Главная страница
Навигация по странице:

  • Театральная педагогика

  • «ТЕАТРАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА» КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГ ЯЗЫКА

  • театральная педагогика для детей младшего дошкольного возраста. ТЕАТРАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. Театральная педагогика для детей младшего школьного возраста


    Скачать 28.97 Kb.
    НазваниеТеатральная педагогика для детей младшего школьного возраста
    Анкортеатральная педагогика для детей младшего дошкольного возраста
    Дата02.11.2022
    Размер28.97 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаТЕАТРАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.docx
    ТипРеферат
    #767763

    МИНИСТЕРСТВО ВЫСШЕГО И СРЕДНЕГО СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

    КАЗАНСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

    Факультет: «____________________________»

    Предмет: «_________________»

    РЕФЕРАТ

    НА ТЕМУ: «ТЕАТРАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА ДЛЯ ДЕТЕЙ

    МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

    Проверил(а): ______

    Выполнила: ______

    студентка группы _____

    Ташкент 2021 г.

    СОДЕРЖАНИЕ

    Введение

    Определение театральной педагогики

    Театральная технология. Закономерности процесса обучения

    Обращение к театру в начальной школе

    Механизмы общего развития ребенка

    Сказкотворчество

    Театральная педагогика как средство развития коммуникативных навыков на уроках английского языка

    Литература

    ВВЕДЕНИЕ

    Современные общеобразовательные учреждения ищут новые гуманистические, личностно ориентированные подходы в воспитании и образовании младших школьников. Именно в школе происходит становление личностного самосознания, формируется культура чувств, способность к общению, овладению собственным телом, голосом, пластической выразительностью движений, воспитывается чувство меры и вкус, необходимые человеку для успеха в любой сфере деятельности. Поэтому сейчас многие педагоги занимаются поиском нетрадиционных путей в творческом взаимодействии с детьми.

    Театрально-эстетическая деятельность, органично включенная в образовательный процесс, — универсальное средство развития личностных способностей человека. Школьный театр предстает как форма образовательной художественно-эстетической деятельности, воссоздающей жизненный мир, обживаемый ребенком. Более того, школьный театр понимается как методика введения ребенка в мировую культуру, в которой учитываются возрастные этапы и предполагается проблемно-тематическая и целевая интеграция дисциплин естественно-научного, социогуманитарного и художественно-эстетического циклов. Работа школьного театра — это универсальный способ интеграции.

    Театральная педагогика – это серьезная, уникальная деятельность на основе активного духовного сотворчества учеников и педагога. Она предполагает проникновение в мир сценических образов, умение дать им глубокую эмоционально-личностную характеристику, а также понимание смысла языка мимики и жестов, пластики движений.

    Тем самым театральная технология обладает огромным потенциалом в формировании у подрастающего поколения духовной культуры – системы ценностей, целевых установок, мотивов поведения, отраженных в мировоззрении, идейной позиции, разуме.

    В театральной педагогике имеются общие закономерности процесса обучения творческой личности, которые целенаправленно и продуктивно можно использовать в целях воспитания как учеников, так и будущих учителей. Театр может быть и уроком, и увлекательной игрой, средством погружения в другую эпоху, и открытием неизвестных граней современности. Он помогает усваивать в практике диалога нравственные и научные истины, учит быть самим собой и «другим», перевоплощаться в героя и проживать множество жизней, духовных коллизий, драматических испытаний характера.

    Мы рассматриваем театральную педагогику как одну из технологий достижения здоровьесберегающего эффекта, формирования здорового образа жизни подрастающего поколения, проектирования здоровьесберегающей деятельности и оздоровления образовательной среды – создания «школы здоровья, радости и творчества».

    Обращение к театру в начальной школе обосновано психологическими особенностями детей. В первое время учебы ведущим типом деятельности остается игра. Все события и их содержание, происходящие в игровой форме, полнее усваиваются и запоминаются. Театр своей многомерностью и многоликостью помогает ребенку раздвинуть рамки в постижении окружающего мира, пробудить желание делиться своими мыслями и умение слышать других, развиваться, творя и играя. Именно игра является непременным атрибутом театрального искусства, и при наличии игры дети и педагоги взаимодействуют, получая максимально положительный результат.

