Главная страница
Навигация по странице:

  • Актуальность

  • Предметом

  • 1.2. Первые сборники Анны Ахматовой

  • Ахматова. Изучение творчества Анны Ахматовой в средней школе


    Скачать 43.18 Kb.
    НазваниеИзучение творчества Анны Ахматовой в средней школе
    Дата05.04.2023
    Размер43.18 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаАхматова.docx
    ТипКурсовая
    #1039918

    Курсовая работа на тему: «Изучение творчества Анны Ахматовой в средней школе»

    Содержание



    Введение 2

    Глава 1. Ранее творчество Анны Ахматовой 4

    1.1. Анна Ахматова и литература рубежа веков 4

    Список литературы 17


    Введение


    На рубеже XIX и XX столетий, накануне революции, в эпоху потрясений, в России возникла и сложилась, может быть, самая значительная во всей мировой литературе нового времени «женская» поэзия — поэзия Анны Ахматовой.

    Сегодня вместе с интересом к «серебряному веку», прежде всего к его модернистским течениям, возродился, но уже на новом уровне интерес к декадентству, акмеизму и модернизму, а заодно и к проявлениям акмеизма в раннем творчестве Анны Ахматовой.

    А. Ахматову в настоящее время рассматривают как поэта того периода ХХ столетия, который, начиная с 1905 года, охватывает две мировые войны, революцию, гражданскую войну, сталинскую чистку, холодную войну, оттепель. Она смогла создать свое собственное понимание этого периода через призму значимости собственной судьбы и судьбы близких ей людей, которые воплотили в себе те или иные аспекты общей ситуации.

    В последние годы практически не осталось «белых пятен» в творческом наследии Анны Ахматовой. Полностью опубликованы «Поэма без героя», «Реквием», циклы «Черепки» и «Венок мертвым», множество неизвестных ранее широкому кругу читателей философских и гражданских стихов 30-60-х годов, восстановлены цензурные замены в ранее опубликованных произведениях, сделана попытка реконструкции «Пролога».

    И все же лирика А. Ахматовой периода ее первых книг («Вечер», «Четки», «Белая стая») — почти исключительно лирика любви. Ее новаторство как художника проявилось первоначально именно в этой традиционно вечной, многократно и, казалось бы, до конца разыгранной теме.

    До 1923 года вышло пять стихотворных книг А. Ахматовой. После этого, в течение 43 лет, ей не удалось выпустить ни одной новой книги. Книга «Тростник» (стихотворения1923-1940 годов) вышла в 1940 году только в составе сборника «Из шести книг».

    Актуальность же избранной нами темы объясняется не ее малоизученностью, а скорее, ее неисчерпаемостью.

    Объектом исследования является творчество Анны Ахматовой.

    Предметом же – поэтика ее ранних произведений.

    Целью исследования, таким образом, является характеристика поэтики раннего творчества Анны Ахматовой.

    Для достижения указанной цели нам необходимо решить следующие задачи:

    - охарактеризовать особенности творчества Анны Ахматовой в общем аспекте литературы рубежа веков;

    - провести анализ поэтики первых сборников поэтессы.

    В работе использовались различные методы исследования: описательный, сопоставительный, историко-литературный, метод контекстологического анализа.

    При написании исследовательской работы мы анализировали стихотворения из первых сборников Ахматовой, а в качестве теоретических источников использовали работы отечественных лингвистов и литературоведов, в частности, Н.Д. Арутюновой, В.С. Баевского, Т.В. Бердниковой, М.Л. Гаспарова, Э.Г. Герштейн, Н.В. Дзуцевой, А. Павловского, Л. Перловского, Р. Якобсона и др. исследователей.

    Глава 1. Ранее творчество Анны Ахматовой

    1.1. Анна Ахматова и литература рубежа веков


    Одна из самых ярких, самобытных и талантливых поэтесс Серебряного века Анна Горенко, более известная своим почитателям как Ахматова, прожила длинную и насыщенную трагическими событиями жизнь.

    Эта гордая и одновременно хрупкая женщина была свидетельницей двух революций и двух мировых войн. Её душу опалили репрессии и смерти самых близких людей. Биография Анны Ахматовой достойна романа или экранизации, что неоднократно и предпринимали как её современники, так и более позднее поколение драматургов, режиссёров и литераторов.

    Анна Горенко появилась на свет летом 1889 года в семье потомственного дворянина и отставного инженера-механика флота Андрея Андреевича Горенко и Инны Эразмовны Стоговой, принадлежавшей к творческой элите Одессы. Девочка родилась в южной части города, в доме, который располагался в районе Большой Фонтан. Она оказалась третьей по старшинству из шестерых детей.

