Итальянская архитектура барокко. Ит-кая арх-ра барокко РЕФЕРАТ. Итальянская архитектура эпохи барокко
Скачать 40.14 Kb.
|
Министерство науки и высшего образования Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна» Реферат на тему: Итальянская архитектура эпохи барокко. Работу выполнила: Овчинникова Александра Вячеславовна 2020 План: 1. Картина мира XVII в. 2. Особенности итальянской культуры XVII в. 3. Особенности стиля барокко. 4. Барокко в архитектуре. 5. Барокко в итальянской архитектуре: Раннее барокко 1580-1620 гг. Зрелое барокко 1620-1700 гг. Позднее барокко 1700-1735 гг. 6. Заключение. Список литературы. Картина мира XVII в. Предшествующие XVII веку великие географические открытия внесли преобразования в представления человека о мироздании. Осознание того, что мир огромен и что человек так мало знает о нем, побуждало людей изучать все вокруг себя. Этим обуславливается подъем естественных наук и интерес к природе. Возникает понимание, что все в природе взаимосвязано. Если в культуре ренессанса человек воспринимался как центральная фигура, творец-преобразователь, то в XVII веке он предстает песчинкой в этом огромном и неизведанном мире, природа оказывается не подвластна его воле. Новые стили воплощали картину необъятного, динамичного мира по-разному. Классицизм пытался упорядочить новые знания, дать им четкую теоретическую основу, реализм – разобраться хотя бы в том, что окружает обычного человека в его быту и жизни. А барокко стало наиболее ярким воплощением самих представлений того времени о мире и его противоречиях, противоборстве мистического и сверхматериального. Особенности итальянской культуры XVII в. Опираясь на достижения прошлых лет, Италия по-прежнему оставалась культурным центром Европы. Но, несмотря на то, что изобразительные искусства в Италии XVII в. развиваются в сложной исторической ситуации, достижения мастеров этого времени были очень значительны. И хотя из-за экономического кризиса крупные проекты возводились в очень ограниченном количестве, здесь в полной мере получила развитие барочная архитектура. В XVI-XVII веке в ходе реформации из-под влияния католической церкви вышел ряд стран. Католическая церковь приняла меры по борьбе с протестантизмом, которые получили название контрреформации. Одним из способов борьбы за умы верующих стало искусство. Католические барочные храмы и сегодня поражают роскошью и разнообразием художественных решений. Представьте, какое впечатление производили барочные храмы XVII века на обычных верующих! Посещение храма становилось подобно переживанию чуда. Католическая церковь поставила перед собой задачу показать, как роскошно она живет по сравнению с отколовшимися протестантами. Церковь и аристократия были главными поставщиками заказов, это объясняет, почему барокко получило распространение преимущественно в католических странах. Большинство памятников барочной архитектуры — это храмы, дворцы и загородные виллы. Желание поразить зрителя определило стремление к новаторству. В каждом новом произведении архитекторы пытались выйти за рамки того, что уже существует. Этим обуславливается разнообразие художественного языка барокко. Особенности стиля барокко Барокко – художественный стиль, пришедший на смену ренессансу, возникнувший в конце XVI века и достигший своего расцвета в XVII веке. Исследователи выделяют раннее, зрелое и позднее барокко. Этот стиль, родившийся в Италии и получивший там наибольшее распространение, оказал влияние на культуры многих стран. Барокко стало наиболее полным воплощением мироощущения человека 17 в., не случайно это время часто называют «эпохой барокко». Барокко - большой стиль, оказавший воздействие на все виды искусства. Для него характерна установка на синтез искусств. Ренессансный разум, воспитанный в убеждении, что человек – венец эволюции, внезапно столкнулся с несправедливостью и жестокостью мира по отношению к личности. Полные внутренних противоречий, страстные, стихийные образы наполняют произведения барокко. Само слово «барокко» переводится с итальянского, как «причудливый», что описывает суть этого стиля. Полный противоречий, он раскрывает самые разные эмоции своих персонажей – от религиозного экстаза, до мученического страдания. Излюбленные сюжеты барокко - чудеса, мистические