Главная страница

Сравнительный анализ двух стран. Сравнительный анализ.. Из стран эмиграции в страны иммиграции становление мультикультурализма в Западной Европе


Скачать 36.95 Kb.
НазваниеИз стран эмиграции в страны иммиграции становление мультикультурализма в Западной Европе
АнкорСравнительный анализ двух стран
Дата12.04.2022
Размер36.95 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаСравнительный анализ. .docx
ТипДокументы
#467871

Из стран эмиграции – в страны иммиграции: становление мультикультурализма в Западной Европе.

Введение.

Вплоть до середины XX в. страны Западной Европы не привлекали больших иммиграционных потоков в отличие, например, от США и Канады. Европа сама была поставщиком иммигрантов. Но после Второй мировой войны ситуация изменилась. Во второй половине прошлого века западноевропейский регион превратился в центр иммиграции, что порождает острые социально-экономические, культурные, а порой и политические проблемы.

Для разрушенной в ходе войны западноевропейской экономики была острая необходимость привлечения рабочей силы извне, из государств, традиционно характеризовавшихся высокой рождаемостью и низким спросом на рынке труда, а значит избытком рабочих рук.

Импорт трудовых ресурсов не означал полного отсутствия безработицы среди населения стран Западной Европы. Но коренное население не желало выполнять низкооплачиваемую, грязную работу. Выходцы из неблагополучных в социально-экономическом отношении государств были готовы браться за любую работу. В Западную Европу приезжали безработные, либо те, кто понимали, что даже на низкооплачиваемых по европейским меркам должностях, они смогут заработать значительно больше денег, чем в своей стране. К тому же в основном это были неквалифицированные рабочие.

После нефтяного и последовавшего за этим экономического кризиса 1973-1974 г. большинство европейских государств закрыли свои границы перед мигрантами и стали принимать активные меры по возвращению их на родину. Однако такая политика не принесла желаемого результата. Иммигранты, опасаясь, что они уже не смогут вернуться обратно, воспользовались гарантированным правом на воссоединение семей и стали в массовом порядке вызывать к себе жен, детей и многочисленных родственников. В результате численность иностранцев в принимающих странах не только не сократилась, но, напротив, возросла. К тому же изменился характер иммиграции: вместо молодых, одиноких, энергичных трудовых мигрантов европейские страны «получили» женщин, детей и лиц пожилого возраста, в основном из развивающихся стран. Очень коротко, но емко эту ситуацию охарактеризовал известный швейцарский писатель Макс Фриш, заявивший: «Мы звали работников, но вместо них приехали люди».1

Таким образом, в 1970-е годы в Западной Европе произошел переход от временной иммиграции к постоянной. В отличие от гастарбайтеров, приезжавших лишь на срок действия контракта, иммигранты, въезжавшие по линии воссоединения семей, стремились укорениться на новой родине. Именно в эти годы в Европе стали формироваться крупные иммигрантские этнические общины. Реакция европейских стран на создавшуюся ситуацию была неодинаковой.

Сравнительный анализ

Различие подходов к проблеме интеграции иммигрантов хорошо просматривается на примерах Франции (ассимиляционистская модель), Германии (сегрегация) и Великобритании (плюралистическая модель). Первая модель предполагает отказ иммигрантов от своей прежней идентичности и полное усвоение ценностей и моделей поведения, принятых на новой родине. Именно ассимилировавшиеся иммигранты, которые практически ничем не отличаются от населения принимающей страны, могут рассматриваться как полноправные члены общества. Теоретически успешная ассимиляция представляется выгодной как для национального государства, стремящегося сохранить культурную однородность, так и для иммигранта, поскольку позволяет ему полностью вписаться в новое сообщество.

Франция является одной из старейших иммиграционных стран в Европе. Во Франции при проведении переписи населения не проводится изучение национального состава: поэтому можно отследить только иностранцев - лиц, не являющихся гражданами Франции, и иммигрантов - лиц, родившихся за пределами Франции и проживающих на её территории. По данным доклада о международной миграции, представленного ООН в 2002 году, во Франции всего проживает примерно 6,2 млн. иммигрантов.2 В годы послевоенного «славного тридцатилетия» страна нуждалась в дешёвой рабочей силе. Приезжавшие иностранные рабочие размещались, как правило, в общежитиях, строившихся рядом с заводами, где они работали. Многие получили со временем французское гражданство, обзавелись семьями. Дети иммигрантов ощущали себя уже французами - правда, несколько отличными от французов коренных, так как воспитывались в иной культурной среде.

