Главная страница
Навигация по странице:

  • Философия жизни ХХ века

  • Детство Ницше и становление теории коммуникации

  • Новые направления в коммуникации. Отрочество философа.

  • Пик творчества

  • Источники вдохновения

  • Критика коммуникации

  • Война и ее влияние

  • Закат философской деятельности, давший толчок новым течениям

  • Наследие Ницше

  • Юнусметов.М-РК1. Итоговый контроль по дисциплине Человек в коммуникативном пространстве


    Скачать 52.53 Kb.
    НазваниеИтоговый контроль по дисциплине Человек в коммуникативном пространстве
    Дата06.05.2022
    Размер52.53 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаЮнусметов.М-РК1.docx
    ТипРеферат
    #515352






    Российский государственный социальный университет





    Итоговый контроль

    по дисциплине «Человек в коммуникативном пространстве»


    ФИО студента

    Юнусметов.М.С

    Направление подготовки

    Реклама и связи с общественностью

    Группа

    РСО-Б-0-З-2021-1


    Москва

    Концепция коммуникации Ф. Ницше

    Содержание:

    Введение


    1. Философия жизни ХХ века




    1. Детство Ницше и становление теории коммуникации




    1. Новые направления в коммуникации. Отрочество философа.



    1. Пик творчества



    1. Источники вдохновения



    1. Критика коммуникации



    1. Война и ее влияние



    1. Закат философской деятельности, давший толчок новым течениям



    1. Наследие Ницше


    Заключение

    Список использованной литературы

    Введение

    Двадцатый век был отмечен, с одной стороны, беспрецедентным интеллектуальным и рациональным прогрессом, с другой стороны, обесцениванием индивидуальной человеческой жизни, маргинализацией человека и его ценностей, чувствами изолированности, поверхностного общения, чувства одиночества. Антропокультурная сфера пронизана постоянным чувством кризиса — «кризиса разума», кризиса фундаментальных метафизических и онтологических основ человеческого существования. Это придает области межличностных отношений, общения и общения в свете теоретического и практического опыта 20-го века особое значение и важность.

    В первой половине XX века существует потребность в укреплении коммуникации, которая помогает разрешать экзистенциальные пограничные ситуации. Существенный вклад в этот вопрос внес немецкий философ К. Ясперс. Он сосредоточился на обстоятельствах современной жизни, которые в ХХ веке поставили принципиально новые проблемы в области коммуникативного сосуществования людей. Речь идет о разрушении традиционной системы коммуникации и распространении нечеловеческого общения и массовых манипуляциях над сознанием и поведением людей. Однако, по мнению Ясперса, у людей есть возможность выйти за рамки того, что они делают, им предоставляется свобода. Эта возможность, характеризующая самые глубокие и интимные слои человеческого существования, наиболее полно проявляется в актах общения одного человека с другим, в актах осмысленного общения. По мнению Ясперса, такое экзистенциальное общение основано на взаимности, открытости и единстве. Эта связь между людьми наиболее очевидна в моменты настоящих испытаний и невзгод.

    Во второй половине ХХ века возникает потребность систематизировать мир повседневного общения при сохранении принципов теоретического развития мира. Один из наиболее продуктивных шагов был сделан немецкой коммуникативной философией — учение Хабермаса и Апеля, основанной на сочетании внимания к миру повседневного общения, человеческой жизни в целом и необходимости не - Техническое понимание как важнейшая предпосылка для преодоления все возрастающих кризисов, особенно кризисов в межличностной жизни. На первый план выходит проблема интерсубъективности. Признание интерсубъективной сферы в качестве определяющего фактора в мире современного человека позволяет эффективно искать выход из кризиса, в котором находится человек, ориентируясь на классические точки ориентации индивидуального сознания.

    Философия предстала перед необходимостью по-новому осмыслить свою извечную проблему «человек и мир» и при этом определить свое отношение к «классической» философии ХVІІ-ХІХ столетий, то есть периода восходящего развития капитализма, индустриально-рыночной экономики.

    Новейшая научная революция нарушила «классическую» галилеевско-ньютоновскую ясность миропонимания, а кризисные явления в обществе, особенно катастрофические события XX века, а именно две страшные мировые войны, эксперименты с установлением тоталитарных, репрессивных режимов, неудача «развитого социализма» и распад Советского Союза подорвали веру в исторический разум и прогресс, обнаружили иллюзорные устои исторического оптимизма.

