Главная страница
Навигация по странице:

  • Три периода медицины в Египте.

  • Источники врачевания Древнего Египта.

  • Особенности врачевания в Древнем Египте. Египетские врачеватели.

  • Как ставили диагнозы в древнем Египте.

  • Специализация врачевателей.

  • Список использованной литературы

  • врачевание в Египте. История врачевания в Древнем Египте


    Скачать 43.23 Kb.
    НазваниеИстория врачевания в Древнем Египте
    Дата20.03.2022
    Размер43.23 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаврачевание в Египте.docx
    ТипКонтрольная работа
    #406067



    Контрольная работа

    на тему:

    «История врачевания в Древнем Египте»

    Содержание

    Введение

    1. Три периода медицины в Египте

    2. Источники врачевания Древнего Египта

    3. Особенности врачевания в Древнем Египте

      1. Египетские врачеватели

    3.2. Причины болезней

    3.3. Как ставили диагнозы в древнем Египте

    3.4. Специализация врачевателей

    Заключение

    Список использованной литературы

    Введение.

    История древнего мира — очень интересная во всех отношениях область знаний. Какая бы тема не освещалась: архитектура, скульптура, живопись, быт людей, традиции, все интересно, загадочно. Почему знание и наука сосуществуют и сосуществуют с религией? История древнего мира, в том числе история медицины, интересна и сегодня. Человеку всегда было интересно исследовать мир, находить новые методы лечения болезней, изучать строение своего тела и то, как оно работает.

    Мы не сразу подошли к теме нашей работы. Сначала нас увлекли египетские мифы и легенды. Все проникнуто идеей вечной жизни. Душа вечна, а значит, должно быть сохранено и человеческое тело. В Древнем Египте существовал обряд мумификации. Что такое мумия? Что представляет собой процедура мумификации? Чтобы ответить на эти вопросы, нужно обратиться к древней медицине. И вот, шаг за шагом, мы подошли к теме «История врачевания Древнего Египта».

    Научное значение древнеегипетской медицины заключается в том, что многие открытия египетских целителей легли в основу многих важных теорий в настоящее время.

    Египтяне одними из первых поняли важность лечения зубов и десен. В Древнем Египте было обнаружено медицинское значение многих растений, были большие знания в области хирургии, и египтяне предполагали существование третьей регулирующей системы.

    Практическая важность деятельности древнеегипетских целителей заключается в огромном вкладе в технологию изготовления и использования многих лекарственных форм, таких как мази, косметика и парфюмерия. Многие методы и технологии косметологов Древнего Египта используются и сеют свет во всем мире. Египтяне предпочитали использовать натуральные препараты, к которым ученые возвращаются в наше время. Многие косметические, парфюмерные и лекарственные средства не смогли бы успешно использоваться в наше время без огромного вклада Древнего Египта.


    1. Три периода медицины в Египте.

    Египетская медицина – одна из древнейших. Как и общая история Египта, она имеет три периода своего развития.

    Первый период — это период древнеегипетской медицины, процветавший между 2000 и 3000 годами до нашей эры. Это медицина времен создания грандиозных пирамид Хеопса.

    Древнегреческий историк Древнего Египта Диодор свидетельствует, что все египетские врачи находились на службе у государства и были обязаны безвозмездно лечить всех больных, в том числе и иностранцев, посетивших Египет.

    Массовые эпидемические болезни были занесены в Египет в основном извне. «Египет долгое время был одной из самых здоровых стран в мире, — писал «Вестник естественных наук и медицины» в 1829 г.: «Геродот, Диодор, Тацит и др. не упоминают ни туземных, ни болезней характерных Египту.

    Древнеегипетская медицина в большей степени служила господствующим классам, чем угнетенным низам, эта медицина была сильно «заражена» жреческой мистикой и магией, но тем не менее для античного мира, вплоть до Гиппократа, египетская медицина была вершиной медицины того времени. время.

    Второй славный период египетской медицины – это медицина так называемой александрийской эпохи, когда город Александрия, основанный Александром Македонским, стал величайшим торговым центром древнего мира и центром эллинизма, культуры, объединившей Грецию и Восток (400-100 до н.э.).