В 1970-е годы французские власти решили покончить с общежитиями и улучшить жилищные условия иммигрантов. Предполагалось, что часть дешевого жилья (так называемые дома HLM) будет предназначаться иммигрантам, что, по замыслу, должно было способствовать сближению различных слоев населения и интеграции иммигрантов. На деле всё произошло наоборот. Так, обязательное отчисление предприятиями 1% прибыли на жилищное строительство приводило к тому, что на эти деньги строили новое дешёвое жильё для французских семей, а в опустевшее старое заселялись вновь прибывающие иммигранты. Именно так некогда рабочий «красный пояс» Парижа, постепенно превратился в иммигрантские пригороды французской столицы. Экономический кризис и структурная перестройка экономики, сопровождавшиеся ростом безработицы, больнее всего ударили по неквалифицированной рабочей силе, представленной в большинстве своём как раз иммигрантами.

Французские власти предпринимали попытки улучшить положение в «спальных районах»: в рамках «городской политики» разрабатывались программы реабилитации городских кварталов, благоустройства территории. К тому же считалось, что французская «республиканская модель» интеграции, согласно которой каждый гражданин страны, независимо от своего происхождения, должен принять общие для всех политические принципы и идеалы, исключит проявление расовой и этнической сегрегации в обществе. Однако провозглашение равенства прав французов независимо от цвета кожи и места происхождения не смогло обеспечить действительного равенства.

Францию, также как и другие страны Западной Европы, не обошли стороной выступления против иммигрантов некоторой части коренного (и не только) населения, в том числе совершение преступлений на основе расовых мотивов. Следует признать, что во Франции часть населения придерживается взглядов, которые в той или иной форме являют собой ксенофобию, считая мигрантов «нахлебниками», находящимися на социальном обеспечении государства. В стране полиция регулярно фиксирует нападения на представителей различных этнических меньшинств, особенно на выходцев из Северной Африки. Принадлежность к исламу и соблюдение традиционных исламских обычаев ещё в большей степени разжигает межэтнические конфликты между коренным населением и выходцами из Северной Африки.

В течение послевоенного периода этнический состав иммигрантов во Франции неоднократно менялся. Сначала это были в основном лица европейского происхождения. Затем стало возрастать число иммигрантов из бывших колоний (страны Магриба и Тропической Африки). В 1962-1975 годы первое место занимали все же итальянцы (32%), за ними шли испанцы, поляки и алжирцы. С 1975 года самой многочисленной иностранной общиной становится португальская, хотя она все же меньше, чем североафриканская (Алжир, Марокко и Тунис). Круг стран - поставщиков иммигрантов во Францию постоянно расширяется. Так, резко увеличилось число выходцев из Азии (особенно из Юго-Восточной Азии: за 1990-1999 годы на 35%), а также из Турции (на 16%) и из стран Восточной Европы. Однако основной поток мигрантов идет сейчас из Тропической Африки (за 1982-1990 годы он возрос на 43%). Статистика фиксирует устойчивое сокращение числа иностранцев - выходцев из Европы. Неудивительно, что ассимиляционистская политика оказалась несостоятельной.

Наиболее проблематичной является ситуация с иммигрантами мусульманского происхождения. Социальная активизация мусульман началась в середине 70-х годов в связи с ростом числа иммигрантов, исповедующих ислам, и предоставлением им финансовой помощи со стороны богатых нефтью Саудовской Аравии и Ирана (в последнем в этот период произошла исламская революция). Во Франции создавались сотни мусульманских организаций, отстаивающих право на сохранение исламской идентичности. Французское светское государство, французская модель ассимиляции сталкиваются с организованным, институционализированным сопротивлением части французского же общества.

