Главная страница
Навигация по странице:

  • Ключевые слова

  • теоретический анализ. Теоретический анализ проблем коммуникации в психологии


    Скачать 295.51 Kb.
    НазваниеТеоретический анализ проблем коммуникации в психологии
    Анкортеоретический анализ
    Дата12.02.2022
    Размер295.51 Kb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаteoreticheskiy-analiz-problem-kommunikatsii-v-psihologii.pdf
    ТипДокументы
    #359764

    183
    УДК 159.9
    С.В. Колесникова
    ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ КОММУНИКАЦИИ В ПСИХОЛОГИИ
    Работа выполнена при финансовой поддержке гранта РФФИ № 11-06-90709.
    Раскрывается сущность термина «коммуникация» через призму различных психологических моделей. Уточнены цели, функ- ции коммуникации. Рассмотрены различные подходы к пониманию коммуникации: психоаналитический, экзистенциальный, транскоммуникативный, когнитивный.
    Ключевые слова:коммуникация; фрейминг; транскоммуникация.
    Коммуникативный процесс представляет собой не- обходимую предпосылку становления, развития и функционирования всех социальных систем, потому что именно он обеспечивает связь между людьми и их общностями, делает возможными связь между поколе- ниями, накопление и передачу социального опыта, его обогащение, разделение труда и обмен его продуктами, организацию совместной деятельности, трансляцию культуры. Именно посредством коммуникации осуще- ствляется управление, поэтому она представляет ко всему вышеперечисленному и социальный механизм, с помощью которого возникает и реализуется власть в обществе.
    Термин «коммуникация» появился в научной лите- ратуре в начале ХХ в. и имеет три значения: 1) средст- ва связи любых объектов материального и духовного мира; 2) общение, передача информации от человека к человеку (межличностная коммуникация); 3) общение и обмен информацией в обществе (социальная комму- никация).
    Коммуникационная деятельность осуществляется в обществе в трех формах:
    1) общение – диалог равноправных партнеров;
    2) управление – целенаправленное воздействие коммуникатора на получателя информации;
    3) подражание – заимствование образцов поведения, стилей общения, образа жизни одних членов общества другими. Благодаря подражанию из поколения в поко- ление передаются язык, традиции, знания, умения.
    Если целью общения является обмен информацией преимущественно эмоционального содержания, то це- лями коммуникации являются: обмен и передача ин- формации; формирование умений и навыков, развитие профессиональных качеств; формирование отношения к себе, к другим людям, к обществу в целом; обмен деятельностью, инновационными приемами, средства- ми, технологиями; изменение ценностных установок и мотивации поведения; обмен эмоциями.
    В зависимости от целей сообщения в научной лите- ратуре выделяют пять моделей коммуникации: позна- вательную, убеждающую, экспрессивную, суггестив- ную, ритуальную. Для каждой из этих моделей харак- терны свои цели и ожидаемый результат, условия ор- ганизации, коммуникативные формы и средства.
    Исходя из целей коммуникация выполняет следую- щие функции: информационно-коммуникативную
    (процесс обмена информацией); интерактивную (взаи- модействие индивидов в процессе межличностного общения); гносеологическую (познавательную); аксио- логическую (процесс обмена духовными ценностями); нормативную (процесс передачи и закрепления норм в обыденном сознании); социально-практическую (обмен результатами деятельности, способностями, умениями, навыками) [1].
    Существует множество определений социальной коммуникации. Наиболее часто встречающиеся из них: социальная коммуникация – это передача информации, идей, эмоций посредством знаков, символов; это про- цесс, который связывает отдельные части социальных систем друг с другом; это механизм, посредством ко- торого реализуется власть (власть как попытка опреде- лить поведение другого человека) [2].
