Правовой статус женщины в странах третьего мира. ИП. История возникновения движения феминизм
Скачать 42.39 Kb.
|
Оглавление Введение…………………………………………...................................................3 Глава 1. Феминизм..................................................................................................5 История возникновения движения феминизм…………………………...5 Традиционный и радикальный феминизм………......................................6 1.3. Идеология…………………………………………………………………..7 1.4. Власть и пол………………………………………………………………..7 1.5. Универсальность для всех народов………………………………………7 Глава 2. Положение женщин в странах третьего мира…………........................9 2.1. Термин «страны третьего мира».................................................................9 Правовой статус женщин в экономически неразвитых странах Азии....9 2.2.1. Афганистан………………………………………………………………..9 2.2.2. Пакистан………………………………………………………………….10 2.2.3. Непал……………………………………………………………………...11 2.3. Правовой статус женщин в экономически неразвитых странах Африки…………………………………………………………………………...11 2.3.1. Конго……………………………………………………………………...11 2.3.2. Мали………………………………………………………………………12 Глава 3. Что влияет на отношение к женскому полу в стране и на его правовой статус?....................................................................................................13 Глава 4. Организации, защищающие права женщин………………………….14 Глава 5. Заключение……………………………………………………..............15 Список литературы………………………………………………………………16 Введение В 21 веке в обществе все еще нет однозначного отношения к феминизму и ясного понимания его целей и методов. Многие люди считают это движение смешным и несерьезным, для кого-то оно даже является разжиганием ненависти к мужчинам. Таких людей можно понять, ведь существует большое количество женщин, называющих себя феминистками, которые устраивают провокационные акции, митинги, занимаются пропагандой неадекватного поведения и транслируют мысли, никаким образом не относящиеся к данному движению. Благодаря ним, в обществе формируется негативное и даже насмешливое отношение к феминизму. Конечно, есть люди, которые в целом поддерживают борьбу за равные права женщин, но и они часто считают, что феминизм уже ни к чему, а все мы живём в мире победившего равноправия. Но на самом деле, множество до сих пор актуальных глобальных проблем связаны с гендерным неравенством. Во многих странах от пола по-прежнему зависит качество жизни. С научной точки зрения, актуальность данной работы заключается в нахождении истоков возникновения проблем, связанных с правовым статусом женщины в неразвитых странах, и выявлении их особенностей. Научная значимость данной работы заключается в предоставлении методов борьбы с этими проблемами. С социальной точки зрения работа актуальна, так как носит просветительский характер. Она ознакомит, в первую очередь, молодое поколение с особенностями жизни женщин в странах третьего мира, предоставит статистику, материалы научных статей и репортажей. Для нас работа актуальна тем, что мы сможем поделиться своими взглядами, изменить чье-то мировоззрение, найти единомышленников, которые, так же, как и мы, захотят предать данную тему огласке. Учебное исследование реализуется в предметных рамках обществознания. Исследование может быть квалифицированно как научное, внутреннее, долгосрочное. Объектом нашего исследования является жизнь женщин в странах третьего мира. Предметом исследования – проблемы в этих странах, угрожающие физическому и моральному здоровью женщин. На основании вышеперечисленного сформирована следующая цель исследования: выявить особенности правового статуса женщины в странах третьего мира. Гипотезой проекта является утверждение о том, что в огромном количестве стран существуют чудовищные насильственные обычаи, причиной которых являются лжерелигиозные убеждения и крайняя необразованность людей. Проверка истинности гипотезы предполагает исполнение следующих задач: Найти истоки возникновения проблемы правового статуса женщины; Провести параллель между политическими и историческими событиями и статусом женщины; Снять социальный ролик о правах женщин. В исследовании будут использованы следующие методы: чтение учебной, научно-популярной, справочной литературы, знакомство с документальными фильмами и кинофильмами, анализ, сравнение, анкетирование, интервью. Практическая значимость работы состоит в том, что результаты моего исследования могут быть использованы в борьбе с жуткими традициями и помочь в изменении правового статуса женщины в неразвитых странах. Глава 1. Феминизм 1.1. История возникновения движения феминизм Феминизм – это общественно-политическое движение, целью которого является предоставление женщинам всей полноты гражданских прав. В широком смысле - стремление к равноправию женщин с мужчинами во всех сферах общества. В узком смысле - женское движение, целью которого является устранение дискриминации женщин и уравнение их в правах с мужчинами. Предпосылки распространения феминистских идей появились во время распада