Главная страница

бель канто в педагогике. Статья бель канто. Итальянская опера на протяжении почти трех веков (xviixix) занимала одно из центральных мест в европейской музыкальной культуре. Обобщая свидетельства теоретиков xviii в


Скачать 17.47 Kb.
НазваниеИтальянская опера на протяжении почти трех веков (xviixix) занимала одно из центральных мест в европейской музыкальной культуре. Обобщая свидетельства теоретиков xviii в
Анкорбель канто в педагогике
Дата26.06.2020
Размер17.47 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаСтатья бель канто.docx
ТипДокументы
#132738

Итальянская опера на протяжении почти трех веков (XVII-XIX) занимала одно из центральных мест в европейской музыкальной культуре. Обобщая свидетельства теоретиков XVIII в., американский музыковед Леонард Ратнер в монографии «Классическая музыка» пишет о лидирующем положении итальянской музыки в XVIII - первой половине XIX вв.1. В полемике, которая неоднократно возникала, прежде всего, между французским и итальянским оперными идеалами (например, в «Истории музыки» Ж. Бонне2, в известных эстетических «войнах» XVIII в. - буффонов, глюкистов и пиччинистов) даже оппоненты итальянской оперы признавали ее главенство в Европе. В XIX в. немецкая, французская, русская оперные традиции во многом развивались в оппозиции к итальянской. Показательны в этом от-ншении многочисленные высказывания любителей музыки того времени. Один из путешественников, например, отмечал, что «немцы заимствовали оригинальный вкус пения из Италии», подчеркивая тем самым приоритет итальянской вокальной школы.

Первые упоминания о бельканто, по-видимому, встречаются у Дж. Паччини (1796-1867) в его программе для обучавшихся пению в г. Лукка5 (1820-е гг.) и у Н. Ваккаи (1790-1848) в сочинении «12 ариетт для изучения итальянского бельканто» (1840). В 1858 г. в парижской консерватории Россини, отмечая упадок традиционной культуры итальянского пения, свое выступление начал словами: «Увы! Мы потеряли наше бельканто!», После этого выступления Россини термин бельканто мгновенно распространился, войдя в лексикон учителей пения. Характерными чертами, бельканто Россини считал естественный красивый голос, искусство вокальной орнаментики и чувство стиля, которому нельзя научить, но можно освоить, слушая хороших итальянских певцов. В музыковедческой литературе XX в. термин bel canto трактуется, весьма широко: как вокально-исполнительское искусство, как стиль, композиторского творчества, как педагогическая традиция. В энциклопедических источниках, и литературе нашего времени необходимыми составляющими бельканто называются красота тембра, ровность голоса на протяжении всего диапазона, абсолютный контроль дыхания (filar il suono), владение legato, блестящая виртуозная техника, умение импровизировать.

Давно назревшая необходимость специального исследования, посвященного целенаправленному рассмотрению произведений итальянского оперного бельканто первой половины XIX в., делает тему диссертации актуальной. Принципиально важным для определения сути бельканто, как нам кажется, является то, что в музыкальных явлениях, обозначаемых этим термином, приоритетную эстетическую ценность имеет вокальное искусство, в котором органично сочетаются виртуозное и кантиленное пение. 

Если музыка Россини, как правило, всегда вызывала восторженные характеристики - и у современников, и у историков, - то творчество Беллини и Доницетти, оценивалось отнюдь не всегда единодушно. На протяжении многих лет сочинения этих композиторов считали промежуточным, кризисным этапом в развитии итальянской оперы. Беллини и Доницетти начинали свою карьеру в период, когда на оперной сцене Италии всецело царил Россини. Известный итальянский критик Джузеппе Мадзини (1805-1872) называл композитора величайшим гением эпохи, Г. Рейне - «божественным маэстро», сравнивая Россини с «солнцем Италии, расточающим звонкие лучи по всему миру» и неустанно наслаждаясь его «золотыми тонами; звездами мелодий, искрящимися мотыльковыми грезами». В силу определенного исторического положения (между двумя, корифеями оперного театра - Россини и Верди) современники нередко недооценивали творчество Беллини и Доницетти, а их произведения считали всего лишь «тенью» сочинений Россини. Например, Ш. Гуно уподоблял оперы Доницетти «растениям, обвивающим здоровый ствол россиниевского творчества, но не обладающим ни его силой, ни его величием, и ствол этот, казалось, исчезал под мимолетным блеском их эфемерной листвы». Дж. Мадзини, напротив, с уважением отзывался об операх Доницетти, видел в нем единственного современного композитора, способного «преобразовать музыку», посвятить себя «поддержке россиниевского трона». Но талант Беллини критик не признавал.

Весьма часто в музыковедении сочинения Беллини и Доницетти было принято рассматривать с позиций музыкальных драм Вагнера и Верди. Так, например, Ф. Хальфт в своей статье о «Лючии ди Ламмермур» и X. Розен-таль в работе о «Доне Паскуале», трактуя оперы Доницетти сквозь призму реформаторских тенденций в итальянском театре второй половины XIX в., считают сочинения Доницетти несовершенными образцами оперного жанра.