видения, откровения, страсти. Культура XVII в. неистова и самозабвенна, она клокочет и бунтует, не желая укладываться в каноны, она потенциально способна на разрушение и бунт. И этот пылкий, азартный рывок за рамки обыденного придает языку барокко энергию и выразительность. Творцы XVII века разрабатывают ряд характерных для барокко особенностей. Барокко обращается в первую очередь к чувствам зрителя. Все средства художественной выразительности (композиция, колорит, ритм, линейный строй, освещение) приобретают повышенную эмоциональность, напряженность, динамику. Динамичность композиций достигается с помощью асимметрии, неравномерности распределения элементов. Излюбленными для мастеров барокко являются криволинейные формы. Объемы гипертрофируются, художники стремятся к театрализации, зрелищности, декоративной насыщенности произведений. Синтез архитектуры, скульптуры и живописи дает художникам возможность преобразовать пространство, чтобы добиться сильнейшего воздействия на зрителя. Барокко в архитектуре Барокко сыграло значимую роль в архитектуре XVII в. Произведения раннего барокко сохранили спокойствие, сдержанность форм, пропорциональность и симметрию, свойственные искусству возрождения. Здания же более позднего времени приобретают все большую пластическую выразительность, динамичность, декоративность. Во всех произведениях барокко чувствуется желание поразить зрителя. В следствии этого стремления архитектура барокко вырабатывает яркий и волнующий художественный язык. Для зданий барокко характерно отсутствие связи между фасадом и интерьером. Часто фасад заслоняет все здание, по нему невозможно угадать, как будет выглядеть его интерьер (например, внутри может оказаться купол). Если вы видите разорванные аттики, раскрепованные карнизы, то перед вами еще один излюбленный прием барочных архитекторов. Для них также характерно неравномерное использование, иррациональное удвоение ордерных и декоративных элементов. Тяготение к изогнутым линиям проявляется в обращении к сложным по очертаниям планам, лестницам, кровлям, частом использовании криволинейных элементов (фронтоны, волюты, сандрики). Создаются декоративные ниши, появляется много алогичных, нефункциональных элементов. Нарастает объемность скульптурного оформления зданий – появляются высокие сдвоенные элементы, круглые скульптуры вместо рельефов. Характерна также полихромия, использование разных материалов, что создает ощущение роскоши. Динамичная, часто ассиметричная композиция становится одним из любимых приемов барокко, тогда как в предшествующем этому стилю ренессансе акцентировалось внимание на равновесии и ясной гармонии. В целом архитектура становится более эмоциональной, одушевленной. Формы приобретают сложные очертания, порой не поддающиеся четкому описанию. Барокко тяготеет к ансамблевости, здание связывается в прилежащими площадями, малыми архитектурными формами, ландшафтом. При этом ансамбль барокко имеет замкнутый характер, еще не ставится задача создания системы ансамблей, которая позже появится в классицизме, хотя уже присутствует желание связать архитектурный объект с окружающей средой. Получают развитие малые архитектурные формы – фонтаны, обелиски и т.п. Барокко в итальянской архитектуре Стиль барокко возник в Италии и именно здесь сформировались его основные особенности, первоначальный образ. Рассмотрим самых выдающихся архитекторов барокко и проследим развитие этого стиля. Раннее барокко 1580-1620гг. Искусство раннего барокко носило компромиссный характер – все еще было сильно влияние ренессансной традиции, а формы барокко не достигли своего полного выражения. Джакомо делла Порта. Самым знаменитым произведением раннего барокко является церковь Иль Джезу, начатая Джакомо да Виньолой в 1568 году и законченная в 1584 году его учеником Джакомо делла Порта. Она ознаменовала переход от архитектурной системы возрождения к барочным принципам. В оформлении интерьера принимал участие генуэзский художник Джованни Баттиста Гаулли. Внешняя объемная композиция храма получает богатое динамичное решение. Архитектор композиционно выделил западный фасад, сделал его основным репрезентирующим элементом. Он поделен раскрепованным карнизом на два яруса, верхний из которых венчается треугольным фронтоном. Над главным входом располагается лучковый фронтон, в