    Известный представитель александрийской медицины Эрасистрат (умер в 280 г. до н. э.) дополнил взгляды Гиппократа на человеческое тело своим учением о центрально-мозговой природе человеческой способности двигаться; Эразистрат первым указал на существование чувствительных и двигательных нервов и сделал ряд других важных открытий в области анатомии и физиологии мозга, пищеварения и кровообращения.

    Герофил, первый врач, проведший вскрытие человеческого трупа, также вложил значительные средства в медицинскую науку.

    Доктор Аммониус ввел в медицинскую практику литотрипсию — дробление камней мочевого пузыря. Взгляд александрийских офтальмологов на глаукому сблизился со взглядом современных врачей на это заболевание.

    Третий этап, которого достигла египетская медицина, приходится на IX-XIII века нашей эры, это называется арабская медицина. В этот период была основана нынешняя столица Египта Каир.

    Организованное арабами великое мусульманское государство — халифат — включало в себя Аравию, Месопотамию, Сирию, Персию, часть Индии и Туркестана, Египет, всю Северную Африку и Испанию.

    Арабская медицина создавалась трудами всех народов, объединенных в то время арабской культурой. Египтяне также внесли свой вклад в арабскую медицину.

    Прежде всего, медицинская химия и фармакология были развиты в арабской медицине.

    Очень важным разделом арабской фармакологии было изучение ядов и противоядий, наблюдения за побочными действиями различных лекарств.

    Разработаны правила поставки и хранения лекарственных веществ. Первые аптеки появились в арабских странах.

    В странах Арабского халифата мы впервые сталкиваемся с зачатками государственной медицины — с особыми чиновниками для надзора за врачами и аптеками, с экзаменами врачей в государственных медицинских училищах и т. д.

    Важнейшей из больниц арабского мира была «великолепная и необъятная» больница Мансура, основанная в 1283 году в Каире. Были особые отделения (дворы) для раненых, страдавших глазными болезнями, диареей, особый двор для больных женщин, затем особые помещения для выздоравливающих и, наконец, особые помещения для кухни, аптеки и медицины, больничных лекций. Количество больных, как и сроки их пребывания в стационаре, не ограничивались. Даже пациенты, которые пользовались услугами госпитальных врачей на дому, получали от больницы все необходимое.

    Упадок Египта начался в конце XI века — с так называемых Крестовых походов, когда рыцари Западной Европы под знаменами христианского креста устроили ряд грабительских нашествий в арабские страны.

    1. Источники врачевания Древнего Египта.

    Древний Египет - удивительная и загадочная страна. Стены храмов, колонны, стелы, предметы быта и папирусы, покрытые надписями, хранили память о египетской цивилизации. Изучение древнеегипетских текстов началось сравнительно недавно, после того, как французский ученый Ж. Ф. Шампольон разгадал тайну египетского иероглифического письма. Открытие Шампольона было связано с изучением надписей на Розеттском камне, найденных офицером наполеоновской армии в 1799 году при рытье траншей недалеко от города Розетт в Египте. До расшифровки древнеегипетского письма единственными источниками по истории Древнего Египта и его медицине были сведения греческого историка Геродота, изложенные на древнегреческом языке, а также труды греческих писателей Диодора, Полибия, Страбона, Плутарха.

    Наши знания о древнеегипетской медицине основаны на текстах древних медицинских руководств и сборников рецептов, свидетельствующих об эрудиции врачей и их отношении к больным. До наших дней сохранилось всего десять медицинских папирусов, получивших свои названия по имени первых владельцев (Эдвин Смит, Херст, Чес-тер-Битти, Карлсберг), или по месту находки (Кахунский, из Рамсессума), или по названию города, где хранятся (Берлинский, Лондонский, Лейденский), или по имени первого издателя (Г. Эберс).

