Главная страница
Навигация по странице:

  • ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ по предмету Литература ТЕМА «Пути в русской литературе»

  • Глава 1. Роль пути в произведениях русской классики

  • 1.2 Композиционная и смысловая роли образа дороги

  • Глава 2. Эволюция образа дороги 2.1 Допушкинский период

  • 2.2 Золотой век русской литературы

  • 2.3. Пушкинская дорога - «карнавальное пространство»

  • 2.4. Лермонтовская тема одиночества сквозь призму мотива дороги

  • Список литературы

  • Пути в русской литературе


    Скачать 46.4 Kb.
    НазваниеПути в русской литературе
    Дата21.05.2023
    Размер46.4 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файла63e372af19ccb825cd7a83dc4380c891.docx
    ТипЛитература
    #1149002






    Автономная некоммерческая организация
    профессионального образования

    «Московский областной колледж информации и технологий»

    ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ

    по предмету Литература

    ТЕМА «Пути в русской литературе»


    Автор: обучающийся(-аяся) __ курса, группы Фко-9/21

    Педагог физической культуры специальность/профессия

    Галкина Варвара Алексеевна

    Руководитель:

    Рогалева Полина Ивановна

    Оценка: ___________/____________/

    подпись руководителя

    г. Подольск

    2022 г.

    СОДЕРЖАНИЕ

    Введение

    Глава 1. Роль пути в произведениях русской классики …………………

    1.1. Символическая функция………………………………………………………

    1.2. Композиционная и смысловая роли………………………………………..

    Глава 2. Эволюция образа дороги………………………………………………..

    2.1.  Допушкинский период………………………………………………………

    2.2. Золотой век русской литературы…………………………………………..

    2.3. Пушкинская дорога - «карнавальное пространство»………..................

    2.4. Лермонтовская тема одиночества сквозь призму мотива дороги………

    Заключение

    Список литературы

    Введение


    В жизни каждого человека бывают такие мгновения, когда хочется выйти на простор и отправиться «в прекрасное далеко», когда поманит вдруг тебя дорога в неизвестные дали. Но дорога – это не только путь следования. В литературе ХΙХ века образ дороги представлен в разнообразных значениях. Это многообразие понятия дороги помогает читателю глубже осознать и понять величие творения классиков, их взгляды на жизнь и окружающее общество, на взаимодействие человека и природы. Пейзажные зарисовки, связанные с восприятием дороги, зачастую несут в себе идейную направленность всего произведения или отдельно взятого образа.

    Дорога - это древний образ-символ, поэтому его можно встретить как в фольклоре, так и в творчестве многих писателей-классиков, таких, как А.С.Пушкин, М. Ю. Лермонтов и многие другие известные нам писатели..

    Тема реферата выбрана неслучайно: мотив дороги заключает в себе большой идейный потенциал и выражает различные чувства лирических героев. Все это и определяет актуальность данной темы.

    Цель работы: раскрыть философское звучание различных оттенков мотива дороги в литературе ХΙХ века, проследить эволюцию мотива дороги, начиная от русского фольклора и заканчивая современными произведениями.

    Исходя из цели работы, были поставлены следующие задачи:

    - подробно познакомиться с произведениями заявленных писателей;

    - выявить многообразие значений понятия «дорога» в творчестве авторов;

    - охарактеризовать роль дороги в раскрытии идей в произведениях классиков;

    - представить художественные методы изображения дороги в произведениях писателей;

    - скорректировать и провести подробный сопоставительный анализ материала.


    Глава 1. Роль пути в произведениях русской классики
    Мотив дороги символизирует и такие процессы, как движение, поиск, испытание, обновление. В поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» путь отражает духовное движение крестьян и всей России второй половины XIX века. А М. Ю. Лермонтов в стихотворении «Выхожу один я на дорогу» прибегает к использованию мотива дороги, чтобы показать обретение лирическим героем гармонии с природой.

    В любовной лирике дорога символизирует разлуку, расставание или же преследование. Ярким примером такого осмысления образа стало стихотворение А. С. Пушкина «Таврида».

