Главная страница
Навигация по странице:

  • – Вот как! Какую же он книгу тебе дал

  • – Гм! – промычал он. – Аркадий Николаевич заботится о твоем воспитании. Что ж, ты пробовал читать – Пробовал.– Ну и что же

  • – Слыхали мы эту песню много раз, – возразил Базаров, – но что вы хотите этим доказать

  • – Как ничего не доказывает – пробормотал изумленный Павел Петрович. – Стало быть, вы идете против своего народа

  • – А только ругаться – И ругаться.– И это называется нигилизмом

  • – Так что ж вы действуете, что ли Собираетесь действовать

  • – Как Вы не шутя думаете сладить, сладить с целым народом

  • Отцы и дети. Иван Сергеевич Тургенев Отцы и дети


    Скачать 0.77 Mb.
    НазваниеИван Сергеевич Тургенев Отцы и дети
    АнкорОтцы и дети
    Дата14.12.2021
    Размер0.77 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаotcy-i-deti.doc
    ТипДокументы
    #303436
    страница9 из 27
    1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   ...   27

    X



    Прошло около двух недель. Жизнь в Марьине текла своим порядком: Аркадий сибаритствовал, Базаров работал. Все в доме привыкли к нему, к его небрежным манерам, к его немногосложным и отрывочным речам. Фенечка, в особенности, до того с ним освоилась, что однажды ночью велела разбудить его: с Митей сделались судороги; и он пришел и, по обыкновению, полушутя, полузевая, просидел у ней часа два и помог ребенку. Зато Павел Петрович всеми силами души своей возненавидел Базарова: он считал его гордецом, нахалом, циником, плебеем; он подозревал, что Базаров не уважает его, что он едва ли не презирает его – его, Павла Кирсанова! Николай Петрович побаивался молодого «нигилиста» и сомневался в пользе его влияния на Аркадия; но он охотно его слушал, охотно присутствовал при его физических и химических опытах. Базаров привез с собой микроскоп и по целым часам с ним возился. Слуги также привязались к нему, хотя он над ними подтрунивал: они чувствовали, что он все‑таки свой брат, не барин. Дуняша охотно с ним хихикала и искоса, значительно посматривала на него, пробегая мимо «перепелочкой»; Петр, человек до крайности самолюбивый и глупый, вечно с напряженными морщинами на лбу, человек, которого все достоинство состояло в том, что он глядел учтиво, читал по складам и часто чистил щеточкой свой сюртучок, – и тот ухмылялся и светлел, как только Базаров обращал на него внимание; дворовые мальчишки бегали за «дохтуром», как собачонки. Один старик Прокофьич не любил его, с угрюмым видом подавал ему за столом кушанья, называл его «живодером» и «прощелыгой» и уверял, что он с своими бакенбардами – настоящая свинья в кусте. Прокофьич, по‑своему, был аристократ не хуже Павла Петровича.

    Наступили лучшие дни в году – первые дни июня. Погода стояла прекрасная; правда, издали грозилась опять холера, но жители …й губернии успели уже привыкнуть к ее посещениям. Базаров вставал очень рано и отправлялся версты за две, за три, не гулять – он прогулок без дела терпеть не мог, – а собирать травы, насекомых. Иногда он брал с собой Аркадия. На возвратном пути у них обыкновенно завязывался спор, и Аркадий обыкновенно оставался побежденным, хотя говорил больше своего товарища.

    Однажды они как‑то долго замешкались; Николай Петрович вышел к ним навстречу в сад и, поравнявшись с беседкой, вдруг услышал быстрые шаги и голоса обоих молодых людей. Они шли по ту сторону беседки и не могли его видеть.

    – Ты отца недостаточно знаешь, – говорил Аркадий.

    Николай Петрович притаился.

    – Твой отец добрый малый, – промолвил Базаров, – но он человек отставной, его песенка спета.

    Николай Петрович приник ухом… Аркадий ничего не отвечал.

    «Отставной человек» постоял минуты две неподвижно и медленно поплелся домой.