    В философии начала усиливаться реакция против классического рационализма; упор был перенесен на иррациональный аспект (или даже сущность) действительности.

    Иррационализм – философское учение, провозглашающее представление, воображение, волю, переживание, а также бессознательные элементы, например инстинкты, «озарение», интуицию альтернативами разума и основным формам человеческого познания. Для иррационализма объектом философского исследования становится внутренняя жизнь человека, через призму которого происходит интерпретация разных общественных явлений: культуры, человека, власти, религии, морали.

    В конце XIX, начале XX веков философы обнаружили, что западноевропейская цивилизация также переживает культурный упадок. По их мнению, европейцы погрязли в эгоизме, в мире царит консьюмеризм, бездарность и его духовная жизнь застопорилась. В поисках причин упадка и возможной панацеи для возрождения культуры они часто искали ответы на свои вопросы в прошлом. Преемник Шопенгауэра Ницше показал Европе пример восточной системы ценностей и жизни предков самих европейцев.
    Философия жизни ХХ века

    Поэтому в последней трети XIX столетия в Германии и Франции сформировалось течение, получившее общее название «философия жизни». Она включала теории и идеи таких философов, как А. Шопенгауэр, Ф. Ницше, В. Дильтей, А. Бергсон, Г. Зиммель, О. Шпенглер, Л. Клагес и другие. Один из исследователей философии жизни, Г. Риккерт, отметил ее стремление не только всесторонне рассмотреть жизнь как единое образование, но и сделать его центром мировоззрения и мироощущения, а в философии – ключом ко всему философскому знанию.

    Философия жизни – направление, рассматривающее все существующее как форму проявления жизни, начальную реальность, которая не тождественна духу и материи и может быть постигнута только интуитивно. Идейными предшественниками философии жизни являются прежде всего немецкие романтики, с которыми многих представителей этого направления роднит антибуржуазную направленность, тоска по сильной, неделимой индивидуальности, стремление к единству с природой. Как и романтизм, философия жизни отталкивается от механистически-умственного мировоззрения и тяготеет к органическому. Это выражается не только в ее требовании непосредственно созерцать единство организма, здесь образцом для всех немецких философов жизни является И. В. Гете, но и в стремлении "возвращения к природе" как органического единения, рождающего тенденцию к пантеизму. Наконец, в русле философии жизни возрождается характерный – особенно для йенской школы романтизма и романтической филологии с ее учением о герменевтике – интерес к историческому исследованию таких «живых цельностей», как миф, религия, искусство, речь.
    Детство Ницше и становление теории коммуникации

    Фридрих Ницше — самый узнаваемый немецкий философ и писатель. Его повседневная жизнь не была такой яркой и насыщенной событиями, личная же была удивительной эмоциональной драмой. Все богатое литературное наследие Ницше можно рассматривать как художественную биографию. Здесь необходимо учитывать, что отдельные парадоксы Фридриха Ницше, оторванные от общего контекста его мировоззрения, оторванные от лирических и психологических корней, стали источником стыда для неподготовленных людей. Истинный смысл будет известен только тем, кто терпеливо следит за всей последовательностью его странного и болезненного духовного расцвета.

    Для начала, немного о самом философе: Фридрих Ницше родился 15 октября 1844 г. в бедной деревушке Рёккен на границе Пруссии и Саксонии, отец его был лютеранским пастором, к несчастью, он умер в молодости от тяжкой душевной болезни, когда Ницше был ребенком. В отрочестве и ранней юности Ницше охотно готовился к пасторскому званию. Среднее образование он получил в знаменитой наумбургской школе Пфорте, куда был определён в 14 лет. Он был исправным и послушным учеником и не пережил на гимназической скамье никаких философских тревог и сомнений. К семье своей он питал нежную любовь и привязанность и всегда с крайним нетерпением ожидал возможности отпуска.

    В то же время, как раз на рубеже XVIII - XIX вв. в немецкой классической философии начинает разрабатываться категориальный аппарат, принципиально важный для построения теории коммуникации. Речь идет о категориях "субъект" и "объект", где под "субъектом" понимался человек в его активно-познавательном (но пока еще не преобразовательном) отношении к «объекту» - окружающему объективному миру.

    Новые направления в коммуникации. Отрочество философа.

    Семиотика стала новым направлением в исследованиях коммуникации, возникшая в XIX в. в рамках философии прагматизма. Она уделяла особое внимание знаковой природе коммуникации, исследовала свойства знаков и знаковых систем, которым определенным образом сопоставлялось (придавалось) некоторое значение. Вместе с тем, появляются учения, критическая направленность которых расходится с общей линией на изучение коммуникативных аспектов человеческой жизни.