феодального общества в условиях зарождения буржуазных отношений, после чего начался период найма женщин для работы и их превращения в собственниц рабочих рук. [1] Начало 18 века - период отступления от идеи гендерного равенства. Особую популярность в это время получила идея культивирования женской «слабости». Но уже к середине 18 века французские просветители способствовали возрождению феминистских идей: Вольтер писал о несправедливости женской доли, Монтескье о том, что женщина должна участвовать в общественной жизни, Гельвеций доказывал, что гражданская «непросвещенность женщин есть только следствие ее неполного и неправильного воспитания». [1] На протяжении всего 18 века женщины европейских стран начали принимать активное участие в жизни общества. Большое количество женщин стали обладать экономической независимостью, светские дамы пытались участвовать в политике. Женщины просили признания их прав на гражданскую жизнь: образование, труд, уважение в семье и обществе. Развитие феминизма в России началось в 1812 году, когда было создано Женское патриотическое общество. Чуть позже его участницы стали известны как «жёны декабристов». Позже активными русскими женщинами были созданы ряд общественных организаций филантропического и образовательного характера. [1] 1.2. Традиционный и радикальный феминизм Существует традиционный феминизм – суфражизм (от фр. suffrage — избирательное право), который принято называть феминизмом первой волны, 1840-1930-е годы, и его современные многочисленные разновидности. Традиционный феминизм нацелен на решение базисных проблем женщин: когда у женщин нет собственных средств на проживание, нет своей недвижимости, когда женщина не может путешествовать и развестись. Представителями суфражизма являются Абигейл Смит Адамс, Джон Стюарт Милль (опубликовал свою работу «Подчинение женщин», в которой отметил, что «законодательная поддержка подчинения одного пола другому вредна и есть одно из главных препятствий на пути к общечеловеческому усовершенствованию»), Эммелин Пэнхёрст (была одной из основательниц движения за право женщин голосовать на выборах), М.Рид (автор работы «Мольба о женщине»), Г.Тейлор (написала «Избирательные права для женщин»). Развитие феминизма в России началось в 1812 году, когда было создано Женское патриотическое общество. Чуть позже его участницы стали известны как «жены декабристов». Позже активными русскими женщинами были созданы ряд общественных организаций филантропического и образовательного характера. [1] Наиболее известным из разновидностей движения стал радикальный феминизм (т. е. феминизм «второй волны»), возникновение которого датируется 1960-ми годами. Радикальный феминизм иногда сравнивают с марксистским феминизмом, в основе которого лежит работа Фридриха Энгельса «Об истоках угнетения женщин», являющаяся частью его более крупного произведения «Происхождение семьи, частной собственности и государства». Их сходство в том, что оба рассматривают мир как противостояние двух классов: мужчин и женщин, пролетариата и буржуазии, соответственно. Радикальный феминизм считает патриархат формой угнетения женщин мужчинами. [1] 1.3. Идеология Феминизм как социальная теория и политическое течение сформировался под влиянием жизненных ситуаций, типичных для женщин. Сторонники феминизма подвергают критике сложившиеся общественные отношения, делая упор на анализ неравенства полов и защиту прав и интересов женщин. 1.4. Власть и пол Теория феминизма ставит своей целью понимание природы неравенства полов и заостряет внимание на вопросах политики, власти и сексуальности. Политическая активность феминисток (и феминистов) сосредоточена на таких проблемах, как права деторождения, домашнее насилие, отпуска по беременности и родам, равная заработная плата, сексуальное преследование, дискриминация и сексуальное насилие. Темы, исследуемые феминизмом, включают в себя дискриминацию, стереотипизацию, объектификацию (процесс «опредмечивания» женщин, сведение личности женщины к абстрактному образу, отвечающему сексуальному интересу), угнетение и патриархат. Основа феминистской идеологии - права, привилегии и положение в обществе не должны определяться половой принадлежностью. [6] 1.5. Универсальность для всех народов Современная теория феминизма непрестанно подвергается критике как теория, которая преимущественно (но не повсеместно) ассоциируется с представителями интеллигенции и среднего класса в странах Европы и Америке. Тем не менее, феминистское движение не имеет классовых и расовых ограничений. Оно специфично в каждой культуре, так как сосредотачивает своё внимание на проблемах женщин в данном обществе. Более того, будет разумно сказать, что проблемы с правами женщин в странах с высоким уровнем культурного и экономического развития уже практически полностью искоренены и к началу XXI века феминизм «второй волны» уже утратил свою былую популярность. Его сторонники даже постепенно приходят к мысли о том, что патриархальные отношения приводят к угнетению не только женщин, но и мужчин, которые вынуждены соответствовать ролям, навязанным им патриархальным обществом, и такое вынужденное соответствие наносит вред развитию человека как личности, независимо от его (её) пола. Но в неразвитых странах ситуация выглядит совершенно иначе. [6] Глава 2. Положение женщин в странах третьего мира Если в одних странах женщины действительно играют на равных с мужчинами практически во всех сферах жизни, то в десятках других отсталых стран - девочки по-прежнему не просто зависимы от воли мужчин, но и систематически продолжают подвергаться унижениям, дискриминации по гендерному признаку и сексуальному насилию. 