Главная страница
Навигация по странице:

  • ИТОГОВОЕ ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ по дисциплине «Социология»

  • ФИО студента Направление подготовки

  • Глава 2. Государственный патернализм как социальный институт. 9

  • Глава 1. Социология семьи

  • Глава 2. Государственный патернализм как социальный институт.

  • соц работа. ИПЗ Логинов_ГМУ-Б-01-В-2021_социология_ИПЗ. Итоговое практическое задание по дисциплине Социология Семья как малая группа и социальный институт


    Скачать 51.07 Kb.
    НазваниеИтоговое практическое задание по дисциплине Социология Семья как малая группа и социальный институт
    Анкорсоц работа
    Дата22.09.2022
    Размер51.07 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаИПЗ Логинов_ГМУ-Б-01-В-2021_социология_ИПЗ.docx
    ТипДокументы
    #691630






    Российский государственный социальный университет


    ИТОГОВОЕ ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

    по дисциплине «Социология»

    Семья как малая группа и социальный институт.


    ФИО студента




    Направление подготовки




    Группа

    ГМУ-Б-01-В-2021 ДИСТАНТ


    Москва 2021

    Оглавление


    Введение 3

    Глава 2. Государственный патернализм как социальный институт. 9

    2.2 А как у них на западе? 12

    Заключение 14

    Список использованной литературы 17


    Введение


    В настоящее время Россия сталкивается с серьезными демографическими проблемами, которые, в свою очередь, вызывают экономические проблемы в частности, необходимость повышения пенсионного возраста в 2018 году вызвана, в том числе, дефицитом рабочей силы - низкой долей экономически активного населения. "Старение" Российской Федерации связано с тем, что в нашей стране за последние десятилетия наблюдается снижение рождаемости.
    Кризис последних лет обусловлен сменой ценностных ориентаций, вызванной глобализацией информационных процессов.
    В данном случае стоит упомянуть такое современное движение, как "Childfree", в основе которого лежит добровольный отказ от детей по "идеологическим" причинам.

    Попытка свести семью прежде всего к браку, к "союзу сердец", иногда сопровождается таким дроблением объекта исследования, что иногда даже приводит к разговорам об "отдельных семьях". Конечно, следует подчеркнуть, что не следует сводить семью к ее отдельным компонентам. Таким образом, различие между социологией и смежными социальными науками проистекает из специфики научного подхода, а не из выделения отдельных семейных отношений, таких как родство, из триединства семейно-специфических отношений и утверждения их в качестве отдельных предметов особой дисциплины.

    Нынешние лидеры движения "Чайлдфри" считают родительство трудным, неприятным и невыносимым. Дело, которая не дает никакого вознаграждения, даже с моральной ни с финансовой точки зрения.
    Целое поколение современного общества развивалось под тяжестью "антиморальных" установок.
    Поколение современного общества, которое сейчас передает те же ценности следующему поколению - своим детям.

    Помимо "моральных" угроз семье, существуют и другие. Прежде всего, это карьерные перспективы так называемого "того, что нам нужно сегодня".
    Нам нужен профессионал, который "способен справляться с нестандартными ситуациями", творчески ориентированный и готовый к плюрализму мнений". Сегодня молодые люди не склонны заводить детей по надуманным причинам, главная из которых на уровне домохозяйства основные причины формулируются следующим образом: "Я должен жить самостоятельно", "Мне нужно делать карьеру", "Мне нужно зарабатывать деньги", "Я не прав с моральной точки зрения", "Мне нужно зарабатывать деньги" Я не готов стать отцом (матерью)".

    Особое влияние на снижение рождаемости и низкое качество родительства оказывают так называемые гражданские браки, которые не регистрируются в ЗАГСах. На первый взгляд, они не представляют собой на первый взгляд социальной угрозы - молодые люди пытаются какое-то время пожить вместе.

