Главная страница
Навигация по странице:

  • Последний советский поэт: биография Бориса Рыжего

  • Трагедия поэта в том, что он поэт

  • борис рыжий. Биография Бориса Рыжего Трагедия поэта в том, что он поэт


    Скачать 83.5 Kb.
    НазваниеБиография Бориса Рыжего Трагедия поэта в том, что он поэт
    Дата05.04.2023
    Размер83.5 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаборис рыжий.doc
    ТипБиография
    #1039998

    Содержание:
    Введение…………………………………………………………………….3

      1. Последний советский поэт: биография Бориса Рыжего………………4

      2. Трагедия поэта в том, что он поэт……………………………………...8

    Заключение………………………………………………………………..15

    Список использованной литературы…………………………………….16


    Введение
    Борис Рыжий последний настоящий советский поэт, переживший крушение советской России. Последний, поскольку в своей эстетике Рыжий перерастает рамки и революционного романтизма 20-30-х, и социалистического реализма 40- 60-х годов. Перерастает хотя бы потому, что в своих вкусовых пристрастиях гораздо шире, тоньше, образованнее, искушеннее. Стихи Рыжего существуют не только за счет прямого обращения к жизни (что всегда производит сильное впечатление, однако само по себе еще не делает большого поэта), но и за счет достаточно сложной литературной игры, целой системы культурологических и исторических реминисценций.

    Актуальность данной темы состоит в том, что творчество Бориса Рыжего является интереснейшей темой для исследования, а полноценных монографий практически нет. Поэтому мы хотели объединить опыт нескольких авторов в рамках выбранной темы.

    Объектом изучения является поэтическое творчество Бориса Рыжего.

    Цель работы раскрыть суть лирики Бориса Рыжего.

    • Изучить существующую литературу по данной теме.

    • Охарактеризовать лирику Бориса Рыжего.



      1. Последний советский поэт: биография Бориса Рыжего


    Борис Борисович Рыжий родился 8 сентября 1974 года в Челябинске. Его отец, Борис Петрович Рыжий, был геофизиком, доктором геолого-минералогических наук. Мать Маргарита Михайловна — врач-эпидемиолог. У Бориса были старшие сёстры Елена и Ольга.

    В 1980 году служебные обстоятельства Бориса Петровича изменились – он занял должность главного геофизика объединения «Уралгеология», и вся семья, кроме Елены, переехала в Свердловск (теперь Екатеринбург). Отцу выделили четырёхкомнатную квартиру на окраине города, в районе, который в Екатеринбурге называли Вторчерметом (так сокращённо называется местный завод). Как зачастую складывается на рабочих окраинах больших городов, район был заселён урками, хулиганами и алкашами.

    Борис, с одной стороны, рос домашним мальчиком. С ранних лет – сначала бабушка, потом отец или сестра Ольга читали ему произведения русских классических поэтов. С Ольгой он вообще был очень дружен. Она учила его плавать и ещё много полезных вещей помогла освоить. Когда он стал постарше, они часто обсуждали отечественную литературу, учили английский по Шекспиру. Если сестра куда-то уезжала, то Борис обязательно писал ей письма. С четырнадцати лет он стал писать стихи, миниатюры и детективные романы.

    С другой стороны, живя в таком неблагополучном квартале, нужно было уметь выстоять в уличных драках. Поэтому Рыжий занялся боксом и добился хороших результатов. В 1988 году он завоевал титул чемпиона Свердловска в юношеском разряде.

    В районе его уважали не только из-за бокса. Он со всеми научился находить общий язык, для поддержания компании мог и выпить суррогатный спирт на стройке. Сам себя называл «лучший друг бандитов и воров».

    Таким образом в жизни Рыжего было два мира, было «высокое» и «низкое». Из этих двух миров и складывалась его поэзия, простая по содержанию и высокохудожественная по форме.

    В 1991 году Рыжие переехали в исторический центр города – на Московскую горку. Борис очень переживал по этому поводу. Шпаны в Екатеринбурге хватало везде. На Вторчермете у него был хоть какой-то авторитет. «А в центре –, говорил он сестре, – случись чего – никто впрягаться за меня не будет!» И оказался прав.