который вписан треугольный. По бокам от входа расположены ниши со статуями святых Игнатия Лойолы и Франциска Ксаверия. Концентрация, объемность и масштабность декоративных элементов нарастает к центру, что акцентирует вход и подчеркивает устремленность фасада вверх. Входы увенчаны сандриками разнообразными по форме: боковые треугольные, центральный, самый крупный – лучковый. Полуколонны и сдвоенные коринфские пилястры на высоком цоколе создают вертикальные доминанты, рождают гимновое, торжественное звучание образа. Верхний ярус украшен мощными боковыми волютами, в дальнейшем этот мотив будет присутствовать во многих произведениях барокко. Центральная ось здания акцентирована медальонами с рельефами. Фасад церкви облицован белым мрамором. Несмотря на относительную сдержанность, здесь уже присутствуют торжественные барочные мотивы. Церковь базиликального типа, прямоугольная в плане с выступающей абсидой. Архитектор использовал базиликальную схему храма, очень сократив длину трансепта и воздвигнув на средокрестии купол. Также он сильно расширил центральный неф, что способствовало объединению внутреннего пространства храма и выделению подкупольной и алтарной части. В формах храма все еще сохраняется симметрия, сдержанность и ясность планировки, свойственные для архитектуры ренессанса. Иль Джезу стала образцом нового стиля для архитекторов XVII века и многие приемы, впервые использованные при ее постройке, стали характерными для архитектуры барокко. Доменико Фонтана. Другим выдающимся архитектором раннего барокко является Доменико Фонтана, который, также, как и Доменико делла Порта, был наследником архитектурной традиции Виньолы и Микеланджело. Принципы барокко затронули не только культовую, но и светскую архитектуру, примером которой является Латеранский дворец в Риме (1586-1590 гг.). Он напоминает палаццо Фарнезе, выполненный в традициях позднего ренессанса. Фасад Латеранского дворца поделен двойными белыми тягами на три равные яруса по вертикали, углы здания декорированы рустом. На втором и третьем этаже расположены ряды прямоугольных окон, декорированных чередующимися лучковыми и треугольными сандриками, окна первого этажа декорированы более просто. Архитектор подчеркнул центральную вертикальную ось, разместив здесь парадный вход, который выделен рустованными полуколоннами, соединив его с центральным окном второго этажа волютами и завершив вертикальную композицию гербом, доходящим до начала третьего этажа. Над центральным окном расположен разорванный сандрик. Все декоративные элементы выделены белым цветом на фоне терракотовой стены. В плане дворец представляет квадрат с квадратным же двором внутри. Деление фасада на три равные части, симметричный план, выделение центральной оси показывают, что архитектор использовал модель палаццо, разработанную в эпоху Возрождения, придав ей большую торжественность с помощью таких барочных черт как разорванные, сдвоенные и чередующиеся элементы, полихромия и декоративное использование ордера. Карло Мадерна. Творчество этого архитектора принято считать рубежом раннего и зрелого барокко. Ранняя работа Мадерны – фасад церкви Санта Сусанна в Риме. Он создан на основе фасада Иль Джезу (1568—1584 гг.), но в большей степени декорирован пластикой. Также Мадерна поместил на фасад больше вертикальных акцентов (пилястр, полуколонн), сузив при этом его ширину, что придало церкви более нарядный и стройный вид. Самым значимым достижением Мадерны можно считать проект по расширению собора Святого Петра в Риме. Карло изменил задумку Микеланджело, выдвинув вперед главный фасад и расширив его так, что за ним не видно боковых сторон здания. Фасад собора поделен на три яруса, первый и второй объединены колоннами и пучковыми пилястрами коринфского ордера. Третий этаж отделен от первых двух с помощью раскрепованного карниза и использования более светлой породы мрамора. Сложное обрамление имеют прямоугольные окна третьего яруса, где получает развитие микеланджеловский мотив горизонтального прямоугольного окна, над которым есть маленькое горизонтальное овальное окно. Центральная часть второго этажа выделена от общей плоскости стены и венчается треугольным портиком, в аттике которого располагается герб Ватикана. Полуциркульные окна второго этажа имеют разную ширину, более