Главная страница
Навигация по странице:

  • Определения слова «мороз»

  • Определения слова «лёд»

  • Определения слова «снег»

  • ВЕСНА

  • ТРЕПЕТ

  • ТРЕ́ПЕТ

  • ЖИВИТЬ

  • МУРАВА

  • ТРАВА

  • трава-мурава

  • Изображение природы в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Изображение природы в романе А. С. Пушкина Евгений Онегин


    Скачать 36.83 Kb.
    НазваниеИзображение природы в романе А. С. Пушкина Евгений Онегин
    АнкорИзображение природы в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин
    Дата10.05.2023
    Размер36.83 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаKovaleva_Kuganova_FYaBz-4_semantika_priroda.docx
    ТипДокументы
    #1120710

    Ковалева Мария

    Куганова Алина

    ФЯБз-4

    Изображение природы в романе А.С. Пушкина

    «Евгений Онегин»

    Природа предстает в романе «Евгений Онегин» в разных образах: это и пейзажные зарисовки, и отдельный мир, противостоящий суетности человека, умиротворяющий и облагораживающий, и источник выразительных и языковых средств для воссоздания различных душевных состояний и переживаний героев.

    Пушкин разворачивает пейзажные зарисовки каждого времени года с разным отношением и обилием подходов. В частности, зима фигурирует в произведении наиболее примечательно.

    Определения слова «мороз»:

    Словарь Ушакова

    Мороз:

    1. только ед. Сильный холод, стужа. Два градуса мороза.

    2. Холодная погода, холодное время с очень низкой температурой. Трескучий мороз.

    Фразеологический словарь

     Мороз по коже (подирает, дерет, пробегает; разг.) — об ощущении холода. От ужаса аж мороз по коже пошел.

    Словарь Ожегова

    Мороз:

    1. То же, что холод (в 1 знач.). Продрогнуть на морозе.

    2. обычно мн. Очень холодная погода. Ударили морозы.

    Мороз Красный нос в сказках: старик, олицетворяющий зимний мороз, стужу.

    Толковый словарь Даля

    Мороз — стыть, холод, зяба, стужа, при которой вода мерзнет, а градусник опускается ниже нуля. В ночи мороз был.

    Мифологический словарь

    Мороз — персонаж сказочного и обрядового фольклора, олицетворяющий зимнюю стужу. М. представляют в виде белобородого старца (Деда М.) в зимней одежде, с мешком и посохом. С помощью посоха М. замораживает реки, вызывает холода, из мешка он выпускает холодные ветры и метели. В образе сказочного новогоднего персонажа М. в этом мешке приносит подарки детям.

    Определения слова «лёд»:

    Словарь Ушакова

    Лёд:

    1. Замерзшая, перешедшая от низкой температуры в твердое состояние вода. Ломкий лед.

    2. Перен. Символ холодности, бесчувственности. «На языке мед, а в сердце лед.» (посл.).

    3. только мн. Скопление льда, льдин (геогр.). Вечные льды.

    Фразеологический словарь

    Лед разбит (книжн.) — сделан первый шаг, положено начало. Но как бы то ни было, а лед был разбит, и о князе можно было говорить вслух. Достоевский.
    Кровь леденеет — перен. охватывает ужас, страх. Как вспомню его слова, кровь леденеет.

    Словарь Ожегова

    Лёд — замерзшая и затвердевшая вода. Скользить по льду и по льду. Вечные льды (в полярных морях). Искусственный лёд. В голосе, во взгляде — лёд.

    Толковый словарь Даля

    Лёд — мерзлая вода; застывшая и отверделая от стужи жидкость. Есть и медок, да засечен в ледок, в леднике. Вон какой льдища по реке прет! Вода с ледком в зиму не вдиво.

    Определения слова «снег»

    Словарь Ушакова

    1. чаще мн. Куча, залежи этих осадков; место, покрытое массой их. Полоса вечного снега (или вечных снегов).

    Фразеологический словарь

    Как снег на голову (разг.) — неожиданно, внезапно. «Налетел ястребом, как снег на голову.» А.Островский.

    Прошлогодний снег (разг.) — перен. что-то вовсе не нужное, излишнее. «Школой он так же интересуется, как я прошлогодним снегом.» Чехов.

    Словарь Ожегова

    Снег — атмосферные осадки: белые пушинки, хлопья, представляющие собой кристаллики льда, а также сплошная масса этих осадков, покрывающая землю зимой. Идет снег.

