Бродский литература. Изучение поэзии И. Бродского в 20 веке
Скачать 29.2 Kb.
|
Содержание Введение Глава 1. Изучение поэзии И. Бродского в 20 веке 1.1 Оценка раннего творчества И. Бродского 1.2 Современники о зрелом творчестве И.Бродского Глава 2. Поэзия И. Бродского как объект филологического изучения в 21 веке Заключение Список литературы ВведениеИ. Бродский - удивительный поэт не только благодаря собственному художественному стилю, пронзительной тонкости душевного восприятия, способности к глубочайшей рефлексии, наполненности произведений проблемами эпохи, но и особому положению среди критиков и исследователей его творчества. И. Бродского либо превозносили, либо отвергали. В связи с этим в литературоведении можно встретить большое количество противоречивых статей и заметок, в которых рассматривается и выносится самая разная оценка его произведения. Систематизация имеющихся литературоведческих источников о поэзии И. Бродского позволила выделить следующие группы материалов. Во-первых, это монографические работы, посвященные анализу творческого пути поэта, его произведений. К таким работам относятся первая монография о творчестве поэта, выполненная М. Крепсом «О поэзии Иосифа Бродского». В ней исследователь включает стихи Бродского в широкий контекст русской классической и европейской поэзии. Во-вторых, это статьи, дающие как общую оценку творчества И. Бродского, так и анализирующие ее отдельные специфические черты. Это статьи Шерр Б. «Строфика Бродского», Лотмана Ю., Венцловой В., Изотова А., Постниковой С.И. и пр. Отдельную группу составляют статьи оппонентов И. Бродского, критика которых связана с «невписываемостью» поэзии и самой фигуры Бродского в привычный литературно-художественный и идеологический контексты. Это статьи «Окололитературный трутень», «Бродский» О. Максимовой, «Поэзия Бродского» Т. Костиной, Ю. Колкера «Несколько наблюдений. О стихах И. Бродского», В. Юденко «Тест Бродского на интеллигентность». Актуальность данной работы объясняется отсутствием полного и последовательного обзора критических материалов, посвященных творчеству И. Бродского. Объект исследования - литературоведческие изыскания, посвященные разным периодам творчества Бродского. Цель работы - систематизировать сведения о литературно-критических и литературоведческих трудах, посвященных поэзии И. Бродского. Для достижения цели необходимо решить ряд задач: 1) изучить статьи и монографии, посвященные лирике Бродского; 2) выявить круг вопросов, который интересовал критиков и литературоведов, изучавших творчество Бродского в 20-21 вв. ) установить имеющиеся лакуны в изучении поэзии Бродского. Теоретическая значимость курсовой работы состоит в систематизации и обобщении литературно-критических и литературоведческих трудов, в которых дается оценка поэзии И. Бродского, а также в определении значимых для литературоведов аспектов творчества поэта. Практическая значимость курсовой работы заключается в возможности использования ее результатов для дальнейшего изучения литературно-критических и литературоведческих трудов, посвященных поэзии И. Бродского. Структура курсовой работы представлена введением, двумя главами, заключением и списком использованной литературы. Глава 1. Изучение поэзии И. Бродского в 20 веке1.1 Оценка раннего творчества И. БродскогоПо собственным словам, Бродский начал писать стихи в восемнадцать лет, однако существует несколько стихотворений, датированных 1956-57 годами. Первым опубликованным стихотворением Бродского стала «Баллада о маленьком буксире», напечатанная в сокращённом виде в детском журнале «Костёр» (№ 11, 1962). 29 ноября 1963 года в газете «Вечерний Ленинград» появилась статья «Окололитературный трутень», подписанная Я. Лернером, М. Медведевым и А. Иониным. Бродский обвинялся в «паразитическом образе жизни». В данную статью были включены стихи Д.