    – Третьего дня, я смотрю, он Пушкина читает, – продолжал между тем Базаров. – Растолкуй ему, пожалуйста, что это никуда не годится. Ведь он не мальчик: пора бросить эту ерунду. И охота же быть романтиком в нынешнее время! Дай ему что‑нибудь дельное почитать.

    – Что бы ему дать? – спросил Аркадий.

    – Да, я думаю, Бюхнерово «Stoff und Kraft»9 на первый случай.

    – Я сам так думаю, – заметил одобрительно Аркадий. – «Stoff und Kraft» написано популярным языком…

    – Вот как мы с тобой, – говорил в тот же день после обеда Николай Петрович своему брату, сидя у него в кабинете, – в отставные люди попали, песенка наша спета. Что ж? Может быть, Базаров и прав; но мне, признаюсь, одно больно: я надеялся именно теперь тесно и дружески сойтись с Аркадием, а выходит, что я остался назади, он ушел вперед, и понять мы друг друга не можем.

    – Да почему он ушел вперед? И чем он от нас так уж очень отличается? – с нетерпением воскликнул Павел Петрович. – Это все ему в голову синьор этот вбил, нигилист этот. Ненавижу я этого лекаришку; по‑моему, он просто шарлатан; я уверен, что со всеми своими лягушками он и в физике недалеко ушел.

    – Нет, брат, ты этого не говори: Базаров умен и знающ.

    – И самолюбие какое противное, – перебил опять Павел Петрович.

    – Да, – заметил Николай Петрович, – он самолюбив. Но без этого, видно, нельзя; только вот чего я в толк не возьму. Кажется, я все делаю, чтобы не отстать от века: крестьян устроил, ферму завел, так что даже меня во всей губернии красным величают; читаю, учусь, вообще стараюсь стать в уровень с современными требованиями, – а они говорят, что песенка моя спета. Да что, брат, я сам начинаю думать, что она точно спета.


    – Это почему?

    – А вот почему. Сегодня я сижу да читаю Пушкина… помнится, «Цыгане» мне попались… Вдруг Аркадий подходит ко мне и молча, с этаким ласковым сожалением на лице, тихонько, как у ребенка, отнял у меня книгу и положил передо мной другую, немецкую… улыбнулся, и ушел, и Пушкина унес.


    – Вот как! Какую же он книгу тебе дал?

    – Вот эту.

    И Николай Петрович вынул из заднего кармана сюртука пресловутую брошюру Бюхнера, девятого издания. Павел Петрович повертел ее в руках.


    – Гм! – промычал он. – Аркадий Николаевич заботится о твоем воспитании. Что ж, ты пробовал читать?

    – Пробовал.


    – Ну и что же?

    – Либо я глуп, либо это все – вздор. Должно быть, я глуп.

    – Да ты по‑немецки не забыл? – спросил Павел Петрович.

    – Я по‑немецки понимаю.

    Павел Петрович опять повертел книгу в руках и исподлобья взглянул на брата. Оба помолчали.

    – Да, кстати, – начал Николай Петрович, видимо желая переменить разговор. – Я получил письмо от Колязина.


    – От Матвея Ильича?

    – От него. Он приехал в *** ревизовать губернию. Он теперь в тузы вышел и пишет мне, что желает, по‑родственному, повидаться с нами и приглашает нас с тобой и с Аркадием в город.

    – Ты поедешь? – спросил Павел Петрович.


    – Нет; а ты?

    – И я не поеду. Очень нужно тащиться за пятьдесят верст киселя есть. Mathieu хочет показаться нам во всей своей славе; черт с ним! будет с него губернского фимиама, обойдется без нашего. И велика важность, тайный советник! Если б я продолжал служить, тянуть эту глупую лямку, я бы теперь был генерал‑адъютантом. Притом же мы с тобой отставные люди.

    – Да, брат; видно, пора гроб заказывать и ручки складывать крестом на груди, – заметил со вздохом Николай Петрович.

    – Ну, я так скоро не сдамся, – пробормотал его брат. – У нас еще будет схватка с этим лекарем, я это предчувствую.