    Толковый словарь Даля

    Снег — мерзлые пары, падающие, в виде хлопьев, клочьев, с облаков; самый рыхлый лед, заменяющий зимой дождь. Белей снегу белого.

    Ю. Лотман в своем комментарии к роману упоминает о том, что эпиграф к поэме — «И жить торопится и чувствовать спешит» — взят из стихотворения П.А. Вяземского «Первый снег» (1819).

    В стихотворении Вяземского стих входит в такой контекст:

    Кто может выразить счастливцев упоенье?

    Как вьюга легкая, их окриленный бег

    Браздами ровными прорезывает снег

    И, ярким облаком с земли его взвевая,

    Сребристой пылию окидывает их.

    Стеснилось время им в один крылатый миг.

    По жизни так скользит горячность молодая,

    И жить торопится, и чувствовать спешит!

    Реминисценция из этого отрывка была включена Пушкиным в выпущенную в дальнейшем IX строфу первой главы, посвященную связи между ранним развитием и «преждевременной старостью души»

    Природы глас предупреждая

    Мы только счастию вредим

    И поздно, поздно вслед за ним

    Летит горячность молодая (VI, 546).

    Пушкин, сохраняя образ Вяземского, снимает славянизмы, переводя картину из условно-поэтической в бытовую плоскость («Браздами ровными прорезывает снег / И, ярким облаком с земли его взвевая».

    При этом он рисует не просто зимний пейзаж, а создает психологический портрет начала поры года, образ зимы, воспринимаемый крестьянами (5 глава).

    Зима!.. Крестьянин, торжествуя,
    На дровнях обновляет путь;
    Его лошадка, снег почуя,
    Плетется рысью как-нибудь...


    Он подчёркивает то, что природа объективно совершенна и не нуждается в словесном украшении, строчками:
    Но, может быть, такого рода
    Картины вас не привлекут:
    Все это низкая природа;
    Изящного не много тут.
    Согретый вдохновенья богом,
    Другой поэт роскошным слогом
    Живописал нам первый снег
    И все оттенки зимних нег;
    Он вас пленит, я в том уверен,
    Рисуя в пламенных стихах
    Прогулки тайные в санях;
    Но я бороться не намерен
    Ни с ним покамест, ни с тобой,
    Певец финляндки молодой!


    Пушкиным описываются все четыре времени года, но очень по-разному и в разном объеме. Описание зимы встречается в поэме довольно часто. Так, несмотря на реалистичные образы крестьянской зимы, глазами Татьяны Пушкин воссоздает и образ зимы красочной и поэтичной:

    Татьяна (русская душою,
    Сама не зная почему)
    С ее холодною красою
    Любила русскую зиму,
    На солнце иней в день морозный,
    И сани, и зарею поздней
    Сиянье розовых снегов,
    И мглу крещенских вечеров.



    ***
    Снег выпал только в январе
    На третье в ночь. Проснувшись рано,
    В окно увидела Татьяна
    Поутру побелевший двор,
    Куртины, кровли и забор,
    На стеклах легкие узоры,
    Деревья в зимнем серебре,
    Сорок веселых на дворе
    И мягко устланные горы
    Зимы блистательным ковром.
    Все ярко, все бело кругом

    Пушкин показывает картину утреннего Петербурга, упоминая хрустящий снег, звук которого мы сразу так ярко себе представляем.

    Что ж мой Онегин? Полусонный
    В постелю с бала едет он:
    А Петербург неугомонный
    Уж барабаном пробужден.
    Встает купец, идет разносчик,
    На биржу тянется извозчик,
    С кувшином охтенка спешит,
    Под ней снег утренний хрустит.


    Очень много зимних картин и в описании сна Татьяны. Эти метафоры заставляют чувствовать тревогу при прочтении.

    И снится чудный сон Татьяне.
    Ей снится, будто бы она
    Идет по снеговой поляне,
    Печальной мглой окружена;
    В сугробах снежных перед нею
    Шумит, клубит волной своею
    Кипучий, темный и седой
    Поток, не скованный зимой;
    Две жердочки, склеены льдиной,
    Дрожащий, гибельный мосток,
    Положены через поток;
    И пред шумящею пучиной,
    Недоумения полна,
    Остановилася она.