    Наиболее древним медицинским папирусом является Кахунский, датируемый примерно 1950 г. до н.э. Папирус был найден в Файюмском оазисе, недалеко от поселка Иллахун, но ошибочно назван Кахунским. Папирус состоит из трех частей, посвященных медицине, ветеринарии и математике. Медицинский раздел состоит из трех листов. Первый лист сохранился в нескольких фрагментах, причем еще в древности он ремонтировался путем подклейки папирусных полосок с обратной стороны. Второй лист имеет дыру в центре и только семь строк сохранилось полностью. Третий лист был восстановлен египтологом Гриффитом из 46 отдельных кусочков.

    Первые два листа содержат 17 гинекологических рецептов. В качестве лекарств рекомендуются пиво, молоко, финики, травы и некоторые вещества. В целом этот раздел имеет много общего с папирусными рецептами Рамзессума и Эберса. Третий лист содержит 17 предписаний для определения беременности (по состоянию женской груди, цвета лица и глаз) и определения пола будущего ребенка. Рекомендации аналогичны изложенным в Берлинском папирусе.

    Столь же древними являются два папируса из Рамзессума IV и V. Папирус IV — это магико-медицинский, напоминающий Кахунский, что во многом помогло заполнить лакуны последнего. Рецепты касаются родов, ухода за новорожденным, прогноза его жизнеспособности. Имеется один рецепт по предотвращению зачатия с применением экскрементов крокодила.

    Папирус из Рамзессума V — чисто медицинский, начало и конец которого, утеряны. В оставшейся части приведено более 20 рецептов, большинство из которых упоминается в папирусах Эберса и Херста.

    Особенность этих папирусов в том, что они написаны иероглифическим, а неиератическим почерком, как и большинство медицинских папирусов. Названия рецептов пишутся горизонтально вверху страницы, а сам рецепт помещается в вызываемый вертикальный столбец. Используемый шрифт и форма размещения напоминают надписи на саркофагах. Это, несомненно, свидетельствует о древнем происхождении этих двух медицинских текстов.

    Берлинский папирус, написанный около 1300 г. до н. э., содержит главы, посвященные ревматизму и кровеносным сосудам, предоставляет метод определения пола будущего ребенка и дает советы о том, как определить, может ли женщина рожать. В папирусе, чтобы установить, родился ли мальчик или девочка, рекомендуется смочить ячменные и пшеничные зерна мочой беременной женщины и посмотреть, что прорастет первым: если пшеница, будет девочка, если ячмень, будет девочка. будет мальчик. Современные ученые решили опробовать этот метод. В прошлом веке, в 1933 году, в прессе появилось интересное сообщение. Ученые поместили зерна ячменя и пшеницы отдельно в экспериментальные контейнеры, куда было добавлено такое же количество разбавленной мочи беременных женщин. Длина побегов была тщательно измерена. Было установлено, что в зависимости от длины ростков в 80% случаев можно правильно предсказать, родится ли мальчик или девочка. Биологи предположили, что моча беременной женщины содержит вещества, сходные с гормонами роста и различающиеся в зависимости от пола плода у женщины — девочки или мальчика.

    В папирусе Херста на восемнадцати с половиной «страницах» описывается 260 случаев болезней, из которых 96 упоминаются в папирусе Эберса, имеется глава о болезнях костей, лечении переломов конечностей и мерах предосторожности при укусах ядовитыми насекомыми.

    В Лейденском папирусе, написанном примерно в 1250 г. до н.э., приводятся рецепты и описаны приемы магического и эмпирического врачевания, аналогичные тем, которые приводятся в других папирусах.

    В Лондонском папирусе основное внимание уделено магическим приемам лечения. Вместе с тем там приводятся и рациональные рецепты — такие, как применение для лечения куриной слепоты бычьей печени, в изобилии содержащей витамин А, как употребление при желудочных заболеваниях клещевины, имеющей в своем составе касторовое масло.

    Самую обширную информацию дает папирус Эберса (XVI век до н.э), найденный в 1872 г. в Фивах. Склеенный из 108 листов папируса, он достигает в длину 20,5 м и называется «Книга приготовления лекарств для всех частей тела». Папирус Эберса содержит рецепты лечения различных болезней, диагностические описания, советы, что надо предпринимать при укусах насекомых и крупных животных. В 877 параграфах папируса, помимо рецептов, излагаются мысли о проблемах жизни, здоровья и смерти. Дается теоретическое обоснование учения о сердце и кровеносных сосудах.

