промежуточных тестов по соответствующим темам. Промежуточный тест включает задание по темам 1-9; Промежуточная аттестация студентов проводится в соответствии с критериями выставления итоговой оценки. итоговое тестирование. Задания итогового тестирования формируются на основе случайной выборки из всего массива заданий по дисциплине. Критерии для выставления итоговой оценки представлены в отдельной рубрике на главной странице дисциплины. 2. Работа с преподавателем: консультации преподавателя по изучаемым темам в онлайн-режиме во время проведения вебинаров и в оффлайн-режиме на форуме для консультаций. Преподаватель отвечает на вопросы студентов по организации учебного процесса, дает ответы на вопросы. Возникающие в процессе изучения курса по содержанию дисциплины, разъясняет сложные проблемы курса, осуществляет промежуточный контроль знаний студентов на основе выполнения ими промежуточных тестов по соответствующим темам и итогового тестирования. Учебным планом предусмотрено прохождение практических занятий по дисциплинам. В рамках практических занятий студенты выполняют практические задания, следовательно, выполнение указанных заданий является обязательным для получения положительной оценки по дисциплине. Правила аттестации студентов Правила аттестации студентов изложены в электронной системе дистанционного образования на сайте «Информационная и техническая поддержка портала» (http://elearn.sde.ru/course/view.php?id=2), см. далее – Стандартные критерии выставления оценки для всех дисциплин. ГЛОССАРИЙ Глоссарий по дисциплине Album — забеленная стена в античном городе, предназначенная для объявлений. Si quis («если кто», лат.) — жанр средневековых рукописных объявлений, начинающихся этими словами. Авторская сигнатура — личная подпись, часто сочетающая вербальные и изобразительные знаки. Агораном — уполномоченный магистратом блюститель порядка на рыночной площади (агоре). Амулет — предмет, обладающий сверхъестественной силой, охраняющий, по убеждению его обладателей, от житейских невзгод. Альдины — книги, выпущенные итальянским издателем Альдом Мануцием. Астином — уполномоченный городского древнегреческого магистрата, отвечающий за порядок в полисе. Афиша — рекламный жанр, специализирующийся на письменном (позднее — печатном) оповещении широкой аудитории о предстоящих зрелищах или иных общественно-значимых событиях. Афишные тумбы — специальные сооружения цилиндрической формы, предназначенные для наклейки рекламных текстов. Блазонирование — процедура изучения герольдами гербов, принадлежащих участникам предстоящего турнира, с целью всеобщего оповещения о родовитости и заслуженности каждого из состязающихся. Вербальная часть вывески — словесный текст. Вестники — уполномоченные правительством информаторы о важнейших государственных новостях. Витринный жанр — рекламирование товаров посредством их привлекательной выкладки в витринах магазинов. Вторая информационная революция — период формирования письменности. Датируется примерно б тысячелетием до н. э. Вывеска — наглядное стационарное обозначение места расположения социально значимого предприятия: торгового, образовательного, административного, зрелищного. Выставка — публичная демонстрация изделий промышленности, продуктов сельского хозяйства, произведений искусства и других объектов, сосредоточенная на отведенном для этого пространстве и продолжающаяся определенное время. Выставка-продажа — относительно локальная распродажа товаров, представленных на выставке. Выставка-ярмарка — совмещение на одной территории и в одно и то же время выставки и широких торговых операций. Газетная реклама — словесные тексты и изображения рекламного содержания, публикующиеся на газетных страницах. Генезис — происхождение, зарождение чего-либо. Герольд — глашатай в средневековой Западной Европе и распорядитель на рыцарских турнирах. Глашатай — профессионал устного информирования и рекламирования. Граффити — надписи делового, политического, бытового характера, нанесенные на стенах зданий, сосудах и т. п. Девиз — краткое изречение, выражающее жизненную позицию его носителя. Декорация витрин — профессиональная специализация, появившаяся во второй половине XIX века, одна из предшественниц современного дизайна, отклик на возросшие эстетические требования к оформлению витрин. Демонстративное оформление — украшение яркими, останавливающими внимание атрибутами. Демонстративная функция знаков — наглядная, оперативная передача информации от коммуникатора к коммуниканту. Динамичная демонстрация товара — показ товара в процессе его действия или