    Схватка произошла в тот же день за вечерним чаем. Павел Петрович сошел в гостиную уже готовый к бою, раздраженный и решительный. Он ждал только предлога, чтобы накинуться на врага; но предлог долго не представлялся. Базаров вообще говорил мало в присутствии «старичков Кирсановых» (так он называл обоих братьев), а в тот вечер он чувствовал себя не в духе и молча выпивал чашку за чашкой. Павел Петрович весь горел нетерпением; его желания сбылись наконец.

    Речь зашла об одном из соседних помещиков. «Дрянь, аристократишко», – равнодушно заметил Базаров, который встречался с ним в Петербурге.

    – Позвольте вас спросить, – начал Павел Петрович, и губы его задрожали, – по вашим понятиям слова: «дрянь» и «аристократ» одно и то же означают?

    – Я сказал: «аристократишко», – проговорил Базаров, лениво отхлебывая глоток чаю.

    – Точно так‑с: но я полагаю, что вы такого же мнения об аристократах, как и об аристократишках. Я считаю долгом объявить вам, что я этого мнения не разделяю. Смею сказать, меня все знают за человека либерального и любящего прогресс; но именно потому я уважаю аристократов – настоящих. Вспомните, милостивый государь (при этих словах Базаров поднял глаза на Павла Петровича), вспомните, милостивый государь, – повторил он с ожесточением, – английских аристократов. Они не уступают йоты от прав своих, и потому они уважают права других; они требуют исполнения обязанностей в отношении к ним, и потому они сами исполняют свои обязанности. Аристократия дала свободу Англии и поддерживает ее.


    – Слыхали мы эту песню много раз, – возразил Базаров, – но что вы хотите этим доказать?

    – Я эфтим хочу доказать, милостивый государь (Павел Петрович, когда сердился, с намерением говорил: «эфтим» и «эфто», хотя очень хорошо знал, что подобных слов грамматика не допускает. В этой причуде сказывался остаток преданий Александровского времени. Тогдашние тузы, в редких случаях, когда говорили на родном языке, употребляли одни – эфто, другие – эхто: мы, мол, коренные русаки, и в то же время мы вельможи, которым позволяется пренебрегать школьными правилами), я эфтим хочу доказать, что без чувства собственного достоинства, без уважения к самому себе, – а в аристократе эти чувства развиты, – нет никакого прочного основания общественному… bien public10, общественному зданию. Личность, милостивый государь, – вот главное: человеческая личность должна быть крепка, как скала, ибо на ней все строится. Я очень хорошо знаю, например, что вы изволите находить смешными мои привычки, мой туалет, мою опрятность наконец, но это все проистекает из чувства самоуважения, из чувства долга, да‑с, да‑с, долга. Я живу в деревне, в глуши, но я не роняю себя, я уважаю в себе человека.

    – Позвольте, Павел Петрович, – промолвил Базаров, – вы вот уважаете себя и сидите сложа руки; какая ж от этого польза для bien public? Вы бы не уважали себя и то же бы делали.

    Павел Петрович побледнел.

    – Это совершенно другой вопрос. Мне вовсе не приходится объяснять вам теперь, почему я сижу сложа руки, как вы изволите выражаться. Я хочу только сказать, что аристократизм – принсип, а без принсипов жить в наше время могут одни безнравственные или пустые люди. Я говорил это Аркадию на другой день его приезда и повторяю теперь вам. Не так ли, Николай?

    Николай Петрович кивнул головой.

    – Аристократизм, либерализм, прогресс, принципы, – говорил между тем Базаров, – подумаешь, сколько иностранных… и бесполезных слов! Русскому человеку они даром не нужны.

    – Что же ему нужно, по‑вашему? Послушать вас, так мы находимся вне человечества, вне его законов. Помилуйте – логика истории требует…

    – Да на что нам эта логика? Мы и без нее обходимся.


    – Как так?

    – Да так же. Вы, я надеюсь, не нуждаетесь в логике для того, чтобы положить себе кусок хлеба в рот, когда вы голодны. Куда нам до этих отвлеченностей!