    Образ дороги - символ, поэтому каждый писатель и читатель может воспринимать его по-своему, открывая всё новые и новые оттенки в этом многогранном мотиве.

    Дорога - это древний образ-символ, спектральное звучание которого очень широко и разнообразно. Чаще всего образ дороги в произведении воспринимается в качестве жизненного пути героя, народа или целого государства. «Жизненный путь» в языке - пространственно-временная метафора, к использованию которой в своих произведениях прибегали многие классики



    1.2 Композиционная и смысловая роли образа дороги
    В русской литературе тема путешествия, тема дороги встречается очень часто. Можно назвать такие произведения, как «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова.  Мотив дороги вытекает из способа повествования - показа страны глазами героев.

    В романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» важная роль принадлежит мотиву дороги . Дорога представляет собой жизненный путь офицера-путешественника, который никак не найдет свое место в жизни и ищет его. Автор повествует нам об интересных историях, в которые попадает главный герой, через записки Печорина. Каждая история заканчивается тем, как он анализирует свои поступки и действия. Мы как бы перемещаемся из одного места в другое и переживаем все то, что чувствует Печорин на протяжении всего романа.

    Глава 2. Эволюция образа дороги

    2.1 Допушкинский период
    Русские дороги. Бесконечные, утомительные, способные успокоить и растревожить. Именно поэтому образ дороги занял особое место в русском фольклоре: он присутствует в песнях, сказках, былинах, пословицах:

    Уж по той ли дороженьке по широкой

    Еще шли-прошли солдаты новобраны,

    Идучи, они солдаты плачут,

    Во слезах они дороженьки не видят.

    Уж как шло горе по дороженьке,

    Оно лыком, горе, связано

    И мочалом препоясано…

    Дорога в сознании русского народа связывалась с горем и страданиями: по дороге молодых парней угоняли в рекруты; по дороге крестьянин нес на базар свои последние пожитки; по дороге пролегал скорбный путь в ссылку.

    2.2 Золотой век русской литературы
    Пушкин - «солнце русской поэзии», великий русский национальный поэт. Его поэзия явилась воплощением свободолюбия, патриотизма, мудрости и гуманных чувств русского народа, его могучих творческих сил. Поэзию Пушкина отличает широкий размах тем, но очень четко можно проследить развитие отдельных мотивов, а образ дороги тянется красной ленточкой через все творчество поэта.

    Чаще всего возникает образ зимней дороги и традиционно сопутствующие ему образы луны, ямщика и тройки

    По дороге зимней, скучной Тройка борзая бежит...

    ("Зимняя дорога", 1826)

    Я ехал к вам: живые сны

    За мной вились толпой игривой,

    И месяц с правой стороны

    Сопровождал мой бег ретивый

    Традиционно мотив дороги сопровождается образами тройки, колокольчика и ямщика, которые в стихотворении несут дополнительную окраску грусти.

    2.3. Пушкинская дорога - «карнавальное пространство»
    Пушкин - «солнце русской поэзии», великий русский национальный поэт. Его поэзия явилась воплощением свободолюбия, патриотизма, мудрости и гуманных чувств русского народа, его могучих творческих сил. Поэзию Пушкина отличает широкий размах тем, но очень четко можно проследить развитие отдельных мотивов, а образ дороги тянется красной ленточкой через все творчество поэта.
    Чаще всего возникает образ зимней дороги и традиционно сопутствующие ему образы луны, ямщика и тройки.
    По дороге зимней, скучной Тройка борзая бежит...

    ("Зимняя дорога", 1826)
    Я ехал к вам: живые сны

    За мной вились толпой игривой,

    И месяц с правой стороны

    Сопровождал мой бег ретивый.

    ("Приметы", 1829)
    Мчатся тучи, вьются тучи;

    Невидимкою луна

    Освещает снег летучий;

    Мутно небо, ночь мутна.