    Истинной, личностно освоенной социальностью считает коммуникацию немецкий философ Ю. Хабер- мас. Но таковой она становится не сразу, а лишь по мере того, как начинает обеспечивать людям возмож- ность совершенно свободного и беспристрастного об- суждения высших ценностей. Последние исторически изменяются и поэтому требуют постоянного спора о себе. Исходя из этого у Ю. Хабермаса сама теория по- знания предстает как коммуникативный процесс, как коммуникация. Немецкий ученый развил эту концеп- цию на основе ряда положений своего предшественни- ка в немецкой философии – К. Ясперса, утверждавше- го, что истина – это коммуникация и, стало быть, ис- тинная коммуникация – это коммуникация по поводу искания истины [3].
    В прикладных моделях коммуникации, т.е. моделях, которые в середине XX в. были призваны объяснить процессы в резко развившихся технических системах, отслеживаются составляющие коммуникативной це- почки с целью прогнозирования новых эффективных коммуникативных действий (термин Ю. Хабермаса).
    Основными прикладными моделями коммуникации явились модель Клода Шеннона (математическая) и
    Норберта Винера (кибернетическая) [4].
    Существуют различные теоретические модели соци- альной коммуникации. В рамках психоаналитической модели, основанной на теоретических учениях З. Фрей- да и К. Юнга, коммуникация понимается как вытеснение индивидом своих бессознательных влечений [5].
    Экзистенциалистская модель рассматривает комму- никацию как «заброшенность в мир». Такое понимание коммуникации объясняется развитием в ХХ в. системы нравов – индивидуализма. Отношения, складывающие- ся в условиях индивидуализма, организуют жизнь че- ловека на принципах изоляции и самоизлоляции, что порождает такое явление культуры как некоммуника- бельность. Некоммуникабельность есть распад всех социальных связей, крайняя форма взаимного отчуж- дения. В результате у индивидов возникает чувство одиночества, ощущение бессмысленности кратковре-

    184 менного и никому не нужного существования человека в мире. Такую ситуацию философы назвали «кризисом коммуникации» [5].
    В контексте бихевиоризма (науки о поведении) ос- новой коммуникации является не язык как система, а непосредственные речевые сигналы, манипулируя ко- торыми можно воспитывать человека любого склада.
    Такое же понимание коммуникации мы видим и в семантической модели Ю. Лотмана и У. Эко. В игро- вой модели коммуникации, основными представителя- ми которой можно назвать Э. Берна и Й. Хейзинга, коммуникация есть игра. Персонализм рассматривает коммуникацию как внутреннюю метафизическую спо- собность личности открывать в себе чувства Другого
    (отношения Я – Другой). В понимающей модели ком- муникации, основными представителями которой яв- ляются М. Вебер, Г.-Г. Гадамер, Г. Шпет, главным ре- зультатом коммуникации является понимание челове- ком другого человека, так называемое взаимное пони- мание [5].
    Широкое признание и распространение получила линейная модель коммуникации, разработанная из- вестным американским социологом и политологом
    Г. Лассуэллом и включающая пять элементов [5]:
    1. Кто? (передает сообщение) – коммуникатор.
    2. Что? (передается) – сообщение.
    3. Как? (осуществляется передача) – канал.
    4. Кому? (направлено сообщение) – аудитория.
    5. С каким эффектом? – эффективность.
    Формула Лассуэлла трактует коммуникацию пре- имущественно как императивный, побудительный процесс: «отправитель» в той или иной степени стре- мится оказать влияние на «адресата». Между тем ей присуще одно далеко не бесспорное допущение, кото- рое заключается в том, что передаваемые сообщения всегда вызывают определенный ожидаемый эффект.
    Эта модель, несомненно, имеет тенденцию преувели- чивать результативность воздействия передаваемых сообщений, особенно когда речь идет о средствах массовой коммуникации.
    Найдя модель Лассуэлла применимой, хотя и сильно упрощенной, некоторые исследователи стали развивать ее дальше. Р. Брэддок добавил к ней еще два элемента коммуникативного акта: условия, в ко- торых протекает коммуникация, и цель, с которой говорит коммуникатор. Формула Лассуэлла отражает характерную особенность ранних моделей коммуни- кации – она предполагает, что коммуникатор всегда старается повлиять на реципиента, и, следовательно, коммуникация должна трактоваться как процесс убе- ждения. Это допущение ориентирует модель на при- менение прежде всего в области анализа политиче- ской пропаганды.