    Снег рыхлый по колено ей;
    То длинный сук ее за шею
    Зацепит вдруг, то из ушей
    Златые серьги вырвет силой;
    То в хрупком снеге с ножки милой
    Увязнет мокрый башмачок;


    И в описании смерти Ленского мы видим «спадание снеговой глыбы», нагнетающее обстановку:


    На грудь кладет тихонько руку
    И падает. Туманный взор
    Изображает смерть, не муку.
    Так медленно по скату гор,
    На солнце искрами блистая,
    Спадает глыба снеговая.
    Мгновенным холодом облит,
    Онегин к юноше спешит.


    В 4 главе Пушкин сравнивает зимнюю речку с паркетом. Это сравнение помогает нам увидеть реку глазами поэта - идеально ровную, сверкающую под лучами зимнего солнца, скользкую.

    И вот уже трещат морозы

    И серебрятся средь полей

    (Читатель ждет уж рифмы розы;

    На, вот возьми ее скорей!)

    Опрятней модного паркета
    Блистает речка, льдом одета.
    Мальчишек радостный народ
    Коньками звучно режет лед;
    На красных лапках гусь тяжелый,
    Задумав плыть по лону вод,
    Ступает бережно на лед.


    В этом маленьком отрывке собрано множество средств художественной выразительности: метонимия – «коньками режет лед» (воссоздает звуки лезвий), метафоры — «льдом одета», «звездами падая», олицетворения – «веселый снег», «речка одета»…

    Лёд упоминается Пушиным и в 8 главе. Он описывает замёрзшую Неву:

    На синих, иссеченных льдах
    Играет солнце; грязно тает
    На улицах разрытый снег.


    В седьмой главе Пушкин любуется «волшебницей зимой» и тем праздничным преображением, которое она несет природе: «Легла волнистыми коврами среди полей, вокруг холмов». При этом автор романа не забывает отметить и властную попытку зимы остановить всякое движение: Брега с недвижною рекою «сравняла пухлой пеленою».

    Вот север, тучи нагоняя,
    Дохнул, завыл — и вот сама
    Идёт волшебница зима.
    Пришла, рассыпалась; клоками
    Повисла на суках дубов;
    Легла волнистыми коврами
    Среди полей, вокруг холмов;
    Брега с недвижною рекою
    Сровняла пухлой пеленою;
    Блеснул мороз. И рады мы
    Проказам матушки-зимы...


    Обратим внимание на необычное выражение «блеснул мороз». Поэт точно подметил тот факт, что во время сильных морозов снег действительно блестит — ведь мороз означает ясную погоду, и солнечные лучи хорошо отражаются от кристаллов снега, заставляя их блестеть. А возможно, Пушкин имел в виду другок природное явление — когда ночью или под утро ударяет мороз (эти часы бывают, как правило, самыми холодными), практически все влажные поверхности покрываются тонкой сверкающей плёнкой и на ровном снегу образуется достаточно прочный блестящий наст.

    Но проходит суровая зима, и вновь «улыбкой ясною природа сквозь сон встречает утро года» — весну, с ее буйными красками и торжеством жизни, радостного обновления:

    Гонимы вешними лучами,

    С окрестных гор уже снега

    Сбежали мутными ручьями

    На потопленные луга.

    Улыбкой ясною природа

    Сквозь сон встречает утро года;

    Синея блещут небеса.

    Еще прозрачные, леса

    Как будто пухом зеленеют.

    Пчела за данью полевой

    Летит из кельи восковой.

    Долины сохнут и пестреют;

    Стада шумят, и соловей

    Уж пел в безмолвии ночей.

    Непосредственно весна в «Евгении Онегине» предстает перед читателем как событие пробуждения жизни вокруг во всех ее проявлениях. Пушкин раскрывает это время не просто как природную смену сезона, для него весна – это и бурная молодость, когда жизнь била ключом, отчего и овеяны минорным флером воспоминаний и сожалений об ушедших днях размышления автора о весне: «Без элегических затей
    Весна моих промчалась дней» (гл. 6, XLIV); «Куда, куда вы удалились,
    Весны моей златые дни?» (гл.6, XXI). Пушкин раскрывает весну во всех ее основных словарных значениях.

    ВЕСНА

    ВЕСНА́ -ы, мн. вёсны, -сен, -снам, ж. 1. Время года между зимой и летом. Полюбуйся: весна наступает, Журавли караваном летят, В ярком золоте день утопает, И ручьи по оврагам шумят. И. Никитин, Полно, степь моя, спать беспробудно. 2. перен. Пора расцвета, молодости. Куда, куда вы удалились, Весны моей златые дни? Пушкин, Евгений Онегин.

