Ия психологии Рекомендовано Советом по психологии умо университетов России в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению и специальности Психология
Скачать 3.13 Mb.
|
психоистория. В своей теории Эриксон пересмотрел позиции Фрейда не только в отношении иерархии структур личности, но ив понимании роли среды, культуры и социального окружения ребенка, которые, сего точки зрения, оказывают огромное влияние на его развитие. Он сделал акцент на отношениях ребенка и семьи, а более конкретно -на отношениях ребенок-мать. Он считал, что врожденные влечения человека являются отрывками стремлений, которые должны собираться, приобретать значение и организовываться в период затяжного детского возраста. Удлинение периода детства как рази связано с необходимостью социализации детей. Поэтому Эриксон доказывал, что инстинктивное вооружение сексуальное и агрессивное) у человека гораздо подвижнее и пластичнее, чему животных. Организация и направление развития врожденных влечений связаны с методами воспитания и образования, которые определяются культурой и традициями. Иными словами, каждое общество вырабатывает свои собственные институты социализации, для того чтобы помочь детям с различными индивидуальными качествами стать полноценными членами данной социальной группы. Таким образом, Эриксон пришел к выводу о значительном влиянии культуры и социального окружения ребенка на его развитие. Главными для него стали положения о роли среды, цельности личности и о необходимости постоянного развития, творчества личности. Эриксон считал, что развитие личности продолжается всю жизнь, фактически до самой смерти человека, а не только впервые годы жизни, как считал Фрейд. Влияют на этот процесс не только родители и близкие к ребенку люди, те. не только узкий круг людей, как считалось в традиционном психоанализе, но и друзья, работа, общество в целом. Этот процесс Эриксон называл формированием идентичности, подчеркивая важность сохранения и поддержания цельности личности, цельности Эго, которое является главным фактором устойчивости к неврозам. Он выделил восемь основных этапов в развитии идентичности, проходя которые ребенок переходит от одной стадии осознания себя к другой. Эти стадии являются серией критических периодов, которые должны преодолеваться в течение жизни. При этом каждый этап не только формирует новое, необходимое для социальной жизни качество, но и готовит ребенка к следующим этапам. Каждая стадия позволяет формировать противоположные качества и черты характера, которые осознает в себе человек и с которыми он начинает себя идентифицировать. Основное внимание Эриксон уделял кризису подростково-юношеского периода, который сопровождается важными биологическими и психологическими трансформациями, так как с изменением образа тела меняется и образ собственного Я подростка. Кризис идентичности, происходящий в этот период, является основой личностной и социальной идентичности, которая начинает осознаваться с этого времени. Доказывая, в противовес ортодоксальному психоанализу, необходимость исследования не невротиков, а хорошо социализированных и уверенных в себе подростков. Эриксон подчеркивал, что основой нормального личностного развития как рази служит осознанное чувство цельности, идентичности. 217 Первая стадия-до 1 года В это время развитие детерминируется в основном близкими людьми, родителями, которые формируют у ребенка чувство базового доверия или недоверия, те. открытости к миру либо настороженности, закрытости к окружающему. Вторая стадия l года до 3 лет В это время у детей развивается чувство автономности или чувство зависимости от окружающих. Это связано стем, как взрослые реагируют на первые попытки ребенка добиться самостоятельности. В какой-то степени описание этой стадии у Эриксона коррелирует с описанием формирования новообразования «Я-Сам» в отечественной психологии. Третья стадия с З до 6 лет В это время у детей развивается либо инициативность, либо чувство вины, что связано стем, насколько благополучно протекает процесс социализации ребенка, насколько строгие правила поведения ему предлагаются и насколько жестко взрослые контролируют их соблюдение. В этот период ребенок учится соотносить свои желания с нормами, принятыми в обществе, реализовывать собственную активность с учетом принятых в обществе норм. Четвертая стадия - с 6 до 14 лет В течение этого периода у ребенка развивается либо трудолюбие, либо чувство неполноценности. Школа, учителя и одноклассники играют доминирующую роль в процессе самоидентификации. Оттого, насколько успешно ребенок начинает учиться, как у него складываются отношения с учителями и