Презентация по истории России на тему _Русская православная церк. Иван iii великий государственный деятель
Скачать 5.68 Mb.
|
Русская православная церковь в XV-XVI в. Проверка знаний: Проверить эссе на тему: «Иван III - великий государственный деятель». Проверка знаний: 1. Правление Ивана III: А) 1425-1462 г.; Б) 1462-1505 г.; В) 1505-1533 г. 2. При Иване III были отменены вечевые порядки, а вечевой колокол увезён в Москву из: А) Ростовского княжества; Б) Новгородской земли; 3) Смоленского княжества. 3. Прекратилась зависимость Русских земель от Орды, «стояние на Угре» было в: А) 1380 г.; Б) 1408 г.; В) 1480 г. 4. Иван III после женитьбы на греческой царевне Софье Палеолог стал считать себя преемником династии: А) французской; Б) византийской; В) монгольской. 5. Первый свод законов единого государства Судебник был издан: А) 1480 г.; Б) 1497 г.; В) 1520 г. 6. Правление Василия III: А) 1425-1462 г.; Б) 1462-1505 г.; В) 1505-1533 г. 7. Василий III основан первый морской порт России: ____________ 8. Какой новый титул принял Иван III? ____________________ 9. Установите соответствие между термином и его значением.
Ивангород Государь всея Руси
Критерии оценок: 1-6 баллов – «2»; 7-9 баллов – «3»; 10-11 баллов – «4»; 12-13 баллов – «5» План урока 1. Православие в начале XV в. 2. Флорентийская уния и Русь. 3. Падение Византии. Независимость Русской православной церкви. 4. Русская православная церковь в XV в. Православие в начале XV в. К началу XV в. центром православия оставалась Византия. В Константинополе находилась резиденция вселенского Константинопольского патриарха. Африканскую православную общину возглавлял Александрийский патриарх (именуемый папой). На Ближнем Востоке, в Дамаске, главой был Антиохийский патриарх. В Палестине - Иерусалимский патриарх. Вселенский Константинопольский собор патриархов. Православие в начале XV в. Русская церковь в то время не имела самостоятельности. Митрополит Киевский и всея Руси назначался вселенским патриархом. После разорения Киева Батыем митрополит чаще жил на северо-востоке Руси. В 1299 г. резиденция митрополита была перенесена во Владимир, а с 1325 г. митрополит Пётр перенёс её в Москву. Монахи. Миниатюра из летописи. Митрополит Пётр. Православие в начале XV в. В надежде спасти гибнущую Византию император Иоанн VIII Палеолог в 1437 г. приехал в Рим к папе римскому в сопровождении 600 самых знатных людей империи. В составе делегации были Константинопольский патриарх Иосиф II, всё высшее церковное руководство, александрийский, антиохийский и иерусалимский патриархи. Иоанн VIII Палеолог - император Византийськой империи 1425 - 1448 гг. Православие в начале XV в. Особый интерес для папы представлял, новый митрополит всея Руси грек Исидор, в надежде приобщения Руси к католической вере. Митрополит всея Руси Исидор. Флорентийская уния и Русь Церковный собор в 1438 г. должен был обсудить вопрос об объединении (унии) Католической и Православной церквей. Полтора года 700 делегатов из многих стран вели богословские споры. В обмен на помощь Византии в борьбе с турками-османами католики требовали признать римского папу единым главой всех христиан, сохранить свои обряди и главные католические догматы. Флорентийский собор. Флорентийская уния и Русь Патриарх Иосиф II отказывался отступать от православных обычаев и признавать главенство папы римского. Однако в разгар споров он умер. Патриарх Иоасаф II Константинопольский. Флорентийская уния и Русь Под давлением римского папы и византийского императора почти все византийские делегаты одобрили унию. Она была подписана во Флоренции в 1439 г. Отказался подписывать только эфесский митрополит Марк. Подписание Флорентийской Унии. Миниатюра. Флорентийская уния и Русь Митрополит Киевский и всея Руси Исидор был горячим сторонником Флорентийской унии и поставил свою подпись под этим документом. Однако большинство православных людей ни в Византии, ни в других странах не были согласны с унией. Московский посланник митрополит Исидор. Флорентийская уния и Русь Прибыв в Москву митрополит Исидор