    Едва малышке исполнился год, родители переехали в Санкт-Петербург, где глава семьи получил чин коллежского асессора и стал чиновником Госконтроля для особых поручений. Семья поселилась в Царском Селе, с которым и связаны все детские воспоминания Ахматовой.

    Няня водила девочку гулять в Царскосельский парк и другие места, которые ещё помнили Александра Пушкина. Детей обучали светскому этикету. Читать Аня научилась по азбуке Льва Толстого, а французский язык выучила ещё в раннем детстве, слушая, как учительница преподаёт его старшим детям.

    Образование будущая поэтесса получала в Мариинской женской гимназии. Анна Ахматова стихи начала писать, по её утверждению, в 11 лет. Примечательно, что поэзия для неё открылась не произведениями Александра Пушкина и Михаила Лермонтова, которых она полюбила несколько позже, а величественными одами Гавриила Державина и стихотворением Николая Некрасова «Мороз, Красный нос», которые декламировала мама [1, с. 33].

    Юная Горенко влюбилась в Петербург навсегда и считала его главным городом своей жизни. Она очень тосковала по его улицам, паркам и Неве, когда пришлось уехать с мамой в Евпаторию, а потом и в Киев. Родители развелись, когда девушке исполнилось 16 лет.

    Предпоследний класс она доучивалась на дому, в Евпатории, а последний оканчивала в киевской Фундуклеевской гимназии.

    После завершения учёбы Горенко становится студенткой Высших женских курсов, выбрав для себя юридический факультет. Но если латынь и история права вызывали в ней живой интерес, то юриспруденция показалась скучной до зевоты, поэтому девушка продолжила образование в любимом Санкт-Петербурге, на историко-литературных женских курсах Н. П. Раева.

    В семье Горенко поэзией не занимался никто, «сколько видит глаз кругом». Лишь по линии матери Инны Стоговой нашлась дальняя родственница Анна Бунина – переводчица и поэтесса.

    Отец не одобрил увлечение дочери поэзией и попросил не срамить его фамилию. Поэтому Анна Ахматова стихи свои никогда не подписывала настоящей фамилией.

    В своём генеалогическом древе она отыскала прабабушку-татарку, которая якобы вела свой род от ордынского хана Ахмата, и таким образом превратилась в Ахматову[1, с. 35].

    В ранней юности, когда девушка училась в Мариинской гимназии, она познакомилась с талантливым молодым человеком, впоследствии известным поэтом Николаем Гумилёвым. И в Евпатории, и в Киеве девушка переписывалась с ним. Весной 1910 года они обвенчались в Николаевской церкви, которая и сегодня стоит в селе Никольская Слободка под Киевом. На тот момент Гумилёв уже был состоявшимся поэтом, известным в литературных кругах.

    Молодожены отправились праздновать свой медовый месяц в Париж. Это была первая встреча Ахматовой с Европой. По возвращении муж ввёл свою талантливую жену в литературно-художественные круги Санкт-Петербурга, и её тут же заметили.

    Сначала всех поразила её необычная, величественная красота и царственная осанка. Смуглая, с отчётливой горбинкой на носу, «ордынская» внешность Анны Ахматовой покорила литературную богему.

    Вскоре питерские литераторы оказываются в плену творчества этой самобытной красавицы. Анна Ахматова стихи о любви, а именно это великое чувство она воспевала всю свою жизнь, пишет во времена кризиса символизма. Молодые поэты пробуют себя в других вступивших в моду течениях – футуризме и акмеизме. Гумилёва-Ахматова приобретает известность как акмеистка.

    1912-ый становится годом прорыва в её биографии. В этом памятном году не только рождается единственный сын поэтессы – Лев Гумилёв, но и выходит маленьким тиражом её первый сборник под названием «Вечер»[2 ,с. 41].

    На склоне лет женщина, прошедшая все тяготы времени, в котором ей выпало родиться и творить, назовёт эти первые творения «бедными стихами пустейшей девочки». Но тогда стихи Ахматовой нашли первых своих почитателей и принесли ей известность.

    Спустя 2 года выходит второй сборник, названный «Чётки». И это уже был настоящий триумф. Поклонники и критики восторженно отзываются о её творчестве, возводя в ранг самой модной поэтессы своего времени. Ахматовой больше не нужна протекция мужа.

    Её имя звучит даже громче, чем имя Гумилёва. В революционном 1917-ом Анна выпускает свою третью книгу – «Белая стая». Она выходит внушительным тиражом в 2 тысячи экземпляров. Пара расстаётся в неспокойном 1918 году.