как они оценивают его успехи в учебе, зависит развитие данных качеств личности. Пятая стадия -с 14 до 20 лет. Она связана сформированием у подростка чувства ролевой идентичности или неопределенности. На этой важнейшей стадии развития главным фактором является общение со сверстниками, выбор своей профессии, способа достижения карьеры, те. фактически выбор пути построения своей дальнейшей жизни. В это время для человека большое значение имеет адекватное осознание себя, своих способностей и своего предназначения, в русле которых они строит свои ролевые отношения с окружающими. Шестая стадия -с 20 до 35 лет - связана с развитием близких, интимных отношений с окружающими, особенно с представителями противоположного пола. При отсутствии такой связи у человека развивается чувство изоляции, которое отчуждает его от людей. Седьмая стадия -с 35 до 60-65 лет - является одной из наиболее значимых, по мнению Эриксона, так как она связана со стремлением либо к постоянному развитию, творчеству, либо к постоянству, покою и стабильности. В этот период большую роль играет работа, тот интерес, который она вызывает у человека, его удовлетворение своим статусным местом, а также его общение со своими детьми, поскольку, воспитывая их, человек может развиваться сам. Желание стабильности, отвержение и боязнь нового останавливают процесс саморазвития и становятся гибельными для личности, считает Эриксон. Восьмая, последняя стадия наступает после 60-65 лет В этот период человек пересматривает свою жизнь, подводя определенные итоги прожитым годам формируется чувство удовлетворения, осознания идентичности, целостности своей жизни, принятие ее в качестве своей. В противном случае человеком овладевает чувство отчаяния, жизнь кажется сотканной из отдельных, несвязанных между собой эпизодов и прожитой зря. Естественно, что такое чувство гибельно для личности и приводит к невротизации. Это чувство отчаяния может появиться и раньше, но оно всегда связано с потерей идентичности, с отвердением (частичным или полным) каких-то эпизодов жизни или свойств личности. Поэтому, хотя Эриксон и говорило важности формирования у человека активной, открытой и творческой позиции, прежде всего он постоянно подчеркивал важность сохранения цельности, непротиворечивости структуры личности, писало пагубности внутренних конфликтов. Ни один психолог до него не подвергал сомнению необходимость формирования самостоятельности, преодоления чувства неполноценности или вины. Эриксон, хотя и не считал эти качества положительными, тем не менее утверждал, что для детей с развитым чувством базового недоверия, зависимости гораздо важнее оставаться в русле уже заданного пути развития, чем изменять его, вступать на несвойственный им путь, так как это может нарушить цельность их личности, их идентичность. Поэтому для таких детей развитие инициативы, активности может оказаться губительным, в то время как неуверенность в своих силах поможет им найти адекватный для них способ жизни, выработать ролевую идентичность. Эти взгляды Эриксона особенно важны для практической психологии, для коррекции и формирования у людей свойственного им, индивидуального стиля поведения. Большое значение придавал Эриксон и внешней стабильности системы, в которой живет человек, так как нарушение стабильности, изменение ориентиров, социальных норм и ценностей также нарушают идентичность и обесценивают жизнь человека. На основании материалов своих исследований Эриксон 218 пришел к выводу, что структура идентичности включает в себя три части 1) соматическую идентичность, заключающуюся в том, что организм стремится сохранить свою целостность при взаимодействии с внешним миром, 2) личностную идентичность, которая интегрирует внешний и внутренний опыт человека, и 3) социальную идентичность, которая заключается в совместном создании и поддержании людьми определенного порядка, стабильности. Обостренно переживаемый кризис идентичности подталкивает человека к решению не только своих собственных, но и социально-исторических проблем. Обосновывая положения своей психоистории, Эриксон стремился связать исторические события с особенностями биографии участвующих в них выдающихся людей. Так, в своих книгах о М.Лютере и М.