Главная страница
Навигация по странице:

  • ИТОГОВОЕ ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ по дисциплине « Латынь и медицинская терминология

  • ФИО студента Лебедев Фёдор Валентинович Направление подготовки

  • Группа ЛЕЧ-С-О-Д-2022-3 Москва Оглавление Введение

  • Медицина в Китае Китайцы делили организм человека на две противоположные силы – здоровье и болезнь.Болезни делились в основном на две группы: «ян» и «инь»

  • Медицина в Древнем Египте

  • ИПЗ_ЛАТЫНЬ_ЛЕБЕДЕВ. Итоговое практическое задание по дисциплине Латынь и медицинская терминология


    Скачать 48.7 Kb.
    НазваниеИтоговое практическое задание по дисциплине Латынь и медицинская терминология
    Дата24.05.2023
    Размер48.7 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаИПЗ_ЛАТЫНЬ_ЛЕБЕДЕВ.docx
    ТипДокументы
    #1157842







    Российский государственный социальный университет





    ИТОГОВОЕ ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

    по дисциплине «Латынь и медицинская терминология»
    _____________________________________________________

    «Средства лечения в древнем мире».



    ФИО студента

    Лебедев Фёдор Валентинович

    Направление подготовки

    Лечебное дело

    Группа

    ЛЕЧ-С-О-Д-2022-3


    Москва

    Оглавление




    Введение

    История любой науки, в том числе и история медицины представляет интерес и в настоящее время. Человеку всегда было интересно познавать мир, находить все новые и новые методы и способы лечения тех или иных заболеваний, исследовать строение своего организма и его функционирование.

    Актуальность выбранной темы заключается в том, что история медицины не ограничивается изучением только ее прошлого. Развитие медицины как науки продолжается до сих пор, а именно страны Древнего Востока оставили свой опыт в медицинской практике и науке. Медицинская практика и наука развиваются в тесном историческом взаимодействии. Практика, накапливая материал, обогащает медицинскую теорию, ставит перед ней новые задачи. Медицинская наука, в свою очередь способствует развитию практики, ставит ее на более новый высокий уровень.

    История медицины наглядно показывает сдвиги и коренные изменения, происходившие в ней в связи с изменениями в жизни общества.

    Целью данной работы явилось изучение истории медицины в рабовладельческом обществе с выделением наиболее значимых моментов. Выбор данной темы обусловлен интересом к странам Востока, а также тем, что именно в рабовладельческом обществе появляются первые зачатки медицины как науки.

    В данной работе хочется достичь следующих задач: узнать и выделить основные моменты развития истории медицины в странах древнего Востока; познакомиться с особенностями врачевания в различных цивилизациях древнего Востока, медицинскими текстами, представлениями о происхождении болезней, способами диагностики и лечения болезней, лекарственными средствами и приемами врачевания, основами врачебной этики, характерными для древнего Востока в период рабовладельческого строя.

    Древний Восток

    Древний Восток был колыбелью человеческой культуры. Здесь ранее других мест совершился переход от первобытнообщинного строя к строю рабовладельческому. Здесь впервые общество разделилось на классы рабовладельцев и рабов.

    При рабовладельческом строе население делилось на свободных и рабов. Свободные пользовались всеми гражданскими, имущественными, политическими правами (за исключением женщин). Рабы были лишены всех этих прав и не имели доступа в состав свободных. Свободные были разделены на класс крупных землевладельцев, являвшихся вместе с тем крупными рабовладельцами, и класс мелких производителей (крестьяне, ремесленники), зажиточные слои которых также пользовались рабским трудом и являлись рабовладельцами. Жрецы, игравшие большую роль в эпоху рабства, по своему положению примыкали к классу крупных земельных сообществ.

    Зарождение медицины происходит в первых рабовладельческих государствах Древнего Востока – Египте, Китае, Индии, странах Передней Азии.

    В течение длительного времени в рабовладельческом периоде медицинская деятельность была тесно связана с религией, культом, храмами.
    Этот период в истории медицины носит название жреческой (храмовой) медицины. 
    Медицина в Китае

    Китайцы делили организм человека на две противоположные силы – здоровье и болезнь.

    Болезни делились в основном на две группы: «ян» и «инь». Болезни первой группы «ян» характеризовались повышенной функцией организма, второй группы «инь» – пониженной функцией организма.