В. Бобышева, выданные за поэзию И. Бродского, а также вырванные из контекста строки из поэмы «Шествие». Кроме того, клеветники трансформировали стихотворение Бродского «Люби проездом родину друзей…», включив в него строки «люблю я родину чужую». После судебных разбирательств суд приговорил поэта к 5 годам принудительных работ. За Бродского вступилась общественность, срок ссылки был сокращен. Подобное активное наступление на начинающего поэта свидетельствовало только о том, что ранняя поэзия Бродского своеобразна и оригинальна. Истоки этого, отчасти, в соединении античной литературы, библейской тематики, русской классической и «новой» с англоязычной поэзией. Так, две ранние вещи Бродского - Большая элегия (1963) и Исаак и Авраам (1963) были расценены современниками как большой успех начинающего поэта. Дмитриев С.Ю. отмечал, что «в них промелькнула общая для обоих произведений тень художественного открытия». Суть его сводилась к новому способу фиксации и утверждения реальности, иногда именуемому потоком сознания. По мнению Дмитриева С.В., поэт прибегает к нарочито подробным, порою назойливым перечислениям и повторам, создающим видимость топтания на месте; к бессобытийным, перемежаемым навязчивыми отступлениями описаниям, по видимости - бесстрастным, фактически же насыщенным неназванной страстью. Чувство времени поэт передает через пространство, пространство моделирует пространностью. В 1963 году поэт создает небольшой цикл стихов под названием «Кенигсбергский цикл», который сразу же привлек внимание критиков своей обращенностью не только к традициям отечественной, но и зарубежной литературы. Поэт, чтобы максимально полно отразить тему памяти и прошлого, обращается к уже существующим поэтическим произведениям других авторов, заимствуя образы и темы. Вышедший сразу после публикации отзыв Венцелова В. (1963 год) указывает, что в первом стихотворении цикла «В ганзейской гостинице «Якорь»» описание мира не лишено оттенка своеобразной симпатии к описанному миру, в который герой, казалось бы, полностью погружен. Все же он отличен от своего окружения как носитель памяти - исторической и личной; а память для Бродского неизбежно сопряжена с совестью, что характерно для Н. Карамзина. Второе произведение «Einem alten Architekten in Rom» - наиболее обширное (114 строк) произведение Бродского на кенигсбергскую тему (в дружеском кругу оно называлось просто «Кенигсберг»). Описание странствия призрачного путешественника в коляске среди руин и теней, его философских размышлений о смерти и строении души наиболее очевидным образом отсылает к предшествующим образцам «кенигсбергского текста» русской литературы, прежде всего к Карамзину. Оно имеет и другой подтекст - знаменитые стихи Уоллеса Стивенса «То an Old Philosopher in Rome», что следует уже из названия. Бродский, несомненно, учился у Стивенса (как и у других англоязычных поэтов) искусству медитации, в которой стих, уснащенный запутанными синтаксическими построениями и переносами, превращается почти в философскую прозу. Однако Бродский уже тогда был самостоятелен в выборе темы. Подобное парадоксальное соотнесение материи и духа на пороге смерти, неразрешимая противоположность трансцендентного - имманентного привлекли критиков и почитателей. В 1975 году вышла работа Дж. Янечек «Стихи на смерть T.C. Элиота», в котором критика интересовала особая мелодика стихотворения Бродского «На смерть Т.С. Элиота», написанного в 1965 году. Позже интерес к мелодике стихотворений проявят и другие литературоведы. Стиль И. Бродского сразу привлек внимание исследователей своей мелодичностью и выразительностью. Исследователь отмечает, что 82 строки стихотворения разделены на три части: часть I (строки 1-40) состоит из пяти октетов (со схемой рифмовки аааВсссВ), часть II (строки 41-54) - один октет (аВВааВВа), квинтет (AabbA) и моностих, рифмующийся с последней строкой предыдущей строфы, часть III (строки 55-82) - из семи катренов (ААВВ). Части I и II написаны пятистопным ямбом, часть III - четырехстопным хореем. Структура декламации этого стихотворения Бродским отличается удивительной точностью мелодических очертаний. В этом состоит исключительное новаторство поэта. По мере роста популярности поэта стало появляться все больше литературно-критических и литературоведческих трудов, посвященных поэзии И. Бродского, особенно зрелому этапу его творчества. 1.2 Современники о зрелом творчестве И.