    Вернёмся к Фридриху, в 1862 г. он поступил в Боннский университет и сразу начал заниматься по направлению классическая филология. Будучи первокурсником, он сделал не очень успешную попытку проповедовать товарищам студентам оздоровление и очищение традиционного быта и после этого держался всегда в стороне от общей массы. Уделом Ницше оказалось одиночество. Несмотря на то что у него были преданные друзья и заботливые родственники, он постоянно жаловался на недопонимание. Философ не был индивидуалистом, а с детства жаждал общения и мечтал о дружеской коммуне.

    Характеризуя себя как «самого уединившегося среди уединившихся», Ницше тем не менее не отказывался от простой болтовни и охотно общался с торговками на базаре. В «Заратустре» он писал: «Как приятно, что есть слова и звуки: не есть ли слова и звуки радуга и призрачные мосты, перекинутые через все, что разъединено навеки. Говорить — это прекрасное безумие.» Причина невозможности коммуникации, по Ясперсу, состоит в том, что истина невыразима и все попытки ее высказать — это всего лишь истолкования. Поскольку истина — это непрерывное становление, а всякое сообщение должно иметь определение, постольку же возникает задача создания такого языка, какой был бы адекватен становлению. Но возможно ли радикально изменить язык так, как об этом мечтали некоторые философы и поэты? Ницше не претендовал на создание идеального языка, наоборот, он опровергал самого себя и проверял на прочность свои позитивные принципы, включая волю к власти и вечное возвращение. Ужас бесконечного становления был в том, что меняется не только бытие, но и его восприятие.
    Тем самым, все мы обречены на бесконечные изменения и скитания в поисках той самой истины. Ницше также обострил скепсис по отношению и к науке. Действительно, наука имеет с фанатиком то всеобщее, что она также нетерпима, как и он, поскольку постоянно доказывает и требует доказательств. Нет человека нетерпимее, чем тот, кто стремится доказать, что сказанное им должно быть истинно. Согласно Ницше, наука нетерпима, потому что она вообще есть симптом слабости, поздний продукт жизни, александрийство, наследие того декадентства, которое изобретатель диалектики Сократ принес в мир, где не было еще никакой «непристойности доказательства», но где бездоказательно распоряжалась и выражалась благородная самоуверенность. Психологический скепсис относительно отстаивания истины, конечно, не затрагивает саму науку. В этом за Ницше никто не пойдет. Но на самом деле возникает сомнение в науке как открывающейся нам как третий смысловой слой за словами «что есть истина»? Действительно ли наука есть последняя инстанция и единственный носитель истины, как она на это претендует?
    Ницше глубоко страдал из-за непонимания публикой своих сочинений. Последние совсем не находили отклика, и он вынужден был издавать их за свой счет. Конечно, можно согласиться с Ясперсом и другими авторами, что Ницше пытался сказать о чем-то невыразимом и, в связи с этим использовал технику «косвенного сообщения». Однако правда более прозаична, хотя от этого и не менее трагична: Ницше понимали, но не принимали. Можно сказать и так, что его не принимали, потому что не понимали. Но и в этом случае речь идет не столько о некой сложности самих сообщений, сколько о непринятии их сути. Ницше писал: «Один всегда неправ: но с двоих начинается истина.» Этим он раскрыл причину неприятия своих мыслей. Поскольку истина рождается в противоречии и споре, Ницше взял на себя тяжелый труд отстаивать позицию, отрицаемую большинством людей, но таковы были его принципы и, уже будучи философом, уверенно несущим свои концепции устройства мира в массы, он никак не мог от них отказаться. Подобно критикуемому им Сократу, он испытывал на прочность основные ценности европейской культуры, быть может с надеждой на понимание будущих поколений. Такова была весьма трагичная позиция Ницше в публичном дискурсе. Как человек он не был оратором или публицистом, а все еще хранил ту самую детскую мечту о возможности близкого, сокровенного общения. В письме Петеру Гасту Ницше писал, что человек, пребывающий со своими мыслями наедине, слывет чудаком, с двоих же начинается мудрость, уверенность, храбрость, духовное здоровье.