    Существовали анатомические и физиологические представления. Китайцы знали, что сокращение сердца является причиной движения крови. В китайских анатомических рисунках наряду с правильными изображениями одних частей имелись ошибочные изображения других. Анатомические атласы, многократно перерисованные на протяжении веков, дошли до нашего времени. Из них видно, что в диагностике большое внимание уделялось пульсу. Различалось много видов пульса, в зависимости от характера болезни, конституции больного, времени года, часа дня и др. О пульсе было написано много исследований. Китайские врачеватели сматривали язык и естественные отверстия организма больного -ноздри, уши, глаза, рот, выделения - кал и мочу. Моча исследовалась на вкус: устанавливали ее кислый и сладкий вкус и выставлялся диагноз. При исследовании мочи часто различались пробы: утренняя, дневная, вечерняя, ночная.

    Много внимания китайской медициной уделялось общему режиму, так называемой «разумной умеренности». Под ней понимался правильный распорядок работы, отдыха, сна, правильное питание. В китайской медицине уделялось внимание общеукрепляющему лечению: диете, массажу, водным процедурам, солнечному облучению, гимнастике. Лечение в условиях рабовладельческого строя было доступно исключительно рабовладельцам. Широкое распространение в Китае имела вариоляция(аналог современной вакцинации) в целях предохранения от заболевания оспой: в ноздри здоровым людям вводили высушенный гной оспенных образований больного. Основным методом лечения считалось лечение противоположным, т.е. жар лечили холодом и наоборот. Обязательной была изоляция больных при лечении проказы, оспы и др. Разработаны были приемы массажа.

    Китайская медицина применяла многие лекарственные вещества растительного, животного и минерального происхождения. Из лекарств растительного происхождения особое место занимал женьшень, применявшийся при различных болезнях (туберкулез, малокровие, лихорадочные заболевания и др.). Применялись лимонник, камфара, ревень, имбирь, индийская конопля, почки бамбука, чай, лук, чеснок, смолы, аконит и т. д. Из лекарств животного происхождения применялись панты – рога молодого пятнистого оленя, мускус, печень, костный мозг; особенно ценились внутренние органы и кровь тигра. Как кровоостанавливающее средство применялся костный клей (желатин). В ходу были и разнообразные минеральные вещества – ртуть, сурьма, железо, сера, магнезия.

    Долгое время китайская медицина развивалась изолированно от других культур.
    Медицина в Индии

    К концу IV – началу III тысячелетия до н. э. в Индии сложился рабовладельческий строй. Население рабовладельческой Индии делилось на касты: брахманов – жрецов; кшатрии – воинов, вайшьи - свободных крестьян, ремесленников и торговцев, шудра – рабов, даса – совершенно бесправных людей, обязанных «со смирением» обслуживать остальных. Не только браки, но и другие формы общения (например, совместная еда) между людьми привилегированных каст и простым народом, между свободными людьми и рабами были запрещены и строго наказывались (карались).

    Источниками для изучения медицины древней Индии являются: свод законов Ману (1000-500 лет до н. э.) и «Веды» – сборники бытовых и религиозных предписаний. По законам Ману врач за неудачное лечение подлежал штрафу, размер которого определялся кастовым положением больного (чем выше положение больного, тем крупнее штраф). Здоровье считалось результатом нормального сочетания трех начал организма: газообразного, слизи и желчи. Три этих начала считались связанными с основными элементами или стихиями природы. Сильную сторону медицины в древней Индии составляли элементы гигиены. В законах Ману многонаписано о гигиене: о влиянии климата и времен года на здоровье, чистоте в жилище, правилах личной гигиены, гимнастике, питании, умеренности в пище, раннем вставании, гигиене рта, купании, опрятности в одежде, стрижке волос и ногтей. Законы Ману осуждали пресыщение, ограничивали употребление мяса и рекомендовали свежую растительную пищу, а также молоко и мед. Обращалось внимание на чистоту посуды. Тщательно были разработаны правила ухода за телом: чистка зубов щетками и порошками, купание, растирание тела, смена одежды и др. Остатки пищи, грязную воду, мочу, кал предлагалось относить далеко от дома. Гигиенические предписания относились в первую очередь к привилегированным кастам, в меньшей степени к подчиненным им и совершенно не имели в виду рабов.