Ганди он соединил их личные проблемы, обусловленные переживанием кризиса идентичности, с историческими проблемами и кризисом целого поколения. Эриксон подчеркивал, что та новая идентичность, которую разрабатывали многие выдающиеся люди, становилась впоследствии достоянием общества, переходя из области личной в социальную. Таким образом, теория Эриксона демонстрирует продуктивность соединения нескольких подходов, нескольких точек зрения наличность, это позволяет более полно рассмотреть процесс ее развития. *** Психоаналитические исследования психики являются одним из наиболее ценных вкладов в формирование психологии. Учеными, принадлежавшими к этому направлению, впервые были исследованы и описаны структура и этапы становления личности, раскрыты движущие силы и механизмы личностного развития, разработаны методы диагностики и коррекции эмоционально- потребностной сферы человека. Несмотря на то что некоторые положения этой школы устарели (это относится прежде всего к ортодоксальным концепциям классического психоанализа, основные открытия, сделанные ее представителями, составляют ядро современной концепции формирования личности. Контрольные вопросы 1. В чем заключаются особенности предмета и метода психоаналитического направления 2. Какие основные принципы легли в основу теории Фрейда? 3. Какой критерий выбрал Фрейд для своей периодизации развития личности 4. В чем роль защитных механизмов 5. Какова структура личности в теории Фрейда? 6. В чем причины ревизии теории Фрейда? 7. Что такое архетипы и какова их роль в развитии личности 8. Каким образом трансформировал Юнг подход Фрейда к символической интерпретации данных психоанализа 9. В чем состоят основные принципы типологии Юнга 10. Как формируется индивидуальный стиль жизни, по мнению Адлера 11. В чем роль компенсации в развитии личности 12. На каких основаниях строится типология Адлера 13. В чем причина появления психологической тревоги в концепции Хорни? 14. Как пересмотрела Хорни понятие психологической защиты 15. Кто из психологов, работавших в русле глубинной психологии, занимался этнопсихологическими исследованиями 16. В чем суть волевой психотерапии Ранка 17. Какие изменения в фрейдомарксизм Райха внес Фромм? 18. В чем особенность понятия социальное окружение в теории Фромма? 19. Чем отличаются друг от друга люди, живущие по принципу быть и иметь 20. Какие основные проблемы изучала А. Фрейд? 21. В чем отличие теории Эго-психологии от классического психоанализа 22. Чем отличается взгляд Клейн на агрессию от позиции А. Фрейд? 23. В чем суть теории привязанности Боулби? 24. Какова роль языка в теории Лакана? 25. Какие изменения внес Эриксон в периодизацию развития личности 26. Какие виды идентичности выделены Эриксоном? 219 27. Что такое психоистория? Примерные темы рефератов 1. Сравнительный анализ подхода к типологии человека в теориях Юнга и Адлера. 2. Достижения и недостатки психоаналитического направления. 3. Ортодоксальность и творчество в теории 3. Фрейда. 4. Оппонентный круг А. Адлера. 5. Изменение подхода к проблеме защитных механизмов и его роль в формировании новых методов исследования. 6. Теоретические различия в практике директивной и индирективной терапии. 7. Проблема идентичности и ее место в современной психологии. Рекомендуемая литература Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. - М, 1995. Ждан АН. История психологии от античности к современности. - М, 1999. История зарубежной психологии Тексты. - М, 1986. Каннабих Ю. История психиатрии. - М, 1994. Овчаренко В. И. Психоаналитический глоссарий. - Минск, 1994. Уэллс Г. К. Павлов и Фрейд. - М, 1989. Фрейд А. Психология Я и защитные механизмы личности. - М, 1993. Фрейд 3. Введение в психоанализ Лекции. - М, 1991. Фрейд 3. Я и ОНО. - Тбилиси, Т. 1,2. Фромм Э. Иметь или быть. - М, 1990. Фромм Э. Душа человека. - М, 1992. Хорни К. Невротическая личность нашего времени. - М, 1993. Хрестоматия по истории психологии. - М, 1980. Эриксон Э. Идентичность Юность и кризис. - М, 1996. Эриксон Э. Детство и общество. - СПб., 1996. Юнг К. Психологические типы. - М, 1995. Юнг К. Архетип или символ. - М, 1991. Ярошевский МГ. История психологии. - М, 1996. ГЛАВА 11 ПОЯВЛЕНИЕ НОВЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XX ВЕКА ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ, ГЕНЕТИЧЕСКАЯ И КОГНИТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ Общая характеристика гуманистической психологии Психоаналитическое направление, впервые поставившее вопрос о необходимости исследования мотивации и структуры личности, обогатило психологию многими важными открытиями. Но этот подход игнорировал изучение таких важнейших характеристик, как качественное своеобразие личности каждого человека, возможность сознательно и целенаправленно развивать определенные стороны образа Я и строить взаимоотношения с окружающими. Вызывала возражения ученых и идея психоанализа о том, что процесс развития личности заканчивается в детстве, тогда как экспериментальные материалы показывали, что становление личности происходит в течение