провёл службу в Успенском соборе, приказал нести католический крест, помянул папу римского и зачитал текст Флорентийской унии. Это вызвало негодование москвичей. Василий II приказал заточить Исидора в монастырь, но вскоре тот бежал за границу. Флорентийская уния была отвергнута собором русского духовенства и объявлена ересью. Падение Византии. Независимость Русской православной церкви. Заключив унию, Византийская империя так и не получила помощи от католических стран Европы. В 1453 г. Константинополь был захвачен турками-османами. Падение Константинополя. Падение Византии. Независимость Русской православной церкви. Теперь константинопольского патриарха назначал султан Османской империи. Будущий патриарх должен был заплатить огромную сумму денег. Заинтересованность султанов в частой смене патриархов привела к тому, что из 159 патриархов за период существования Османской империи 105 были смещены, 27 отреклись, 6 были казнены и лишь 21 умер своей смертью, находясь на должности. Османской империи. Айя-София. Падение Византии. Независимость Русской православной церкви. После бегства Исидора лишили сана митрополита Киевского и всея Руси. В 1448 г. церковный собор впервые, без согласия Константинополя, митрополитом Киевским и всея Руси избрал епископа Иона. Это означало самостоятельность (автокефалию) и независимость Русской православной церкви. Теперь главу Церкви называли митрополитом всея Руси. Святитель Иона. Митрополит Московский. Русская православная церковь в XV в. Утратив позиции в Москве, в 1458 г. вселенский патриарх и папа римский, признали митрополитом Киевским и всея Руси сторонника унии Григория, ученика Исидора. С тех пор действовали два митрополита всея Руси: - в Киев митрополитов назначал Константинополь, - в Москве их избирало высшее духовенство. Такое положение сохранялось до конца XVII в. Монастырь в Московской Руси. Художник А. М. Васнецов. Русская православная церковь в XV в. После завоевания османами Византии Русское государство осталось единственной независимой православной державой. В XV в. наблюдался рост авторитета и влияния Русской православной церкви. Спасо-Андроников монастырь в Москве. Русская православная церковь в XV в. Христианские проповедники проникали в самые отдалённые районы страны, крещение принимали народы Севера, Приуралья. В землях зырян и перми проповедовал епископ Стефан Пермский. Он разработал алфавит для местных народов, вошёл в их историю как друг и учитель. Встреча русских переселенцев с языческим шаманом. Художник К. В. Лебедев. Русская православная церковь в XV в. С конца XV в. в ряде русских земель началось распространение ересей. Еретики Новгородской, Псковской и других земель, имевших развитые связи со странами Запада, выступали против некоторых сторон богослужения. Русская православная церковь в XV в. Между сторонниками и противниками обновления Церкви начались столкновения. Еретики отрицали божественное происхождение Иисуса Христа, отвергали почитание икон, монашество. Ересь жидовствующих. Русская православная церковь в XV в. Подобные идеи нашли поддержку среди духовенства и даже людей, близких к государю Ивану III. Поначалу он сам сочувственно относился к еретикам, так как, обличая Церковь, они поддерживали его власть. Однако вскоре Иван III отверг идеи еретиков. Их руководители были казнены. Казнь еретиков. Русская православная церковь в XV в. Главным событием в истории Русской православной церкви в XV в. явилось обретение её независимости (автокефалии). Церковь сыграла большую роль в становлении нового Российского государства. Кирилло-Белозерский монастырь. Подведение итогов урока: 1. Объясните цель византийского посольства в Рим в 1438 г.? 2. Что такое Флорентийская уния? 3. Когда Русская православная церковь стала автокефальной? 4. Какие возникли два центра Русской православной церкви? 5. Роль московских князей в укреплении Русской православной церкви? Домашнее задание: Стр. 96-100. Спасибо за работу! Рефлексия: - Меня удивило … - Я хочу себя похвалить … - Я хочу сказать... - Мне не понравилось … |