Главная страница

Типология государств


Скачать 86.08 Kb.
НазваниеТипология государств
Дата02.11.2020
Размер86.08 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаkursovaya_po_tgp.docx
ТипКурсовая
#147585
страница1 из 3
  1   2   3

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЛНР

«ЛУГАНСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ ВЛАДИМИРА ДАЛЯ»

Институт юриспруденции и международного права

Кафедра правоведения

К защите допустить

Руководитель __________ доц. Левченков А.И.

«____» ________ 2017 г.

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Теория государства и права»

на тему: «Типология государств»

Студентка группы ЮИз-169

Бурлака Елена Владимировна

Луганск, 2017

ОГЛАВЛЕНИЕ:

Введение……………………………………………………………………3 - 5

Глава 1. Проблема типологии государств в современной науке

1.1. Понятие типологии государств ……………………………………...6 - 8

1.2. Проблема типологии государства в теории государства и права..9 - 13

Глава 2. Формационная типология государств

2.1. Сущность формационной типологии ………….............................14 - 16

2.2. Типология государств по формационному подходу ……………17 - 23

Глава 3. Цивилизационная типология государств

3.1. Понятие цивилизации, ее основные виды и характеристика……24 - 28

3.2 Сравнительный анализ западной и восточной цивилизации…….29 - 40

Заключение………………………………………………………………..41

Список использованных источников и литературы…………………...42

ВВЕДЕНИЕ:

На протяжении многовековой истории человечества существовало большое количество государств. В связи с этим возникала необходимость их научной классификации, которая отражает логику исторического развития государства, позволяет объединить их в группы на основе определенных критериев.

В истории каждого государства можно выделить определенные периоды (этапы), возникающие и прекращающиеся в каждом из них в разное время и имеющие специфические особенности. Тем не менее, существует возможность выявить какие-то общие особенности, характерные для всех государств данного периода.

Еще Аристотель и Полибий пытались найти общее в развитии разных государств, определить критерии их классификации, причины смены типов государств. 

Аристотель считал, что основными критериями разграничения государств являются:

  1. Количество властвующих в государстве.

  2. Осуществляемая государством цель.

По первому признаку он различал правление одного, правление немногих, правление большинства. По второму признаку все государства делились на правильные (в них достигается общее благо) и неправильные (в них преследуются частные цели). Отвлекаясь от конкретных условий того времени, Аристотель считал главное различие государств в том, в какой мере государство обеспечивает свободу и личные интересы каждого.

Полибий говорил, что развитие государства, смена его типов (разновидностей) – естественный процесс, определяемый природой. Государство развивается по бесконечному кругу, который включает фазы зарождения, становления, упадка и исчезновения. Эти фазы переходят одна в другую, и цикл повторяется вновь. История подтверждает, что цикличность в развитии государственно-организованного общества – закономерный процесс. Тем не менее, главное в воззрениях Полибия состоит в том, что за основу смены циклов в развитии государства он принимал изменения в соотношении государственной власти и человека.

Разнообразие научных подходов в оценке этого чрезвычайно сложного и неоднозначного общественного явления стало объективной основой концептуального плюрализма типологии государств.

Типология представляет собой один из важнейших методов познания исторического развития государства и права. Развитие же государства и права – важнейшая составная часть всего процесса развития человеческого общежития, а, следовательно, и всего исторического процесса.

Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что вопрос типологии государства представляет собой довольно сложный и в то же время очень важный вопрос в теории государства и права.

В общем понятие типология – это учение о типах, больших группах тех или иных объектов, обладающих набором общих, характерных для каждого типа признаков. Таким образом, типология – это своеобразная научная классификация, которая направлена на упорядочение полученных данных об объекте, о возможных формах его существования.

Исторический путь развития государства насчитывает несколько тысяч лет. Несколько тысячелетий, веков и даже десятилетий назад государства были совсем не такими, какими они являются в настоящее время. Теория государства и права пытается определить основные этапы исторического развития государства, сформулировать логику развития государства. Считается, что на каждом этапе исторического развития государство приобретает определенную совокупность черт, признаков, которые позволяют отнести его к определенному типу государств. Сразу же следует отметить, что вопрос о понятии государства относится к числу дискуссионных и не имеет единообразных трактовок ни в отечественной, ни в зарубежной литературе. Это объясняется в значительной степени многообразием подходов, которые сложились в науке относительно понимания государства.

Цель работы – на основе теоретического материала определить сущность и значение типологии государств в общей теории государства и права.

Объектом исследования является государство, а предметом – анализ типологии государств по различным критериям и основаниям.