    (Малый академический словарь)


    ВЕСНА: I Весна́ время года, продолжающееся в Северном полушарии Земли с момента весеннего равноденствия (20 или 21 марта) до момента летнего солнцестояния (21 или 22 июня). В обиходе В. принято называть месяцы март, апрель, май. Во время В. Северного полушария в Южном полушарии Земли бывает осень. См. Времена года. II Весна́ («Весна́»,) быстродействующая полупроводниковая Цифровая вычислительная машина (ЦВМ) общего назначения. Созданная в СССР ЦВМ «В.» предназначена для решения широкого круга научно-технических и информационно-логических задач, например в Гидрометеорологическом центре СССР.

    (Большая советская энциклопедия)

    ВЕСНА: Общеслав. Суф. производное от той же основы (вес-), что и веселый, др.-инд. vasantás «весна», латышск. vasara «лето» и т. д. Буквально — «время, когда живется хорошо».

    (Этимологический словарь Шанского)

    Раскрытие второго значения весны определяет и частотное использование слов, описывающих внутренние душевные волнения и героев, и самого поэта. Это и «умиленье», «томленье», «волненье». Особенно часто в разных грамматических формах возникает слово «трепет»: «И сердца трепетные сны» (гл.8, I), «Иная, старая весна / И в трепет сердце нам приводит» (гл.7, III).


    ТРЕПЕТ

    ТРЕ́ПЕТ, а, м. 1. Колебание, дрожание. Т. листьев. 2. Сильное волнение, напряжённость чувств (книжн.). Т. восторга. 3. Страх, боязнь. С трепетом ждать известия. Испытывать т. перед кем-н.
    (Толковый словарь Ожегова)

    ТРЕ́ПЕТ -а, м.

    1. Легкое дрожание, мелкая дрожь. Рука ее без цели бродила по столу, и я заметил в ней легкий трепет. Лермонтов, Тамань. || Судорожное подергивание; содрогание. Мановская взглянула на него, и судорожный трепет пробежал по ее лицу. Писемский, Боярщина. Извозчик. || Непрерывное колебание, сотрясение чего-л. Окно открыто, я слышу трепет и шум листьев. К. Коровин, Записи о ранних годах жизни. || Частое, напряженное биение (сердца). [Яромир:] Это ты? Какое счастье Слышать жаркий трепет сердца, Пить дыхание твое! Блок, Праматерь. || Мигание, мерцание (огня, света). При слабом трепете огня Взглянул он грустно на меня. В. С. Курочкин, Декабрьская ночь.

    2. Внутренняя дрожь, волнение от какого-л. сильного чувства. Трепет восторга. Трепет страсти. □ Я схватил его с трепетом. Адрес был написан рукою батюшки. Пушкин, Капитанская дочка. || перен. Проявление чего-л. Все тонет в разливчатом сиянии весеннего дня, во всем чувствуется буйный трепет растущей жизни. Новиков-Прибой, Лишний.

    3. перен. Страх, ужас. Наводить трепет на кого-л. Держать в трепете. □ [Ксения:] Взгляни вокруг: везде боязнь и трепет — Уж были казни — о доносах шепчут. А. К. Толстой, Царь Борис.
    (Малый академический словарь)

    ТРЕ́ПЕТ - Общеслав. Суф. производное (ср. лепет) от той же основы, что трепать «стучать» (крыльями, листьями) > «трясти, дрожать».
    (Этимологический словарь Шанского)

    Романтические весенние пейзажи в «Евгении Онегине» вызывают в памяти романтические образы — образ погибшего «во цвете лет» поэта. И здесь возникает едва уловимый мотив противостояния вечной, могучей природы и хрупкой человеческой судьбы. Прелестная картина ручейка на зеленом лугу, речки, пения соловья – «любовника весны» и цветущего шиповника контрастна картине гробового камня «в тени двух сосен устарелых», где лежит безвременно погибший Владимир Ленский. Так оживление природы и «дуновенье веющей весны» напоминают нам о мечтах юности и одновременно — о бренности человеческого существования.