    Летним вечером всё того же 1991 года Борис провожал свою одноклассницу Ирину Князеву домой во Вторчермет. На нём был шикарный костюм, только привезённый отцом из Германии. Когда он вернулся в Московскую горку, возле Дворца спорта на него сзади напали так, что он не успел ничего сделать, жестоко избили ногами и, разумеется, сняли потом костюм. Он после этого долго восстанавливался. Даже через полгода ссадины от побоев были ещё заметны на свадебных фотографиях.

    Осенью 1991 года Борис Рыжий поступил в Уральскую горно-геологическую академию на отделение геофизики и геоэкологии.

    В университетские годы в поисках поддержки он заводил знакомства с уральскими поэтами. Первыми, кого он встретил на своём пути, были Алексей Кузин и Юрий Лобанцев. Кузин своё первое впечатление от знакомства с творчеством Рыжего описал в своём дневнике так: «явно выраженное драматическое мироощущение, образное видение мира, свободное владение поэтической формой». Лобанцев, возглавлявший тогда литературное объединение «Горный родник», активно поддерживал начинающего поэта и советовал участвовать в поэтических конкурсах.

    Рыжий прислушался к совету и в 1992 году отправился в Москву на фестиваль студенческой поэзии, где с лёгкостью занял второе место. Вслед за этим в «Российской газете», издаваемой в Екатеринбурге, были опубликованы его стихи – «Облака пока не побледнели…», «Елизавет» и «Воплощение в лес». В дальнейшем, стихи Бориса Рыжего печатали в журналах «Уральский следопыт», «Урал», «Знамя», «Звезда», «Арион», в альманахе Urbi, они были переведены на английский, голландский, немецкий, итальянский языки.

    С середины 1990-х годов Борис Рыжий регулярно стал ездить на литературные фестивали и собрания в Москву и Санкт-Петербург. Там он расширил круг своих знакомств. Был «на короткой ноге» с Алексеем Пуриным, Александром Кушнером, Олегом Дозморовым. Особенно Борис дорожил знакомством с Евгением Рейном и Евгением Евтушенко. Рейн считал Бориса Рыжего «самым талантливым поэтом своего поколения».

    После окончания Уральской горной академии в 1997 году, Рыжий служил младшим научным сотрудником Института геофизики РАН, а с 1999 года ещё и сотрудником журнала «Урал». В журнале он вёл рубрики «Граф Хвостов» и «Антология шедевров поэзии Урала». Правда, проработал он там недолго – не сложились отношения с главным редактором журнала Николаем Колядой. Нисколько не отчаявшись, Рыжий устроился в газету «Книжный клуб», где стал автором колонки «Актуальная поэзия с Борисом Рыжим».

    Весной 1999 года в журнале «Знамя» напечатали несколько стихотворений Рыжего, объединённых названием «From Sverdlovsk with Love». За эту публикацию 21 января 2000 года поэт получил премию «Антибукер». В том же году в Санкт-Петербурге был издан его первый стихотворный сборник «И всё такое…».

    В июне вместе с другими уральскими поэтами Рыжий отправился в Роттердам на Всемирный фестиваль поэзии. Сытая опрятная Голландия не произвела впечатление на уральского поэта: «…всё у них есть, всё ухожено». В конце лета журнале «Пассионата» были опубликованы его стихи. В Голландии его поэзия стала в высшей степени популярной. Довольно известная голландская рок-группа De Kift написала две песни на его стихотворения «Так я понял» и «Море».

    На литературных мероприятиях, даже на вручении «Антибукера», Рыжий взял за правило появляться вдрызг пьяным. Этот бесшабашный стиль жизни он остро описал в своём прозаическом произведении «Роттердамский дневник», который был опубликован уже посмертно. Конечно, развязное поведение на публике было лишь маской Бориса Рыжего.

    Осенью 2000 года Рыжий стал членом Союза российских писателей.