БродскогоВ 1987 году вышла статья Ю. Колкера «Несколько наблюдений. О стихах И. Бродского». Критик дает высочайшую оценку творческому таланту и поэтическому наследию И. Бродского: «Если сосредоточиться на внешней стороне дела и задаться вопросом коротко, в одной фразе, определить роль, сыгранную Бродским в русской поэзии, то самым точным будет сказать, что он изменил ее русло. В этом отношении он подобен Ломоносову, Брюсову, Маяковскому». Ю. Колкер подчеркивает, что поэзия для И. Бродского - это возможность оставить свой след в истории («лишь место среди современников побуждает Бродского не оставлять пера»). Нигилизм, яркий индивидуализм, бесстрашие отличают поэзию И. Бродского, по мнению Ю. Колера, однако поэт переигрывает, перебарщивает, и оказывается в забвении. У Бродского потребность в эпатаже с годами не ослабевает. Стихи от этого только проигрывают, ибо они, в своем замысле и высшем проявлении, всегда - «разговор с небожителем». Ранняя формула Бродского: Обычно тот, кто плюет на Бога, плюет сначала на человека - обратима: плюющий на человека - тем самым плюет и на Бога. При таком прочтении поэту, черпающему от презрения, достается место весьма незавидное. Он оказывается там же, где и его гонители. Ю. Колкер критиковал И. Бродского за навязанную эротичность, не сопоставимую с недосказанностью А.С. Пушкина и Ф.И. Тютчева. …подавальщица в кофточке из батиста перебирает ногами, снятыми с плеч местного футболиста. (1971) …в награду мне за такие речи своих ног никто не кладет на плечи. (1971) Пусть ног тебе не вскидывать в зенит… (1974) Разделяет это мнение и О. Максимова, опубликовавшая статью о Бродском годом ранее. В 1986 году О. Максимова написала, что Бродский - о «крупнейшим из ныне живущих русских поэтов», однако подобные стихи являются низкими и постыдными. В том же смысле пишет о Бродском и Т. Костина, чья критическая статья с негативной оценкой пошлой эротики была опубликована в 1986 году. Однако другой критик М. Крепс в работе 1984 года «О поэзии Иосифа Бродского» заявил, что подобный «сниженный словарь» Бродского, выражающий грубость и цинизм, представляет собой серьезное достижение новой поэзии. Шокируя, поэт выходил за рамки «стерильной советской литературы». В любом случае, можно говорить о том, что большая часть аудитории была не готова к таким новаторским ходам поэта. Как подчеркивает Колкер Ю. «В сниженной речи и образности проступает его слабость. С поэтом - конечно, на совершенно другом уровне - происходит в точности то же, что и с подвыпившим мещанином: ему не хватает слов». Новаторский стиль, стремление с помощью жестких и провокационных образов описать значимые для отечественной действительности проблемы заметил Ю.М. Лотман. Он писал, что «Оригинальность философской лирики Бродского проявляется не в рассмотрении той или иной философской проблемы, не в высказывании той или иной мысли, а в разработке особого стиля, основанного на парадоксальном». После смерти И. Бродского выходит статья Шерр Б. «Строфика Бродского: новый взгляд». Данная работа перекликается с рассмотренной выше статьей 1975 года Дж. Янечека «Стихи на смерть T.C. Элиота», однако в ней представлен более подробный анализ строфики И. Бродского. Автор приходит к выводу, что Бродский очень внимательно и аккуратно относился к строфике, он стремился к ее разнообразию, при этом очень осознанно выбирал строфу. Исследователь отмечает, что «временами это приводило к выбору уникальных вариантов, таких, как строфика «Декабря во Флоренции» или «Эклоги 5-й <…>». В других случаях он демонстрировал виртуозные манипуляции с обычной строфикой, как, например, шесть различных вариантов 12-строчной строфы в «Темзе в Челси» (2.350) или двадцать различных рифмовок сонета в «Двадцати сонетах к Марии Стюарт»». Неизученным остается вопрос причин резкой смены строф, которая зависела от тематической импликации. Говоря о наследии Бродского, может статься, что его немаловажным элементом является возросшее понимание русскими поэтами существенных семантических и структурных эффектов, создаваемых искусным использованием строфики. Выводы по главе 1. бродский поэзия литературоведческий ) Ранние литературоведческие работы, посвященные творчеству И. Бродского, давали первые комментарии о том, традиции какого поэта И. Бродский взял за основу, какие темы являются для него значимыми и актуальными, чем объясняется выбор строфики. ) Литературоведческие работы, написанные по произведениям зрелого периода