    Павел Петрович взмахнул руками.

    – Я вас не понимаю после этого. Вы оскорбляете русский народ. Я не понимаю, как можно не признавать принсипов, правил! В силу чего же вы действуете?

    – Я уже говорил вам, дядюшка, что мы не признаем авторитетов, – вмешался Аркадий.

    – Мы действуем в силу того, что мы признаем полезным, – промолвил Базаров. – В теперешнее время полезнее всего отрицание – мы отрицаем.

    – Все?

    – Все.

    – Как? не только искусство, поэзию… но и… страшно вымолвить…

    – Все, – с невыразимым спокойствием повторил Базаров.

    Павел Петрович уставился на него. Он этого не ожидал, а Аркадий даже покраснел от удовольствия.

    – Однако позвольте, – заговорил Николай Петрович. – Вы все отрицаете, или, выражаясь точнее, вы все разрушаете… Да ведь надобно же и строить.

    – Это уже не наше дело… Сперва нужно место расчистить.

    – Современное состояние народа этого требует, – с важностью прибавил Аркадий, – мы должны исполнять эти требования, мы не имеем права предаваться удовлетворению личного эгоизма.

    Эта последняя фраза, видимо, не понравилась Базарову; от нее веяло философией, то есть романтизмом, ибо Базаров и философию называл романтизмом; но он не почел за нужное опровергать своего молодого ученика.

    – Нет, нет! – воскликнул с внезапным порывом Павел Петрович, – я не хочу верить, что вы, господа, точно знаете русский народ, что вы представители его потребностей, его стремлений! Нет, русский народ не такой, каким вы его воображаете. Он свято чтит предания, он – патриархальный, он не может жить без веры…

    – Я не стану против этого спорить, – перебил Базаров, – я даже готов согласиться, что в этом вы правы.

    – А если я прав…

    – И все‑таки это ничего не доказывает.

    – Именно ничего не доказывает, – повторил Аркадий с уверенностию опытного шахматного игрока, который предвидел опасный, по‑видимому, ход противника и потому нисколько не смутился.


    – Как ничего не доказывает? – пробормотал изумленный Павел Петрович. – Стало быть, вы идете против своего народа?

    – А хоть бы и так? – воскликнул Базаров. – Народ полагает, что когда гром гремит, это Илья‑пророк в колеснице по небу разъезжает. Что ж? Мне соглашаться с ним? Да притом – он русский, а разве я сам не русский.

    – Нет, вы не русский после всего, что вы сейчас сказали! Я вас за русского признать не могу.

    – Мой дед землю пахал, – с надменною гордостию отвечал Базаров. – Спросите любого из ваших же мужиков, в ком из нас – в вас или во мне – он скорее признает соотечественника. Вы и говорить‑то с ним не умеете.

    – А вы говорите с ним и презираете его в то же время.

    – Что ж, коли он заслуживает презрения! Вы порицаете мое направление, а кто вам сказал, что оно во мне случайно, что оно не вызвано тем самым народным духом, во имя которого вы так ратуете?

    – Как же! Очень нужны нигилисты!

    – Нужны ли они или нет – не нам решать. Ведь и вы считаете себя не бесполезным.

    – Господа, господа, пожалуйста, без личностей! – воскликнул Николай Петрович и приподнялся.

    Павел Петрович улыбнулся и, положив руку на плечо брату, заставил его снова сесть.

    – Не беспокойся, – промолвил он. – Я не позабудусь именно вследствие того чувства достоинства, над которым так жестоко трунит господин… господин доктор. Позвольте, – продолжал он, обращаясь снова к Базарову, – вы, может быть, думаете, что ваше учение новость? Напрасно вы это воображаете. Материализм, который вы проповедуете, был уже не раз в ходу и всегда оказывался несостоятельным…

    – Опять иностранное слово! – перебил Базаров. Он начинал злиться, и лицо его приняло какой‑то медный и грубый цвет. – Во‑первых, мы ничего не проповедуем; это не в наших привычках…


    – Что же вы делаете?