    На первый взгляд, они не представляют собой социальной угрозы - молодые люди пытаются какое-то время пожить вместе, чтобы проверить, насколько гармоничны их отношения. Однако, на практике "некоторое время" иногда занимает годы, а иногда десятилетия.
    Проблема такого "гражданского брака", который юридически называется «сожительство», заключается в том, что ни одна из сторон не берет на себя социальную ответственность за другого, не говоря уже об ответственности за другого и об их ответственности перед детьми. Дети в таких браках часто не рождаются или записываются только на мать.
    Семьи после развода с одним родителем и детьми называются неполными (в прошлом неполные семьи были в основном семьями вдов, сегодня они в основном являются результатом развода), в отличие от семей с двумя родителями.

    В современном мышлении понятие родства неразрывно связано с понятием происхождения. Родственники - это люди, связанные друг с другом родственными узами. Первая - это связь между людьми, которые происходят друг от друга; вторая - связь между людьми, которые происходят от одного и того же предка. В первом случае люди связаны только по происхождению, во втором - по общему происхождению..... Люди, которые происходят друг от друга, связаны одинаковой степенью родства, связаны в первой степени. Внук связан со своим дедом уже не одной, а двумя степенями родства; они являются родственниками второй степени родства. Прапраправнук связан с прапрадедом тремя степенями родства, и они связаны третьей степенью..... Любые отношения между родственниками составляют родословную, независимо от количества степеней родства. Родословная может состоять из одной или нескольких степеней. В последнем случае это цепь степеней родства..... Люди, которые происходят друг от друга, связаны по линии происхождения или прямой линии родства. Они связаны друг с другом через прямое происхождение или просто по прямой линии родства. Напротив, люди, происходящие от общего предка, связаны друг с другом по боковой линии или просто по боковому происхождению..... Боковая линия - это любая линия происхождения от общего предка, отличная от той, от которой находится человек, от которого происходит линия происхождения, обычно называемая "я". Первая побочная линия - это линия, которая идет от моих родителей через моих братьев и сестер. Вторая линия - это линия, идущая от родителей моих родителей через братьев и сестер моих родителей, и так далее..... родственные отношения - это не просто отношения между индивидами, они всегда проявляются в отношениях индивида, который выступает в качестве центра системы и которого нельзя назвать иначе, чем "Я" (лат.: EGO), ко всем другим, которые выступают в качестве его родственников и которых он называет соответствующими именами родства......

    То есть фактически они воспитываются матерью-одиночкой, что также не полезно для социально здорового ребенка. В СССР такой брак стал бы предосудительным, тогда как на современном этапе он является нормой, а зачастую даже одобряется.

    Можно поразмышлять о социальных ролях в современном обществе, которые в настоящее время также не сбалансированы. В частности, это так называемые "социальные роли". Поведение мальчиков часто близко к поведению женщин (например, использование макияжа, следование моде), а поведение девочек (курение, употребление запрещенных препаратов, неуместные высказывания) близко к поведению мужчин. Эта двойственность социальных гендерных ролей, их несоответствие биологическому полу также негативно сказывается на их родительском поведении.
    Такие личностные особенности, социальные установки по отношению к семье, а значит, и для социально здорового ребенка.

    Глава 1. Социология семьи

    1.1 Семьи в России и вызовы современности

    Необходимость создания и совершенствования социальных механизмов стимулирования развития семьи является первостепенной, поскольку такие механизмы не требуют дополнительного регулирования и значительных финансовых вложений.

    Современное общество практически уверено, что материнство и "успех" (под "успехом" понимается отношение матерей и отцов) неразрывно связаны. и "успех" (под которым понимается, исходя из западных ценностей, карьерный рост и активная личная жизнь с широкой социальной сетью) несовместимы.

    Многие женщины считают, что рождение детей помешает им быть успешными на работе и поэтому откладывают замужество и рождение детей примерно до трехлетнего возраста. Выходят замуж и рожают детей, пока им не исполнится тридцать или тридцать пять лет. Напротив, семьи с несколькими детьми часто характеризуются тем, что женщина является домохозяйкой - либо на содержании мужа, либо на государственной дотации.