    Понимая бесконечность интерпретативного процесса, Ницше уже не мог с уверенностью отстаивать свои убеждения. Некритическое мышление, по сути, отрицает коммуникацию. С этой трудностью снова попытался справиться Ганс Гадамер, согласовывая открытый диалог с авторитетом традиции, без признания коего также невозможно найти общий язык. Наоборот, Ницше, настаивавший на праве сильных изъявлять свою волю к власти, в соревновании интерпретаций считал неприемлемой догматическую убежденность. Как же все-таки обстоит дело по части согласования воли к власти и свободы истолкований?

    Считается, что воля к истине отличается от воли к власти. Под последним понимается также свободная игра, обеспечивающая исходное равенство вступающих в бой сил. Воля к власти отличается от банального принуждения тем, что реализуется как честная конкуренция, результат которой определяется исключительно способностями участников, без включения внешних, особенно мифических или мистических сил.

    Пик творчества

    Ницше не принимал языка фанатизма и поэтому выражал свои мысли другими способами. В частности, «Человеческое» написано таким образом, что в нем вместо автора слово дается тому или иному персонажу. Так открывается «философский театр» Ницше, благодаря стилистике которого он получает возможность более открыто говорить, создавая своих персонажей. Ясперс считает, что Ницше продумывал, но так и не осуществил идею говорить прямо, скрываясь под псевдонимами, на то были конечно свои причины, связанные с непринятием его идеологии обществом того времени.

    Ясперс полагает, что Ницше, который писал сестре: «Не верь, что мой сын Заратустра высказывает мои мнения», — в конце концов брал слово сам. Попытку говорить под псевдонимами последовательно осуществлял и Серен Кьеркегор. Для Ницше это было, скорее, случайным приемом. Действительно, Ницше и Кьеркегор принадлежат к разным психотипам. Их детские травмы различны. Возможно, оба они относятся к типу «подпольных людей». В одном, однако, есть следы комплекса величия как продукта аристократических амбиций, воспитанных его бабушкой по отцовской линии, а в другом — следы христианского смирения. Когда Кьеркегор скрывался под псевдонимами, Ницше любил носить маски. Но можно утверждать, что вся структура их создания, релятивистская эпистемология, теория переоценки ценностей - не что иное, как создание видимости, маски, являющейся феноменом. Секретность Ницше не следует преувеличивать. Вряд ли правомерно предполагать, что он вел двойную жизнь шпиона, один в Зильс-Марии, другой в Ницце, и скрывал свои мысли под видом Диониса. Маска не обязательно обманывает или скрывает, она сообщает правду, которая не раскрывается. Ницше писал: «Всякий глубокий ум нуждается в маске, — более того, вокруг всякого глубокого ума постепенно вырастает маска, благодаря всегда фальшивому, именно плоскому толкованию каждого его слова, каждого шага, каждого подаваемого им признака жизни». Здесь он говорит о маске, которую накладывают на нас другие. Своими ложными интерпретациями они нейтрализуют высказанную нами истину. В это также вложен смысл того, что каждый человек, независимо от того, знаком он с тем на кого смотрит или нет видит его по-своему, искажая то, как видит себя сам человек, более того это видение может меняться в зависимости от обстоятельств и событий. Но есть маски, которые мы надеваем сами, чтобы было возможно легче пережить страдания. Это прежде всего маска насмешливой веселости, благодаря которой мы переживаем несправедливости и даже, порой, ужасы бытия

    К действующей гипотезе следует относиться с таким же скептицизмом. Сам Ницше терпел положительное значение клоунады, шутовства и даже глупости, например, в вопросе о женщинах и актерах, с надеждой, вытекающей из его объяснения названия книги «Веселая наука». Он писал: «Нам следует время от времени отдыхать от самих себя, смеясь над собою или плача над собою: мы должны открыть того героя и вместе того дурня, который притаился в нашей страсти к познанию.» Речь идет не просто о ценной способности человека иногда избегать жестокой серьезности дурачеством, в качестве защиты своего психического состояния, а об онтологической амбивалентности Бога и сатира. Двойником и конкурентом Заратустры, который хочет преодолеть человека, у Ницше оказывается скоморох, который перепрыгивает через него. Особенно часто Ницше применял эпитет шута к Сократу. Он писал, например: «Сократ был шутом, возбудившим серьезное отношение к себе.