    Театральная педагогика (как часть педагогики искусства) предлагает создание открытой творческой среды для живого общения. Диалог в этой художественно-творческой среде может быть на любую тему (от науки до религии), но целью его всегда будет формирование целостной картины мира, одновременное развитие эмоциональных и интеллектуальных способностей ученика.

    Принцип событийности означает, что во время занятий должно происходить что-то такое, что для участников действия меняет мир. До того, как для тебя произошло событие, ты был немного другим, думал немного по-другому, действовал по-другому. Через переживания событий человек развивается.

    Принцип проживания определяет, что событие не может быть результатом принятия внешних условий. Оно может быть только результатом личного переживания, открытия.

    Образование в театральной педагогике становится территорией личного творческого действия. В процессе обучения свобода творчества может ограничиваться постепенно через предлагаемые обстоятельства, проблемы и трудности, которые надо преодолеть, но не через запреты. При соблюдении этого принципа все компетенции становятся результатом личностно-значимых открытий, а не навязывания догм.

    И, наконец, принцип импровизации — отличительная черта театральной педагогики. Прежде чем думать, хороший актёр должен действовать. Спонтанность, непосредственность — качества, которые позволяют раскрыть потенциал ребёнка, но которые часто «глушатся» традиционной образовательной системой. И педагог, который сам не может быть непосредственным, боится импровизировать, не научит этому другого.

    Драматизация учебного процесса создает здоровьесберегающий и здоровьесозидающий эффекты. Театрализованные игры снимают психическую и физическую утомляемость учащихся, корректируют различные стороны психики ребенка, межличностные взаимоотношения. Также театральная педагогика способствует профилактике асоциального поведения и социально-педагогической реабилитации неуспешных школьников.

    В театральной педагогике мы рассматриваем механизмы общего развития ребенка.

    Драматизация обладает многоаспектным воздействием на процесс здоровьетворения ребенка:

    • Физическое здоровье: занятия театральным искусством оказывают воздействие на некоторые физические характеристики: преодоление двигательного автоматизма, овладение пластикой движений, мимики, осанки, постановки голоса, дикции. При изготовлении костюмов и декораций развивается мелкая моторика кисти руки, что способствует выработке красивого почерка;

    • Психоэмоциональное здоровье: формируется культура чувств ребенка: созидание своих ощущений, эмоций, переживаний, способность управлять ими, понимание своего внутреннего мира для достижения общего душевного комфорта. Большое значение приобретают положительные эмоциональные переживания детей, радость совместного творчества. Участие в постановках станет первым опытом осмысленного, оцененного и признанного творчества;

    • Интеллектуальное здоровье: создание образов силой воображения является одним из способов совершенствования мыслительных процессов. Элементы поисковой деятельности заключены в подборе материала при разработке сценария.

    Совершенствуются умения работать с текстом, запоминать и воспроизводить информацию. Занятия сценической деятельностью способствуют развитию и стимулированию интеллектуально-логических (сравнение, анализ, обобщение и т.п.) и интеллектуально-эвристических способностей (генерация идей, воображение, фантазия и т.п.). Формируются элементы поисковой деятельности при подборе материала к сценарию спектакля. При работе над спектаклями дети учатся анализировать действия персонажей, что развивает логику, красноречие, умение высказывать свои мысли;

    • Социальное здоровье: в любой творческой работе максимально высвечивается, проявляется личность. Погружаясь в коллективный творческий процесс, дети получают опыт и навыки сотрудничества и позитивного партнерства, коллективного взаимодействия. Расширяется сфера межличностного общения, самооценки, самореализации и самоутверждения младшего школьника. Формируется многообразие отношений к природе и обществу, к миру культурных ценностей и к себе как субъекту и объекту культуры;

    • Духовно-нравственное здоровье: театр вбирает в себя национальное многообразие культур и одновременно обладает универсальным художественным языком.

    Через театральную деятельность ученикам прививается интерес к мировой художественной культуре, в том числе к жанру сказки.