Противоречия в оценках опер Беллини и Доницетти уже сами по себе создают проблемную ситуацию, которая, как нам кажется, тесно связана с пониманием эстетической сути бельканто как искусства, в котором доминирует красота вокала, и актуальна также по отношению к операм Россини. Вряд ли можно приблизиться к их адекватной интерпретации - и исполнительской, и научной, - если рассматривать творчество этих трех композиторов вне связи с традицией итальянского вокального искусства первой половины XIX в. и предшествующего столетия - этот тезис лег в основу научной гипотезы диссертации. Взаимодействие различных ипостасей итальянского вокального и оперного искусства было характерно для всей истории его развития. Эта взаимосвязь проявлялась в том, что композиторы нередко преподавали вокал, иногда пели в опере. В. Мадзокки (1597-1646) организовал в Риме школу для обучения искусству пения и композиции, Н. Порпора (1676-1768) обучал вокалу знаменитого Фаринелли (1705-1782) и Каффа-релли (1703-1783). Среди композиторов первой половины XIX столетия, преподававших вокал назовем имена А. Бенелли (1771-1830)21, Н. Ваккаи, М. Гарсиа-отца (1775-1832), М. Гарсиа-сына, Н. Дзингарелли (1752-1837). Бенелли и Гарсиа-отец прославились еще и как певцы. Среди материалов исследования важную роль играют трактаты по вокальной теории и педагогике XVII - XIX вв. Это труды Дж. Каччини «Новая музыка» (Флоренция, 1601), Ф. Този «Рассуждения о старинных и современных певцах или Примечания по поводу изобразительного пения». (Болонья, 1723), Дж. Манчини «Практические мысли и размышления о колоратурном пении» (Вена, 1774), Г. Манштейна «Великая Болонская школа Бернакки» (Дрезден, Лейпциг, 1834), А. Бенелли «Правила украшенного пения» (Милан, 1814), М. Гарсиа «Школа пения» (Париж, 1840), Г. Панофки «Искусство пения» (Париж, 1853), Ю. Штокгаузена «Вокальный метод» (Лейпциг, 1887), а также сборники вокальных импровизаций, выполненных знаменитыми певицами XIX столетия (Малибран, Паста, Патти, Маркези и др.) и зафиксированные Л. Риччи. Кроме того, в работе использованы воспоминания о певцах XIX в.

Музыкальный материал диссертации — оперы, репертуарные и редкие, имеющие историческое значение. Это «Итальянка в Алжире» (1813), «Севильский цирюльник» (1816), «Отелло»-(1816), «Золушка» (1817), «Семирамида» (1823) Россини; «Адельсон и Сальвинии» (1825), «Капулетти и Монтекки» (1830), «Сомнамбула» (1831), «Норма» (1831), «Пуритане»

1835) Беллини; «Любовный напиток» (1832), «Лукреция Борджия» (1833), «Лючия ди Ламмермур» (1835), «Мария Стюарт» (1835), «Роберт Деверо»

1836) «Дочь полка» (1840), «Фаворитка» (1840) Доницетти. Нотные издания этих опер приведены в конце работы.

Изучая проблемы исполнительской интерпретации оперных партий Россини, Беллини, Доницетти, мы ограничились сопрановыми ариями, написанными специально для той или иной примадонны первой половины XIX века. Именно сопрановые партии наиболее показательны с точки зрения специфики бельканто того времени.

Степень изученности темы в современном отечественном и зарубежном музыкознании различна. В целом, искусству бельканто посвящена довольно обширная литература, преимущественно, зарубежная. Большинство работ о творчестве Россини, Беллини, Доницетти имеет биографический характер — все они включены в список литературы и служат источником фактов, касающихся жизненного и творческого пути этих композиторов. Биографический ракурс выдержан и в книге Р. Челетти «История бельканто». В этом списке монографических исследований выделим труд М. Ада-мо и Ф. Липпмана, в котором помимо биографических сведений выявлены мелодические, ритмические и гармонические особенности стиля Беллини. Среди отечественных работ особое место занимает диссертация И. Драч, посвященная оперному творчеству Доницетти, где рассмотрена драматургия его опер и определена роль композитора в музыкально-театральной культуре эпохи романтизма. '

Некоторые замечания о композиторском творчестве эпохи бельканто содержатся в работах по истории музыки, имеющих учебный статус, и исследованиях оперы XVIII-XIX вв. Среди отечественных изданий упомянем, прежде всего, учебники Т. Ливановой и В. Конен, исследования А. Хохлов-киной и М. Черкашиной. Из зарубежных трудов отметим исследование Л.Ратнера «Классическая музыка. Выражение, форма, стиль», содержащее сведения о ряде вокальных жанров и исполнительских трактатов, а также мецо-сопрано или сопрано.


написать администратору сайта