творчества, анализируют причины стремления к эпатажу, описывают новаторский стиль и строфику. Исследователи приходят к выводу, что поэт испытывал желание войти в плеяду лучших поэтов 20 века. ) Все материалы объединяет предельно противоположная точка зрения на творчество И. Бродского. Нейтральная и спокойная оценка его творчества не была дана ни одним литературоведом. В 21 веке поэзия И. Бродского продолжила оставаться в поле внимания литературоведов, которые старались чаще всего дать комплексную оценку всему поэтическому наследию поэта. Глава 2. Поэзия И. Бродского как объект филологического изучения в 21 векеПри изучении литературоведческих материалов, вышедших в 21 веке, было обнаружено, что их очень немного. Чаще всего это статьи, которые дают общую оценку поэтического наследия И. Бродского. Однако в них прослеживается та же тональность, которая свойственная критическим материалам, написанным в 20 веке, - осуждение либо восторг. Ранчин А.М. в монографии «На пиру Мнемозины. Интертексты Иосифа Бродского» продолжает начатое еще в середине 20 века изучение реминисценций, цитат в поэтических произведениях И. Бродского. Основные мотивы, найденные исследователем в поэзии И. Бродского: мотив одиночества, мотив повторяющегося образа, мотив изоморфности мира и текста (мир как совершенное Божье творение), мотив отдаленности. В своей поэзии И. Бродский обобщает образы, которые раскрываются в конкретном контексте, через общее поэт видит частное и конкретное. Вопрос о предназначении поэта раскрывается словесными формулами А.С. Пушкина («Зеленый лавр» И. Бродского и «Я памятник себе воздвиг нерукотворный» А.С. Пушкина; «Разговор с небожителем» И. Бродского и «Пророк» А.С. Пушкина). Встречаются заимствования из В.Ф. Ходасевича, А.А. Ахматовой. Таким образом, Ранчин А.М. дал полный и комплексный обзор всего творчества И. Бродского в контексте реминисценций. В 2005 году была опубликована статья А. Волгиной «Иосиф Бродский/Joseph Brodsky». Критик отмечает, что «Авторская личность Бродского - синтез этой индивидуальной биографии и русской просодии. События жизни, проникая в текст стихотворений через сложную систему метафор, формируют один из наиболее значимых подтекстов творчества поэта; реалии советского социума становятся деталями художественного мира. Подобно биографическому, поэтическое «я» Бродского находится в неизбывном конфликте с некоей тоталитарной силой: общественной идеологией, атакующей, затягивающей пустотой, разрушительной диктатурой времени». Следовательно, в этой работе появляется точка зрения на то, что авторская манера И. Бродского - это логичная реакция на события того времени. И. Бродский - поэт, тонко чувствовавший время. В своем творчестве он пытался отразить вопросы и проблемы, которые беспокоили жителей его страны и все человечество. Он был патриотом, гражданином, который анализировал прошлое, настоящее, чтобы извлечь уроки, которые остаются актуальными для современного поколения. И. Бродский блестяще владел техникой передачи эмоций, чувств и переживаний, несмотря на то, что его стиль был достаточно сдержанный и сухой. Однако порой эта сдержанность исчезала, и на ее место приходила яркая и неудержимая эмоция человека, писателя, мыслящего и думающего, которая должна была отрезвить читателя, шокировать, но заставить сомневаться в правильности того, что происходит. В 2011 году вышла статья В. Юденко «Тест Бродского на интеллигентность». «Поэт среднего уровня, совсем не гений, но неординарен в своей оригинальности.Такой же недоучка как и Есенин, но последний всё же сумел достучаться до русской души своей простотой и откровенностью, неповторимыми яркими образами. Бродский - ударился в заумь и блеснул своим умом и проницательностью, но форма его творений сложна для восприятия и понимания, чужда русскому человеку». Данное заявление, безусловно, спорное, но оно содержит одну значимую мысль, которая встречается во многих литературоведческих работах. Поэзия И. Бродского была непохожа на творчество как его современников, так и предшественников. Своеобразный стиль изложения, особый способ подачи информации, лексический ряд вызывали яркий отклик у читателя, но он не всегда был благосклонным. В 2012 году выходит статья Постниковой С.