    В том же году он окончил аспирантуру Института геофизики Уральского отделения РАН. Несколько лет он занимался исследованиями, связанными со строением земной коры и сейсмичностью Урала и России, был участником нескольких геологических партий. В общей сложности Рыжий опубликовал 18 научно-исследовательских работ.

    Единственной женщиной всей жизни Бориса была Ирина Князева.

    С Ириной они учились вместе в старших классах, а потом в институте.

    Поженились через полгода после окончания школы – в декабре 1991 года. Первое время они жили у родителей Бориса. Оба учились, но старались не обременять родителей – находили всевозможные заработки: Борис устраивался вахтером и сторожем, Ирина брала проекты на дом.

    В середине января 1993 года у счастливой пары появился сын Артём. Переехали в отдельную квартиру. Заботу о ребёнке и работу по дому они делили поровну. Кто оказывался свободен, тот и мыл посуду.

    Борис очень дорожил семьёй, мечтал с Ириной дожить до старости. По воспоминаниям Ирины они любили просто посидеть и поговорить на кухне.

    Поэт много курил – по четыре пачки в день. Пил запоями. Срывался раз в полгода. Как рассказал Василий Иванов, в последние месяцы жизни Рыжий выглядел глубоко несчастным, много пьющим человеком. В то же время самые сильные его стихотворения были написаны именно в эти последние месяцы.

    По свидетельству Ильи Фаликова, который написал книгу «Борис Рыжий. Дивий Камень», весной 2001 года у Бориса была депрессия, он два месяца к ряду принимал антидепрессанты. Утром 7 мая поэт покончил жизнь самоубийством. Ему было всего 26 лет, когда он осознанно ушёл из жизни, оставив записку: «Я всех любил. Без дураков». 10 мая 2001 года Борис Рыжий был похоронен на Нижне-Исетском кладбище.


      1. Трагедия поэта в том, что он поэт


    Поэзия Б. Рыжего популярна, по праву заслужила высокие оценки литературоведов и критиков, однако, на наш взгляд, творчество Б. Рыжего требует более глубокого и детального осмысления. Необходимо обратить особое внимание на художественное своеобразие его лирики, которое отчетливо проявляется в образах лирического героя и города, в их непосредственном взаимодействии и взаимообусловленности. Невозможно рассматривать образ лирического героя без погружения в обстановку.

    Лирика Б. Рыжего во многом автобиографична, что реализовалось в образах лирического героя и города, а также и в образе времени, в котором жил поэт. Он пишет о реальных событиях, местах, людях, с которыми был лично знаком, встречался. Не единожды образ лирического героя обретает отчетливые черты самого поэта: «Вот я закончил Горный институт»,

    «Тот, со шрамом, Рыжий Боря.

    Этот - Дозморов Олег –

    филолОг, развратник, Дельвиг,

    с виду умница, бездельник.

    Первый - жлоб и скандалист,

    бабник, пьяница, зануда».

    Себя самого поэт не раз называет настоящим именем:

    «А, пустяк», - сказали только,

    выключая ближний свет, -

    это пьяный Рыжий Борька,

    первый в городе поэт».

    Мы видим практически полное отождествление лирического героя и автора. От этого часто появляется глубокий минорный лейтмотив на страницах книги «Типа песня». В ней звучит мечта - быть поэтом, которая раздавлена реальностью. Следует отметить, что и собирательный образ города, преимущественно на фоне которого проходит жизнь поэта, вторит в унисон лирическому настроению.