    – А вот что мы делаем. Прежде, в недавнее еще время, мы говорили, что чиновники наши берут взятки, что у нас нет ни дорог, ни торговли, ни правильного суда…

    – Ну да, да, вы обличители, – так, кажется, это называется. Со многими из ваших обличений и я соглашаюсь, но…

    – А потом мы догадались, что болтать, все только болтать о наших язвах не стоит труда, что это ведет только к пошлости и доктринерству; мы увидали, что и умники наши, так называемые передовые люди и обличители, никуда не годятся, что мы занимаемся вздором, толкуем о каком‑то искусстве, бессознательном творчестве, о парламентаризме, об адвокатуре и черт знает о чем, когда дело идет о насущном хлебе, когда грубейшее суеверие нас душит, когда все наши акционерные общества лопаются единственно оттого, что оказывается недостаток в честных людях, когда самая свобода, о которой хлопочет правительство, едва ли пойдет нам впрок, потому что мужик наш рад самого себя обокрасть, чтобы только напиться дурману в кабаке.

    – Так, – перебил Павел Петрович, – так: вы во всем этом убедились и решились сами ни за что серьезно не приниматься.

    – И решились ни за что не приниматься, – угрюмо повторил Базаров.

    Ему вдруг стало досадно на самого себя, зачем он так распространился перед этим барином.


    – А только ругаться?

    – И ругаться.


    – И это называется нигилизмом?

    – И это называется нигилизмом, – повторил опять Базаров, на этот раз с особенною дерзостью.

    Павел Петрович слегка прищурился.

    – Так вот как! – промолвил он странно спокойным голосом. – Нигилизм всему горю помочь должен, и вы, вы наши избавители и герои. Но за что же вы других‑то, хоть бы тех же обличителей, честите? Не так же ли вы болтаете, как и все?

    – Чем другим, а этим грехом не грешны, – произнес сквозь зубы Базаров.


    – Так что ж? вы действуете, что ли? Собираетесь действовать?

    Базаров ничего не отвечал. Павел Петрович так и дрогнул, но тотчас же овладел собою.


    – Гм!.. Действовать, ломать… – продолжал он. – Но как же это ломать, не зная даже почему?

    – Мы ломаем, потому что мы сила, – заметил Аркадий.

    Павел Петрович посмотрел на своего племянника и усмехнулся.

    – Да, сила – так и не дает отчета, – проговорил Аркадий и выпрямился.

    – Несчастный! – возопил Павел Петрович; он решительно не был в состоянии крепиться долее, – хоть бы ты подумал, что в России ты поддерживаешь твоею пошлою сентенцией! Нет, это может ангела из терпения вывести! Сила! И в диком калмыке, и в монголе есть сила – да на что нам она? Нам дорога цивилизация, да‑с, да‑с, милостивый государь, нам дороги ее плоды. И не говорите мне, что эти плоды ничтожны: последний пачкун, ип barbouilleur, тапер, которому дают пять копеек за вечер, и те полезнее вас, потому что они представители цивилизации, а не грубой монгольской силы! Вы воображаете себя передовыми людьми, а вам только в калмыцкой кибитке сидеть! Сила! Да вспомните, наконец, господа сильные, что вас всего четыре человека с половиною, а тех – миллионы, которые не позволят вам попирать ногами свои священнейшие верования, которые раздавят вас!

    – Коли раздавят, туда и дорога, – промолвил Базаров. – Только бабушка еще надвое сказала. Нас не так мало, как вы полагаете.


    – Как? Вы не шутя думаете сладить, сладить с целым народом?

    – От копеечной свечи, вы знаете, Москва сгорела, – ответил Базаров.

    – Так, так. Сперва гордость почти сатанинская, потом глумление. Вот, вот чем увлекается молодежь, вот чему покоряются неопытные сердца мальчишек! Вот, поглядите, один из них рядом с вами сидит, ведь он чуть не молится на вас, полюбуйтесь. (Аркадий отворотился и нахмурился.) И эта зараза уже далеко распространилась. Мне сказывали, что в Риме наши художники в Ватикан ни ногой. Рафаэля считают чуть не дураком, потому что это, мол, авторитет; а сами бессильны и бесплодны до гадости, а у самих фантазия дальше «Девушки у фонтана» не хватает, хоть ты что! И написана‑то девушка прескверно. По‑вашему, они молодцы, не правда ли?

