Главная страница
Навигация по странице:

  • Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования ИВАНОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ХИМИКО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

  • Кафедра технологии неорганических веществ

  • Томасу Куну

  • Имре Лакатос

  • Пол Карл Фейерабенд

  • 172 Тарарина философия. Ивановский государственный химикотехнологический университет


    Скачать 22.28 Kb.
    НазваниеИвановский государственный химикотехнологический университет
    Дата17.05.2022
    Размер22.28 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файла172 Тарарина философия.docx
    ТипДокументы
    #533642

    Министерство науки и высшего образования Российской Федерации

    Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

    высшего образования

    ИВАНОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ХИМИКО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

    Кафедра технологии неорганических веществ
    Тема: Как постпозитивисты оценивают возможность взаимовлияния науки и иных форм мировоззрения? Каково соотношение философии и науки с их точки зрения?

    Выполнила:

    Тарарина Л.П.




    магистрант 172 группы

    Проверил:

    Палей Е.В.








    Иваново 2022

    Постпозитивизм-это множество различных философских концепций, которые пришли на смену логическому позитивизму, называемому также неопозитивизмом.

    Карл Поппер- ввел термин демаркация, речь идет об определении границ между наукой и ненаукой. Чем наука отличается от псевдонауки или от "метафизики"?  Своей опорой на факты! Концепция начала века утверждала, что к науке принадлежат только те предложения, которые выводятся из истинных предложений наблюдения или, что то же самое, могут быть верифицированы с помощью этих предложений. Отсюда следовало, что любая теория, претендующая на то, чтобы быть научной, должна быть выводима из опыта.

    Поппер с полным основанием не принимает этого тезиса. Наблюдение, с его точки зрения, уже предполагает некоторую теоретическую установку, некоторую исходную гипотезу. Нельзя просто наблюдать, не имея для этого никаких предпосылок. Наблюдение всегда избирательно и целенаправленно: мы исходим из определенной задачи и наблюдаем только то, что нужно для решения этой задачи.

    Суть идеи Поппера сводится к следующему: "Критерием научного статуса теории является ее фальсифицируемость, опровержимость, или проверяемость". Подтвердить фактами можно любую теорию, если мы специально ищем таких подтверждений, но хорошая теория должна прежде всего давать основания для ее опровержения. Любая хорошая теория, считает Поппер, является некоторым запрещением, т.е. запрещает определенные события. Чем больше теория запрещает, тем она лучше, ибо тем больше она рискует быть опровергнутой.

    Согласно Томасу Куну - периоды спокойного развития (периоды "нормальной науки") сменяются кризисом, который может разрешиться революцией, заменяющей господствующую парадигму. Под парадигмой Кун понимает общепризнанную совокупность понятий, теории и методов исследования, которая дает научному сообществу модель постановки проблем и их решений.

    Нормальная наука, - пишет Кун, - это "исследование, прочно опирающееся на одно или несколько прошлых достижений - достижений, которые в течение некоторого времени признаются определенным научным сообществом как основа для развития его дальнейшей практической деятельности". Уже из самого определения следует, что речь идет о традиции, т.е. наука понимается как традиция. Прошлые достижения, лежащие в основе этой традиции, и выступают в качестве парадигмы.

    Нормальная наука очень быстро развивается, накапливая огромную информацию и опыт решения задач. И развивается она при этом не вопреки традициям, а именно в силу своей традиционности. Пониманием этого факта мы и обязаны Томасу Куну. Его можно считать основателем учения о научных традициях.

    Имре Лакатос - автор известных работ по методологии научного знания. Лакатос полагает, что теория никогда не фальсифицируется, а только замещается другой, лучшей теорией. Суть в том, что исследовательская программа может быть либо прогрессирующей, либо регрессирующей. Она прогрессирует, если ее теоретический рост предвосхищает рост эмпирический, т.е. если она с успехом предсказывает новые факты. Она регрессирует, если новые факты появляются неожиданно, а программа только дает им запоздалые объяснения. В этом случае теоретический рост отстает от эмпирического роста. Если одна исследовательская программа прогрессивно объясняет больше, чем другая, с ней конкурирующая, то первая вытесняет вторую.