использования. Донатор — заказчик произведения искусства, оплачивавший работу. Еженедельные новости — вид ранних регулярно выходивших печатных изданий. Живописная вывеска — привлечение внимания жителей города к рекламируемым объектам посредством росписи стен. Жюри — группа сведущих лиц, уполномоченных вынести решение по какому-либо вопросу. Закличка — краткое рифмованное высказывание, содержащее похвалу предлагаемому товару. Знак — материальный чувственно воспринимаемый объект, выступающий в познании и общении людей в качестве представителя других предметов, свойств, событий. Ивановская площадь — одна из площадей на территории Московского Кремля. Изобразительная реклама — ответвление массовой информации, осуществляемое посредством картин, рисунков, набросков, ориентированных на зрелищное восприятие аудиторией с целью побудить ее к оперативной, нужной, с точки зрения рекламодателя, реакции. Императивные обороты — высказывания, содержащие приказ, настойчивое требование. Информационный бюллетень — малогабаритное печатное издание, с нерегулярным сроком н выхода. Индульгенция — в католической церкви папская грамота об отпущении грехов, выдаваемая за плату верующим. Каталог — рекламный жанр, сформировавшийся в начале периода книгопечатания и содержащий перечисление видов товара, имеющихся в продаже. Качественный подход к рекламным текстам — данный подход опирается на приемы психологического воздействия и экспрессивную насыщенность произведения, в отличие от количественного подхода, предполагающего расширение описательных элементов в рекламном тексте. Клеймо — знак, выжженный на коже животного, удостоверяющий его принадлежность определенному хозяину. Впоследствии знак, налагаемый на товары с целью их регистрации. Клейнод — цеховая эмблема, нашивавшаяся на одежду. Коробейничество — распространение по деревням товаров, преимущественно галантерейных и мануфактурных, при помощи разносчиков. Ксилография — процесс печатания гравюр с резных деревянных досок. Комплексные информационные агентства — конторы или фирмы, которые предоставляют различные виды информационных и рекламных услуг. Конная рекламная процессия — старинный способ рекламирования посредством фургонов, боковые части которых были оклеены крупногабаритной рекламой, а на центральном помосте нередко располагались объемные муляжи рекламируемых товаров. Фургоны выстраивали два-три в ряд для внушительности и возили по улицам города. Конклюзия — художественно оформленное приглашение на придворные торжества или академические диспуты в XVII—XVIII веках. «Крики улиц» — устная реклама уличных торговцев и ремесленников. Культурно-просветительные аспекты выставки — обогащение эрудиции, знаний, кругозора посетителей выставки после ознакомления с ее экспонатами. Культурологическая концепция рекламы — концепция, рассматривающая рекламную деятельность как одно из коммуникативных ответвлений массовой информации в общечеловеческом разделении труда, как явление, соотносящееся с различными аспектами культуры и человеческой жизнедеятельности. Летучий листок — текст, написанный или напечатанный на отдельном листе бумаги, нередко содержащий рекламную информацию. Литография — тиражирование изображений, вырезанных на каменной основе. Логотип — словесная часть товарного знака. Лобное место — возвышение на Красной площади в Москве, где совершались казни. Люди-«сэндвичи» — способ рекламирования при помощи двух досок с рекламными текстами, одна из которых помещалась на груди человека, а другая на спине. Носителям такой рекламы предписывалось постоянно находиться в движении. Лубок — яркая разноцветная картинка, печатавшаяся с деревянной гравированной доски в России. Малые рекламные жанры — открытки, вкладыши, программки, пригласительные билеты и т. п. Массированная рекламная кампания — комплекс мероприятий, предполагающий максимально широкий охват рынка соответствующего товара и частоту во времени распространения рекламных текстов. Медаль — знак отличия, который выдается людям, добившимся значительных результатов в своем деле. Имеет вид круглой металлической пластинки с различными изображениями. Межличностные объявления — объявления о событиях в семье, поиске друга, будущей супруги, попутчика в путешествие. Настенная живопись — картины, изображенные красками на городских стенах. Оберег — предмет, который, по убеждению его владельца, способен защитить его от разных бедствий. Обманная или «дутая» реклама (puff-реклама) — мошенническое высказывание относительно товара, зрелища, услуги и т. п., обращенное к человеку или группе людей, не имеющее под