    Поэт обладал тончайшим чувством прекрасного. Самое первое стихотворение сборника «Типа песня» завершают слова о важном для поэта: «Три составляющих жизни: смерть, поэзия и звезда», которые звучат, словно манифест. Б. Рыжий был наполнен глубокими светлыми переживаниями. Громада его романтического героя, самобытна. Эпоха 1990-х годов - сложное время перелома. На этом фоне острым прорисован конфликт лирического героя с окружающим миром. Проявлено одиночество поэта, чей гений наделен сильными чувствами. Вся внутренняя драма разворачивается на фоне обыденных условий жизни. В центр поставлена частная жизнь обычного человека, живущего в самом обыкновенном городе России. Большинство стихотворений Б. Рыжего посвящено его родному городу - Свердловску, который многонационален и пестр по своей природе. Одной из главных его черт поэт называет наличие злачных мест, соответствующей им публики и социальных отношений внутри. Например, в стихотворении «Бар "Трибунал"» пренебрежительно дважды сказано о публике заведения, которой дано имя «шваль». Этим автор дает понять и то, что не случаен финал произведения, в котором проявлен намек на типичное городское явление - драку, потасовку: «Ребра бы сломал, только нас разняли». Сама окружающая урбанистическая атмосфера наполнена провокационными моментами, что, впрочем, мы можем назвать чертой эпохи, так как это время «похотливых шакалов», «подонков», «ментов», «урок» или «уркаганов»:

    «В том доме жили урки –

    завод их принимал...

    Я пыльные окурки

    c друзьями собирал».

    Поэт не может принять эту грязную, развратную городскую обстановку 1990-х годов, в которой «чтобы избежать скуки и смерти надо танцевать. в окруженье швали.». В силу сильного внутреннего стремления к прекрасному, природному началу, к первозданной красоте, Б. Рыжий не может восхищаться излишним неестественным блеском, преступностью, духовной и физической грязью города. Этим можно объяснить любовь и восхищение поэта к небольшим уголкам природы, которая оживляет и возрождает души: «Какой, однако, вырастили сад в нечерноземной полосе России!».

    Герой-мечтатель грезит о волшебной далекой реальности. В гнетущую серую обыденность обстановки Урала кровавых 90-х поэт, находясь на психологическом пределе, он вносит воздушные яркие мифологические оттенки античности, волшебных сказок, иной реальности:

    «Есть мир иной, там нету масок –

    ужасны лица и без них.

    Есть мир иной, там нету сказок

    шутов бесплодных и шутих.

    Там жизнь обнажена, как схема,

    и сразу видно.».

    В этом показательно проявлена раздвоенность, противоречивость сознания Б. Рыжего: ощущение тоски от грязного урбанистического пейзажа и желание увидеть светлые оттенки города.

    В поэтических строках отчетливо проступает стремление ухода от реальности, в которой невозможно жить. Хотя герой мужественно пытается остаться в ней. При этом он глубоко сопереживает боли других:

    «Не дал Господь не розовое море

    не силы, чтоб с врагами поквитаться –

    возможность плакать от чужого горя,

    любя, чужому счастью улыбаться».

    Томящее чувство одиночества пронизывает образ лирического героя. Не случайно появляется упоминание строк М. Ю. Лермонтова, основной темой стихотворений которого является одиночество: «читает: «выхожу один я на дорогу». Совсем один? Мне пять неполных лет». Почти двадцать лет Б. Рыжий хранит в памяти это воспоминание. Явно, что чувство тоски, печали пронизывало его с детства, пускай не так остро, как в 1990-е годы, но оно, несомненно, было:

    «я просто человек и одинок

    .. Повсюду снег, и смертная тоска,

    и гробовая, видимо, доска».

    Подобное настроение, на наш взгляд, усиливается образом тесного, шумного, многолюдного города, который своим существованием только углубляет диссонанс в душе лирического героя: «С работы возвращаешься домой и нехотя беседуешь с собой». Сам город - одна из основных причина одиночества, непонимания человека человеком. Подобное состояние усиливается звуками города, его общей атмосферой конца 1990-х годов: «Блатная музыка, ни горечи, ни страха, одно невежество, бессмыслица, тоска».