Правда, во Франции, как, впрочем, и в других европейских странах, у мусульман нет единого объединения. Дело в том, что иммигранты, в том числе и мусульманского происхождения, не представляют собой однородной группы. В стране насчитывается приблизительно 3,7 млн. "вероятных мусульман" (выходцев из исламских государств и их потомков). Это 1,7 млн. иммигрантов, 1,7 млн. детей (у которых хотя бы один из родителей родился не во Франции) и 300 тысяч внуков иммигрантов. Большинство "вероятных мусульман" составляют выходцы из стран Магриба, в основном алжирцы и марокканцы (соответственно 40% и около 30%). Мусульмане магрибского происхождения имеют мало общего с иммигрантами из "черной" Африки, среди которых объединение происходит по принципу страны или региона происхождения. Особняком стоят турки: они считаются более склонными к замкнутости внутри своих общин, в частности в связи со слабым владением языком принимающей страны.

Большинство западноевропейских государств отказалось от политики ассимиляции, сочтя ее неэффективной. Однако Франция настойчиво старается ее продолжать. Раньше власти пытались расселить иммигрантов, чтобы не допустить их компактного проживания, ведущего к геттоизации; в 2004 году внимание общественности было приковано к "делу о платках". Еще в 1989 году Госсовет республики подтвердил, что ношение религиозных символов (в первую очередь платков, которыми мусульманские женщины покрывают голову) не противоречит принципам светскости. Но 15 лет спустя уже принят закон о запрете носить религиозные символы в публичных местах, который был справедливо расценен как направленный против мусульманских платков. Это событие восприняли по-разному, в том числе сами мусульманки, что свидетельствует о расколе не только по линии "принимающая нация - иммигранты", но и в мусульманских кругах. Поддержка частью выходцев из этой среды действий французских властей свидетельствует, что такая политика отражает не только интересы титульной нации, но и части граждан, имеющих мусульманские корни. Вместе с тем другая часть мусульман однозначно расценивает эти шаги государства как антиисламские; экстремисты используют их для нагнетания напряженности между "коренными" французами и мусульманами-иммигрантами.

В отличие от Франции, в основу немецкого гражданства положен принцип "права крови". Немецкая модель нации строится на этнической, а не гражданской основе: согласно законодательству Германии, лицо, родившееся на ее территории, не становится ее гражданином. Немецкое законодательство о гражданстве было смягчено в 1999 году с принятием закона, устанавливающего, что лицо, рожденное на территории Германии, может автоматически получить гражданство, если хотя бы один из его родителей легально проживал в стране не менее 8 лет.

До недавнего времени стать гражданином Германии было практически невозможно при отсутствии немецких корней. Поэтому как иммигранты первого поколения, так и их потомки, прожив всю жизнь в Германии, все равно не считались гражданами. Такая политика привела к сегрегации, то есть отделению населения иммигрантского происхождения от немецких граждан. Немецкое руководство не пыталось, как французское, заставлять иммигрантов принимать свои обычаи, традиции и нормы, поскольку рассматривало их в качестве временных рабочих. Эта политика оказалась крайне недальновидной, особенно после появления новых поколений иммигрантов. Упорное нежелание Германии признать себя иммигрантской страной привело к тому, что здесь именно вследствие целенаправленных действий государства сформировались обособленные иммигрантские.

Западная Германия первой из всех западноевропейских стран подписала в 1961 г. соглашение с Турцией о поставках рабочей силы и стала с тех пор основной страной, принимающей турецких мигрантов. За 13 лет (с 1961 по 1973 г.) Западная Германия приняла 648 тыс. турецких рабочих-мигрантов.  Турки составляют почти 30% от численности иностранцев, находящихся на территории страны, но лишь немногие их них (примерно 0,5 млн. человек) имеют немецкое гражданство, остальные остаются иностранцами.

Известный специалист по Турции М.Хасанов отмечает, что «к концу 1970-х годов сложилась парадоксальная ситуация: гастарбайтеры, осевшие в Западной Германии и пригласившие к себе родственников, остались здесь как бы нелегально. На правительственном и административном уровнях в отношении иммигрантов хранилось молчание. Не существовало внятных политических концепций, как интегрировать (или изгнать) эту вдруг обнаружившуюся часть населения страны. До конца 1990-х годов турки и немцы сосуществовали рядом друг с другом, не делая попыток к взаимному культурному синтезу».

Понимание того, что на территории Германии появились миллионы постоянно проживающих иностранных подданных, не включенных в жизнь страны, и что их необходимо интегрировать, пришло не сразу. Лишь после 1998 г., когда Германия признала себя «иммиграционной страной», власти приступили к разработке политики по интеграции иностранцев, и первым шагом в этом направлении была реформа закона о гражданстве (2000). В соответствии с новым законом гражданство получили дети иностранцев, родившиеся в Германии.