    Обе описанные ситуации имеют свои минусы: в первом случае в семье рождается только один ребенок, что обостряет демографическую проблему; во втором - женщины "исключены" из рабочей силы, не вносят вклад в экономику и не участвуют в экономической жизни семьи.

    Во втором случае "выпадение" женщины с рынка труда и отсутствие ее вклада в экономику, а также нагрузка на бюджет в виде детских пособий (напр. в виде детских пособий в случае многодетных матерей-одиночек).

    Кроме того, безработная женщина в большинстве случаев чувствует себя нереализованность, неуважение со стороны коллег, страдает от пренебрежения со стороны мужа, и это негативно сказывается на воспитании ее ребенка или детей, в частности их гиперфертильность.

    Особое внимание сегодня следует уделить мотивам рождения и воспитанию детей, или мотивам так называемого родительства можно выделить такие ключевые мотивы, как мотив деторождения, самореализации и престижа.

    - Мотив деторождения сводится к желанию продолжить себя в своих детях (ряд философов связывает этот мотив с подсознательным стремлением человека к бессмертию), сохранить непрерывность своей жизни, ее традиций и образа жизни.

    - Мотивы самореализации предполагают стремление стать своего рода учителем и наставником, передавать жизненный опыт через детей.

    - Мотивы престижа заключаются в желании получить положительную репутацию, а также в том, что значит семья в современном мире.

    Современное общество нуждается во внедрении и развитии семейных ценностей, наличие которых позволит значительно улучшить демографическую - а через нее и экономическую ситуацию в России.

    Таким образом, в России существует ряд социальных угроз для процесса воспитания детей в России:

    - внедрение деструктивных западных ценностей после распада СССР;

    - распространение ценностных установок, негативно влияющих на

    сексуальное, репродуктивное и родительское поведение;

    - Проблемы гендерных ролей;

    - стремление отложить деторождение по условным причинам, таким как недостаточная моральная и психологическая готовность;

    - восприятие семьи и детей как завершения "свободной жизни" и "жизни ради жизни". Ассоциация с процессом воспитания детей как с ограничивающим фактором в их жизни;

    - распространение "гражданских браков", в которых стороны не готовы брать на себя ответственность друг за друга и за своих будущих детей;

    - молодые люди начинают жить независимо от родителей в бытовом и финансовом плане в возрасте 27-30 лет, в то время как значительная часть населения живет с родителями до 40 лет и старше.

    1.2 Краткое социологическое исследование: патриархальная семья или равноправные отношения?

    В одном из исследований, людей попросили ответить на вопрос: что лично для них предпочтительнее в семейной жизни - "патриархальная семья" или "партнерские отношения"? Для всей совокупности респондентов картина получилась следующая: 19,2% предпочитают "патриархальную семью" и 80,8% - "равноправные отношения". Мнения мужчин и женщин по этому вопросу несколько различаются, но в целом можно считать их схожими.

    Кроме того, исследование показало, что существуют определенные различия в отношении мужчин и женщин к интимным личным отношениям. Так, в зарегистрированном браке, когда важно и учитывается мнение каждого, по мнению женщин, в партнерские отношения вступают "часто", и эта оценка вполне согласована, тогда как мужчины не столь "оптимистичны" - их оценка находится в диапазоне "иногда-редко". Этот факт представляет интерес с психологической точки зрения. Мы видим, что взгляды женщин и мужчин на одну и ту же ситуацию не всегда совпадают. Более того, женщины гораздо выше оценивают возможность установления отношений в семье как партнерских: такое мнение имеют 94,4% женщин и 72,0% мужчин. Таким образом, женщина может быть уверена в том, что между ней и ее мужем установятся и будут развиваться партнерские отношения, в то время как мужчина просто не рассматривает супружескую ситуацию как потенциально партнерскую.