И., в которой анализируется мотив пустоты, уже ранее обнаруженный другими исследователями. Автором выделены связки, которые относятся к мотиву пустоты. Так, момент осознания пустоты в стихотворении «23 декабря 1971 года» позволил подтвердить потенциальную заполненность пустоты: пустые духовно люди могут «заполниться» духовными ценностями, если прозреют и почувствуют в себе БогаСлово как заполнитель пустоты присутствует в тексте «Похороны Бобо». Репрезентантом пустоты как состояния души в текстах «Письма римскому другу» и «Одиссей - Телемаку» является одиночество. Стихотворения «Песня невинности, она же - опыта» и «Бабочка» свидетельствуют о наличии и такой связки, как «ложное существование». В 2014 году свое исследование опубликовал А. Бобров «Иосиф Бродский. Вечный скиталец». Данное исследование дает общую оценку поэтическому наследию, однако в нем прослеживаются общие для всех литературоведческих работ темы: строфика, реминисценции, провокационная авторская манера И. Бродского. А. Бобров отмечает, что «его поэзия - особым образом организованная речь, ограненная ритмом, рифмами». Исследователь соглашается со своими коллегами-литературоведами в том, что его поэзия не является обыденной. «Поэт-эрудит» заставляет читателя обратиться к истории отечества и мировой истории, вспомнить то или иное произведение, написанное русскими или иностранным автором, чтобы понять его мысль, вычленить скрытую идею. Так в 2015 году вышла статья А. Изотова « Попытка вставить слово в разговор глухонемого с покойником (о статье А. Солженицына «Иосиф Бродский - избранные стихи»). Желание поэта шокировать читателя, эмоционально встряхнуть, заставить думать - это осознанное желание И. Бродского, который совсем не стремился завоевать популярность. Он был охвачен особыми внутренними художественными потребностями, талантом, которые сжигали его изнутри, периодически выплескиваясь наружу. А. Изотов говорит о том, что поэт близок позиции Эзры Паунд, который утверждал недопустимость «сюсюкания» в искусстве и творчестве 20 века. Такое искусство должно «вызывать шок», «пробирать до костей», ибо рассматриваемые проблемы слишком серьезны и важны как для отечественной истории, так и для мировой. О современности стилистики языка Бродского говорит и свободное обращение с мировым культурным наследием, реминисценции, скрытые и явные цитаты, которыми изобилуют его тексты. Бродский стремился освоить то пространство культуры, которое назовут постмодернизмом. Статья А. Изотова перекликается с более ранними критическими работами, вышедшими стразу после первых публикаций И. Бродского. Следовательно, уже тогда только начинающий свой поэтический путь И. Бродский определил для себя, что реминисценции, цитаты, обращение к культурному наследию прошлого - это один из тех приемов, которые позволяют творцу заглянуть в прошлое, описывая настоящее и будущее. История циклична, проблемы, интересовавшие мастеров слова несколько веков назад, остаются такими же значимыми и актуальными по сей день. Выводы по главе 2. ) Литературоведческие работы, вышедшие в 21 веке и посвященные творчеству И. Бродского, стремятся дать комплексную оценку всего поэтического наследия поэта. Однако сохраняется полярность мнений, свойственная литературоведческим работам, написанным при жизни поэта и после его смерти. ) Литературоведческие работы, вышедшие в 21 веке и посвященные творчеству И. Бродского, продолжают изучение его строфики, а также содержат мысль о том, что скрытые цитаты и реминисценции - это попытка поэта-эрудита» заставить своего читателя думать, анализировать исторический опыт прошлого, творчество других писателей или поэтов. Резкость авторской манеры - это ответ на идеологию советского режима, нежелание подчиняться и молчать. ЗаключениеИзучение литературно-критических и литературоведческих трудов, посвященных поэзии И. Бродского, позволило сделать следующие выводы. Литературная критика сразу же отреагировала на первые поэтические работы И. Бродского. Клеветническая статья «Окололитературный трутень» продемонстрировала, что творчество И. Бродского является серьезным раздражителем сознания читателя. Специалисты сразу же обратили внимание на резкую, провокационную манеру поэта, которая скрывала серьезные мысли о