Главная страница
Навигация по странице:

  • Человек волк или овца

  • Человек волк или овца. Иудейский Закон


    Скачать 20.48 Kb.
    НазваниеИудейский Закон
    Дата13.10.2022
    Размер20.48 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаЧеловек волк или овца.docx
    ТипЗакон
    #731986

    Человек - волк или овца?

    Э́рих Зелигманн Фромм — немецкий социолог, философ, социальный психолог, психоаналитик, представитель Франкфуртской школы, один из основателей неофрейдизма и фрейдомарксизма.

    Во Франкфурте Фромм посещал национальную школу, в которой наряду с основами вероучения и религиозными традициями преподавались и все предметы общеобразовательного цикла. Окончив её в 1918 году, он поступил в Гейдельбергский университет, где изучал философию, социологию и психологию. В 1922 году под руководством Альфреда Вебера он защитил докторскую диссертацию по социологии по теме «Иудейский Закон.

    В 1925 году Фромм завершил обязательную психоаналитическую подготовку и открыл собственную частную практику. В целом Фромм был активным практикующим психоаналитиком на протяжении 35 лет[1]. Обширная практика, общение с пациентами дали Фромму богатый материал для переосмысления соотношения биологического и социального в формировании человеческой психики.

    После прихода Гитлера к власти в 1933 году Фромм переехал сначала в Женеву, а затем в 1934 году в Нью-Йорк, США. Там он преподавал в Колумбийском университете.

    С 1938 года начал писать работы на английском языке (до этого — на немецком).

    В 1943 году Фромм помог сформировать Нью-йоркское отделение Вашингтонской школы психиатрии, а в 1946 году выступил в качестве сооснователя Института психиатрии Уильяма Алансона Уайта.

    В 1950 году Фромм переехал в Мехико, где преподавал в Национальном автономном университете Мексики до 1965 года.

    В период с 1957 по 1961 год также преподавал психологию в Мичиганском государственном университете, а с 1962 года — в Нью-Йоркском университете. В 1962 году участвовал в качестве наблюдателя на конференции по разоружению в Москве.

    В 1968 году у Фромма случился первый инфаркт. В 1974 году он переехал в Муральто (или Локарно). Вскоре после окончания работы «Иметь или быть», в 1977 году, с ним случается второй, а потом и третий (1978 год) инфаркт. Он скончался в Швейцарии в своем доме в 1980 году, не дожив несколько дней до своего 80-летия.

    Человек волк или овца

    В своем докладе я хочу рассмотреть такое понятие, как волк и овца в лице человека. Также хочу передать смысл произведения Фромма известного немецкого философа «Человек - волк или овца».

    В своей работе Фромм старается показать человека в двух разных представлениях (волк, овца). Эти животные полностью противоположны друг другу. Хищник, который является санитаром леса и который по русскому фальклеру постоянно вырисовывается в серых и мрачных цветах. И добрая и наивная овца, которая не представляет особой угрозы для окружающих.

    Точно такими же и представляет Фромм людей и характеризует каждый из этих видов. В начале своей работы Фромм рассматривает человека как овцу, конечно при этом он аргументирует свою точку зрения. Он приводит множество доводов. Например, что, люди с легкостью выполняют приказы других, даже когда им самим это приносит вред. Люди следуют за своими вождями на войну, которая не дает им ни чего, кроме разрушения и потери. Люди слушают священников и королей, даже если те несут сплошную несуразицу, и поддаются их влиянию. «Мы как стадо» говорит Фромм «Человек с сильными убеждениями, пренебрегающие противодействиям толпы, являются скорее исключением, чем правилом. Они часто вызывают восхищение последующих столетий, но, как правило, являются посмешищем в глазах своих современников».

    Великие инквизиторы и диктаторы основывали свои системы власти как раз на предпосылке, что люди являются овцами, говорит Фромм. Именно по этому люди - овцы и нуждаются в вождях, принимающих за них решение.

    Однако если большинство людей - овцы, почему они ведут жизнь которая полностью этому противоречит? Именно этот вопрос старается рассмотреть философ. Ведь если мы овцы, то почему история человечества написана кровью?! Значит, существуют и более сильные особи, которые подчиняют себе подобных с помощью силы. Философ приводит в пример Талаат - паша, который подчинил себе миллионы и убил миллионы армян. Так же он рассматривает Гитлера, который тоже обладал властью, и с помощью себе подобных убил миллионы евреев.