собой фактического основания. Объявления типа «wanted-type» — стандартный вариант объявлений в западноевропейской и американской прессе, который начинался со слов «I want» — «желательно». Объявления «no question» — тип газетных объявлений, в которых хозяева просили похитителей вернуть утраченные вещи с обязательством «не задавать вопросов». Открытка — однолистное полиграфическое издание установленного формата, одна сторона которого является рисунком, репродукцией или фотографией, а другая может быть использована для письма или рекламного текста. Офеня — разносчик-продавец лубочных листов и книг. Патентная лихорадка — ажиотажный спрос на лекарства, качество которых было заверено государственным патентом, во многом вызванный интенсивной рекламой Первая информационная революция — длительный исторический этап, определяемый культурологами как период формирования членораздельной устной речи. Датируется примерно 50 тысячелетием до н. э. Печать — небольшой ручной предмет с резным обратным изображением каких-либо знаков для воспроизведения их оттискиванием на соответствующем материале. Применяется для удостоверения принадлежности вещи или документа определенному владельцу. Письменная реклама — ответвление массовой информации, осуществляемое посредством рукописания с целью побудить читателей к оперативной, нужной, с точки зрения рекламодателя, реакции. Плакат — рекламный жанр, представляющий собой крупноформатное многокрасочное изображение на актуальную общественно-политическую или коммерческую тему с кратким словесным текстом. Плакаты тиражируются полиграфическим способом и вывешиваются на улицах или в общественных помещениях. Предметно-символическая вывеска — обозначение рекламируемого места посредством предметов, ассоциирующихся с предлагаемыми услугами. Предплакатные формы демонстративности — рекламные изображения в виде рисунков, лубков, гравюр. Прейскурант — справочник цен на товары. Прибаутка — высказывание, содержащее игру слов, их забавное сочетание. Проспект — список книг или иных изделий, планируемых к выпуску в ближайшее время. Прямая реклама (direct mail), рассылаемая по почте на основании списков, содержащих адреса и фамилии потребителей, предположительно заинтересованных в рекламируемом товаре. Средневековый плакат (poster) — плакат, преимущественно вывешивавшийся на почтовых станциях. Прото — предшествование основному объекту исследования. Просветительская роль рекламы — обогащение знаний и кругозора участников массовой аудитории посредством информации, содержащейся в рекламных текстах. Профессиональная рекламная деятельность — специализация, возникающая в ходе разделения труда, предполагающая распространение массовой информации, побуждающей к оперативному отклику. Публичные писцы — специалисты, зарабатывавшие составлением прошений и других документов для желающих на площадях средневековых городов. Развитый полноценный рекламный текст — текст, обладающий ведущими факторами необходимого воздействия на массовую аудиторию: информационной содержательностью, эмоциональной насыщенностью, суггестивной составляющей. Разукрашивание тротуаров — способ рекламирования, при котором изображения рекламируемых товаров и словесные комментарии к ним рисовались красками на тротуарах. Раус — рекламное представление цирковых артистов, проходившее на балконах ярмарочных балаганов. Реклама — ответвление массовой коммуникации, в русле которого создаются и распространяются информативно-образные, экспрессивно-суггестивные тексты, адресованные группам людей с целью побудить их к нужным, с точки зрения рекламодателя, выбору и поступку. Рубричная реклама — краткое рекламное предложение, занимающее обычно один абзац и публикуемое в подборку с другими подобными предложениями на специальных газетных страницах. Рекламная акция — комплекс взаимодействующих коммуникативных средств, подчиненных достижению желаемой рекламодателем реакции аудитории. Рекламный вкладыш — небольшой прямоугольный отрезок картона или плотной бумаги с кратким рекламным текстом, который вкладывается в упакованный товар, чтобы стать напоминанием о достоинствах производителя или продавца. Рекламная иллюстрация в газете — первоначально гравированные оттиски штриховых рисунков, а с середины XIX века также и отпечатки фотоизображений, дававшие наглядное представление о рекламируемом товаре. Рекламная кампания — совокупность текстов и мероприятий, подчиненных цели широко оповестить о новом товаре или выдающемся событии. Религиозные процессии — торжественные многолюдные шествия, посвященные религиозным праздникам. Римская