    Рассмотрим теории, построенные в рамках когни- тивной парадигмы. Поворот исследований в русло когнитивной психологии ознаменовался тремя момен- тами:
    1) смещением фокуса внимания с независимых пе- ременных, определяющих эффективность убеждения, на такие концепции переработки информации, как дис- курсивная модель (где обсуждается природа языка) и фрейминг (схема представления события в СМК);
    2) сменой зависимых переменных – переходом от изучения установок (отношения к объекту) к изучению познания (знаний или мнений об объекте);
    3) сдвигом акцента на изучение самого коммуника- тивного сообщения с точки зрения влияния его пере- структурирования на эффект его воздействия.
    Человек обрабатывает информацию о мире с помо- щью восприятия информации, кодирования, репрезен- тации, памяти и решения проблем. Существует много способов описания процесса обработки информации, но они имеют некоторые общие черты:
    1) общее количество обрабатываемой информации в единицу времени ограничено вниманием;
    2) вероятность воспроизведения информации опре- деляется тем, насколько хорошо она записана или ак- тивирована в памяти.
    Внимание – процесс селективного распределения ограниченных ресурсов. Количественные показатели внимания зависят от соответствия новой информации прошлому опыту. Если новая информация соответству- ет ожиданиям, основанным на прежде воспринятой информации, то она привлечет меньше внимания, чем информация, не согласующаяся с прошлым опытом [7].
    Когнитивная модель памяти наиболее широко при- меняется в исследованиях восприятия телевизионных новостей. Новости, передаваемые по телеканалам, за- поминаются плохо. В одном из экспериментов было замечено, что запоминание значимо уменьшалось от первого к четвертому сюжету, если все четыре сюжета относились к одной категории новостей. Когда катего- рия менялась между третьим и четвертым блоками, наблюдался резкий скачок запоминания четвертого сюжета. Эти результаты объясняются феноменом про- активной интерференции [7].
    Классическая работа Липпмана «Общественное мнение» содержала множество примеров несовпадения представлений людей о мире с окружающей действи- тельностью. Люди действуют не на основе реальных данных, а исходят из картины мира, которая складыва- ется у них под воздействием средств массовой комму- никации. Селективность и искажение фактов в ново- стях неизбежны и зависят от факторов, которые невоз- можно контролировать (например: ограниченность времени исследования журналистом раскрываемой им темы, специфика канала коммуникации, высокая стои- мость эфирного времени и вследствие этого предпоч- тение одних деталей сообщения другим, необходи- мость привлекать и удерживать внимание аудитории).
    Теории «фрейминга» утверждают, что на процессы обработки и интерпретации информации людьми ока- зывают влияние предшествующие структуры значений или схемы. Три стратегии обработки новостей: «актив- ная обработка» – индивид ищет дополнительные ис- точники информации, так как информация всегда не- полная; «рефлексивное интегрирование» – индивид обдумывает или обсуждает с другими информацию средств массовой коммуникации; «селективное скани- рование» – из всего содержания сообщений индивид воспринимает только то, что согласуется с сущест- вующими у него представлениями… Согласно конст- руктивистской модели эффектов средств массовой коммуникации аудитория полагается на версию реаль-

    185
    ности, построенную на основе личного опыта, взаимо- действия с соседями и селективной интерпретации ин- формации [8].
    Фреймы рассматриваются как схемы предъявления и восприятия новостей. Два вида фреймов: фреймы
    СМК и индивидуальные фреймы.
    Фреймы – это центральная организующая идея или сюжет, которые привносят значение в последователь- ность событий… сущность сообщения.
    Индивидуальные фреймы – хранящиеся в мозгу ин- дивида кластеры идей, которые направляют процесс обработки информации. Для интерпретации и обработ- ки политической информации могут использоваться два вида фреймов: глобальные политические взгляды и кратковременные, зависящие от события [8].