    Источники вдохновения

    Немного позднее Ницше перешел в Лейпцигский университет, где стал чувствовать себя намногокомфортнее. В Лейпциге он среди необходимых, но далеко не самых интересных занятий древними языками случайно прочел книгу Шопенгауэра, и эта случайность надолго предопределила основное направление его духовных интересов. Это первая философская любовь Ницше, который радовался постоянной готовности автора противостоять всем устоявшимся консервативным течениям и бесстрашно рассказывать об этом своим современникам. Он ценил глубокое понимание Шопенгауэром всемирно-исторической трагедии и непоколебимое упорство вопрошающей мысли. Интерес Ницше к древности, а также к жизни и учению Шопенгауэра не случаен. Это прямо следует из его критики европейской культуры, которую он пытается противопоставить естественной жизни, которой люди жили согласно Ницше в древности. В Европе он видит естественное существование в жизни греков досократического периода, изучение которых он очень любил.

    Ницше, чрезвычайно увлеченный идеями А. Шопенгауэра, продолжает интересоваться музыкальным искусством как на практическом, так и на теоретическом уровне. Ницше - музыкант-практик, который направляет свою творческую деятельность на создание новых произведений - фортепианных пьес, романсов и песен, хоровых произведений. Композиционные способности Ницше лежали в области вокальных произведений. Его произведения для фортепиано относятся к истокам импровизации. «Фортепианные пьесы Ницше часто возникают из импровизации, которая была одной из отличительных черт романтической музыки. Однако творческий потенциал Ницше как композитора был недооценен Вагнером и его окружением. В теоретико-философских работах Ницше отстаивает идею о том, что музыка является результатом волеизъявления - концепция, которая имела центральное значение для Шопенгауэра. Неоднозначно, что Ницше не только унаследовал идеи своих предшественников, но и отрицал их. В результате творческого развития философской мысли он сталкивается с отказом от концепций Вагнера и Шопенгауэра.

    Одним из ключевых утверждений немецкого философа является идея о том, что музыка напрямую связана с аффективным началом; это не совсем понятно из соображений рациональности, а скорее из-за эмоциональной составляющей. «Философ выступает за теорию аффекта Просвещения, согласно которой музыкальный язык - это прежде всего язык аффектов, главным из которых является аффект удовольствия экстатической природы. Все эмоции, вызываемые музыкой, близкие к естественным инстинктам, отделенным от ментального контроля, представляют картину реального реального внутреннего мира человека. Самое главное, что музыка доставляет эстетическое удовольствие, способствует общению между людьми. Именно музыка становится фактором, порождающим греческую трагедию, как он подчеркивает в «Рождении трагедии в духе музыки». Хотя в мире много страданий, искусство в целом и музыка в целом могут принести человеку некоторый комфорт и сделать жизнь более комфортной. «Единство жизни и музыкального искусства, по мнению Ф. Ницше, позволяет глубже понять сложные социальные процессы, происходящие в обществе, позволяет прогнозировать модели дальнейшего развития человечества и роль личности в нем."

    Ницше смотрел на повседневную жизнь людей и рассудительность ученых, упадок искусства и бюрократию в жизни - все эти проявления болезни человечества. Ницше считал, что, помещая людей в искусственные рамки, культура обезличивает их, подавляет волю личности, лишает их творческих способностей.

    Это обострило разногласия между Ницше и Шопенгауэром, пытавшимися ограничить волю мира. В отличие от Шопенгауэра, Ницше считает, что культура также связывает индивидуальную волю и становится цивилизацией, поэтому мы должны отказаться от культуры. Как видим, западная цивилизация не устраивает Шопенгауэра и Ницше по разным причинам. Если Шопенгауэра возмущали ее агрессия и индивидуализм, то Ницше сердился на вырождение и упадок. Но если агрессия и индивидуализм привели к вырождению и упадку, следует ли нам вернуться к этим основам? Однако доктрина Ницше не сводится к элементарному сопротивлению варварству цивилизации. Его учение становится все более и более сложным, и для понимания мы хотим прояснить еще один момент, касающийся различий между Ницше и Шопенгауэром. Дело в том, что, в отличие от Востока и Запада, Шопенгауэр не указал на перекресток, на котором их пути расходились. Ницше подошел к этому вопросу иначе.