2.1. Термин «страны третьего мира» Проводя исследование, мы узнали, что такой термин как «страна третьего мира» изначально возник в в середине 20 века во время холодной войны. Тогда так называли государства, которые оставались неприсоединившимися ни к НАТО, ни к Варшавскому договору. Также считается, что третьим миром называются страны Движения неприсоединения - это существующий по сей день форум 120 государств мира, которые формально не поддерживают или не выступают против какого-либо крупного силового блока. Так как большую часть членов Движения Неприсоединения составляли слаборазвитые страны, сложилось мнение, что «третий мир» - это в большинстве своем беднейшие страны. Сегодня страны Движения неприсоединения составляют почти две трети членов ООН и многие их них беднейшими уже не являются. Но в России этим термином до сих пор пользуются для обозначения неразвитых и бедных стран, которые находятся в Африке, Азии и Латинской Америке. [7] В своем исследовании мы сравним жизнь женщин, их правовой статус в беднейших азиатских и африканских странах. 2.2. Правовой статус женщин в экономически неразвитых странах Азии 2.2.1. Афганистан Пока европейские женщины скрупулезно подсчитывают соотношение мужчин и женщин в своих правительствах и парламентах и громко выражают свое недовольство не искорененной до конца дискриминацией по половому признаку, в Афганистане, например, 87% женщин тихо терпят домашнее насилие. Несколько десятилетий назад афганские девушки носили одежду в западном стиле, свободно общались с молодыми людьми и спокойно учились в университетах. Сегодня - в результате многолетней войны и религиозных репрессий - подавляющее большинство девушек и женщин Афганистана даже не умеют писать и читать (уровень грамотности среди женщин составляет 28%). [3] Согласно одной из статей конституции страны, принятой в 2004 году, мужчины и женщины «имеют равные права и обязанности перед законом», другая законодательно прописывает, что «работа является правом каждого афганца». В реальности во избежание встреч с посторонними мужчинами работать женщинам не позволено. Собственно, появляться на глазах у других мужчин, кроме родственников, девочкам в Афганистане запрещается уже с восьми лет, что на корню обрубает возможности обучения в школе и просто выхода на улицу без сопровождения. [3] Что делают молодые девочки в Афганистане вместо учебы? Насильственно выдаются замуж (большая часть афганских невест младше 16 лет) и нередко умирают в тяжелых родах (правозащитники подсчитали, что гибель в процессе деторождения фиксируется в Афганистане каждые полчаса). Общая продолжительность жизни женщин в стране, вопреки глобальному тренду, меньше, чем у мужчин, - афганки живут в среднем на год меньше, до 45 лет. Многие при этом предпочитают не влачить жалкое существование до отведенного судьбой конца: Афганистан - единственная в мире страна, где число женских самоубийств превышает этот показатель среди мужчин. [3] 2.2.2. Пакистан Несмотря на то, что по данным международного валютного фонда Пакистан является небедной и развивающейся страной, там дело с правами женщин обстоит немногим лучше и жизнь представительниц прекрасного пола также постоянно подвергается опасности. Ежегодно около тысячи девушек погибают от рук своих же родственников-мужчин в ходе так называемых убийств чести за то, что якобы навлекли на семью «бесчестие». Других - в наказание за явные или надуманные преступления - подвергают групповым изнасилованиям. [2] Отказ выйти замуж также чреват: Пакистан - одна из десятка стран мира, где нередки случаи, когда девушек обливают кислотой в отместку за нежелание отвечать взаимностью. Такие же случаи часто происходят также в Уганде, ЮАР или Индии. [2] 2.2.3. Непал В Непале, где девочек также отдают замуж в возрасте, когда их западные ровесницы еще сидят за школьной партой, показатель смертности при родах составляет 1 к 24. Тем, кому «не посчастливилось» выйти замуж, часто грозит еще более страшная судьба - собственные родители ради денег часто продают дочерей торговцам людьми. Есть в стране и еще одна специфика, особенно в сельской местности сильны поверья: если тебе не везет - виновато колдовство. А в нем, как правило, обвиняют девочек и женщин из числа вдов и нацменьшинств - беднейших социальных слоев. Ярлык ведьмы часто выливается в суровые избиения и другие виды расправы и дискриминации. И действующий в Непале закон о борьбе с колдовством такому