Русская изба. Изба деревянное, срубное жилищное сооружение, характерное для русской культуры
Скачать 233 Kb.
|
Изба – деревянное, срубное жилищное сооружение, характерное для русской культуры. Избы бывают КУРНЫЕ и БЕЛЫЕ. Курные - это избы, топившиеся по черному, не имеющие печной трубы, а белые наоборот. Белые избы с XV века получают распространение, а были они в основном у князей, бояр, купцов и только в городах. Что касается деревень, то курные избы, отапливаемые по-чёрному, стояли и в XIX веке. В некоторых местах такие избы сохранялись до начала XX века. Полы в крестьянской избе были земляные, то есть земля просто утаптывалась. Лишь к XV веку в городах и у людей, чуть богаче крестьян стали появляться деревянные полы, изготовленные из колотых пополам брёвен, а в богатых домах — из досок. Полы настилались вдоль избы от входа. Окон как таковых изба не имела. Обычные окна, похожие на современные, стали появляться у богатых людей лишь к XV веку. Это так называемые Красные окна Знакомые нам избы с полами, с окнами и печными трубами стали получать распространение лишь в XVIII веке и стали массовыми лишь в XIX веке. Отверстия в доме - окошки закрывали бычьим пузырем. Стекла могли себе позволить лишь богачи, да и особенностью такого стекла было то, что они лишь пропускали свет. Изображение за стеклом было сильно искаженно. Зайдя за порог, мы попадаем в так называемое соединительное помещение - сени. А соединительное оно, потому что именно в сенях располагались двери - в клеть*, во двор, в огород и пр. В сенях хранили нужные вещи, которым не полагалось находиться внутри избы. Например, сушились банные веники, различные заготовки из трав, грибов, стояли запасы воды. Клеть*- выполняла функцию гардеробной. Внутренняя отделка Потолок из колотых пополам брёвен или брусьев. Брусья потолка укладывали на массивную балку — матицу. Потолок обмазывали глиной. Поверх потолка для утепления насыпали просеянную землю. В матицу вкручивали кольцо для очепа*. К очепу подвешивали колыбель. Её обычно делали из дерева или плели из лозы. Внутренние стены белили, обшивались тёсом, или липовыми досками. Вдоль стен стояли лавки и сундуки. Спали на лавках, или на полу. Ещё в XIX веке в небогатых домах кровать играла декоративную роль — хозяева продолжали спать на полу. Появление кровати в русской избе- это полностью влияние городской культуры. На стенах устраивали полки. Над входом между стеной и печью устраивали полати. Кроме красного угла в избе был «бабий угол» (или «кут») — напротив печного чела. Мужской угол, или «коник» — у входа. Закут — за печью. Внутреннее убранство избы. При входе в избу, слева расположена русская печь. Печь могла располагаться как справа, так и слева. Но чаще - слева. С другой стороны ниже потолка располагались полати. Все в избе, кроме печи, деревянное: потолок, стены, пристроенные к ним лавки, полки-полавошники, протянувшиеся вдоль стен, ниже потолка, обеденный стол, стольцы (табуреты для гостей), нехитрая домашняя утварь, колыбель для ребенка. Русская печь была основой жизни, семейным очагом. Печь давала тепло, в ней варили еду и пекли хлеб, в печи мылись, печь избавляла от хворей, поэтому к ней относились очень бережно, ухаживали за ней, белили. П о старому поверию, под печью жил домовой. На ночь хозяйка задабривала его молоком и кусочком сала, иначе домовой мог хулиганить. Например путать ночью девкам волосы и разбивать горшки. На Руси существовал обряд: появившихся на свет недоношенных детей допекать в печке. Малыша обварачивали в тесто и на широкой лопате отправляли в печь. Огня внутри конечно н было. Во время обряда мама говорила определенные слова, а вокруг дома ходила соседка и постоянно спрашивала, что же там происходит, на что мама отвечала определенные слова. Так было нужно для обряда. После обряда малыш становился крепче и здоровее. Отсюда кстати и пошел сюжет старых русских сказок с Бабой - Ягой, когда