крупные имеют ордерное обрамление. Окна декорированы чередующимися раскрепованными лучковыми и треугольными сандриками с рельефами, украшены небольшими балконами. Использованы пустые ниши для статуй, находящиеся друг под другом на первом и втором этаже, которые усиливают стремление фасада вверх и отделяют расположенные по бокам фасада арочные проходы. Изначально планировалось по бокам украсить фасад башнями, сейчас он имеет нарядные боковые завершения в виде часов, обрамленных скульптурными композициями. Большую роль играет скульптурное убранство фасада. Над колоннами и пилястрами на карнизе на постаментах установлены 10 статуй святых, скульптура Христа находится над центральным входом. В соборе Святого Петра мы видим, как архитектор, взяв за основу модель палаццо, трансформировал ее, придал патетическое, торжественное звучание с помощью увеличения количества пластики. Зрелое барокко 1620-1700 гг. В этот период барокко достигает наивысшего развития средств выразительности. Нарастание объемов, декоративности и синтеза искусств достигает своего предела. Джованни Лоренцо Бернини. Говоря об этом человеке, важно упомянуть его одаренность не только в архитектуре, но и в скульптуре и живописи. Лоренцо Бернини чутко улавливал мировидение своих современников и с недосягаемым ранее мастерством воплощал его в своих творениях. Бернини также, как и Мадерна, принимал участие в строительстве ансамбля собора Святого Петра. Он оформил площадь, примыкающую к собору. Она имеет составную форму – от фасада собора идет трапециевидная часть, к которой примыкает овальная. Обе части замыкает могучая четырехрядная колоннада тосканского ордера. Высота колонн 19 метров высотой, на антаблементе располагаются 96 статуй святых. Колоннада «подобно распростертым объятиям» изолирует внутреннюю площадь от хаотичной городской застройки. Архитектор выделил большую ось эллиптической площади, завершив ряд из двух фонтанов и обелиска симметрично выдвинутыми портиками. Собор и площадь в плане создают силуэт ключа святого Петра. Масштабы ансамбля показывают стремление барокко к большей монументальности. Также для собора Святого Петра архитектор выполнил тридцатиметровый бронзовый киворий, являющийся ярким примером синтеза скульптуры и архитектуры. Сень стоит на четырех витых колоннах, украшенных ювелирно трактованными рельефными растительными мотивами, на верху которых расположены скульптуры ангелов. Бернини ловко имитирует ткань и придает конструкции легкость продлевая киворий с помощью вытянутых волют вверх. Еще одним важным произведением Бернини является парадная лестница Ватикана Скала Реджа (1633-1666 гг.). Архитектор использовал прием искусственного усиления перспективного сокращения, за счет чего лестница казалась длиннее, а возникающая в проеме фигура папы выше. Также следует упомянуть небольшую церковь Сант Андреа Аль Квиринале, спроектированную Бернини в 1658—1678 гг. Ее фасад композиционно отделен от общего объема здания, он не связан с ним с помощью ордера, масштабно или других архитектурных элементов. Эффект наложения получит большое распространение в зодчестве барокко. Фасад представляет собой вид портала с пучковыми пилястрами, поддерживающими треугольный фронтон. Над главным входом вынесен полукруглый портик, венчающийся разорванным лучковым аттиком и скульптурным украшением. Церковь имеет овальный план и скрытый купол. Особого рассмотрения требует интерьер церкви, здесь в полной мере раскрылись декоративные достоинства полихромии. Пилястры и колонны покрыты каннелюрами и выполнены в белом и неоднородном красном мраморе. Разная трактовка поверхностей, золочение, скрытые световые колодцы создают игру света и усиливают эмоциональное воздействие на зрителя. В творчестве Бернини в полной мере раскрылся потенциал барокко. Франческо Борромини. Соперник Бернини – Франческо Борромини – был не менее одаренным человеком. Его произведения отличаются особой сложностью и динамикой форм. Выдающимся считают церковь Сан Карло алле Куаттро Фонтане (1634-1667 гг.). При создании здания архитектор снова использует эффект наложения – фасад и интерьер церкви находятся в полном несоответствии. Первый, в свою очередь, разделен на два яруса по горизонтали, которые объединены общим волнообразным движением стены. Фасад поделен колоннами