    – По‑моему, – возразил Базаров. – Рафаэль гроша медного не стоит, да и они не лучше его.

    – Браво! браво! Слушай, Аркадий… вот как должны современные молодые люди выражаться! И как, подумаешь, им не идти за вами! Прежде молодым людям приходилось учиться; не хотелось им прослыть за невежд, так они поневоле трудились. А теперь им стоит сказать: все на свете вздор! – и дело в шляпе. Молодые люди обрадовались. И в самом деле, прежде они просто были болваны, а теперь они вдруг стали нигилисты.

    – Вот и изменило вам хваленое чувство собственного достоинства, – флегматически заметил Базаров, между тем как Аркадий весь вспыхнул и засверкал глазами. – Спор наш зашел слишком далеко… Кажется, лучше его прекратить. А я тогда буду готов согласиться с вами, – прибавил он, вставая, – когда вы представите мне хоть одно постановление в современном нашем быту, в семейном или общественном, которое бы не вызывало полного и беспощадного отрицания.

    – Я вам миллионы таких постановлений представлю, – воскликнул Павел Петрович, – миллионы! Да вот хоть община, например.

    Холодная усмешка скривила губы Базарова.

    – Ну, насчет общины, – промолвил он, – поговорите лучше с вашим братцем. Он теперь, кажется, изведал на деле, что такое община, круговая порука, трезвость и тому подобные штучки.

    – Семья наконец, семья, так, как она существует у наших крестьян! – закричал Павел Петрович.

    – И этот вопрос, я полагаю, лучше для вас же самих не разбирать в подробности. Вы, чай, слыхали о снохачах? Послушайте меня, Павел Петрович, дайте себе денька два сроку, сразу вы едва ли что‑нибудь найдете. Переберите все наши сословия да подумайте хорошенько над каждым, а мы пока с Аркадием будем…

    – Надо всем глумиться, – подхватил Павел Петрович.

    – Нет, лягушек резать. Пойдем, Аркадий; до свидания, господа.

    Оба приятеля вышли. Братья остались наедине и сперва только посматривали друг на друга.

    – Вот, – начал наконец Павел Петрович, – вот вам нынешняя молодежь! Вот они – наши наследники!

    – Наследники, – повторил с унылым вздохом Николай Петрович. Он в течение всего спора сидел как на угольях и только украдкой болезненно взглядывал на Аркадия. – Знаешь, что я вспомнил, брат? Однажды я с покойницей матушкой поссорился: она кричала, не хотела меня слушать… Я наконец сказал ей, что вы, мол, меня понять не можете; мы, мол, принадлежим к двум различным поколениям. Она ужасно обиделась, а я подумал: что делать? Пилюля горька – а проглотить ее нужно. Вот теперь настала наша очередь, и наши наследники могут сказать нам: вы мол, не нашего поколения, глотайте пилюлю.

    – Ты уже чересчур благодушен и скромен, – возразил Павел Петрович, – я, напротив, уверен, что мы с тобой гораздо правее этих господчиков, хотя выражаемся, может быть, несколько устарелым языком, vieilh, и не имеем той дерзкой самонадеянности… И такая надутая эта нынешняя молодежь! Спросишь иного: какого вина вы хотите, красного или белого? «Я имею привычку предпочитать красное!» – отвечает он басом и с таким важным лицом, как будто вся вселенная глядит на него в это мгновение…

    – Вам больше чаю не угодно? – промолвила Фенечка, просунув голову в дверь: она не решалась войти в гостиную, пока в ней раздавались голоса споривших.

    – Нет, ты можешь велеть самовар принять, – отвечал Николай Петрович и поднялся к ней навстречу. Павел Петрович отрывисто сказал ему: bon soir11, и ушел к себе в кабинет.


    1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   ...   27


    написать администратору сайта