    Неудивительно, что, словно сквозь туман одиночества, проявляются очертания темы самоубийства, эта мысль не повергает героя в ужас, а дает дальнейшую пищу для размышлений: «Убить себя? Возможно, не кошмар, но хоть повод был бы, такого нет». Еще не раз в лирике поэта настойчиво будет звучать тема ухода. Частое использование мотивов смерти или рефлексия о смерти - это одна из отличительных особенностей поэзии Б. Рыжего. Исследователи связывают это с личной трагедией автора. По мнению И. Шайтанова, поэт очень тяжело перенес самоубийство своей возлюбленной, первой школьной любви - Эли, «что навсегда превратило ее в существо почти неземное <...>, а в поэзию впустило тему смерти, уже никогда не оставляющую».

    Лирический герой переполнен противоречивыми чувствами: «жить тяжело и неуютно», «уютно умирать»,

    «и жизнь растрепана, как блядь,

    выходит как бы из тумана

    и видит: тумбочка, кровать.

    И я пытаюсь приподняться,

    хочу в глаза ей поглядеть.

    Взглянуть в глаза и - разрыдаться

    и никогда не умереть».

    Стихи поэта наполнены противоречиями, которые не дают спокойствия, а лишь усиливают внутренний конфликт и надрыв поэта. Боль не просто возникает попеременно и жжет - она постоянная и колкая.

    Однако не смотря на все это, в характере лирического героя отчетливо прослеживается бескомпромиссность: он не меняет божественный дар на кучу тряпок, барахла на рынке, не продает себя за временные медяки. Своеобразным манифестом его жизни звучат слова: «Сжирайте свой навар, мы дар свой не сожрем». И снова легкая воздушная, казалось бы, незаметная, но такая важная приписка через многозначительную паузу многоточия, в конце стихотворения: «. И бабочка у нас на горле оживет». Таким вот образом где-то резким, но легким, почти невесомым выражено представление поэта об истинном человеке, об истинном поэте.

    Идеал стойкого, правдивого героя - вот идеал поэта, который остается собой, верным себе до последнего вздоха. Однако заметим, что, чем старше герой, тем был «печальнее мотив, и все печальней» становился. От этого и в последних стихотворениях сборника происходит своеобразное осмысление себя, своей жизни: «Только в песнях страдал и любил. <.> чьи-то книги читал, много пил и не видел неделями сына».

    Б. Рыжий в стихотворениях 1996-2001 года уже не юный порывистый влюбленный сумасброд, как вспоминает о его юности Владимир Блинов. Поэт стал философом. Лирический герой более не может также глупо смущаться поцелуям, теперь он взрослый мужчина, на котором лежит ответственность за семью, сына. Но в душе-то он поэт: прежний «мечтатель», который видит все, а, может быть, даже еще обостреннее и болезненнее. Его супруга в одном из интервью отмечала романтический склад характера поэта. Это проливает свет на то, насколько глубоко человек со столь тонкой душевной организацией мог воспринимать лихолетье 1990-х годов. Отсюда и мысли об уходе из этого мира, из гнетущей реальности. Отсюда и попытка выстоять, но с воздушными замками в сознании. Отсюда и та обнаженная до самого дна душевная боль. Отсюда и пьянство, которое, к сожалению, является отличительной чертой времени, а причина кроется в самой природе человека: у поэта отняли идею, ради, которой жил с самого начала, ради которой взрослел. И находясь в этом безыдейном хаосе, что еще ему оставалось делать, впрочем, как и многим другим его современникам.

    Обратим внимание на небольшое стихотворение 1997 года «Кино». О смене эпох и ломке судеб человеческих поэт говорит лаконично, но в то же время образно, с драматическим надрывом:

    «Вдруг вспомнятся восьмидесятые

    с толпою у кинотеатра

    «Заря», ребята волосатые

    и оттепель в начале марта.

    В стране чугун изрядно плавится

    и проектируются танки.

    Житуха-жизнь плывет и нравится,

    приходят девочки на танцы.

    Но все равно, кино кончается,

    все кончается на свете:

    толпа уходит, и валяется

    сын человеческий в буфете».

    Жизнь была не просто прекрасной, она была, по выражению поэта, «житухой».