После падения Берлинской стены (1989) Германия начала принимать этнических немцев из бывшего СССР и стран Восточной Европы. Это были потомки немцев, эмигрировавших столетия назад и поселившихся в Российской империи (при Екатерине II), Польше, Румынии, Венгрии. Они никогда не жили в Германии и не были ее гражданами, поскольку уехали еще до образования германского государства. Однако по прибытии в Германию этнические немцы сразу же получали гражданство (единственное условие: они должны подтвердить свою национальность и пройти тест на знание немецкого языка). По этой линии в 1990-е годы в Германию въехало более 2 млн. человек. Процесс переселения этнических немцев в Германию продолжается. Численность потенциальных немецких переселенцев из бывшего СССР (главным образом из Казахстана и сибирского региона России) оценивается в 2,3 млн. человек, а ежегодная квота на их въезд в Германию составляет 100 тыс. человек (56, с.60).

Итак, к концу XX в. Германия превратилась в страну с большой численностью приезжего населения. В 2000 г. здесь проживали 7,3 млн. человек, не являющихся немцами по происхождению (примерно 9 % от всего населения страны). Большинство иностранных граждан - выходцы из Турции. 

Основным правом, способствующим интеграции иммигрантов в германское общество, является право на работу. Право на труд, которым обладают иммигранты, далеко не всегда реализуется на практике. В периоды экономического спада процесс интеграции иммигрантов значительно усложняется, иностранцы первыми страдают от безработицы. Но даже в относительно благополучные годы безработица среди иммигрантов была выше средней по стране. Так, по данным на 2001 г., безработица в Германии составляла 11,1 %, а среди иностранцев она превышала 17,5 % (16). Чаще всего безработными оказываются выходцы из Турции и Италии. Так, в Берлине не имеют работы 42 % турок и 25 % итальянцев (56, с. 60.) Относительно низкий уровень безработицы -среди греков и испанцев; это объясняется тем, что мигранты из этих стран очень часто вступают в браки с немцами (немками). Благополучно обстоит дело с занятостью у бывших советских евреев, которым с 1991 г. разрешено селиться в Германии, 70% из них имеют высшее образование, и они легко находят себе работу.

Иностранные работники, проживающие на территории Германии на законных основаниях, имеют равное с гражданами право на получение широкого спектра социальных страховых пособий: по болезни, при несчастном случае, безработице, при выходе на пенсию. 

Великобритания столкнулась с основным притоком мигрантов после 1948 года. Тогда был принят Британский Национальный Акт, оформивший единое гражданство для метрополии и ее колоний с правом переселения и работы в Великобритании. Главными поставщиками иммигрантов были Индия. Пакистан и Бангладеш. Их "лидерство" сохранилось и до настоящего времени. По данным британской статистики, в 2001 году этнические меньшинства в составе британского населения составляли 7,9%, или примерно 4,6 млн. человек. Среди них наиболее многочисленными этническими группами являются индийцы (более миллиона человек, или 1,8% населения Великобритании), пакистанцы (почти 750 тысяч человек, или 1,3%) и бангладешцы (280 тысяч, или 0,5%).

Изначально британское правительство сдерживало приток мигрантов и стремилось их ассимилировать. Однако со временем организации мусульман в Великобритании стали приобретать влияние и оказывать давление на власти. В 1962 году была основана Исламская миссия Соединенного Королевства, через четыре года создавшая "Образовательный мусульманский трест", который стал выдвигать требования по сохранению мусульманской идентичности у детей, чего в итоге и удалось добиться. А в 1985 году было введено понятие "многокультурный уклад". Суть новой политики заключалась в признании государством в рамках национального сообщества многочисленных общин, которые имеют право жить в своем кругу, сохраняя культурное наследие, национальные черты, обычаи, семейные связи, а также отстаивать свои права на национальном уровне. Благодаря такой государственной политике общины в Великобритании пользуются широкими правами. Однако это приводит к закреплению принадлежности лиц с иммигрантскими корнями к определенным группам, хотя они в действительности могут иметь совсем мало общего с ними. Потомки иммигрантов в разных поколениях остаются не включенными в британское общество и воспринимаются не как отдельные индивиды и британские подданные, а как члены этих групп, по отношению к ним используется этнический подход.