всей жизни. Не мог быть признан удовлетворительными подход к исследованию личности, развиваемый в рамках бихевиористского направления. Ученые, развивавшие этот подход, сосредоточиваясь на изучении ролевого поведения, игнорировали вопросы внутренней мотивации, переживаний личности, также как и исследование тех врожденных качеств, которые накладывают отпечаток на ролевое поведение человека. Осознание этих недостатков традиционных психологических направлений привело к появлению новой психологической школы, получившей название гуманистической психологии. Это направление, появившееся в США в х годах, строилось на основе философской школы экзистенциализма. Одним 220 из его основателей является Г. Олпорт, который подчеркивал, что американская психология способствовала распространению и развитию того, что внесли в психологию Фрейд, Бине, Сеченов и другие ученые. Теперь мы можем сослужить такую же службу в отношении Хайдеггера, Ясперса и Бинсвангера», - писал он. Развитию гуманистической психологии способствовала обстановка, которая сложилась в обществе после Второй мировой войны. Если Первая мировая война продемонстрировала бессознательную жестокость и агрессию человека, ужаснувшие общественное мнение и пошатнувшие устои гуманизма и просвещения, то Вторая мировая война, не опровергнув наличия этих качеств, выявила и другие стороны человеческой психики. Она показала, что многие люди в экстремальных ситуациях проявляют стойкость и сохраняют достоинство в самых трудных условиях. Эти факты, также как и данные, полученные психологией личности в е годы, показали ограниченность подхода к человеку, объясняющего развитие его мотивации, его личных качеств только стремлением к адаптации. Нужны были новые подходы, интерпретирующие возможности людей преодолеть давление ситуации, встать над полем, как говорил Левин, их желание творческой реализации своих способностей. Это стремление человека к сохранению и развитию своей духовной уникальности было невозможно объяснить в терминах старой психологии и только естественнонаучной детерминации, игнорируя философские постулаты. Именно поэтому лидеры гуманистической психологии обратились к достижениям философии XX в, прежде всего к экзистенциализму, изучавшему внутренний мир, экзистенцию человека. Так появилась новая детерминация - психологическая, объясняющая развитие человека его стремлением к самоактуализации, творческой реализации своих потенциальных возможностей (см. табл. 9). Частично пересматриваются и взаимоотношения личности с обществом, так как социальное окружение может не только обогатить человека, но и стереотипизировать его. Исходя из этого, представители гуманистической психологии, хотя и подчеркивали неприемлемость идеи глубинной психологии о враждебности внешнего мира к личности, старались изучать разнообразные механизмы общения, описывать сложность взаимоотношений личности и общества во всей ее полноте. При этом подчеркивалось значение для науки исследования полноценных и творческих людей, а не только невротиков, стоявших в центре исследовательских интересов психоанализа. Таблица 9 Основные теории гуманистической психологии Ученый Движущие силы развития и структура личности Основные достижения Г. Олпорт Основные и инструментальные черты, набор которых уникален и автономен Открытость системы человек - общество, опросники А. Маслоу Иерархия потребностей, приоритет бытийных или дефициентных потребностей Потребность в самоактуализации, механизмы идентификации и отчуждения К. Роджерс «Я-концепция», в центре которой гибкая и адекватная самооценка Конгруэнтность, личностно- ориентированная терапия Таким образом, и логика развития психологии, и идеология общества приводили с необходимостью к появлению нового, третьего пути в психологии, который как рази стремилась сформулировать гуманистическая психология, развиваемая Г. Олпортом, А. Маслоу и К. Рождерсом. Первые теории гуманистической психологии Г. Олпорт (1897-1967) является одним из основателей гуманистической психологии, рассматриваемой им как альтернатива механицизму поведенческого подхода и биологическому, инстинктивному психоаналитическому подходу. Олпорт возражали против переноса симптомов, наблюдаемых у больных людей, невротиков, на психику здорового человека. Хотя они начинал свою карьеру как врач-психотерапевт, но очень быстро отошел от врачебной практики, сосредоточившись на экспериментальных исследованиях здоровых людей. Олпорт также считал необходимым непросто собирать и описывать наблюдаемые факты, как это практиковалось в бихевиоризме, но 221 систематизировать и объяснять их. Собирание "голых фактов" делает психологию