    Люди, предпочитающие равноправные отношения в семье, отмечают, что близкие друзья "часто" имеют партнерские отношения, в то время как люди, предпочитающие патриархальный вариант семьи, считают, что близкие друзья "иногда" могут строить партнерские отношения. Это свидетельствует о более узком круге людей, с которыми партнерские отношения возможны для них в личной жизни в широком смысле этого слова, по сравнению с теми, кто ориентирован на равноправные отношения в семье.

    Глава 2. Государственный патернализм как социальный институт.


    Государственный патернализм лежит в основе любого человеческого общества - государство является организацией, которая должна предоставлять определенные права и свободы всем гражданам. Российское государство всегда характеризовалось патерналистской системой общественных отношений, что позволяет государству формировать свои отношения с гражданами особым образом. И этому есть простое объяснение - это его исторические традиции. Патернализм - это результат многовековой монархии и самодержавия, выразившийся, в том числе, в формировании в общественном сознании идеи абсолютности и непогрешимости власти и ее неограниченных полномочий. Менталитет русского народа всегда характеризовался верой в "доброго царя", который может подарить шубу с плеча или пару тапочек. Это неизбежно и объективно привело во многом к потребительским требованиям общества к государству.

    Патернализм как правовая категория по-прежнему преобладает в отношениях между российским государством и его гражданами и влияет на их менталитет, в том числе и в правовой сфере.
    В контексте анализа эволюции демографической и семейной политики теоретическая реабилитация “государственного патернализма”, однако, не кажется такой уж неожиданной. Такой анализ свидетельствует о переходе от старого, более жесткого патернализма к новому, более мягкому патернализму.

    Необходимость семейной политики обусловлена негативными последствиями изменений в структуре и функциях семьи, вызванных стихийным ходом исторического развития, процессами индустриализации, урбанизации и другими сопутствующими процессами, которые в своей совокупности характеризуют кризис семьи как социального института.

    Эти процессы, имеющие универсальный и глобальный характер, последствия которых приравниваются к последствиям экологического кризиса, в нашей стране приобрели специфическую окраску, сочетающую влияние особенностей нашего исторического курса в советский и постсоветский периоды.

    Первое - "естественный" процесс трансформации семьи, процесс "поглощения" ее социальных функций другими институтами, процесс вывода из семьи на арену рыночной экономики почти всех ее членов, одного за другим, был ускорен и насильственно стимулирован всей мощью тоталитарного государства (индустриализация народного хозяйства и коллективизация) и искусственно сжат до исторически незначительных условий, что сделало его последствия более разрушительными и трагичными, чем в других странах, пошедших по "нормальному" пути.

    С этим связана и гипертрофированная роль государства, выражающаяся не только в том, что оно ускоряет и "форсирует" процессы изменения семьи, но и в том, что функции семьи "берет на себя" именно государство или его органы, но не другие социальные институты. Сверхрегулирование (supergovernment) всей общественной жизни ускорило кризис семьи и оказало разрушительное воздействие на семью и семейные ценности, независимо от формы (насильственной, как в 1920-1930-е годы, или более мягкой, как в послевоенный период и особенно в годы так называемого застоя), в которой государство вмешивалось в семейную жизнь.

    Семья как социальный институт была выхолощена и с середины 1960-х годов практически перестала выполнять свои основные функции, особенно репродуктивную.

    Вторая особенность нашего исторического развития, о которой следует сказать в связи с вопросом о кризисе семьи в России, относится уже к современности. Вот некоторые особенности экономической реформы и других экономических, социальных и политических изменений, происходящих в нашей стране. Во-первых, реформаторы практически не учитывают интересы семьи в процессе этих преобразований. Напротив, эти интересы, как правило, игнорируются. И это не является чьим-то злым умыслом.

    Просто каждое решение, принимаемое в ходе реформ, основано на неявном допущении - объект этих решений и действий видится в бесполом индивиде ("изолированном"), принадлежащем к первичной социальной общности, прежде всего к семье. В результате стихийный процесс изменения семьи, процесс обесценивания семейных ценностей, продолжается ускоренными темпами.