    Религия в Индии, сначала брахманизм, позднее буддизм, как и в других странах, оказала сильное влияние на медицину.  Из минеральных веществ наиболее часто использовалась ртуть. В индийской медицине лекарства распределялись по их действию. Были известны потогонные, рвотные, слабительные, мочегонные, наркотические и возбуждающие средства, которые применялись в различных формах (порошки, пилюли, настои, настойки, отвары, мази, втирания, окуривание, вдыхание, обливание). При назначении лекарств учитывались времена года, погода, телосложение больного, его темперамент, пол, возраст, характер болезни. В Аюрведе описано более 120 хирургических инструментов.
    Медицина в Месопотамии

    Древнейшие государства Месопотамии - Шумер, Вавилония, Ассирия – это территория нынешних Сирии и Ирака. В конце III и начале II тыс. до н. э. началось возвышение Вавилонского государства. Позднее, в I тыс. до н. э., в  северо-восточной части Месопотамии, выдвинулась Ассирия. Из этих государств главное место в хозяйственном и культурном развитии, в частности в медицине, принадлежало Вавилону. Дошедшие до нас многочисленные памятники говорят о медицине в Древних рабовладельческих государствах, существовавших в Двуречье Ганга и Ефрата, за 20-17 веков  до н.э..  Модель печени с указанием названия ее частей. Широко были распространены амулеты, талисманы, дощечки с молитвами и заклинаниями у дверей жилища, идолы добрых духов; они должны были отпугивать злого демона. При лечении применялись символические приемы: ощипывание луковицы, разматывание клубка шерсти, рассыпание зерен хлеба и сметание их опять в кучу, сковывание больного и освобождение от оков, распутывание от узлов. Лепились и сжигались фигурки демонов. Большую роль играло гадание по внутренностям животных, в частности рассматривание печени жертвенных животных (главным образом овец). До нашего времени дошли глиняные и бронзовые модели печени, разделенные чертами на части; на каждой части имеется текст, служащий руководством к предсказанию по состоянию данной части печени. По таким моделям печени обучались будущие жрецы-врачи в принадлежавших государству медицинских школах, которые существовали в Вавилоне.

    Наряду с мистическими представлениями и магическими действиями медицина Вавилона и Ассирии признавала и рационалистические причины здоровья и болезни и применяла средства народной эмпирической медицины. Вавилонские врачи приготовляли отвары из растений, давали их больным внутрь, делали мази для наружного применения, натирания, назначали ванны и обливания, ставили кровососные банки и проводили кровопускание. Врачи в Вавилоне были недоступны для малоимущих, не располагавших необходимыми средствами для оплаты. В вавилонских, а позднее в ассирийских медицинских клинописных записях на обожженых плитках встречается перечень симптомов заболеваний: боли в желудке (указываются даже места - «у сердца» и др.), жжение, рвота (отдельно указывается рвота желчью), желтуха (общая и местная), изменение цвета языка, метеоризм, понос, потеря аппетита, мышечные боли и др. Упоминается кашель, поражения глаз и кожи, опухоли; описывается «удар», приведший к параличу. У ассирийцев медицина тесно связывалась с астрологией: при прогнозе большое значение придавалось положению светил и специальному астрологическому календарю (счастливые и несчастные числа для начала лечения, операции, родов и пр.). С расположением светил связывалось возникновение и ход эпидемий, часто поражавших все страны Древнего Востока. Ассиро-вавилонская астрология перешла затем в обиход других народов и в последующие эпохи занимала большое место, в частности в медицине.  Для лечения использовались растительные средства, средства животного происхождения, из минеральных веществ - нефть, применялись компрессы, массаж. Были разработаны способы приготовления лекарств: растворение, кипячение, фильтрация и др. Различался прием лекарств натощак и после еды. Описаны поильник для больных и другие предметы ухода. В некоторых текстах имеется прямое указание, что предназначаются они для «заклинателя, отправляющегося в дом больного».
    Медицина в Древнем Египте

    Культура Древнего Египта оставила глубокий след в истории мировой культуры. Древние греки и римляне, также как народы Ближнего Востока и Африки, многое почерпнули из литературы, искусства и науки Египта. Наряду с математическими, астрономическими, географическими знаниями, древние египтяне обладали познаниями в области медицины. Приемы врачевания зародились в Египте за 4000 лет до н. э. Медицина в Египте находилась в руках жрецов. Врачи Египта пользовались высокой репутацией. Постепенно с накоплением опыта за 2000 лет до н. э. в Египте развилась довольно большая врачебная специализация. У египтян были врачи-хирурги, врачи-интернисты; среди хирургов различались врачи, занимавшиеся операциями на глазах, лечением и пломбированием зубов.