В ходе рассмотрения темы курсовой работы будут исследованы следующие задачи:

1) определение понятия типологии государств;

2) выявление основных проблем типологии государства в теории государства и права;

3) раскрытие сущности формационной типологии;

4) изучение цивилизационной типологии государств;

5) сравнительная характеристика западной и восточной цивилизаций.

В нашей работе мы использовали такие методы исследования, как методы системного анализа и исследования операций, математические, статистические методы, метод сравнений и аналогий, метод обобщений, метод натурного моделирования, метод экспертных оценок и др.

В процессе данного исследования были использованы несколько разнообразных книг и пособий для изучения теории государства и права, монографий и журнальных статей и изданий известных авторов таких как Венгерова А. В., Лазарева В. В., Марченко М. Н., Алексеева С. С., Хропанюк В.Н., Нерсесянц В.С., Малько А.В., Матузов Н.И., Васильев Д.А.

ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА ТИПОЛОГИИ ГОСУДАРСТВ В СОВРЕМЕННОЙ НАУКЕ

1.1 ПОНЯТИЕ ТИПОЛОГИИ ГОСУДАРСТВ

Что касается понятия типология, то одни исследователи отождествляют типологию и классификацию и считают что это — распределение объектов по классам на основе их общих признаков. Другие ученые полагают, что типология — это особый вид классификации, который занимается системными объектами и дает системное знание о них.

Предметом изучения формы государства являются вопросы организации и устройства верховной государственной власти, территориального устройства государственной власти и методы ее осуществления. Напротив, предмет типологии государства составляет учение о народовластии (демократии) как родовой сущности государства. Поэтому, несмотря на очевидную взаимосвязь, форму государства нельзя отождествлять с типом государства, а типизацию государства - с классификацией его формы.

Классификация формы государства - это систематика государства, относящаяся к организации и устройству государственной власти; типизация государства - суть деление (группировка) государств с учетом факторов развития народовластия как родовой сущности государства. Форма государства соотносится с его типом как форма соотносится с сущностью: она есть внешняя организация государства определенного типа.

Понятие государства служит для обозначения единства трех составных его элементов: политической власти, территории и населения. Выражением этого единства (целостности) государства выступает народ, поэтому именно его политическая власть и есть то, что называется родовой сущностью любого эмпирического государства. Народ определяет в конечном счете и организацию собственного господства в пределах населенной им территории. Характеризуя родовую сущность государства, Ф. Энгельс писал: "Англия, конечно, демократическая страна, но демократическая в том же смысле, как и Россия; ибо народ везде, не осознавая этого, господствует, и во всех государствах правительство является только другим выражением степени образованности народа"[3].

Предметом теоретической типизации государства является государство в собственном смысле этого слова. Поэтому первоочередное внимание должно уделяться здесь основным значениям данного понятия.

Термин государство употребляется в научной литературе в трех значениях.

Во-первых, под государством понимается политико-территориальная организация народа (населения). Во-вторых, государством называется обособленная от народа организация политической власти на определенной территории, т.е. аппарат или механизм осуществления государственной власти. В-третьих, этим термином обозначается также политическая организация классового господства в обществе.

Указанная дифференциация значений понятия государства требует для своего объяснения выявления факторов, определяющих развитие государства, различных сторон его родовой сущности. Общим фактором развития государства является противоречие между индивидом, обществом и государством. Но этот фактор имеет сложную структуру

На протяжении многих лет вопрос о сущности государства решался нашей наукой односторонне. Сущность государства видели лишь в его насильственной стороне, рассматривая его как диктатуру, ничем не ограниченную власть господствующего класса. При этом упускалось из вида, что общества едино. Следовательно, государство всегда выражает интересы всего общества и является способом его интеграции.

По мнению Алексеева С.С.: «типология- это классификация государств и правовых систем на основе общности их исторического развития и сходства основных, существенных признаков. Типология представляет собой деление государств и правовых систем по однородным группам и подгруппам». (213). Предпосылками для определения типологии государства является целый ряд факторов. Категория «тип государства» занимает самостоятельное место в теории государства и права, так как дает возможность более полно отразить изменяющуюся сущность государства, особенности их возникновения и эволюции, увидеть естественно исторический прогресс общества в целом, как в бытии, так и в развитии государственно-организованного общества. Государства возникли не сразу. Их появлению предшествовал длительный период эволюционных и революционных преобразований общества.