    Причина такого "ускорения" кроется в долгосрочных тенденциях изменения семьи и влиянии социально-экономического и политического кризиса в стране.

    2.2 А как у них на западе?


    Ряд современных семейных политик в западных странах являются достаточно очевидными проявлениями государственного патернализма в его более мягкой версии. Это, прежде всего, меры, принятые в скандинавских странах и, в последнее время, в Германии, меры по стимулированию участия отцов в воспитании маленьких детей. К ним относятся "Квоты на отцовство" (часть отпуска по уходу за ребенком, на которую имеет право отец).

    Меры Федеративной Республики Германия по стимулированию участия отцов в воспитании маленьких детей, поощрения за материнство и "бонусы равенства" (налоговые льготы для супругов, делящих между собой отпуск по уходу за ребенком), шведская "премия за скорость", которая сделала экономически выгодным короткий интервалы между родами.

    Во Франции в первой половине ХХ века, например, значительную роль сыграла позитивная синергия массовых семейных ассоциаций, сформированных населением "снизу", и Национального Союза за увеличение численности французского населения. Несмотря на постоянную идеологическую полемику, Франции удалось сохранить плюралистическое семейное движение. В современной Франции субсидируемый государством Национальный союз семейных ассоциаций (UNAF) объединяет 6 808 ассоциаций, охватывающих широкий спектр 689 430 семей, являются его членами.

    В России и Китае, где государство играет большую экономическую и политическую роль, чем в западных странах, государственный патернализм в семейной политике неизбежен. Попытки, предпринятые в России в 1990-е годы попытки, предпринятые в России в 1990-е годы, смоделировать семейную политику по образцу Африки, на основе сети неправительственных организаций, финансируемых западными и международными международных фондов, оказались безуспешными.

    Государственный патернализм, а вместе с ним и близкие к власти НПО., иногда обозначаемые аббревиатурой ГОНГО3 не следует ни демонизировать, ни идеализировать в формировании семейной политики.

    Примирить государственное субсидирование социально ориентированных некоммерческих организаций (СО НКО) с задачей, без решения которой они превращаются в простые "общественные отделы" органов власти, в российских условиях непросто.

    Заключение


    На основе материала, представленного в данной работе, можно сделать ряд выводов относительно важности семьи как социообразующего фактора.

    Современная ситуация в России (экономический кризис, рост социальной и политической напряженности, межэтнические конфликты, усиление материальной и социальной поляризации общества и т.д.) усугубила положение семьи. Условия для реализации социальных функций миллионов семей - воспроизводства, экзистенциального содержания и первичной социализации детей - резко ухудшились. Проблемы российской семьи выходят на поверхность и становятся заметны не только экспертам.

    Современные молодые люди не оформляют свои отношения юридически, то есть не берут на себя юридическую ответственность.

    Кроме того, перед молодыми семьями остро стоит жилищная проблема, особенно в регионах, где среднедушевой доход значительно ниже, чем в субъектах федерации.

    Для того чтобы выяснить причины разводов россиян, Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) в 2015 году провел проведенный Е. М. Ротарь социологический опрос населения. Согласно результатам опроса, в качестве основной причины развода чаще всего называют бедность и безработицу (25%). Реже причиной развода становится супружеская неверность (14%).

    Мнение россиян (14%) является причиной расторжения брака. Также, по мнению респондентов, причиной развода Респонденты также назвали эгоизм (13%) и несовпадение характеров (12%).

    Для других причиной расставания могут стать бытовые проблемы (7%), отсутствие жилья (6%), алкоголизм или наркомания (7%) и так далее.