она сажала маленьких детей в печь для съедения. Очеп * - длинный березовый шест или жердь. Бабий кут Напротив печного чела располагался бабий угол или бабий кут, где хозяйка готовила еду и занималась прочими делами. Перед устьем печи был устроен шесток – широкая толстая доска, на которой разместились горшки, чугунки, кринки.. Печной угол считался грязным местом, в отличие от остального чистого пространства избы. Поэтому хозяева всегда стремились отделить его от остального помещения занавесом из пестрого ситца, а позже и деревянной переборкой. Закрытый дощатой перегородкой печной угол образовывал маленькую комнатку, имевшую название "чулан" или "прилуб". Так, со временем появляется деление избы на комнаты и кухню. Мужчина не заходил в бабий угол – это была территория хозяйки, а появление там постороннего мужчины считалось вообще недопустимым. Коник хозяина Мужчины обычно работали, отдыхали днем на мужской половине избы, включавшей в себя передний угол с иконами и лавку около входа - коник. Коник – это мужская лавка, сидя на ней хозяин занимался мелким ремеслом- плетением лаптей, рыбных сетей и пр. , а под лавкой хранились его некоторые инструменты. Лавка была короткая и широкая. Свое название коник получил благодаря вырезанной из дерева конской голове, украшавшей его боковую сторону. Коник располагался в жилой части крестьянского дома, около дверей. Где же спали!? Места для ночного сна также были распределены. Старые люди спали на полу около дверей, печи или на печи, на голбце, дети и холостая молодежь - под полатями или на полатях. Взрослые брачные пары в теплое время ночевали в клетях, сенях, в холодное - на лавке под полатями или на помосте около печи. Каждый член семьи знал свое место и за столом. Хозяин дома во время семейной трапезы сидел под образами. Его старший сын располагался по правую руку от отца, второй сын - по левую, третий - рядом со старшим братом. Детей, не достигших брачного возраста, сажали на лавку, идущую от переднего угла по фасаду. Женщины ели, сидя на приставных скамейках или табуретках. Нарушать раз заведенный порядок в доме не полагалось без крайней необходимости. В будние дни изба выглядела довольно скромно. В ней не было ничего лишнего: стол стоял без скатерти, стены без украшений. На праздник изба украшалась праздничной посудой и полотенцами. Красный угол Если печка – это материальное благополучие семьи, то Красный угол или Божий угол– духовное. Красный угол располагался в переднем правом углу, самом светлом, так как с обеих сторон были окна, и поэтому он был всегда хорошо освещен. Основным украшением красного угла является божница с иконами и лампадкой, поэтому его называют еще "святым". Во время уборки урожая первый и последний устанавливали в красном углу. Сохранение первых и последних колосьев урожая, наделенных, по народным преданиям, магической силой, сулило благополучие семье, дому, всему хозяйству. В красном углу совершались ежедневные моления, с которых начиналось любое важное дело. Иконы были в начищенных до блеска в окладах, украшенные вышитыми полотенцами и пучками трав. Под образами стоял стол. Только самых дорогих гостей сажали в красном углу, например это мог быть священник. Так же там мог сидеть и хозяин. Все значимые события семейной жизни отмечались в красном углу. Здесь за столом проходили как будничные трапезы, так и праздничные застолья, происходило действие многих календарных обрядов. В свадебном обряде сватание невесты, выкуп ее у подружек и брата совершались в красном углу; из красного угла отчего дома ее увозили на венчание в церковь, привозили в дом жениха и вели тоже в красный угол. Роль лавок В традиционном русском жилище лавки шли вдоль стен вкруговую, начиная от входа, и служили для сидения, спанья, хранения различных хозяйственных мелочей. Каждая лавка в избе имела свое название. Под лавками хранили различные предметы, которые в случае необходимости легко