    Маккомбс и Шоу выдвинули теорию ранжирования общественных событий: существует устойчивая связь между особенностями подачи сюжетов в новостях и степенью важности, придаваемой им аудиторией. СМК не могут навязать своей аудитории конкретную точку зрения, но они могут заставить аудиторию считать од- ни проблемы более важными, чем другие. Порядок распределения сюжетов в средствах коммуникации по степени значимости определяет их иерархию в пред- ставлениях аудитории, т.е. ранжирует события в созна- нии индивида.
    Таким образом, анализируя все перечисленные вы- ше теории и концепции, можно констатировать много- образие взглядов на коммуникативный процесс и сущ- ность коммуникации. Чаще всего концепции оказыва- ются в большей или меньшей степени механистиче- скими, рассматривающими обезличенный процесс пе- редачи информации как основную сущность коммуни- кации, тогда как психосемантический, ментальный уровень коммуникативной трансформации остается неизученным.
    Поэтому нам хотелось бы особое внимание уделить концепции, предложенной в рамках транскоммуника- тивного подхода В.И. Кабриным. Автор развивает ги- потезу о коммуникативной природе личности, в кото- рой коммуникация играет роль «универсального интег- рирующего процесса» [9]. Следует отметить, что в этой концепции понятия «коммуникация», «коммуникатив- ность», «коммуникабельность» значительно расшире- ны по сравнению с теми же понятиями в традиционной западной и отечественной психологии. Так, под ком- муникацией В.И. Кабрин понимает некий универсаль- ный информационно-энергетический смыслотвор- ческий процесс, эмоционально заряженный и сопрово- ждающийся глубинными эйдетическими переживания- ми. Так, Кабрин отмечает, что «коммуникативность как интегральная характеристика личности имеет значи- тельно большую глубину и радиус действия, нежели принято думать: в нее может включаться генетический опыт прошлых поколений и жизней, ключ к которому в обычных условиях чаще всего недоступен» [9. С. 8].
    В.И. Кабрин выделяет четыре основные формы об- щения, каждой из которых соответствует определен- ный уровень развития личности:
    1. Интракоммуникация (контакт) – силовое, спон- танное, импульсивное, т.е. неадаптивное и закрытое, замкнутое внутри себя общение.
    2. Экстракоммуникация (беседа) – ситуативное, адаптивное, ориентирующееся на внешнее окружение и обстоятельства общение.
    3. Интеркоммуникация (дискуссия) – партнерское, взаимное, паритетное общение.
    4. Транскоммуникация (отношения: дружба, лю- бовь) – преображающее, воодушевляющее, вдохнов- ляющее, позитивно и негативно потрясающее общение.
    Еще одна модель В.И. Кабрина построена на не- сколько иных основаниях, однако в ней также выде- ляются уровни, принципиально соотносимые с архе- типическими пространствами человеческого суще- ствования:
    1. «Протонойя» (колыбель духа) – изначальная от- крытость человека духовно-космическому ноэзису и невыразимая его непостижимость, рождающая вселен- скую любовь, но и вселенский страх и тоску.
    2. «Ортонойя» (притязания разума) – оформление душевной жизни в рационалистические структуры, признаваемые «правильными», нормативными, все- общими (становление Человека разумного), но при этом также и формальные, бесплодные притязания разума, саморазрушительный педантизм и критикан- ство, скепсис.
    3. «Паранойя» (добровольное безумие) – кризисное, синкретическое, войлочное сознание и противоречивая психология человека, «проклюнувшегося» из «яйца ортонойи», растерявшегося, блуждающего, ищущего в великом многообразии идей, ценностей, концепций, школ, открытий и предрассудков и склонность к ду- ховной анархии, этическому релятивизму и плюрализ- му; веселая одержимость новыми и шальными идеями, безудержными фантазиями; бравурное преодоление общепринятой логики и ценностей.