    Оценивая эти сведения, академик В. В. Струве писал: «В ряде египетских медицинских папирусов мы находим свидетельства существования замечательного учения под названием «Тайна врача есть знание хода сердца и знание сердца». Это первый проблеск научной теории о патогене, наблюдаемом в истории человечества. Он устанавливает, что основной причиной болезней в организме человека является изменение системы сосудов, связанных с сердцем, а не судьба магов, ведьм и злых духов.

    Многие лекарственные растения упоминаются в папирусах. Среди них у нас есть обычный лук и алоэ. Лук почитался как священное растение. Это было связано не только с его ценными лечебными свойствами, но и с его необычной структурой: концентрические слои луковицы символизировали структуру Вселенной. Египтяне использовали сок алоэ не только для исцеления, но и для бальзамирования мертвых. В древности этим соком лечили раны, ожоги и опухоли.

    Использование определенных лекарств зависело от времени года. Например, один глазный препарат рекомендуется использовать только зимой, другой-в любое время года. При назначении препарата учитывался возраст пациента. Таким образом, взрослым было рекомендовано делать припарки из зеленого инжира в качестве мочегонного средства, а с той же целью детям -делать припарки из папируса, смоченного в масле. Если подростку давали лекарство в виде таблеток, то для маленького ребенка его растворяли в молоке. На полях медицинских папирусов постоянные примечания против тех или иных лекарств: «это лекарство хорошее», «мне удалось вылечить», «обратите внимание на это, потому что это действительно хорошее средство».

    Папирус Эберса содержит одно из самых древних описаний ингаляции, которая рекомендовалась при лечении болезней груди и горла: «растереть растения Гем и Емем, поставить на огонь и поднимающийся пар втягивать через тростинку в течение дня.» А вот описание другого метода ингаляции: «возьми семь камней, накали их на огне; возьми один из них, наложи на него немного этого снадобья и заключи его в новый сосуд с пробитым дном, вставь тростинку в дыру, возьми тростинку в рот так, чтобы ты мог втягивать пар, и съешь потом чего-нибудь жирного, например, жирного мяса или масла».

    Древнеегипетские хирурги использовали различные инструменты, в том числе каменные и металлические ножи, ланцеты, пинцеты, бритвы и многое другое. Они выполняли такие сложные операции, как ампутации конечностей, краниотомии, операции на позвоночнике. В папирусе Эберса упоминается «открытие зрения в зрачках за глазами», как называлась операция по удалению катаракты.

    Знаменитый хирургический папирус Эдвина Смита поражает своей исключительной научной точностью и ясностью изложения. Знание текста папируса позволяет отметить следующее. Семнадцать столбцов на аверсе являются частью трактата по хирургии, старейшего из когда-либо найденных в мире. Текст на обороте представляет собой набор случайно полученной информации, в том числе магические заклинания против паразитов, рецепты лечения гинекологических заболеваний, рецепты ухода за кожей, омолаживающие методики.

    Основная информация о хирургии содержится в Папирусе Смита. Лента длиной 4,68 м описывает анатомию и хирургию древних египтян, описывает 48 случаев травматических повреждений черепа, головного мозга, шейных позвонков, грудной клетки и позвоночника и методы их лечения. Лечение некоторых болезней было явно безнадежным, сведения о них имели для врачей лишь теоретическое значение. Среди такого рода сведений древнейшее описание паралича верхних и нижних конечностей с потерей речи и слуха в результате черепно-мозговой травмы. Большое место занимает описание ранений и ранений, полученных в боях, вывихов и переломов. На кровоточащую свежую рану клали кусок сырого мяса, затем его края зашивали иглами и нитками. Гнойные раны присыпали хлебом или деревянной плесенью.