    В основном своем значении – времени года, весна под пером Пушкина возрождает все вокруг. Множество раз употребляются различные проявления и трансформации слова «живить», что также подчеркивает пробуждающие силы весеннего времени в произведении: «Весны огнем оживлено»(гл.3, VII), И все, что радует, живит, / Все, что ликует и блестит (гл.7, II), (Или с природой оживленной
    Сближаем думою смущенной) (гл.7, III), «Весна живит его…» (гл.8, XXXIX)

    ЖИВИТЬ

    ЖИВ’ИТЬ, живлю, живишь, ·несовер. (к оживить), кого-что (·книж. ·поэт. ). Внушать кому-нибудь жизнерадостность, возбуждение; бодрить, оживлять. «Весна живит его.» Пушкин. Всё живит его (поэта), ему всё кругом для мечты магнит. Каролина Павлова.
    (Толковый словарь Ушакова)
    ЖИВИТЬ несов. перех. разг. 1. Давать жизнь, содействовать развитию жизни. 2. перен. Вызывать подъем физических и душевных сил; бодрить.
    (Толковый словарь Ефремовой)

    В единственном наиболее обширном описании весны множественно используются эпитеты и метафоры, характерные для поэм и стихотворений Пушкина: «мутные ручьи», «пчела, летящая за данью полевой», олицетворения («снега сбежали», «улыбкой ясною природа сквозь сон встречает утро года») и другие поэтические средства.

    Начинают приобретать зеленые тона и освежающие тени в описаниях окружающей героев действительности: «веющей весны», «дуновенье», «синея блещут небеса», «зеленеют пухом». Описываются всевозможные жизненные формы, среди которых «мурава», «луг», «ручей»: «Весной на мураве лугов (гл.1, XXXII), «Пойдем туда, где ручеек, / Виясь, бежит зеленым лугом / К реке сквозь липовый лесок» (гл. 7, VI), «Сбежали мутными ручьями / На потопленные луга.» (гл.7, I).

    Эти слова особенно явственно воссоздают в умах читателей картины вешних дней, благодаря ассоциативным связям этих явлений, сформированных испокон веков в сознании русского человека, с рассветом природы после долгой зимней спячки, их органическим характерным признакам – цвету, расположению и др.

    ЛУГ

    ЛУГ, а, о луге, на лугу, мн. а, ов, м. Участок, покрытый травянистой растительностью; cенокосное, пастбищное угодье. Зелёный л. Заливной л. Идти по лугу и по лугу. Альпийские луга (горные). | уменьш. лужок, жка, м. | прил. луговой, ая, ое. Луговые растения. Л. волк (койот).

    (Толковый словарь Ушакова)

    ЛУГ — биогеоценоз, растительный компонент которого составляют сообщества многолетних трав. Большая часть лугов возникла на месте сведенных лесов и кустарниковых зарослей, осушенных болот и озер. Занимают площадь ок. 150-200 млн. га, в умеренном поясе Северного полушария (главным образом в Европе). Различают пойменные (заливные) и материковые (напр., суходольные) — а также горные луга. Луга — ценные сенокосы и пастбища.

    (Биологический энциклопедический словарь)

    ЛУГ (Ллеу) — в кельтской мифологии бог из племен богини Дану, внук Диана Кехта, сведующий одновременно во всех ремеслах, искусный игрок на арфе. Луг — обладатель копья, разящего без промаха, с помощью которого он победил Балора.
    Большой энциклопедический словарь.

    (Большой энциклопедический словарь)

    ЛУГ - Общеслав. Идентично (с перегласовкой о/е) диал. ляга «лужа, болото, яма», того же корня, что лук (1) (оружие), дат. lung «болотистая земля». Исходное *longъ > lǫgъ > луг (после исчезновения носовых и изменения ǫ > у) и последующего падения конечного редуцированного. Луг буквально — «низкое (вогнутое — от индоевроп. *leng-/long- »гнуть«) место». См. лук (1) (оружие). Ср. бухта, лукоморье.
    (Этимологический словарь Шанского)

    МУРАВА

    МУРАВА́, муравы, мн. нет, ·жен. (·поэт. ). I Сочная зеленая, густо растущая молодая трава. Мурава ль моя, муравушка, мурава шелковая. ·нар. ·песня. II. Мурава́, муравы, мн. нет, ·жен. (от ·перс. mur — эмаль, глазурь) (тех. ·обл. ). Блестящий, непроницаемый стеклообразный слой, которым покрывают глиняную посуду, изразцы.

    (Толковый словарь Ушакова)


    ТРАВА-МУРАВА - горе́ц пти́чий, или споры́ш птичий (лат. Polýgonum aviculáre), — однолетнее травянистое растение высотой 10—80 см; полиморфный вид рода горец, под общим названием объединяется группа сходных и трудно различимых видов. Народные названия: споры́шптичья гречихагусиная траватрава-мурава.

    (Энциклопедический словарь лекарственных растений)

    МУРАВА — река в Самарской области.