    Критика коммуникации

    Ницше стал одним из ярких критиков коммуникации в XIX в. Значительное место в его философии отведено критике языка. Он был убежден, что мышление неотделимо от языка, но язык с необходимостью искажает реальность, подменяет жизнь как она есть сама по себе ее искусственной картиной, лишенной "атрибутов бытия" — естественности, страстей, непосредственности, стихийности. Для внесения ясности в осознание его идеологии можно вкратце рассмотреть отдельные аспекты в виде тезисов, например, экзистенциализм, или философия существования, утвердился и стал одним из самых мощных философских течений в Европе в период между двумя мировыми войнами. Предмет и цель философских исследований экзистенциализма — внутренний мир личности, изолированной от общества. По своему характеру это есть философия человеческой некоммуникабельности. Термином "экзистенциализм" обозначается ряд концепций, сущность которых есть способ переживания личностью противоположной ей чуждой и враждебной действительности. В центре внимания - внутренний мир человека; социальная жизнь представляется в виде продолжения и расширения этого внутреннего мира, и кризис личности понимается как кризис всего человеческого бытия. Или, персонализм — теистическая тенденция в западной философии, приподносящая личность и ее духовные ценности, как высший смысл земной цивилизации, — дает схожие оценки состояния человеческой коммуникации. Коммуникация в философии персонализма — общение, основывающееся на взаимопонимании, дискуссии. В результате могут возникать мнимые коллективы "массового общества" — корпорации, группы давления, бюрократизированные институты.

    Философский анализ коммуникации, осуществляемый в рамках различных школ, связан с понятием "дискурс". В немецком языке слово "дискурс" — подчиненное понятие по отношению к понятию диалога: дискурс есть диалог, ведущийся с помощью аргументов. Все эти идеи Ницше развивал и уверенно нес в массы.

    В то же время филологические работы начинающего философа-студента привлекли внимание иностранных ученых, и в 1868 г. до получения университетского диплома, базельский университет предложил ему профессуру на кафедре греческой словесности. По настоянию своего учителя, известного ученого Ричля, Ницше принял приглашение. Докторский экзамен после этого стал для него лишь небольшой формальностью. Поселившись в Базеле, Ницше вскоре, к своей радости, познакомился и сблизился с прославленным композитором Рихардом Вагнером, позднее эта дружба ознаменовала собой очень важную ступень в духовном развитии Фридриха. «Во всем существующем Вагнер подметил единую мировую жизнь – у него все говорит и нет ничего немого», – так он описывает философию своего нового вдохновителя. 

    Война и ее влияние

    Во время франко-прусской войны 1870-1871 годов Ницше работал на передовых позициях санитаром, волне довольствуясь этим званием, потому что, состоя на республиканской службе в обязательно-нейтральной Швейцарии, не мог использовать свои права запасного германского офицера конной артиллерии. К счастью, он не был впечатлительным, поэтому кровавые зрелища не поколебали его принципиальных симпатий к войне. Он по-прежнему продолжал видеть в стихийных международных столкновениях уникальную трагическую красоту и приписывать им очищающее и закаляющее влияние. Однако военно-санитарная служба неблагоприятно отразилась на хрупком здоровье Ницше и значительно ускорила развитие его неизлечимого нервно-психического недуга. В 1879 г. Ницше оставил профессуру и с той поры жил в почти безуспешной борьбе с изнурительной болезнью то на высотах Энгадина, то на юге Франции, то в Италии. В поздних сочинениях Ницше становился все более циничным. Насколько тесно при этом соединены были правда и поза, сказать трудно. Конечно, нельзя сбрасывать со счетов усталость и гнев, однако определение себя как «скомороха новой вечности», представление своих книг как «высшего проявления цинизма» свидетельствуют об окончательном мнении Ницше, что серьезность в постановке и решении «первых и последних вопросов» не только неэффективна, но и опасна. Даже если бы кто-то действительно знал, а не просто думал, что знает, ответы на эти вопросы, он бы не мог править миром, как абсолютный диктатор. Обобщая неоднозначное отношение Ницше к маске и шутовству, можно сказать, что он, с одной стороны, не позволял себе увлечься и обмануться ими, а с другой стороны, искал в них защиту от отчаяния. Ему было присуще «уважение к маске.» В итоге, под маской оказывается не только сам Ницше, но и его произведения. Философ — это отшельник, точнее, человек, попавший в лабиринт, из которого нет выхода. Философ не имеет никаких окончательных истин, за каждым новым его утверждением открывается пропасть. Ницше также говорил: «Всякая философия — есть философия авансцены.» Определяя наивысшую форму духовности Европы как «гениальное дешевое дурачество», Ницше не только фиксировал ее несущественность, но и положительно оценивал все то, что сегодня называют «виртуализацией» культуры. Не только смерть Бога, а вслед за ней и человека, но и кризис высших ценностей, исчезновение стиля он считал освобождением от единообразия и, конечно, приветствовал плюрализм.