прошлом, настоящем и будущем. Тоталитарный режим, идеология, отрицание правды остро и категорично воспринимались И. Бродским, не согласным жить и мыслить как все. Ранние литературоведческие работы, посвященные творчеству И. Бродского, отметили, что для описания масштаба проблем, иллюстрации их вечности и печальной непреодолимости поэт обращался к реминисценциям, скрытым цитатам. Уже тогда дается первая оценка необычной строфике поэта, его стремлению к музыкальной резкости произведений. Литературоведческие работы, написанные по произведениям зрелого периода творчества, раскрывают причины стремления к эпатажу, описывают новаторский стиль и строфику. Часть литературоведов сходится на том, что это отчет на гнет того времени, с которым вынужден был сталкиваться творческий человек. Все материалы, написанные в 20 веке, объединяет предельно противоположная точка зрения на творчество И. Бродского. Это и не удивительно: поэт, выступающий против системы, не мог выбирать нейтральные по своему воздействию поэтические инструменты. Литературоведческие работы, вышедшие в 21 веке и посвященные творчеству И. Бродского, построены на попытке комплексной оценки всего поэтического наследия поэта. Свойственная литературоведческим работам, написанным при жизни поэта и после его смерти, полярность мнений сохраняется. Литературоведческие работы, вышедшие в 21 веке и посвященные творчеству И. Бродского, продолжают изучение его строфики, резкости поэтической манеры, важности реминисценций. Проведенный обзор литературоведческих работ 20 и 21 веков позволяет говорить о том, что поэтическое наследие И. Бродского, его уникальный авторский стиль до сих пор остаются до конца не изученными. Список литературы 1. . Бобров А. Иосиф Бродский. - М.: Лабиринт, 2014. . Бродский И. Избранное. - М.: АСТ, 2015. . Венцлова В. «Кенигсбергский текст» русской литературы и Кенигсбергские стихи Иосифа Бродского // Как работает стихотворение Бродского. Из исследований славистов на Западе / под ред. М. Лосева. - М.: Новое литературное обозрение, 2000. -С. 14-17. . Волгина А. Иосиф Бродский // Вопрос литературы. - 2005. - №3. - С. 13-17. . Дмитриев С.Ю. Творчество И. Бродского // Роман-газета. - 1963. - №12. - С. 19. . Изотов А. Попытка вставить слово . в разговор глухонемого с покойником (о статье А. Солженицына «Иосиф Бродский - избранные стихи») [Электронный ресурс] // http://www.netslova.ru/izotov_a/brodsky.html (дата обращения: 28 марта 2017 года) . Колкер Ю. Несколько наблюдений. О стихах И. Бродского [Электронный ресурс]// http://yuri-kolker.com/articles/Brodsky.htm (дата обращения: 29 марта 2017 года) . Костина Т. Поэзия Бродского // Русская мысль. - 1986. - №3640. - С. 27-29. . Крепс М. О поэзии Иосифа Бродского. Анн Арбор: Ардис, 1984. . Лотман Ю. Между вещью и пустотой (Из наблюдений над поэтикой сборника Иосифа Бродского «Урания») / Избранные статьи: в 3-х т. Таллин: Александра, 1993. - Т.З. -С.294-307. . Лотман Ю. Между вещью и пустотой (Из наблюдений над поэтикой сборника Иосифа Бродского «Урания») / Избранные статьи: в 3-х т. Таллин: Александра, 1993. - Т.З. -С.294-307. . Максимова О. Бродский // Страна и мир. - 1986. - №7. - С. 12-14. . Новиков А.А. Поэтология Иосифа Бродского. М.: МАКС Пресс, 2001. . Окололитературный трутень // Вечерний Ленинград. - 1963. - №11. - С. 32-35. . Постникова С. И. Семантика и поэтика пустоты в сборнике И. Бродского «Часть речи» // Молодёжь и наука: Сборник материалов VIII Всероссийской научно-технической конференции студентов, аспирантов и молодых учёных, посвященной 155-летию со дня рождения К. Э. Циолковского [Электронный ресурс]. - Красноярск: Сибирский федеральный ун-т, 2012 // http://conf.sfu-kras.ru/sites/mn2012/section29.html (дата обращения: 28 марта 2017 года) . Ранчин А.М. На пиру Мнемозины. Интертексты Иосифа Бродского. М.: НЛО, 2001. . Шерр Б. Строфика Бродского // Поэтика Бродского. ТепаПу, 1986. С. 97-120. . Юденко В. Тест Бродского на интеллигентность [Электронный ресурс] // http://www.obshelit.net/works/979/ (дата обращения: 29 марта 2017 года) . Янечек Дж. Стихи на смерть Т.С. Элиота // Как работает стихотворение Бродского. Из исследований славистов на Западе / под ред. М. Лосева. - М.: Новое литературное обозрение, 2000. С. 12-17. |