    А летом 1921-го Николая Гумилёва расстреляли. Ахматова тяжело переживала смерть отца своего сына и человека, который ввёл её в мир поэзии.

    С середины 1920-х для поэтессы наступают тяжёлые времена. Она под пристальным вниманием НКВД. Её не печатают. Стихи Ахматовой пишутся «в стол». Многие из них утеряны при переездах. Последний сборник вышел в 1924 году. «Провокационные», «упаднические», «антикоммунистические» стихотворения – такое клеймо на творчестве стоило Анне Андреевне дорого[2, с. 45].

    Новый этап её творчества тесно связан с изматывающими душу переживаниями за родных людей. Прежде всего, за сына Лёвушку. Поздней осенью 1935-го для женщины прозвучал первый тревожный звонок: одновременно арестованы второй муж Николай Пунин и сын. Их освобождают через несколько дней, но покоя в жизни поэтессы больше не будет. С этого момента она будет чувствовать, как кольцо преследования вокруг неё сжимается.

    Через 3 года сын арестован. Его приговорили к 5 годам исправительно-трудовых лагерей. В этом же страшном году прекратился брак Анны Андреевны и Николая Пунина. Измождённая мать носит передачи сыну в Кресты. В эти же годы выходит знаменитый «Реквием» Анны Ахматовой.

    Чтобы облегчить жизнь сыну и вытянуть его из лагерей, поэтесса перед самой войной, в 1940-ом издаёт сборник «Из шести книг». Здесь собраны старые отцензуренные стихотворения и новые, «правильные» с точки зрения правящей идеологии.

    Грянувшую Великую Отечественную войну Анна Андреевна провела в эвакуации, в Ташкенте. Сразу же после победы вернулась в освобождённый и разрушенный Ленинград. Оттуда вскоре перебирается в Москву.

    Но едва расступившиеся над головой тучи – сына выпустили из лагерей – снова сгущаются. В 1946-ом её творчество разгромлено на очередном заседании Союза писателей, а в 1949-ом Лев Гумилёв арестован снова. На этот раз его осудили на 10 лет. Несчастная женщина сломлена. Она пишет просьбы и покаянные письма в Политбюро, но её никто не слышит.

    После выхода из очередного заточения отношения между матерью и сыном долгие годы оставались напряженными: Лев считал, что мама на первое место поставила творчество, которое любила больше, чем его. Он отдаляется от неё.

    Чёрные тучи над головой этой знаменитой, но глубоко несчастной женщины расходятся лишь под конец её жизни. В 1951-ом её восстановили в Союзе писателей. Стихи Ахматовой печатаются. В середине 1960-х Анна Андреевна получает престижную итальянскую премию и выпускает новый сборник «Бег времени»[2 ,с. 47]. А ещё известной поэтессе Оксфордский университет присваивает докторскую степень.

    На исходе лет у поэта и литератора с мировым именем, наконец, появился свой дом. Ленинградский «Литфонд» выделил ей скромную деревянную дачу в Комарово. Это был крошечный домик, который состоял из веранды, коридора и одной комнаты.

    Вся «меблировка» – это жесткая кровать, где в качестве ножки были сложены кирпичи, стол, сооруженный из двери, рисунок Модильяни на стене и старинная иконка, когда-то принадлежавшая первому мужу.

    Эта царственная женщина имела удивительную власть над мужчинами. В юности Анна была фантастически гибкой. Говорят, она могла с лёгкостью перегнуться назад, достав головой пола. Даже балерины Мариинки поражались этой невероятной природной пластике.

    А ещё у неё были удивительные глаза, менявшие цвет. Одни говорили, что глаза у Ахматовой серые, другие утверждали, что зелёные, а третьи уверяли, что они небесно-голубые.

    Николай Гумилёв влюбился в Анну Горенко с первого взгляда. Но девушка была без ума от Владимира Голенищева-Кутузова, студента, который не обращал на неё никакого внимания. Юная гимназистка страдала и даже пыталась повеситься на гвозде. К счастью, он выскользнул из глиняной стены.

    Кажется, дочь получила в наследство мамины неудачи. Замужество ни с одним из троих официальных мужей не принесло поэтессе счастья. Личная жизнь Анны Ахматовой была сумбурной и какой-то растрёпанной. Изменяли ей, изменяла она.

    Первый муж пронёс любовь к Анне через всю свою короткую жизнь, но при этом у него появился внебрачный ребёнок, о котором все знали. К тому же Николай Гумилёв не понимал, почему любимая жена, по его мнению, вовсе не гениальная поэтесса, вызывает такой восторг и даже экзальтацию у молодёжи. Стихи Анны Ахматовой о любви казались ему слишком длинными и напыщенными.