В 1948 г. Великобритания приняла закон о гражданстве (так называемый Национальный акт 1948 г. - Nationality Act 1948). Этот Акт разделил всех жителей Содружества на шесть категорий, в зависимости от степени связей метрополии с бывшими колониями. В 1961 г. был введен закон, определяющий права иммигрантов из стран Содружества (Commonwealth Immigrants Act); он разграничил право на въезд и право на гражданство. Закон 1968 г. провел водо-раздел между британскими гражданами (теми, кто имел родителей или предков во втором поколении, родившихся на территории Великобритании) и остальными жителями Содружества3.

Закон об иммиграции 1971 г. поделил граждан Содружества на две категории с разными правами: коренные британцы (раШак), т.е. лица, рожденные от коренных британцев, и некоренные британцы (поп-раШак), т.е. лица, не имеющие британских предков. Данный закон, основанный на этническом принципе, на деле привел к четкому делению британцев на «белых» и «цветных» (выходцы из стран Содружества), в результате чего отношения между британцами и иммигрантами приобрели расовый характер.

Раскол общества по расовому признаку заставил власти пойти на коренную реформу: в 1981 г. был принят закон о гражданстве, в котором гражданство по праву крови заменялось «политическим гражданством» (по праву почвы). Закон устанавливал три категории лиц, которые считаются британскими гражданами: жители Британских островов; британцы, живущие за границей; жители территорий, находящихся под британской опекой. В категорию «жителей Британских островов» попали и иммигранты с постоянным видом на жительство.

В настоящее время в Великобритании гражданство получают как по праву крови, так и по праву почвы. Британским гражданином становится тот, кто рожден от британского гражданина (независимо от места рождения) или от небританца, являющегося постоянным жителем страны. Получить гражданство могут также дети иммигрантов: либо после десятилетнего проживания в Соединенном Королевстве по достижении совершеннолетия; либо после натурализации одного из родителей.

В Великобритании начала практиковаться система сдачи специальных экзаменов для иммигрантов. Чтобы их пройти, требуется хорошее знание английского языка, британской истории с 1945 года, основ демократии, важнейших государственных институтов, понимание основ этикета и терпимое отношение к равенству полов, а также умение обращаться с предметами быта. Предполагается, что даже если иммигранты и не проникнутся британскими обычаями и традициями, то, по крайней мере, ознакомятся с ценностями принимающего общества, чтобы впоследствии успешно контактировать с коренным населением. Для помощи иммигрантам в подготовке к экзамену даже издано специальное пособие.

Хотя Великобритания в отличие от Франции не проводит политику ассимиляции, фактическая геттоизация иммигрантского населения в результате проводимой политики мультикультурализма, непопулярной среди населения, вынуждает правительство сделать небольшие шаги в направлении ассимиляции. Так, британские власти пытаются проводить «политику позитивной дискриминации», которая должна обеспечить для мусульман места на государственной службе. Кроме того, в настоящее время правительство Великобритании реформирует финансовую и налоговую систему с тем, чтобы создать для мусульман возможности пользоваться ипотекой, оперировать, на рынке кредитования и инвестирования в соответствии с нормами шариата.

Таким образом, в британском подходе к управлению миграционными процессами в условиях роста мусульманской иммиграции фактически произошла революция. Она выразилась в отказе правительства от политики нулевого миграционного прироста и формулировании новых «миграционных целей». Результатом новой миграционной политики Великобритании призвана стать так называемая «управляемая миграция», смысл которой состоит в привлечении зарубежных профессионалов для работы в областях, способствующих развитию экономики, общественных и частных сфер услуг. Более того, создание подобного механизма «управляемой миграции» позволит более эффективно бороться с нелегальным трудоустройством и незаконным получением статуса беженца. Можно констатировать ужесточение миграционного курса в связи с недавними терактами в Лондоне и введение более прозрачной и строгой системы контроля въезда и выезда иностранных граждан.

Заключение.

Несмотря на то, что Франция, Германия и Великобритания избрали различные стратегии поведения по отношению к иммигрантам, результат оказался примерно одинаковым: во всех этих странах образовались параллельные общества в виде устойчивых общин иммигрантов, как правило, на национальной основе.