    Как правило, риски связаны с негативными последствиями стечения обстоятельств, хотя исход связан с негативными последствиями стечения обстоятельств, хотя исход может быть и положительным в ситуации риска. В переходном обществе происходят различного рода кризисные явления, и семья не является исключением. В постоянно трансформирующемся обществе происходит эскалация риска, о чем свидетельствует высокий процент ответов в пользу варианта "конфликты". Результаты проведенного социологического исследования показали, что большинство опрошенных

    Результаты проведенного социологического исследования показали, что большинство опрошенных (78%) опасаются за будущее семьи, семейно-брачные отношения в современном обществе подвержены постоянным рискам и находятся в опасности. Как видим, беспокойство о будущем семьи вполне соответствует характеристикам общества риска. В современных условиях существует множество рискогенных факторов. Для того чтобы выяснить мнение населения о влиянии факторов риска на семейно-брачные отношения, респондентам было предложено оценить события, которые вызывают опасения за существование их семьи при изменениях в окружающей среде. Наибольший страх за будущее семьи вызывают длительные командировки (34,1%), затем проблемы с репродуктивным здоровьем (27,7%), на третьем месте находится страх инвалидности одного из супругов (27,4%). Далее следуют онлайн-общение и Интернет, а также конфликты в отношениях (по 26,2%). Неудивительно, что длительные командировки больше всего волнуют опрошенных жителей Курской области, ведь проблема трудоустройства и низкие зарплаты заставляют их ездить на работу в соседние регионы, но чаще всего в Московскую область.

    Поэтому риски, которым подвергается институт семьи, различны: социальные, культурные, политические и экономические. В то же время они взаимосвязаны и влияют друг на друга. Изучение населения важно для оценки степени риска и вытекающих из него последствий. Изучение проблем общественности важно для оценки степени риска и последующей разработки стратегии решения проблемы. Различные государственные учреждения и программы призваны решать проблемы брака и семьи. Решение проблемы брака и семьи находится в руках различных государственных учреждений и программ. В настоящее время необходимо ослабить негативные тенденции в институте семьи и обеспечить его стабильность. Прежде всего, необходимо формировать модальный тип семьи и с помощью СМИ, образовательных учреждений и культуры распространять идеи, ориентированные на семейный образ жизни, основанный на зарегистрированном браке. Необходимо провести дискуссию между представителями органов, ответственных за реализацию семейной и демографической политики, и структурами гражданского общества и науки о модальности брака, соответствующей условиям общества риска. В федеральных и региональных государственных программах развития института семьи и брака представители исполнительной власти уполномочены скорректировать меры по социальному стимулированию рождаемости. Приоритет отдается молодым женщинам, родившим в течение первых двух-трех лет после вступления в брак. В целях сохранения здоровья населения, и в частности репродуктивного здоровья, необходимо усилить контроль со стороны органов власти за соблюдением норм охраны здоровья на предприятиях и в организациях профилактических мероприятий по сохранение здоровья. Подводя итог, следует отметить, что выполнение этих рекомендаций возможно при взаимодействии институтов семьи и государства.

    Важнейшей задачей государства является обеспечение и поддержание безопасности, тем самым снижая уровень риска. В обществе риска как никогда необходимо создать оптимальные условия для адаптации практики семьи и брака к постоянно меняющимся условиям.

    Список использованной литературы


    1. Антонов А.И. Микросоциология семьи (методология исследования структур и процессов). М., 2008.

    2. Антонов А.И. Семья как институт среди других социальных институтов //Семья на пороге третьего тысячелетия. М., 2005.

    3. Гидденс Э. Социология. М, 2009.

    4. Осадчая Г.И. Социальное знание и социальная практика. М., 2003.

    5. Социальная стратификация общества. Отв. ред. З.Т. Голенкова. М.: Летний сад, 2003.

    6. Тартаковская И.Н. Социология пола и семьи // Хрестоматия к курсу "Основы гендерных исследований". М., МЦГИ/МВШСЭН, 2000.

    7. Черняк Е.М. Социология семьи: Учебное пособие. 2-изд., перераб. и доп. М., 2003.

    8. Штомпка П. Социология социальных изменений. М., 2006.

    9. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. М., 2008.


    написать администратору сайта