    ("Бесы", 1830)
    В стихотворении «Зимняя дорога» основной образ сопровождается попутными мотивами грусти, тоски, тайны, блужданий:
    Грустно, Нина: путь мой скучен,

    Дремля смолкнул мой ямщик,

    Колокольчик однозвучен,

    Отуманен лунный лик.

    ("Зимняя дорога", 1826)
    А сама дорога предстает перед читателем монотонной, скучной, что подтверждается следующими поэтическими строчками:
    Колокольчик однозвучный

    Утомительно гремит.

    Ни огня, ни черной хаты…

    Глушь и снег…
    Традиционно мотив дороги сопровождается образами тройки, колокольчика и ямщика, которые в стихотворении несут дополнительную окраску грусти, тоски, одиночества («Колокольчик однозвучный утомительно гремит…», «Что-то слышится родное в долгих песнях ямщика: то разгулье удалое, то сердечная тоска»)
    Динамика зимнего пейзажа в стихотворении «Бесы» подчеркивается размером - хореем. Именно Пушкин прочувствовал в этом размере кружение метели. Дорога в «Бесах» сопровождается бураном, который символизирует неизвестность, неясность будущего, что подчеркивается и мотивом бездорожья («Все дороги занесло»).
    Анализируя систему образов стихотворения «Бесы», можно заметить, что здесь присутствуют те же четыре образа, что и в стихотворении «Зимняя дорога»: дорога, тройка, колокольчик и ямщик. Но теперь они помогают создать не чувства грусти и тоски, а смятения, предчувствия перемен и страха перед ними. К четырем образам добавляется ещё один: буря, который и становится ключевым, определяющим поэтическую окраску дороги. Образы, мотивы, сплетаясь в целое, образуют один - нечистую силу:
    Закружились бесы разны,

    Сколько их! куда их гонят?

    Что так жалобно поют?

    Домового ли хоронят,

    Ведьму ль замуж выдают?
    Как вывод по экспрессионной совокупности мотивов звучат поэтические строчки: «Мутно небо, ночь мутна».
    Многообразие дорог создает одно «карнавальное пространство» (термин М.Бахтина), на котором можно встретить и князя Олега с дружиной, и «вдохновенного кудесника» («Песнь о вещем Олеге, 1822), и путника («Таврида», 1822, «Подражание Корану», 1824). На перепутье вдруг появится «шестикрылый серафим» («Пророк», 1826), с дороги в еврейскую хижину «входит незнакомый странник» («В еврейской хижине лампада», 1826), а «рыцарь бедный» «на дороге у креста» видел Марию Деву («Жил на свете рыцарь бедный», 1829).
    Попробуем понять, какие дороги создают единое пушкинское «карнавальное пространство». Первая, самая важная, дорога - жизненный путь, дорога-судьба:
    Разлука ждет нас у порогу,

    Зовет нас дальний света шум,

    И каждый смотрит на дорогу

    С волненьем гордых, юных дум.

    ("Товарищам", 1817)
    Стихотворение относится к Лицейскому периоду, периоду юности, становления личности, именно поэтому так явно зазвучал мотив дороги как предстоящего жизненного пути («И каждый смотрит на дорогу»). Стимулом к движению, к духовному росту становится «дальний света шум», который каждому слышится по-своему, ровно, как и предстоящая дорога длиною в жизнь:
    Нам разный путь судьбой назначен строгой;

    Ступая в жизнь, мы быстро разошлись:

    Но невзначай проселочной дорогой

    Мы встретились и братски обнялись.

    ("19 октября", 1825)
    В воспоминаниях о друзьях, о тех, кто дорог и далек, вдруг незаметно, ненавязчиво появилась дорога-судьба («Нам разный путь судьбой назначен строгой»), сталкивающая и разводящая людей.
    В любовной лирике дорога -- это разлука или преследование:
    За нею по наклону гор

    Я шел дорогой неизвестной,

    И примечал мой робкий взор

    Следы ноги ее прелестной.