протогазета — оповещение граждан Древнего Рима о новых событиях посредством текстов, написанных краской на выбеленных стенах. Рыцарский герб — отличительный знак, который выбирали рыцари и передавали по наследству. Самоидентификация — рациональное или интуитивное отнесение людьми себя к тому или иному сообществу, статусу, социальному рангу, вариант самооценки. Самопрезентация — демонстративное предъявление личностью себя окружающим. Саморегулирование рекламы — процесс упорядочения деятельности рекламных агентств и иных рекламистов со стороны профессионалов, которые входят в эту систему. Самореклама — демонстративное поведение личности или группы. Сигнальная функция знаков — воздействие некоторых разновидностей знаков, предполагающее мгновенную реакцию коммуниканта. Синкретизм — совмещенность, сплав различных, впоследствии расслоившихся типов деятельности и типов текстов. Состояние, характерное для духовных продуктов на ранних стадиях культуры. Социальная реклама — составление и распространение рекламных текстов, содержащих популяризацию ведущих общественных ценностей. Средневековая гравюра — отпечатки рисунков, вырезанных на деревянных или металлических досках и смазанных специальным составом. Стационарные зазывалы — профессиональное подразделение торговцев, находившихся обычно у входа в лавку и завлекавших туда посетителей. Стиль «reason why» — творческое направление в североамериканской рекламе, предполагающее обстоятельное изложение доводов («резонов») в пользу рекламируемых товаров. Суггестивный аспект коммуникации — влияние текста на подсознание коммуниканта, достигающее эффекта внушения. Театральные зазывалы — глашатаи, сопровождавшие бродячие труппы артистов и призывавшие жителей посетить зрелища. Тевтонский стиль — творческое направление в немецком искусстве, опирающееся на сюжеты и образы национальной старины. Титульный лист — первая выходная страница книги, на которой помещены заглавие, фамилия автора, год и место издания. Товарный знак (фабричная марка) — условное обозначение, запечатленное словом, изображением, звуком или предметом, подлежащее правовой защите и служащее для различения производителей товаров и услуг, а также коммерческих распространителей. Торговая реклама — ответвление массовой информации, призванное стимулировать максимально оперативный сбыт товаров. Тотем — предмет, растение или одушевленное существо, воспринимавшиеся первобытными людьми в качестве божества и племенного родоначальника. Третья информационная революция — ситуация, связанная с изобретением печатного станка и началом массового тиражирования печатной информации. Урбанизм — исторический этап в развитии человечества, характеризующийся формированием многонаселенных городских поселений. Упаковка — способ предохранения и расфасовки товара, исполняющий в случае необходимости также и рекламную функцию. Устная реклама — ответвление массовой информации; осуществляется посредством живого человеческого голоса с целью побудить аудиторию к оперативной, нужной, с точки зрения рекламодателя, реакции. Фотореклама — рекламные изображения ситуаций, людей и товаров, исполненные фототехническими средствами. Художественный плакат — плакат, исполненный профессиональным художником по критериям высокого искусства. Цветной буклет — вид печатной рекламы, представляющий собой сфальцованный в один или несколько раз лист бумаги с цветными иллюстрациями. Шрифтовая вывеска — стационарное обозначение места расположения социально значимого предприятия посредством слов, начертанных разнообразными шрифтами, иногда специально изобретаемых для этой цели. Штамп — инструмент, посредством которого создается оттиск необходимого текста на соответствующем материале. Экслибрис — декоративный знак, обычно художественно выполненный, который прикрепляют к своим книгам библиофилы, чтобы удостоверить этим свою собственность. Эмблема — символическое изображение, являвшееся отличительным знаком купеческих объединений, ремесленных цехов, отдельных лиц. Эмблематика цеховая — набор отличительных знаков, присвоенных различными торговыми и ремесленными объединениями. Экспансия рекламы — процесс, начавшийся в промышленно-разви-тых странах во второй половине XIX века: интенсивное вытеснение рекламой иных информационных материалов в средствах массовой информации. Экспрессивный аспект коммуникации — эмоционально насыщенное высказывание. Этикетка — ярлык на чем-либо с фабричным или торговым клеймом, содержащий краткую информацию о существе данного объекта. Ярмарочный фольклор — устное народное творчество на темы купли-продажи |