    Использование плесени для лечения гнойных ран кажется на первый взгляд парадоксальным, но египетские врачи знали о ее лечебном эффекте. В 20-х годах 20 века английский бактериолог Александр Флеминг выделил из плесени пенициллин - антибиотик с широкой антимикробной активностью. В 1929 году он опубликовал данные об этом открытии, которые не привлекли внимания научной общественности, как, например, его рассказ о пенициллине в 1936 году на Международном конгрессе микробиологов. Лишь в 1940 году в медицинскую практику вошло использование пенициллина, а в 1945 году Флеминг получил за свою работу Нобелевскую премию.

    Описания различных травм головы, шеи, грудной клетки (грудной клетки, позвоночника), позвоночника представлены в виде «Инструкций», содержащих рекомендации по лечению этих травм: «Инструкция по поводу вывиха челюсти», «Инструкция по поводу перелом руки с зияющей раной». Для лечения переломов применяли тростниковые лонгеты и жесткие повязки, которые закрепляли бинтами. Эти повязки получали опусканием полотна в алебастр или специальные твердеющие смолы.

    Дошедшие до нас папирусы, как показывает анализ их содержания и тщательное палеографическое исследование, представляют собой копии очень старых медицинских трактатов. Древность этих источников подтверждается прямыми ссылками в текстах. Так, в папирусе Эберса дается средство от роста волос, впервые приготовленное для матери фараона 1-й династии (начало - около 3000 г. до н.э.). В том же папирусе есть упоминание о папирусе на кровеносных сосудах, найденном под скульптурным изображением бога Анубиса в Летополе в период правления третьего фараона I династии. Тот же факт сообщается в Берлинском папирусе.

    1. Особенности врачевания в Древнем Египте.

      1. Египетские врачеватели.

    Медицина считалась неотъемлемой частью культуры Древнего Египта. Оно исходило из мифологического мировоззрения египтян, а также реальных навыков и опыта местного населения.

    Египтяне были очень религиозны, что впоследствии сказалось на развитии медицины. Главными божествами, связанными с целительством, были бог Тот, богиня Исида и бог подземного царства Осирис.

    Как и другие знания, история и тайны Древнего Египта дошли до текстов современных ученых на стенных пирамидах, гробницах и папирусах, в которых было описание и практическое содержание врачевания.

    Медицину преподавали в школах писцов, где обучали сложному иероглифическому письму. Были такие школы при храмах. Наиболее авторитетные высшие школы писцов, называемые Домами Жизни, располагались в крупных городах — Саисе и Гелиополе. Помимо медицины, в школах преподавали математику, архитектуру, скульптуру и астрономию. Врач в Египте также был священником, поскольку медицина была частью религиозного культа. Студентов-медиков прикрепляли к храму, поэтому они одновременно понимали таинства и религиозные обряды. Студенты практиковали под руководством опытных целителей.

    Самым известным врачом Древнего Египта был Имхотеп, который также был главным визирем фараона Джосера Нечерихета.

    Военные врачи сопровождали древнеегипетские войска в походах. Помимо своего прямого назначения – лечения и ухода за ранеными воинами, древнеегипетские врачи накапливали знания в области лечения ран, переломов и других повреждений.

    Одно из первых представлений о человеческом теле и его строении (анатомии), которое египтяне почерпнули из практики бальзамирования. Знания анатомии человеческого тела были достаточно глубокими для античного мира. Следует отметить, что уже в середине второго тысячелетия до нашей эры древние египтяне описали такие крупные органы, как головной мозг, сердце, сосуды, мышцы, кишечник и другие органы. Древние египтяне заметили, что при поражении головного мозга наступает паралич конечностей. Также они знали диагностику болезней по пульсу. Древние египтяне научились вычислять болезни по пульсации сосудов, которую наблюдали в разных точках тела.

    Особое внимание уделялось сердцу и сосудам, так как они были жизненно важными органами человеческого тела. Таким образом, из наблюдений фермеров, копавших оросительные каналы для своих культур, родилась «теория каналов». Это позволило медицине перейти от чисто духовного лечения к практическому. Врачи считали, что, как и в случае с ирригацией, каналы обеспечивают телу путь к хорошему здоровью. Если были закупорки, они использовали слабительные, чтобы разблокировать их. Сердце было центром 46 каналов, считающихся разновидностями трубок. Это правда, что человеческие вены, артерии и кишечник представляют собой все типы трубок. Однако египтяне не осознавали, что у этих каналов разные функции.


