Главная страница

Амплуа в театре классицизма(заруб.литература). Амплуа в классицистическом театре. Из этого можно вывести определение амплуа


Скачать 18.56 Kb.
НазваниеИз этого можно вывести определение амплуа
АнкорАмплуа в театре классицизма(заруб.литература
Дата28.10.2020
Размер18.56 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаАмплуа в классицистическом театре.docx
ТипДокументы
#146478

В английском театре времен Шекспира амплуа как театральной системы не существовало, хотя, например, исполнение женских ролей мужчинами, уже создавало предпосылки к ее возникновению. В драматургии Шекспира трудно выявить какие-либо амплуа (это было сделано позднее, когда система амплуа определилась), но можно увидеть связь его драматургических образов с данными конкретных актеров, которым поручалась та или иная роль. Так, внешние данные Гамлета и даже его возраст оказываются в связи с психо-физическими, возрастными данными Р. Бербеджа, исполнявшего эту роль в «Глобусе».

Согласно системе амплуа в рамках классицизма каждая роль требует определенный набор внешних качеств, например, рост, телосложение, тип лица и тембр голоса. Если же актер имел статную фигуру, низкий голос, правильные черты лица, высокий рост, то ему была обеспечена роль в трагедии. Актеры комического плана зачастую были невысокого роста, неправильного телосложения и с более высоким голосом.

Из этого можно вывести определение амплуа:

  • Амплуа ­– это театральная классификация, устанавливающая связь между актерскими данными и соответствующими им ролям; один из способов типизации (наряду с маской и характером) в драматургии.

С утверждением в XVII веке классицизма появляется теоретическая основа для системы амплуа в театре: здесь отражается характерная для классицизма типизация через типы, наделенные одной ведущей чертой. Соответственно, актер, которому поручается роль, должен ей соответствовать по своим данным. Драматическая судьба коллектива Мольера, организовавшего Блистательный театр, где ставились трагедии из репертуара Бургундского отеля, была в том, что почти не один актер молодой и почти непрофессиональной труппы не соответствовал требованиям, которые предъявлялись к исполнителям ролей трагического репертуара. Зато оказалось, что внешние данные некоторых из них, прежде всего самого Мольера полностью соответствуют ролям комических амплуа.

Театр классицизма имел следующую классификацию ролей, которая стала общепринятой для традиционного европейского театра:

  • герои и героини

  • любовники и любовницы

  • молодые любовники

  • короли

  • тираны

  • отцы

  • наперсники и наперсницы - сценическое амплуа. Традиционный персонаж в классицистической трагедии 17—18 вв. (французской и русской). Н., как правило, — приближённое лицо к герою или героине (кормилица, гувернёр, секретарь и пр.). Роль Н. имела подсобный характер: отвечая на вопросы Н., герой рассказывал о своих мыслях, чувствах, поступках.

  • лакеи - слуги

  • субретки - актёрское амплуа, традиционный комедийный персонаж, бойкая, остроумная, находчивая служанка, помогающая господам в их любовных интригах.

  • инженю - актёрское амплуа, наивная девушка. Реже «инженю» называют исполнителей ролей неопытных, наивных молодых мужчин.

  • резонёры - персонаж пьесы (театральное амплуа), который не принимает активного участия в развитии действия и призван увещевать или обличать других героев, высказывая длинные нравоучительные суждения с авторских позиций.

  • петиметры - тип светского вертопраха, щеголя, пустого, невежественного дворянина, рабски подражавшего всему заграничному, в первую очередь всему французскому.

  • простаки

  • злодеи

  • травести - театральное амплуа, требующее исполнения соответственно переодетым лицом роли другого пола; преимущественно актриса, исполняющая роли мальчиков, подростков, девочек, а также роли, требующие переодевания в мужской костюм.

Амплуа могли также определялись:

  • по социальному статусу (король, дворянин, торговец, слуга и т. д.)

  • по костюму (роль в мантии, роль в корсете, ливрейная роль и т. д.)

  • по функции в драме (любовник, наперсник, инженю, злодей и т. д.)

Переходы из одного амплуа в другое не допускались, за исключением возрастных амплуа: состарившийся трагический герой-премьер, к примеру, становился «благородным отцом». Каждому амплуа соответствовала своя линия поведения, свои декламационные и пластические особенности.

В 1922 в брошюре И.А.Аксенова, В.М.Бебутова и В.Э.Мейерхольда актерское амплуа было определено как должность, занимаемая актером «при наличии данных, требуемых для наиболее полного и точного исполнения определенного класса ролей, имеющих установленные сценические функции». Через систему амплуа была показана связь между типологией драматургических сюжетов и актерской типологией. Авторы сделали попытку создать вневременную, «вечную» таблицу из

написать администратору сайта