    ("Таврида", 1822)
    А поэтическая дорога становится символом свободы:
    Ты царь: живи один.

    Дорогою свободной

    Иди, куда влечет тебя свободный ум...

    ("Поэту", 1830)
    Одна из основных тем в лирике Пушкина - тема поэта и творчества. И здесь мы наблюдаем раскрытие темы путем использования мотива дороги. «Дорогою свободной иди, куда влечет тебя свободный ум» - говорит Пушкин собратьям по перу. Именно «свободная дорога» должна стать стезей для истинного поэта.
    Дорога-судьба, свободный путь, топографическая и любовная дороги составляют единое карнавальное пространство, в котором движутся чувства и эмоции лирических героев.
    Мотив дороги занимает особое место не только в поэзии Пушкина, но и в романе «Евгений Онегин» ему отводится немалая роль.
    Передвижения занимают в «Евгении Онегине» исключительно большое место: действие романа начинается в Петербурге, затем герой едет в Псковскую губернию, в деревню дяди. Оттуда действие переносится в Москву, куда героиня отправляется «на ярмарку невест» с тем, чтобы в дальнейшем переехать с мужем в Петербург. Онегин за это время совершает поездку Москва - Нижний Новгород - Астрахань - Военно-Грузинская дорога - северокавказские минеральные источники - Крым - Одесса - Петербург. Чувство пространства, расстояний, сочетание дома и дороги, домашнего, устойчивого и дорожного, подвижного быта составляют важную часть внутреннего мира пушкинского романа. Существенным элементом пространственного чувства и художественного времени являются скорость и способ передвижения.
    В Петербурге время течет быстро, это подчеркивается динамизмом 1- ой главы: «летя в пыли на почтовых», «К Talon помчался он...» или:
    Мы лучше поспешим на бал,

    Куда стремглав в ямской карете

    Уж мой Онегин поскакал.

    Потом художественное время замедляется:

    К несчастью, Ларина тащилась,

    Боясь прогонов дорогих,

    Не на почтовых, на своих,

    И наша дева насладилась

    Дорожной скукою вполне:

    Семь суток ехали оне.
    По отношению к дороге противопоставляются Онегин и Татьяна. Так, «Татьяне страшен зимний путь», об Онегине же Пушкин пишет:
    Им овладело беспокойство,

    Охота к перемене мест

    (Весьма мучительное свойство,

    Немногих добровольный крест).

    В романе поднимается и социальный аспект мотива:

    Теперь у нас дороги плохи,

    Мосты забытые гниют,

    На станциях клопы да блохи

    Заснуть минуты не дают...
    Таким образом, исходя из анализа поэтического текста поэта, можно сделать вывод, что мотив дороги в лирике А. С. Пушкина достаточно многообразен, образ дороги встречается во многих его произведениях, и каждый раз поэт представляет его в различных аспектах. Образ дороги помогает А.С. Пушкину показать и картины жизни, и усилить окраску настроения лирического героя.

    2.4. Лермонтовская тема одиночества сквозь призму мотива дороги

    Поэзия Лермонтова неразрывно связана с его личностью, она в полном смысле поэтическая автобиография. Основные черты лермонтовской природы: необыкновенно развитое самосознание, глубина нравственного мира, мужественный идеализм жизненных стремлений.

    Стихотворение «Выхожу один я на дорогу» впитало в себя основные мотивы лирики Лермонтова, оно является своеобразным итогом в формировании картины мира и осознании лирическим героем своего места в нём. Четко можно проследить несколько сквозных мотивов.

    Мотив одиночества. Одиночество - один из центральных мотивов поэта: "Остался я один - / Как замка мрачного, пустого / Ничтожный властелин" (1830), "Одинок я - нет отрады" (1837), "И некому руку подать / В минуту душевной невзгоды" (1840), "Один и без цели по свету ношуся давно я" (1841). Это было гордое одиночество среди презираемого света, не оставляющее путей для активных действий, воплощенное в образе Демона. Это было трагическое одиночество, отразившееся в образе Печорина.