    Сложная эпоха 1990-х годов осталась позади, однако Б. Рыжий не пережил, не выдержал того психологического напора, накала страстей и страданий, что царили в мире, не выдержал поэт «томительно-яркой» серости, что резала нежные глаза его души. Она втоптала его мечту, погребла ее под завалами печали.

    Сложность авторских чувств и эмоций выражается через своеобразный поэтический язык. Для передачи всей гаммы драматических чувств поэт использует сочетание жаргонизмов и нецензурной лексики с просторечными словами, поэтизмами и архаизмами: «красавица в осьмнадцать лет», «ливень синеокий»,

    «или поддавшийся амуру.

    Бужу жить, сказал в Тюмени,

    никуда из этих мест,

    брошу звонкие хореи,

    грозный ямб и анапЕст.

    Дактиль, дольник, амфибрахий –

    вообще забуду на хер».

    Самобытны авторские сравнения. Поэзия Б. Рыжего пронизана аллюзиями и реминисценциями из классической литературы.

    Заметим, что передаче гамме чувств способствует и специфический образ города. Город - это не только фон, на котором происходят события, но и активное действующее лицо. Он значительно оттеняет события, усиливает эмоциональное воздействие на читателя. Город Б. Рыжего - это своего рода внешнее отражение эмоций и переживаний: в 1980-х он солнечный, яркий, радостный, наполненный счастьем. В 1990-х годах данный образ строится на контрасте белого и черного, причем при слиянии этих цветов возникает серый цвет - как непременный цвет печали и грусти, а также это цвет заброшенной урбанистической цивилизации. Город, оставаясь статичным, связывает в сознании поэта прошлое и настоящее, чем еще более навевает печаль и страдание, так как пробуждает прекрасное былое.

    В итоге причину трагической гибели поэта можно резюмировать несколькими словами в простой формуле: масштабная фигура Б. Рыжего попала в совершенно невозможные условия жизни для творческой, высоко духовной личности. Его переполняли сопереживание, сострадание боли целого мира. Об этом нам говорит и специфика образа лирического героя, тесно связанного с образом самого поэта.
    Заключение
    Бориса Рыжего считают голосом последнего советского поколения. В подростковом возрасте он начал писать стихи и стал чемпионом по боксу. Рыжего высоко ценили Евгений Рейн и Евгений Евтушенко, в разные годы он получал премии «Антибукер» и «Северная Пальмира». По мотивам его творчества записывали песни, ставили спектакли, а голландский режиссер Алёна ван дер Хорст сняла документальный фильм о нем.

    По мнению Евгения Евтушенко«уже в двадцать один год Борис Рыжий предсказал свою смерть. И хотя он говорил о другом человеке, но слишком личностно это звучало. Он, к несчастью, не встретил на своем пути Бориса Пастернака, который мог бы ему посоветовать, как мне в 1960 году, ни в коем случае не предсказывать в стихах свою трагическую гибель, ибо сила слова такова, что необратимо толкает поэтов на пулю или в петлю…»


    Список использованной литературы:


    1. Андреев А. "На самой кромке…" Борис Рыжий (1974-2001) // Сибирь . - 2011. - № 343/4. - С. 205-211.

    2. Борис Рыжий. Стихи. 1993-2001. Составитель Г.Ф. Комаров - С. Петербург: Пушкинский фонд, 2003. - 376 с.

    3. Быков Д.Л. Рыжий // Блуд труда (сборник). - 2014. - 370 с.

    4. Давыдова Т., Пронин В. Теория литературы: учебное пособие / Т.Т. Давыдова, В.А. Пронин. - М.: Логос, 2013. - 232 с.

    5. Иванова С. А. Художественное своеобразие поэзии Б. Рыжего // https://cyberleninka.ru/article/n/hudozhestvennoe-svoeobrazie-poezii-b-ryzhego

    6. Рыжий Б. Стихи. 1993 - 2001. Спб., 2003.

    7. Шайтанов И. Борис Рыжий: последний советский поэт? / И. Шайтанов // Дело вкуса: Книга о современной поэзии. - М.: Время, 2017. - С.519-533;



    написать администратору сайта