    Но не следует забывать и об опасности маски — в конце концов она может прилипнуть к лицу. После Туринской катастрофы Ницше отождествился с любимым персонажем, и даже его реальное безумие имело литературный характер.

    Философия Ницше создает настроения, а не открывает истину. Ясперс писал на заключительных страницах своей книги: «Ницше утверждает ложь, волю к власти, безбожие, естественность — каждый раз его формулировки пригодны для того, чтобы обеспечить спокойную совесть фактической лжи в мире, способствование развитию грубой властной воли и фактам насилия, продвижению безбожия, примитивного опьянения. Но на самом деле Ницше хочет обратного: лжи, которая была бы самой истиной, то есть чем-то большим, чем классическая мнимая истина; бытия, которое лишено ценности без власти, или власти, которая поддерживает свое влияние благодаря умелому удержанию; безбожия, которое должно быть более правдивым, трезвым, логичным и моральным, чем вера в Бога.

    Закат философской деятельности, давший толчок новым течениям

    Литературная деятельность Фридриха Ницше продолжала до полной утраты душевного равновесия идти чрезвычайно интенсивно с той лишь разницей, что от научных историко-филологических трудов он перешел к художественным афоризмам, но ни на шаг не отходил от своих философских идей, продолжая их распространение. Вышеупомянутая семиотика в двадцатом веке получила дальнейшее развитие. Будучи одним из ответвлений философского позитивизма, сегодня семиотика получила статус самостоятельной научной дисциплины. Центральными понятиями новой дисциплины стали понятия знака и семиозиса. Знак определяется как некий предмет, явление или событие, которое выступает в качестве представителя или заместителя некоего другого предмета и используется для получения, хранения, обработки и распространения информации. Знаки могут быть как языковыми, так и неязыковыми. Семиозис определяется как процесс, при котором некоторое явление функционирует в качестве знака.

    Также свое развитие получила и герменевтика — философско-методологические основы которой были заложены еще в девятнадцатом веке Шлейермахером, в двадцатом веке обретает статус самостоятельного направления современной философской мысли. В герменевтике разрабатываются категории, принципиально важные для теории коммуникации. Среди них особый статус приобретают две категории: понимания и интерпретации. Проблемы изучения и истолкования текстов вызвали философский интерес к вопросу о понимании. Понимание — уразумение смысла или значения чего-либо. Интерпретация понимается как истолкование текстов, направленное на понимание их смыслового содержания; в математической логике, логической семантике, философии науки интерпретация — установление значений выражений формального языка.

    Не обошлось и без появления новых течений, например, диалогическая философия, она же философия диалога, диалогизм — совокупное обозначение философских учений, смыслом деятельности которых является понятие диалога. Она получила широкое распространение в XX веке. Диалогическое отношение, или отношение Я - Ты, разумеется при этом как фундаментальная характеристика положения человека в мире.

    Возвращаясь к философу, пребывавший последние 10 лет жизни в паралитическом слабоумии Ницше умер 25 августа 1900 года в Веймаре. Его сестрой Елизаветой Фёрстер-Ницше был основан в этом городе «Музей Фридриха Ницше», всецело посвящённый философу.
    Наследие Ницше

    В учении Ницше, как в любом серьезном нравственно-философском исследовании, есть много всего ценного для нашего времени. Прежде всего, это острая критика мещанства. Никто до или после Ницше с такой прозорливостью не смог предвидеть всю опасность общества маленьких, серых, безмолвных, покорных людей.

    Кроме того, это непринятие социальной системы, построенной либо на беспрекословном подчинении какой-то одной идеологии, либо на принципах утилитаризма и прагматизма, где обесценено главное - личность, ее индивидуальность и уникальность. Это идея возвышения человека, преодоление всего мелочного, обыденного, незначительного для жизни. Многие термины нравственного учения Ницше вошли в философско-этическую науку и в наш обыденный язык: "переоценка ценностей", "сверхчеловек", то есть "которых слишком много"; "человеческое, слишком человеческое», мораль "по ту сторону добра и зла".