    Пол Карл Фейерабенд выдвинувший концепцию «эпистемологического анархизма». Отбросив идеи преемственности, Фейерабенд сосредоточил внимание на идее размножения теорий, вводящих разные понятия и разные способы описания реальности. Он сформулировал эту идею как принцип пролиферации (размножения). Согласно этому принципу, исследователи должны постоянно изобретать теории и концепции, предлагающие новую точку зрения на факты. При этом новые теории несоизмеримы со старыми. Фейерабенд доказывает, что научного прогресса нет, а познание не представляет собой движения к истине, Следующим шагом, который сделал Фейерабенд, стало стирание грани между мифом, религией, наукой, искусством.

    В отличие от Куна, Фейерабенд вообще не допускает существования каких-либо критериев сравнения теорий или момента во времени, когда они могут быть сравнимы. По его мнению, микрореволюции в науке происходят постоянно, а именно, когда какой-нибудь смелый ученый решается отойти от старых проверенных способов научного исследования или создает теорию, абсолютно несовместимую со старыми, и открывающую новые горизонты познания.


    Вывод:

    К. Поппер пришел к выводу, что доблесть ума заключается не в том, чтобы быть осторожным и избегать ошибок, а в том, чтобы бескомпромиссно устранять их. Быть смелым, выдвигая гипотезы, и беспощадным, опровергая их, — вот девиз Поппера. Т. Кун. как и Поппер, отказывается видеть в росте научного знания кумуляцию вечных истин. У Куна главная проблема — «научная революция». Но если, согласно Попперу, наука — это процесс «перманентной революции», а ее движущей силой является рациональная критика, то, по Куну, революция есть исключительное событие, в определенном смысле выходящее за рамки науки.

    По концепции Поппера в центре внимания - ученый, принимающий решения и выступающий как определяющая и движущая сила в развитии науки. А в модели Куна происходит полная смена ролей: здесь уже наука в лице парадигмы диктует ученому свою волю, выступая как некая безликая сила, а ученый - это всего лишь выразитель требований своего времени.

    Лакатос признает правоту Куна в том, что он выделяет непрерывные участки в развитии науки и подчеркивает важность упорства в борьбе за выживание научных теорий. Однако он не согласен с ним по вопросу возможности построения рациональной реконструкции роста науки. Лакатос считает, что по Куну рост знания не индуктивен и иррационален.Фейерабенд признает, что Кун осознал проблемы и важные аспекты науки, но он не согласен с предложенной им теорией науки и общей идеологией, являющейся основой его мышления.Фейерабенд считает, Кун упустил из вида очень важную составляющую науки: ее цель — стремление к истине.

    Главная цель постпозитивизма - исследование не структуры научного знания, а развития научного знания.Наука, по мнению постпозитивистов, развивается не строго линейно, а скачкообразно, имеет взлеты и падения, но общая тенденция направлена к росту и совершенствованию научного знания.

    В концепции всех четырех философов рассматриваемых постпозитивистов сложно найти критические стороны. Однако можно оспорить мнение К. Поппера по поводу того, что развитие науки связано с опровержением старой теории и выдвижением новой. Рассматривая концепции Т. Куна на предмет необходимости использовать уже известные законы (парадигмы), стоит отметить, что когда мы хотим описать одну из разновидностей уже имеющейся проблемы, мы должны использовать известные факты, например, изучая термодинамику реакции, нам необходимо применять известные законы сохранения массы вещества и энергии. Однако чтобы совершить принципиально новое открытие в мире науки и техники, нужно внедрять новые теории, основанные не на догмах, а на новом представлении о вещай, полученные, возможно, посредством математического и компьютерного моделирования. По мнению постпозитивистов причинами технической революции являются противоречия новых и старых теорий, в результате чего происходит смена парадигм.

    Литература:

    1. Степин В.С., Горохов В.Г., Розов М.А. Философия науки и техники. М., 2004. Раздел 2. Гл. 3. Эволюция подходов к анализу науки.

    2. Философия науки: Общие проблемы познания. Методология естественных и гуманитарных наук: Хрестоматия / отв. ред.-сост. Л.А Микешина. В гл. 3. Общая методология науки.

    3. Порус В.Н. Рациональность. Наука. Культура. В гл. 1. очерк 1. Корабль

    4. Кохановский В.П. Философия для аспирантов. Гл. 2. § 5




    написать администратору сайта