Ныне существующие государства прошли в своем развитии многочисленные этапы, изменяясь в политическом, территориальном, экономическом, демографическом, гуманитарном отношении. Человек как биосоциальное существо возникает одновременно с обществом и развивается вместе с ним. Государство возникает на определенном этапе развития человеческих сообществ, определяемом совокупностью объективных факторов экономического, политического, социального, гуманитарного характера.

Каждое государство имеет свою историю. Их развитие представляет собой постоянный, необратимый, естественно исторический процесс. В истории цивилизации существовало, существует и будет существовать множество различных государств. Одни из них исчезали, другие появлялись. Этот процесс продолжается непрерывно. Каждое государство непрерывно изменяется, реформируется, совершенствуется. Данное развитие сопровождается коренными изменениями социальной природы, назначения, основных принципов организации и функционирования государственной власти.

Итак, все государства обладают собственной спецификой, неповторимыми особенностями. Но в то же время у отдельных государств имеются существенные сходства, общие признаки, позволяющие науке объединить их в одну группу - исторический тип государства. В развитии каждого государства наблюдаются объективные закономерности, познаваемые в результате научного поиска.

1.2 ПРОБЛЕМА ТИПОЛОГИИ ГОСУДАРСТВА В ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

В рамках изучения теории государства и права проблема типологии государств является в настоящее время актуальной. Ученые издавна вели споры относительно понятия, признаков и происхождения государств. Чтобы получить представление о государстве и его сущности, любому ученному, изучающему этот феномен, необходимо выяснить в рамках какого «общего типа» определенное государство индивидуализировалось, а также необходимо рассмотреть процесс возникновения и прекращения государства, либо точное выяснение разрушающих и образующих государство факторов имеет определенное значение для выяснения вопросов о правовом характере государства, а также о природе и границах публичного права [1, с. 47–51].

Вопрос о значении и понятии государства относится к числу рассматриваемых и не имеет единообразных трактовок ни в зарубежной литературе, ни в отечественной. Следовательно, в значительной степени это объясняется многообразием подходов, которые сформированы в науке относительно понятия государства. Очень сложный и достаточно важный вопрос в теории государства представляет типология государства.

В настоящее время государства являются не такими, как несколько десятилетий назад. Определить логику развития государства и историю развития государства, пытается теория государства и права. Государство на своем историческом развитии приобретает значительную совокупность признаков, черт, которые можно отнести к определенному типу государств.

Государство — это явление разностороннее, многогранное, которое обладает совокупностью самых различных признаков и черт.

Государства нет вообще в объективной действительности, но есть на разных этапах развития человеческого общества. Типология — т. е. система знаний, которая используется для обозначения сущностных черт государства, применяется для того чтобы найти определенные закономерности и классифицировать государства на этой основе [2, с. 167].

Тип государства означает наиболее общие черты разных государств. Это система, порождаемая определенной эпохой государства, обладающая общими сущностными признаками. Типология государств. т.е их классификация по типам, способствует выявлению свойств, сущности государства, признаков, а также позволяет проследить структурные изменения, закономерности их развития, а также прогнозировать дальнейшее существование государства. Следовательно, под типом можно понимать единые, системообразующие признаки, характеризующие конкретную группу государств и означающие закономерности их развития и организации. Различные государства подразделяются на определенные типы по средствам типологии. Следовательно, наиболее существенным признакам, который присущ различным государствам, является его вид.

В современной типологии государства существуют несколько подходов. Прежде всего, первая типология государства появилась задолго «до появления марксизма — ленинизма» в глубокой древности, когда разные люди различных сословий и лучшие мыслители того времени, такие как, Аристотель, Платон, мечтали жить в идеальном и правильном государстве.

Первой типологией можно считать древнюю, означающую тип и типологию, идеального и правильного государства. Отрицания идеального и правильного государства со стороны марксистами — ленинцами под предлогом того, что оно не выдерживает критики с позиции классового подхода, т.е неравенства, эксплуатации человека над человеком, нельзя признать обоснованным. В то время, когда народ верил в правильное и идеальное государство, такой подход был единственно правильным и верным, хотя в настоящее время с этим подходом не соглашаются и даже подвергают критике. Прежде всего, Платон в работе «Государство» [4. с. 47], разработал собственный проект идеального государства, который был близок к реальным условиям жизни греческих полисов. Платон, рассуждая об идеальном государстве, считал, что это государство лучших людей и управление должно находиться в руках умных и знающих людей, которые постигли самые совершенные идеи, овладевшие высотами научного познания: Платон говорил «Пока в городах… не будут или философы царствовать или сегодняшние властители и цари — искренне и удовлетворительно философствовать, то государственная сила и философия не совпадут в одно …. дотоле ни города, ни род человека не жди конца злу».