коринфского ордера на три части, что придает зданию стремление вверх. Этот эффект усиливается картушами и нишами для статуй, которые опираются на более тонкие колонны. Архитектор подчеркнул центральную ось здания поместив на ней главный вход, окно со сложным сандриком и медальон, поддерживаемый двумя скульптурами ангелов. В образе фасада ощущается динамика, патетичность и нарядность. Интерьер Сан Карло выполнен в различно трактованном белом мраморе. Церковь имеет сложный план, образованный двумя колоколообразными фигурами. Архитектор вновь использует прием скрытого купола, который здесь производит поистине ошеломляющий эффект. Борромини стал архитектором церкви Сант Иво (1642-1660 гг.), которая также имеет сложные очертания в плане. Купол снова скрыт и имеет звездообразную форму. Внутри церковь имеет белый декор – профилированные пилястры коринфского ордера, рельефные украшения в виде звезд. Снаружи купол кажется ниже – в интерьере Борромини намеренно опустил его основание, чтобы создать эффект неожиданности при входе внутрь. Бальдассаре Лонгена (1598—1682). Барокко оказало влияние не только на столицу Италии, но и на ее провинции. Так, например, в Венеции работал мастер Бальдассаре Лонгена. Рассмотрения требует его церковь Санта Мария делла Салюте (1631-1687 гг.). Величественный храм с выразительным силуэтом расположен при входе в Гранд-канал, хорошо обозрим с трех сторон и играет роль своеобразного «эпиграфа» к венецианскому мифу. Известно, что храм построен в благодарность Богоматери за спасение от эпидемии чумы. Лонгена стал автором здания, выиграв в конкурсе проектов. Здесь мы уже не видим эффекта «аппликации». Церковь представляет редкий для Венеции тип центрической постройки. Главный 8-гранный объем увенчан тяжелым куполом, его высота 60 метров. Над алтарной частью мы видим второй купол, меньшего размера. Центральное подкупольное пространство окружено обходом с нишами капелл. Алтарная часть раскрывается в пространство хор. Главный вход оформлен в виде триумфальной арки. Используется много скульптурных элементов, карнизы декорированы дентикулами. К каждой из оставшихся сторон восьмигранника примыкают сложно декорированные портики с треугольными фронтонами и тремя арками в основании. Основание и барабан главного купола соединяют 16 спиралевидных волют, увенчанных скульптурами. Многочисленные орнаментально-пластические детали до предела заполняют простенки и пазухи арок. Однако, несмотря на пышность убранства, во внешнем облике храма чувствуется официальность, которая усиливается при входе в холодный серо-белый интерьер. Также Лонгена спроектировал два палаццо: Редзонико и Пезаро. За основу снова взята ренессансная модель: сохранилось деление на три этажа, особенно декорированы из которых только верхние два. Однако фасады обоих палаццо несут намного большую декоративную нагрузку, архитектор помещает на них большое количество скульптурных и архитектурных элементов (скульптуры путти, колонны, руст, дентикулы, фестоны). Гварино Гварини (1624—1683). Период зрелого барокко завершается творчеством Гварино Гварини из Турина - монаха, архитектора, математика. Он перерабатывал мотивы мавританской архитектуры и готические приемы и использовал их в своих произведениях, что характеризует его как смелого и остроумного архитектора. Его решения отличаются, своеобразием, напряженностью форм. Мастер возвел множество не только культовых, но и светских зданий в Турине, например, палаццо Кариньяно (1679-1683). Фасад здания подчиняется сложной планировке, включающей в себя две дугообразные лестницы и скрытый купол, его центральная часть, в отличие от плоских боковых, имеет волнистую линию фасада. Второй и третий этаж объединены пилястрами. Прямоугольные окна отличные по высоте обрамлены разнообразными сандриками. Здесь снова используется прием Микеланджело - над верхними прямоугольными окнами располагаются маленькие овальные. Окна каждого из ярусов имеют неповторимые очертания - круглые, квадратные прямоугольные. По бокам от центрального входа - глубокие полуцикрульные ниши. Поверхность стен декорирована скульптурной пластикой, пилястры первого этажа украшены сложными орнаментальными деталями. Фасад первого этажа украшен рельефами с изображением индейцев ирокезов, которые напоминали о победе полка