    Еще со времен Древней Руси любимый детьми жанр устного народного творчества – сказка – выступал важным педагогическим средством. Сказка как способ познания мира учила соблюдать правила поведения в разных жизненных ситуациях, оценивать поступки героев, способствовала познанию природы, труда и быта людей – в широком понимании содействовала осознанию народной культуры. Если содержание сказки ориентировано на характеристику компонентов здорового образа жизни или направлено на профилактику вредных пристрастий – это валеологическая сказка. Сочиняя сказку, ребенок проводит аналогии с собой и своими чувствами, это помогает ему постигнуть свой внутренний мир, является стимулом самовоспитания и саморазвития. Сказка выступает средством развития творческих способностей младших школьников (речевое и художественное творчество, драматизация и пантомимика пр.). Учителю важно корректировать работу детей, показывать грамотные примеры наполнения сказки именно валеологическим (или другим, в зависимости от целей работы) содержанием, отмечать глубину представленного в сказке материала, не забывать за занимательностью работы учеников про необходимость отражения сложного теоретического и воспитательного материала, его осознания и понимания учениками.

    В своей практике мы синтезируем театральную педагогику и сказкотворчество. Используем различные методические приемы сочинения валеологических сказок, исходя из уровня творчества детей, их возрастных и индивидуальных особенностей:

    • сказка на новый лад: известной детям сказке, например «Репка», необходимо придать валеологический характер;

    • сказка на заданный сюжет: учитель предлагает детям сюжет сказки, ее героев, а их задача – придумать ее содержание (работа может быть в четверках или парах);

    • прием эмпатии: «превратиться» в какойлибо предмет или объект природы (например, скакалка или мяч) и придумать историю от его имени;

    • сочинение «по цепочке»: учитель говорит первое предложение сказки, где указываются главные герои и дальше идет сочинение сказки всем классом «по цепочке»;

    • своя сказка: более сложная работа, когда сочинение сказки идет самостоятельно, дети работают индивидуально или в микро-группах (могут быть присвоены номинации за сказки);

    • нарисуй сказку – проиллюстрировать сочиненную сказку;

    • сказка-небылица – придумать и отразить в содержании сказки то, чего не может быть в реальности (например, по аналогии со сказкой «Путаница» К. Чуковского или рассказа «Фантазеры» Н. Носова);

    • сказочный театр: сказка инсценируется в классе на уроке, или ее театрализация является продуктом проектной деятельности детей и проводится на внеклассном мероприятии;

    • лучшая семья сказочников: ребенок сочиняет сказку вместе со своими родителями, оформляет ее рисунками и выступает на внеклассном мероприятии.

    «ТЕАТРАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА» КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГ ЯЗЫКА

    В начальной школе ребенок еще продолжает играть, а игра, как известно, создает прекрасные естественные условия для овладения языком.

    Основной целью обучения английскому языку в школе является развитие коммуникативной компетенции школьников, другими словами обучение использованию английского языка как средства общения. Овладеть коммуникативной компетенцией на английском языке, не находясь в стране изучаемого языка, очень сложно. Поэтому важной задачей учителя является создание реальных и воображаемых ситуаций общения на уроке иностранного языка, используя для этого различные методы и приемы работы (ролевые игры, дискуссии, творческие проекты и др.). Обучение иностранному языку способствует развитию детей, однако, чтобы более эффективно осуществлять развитие учащихся в ходе обучения любому предмету, в том числе и иностранному языку, необходимо, как указывают психологи и педагоги, включать учащихся в такие виды деятельности, которые развивают у них сенсорные восприятия, интеллектуальную, эмоциональную, двигательную и мотивационную сферы. Поиски педагогов-практиков и теоретиков (А.В. Брушлинский, И.А. Зимняя, А.М. Матюшкин), занимающихся теорией проблемного обучения, привели к пониманию необходимости применения театральной педагогики, которая охватывает основные аспекты продуктивного взаимодействия и творческого процесса. На помощь учителю, в формировании положительной мотивации обучаемых, приходят разработанные и апробированные приемы и методы театральной педагогики. Применение средств театральной педагогики на занятиях по иностранному языку является актуальным и необходимым, так как способствует реализации следующих целей:

    формирование навыков общения на иностранном языке;

    воспитание творческого отношения к изучению иностранного языка;

    формирование умения пользоваться иностранным языком для достижения своих целей (выражения мыслей, чувств, эмоций, намерений) в ситуациях, приближенных к ситуациям реального общения на иностранном языке, а также в искусственно созданных ситуациях.