Аналогично тому, как управление кораблем поручается людям, которые знают корабельное дело, управление государством, по мнению Платона, должно поручаться людям, которые обладают необходимыми знаниями, а также овладевшими истинной философией. Платон сомневается в принципах соблюдения законов. Он считает, что когда будет вручена власть философам, которые обладают глубокими знаниями, смогут управлять государством не требованиями законов, а руководствуясь своим усмотрением. Платон располагает все государства в порядке возрастающего отклонения от идеала: а идеал — это аристократия, т.е. в государстве господствуют и правят лучшие (мудрейшие люди); а за аристократией Платон понимает тимократию (означающая господство храбрейших исильных). Далее от идеала отклоняется олигархия, т.е. означающая власть немногих богатых: еще дальше следует правление народа (демоса), т.е. демократия; но и в конце тирания — одной из худших и неправильных форм.

Дальше Платон отстаивает идеал аграрного замкнутого, т.е. «самодостаточного государства». У мыслителя в связи с этим предусмотрен государственный строй — аристократический. Но в этом государстве, существует народное собрание, где участвуют все граждане. Платон считает, что граждане первых двух разрядов обязаны посещать народные собрания, а за непосещения народного собрания предусмотрен штраф. Для граждан остальных двух разрядов посещение собраний не входит в обязанность.

Не ограничиваясь рассмотрением различных форм государства, Аристотель в труде «Политика» [5, с. 35], тоже дает свою характеристику идеального, совершенного государства, но он придает более конкретный характер своему идеалу. Его идеал остается целиком в рамках греческого государства-города, «самодавлеющего» коллектива.

Государство, по его мнению, не должно быть слишком большим или слишком малым по территории и по количеству населения. Государство с очень малочисленным населением не может быть самодостаточным. Ему не обеспечена «автаркия». Но и слишком большое государство не может получить надлежащую организацию. Население, как и территория государства, должно быть небольшим. Для совершенного государства необходимы благоприятные климатические условия: климат не слишком холодный, как на севере Европы, но не слишком жаркий, как в Азии. В совершенном государстве, по Аристотелю, сохраняются несправедливость, резкое неравенство и рабство среди свободных. Граждане обеспечены всем необходимым, но не занимаются ни ремеслом, ни земледелием. Физический труд — дело рабов и ремесленников. Последние лично свободны, но не являются гражданами государства. Земельная собственность должна принадлежать только гражданам. Ремесленники и земледельцы не обладают ею. Что касается политической организации идеального государства, то Аристотель выдвигает принцип поочередного участия всех граждан в осуществлении государственной власти. При этом граждане в молодые годы только подчиняются, с достижением же определенного возраста они привлекаются к участию в управлении государством.

Немало интересных суждений о типе идеального правильного государства можно встретить и у Полибия в его «Всеобщей истории», и у Н.Макиавелли в его трактатах, и у И.Фихте. В XX в. наиболее распространенным стал так называемый формационный подход к типологии государства, сторонниками и активными разработчиками которого были идеологи марксизма-ленинизма. Отвергнув идею о типе идеального, правильного государства, сторонники этого подхода стали утверждать, что типология государства связана только со способом производства, а в соответствии со сменой способов производства происходит в истории смена типов государства. Под типом государства они понимали совокупность характерных особенностей государства, выражающих его сущность и свойственных всем государствам, возникшим на основе производственных отношений одного и того же типа.

Типология, или классификация по типам государств и их правовых систем, по мнению М. Н. Марченко [7, с.178], представляет собой объективно необходимый, закономерный процесс познания государственно-правовой материи, отражает логику естественно-исторического процесса развития государства и права, исторически неизбежной смены одних типов государства и права другими, является одним из важнейших приемов и средств познания исторического процесса развития государства и права. По мнению Г. Кельзена в основе типизации современных государств лежит идея политической свободы, поэтому выделяются два типа государственности: демократия и автократия. Отождествляя государство и право, считая, что государство как организация принуждения идентично правопорядку, Г. Кельзен пришел к выводу, что любое государство, включая авторитарное, является правовым. Этот вывод резко контрастировал с доктринами либеральной демократии середины XX в., в которых правовое государство рассматривалось как альтернатива тоталитарным политическим режимам [8, с. 56–59].

Таким образом, можно сделать вывод, что типология государств, содействует более глубокому выявлению признаков, свойств, сущности государств, позволяет проследить закономерности их развития.

  1   2   3


написать администратору сайта