обращению не помеха. [2] 2.3 Правовой статус женщин в экономически неразвитых странах Африки 2.3.1. Конго Демократическая Республика Конго - «столица мира по изнасилованиям», с ужасом признала шведский министр иностранных дел Маргот Вальстрём, в 2010 году посетившая эту африканскую страну в качестве спецпредставителя генсека ООН по проблеме сексуального насилия в условиях конфликта. Тогда, по подсчетам экспертов из American Journal of Public Health, сексуальному насилию ежечасно подвергались 48 женщин и молодых девочек. С тех пор ситуация не претерпела ощутимых изменений к лучшему. [2] 2.3.2. Мали Сексуальное насилие не понаслышке знакомо девочкам и женщинам и во многих других странах. В одной из беднейших стран Черного континента - Мали - мало кто из девочек избегает принятого здесь с давних пор женского обрезания, такая же как и в Сомали. К физическим издевательствам добавляется уже знакомый «набор» из насильственного вступления в брак (множество местных девочек становятся женами в дошкольном возрасте) и смерти при деторождении (здесь одна из десяти малолетних матерей умирает в ходе беременности или при родах). [2] Глава 3. Что влияет на отношение к женскому полу в стране и на его правовой статус? На обилие или отсутствие прав у женщин напрямую влияет религия государства и менталитет его жителей. В основном ущемление прав происходит в мусульманских странах. Недоступность образования, работы, выдача замуж без согласия женщины, кошмарные насильственные обычаи -всё это оправдывается религией, хотя зачастую такие правила не прописаны в Коране, как, например, процедура обрезания. Кроме того, угнетение женщин - следствие очень низкого уровня образованности населения и его экономической отсталости. Глава 4. Организации, защищающие права женщин Спасением для угнетаемых женщин, на наш взгляд, являются правозащитные организации, и сейчас мы представим некоторые из них. В Кампале, Уганда, существует панафриканская феминисткая организация AMwA (Akina Mama wa Africa), стремящаяся к миру, в котором африканские женщины являются политически, экономически и социально самостоятельными защитниками изменений в своей жизни и обществе. [4] AMwA борется с патриархатом, продвигая гендерное равенство и расширение прав и возможностей женщин в интересах обеспечения справедливости и безопасности в Африке. Являясь попутно учебным центром и правозащитным механизмом для женского движения в Африке, AMwA сосредоточена на повышении способности женщин быть лидерами. Для этих целей AMwA использует образовательные программы, ресурсы и исследования, предоставляя платформы для защитной деятельности и движений по оказанию влияния на политику и законодательство. [4] В Афганистане существует революционная ассоциация женщин под названием RAWA, которая была образована Миной Кешвар Камаль в Кабуле как независимая социальная и политическая организация женщин Афганистана, борющихся за права человека и социальную справедливость. Через некоторое время ассоциация частично перебазировалась в Пакистан и сегодня ведет свою деятельность в поддержку афганских женщин в основном оттуда. [5] RAWA собирает средства на поддержку больниц, школ и детских домов, а также по-прежнему ведет множество проектов в Пакистане и Афганистане. В 2000-х годах ассоциация возобновила свою деятельность на территории Афганистана. [5] Глава 5. Заключение Подводя итог, проведенному исследованию, хочется сделать вывод: вопрос о защите прав женщин по-прежнему остается открытым. По всему миру во множестве отсталых стран страдают миллионы женщин не только от неимения права голосовать, работать и самостоятельно передвигаться, но и от отсутствия власти над собственным телом: его травмируют и подвергают сексуальному насилию. Более того, женщин безнаказанно убивают, и очень часто женщины в этих странах сами совершают самоубийства, отказываясь терпеть такое обращение к ним. Своим проектом мы хотим доказать молодому поколению, что не все женщины в мире имеют правовую свободу и живут безопасно. Нам бы хотелось, чтобы молодые люди понимали важность движения феминизм и необходимость его развития для оказания помощи женщинам в странах третьего мира. Именно поэтому решение проблемы, связанной с правовым статусом женщин в неразвитых государствах, мы видим в том, чтобы помогать правозащитным организациям, защищающим права женщин и спасающим их от жестокого обращения мужчин, посредствам личного участия в правозащитной деятельности или жертвования им денежных средств. Список литературы: Крыкова И. В. Феминистское движение «первой волны»: особенности идеологии и организации // Вестник ТГУ. – 2009. – №3. – С. 151– 157. https://iz.ru/797921/nataliia-portiakova/nelegkaia-dolia-v-kakikh-stranakh-luchshe-ne-rozhdatsia-devochkoi https://tjournal.ru/analysis/425516-chto-proishodit-s-pravami-zhenshchin-v-afganistane-s-prihodom-talibana-i-stoit-li-verit-obeshchaniyam-boevikov-ih-sohranit https://www.akinamamawaafrika.org http://www.rawa.org/women.php https://studopedia.info/7-31005.html https://top-rf.ru/places/560-strany.html |