    Театральные инсценировки на уроке - сильнейший мотив к изучению языка, они помогают создать языковую среду, приближенную к естественной. Учащиеся быстро овладевают речевыми конструкциями и формулами (в рамках определенных ситуаций), потом автоматически оперируют ими при выполнении коммуникативных заданий другого рода.

    Особый интерес у младших школьников вызывает игра " театр". В основу этой работы положены принципы:

    а) никакой подготовительной работы (сценарий, костюмы);

    б) инсценировка происходит прямо на уроке в течение 5-10 минут;

    в) материалом для инсценировки являются только известные всем учащимся сказки или их фрагменты, сцены из жизни.

    Театральная педагогика очень хорошо работает не только во внеклассной работе, но и на уроке. Главная идея – перенести принципы взаимоотношений режиссера и актеров в учебные взаимоотношения учителя и учащихся. Учитель как режиссер дает возможность учащимся выразить себя и корректирует их действия через постановку коммуникативной задачи. Такая работа не обязательно предполагает театральные приемы, маски, роли и прочее.

    В рамках использования театральной педагогики в организации здоровьесберегающей деятельности младших школьников можно дать уровневую характеристику потребностно-мотивационного и эмоционального компонентов:

    Эмоциональное отношение и переживания детей в процессе здоровьесберегающей деятельности:

    • низкий: негативное или равнодушное эмоциональное отношение – ученик не проявляет свои чувства;

    • допустимый: в основном положительное эмоциональное отношение и переживания – ребенок редко выражает свои чувства;

    • оптимальный: положительное эмоциональное отношение и переживания – ребенку нравится участвовать в мероприятиях по сохранению здоровья, он часто выражает свои чувства смехом, мимикой и жестами;

    • высокий: положительное эмоциональное отношение – ребенок с удовольствием участвует в мероприятиях по сохранению здоровья, получает моральное удовлетворение от результатов, выражает свои чувства смехом, мимикой и жестами.

    Сформированность потребностно-мотивационного компонента (потребность в творческой работе, творческом самовыражении и саморазвитии):

    • низкий: ребенок редко участвует в творческой работе и не испытывает такой потребности;

    • допустимый: частичная ориентация на творческое самовыражение, ребенок периодически участвует в творческой работе, может заниматься в кружке (секции, студии);

    • оптимальный: ребенок принимает активное участие в творческой деятельности, выражена ориентация на творческое самовыражение, выражена активная позиция и стремление к саморазвитию и самосовершенствованию, занимается в кружке (секции, студии), может проявить фантазию и оригинальность;

    • высокий: ярко выражена высокая творческая активность, проявление творческой инициативы, фантазии и оригинальности, увлеченность, активная позиция и стремление к саморазвитию и самосовершенствованию, ребенок может заниматься в нескольких кружках (секциях, студиях), увлекает своими идеями сверстников, выпол няемые им работы раскрывают высокий творческий потенциал.

    Театральная педагогика не является «волшебной палочкой», которая одним взмахом решит все проблемы: нашёл «точку удивления» на уроке — и сразу выросла мотивация, наладилась эмоциональная атмосфера и проявилась творческая инициатива. Чудес не бывает. Но системное и осмысленное обращение к театральным практикам, к личной импровизации, к художественному образу способно превратить школьную рутину в пространство интеллектуальных и эмоциональных открытий.

    ЛИТЕРАТУРА

    1. Антонова, О.А. Игровое пространство образования: школьная театральная педагогика //Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена.

    Выпуск № 12. Том 5. – 2005. – С. 335-344. –

    2. Новолодская, Е.Г. Здоровьесберегающая деятельность: театрализованная программа «Спортивные истории» / Е.Г. Новолодская //

    Начальная школа. – 2012. – № 7. – С. 54-58.

    3. Новолодская, Е.Г. Театральная педагогика как креативная технология реализации здравотворческого подхода к образованию /Е.Г. Новолодская // Начальная школа. –2008. – № 5. – С. 43-46.


    написать администратору сайта