    Следовательно, можно выделить следующие главные характеристики современной философии:

    – неотъемлемой чертой является плюралистичность (сциентическое и антисциентическое, антропологическое, культурологическое, историософское направления, постмодернизм, религиозная философия);

    – практически все школы и направления являются разновидностями субъективного и объективного идеализма, изменяющего свои формы;

    – значимость, важность не только результатов интеллектуальных действий, но и собственно процесса, интеллектуального акта и его обстоятельств, например, в герменевтике или деконструкции;

    – тенденция перехода с позиций рационализма на позиции иррационализма, то есть разочарование в исключительной силе разума, уныние в конструктивных возможностях человеческого сознания и акцентуализация таких элементов психики, как воля, инстинкты, бессознательное, интуиция, внутренний мир человека, его переживание — философская феноменология, экзистенциализм, герменевтика;

    – важной особенностью этого этапа развития мировой философии является выраженное разграничение философских концепций, ориентированных на сциентизм и антисциентизм. Если сциентизм объясняет мир путём абсолютизации роли науки в жизни общества: позитивизм, прагматизм, фрейдизм, структурализм, то антисциентизм основывается на критике интеллекта и отрицании безграничных, безоговорочных возможностей науки и техники в дальнейшем развитии человечества, выступая с требованием нравственного, экологического ограничения их развития. .

    – концентрация внимания вокруг проблем человека и его места в мире — экзистенциализм, персонализм, философская антропология, религиозная философия;

    – религиозные направления приобрели характерную черту всей западной философии – фидеизма, стремление соединить науку, философию и религию, использование научных знаний для защиты религиозных учений;

    – динамическое взаимовлияние, взаимная критика базовых идей и понятий в процессе активной философской коммуникации, дискурса, например, механизм так называемой «большой тройки» – экзистенциализм, неопозитивизм и неотомизм;

    – осмысление новой, неклассической синергетической картины мира, создаваемой современным естествознанием, и в этой связи – теоретико-познавательных, логико-методологических вопросов, анализ знания и языка.

    Отказ от классических образцов философского мышления не имеет однозначного характера: наряду с созданием новых его типов и форм, характерна также ориентация на сохранение и продолжение классических традиций, однако с учетом требований современности; более того, феномен философского постмодерна реализуется на «вторичном» материале, питаясь переосмыслением классической метафизики.

    Заключение

    Таким образом, на примере непростого пути немецкого философа, которому удалось оставить очень глубокий след в истории, мы имеем возможность проследить переход философских течений в Европе XIX века. В своей философии Ницше развивал новое отношение к действительности, построенное на метафизике «бытия становления», а не данности и неизменности. В рамках подобного взгляда истина, как соответствие идеи действительности, более не может считаться онтологическим основанием мира, а становится лишь частной ценностью. Его идеи оказали невообразимо огромное влияние и на современную философию, ведь ни одного автора не цитировали так часто, как Ницше. Многие страницы работ или целые книги Семена Франка, Николая Бердяева, Мартина Хайдеггера, Мишеля Фуко, Жиля Делеза и других выдающихся философов посвящены анализу его наследия и пронизаны неприятием его идей или восхищением ими. В некотором смысле философию Ницше можно безусловно считать философией прорыва, которая появилась в переломную эпоху, требующую новой модели окружающего мира, самого человека и отношений между людьми. Ведь всегда, во времена, когда старые ценности изживают себя, жизнь сама начинает порождать мощнейшие концепции, направленные на создание нового мира. Какие из этих революционных идей приживутся, конечно, уже другой вопрос. Глядя на мифы, которые окутывают философию Ницше, приживаться пока что нечему, потому что он до сих пор не понят до конца и нам ещё предстоит по-новому взглянуть на его творческое наследие.

    Список литературы:


    1. http://rushist.com/index.php/philosophical-articles/2842-nitsshe-fridrikh-kratkaya-biografiya русская историческая библиотека

    2. https://studwood.ru/857221/kulturologiya/filosofskie_podhody_postroeniyu_teorii_kommunikatsii studwood

    3. https://scibook.net/istoriya-filosofii/kommunikatsiya-5976.html

    4. Хрестоматия по философии: учеб. пособие/сост. Алексеев. – М.: Проспект, 2016. 

    5. Ясперс К. Привидение толпы / К. Ясперс, Ж. Бодрийяр. – М.: Алгоритм, 2008.

    6. Философия: учебник / ред.: В. Губин, Т. Сидорина. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2016.

    7. Философия: учебник / ред.: А. Зотов, В. Миронов, А. Разин. – М.: Проспект, 2016.

    8. Ницше Ф. Так говорил Заратустра / Ф. Ницше. – Харьков: Аргумент Принт, 2016.

    Ницше Ф. По ту сторону добра и зла: прелюдия к философии будущего / Ф. Ницше. – Харьков: Фолио, 2013.


    написать администратору сайта