всадником без головы, - писал он, поэтому свою задачу он видел не только в разработке способов исследования личности человека, но ив создании новых объяснительных принципов, концепции личностного развития. Одним из главных постулатов теории Олпорта, изложенных им в книге Личность психологическая интерпретация (1937), было положение о том, что личность является открытой и саморазвивающейся системой. Он исходил из того, что человек прежде всего социальное, а не биологическое существо и потому не может развиваться без контактов с окружающими людьми, с обществом. Отсюда его резкое неприятие положения психоанализа об антагонистических, враждебных отношениях между личностью и обществом. Утверждая, что личность - это открытая система, он подчеркивал значение окружающего для ее развития, открытость человека для контактов и влияния внешнего мира. При этом Олпорт считал, что общение личности с обществом является не стремлением к уравновешиванию со средой, а взаимообщением, взаимодействием. Таким образом, он резко возражали против общепринятого в то время постулата, что развитие - это адаптация, приспособление человека к окружающему миру. Он доказывал, что в основе развития человеческой личности лежит как раз потребность взорвать равновесие, достичь новых вершин, те. потребность в постоянном развитии и совершенствовании. К важнейшим заслугам Олпорта относится и то, что он одним из первых заговорил об уникальности каждого человека. Он утверждал, что каждый человек неповторим и индивидуален, так как является носителем своеобразного сочетания качеств, потребностей, которые Олпорт называл trite - черта. Эти потребности, или черты личности, он разделял на основные и инструментальные. Основные черты стимулируют поведение и представляют собой врожденные, генотипические, а инструментальные - оформляют поведение и формируются в процессе жизни человека, те. являются фенотипическими образованиями. Набор этих черти составляет ядро личности, придает ей уникальность и неповторимость. Хотя основные черты врожденные, они могут видоизменяться, развиваться в течение жизни, в процессе общения человека с другими людьми. Общество стимулирует развитие одних черт личности и тормозит развитие других. Так постепенно формируется тот уникальный набор черт, который лежит в основе Я человека. Важным для Олпорта является и положение об автономности черт. У ребенка еще нет этой автономности, его черты неустойчивы и не полностью сформированы. Только у взрослого человека, осознающего себя, свои качества и свою индивидуальность, черты становятся по-настоящему автономными и не зависят ни от биологических потребностей, ни от давления общества. Эта автономность потребностей человека, являясь важнейшей характеристикой сформированности его личности, позволяет ему, оставаясь открытым для общества, сохранять свою индивидуальность. Так Олпорт решает проблему индентификации-отчуждения - одну из важнейших для гуманистической психологии. Олпорт разработал не только свою теоретическую концепцию личности, но и свои методы системного исследования психики человека. Он исходил из того, что определенные черты существуют в личности каждого человека, разница только в уровне их развития, степени автономности и месте в структуре. Ориентируясь на это положение, он разработал свои многофакторные опросники, при помощи которых исследуются особенности развития черт личности конкретного человека. Наибольшую известность приобрел опросник Миннесотского университета (MMPI), который используется в настоящее время (с рядом модификаций) не только для исследования структуры личности, но и для анализа совместимости, профессиональной пригодности и т. д. Сам Олпорт постоянно дорабатывал свои анкеты, создавал новые, считая, что данные анкеты должны дополняться результатами наблюдения, чаще всего совместного. Так, в его лаборатории практиковались совместные наблюдения за человеком, а затем обмен мнениями и составление карты черт наблюдаемого клиента. Он также пришел к выводу, что интервью дает больше информации и является более надежным методом, чем анкета, именно потому, что позволяет входе исследования менять вопросы, наблюдать за состоянием и реакцией испытуемого. Достаточная четкость критериев, наличие объективных ключей для расшифровки, системность выгодно отличают все разработанные Олпортом методы исследования личности от субъективных проективных методик психоаналитической школы. Таким образом, Олпорт сформулировал основные положения нового направления - гуманистической школы психологии личности, которая представляет собой в настоящее время одну из наиболее значительных психологических школ. |