Кариньян в 1667 г. над индейцами по время колонизации Канады. Здание построено из красного кирпича. Центральная ось фасада акцентирована двухъярусной лоджией изогнутой формы. Нижняя ее часть выделена белым камнем, декорирована рустом, вторая - белыми поддерживающими арочное перекрытие сдвоенными колоннами и парапетом. Портал второго этажа венчается треугольным фронтоном с овальной нишей в аттике. Центральная часть фасада, ограниченная двумя углублениями, венчается разорванным фронтоном с бронзовым картушем в аттике. Здание выглядит очень нарядно, торжественно и вместе с тем гармонично, в его образе чувствуется динамика. Здесь мы можем наблюдать, как приемы, выработанные в культовой архитектуре, применяются при постройке светского здания. Позднее барокко Барочные принципы продолжают свою жизнь и в начале XVIII века, хотя памятники архитектуры этого времени свидетельствуют о нарастающих классицистических тенденциях. В позднем барокко архитектура приобретает более строгий характер, уменьшается количество лепного декора. К середине XVIII века классицизм окончательно вытеснит барокко. Филиппо Ювара (1678-1736 гг.). В Турине работал архитектор Филиппо Ювара, творчество которого, видимо, было вдохновлено работами Гварини. Его работы сочетают в себе нарядность барокко и строгость классицизма. Показательным является пример церкви Суперга возведенной в 1715-1731 годах. В решении колокольни и купола еще чувствуются барочные мотивы (неравномерное распределение ордерных элементов, раскрепованные карнизы, овальные горизонтальные окна, сложные очертания боковых башен). Однако, упрощение плана, прямоугольная форма лестниц и далеко выдвинутый колонный портик указывают на влияние классицистических принципов. Самым значительным произведением Ювары считается замок Ступиниджи (1729-1733 гг.), расположенный недалеко от Турина. Главное здание представлено эллиптическим объемом, от которого по диагонали отходят крылья-корпуса. Такое динамичное решение, впервые употребленное здесь, будет применяться в ряде других построек XVIII века. Основное здание является частью грандиозного комплекса (в который входят служебные корпуса, дворы, аллеи, лужайки и рощи), позволяющего организовать парадные выезды масштабной свиты монарха. К крыльям примыкают более низкие служебные корпуса, расположенные по периметру внутренних дворов. С задней стороны здания – партер и парк, замкнутый кольцевой аллеей. На оси всего комплекса находится элиптический объем, увенчанный куполом сложной формы. Под куполом находится танцевальный зал, сверху купол украшен скульптурой оленя. В ансамбле замка все еще чувствуется барочное понимание архитектуры – он решен динамично, эффектно, фасады богато декорированы и имеют торжественное звучание. Невероятной роскошью отличается декор интерьеров, над украшением которых работали многие итальянские художники. 6. Заключение. Таким образом, мы рассмотрели, как барокко преодолело путь от традиций Возрождения к приемам классицизма, оставив богатое культурное наследие. Оно охватывает период с конца XVI века по начало XVIII. Принципы барокко частично возрождались в искусстве последующих веков, этот стиль оказал воздействие на формообразование рококо, но такой полноты синтеза всех искусств, яркости выражения идей единства и разнообразия мироздания как в XVII веке история не знает. Во второй половине XVIII века в архитектуре Италии получил преобладающее развитие классицизм, который теперь больше соответствовал идеям эпохи Просвещения. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: (автор, название работы, место, издательство и год издания) Ильина Т.В. История искусств: Западно-Европейское искусство. - М.: Высшая школа, 2000. -368 с. История зарубежного искусства /под. Ред. Кузьминой М.Т., Мальцевой Н.Л., 1983. - М. - 488 с. История искусств стран Западной Европы от Возрождения до начала 20 в. Искусство 17 в.- М.: Искусство, 1988- 600 с. Кашекова И.Э. Изобразительное искусство: Учебник для вузов. -М.: Академический проект-2009- 853 с. Художественные модели мироздания. Взаимодействие искусств в истории мировой культуры. Книга первая./под. Ред. В.П.Толстого, М.: НИИ РАХ, 1997 - с. 149-175. Якимович А.К. Новое время: Искусство и культура XVII-XVIII веков- Санкт-Петербург: Азбука-классика, 2004. - 440 с. |