    Египетские медицинские папирусы различны по характеру трактовки медицинских материалов, отражают различные взгляды на болезнь. Самый древний папирус главное внимание уделяет правилам лечения, указанию лекарств и почти не содержит религиозных мотивов. В более близком к нам по времени составления папирусе Эберса наряду с массой реальных наблюдений встречаются составляющие мистического, религиозного характера, советы о магических действиях врача. Еще более близкий к нам по времени написания папирус Бругша пропитан религиозной мистикой и содержит много указаний на магические процедуры и молитвословия. Известный германский египтолог Трапов с удивлением отметил, что «медицина в Египте с течением времени все более и более погружалась в колдовство и мистику». Понятия о причине возникновения болезней жрецами связывались с религиозными верованиями: болезни – это следствие вселения демона, они возникают по воле богов. Наряду с этим египтяне признавали и естественные причины болезней. Наиболее широким учением в Египте было учение о Пневме–об особом, содержащемся в воздухе невидимом и невесомом веществе, при вдохе поступающем в легкие, оттуда проникающем в сердце и далее по артериям расходящемся по всему телу. При болезни изменены свойства крови и пневмы. Этими представлениями определялся характер терапевтических воздействий. Задача лечения понималась в том, чтобы вызвать выделения из организма больного, удалить '"дурную кровь". Для этих целей египетскими врачами применялись клизмы, с помощью которых очищался кишечник больного. Так удалялись «испорченные вещества», давались рвотные, слабительные, мочегонные, потогонные средства. Применялись также кровопускания--для удаления «испорченной крови». Согласно верованиям египтян, душа человека продолжает существовать после его смерти, однако лишь при условии сохранения тела, в которое она могла бы вселиться. В целях предохранения трупов от разложения применялось бальзамирование. Этому способствовало приобретение знаний в области анатомии. Знания об анатомии человеческого тела египтяне получали из практики бальзамирования трупов – обычай, связанный с заупокойным культом: представления о загробной жизни вызвали стремление сохранить тело от разрушения.

    Элементы санитарии и благоустройства, обнаруженные археологами при изучении развалин древнеегипетских городов, также встречались только во дворцах и кварталах знати и не распространялись на поселения и жилища других слоев населения.

    Военные врачи, сопровождавшие египетское войско в походе, накапливали сведения в области лечения ран, переломов и других травм. На гробницах Древнего царства сохранились изображения операций на конечностях. В одном из древнейших папирусов, написанном ученым врачом Имготепом, содержится описание операций. В Египте применялись перевязки ран, ампутации, обрезание, кастрация. В папирусе Имготепа содержится разбор травм, которые по прогнозу подразделяются на излечимые, сомнительные и безнадежные. Даются указания, как распознавать срок беременности и «женщину, могущую и не могущую родить». Встречаются описания паралича и др. В папирусе имеется указание на значение головного и спинного мозга для организма человека, описываются травмы головы и позвоночника и указывается, что в результате повреждения мозга неизлечимо повреждается все тело.
    Заключение

    Медицина, как наука, начала свое развитие в странах древнего Востока. Каждая цивилизация древнего Востока имела свою медицину и выработала свои методы и способы борьбы с недугом и лечения людей.

    Медицина Древнего Египта, например, оказала большое влияние на медицину греков, евреев и арабов. Древнейшая из медицинских систем - индийская – дала миру йогу и Аюрведу. Аюрведа (IX – III в. до н. э.) представляла собой огромную энциклопедию медицинских знаний, где причинами болезней признавались не только гнев богов, но и изменения климата, нарушения диеты, правил личной гигиены. В Аюрведе описаны признаки 150 болезней, 760 лекарственных растений и продуктов животного происхождения. При назначении их учитывали время года, тип телосложения больного, пол, возраст, характер болезни. В современном мире медицина играет очень важную роль. Научное изучение ее наследия имеет большое значение для развития современной научной медицины. В настоящее время медициной взяты за основу выработанные еще в древности методы наблюдения за больным и диагностика заболевания по анализам, симптомам больного. Как и тогда, так и сейчас существенное значение в происхождении заболеваний придается образу жизни человека и роли окружающей среды, прежде всего климату. Современной медициной продолжено изучение болезней и методов их лечения с применением тактики индивидуального подхода к больному. Мне понравилась эта тема тем, что при помощи изучения соответствующей литературы мною были получены знания и представление о медицине древнего Востока, источниках, методах лечения и ее существенной роли и огромном значении для современной медицины.
    Список литературы

    1. История Древнего Востока: учебник для вузов. / Под ред. В.И. Кузищина. – М.: Высш. шк., 2003. – 473 с.
    2. Кузьмин М.К. История медицины: Очерки. –М., 1979. – 195 с.

    3. Шамякина Т. Культура Месопотамии // Родное слово, 1998. – № 1. – С. 118–129.
    4. Лисицин Ю.П. История медицины. Учебник для медицинских вузов. – М.: Издательство Гэотар Мед, 2005. – 402 с.


    написать администратору сайта