    4. «Метанойя» – пробуждение, покаяние, преобра- жение, инсайт, обращение к духовному самосовершен- ствованию, космическому сознанию, просветлению в духе (мудрость, смирение, альтруизм), но также и страх избранности и призвания, боязнь величия и свя- той трепет перед Всевышним.
    По мнению В.И. Кабрина, ноэтический взгляд на человека коренным образом меняет понимание социо- культурной и социально-психологической организа- ции. Эволюционно-функциональное представление о психике человека в традиционной психологии сложи- лось под доминирующим влиянием парадигмы Челове- ка разумного (картезианского). Но из базовой схемы ноэзиса следует, что «функциональная психика» (как продукт и регулятор деятельности) образует лишь вто- рой его слой или этап, соответствующий «ортонойе».
    С точки зрения ноэзиса как глобального фактора уни- версума необходимо понять и реальность психологиче- ского универсума человека как реальность значительно более многообразную, чем та, которая представлена в традиционной академической психологии [9]. В соот- ветствии с этими положениями В.И. Кабрин выделяет так называемые миры психологического универсума:
    А. Мир трансовой радикальной психики (аутентич- ной душе ребенка) соответствует изначальной «прото- нойе» – колыбели духа, питающей и защищающей оп- ределенное время от противоречий воздействующей среды.

    186
    В. Мир функциональной психики соответствует «ор- тонойе» – укреплению духа структурами разума, отра- жающими, интериоризирующими в формировании ак- тивной жизнедеятельности функциональные возможно- сти окружающей среды и собственного организма.
    С. Мир плюралистической житейской психологии
    (мир противоречивых персонификаций и отношений) соответствует «паранойе», открывающей ключевые вопросы и противоречия жизни, относительности ис- тин и верований.
    D. Мир трансцендирующих ценностей и доктрин
    (от космического мировоззрения к космическому соз- нанию) соответствует «метанойе» – озарению вечными ценностями человеческой и Божественной мудрости.
    Каждый мир является архетипическим, смыслотвор- ческим и транскоммуникативным по своей сущности.
    В концепции В.И. Кабрина охватывается все много- образие коммуникаций, связанных с развитием лично- сти и раскрытием транскоммуникативного потенциала в группе на уровне эйдетических переживаний.
    Проводя анализ проблемы коммуникации, мы обра- тились к различным концепциям и постарались рас- крыть проблему коммуникативных аспектов личности с разных сторон.
    ЛИТЕРАТУРА
    1. Шибутани Т. Социальная психология. Москва : АСТ ; Ростов-на-Дону : Феникс, 1999. 538 с.
    2. Шилова В.А. О семиосоциопсихологическом подходе к изучению процессов коммуникации // Российское общество и социология в
    XXI веке: Социальные вызовы и альтернативы : Материалы II Всерос. социол. конгр. М. : МГУ, 2004.
    3. Конецкая В.П. Социология коммуникации. М., 1997.
    4. Шериф М., Шериф К. Перспективы социальной психологии. М. : ЭКСМО, 2001. 687 с.
    5. Вацлавик П., Бивин Дж., Джексон Д. Прагматика человеческих коммуникаций: Изучение паттернов, патологий и парадоксов взаимодей- ствия. М. : Апрель-пресс ; ЭКСМО-пресс, 2000. 311 с.
    6. Землянова Л.М. Современная американская коммуникативистика. М., 1995.
    7. Яглом А.М., Яглом И.М. Вероятность и информация. 3-е изд. М. : Наука, 1973. 359 с.
    8. Дридзе Т.М. Социальная коммуникация в управлении с обратной связью // Социологические исследования. 1998. № 10. С. 44–50.
    9. Кабрин В.И. Ментальная структура и динамика коммуникативного мира личности: методология, методы, эмпирические исследования : учеб.-метод. пособие. Томск, 2002. 116 с.
    Статья представлена научной редакцией «Психология и педагогика» 14 сентября 2011 г.


    написать администратору сайта