    Таким образом, Фромм подает еще одну идею, он говорит «Неужели мы действительно должны считать, что мы сами и большинство обычных людей - только волки в овечьей шкуре». Он говорит, что якобы наша истинная природа появляется лишь после того, как мы отбросим сдерживающие нас факторы, мешавшие нам до сих пор уподобится диким зверям. Хотя это и трудно оспорить, но это может быть и заблуждением. Ведь в повседневной жизни мы сталкиваемся с насилием, и большинство из нас смотрит на это с отвращение.

    Фромм Эрих дает еще одно объяснение данного противоречия. Он говорит, что может среди большинства овец живет бок о бок меньшинство волков. Волки хотят убивать, овцы хотят делать то, что им приказывают. Волки заставляют овец убивать и душить, а те поступают так не потому, что это доставляет им радость, а потому, что они хотят подчинятся. Но для того, чтобы убедить убивать волки должны придумать историю о правоте своего дела.

    Но может быть, человек - это одновременно и волк и овца, или он - ни волк ни овца? Является ли человек по существу злым и порочным, или он добр по своей сути и способен к самосовершенствованию? Фромм пытается обратится с этим вопросом к священным книгам. «Старый Завет не считает, что человек порочен в своей основе. Неповиновение богу со стороны Адама и Евы не рассматривается как грех». Мы нигде не находим, что неповиновение погубило человека. Напротив, неповиновение является предпосылкой того что человек осознал самого себя, что он стал способен решать свои дела. «Таким образом, этот первый акт неповиновения в конечном счете является первым шагом человека по пути к свободе». Фромм таким образом пытается показать, что волчья сущность стремится к свободе, проявляется в человеке на протяженье всей истории человечества.

    Но по христианству неповиновения Адама было грехом «причем настолько тяжким, что он погубил природу самого Адама и всех его потомков» так говорится в работе философа.

    Но ни преобладание овец, ни волков не представляет для человечества глобальной опасности. Главной опасностью по Фромму является, «главной опасностью для человечества является не изверг или садист, а нормальный человек, наделенной необычайной властью». Однако, для того чтобы миллионы поставили на карту свою жизнь и стали убийцами, им необходимо внушить такие чувства, как независимость, возмущение, и страх. Фромм говорит, что не обязательно иметь оружие достаточно владеть такими чувствами. Он рассматривает в своем произведении угрозу атомной войны и ее отличие от традиционной. Философ был экзистенциалистом и старался рассмотреть всю человечность и бесчеловечность. Он предлагает читателю три по его мнению опасных феномена «Я хотел бы остановится на трех феноменах, которые, по моему мнению, лежат в основе наиболее вредной и опасной формы человеческого ориентирования: любовь к мертвому, закоренелый нарциссизм и симбиозно - инцестуальное фиксирование». Таким образом он выдвигает тезис «синдром распада», все эти три фактора и образуют его, и этот синдром побуждает человека разрушать ради разрушения и ненавидеть ради ненависти. И по его мнению существует еще один синдром, «синдром роста», который напротив состоит из любви к живому, любви к человечеству. Но этот синдром проявляется не у многих людей. И опять приходим к теории о волке и овце. Хотя я думаю, что волк в овечьей шкуре это более подходит для человечества. В конце своей работы философ утверждает, что каждый человек движется в определенном выбранном им направлении: в направлении к живому или мертвому, добру или злу. Эта проблема всегда стояла в центре религиозной философии.

    Мое мнение

    Я считаю, что Фромм написал очень правильное представление о человеке в сравнении с животными. Он попытался объяснить природу нашей злости и тягу к насилию. Я в большинстве с ним согласна. Ведь если посмотреть на мир то выходит 80% населения это «овцы», ждущие команду или указание. И «волки» стратеги и внушители. Но если разобраться то и те и другие являются неотъемлемой частью. Это как биологическая цепочка. Ведь, по моему мнению всем и всему необходим контроль. Одни привыкли указывать и подчинять, а другим по нраву подчинятся

    Но также у него есть и еще одна версия «волк в овечьей шкуре». Это определение на мой взгляд больше подходит человечеству. Ведь даже самый слабый человек пытается доказать себе, что он храбрый управляя более слабым. В глазах других, этот слабый человек выглядит «овцой». Но в глазах более слабого, он выглядит «волком». И так можно до бесконечности. Только в ком то эти качества проявляются сильней и больше , а в другом менее сильно. Ведь все мы сильны относительно чего либо.


    написать администратору сайта