    Одиночество героя в стихотворении «Выхожу один я на дорогу» - символ: человек один на один с миром, каменистая дорога становится жизненным путём и приютом. Лирический герой отправляется на поиски душевного покоя, равновесия, гармонии с природой, именно поэтому сознание одиночества на дороге не носит трагическую окраску.

    Мотив странничества, пути, понимаемый не только как неприкаянность романтического героя-изгнанника («Листок», «Тучи»), но поиск цели жизни, её смысла, так и не открытого, не названного лирическим героем («И скучно, и грустно…», «Дума»).

    В стихотворении «Выхожу один я на дорогу» образ пути, “подкреплённый” ритмикой пятистопного хорея, тесно связан с образом вселенной: создаётся впечатление, что пространство расширяется, дорога эта уходит в бесконечность, связывается с идеей вечности.

    Лермонтовское одиночество, проходя сквозь призму мотива дороги, теряет трагическую окрашенность вследствие поиска лирическим героем гармонии с вселенной.

    Заключение

    Дорога - образ, используемый всеми поколениями писателей. Зарождался мотив ещё в русском фольклоре, далее он продолжал своё развитие в произведениях литературы ХVΙΙΙ века, был подхвачен поэтами и писателями ХIХ столетия, не забыт он и сейчас.

    Мотив пути может выполнять как композиционную (сюжетообразующую) функцию, так и символическую. Чаще всего образ дороги ассоциируется с жизненным путём героя, народа или целого государства. К использованию этой пространственно-временной метафоры прибегали многие поэты и писатели: А. С. Пушкин в стихотворениях «Товарищам» и «19 октября», Н. В. Гоголь в бессмертной поэме «Мёртвые души», Н. А. Некрасов в «Кому на Руси жить хорошо», Н. С. Лесков в «Очарованном страннике», В. Егоров и Г. Артамонов.

    В поэзии А. С. Пушкина многообразие дорог образует единое «карнавальное пространство», на котором можно встретить и князя Олега с дружиной, и путника, и Марию Деву. Поэтическая дорога, представленная в стихотворении «Поэту», стала символом свободного творчества. Исключительно большое место занимает мотив и в романе «Евгений Онегин».

    В творчестве М. Ю. Лермонтова мотив дороги символизирует обретение лирическим героем гармонии с природой и с собой. Таким образом, философское звучание мотива дороги способствует раскрытию идейного содержания произведений.

    Немыслима дорога без странников, для которых она становится смыслом жизни, стимулом к развитию личности.

    Итак, дорога - это художественный образ и сюжетообразующий компонент.

    Дорога - это источник перемен, жизни и подспорье в трудную минуту.

    Дорога - это и способность к творчеству, и способность к познанию истинного пути человека и всего человечества, и надежда на то, что такой путь удастся найти современникам.

    Список литературы

    1. Благой. Д. Д. А. Н. Радищев. Жизнь и творчество [«Путешествие из Петербурга в Москву»] / Д. Д. Благой. - М.: Знание, 1952

    2. Евгеньев. Б. Александр Николаевич Радищев [«Путешествие из Петербурга в Москву»] / Б. Евгеньев. - М.: Молодая гвардия, 1949

    3. Петров. С. М. А. С. Пушкин. Очерк жизни и творчества [Болдинская осень. «Евгений Онегин»]/ С. М. Петров. - М.: Просвещение, 1973

    4. Лотман. Ю. М. Роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин» [Очерк дворянского быта онегинской поры]: комментарии/ Ю. М. Лотман. - Ленинград: Просвещение, 1983

    5. Андреев-Кривич. С. А. Всеведенье поэта [Последний год. Последние месяцы]: жизнь и творчество М. Ю. Лермонтова / С. А. Андреев-Кривич. - М.: Советская Россия, 1973

    6. https://www.culture.ru/persons/8195/aleksandr-pushkin

    7. https://www.culture.ru/persons/8188/mikhail-lermontov


    написать администратору сайта