В качестве одной из причин нередко называется культурный фактор. Особенно это актуально в отношении мусульманских иммигрантов. Ислам и светское государство несовместимы. Государство требует, чтобы религия не выходила из сферы частной жизни и не проявлялась в публичной, характеризующейся всеобщим равенством. Установлено, что страны Западной Европы имеют существенную специфику с точки зрения географии происхождения мусульманской иммиграции. В Великобританию и Францию мусульманская иммиграция направлена из стран - бывших колониальных владений и происходит по линии «бывшая колония - метрополия». В Германии же доминирует канал семейной мусульманской миграции, который исторически возник на базе трудовой иммиграции.

Мусульманские диаспоры являются не только самыми многочисленными, но и самыми быстрорастущими в Западной Европе. Следует отметить, что информация о реальном количестве мусульман отсутствует в данных официальной статистике. По разным подсчётам в Западной Европе сейчас проживает от 15 до 24 миллионов мусульман. Зафиксирована новая демографическая тенденция в странах Западной Европы - «замещающий» рост мусульманского населения сопровождается демографической стагнацией и депопуляцией титульных этносов, что приводит к росту уровня этнической и конфессиональной раздробленности населения тех странах Европы, которые ещё несколько десятилетий назад были довольно однородными.

Западные исследователи отмечают, что социальная сегрегация, дискриминация и безработица среди французской молодежи магрибского происхождения, среди молодых турок, рожденных в Германии, среди пакистанцев в Британии, среди афроамериканцев приводят к возникновению новой исламской идентичности в среде недовольной молодежи. Хотя обычно представитель второго и третьего поколения иммигрантов не является истинным верующим, поскольку в большинстве своем потомки иммигрантов секуляризировались, "в условиях кризиса и опасности у мусульманина, который является таковым лишь в силу своих этнических корней, моментально просыпается чувство принадлежности к исламской вере, культуре, цивилизации. Ислам начинает доминировать в его сознании, готовом воспринимать любые идеи и концепции в исламском обличии, в том числе и самые радикальные.

Можно сказать, что проблема интеграции иммигрантов в принимающие общества во многом упирается в возможности западных стран обеспечить высокий жизненный уровень всем без исключения слоям общества, а также в сложившиеся в самом принимающем обществе взгляды и установки.

Список источников.

  1. Жолудева Н.Р. Мусульмане во Франции: жизнь мусульманских кварталов Парижа // Вестник Томского государственного университета. – 2019. №438. – С. 132-137. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/musulmane-vo-frantsii-zhizn-musulmanskih-kvartalov-parizha/viewer

  2. Кондратьева Т.С. , Новоженова И.С. «Иммигранты в Европе: модели интеграции»// Актуальные проблемы Европы. – 2006. URL https://cyberleninka.ru/article/n/immigranty-v-evrope-modeli-integratsii

  3. Пономаренко А.В. «Исламский фактор» в миграционных процессах в Западной Европе на примере Великобритании, Германии и Франции // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Всеобщая история. – 2012. №3. С. 49-61. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/islamskiy-faktor-v-migratsionnyh-protsessah-v-zapadnoy-evrope-na-primere-velikobritanii-germanii-i-frantsii/viewer



  1. Хахалкина Е.В. Мультирасовое общество: фобии и декларации миграционной политики Великобритании в 1948-1962 гг. // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2014. № 4 (31). С. 202-209. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/multirasovoe-obschestvo-fobii-i-deklaratsii-migratsionnoy-politiki-velikobritanii-v-1948-1962-gg



1 Т.С. Кондратьева, И.С. Новоженова «Иммигранты в Европе: модели интеграции»// Актуальные проблемы Европы. – 2006. URL https://cyberleninka.ru/article/n/immigranty-v-evrope-modeli-integratsii

2 Кондратьева Т.С. , Новоженова И.С. «Иммигранты в Европе: модели интеграции»// Актуальные проблемы Европы. – 2006. URL https://cyberleninka.ru/article/n/immigranty-v-evrope-modeli-integratsii

3 Хахалкина Е.В. Мультирассовое общество: фобии и декларации миграционной политики Великобритании в 1948-1962 гг. // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2014. № 4 (31). С. 202-209 URL: https://cyberleninka.ru/article/n/multirasovoe-obschestvo-fobii-i-deklaratsii-migratsionnoy-politiki-velikobritanii-v-1948-1962-gg


написать администратору сайта