    РУЧЕЙ

    РУЧ’ЕЙ, ручья, ·муж.

    1. Небольшой поток воды. Горный ручей. «Ручьи, журча и извиваясь, в долину гулкую спешат.» Фет. «С окрестных гор уже снега сбежали мутными ручьями.» Пушкин. «По оврагу бежит ручей.» А.Тургенев. «Леса, луга поемные, ручьи и реки русские весною хороши.» Некрасов. После ливня по краям мостовой неслись ручьи. Я так промок, что вода с меня текла ручьями. | перен. употр. в применении к чему-нибудь обильно текущему, преим. в сравнении (ручьем, ручьями). Целые ручьи слез. Слезы текли ручьем. «Слезы ручьями льются из моих глаз, слезы любви и восторга.» Л.Толстой. «Слезы... готовы брызнуть в три ручья.» Гончаров. Кровь брызнула ручьем.

    2. В прокатном деле — канавка той или иной формы, вытачиваемая на прокатных валах для придания прокатываемой вещи того или иного профиля (тех.).
    (Толковый словарь Ушакова)

    РУЧЕЙ Древнерусское – ручаи, ручии. Слово образовалось от праславянского корня roc со значением «быстрый». Установление точного времени появления слова в русском языке затруднительно. В современном литературном языке слово используется в значении «водный поток, текущий струей». Родственным являются: Болгарское – руквам, рукна (вытекаю, бью струей). Производные: ручейковый, ручьевой.

    (Этимологический словарь Семёнова)

    РУЧЕЙ I небольшой постоянный или временный водный поток, образованный отеканием по руслу талых или дождевых вод или в результате выхода на земную поверхность подземных вод. II в обработке металлов давлением, 1) углубление на поверхности валка прокатного стана для придания прокатываемой заготовке требуемой формы сечения. См. Валки прокатные, Калибр в прокатном производстве. 2) Часть штампа для объёмной штамповки, обычно представляющая собой фасонную полость, поверхность которой (или часть её) служит для штамповки профильной заготовки (поковки). См. Штамп.
    (Большая советская энциклопедия)

    РУЧЕЙ руче́й -чья, м. 1. Небольшой естественный водный поток. Множество снеговых ручьев по всем бороздам, канавам и водомоинам бежало в овражки. А. Н. Толстой, Детство Никиты. Они пошли к мостику через ручей, впадавший в реку. Ручей едва струился в темном овраге. Паустовский, Повесть о лесах. 2. Струя, струйка какой-л. жидкости. Кровь лилась из раны ручьями. Лермонтов, Бэла. Рядом девочку стригут. Два ручья из глаз бегут. Плачет глупая девчонка. Михалков, В парикмахерской. 3. тех. Канавка, вытачиваемая на прокатных валках для придания прокату того или иного профиля. ◊ - в три ручья

    (Малый академический словарь)

    Во всех своих словарных значениях обрисовывается весна в «Евгении Онегине» Пушкиным. Особенно колоритно и образно описывает вешние пейзажи, мастерски играя словами и их значениями. Тем не менее, не просто отражается внешний мир, природные явления — это декорации, среди которых разворачивается вся внутренняя и внешняя жизнь героев. Они имеют важное значение в общей структуре произведения, в характеристике персонажа, так как в отношении к природе раскрывается внутренний облик человека, его духовно - нравственная сущность.

    Как грустно мне твое явленье, 

    Весна, весна! пора любви! 

    Какое томное волненье 

    В моей душе, в моей крови! 

    С каким тяжелым умиленьем 

    Я наслаждаюсь дуновеньем 

    В лицо мне веющей весны...
    Семантика весны в большей степени связана с идеей преодоления смерти: пушкинские болезненное томленье и тоска при наступлении «реальной» весны связаны с осознанием ушедших молодых лет, это ощущается и в отношении главного героя к принятию наступления весенних дней, но это лишь раскрывает изобилующие смыслами и разнообразными словесными фигурами природные картины под другим углом для читателя.

    Таким образом, благодаря пейзажу в романе создается картина стремительно изменяющегося мира, в жизнь которого вплетаются судьбы героев «Евгения Онегина». Описания природы помогают читателю ощутить бег времени. Картины природы у Пушкина играют также важную композиционную и смысловую роль в произведении. Также, благодаря различным описаниям чередований времен года, четко прослеживается хронология событий. С обилием разнообразия красок и языковых инструментов подходит поэт к изображению пейзажей и природных явлений, их функционалу в жизнях и душах героев.


    написать администратору сайта