      1. Причины болезней.

    Древнеегипетские целители делили причины болезней на естественные и сверхъестественные. К первой категории заболеваний относились травмы, которые могут быть вызваны такими причинами, как ожоги, порезы, ушибы - следствием несчастного случая. В этой же группе разбирались последствия некачественной или нездоровой пищи, влияние климатических и природных факторов, наличие кишечных паразитов. Согласно Геродоту, древние египтяне были убеждены, что «все болезни человека происходят от пищи». При некоторых видах болезней древние целители рекомендовали больным соблюдать определенную диету.

    Сверхъестественные болезни — это болезни, причину которых невозможно определить естественным путем. В этом случае делался вывод, что человек заболел от внедрения в тело злых духов из мертвых, или от гнева богов или демонов, или в результате порчи (заклятия), наведенной живыми или мертвыми. . В таких ситуациях прибегают к различным магическим приемам. Для снятия порчи или изгнания нечистых духов из тела больного знахарь накладывает на больного магические заклинания и заговоры или прописывает волшебные снадобья.

    В качестве средства против насморка папирус Эберса предлагал обратиться к носастому богу Тоту со седующим заклинанием: «Вылейся, насморк, сын насморка, который разламывает кости, который разрушает череп так, что заболевают все семь отверстий в голове людей свиты Ра, которые с молитвой обращаются к Тоту. Смотри, я принес исцеляющее средство против тебя... Молоко той, которая родила мальчика... Выходи на землю, сгний, сгний четырежды!» Подобными заклинаниями был пронизан весь, древнеегипетский трактат.

    Абсурдным и нелепым на первый взгляд казался весь рецепт папируса Эберса. Как минимум в 55 из 900 рецептов основным ингредиентом были фекалии различных животных, птиц и насекомых. В чем ценность такого рецепта «средства от чрезмерного плача» для детей: «Мак вместе с пометом мух, которые на стенах, приносятся массово и прессуются и выпиваются в течение четырех дней». изгонять из человека болезнетворных духов, рекомендовалось изгонять львов, пантер, горных козлов, газелей, страусов, крокодилов и др.; при лечении рожистого воспаления назначали местное втирание в кожу ослиных фекалий и женской мочи.

    Используя экскременты и мочу, а также лекарства, приготовленные из земли, ила, заплесневелого хлеба, древнеегипетские врачи стремились изгнать «злых духов» из тела больного. Об этом, например, свидетельствует заклинание из папируса Херста: «О дух, мужчина или женщина, ты, скрывающийся в моем мясе, в этих моих членах! Я принес эти фекалии. Внимайте мне, исчезните!»

    Но за теологической оболочкой именно этой терапии, безусловно, скрывался многовековой опыт народной медицины. По-видимому, в некоторых случаях испражнения, моча, ил, грязь, плесень на хлебе действительно помогали излечивать тяжелые случаи различных болезней, помогали залечивать раны. Тогда считалось, что неприятные запахи и горькие продукты отпугивают злых духов. Если лекарство не помогало, врач давал больному другие рецепты, из которых видно, что знахарям был известен ряд лекарственных препаратов из трав и других растений.

    Для приготовления препаратов использовались как натуральные, так и животные компоненты. Для лечения болезней часто используют ароматерапию, массажи, маски.

    Считается, что именно древние египтяне открыли клизму, ведь каждые три месяца они очищали желудок от нездоровой пищи. Египетские врачи первыми стали использовать в лечении антибиотики, а именно пенициллин в борьбе с инфекциями. Достаточно вспомнить, что один из самых эффективных антибиотиков — ауреомицин — впервые был обнаружен в почве возле кладбища.

    Например, лук в Древнем Египте почитался как священное растение, его посвящали богине Исиде. Луковые балки часто находили в мумифицированных саркофагах. Мак использовали как снотворное. Алоэ использовали для бальзамирования.

      1. Как ставили диагнозы в древнем Египте.