было достать - топоры, инструменты, обувь и проч. В обрядности лавка выступает как место, на которое позволено сесть не каждому. Так входя в дом, особенно чужим людям, было принято стоять у порога до тех пор, пока хозяева не пригласят пройти и сесть. То же касается и сватов: они проходили к столу и садились на лавку только по приглашению. В похоронной обрядности покойного клали на лавку, но не на любую, а на расположенную вдоль половиц. Долгая лавка - лавка, отличавшаяся от других своей длиной. В зависимости от местной традиции распределения предметов в пространстве дома, долгая лавка могла иметь различное место в избе. В севернорусских и среднерусских губерниях, в Поволжье она тянулась от коника к красному углу, вдоль боковой стены дома. С точки зрения пространственного деления дома долгая лавка, подобно печному углу, традиционно считалась женским местом, где в соответствующее время занимались теми или иными женскими работами, такими, как прядение, вязание, вышивание, шитье. На долгую лавку, расположенную всегда вдоль половиц, клали покойников. Поэтому на эту лавку никогда не садились сваты. В противном случае их дело могло разладится. Короткая лавка - лавка, идущая вдоль передней стены дома, выходящей на улицу. Во время семейной трапезы на ней сидели мужчины. Лавка, находившаяся около печки, называлась кутной. На нее ставили ведра с водой, горшки, чугунки, укладывали только что выпеченный хлеб. Лавка судная - лавка, идущая от печи вдоль стены или дверной перегородки к передней стене дома. Уровень поверхности этой лавки выше, чем других лавок в доме. Лавка спереди имеет створчатые или раздвижные дверцы или закрывается занавеской. Внутри нее расположены полки для посуды, ведер, чугунков, горшков. Место на лавке считалось более престижным, чем на скамье; гость мог судить об отношении к нему хозяев, смотря по тому, куда его усаживали - на лавку или на скамью. Стол - "Божья ладонь Необходимым элементом убранства жилья являлся стол, служащий для ежедневной и праздничной трапезы. Стол являлся одним из наиболее древних видов передвижной мебели, хотя наиболее ранние столы были глинобитными и неподвижными. В традиционном русском жилище подвижный стол всегда имел постоянное место, он стоял в самом почетном месте - в красном углу, в котором находились иконы. Столу придавалось большое значение. Об этом говорит закрепленность его в красном углу. Любое выдвижение его оттуда может быть связано лишь с обрядом. Роль стола была выражена практически во всех обрядах, одним из элементов которых являлась трапеза. С особенной яркостью она проявлялась в свадебном обряде, в котором практически каждый этап завершался застольем. Стол осмыслялся в народном сознании как "Божья ладонь", дарующая хлеб насущный, поэтому стучать по столу, за которым едят, считалось грехом. В обычное, незастольное, время на столе могли находится лишь хлеб, как правило завернутый в скатерть, и солонка с солью. Когда темнело, изба освещалась лучиной. Лучина могла прикрепляться практически в любое место избы. Что ели? Пища завесила от дохода семьи. Обычная крестьянская семья употребляла в пищу только натуральные продукты. Пекли хлеб, пироги из капусты. Пироги считались праздничной едой, и они могли быть практически из всего. Пекли лепешки и блины. Блин считался поминальной едой, блины подавали с сытой из риса или медом. Кроме блинов к поминальной еде относили овсяный кисель, который тоже мог подаваться с сытой. Варили супы, щи с квашеной капустой или солониной. Варили каши в основном пшенные, тыквенные и овсяные. Делали засолы на зиму в бочках – это мясо, овощи. Поэтому соль была одним из важнейших продуктов. Яйца играли важную роль. Они служили не только пищей, но и денежным средством. Не у каждого крестьянина была монета. Платили яйцами. Пили молоко. Сахар в те времена полностью заменял мед или конопляная водичка, оставшаяся после приготовления масла из конопли. |