Главная страница
Навигация по странице:

  • Из письма князя Андрея Курбского к Ивану Грозному

  • Из ответа Ивана Грозного на послание князя Курбского

  • Суждения современников об опричнине

  • Работа с историческими источниками. ДМК Опричнина. Из Никоновской летописи Генваря в 3 день прислал царь и великий князь из Слободы


    Скачать 19.53 Kb.
    НазваниеИз Никоновской летописи Генваря в 3 день прислал царь и великий князь из Слободы
    АнкорРабота с историческими источниками
    Дата19.05.2022
    Размер19.53 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаДМК Опричнина.docx
    ТипДокументы
    #537916

    Прочтите исторический источник и ответьте на вопросы.

    Из Никоновской летописи

    «Генваря в 3 день прислал царь и великий князь из Слободы ко отцу своему и богомольцу к Офанасию митрополиту всеа Русии с Константином Дмитриевым сыном Поливанова с товарищи да список, а в нем писаны измены боярские и воеводские и всяких приказных людей. Которые они измены делали и убытки государьству его до его государьского возрасту после отца его блаженные памяти великого государя царя и великого князя Василия Ивановича всеа Русии…

    И все граждане Москвы по тому же биша челом Афонасию митрополиту всеа Русии и всему освященному собору, что били челом государю и великому князю, чтобы над ними милость показал, государства не оставил и их на расхищение волкам не давал, наипаче же от рук сильных избавлял; а хто будет государьских лиходеев и изменников, и они за тех не стоят и сами тех потребят…

    Челобитные же государь царь и великий князь архиепископов и епископов принял на том,чтобы ему своих изменников, которые измены ему, государю делали и в чем ему, государю,были непослушны, на тех опала своя класти, а иных казнити и животы их имати; а учинити ему на своем государьстве …двор ему себе и на весь свой обиход учинити особной, а бояр и околничих и дворецкого и казначеев и дьяков и всяких приказных людей, да и дворян и детей боярских и столников и стряпчих и жильцов учините себе особно.

    А на свой обиход повелел государь царь и великий князь, да и на детей своих царевичев Иванов и царевичев Федоров обиход, городы и вольности…»

    1)О каком историческом событии говорится в документе? В чье царствование оно произошло?

    2)В чем заключалась сущность выдвинутых царем условий возвращения на престол?

    3)Объясните, почему челобитчики просили царя не оставить их?

    Из письма князя Андрея Курбского к Ивану Грозному:

    За что, о царь, бояр побил и воевод, Богом данных тебе, различным смертям предал?.. В чем провинились перед тобою, о царь, чем прогневили тебя, христианский заступник? То ли нам, бедным, воздал, всячески губя нас? Или думаешь, что ты бессмертен, царь?

    1)Кто такой Андрей Курбский ?

    2)В чем он обвиняет царя?

    Из ответа Ивана Грозного на послание князя Курбского:

    …Мы не отняли ни у кого царства, но по Божию изволению и по благословению своих прародителей и родителей как родились на царстве, так и были воспитаны и выросли, и Божиим повелением воцарились и взяли все родительским благословением. А не похитили чужое…

    Мы же вольны награждать холопов, вольны и казнить… Мук, гонений и различных казней мы ни для кого не придумываем. Если же ты говоришь об изменниках и чародеях, так ведь таких собак везде казнят.

    1)Как Иван Грозный объясняет свое право «казнить и миловать»?

    Суждения современников об опричнине

    …Глубоко пониженным, сдержанно негодующим тоном повествуют современники о смуте, какую внесла опричнина в умы, непривычные к таким внутренним потрясениям. Они изображают опричнину как социальную усобицу. Воздвигнул царь…крамолу междоусобную, в одном и том же городе одних людей на других напустил, одних опричными назвал, своими собственными учинил, а прочих земщиною наименовал и заповедал своей части другую часть людей насиловать, смерти предавать и домы их грабить. И была туга и ненависть на царя в миру, и кровопролитие, и казни учинились многие… Такой образ действий царя мог быть следствием не политического расчета, а исказившегося политического понимания. Столкнувшись с боярами, потеряв к ним всякое доверие после болезни 1553 г. и особенно после побега князя Курбского, царь преувеличил опасность, испугался: «…за себя есми стал». Тогда вопрос о государственном порядке превратился для него в вопрос о личной безопасности, и он, как не в меру испугавшийся человек, закрыв глаза, начал бить направо и налево, не разбирая друзей и врагов. Значит, в направлении, какое дал царь политическому столкновению, много виноват его личный характер, который потому и получает некоторое значение в нашей государственной истории. (В.О. Ключевский. Курс русской истории. Лекция ХХ1Х)

    1)В чем причины опричнины по мнению современников?

    2)Какую роль в истории играют личности правителей? Вы согласны с Ключевским?


    написать администратору сайта