    Медицинские папирусы содержат советы о том, как ставить диагноз, и эти советы мало чем отличаются от современных диагностических методик. Выявление болезни основывалось на:

    • опросе пациента,

    • личном досмотре,

    • проведении анализов.

    Древнеегипетские целители обращали внимание на такие показатели состояния больного, как цвет кожи (бледность, желтизна, покраснение), лихорадка, температура, дрожание рук и др. Исследовали мочу, кал и слюну. При переломах, увеличении миндалин или опухоли на теле врач точно так же, как и сегодня, пальпировал больное место и фиксировал результаты осмотра.

    Врачебная этика Древнего мира трактовала, что сам врачеватель, после осмотра больного, открыто сообщал ему о возможном исходе лечения. Он произносил одну из 3 фраз:

    • «Эту болезнь я в силах излечить».

    • «Эту болезнь я, возможно, смогу излечить».

    • «Эту болезнь я не в силах излечить».

    Египетские целители также проводили простые хирургические операции. При лечении переломов применяли деревянные лонгеты («шины») и тугую повязку поврежденной конечности льняной тканью, пропитанной смолой. На стене одной из гробниц изображен хирург, вправляющий больному вывих плеча. Хирурги накладывали повязки, чтобы защитить рану от загрязнения, прикладывали холодные компрессы к ушибам и переломам.

    Особое значение египтяне придавали соблюдению правил гигиены. Поэтому лечение больного проходило с соблюдением строгих санитарных норм. Существовал целый кодекс и свод правил, в которых толковалось, что нарушение санитарных норм карается со всей строгостью, несмотря на высокий статус врача. Кроме того, именно египтяне первыми задумались о гигиене как о методе профилактики и предупреждения многих болезней.


      1. Специализация врачевателей.

    Любопытно, что уже в то время у египетских врачей была определенная специализация. Среди врачей Древнего Египта широкое развитие получила специализация. Греческий историк Геродот, посетивший Египет в V веке до н.э., писал: «В Египте полно врачей», и «у египтян издавна были отдельные врачи для каждой части тела: каждый врач занимался одной болезнью, и не более; все места (в теле человека) были распределены между отдельными врачами: одни лечили глаза, другие голову, третьи зубы, четвертые желудок, пятые внутренние болезни.

    Однако древние египтяне, в большинстве своем, не справлялись с болезнями, зато отлично умели залечивать раны и раны. Это было связано с тем, что в то время было трудно определить причину заболевания.

    Заключение.

    После глубокого знакомства с историей древнеегипетской медицины возникает ощущение, что современная медицина не открыла ничего нового, а только развила уже известные знания и методы лечения. В те далекие для нас времена было открыто почти все, чем мы пользуемся сейчас, но в несколько измененной форме. Конечно, никто из современных врачей не назначит применять сырое мясо при ранении мягких тканей, а затем покрывать рану жиром и медом, поскольку эти природные средства были заменены фармакологическими аналогами. Но техника сохранилась и по сей день. Если мы исключим аргоновые лазеры и высокоточные роботизированные хирургические установки и рассмотрим только «холодные» инструменты современного хирурга, а затем сравним их с древнеегипетскими аналогами, разница в форме и назначении будет минимальной. А если учесть, что далеко не все медицинские папирусы дошли до наших дней и, скорее всего, не все из них были найдены, то вполне возможно, что древнеегипетская медицина гораздо более развита, чем считается сейчас. Но ответ на этот вопрос могут дать только более поздние археологические находки.

    Список использованной литературы:

    Марченко Ю.Ф. Очерки по древнеегипетской медицине. М., 2000.

    Перепечин Д.В. Хирургия Древнего Египта // Молодые ученые Волго-Уральского региона на рубеже веков. Т. 2. Уфа, 2001. С. 199–200.

    Стучевский И.А. Научная мысль в древнем Египте. Медицина // Культура Древнего Египта. М., 1996. С. 250–260.

    Коростовцев М. А.. Религия древнего Египта. СПб., 2000. с 49, 50.

    Сорокина Т. С.. Врачевание в древнем Египте. // История медицины. М., 2005. с 62-81.


    написать администратору сайта