    После расставания у Анны Андреевны от поклонников не было отбоя. Граф Валентин Зубов дарил ей охапки дорогих роз и трепетал от одного её присутствия, но предпочтение красавица отдала Николаю Недоброво. Впрочем, вскоре его сменил Борис Анрепа.

    Второе замужество с Владимиром Шилейко так измучило Анну, что она обронила: «Развод… Какое же это приятное чувство!».

    Через год после смерти первого мужа она расстаётся и со вторым. А спустя полгода выходит замуж в третий раз. Николай Пунин – искусствовед. Но личная жизнь Анны Ахматовой не сложилась и с ним.

    Заместитель наркома просвещения Луначарского Пунин, приютивший бездомную Ахматову после развода, тоже не сделал её счастливой. Новая жена жила в квартире вместе с бывшей супругой Пунина и его дочерью, сдавая деньги в общий котёл на еду. Приезжавший от бабушки сын Лев помещался на ночь в холодный коридор и чувствовал себя сиротой, вечно обделённым вниманием.

    Личная жизнь Анны Ахматовой должна была измениться после встречи с врачом-патологоанатомом Гаршиным, но перед самой свадьбой тому якобы приснилась покойная мать, умолявшая не брать в дом колдунью. Бракосочетание отменили.

    Смерть Анны Ахматовой 5 марта 1966 года, кажется, потрясла всех. Хотя ей на тот момент уже исполнилось 76 лет. Да и болела она давно и тяжело. Скончалась поэтесса в подмосковном санатории в Домодедово. Накануне смерти она попросила привезти ей Новый Завет, тексты которого хотела сличить с текстами кумранских рукописей.

    Тело Ахматовой из Москвы поспешили переправить в Ленинград: власти не желали диссидентских волнений. Похоронили её на Комаровском кладбище. Перед смертью сын и мать так и не смогли помириться: они не общались несколько лет.

    На могиле матери Лев Гумилёв выложил каменную стенку с окошком, которая должна была символизировать стену в Крестах, куда она носила ему передачи. Сначала на могиле стоял деревянный крест, как того и просила Анна Андреевна. Но в 1969-ом появился крест.

    Музей Анны Ахматовой находится в Санкт-Петербурге на улице Автовской. Ещё один открыт в Фонтанном доме, где она прожила 30 лет. Позже музеи, памятные доски и барельефы появились в Москве, Ташкенте, Киеве, Одессе и многих других городах, где жила муза.

    1.2. Первые сборники Анны Ахматовой

    1912 год - год появления первой книги стихов Анны Ахматовой - знаменателен в истории русской поэзии как момент образования новых поэтических групп.

    Распад символической школы стал ощущаться уже после 1909 года, когда прекратился журнал «Весы. Сущность символизма стала «предметом целого ряда статей и докладов, число которых особенно увеличилось в 1910 году.

    Этот год и следует считать годом ясно обозначившегося кризиса. Блок вспоминает: «1910 год - это кризис символизма, о котором тогда очень много писали и говорили как в лагере символистов, так и в противоположном. В этом году явственно дали о себе знать направления, которые встали во враждебную позицию и к символизму, и друг к другу: акмеизм, эгофутуризм и первые начатки футуризма» [12, 35].

    Однако не в причислении к той или иной школе секрет поэтического бессмертия. Одной из причин почти мгновенной популярности Ахматовой, как ярчайшей представительницы этого «Серебряного века», является, видимо, подчеркнутая драматургичность ее лирики, придающая стихам определенную объемность. Наши современники могли бы это назвать кинематографичностью.

    Драматургическое начало входит в лирику Ахматовой, придавая ей особую напряженность и выразительность звучания, приближая ее к живой жизни. Судьбы лирических героев решаются в ходе движения сюжета, ощущается внутренний ритм, с каждой строкой повышается интонация.

    Драматизм содержания влечет за собой и драматическую форму: в стихотворении чередуются диалог и монолог, что придает зримость совершающейся на наших глазах драме. Финал лирического сюжета напоминает последний акт трагедии по напряженности действия.

    Но при этом изобразительные средства, используемые в стихотворении, отличаются известной скупостью, глубина переживаний героев и сложность их отношений вложены поэтессой в жест и действие: «я сбежала, перил не касаясь», «задыхаясь, я крикнула», «улыбнулся спокойно и жутко». ( Сжала руки под темной вуалью...1911г.)

    Драматургическая природа стихотворения обозначена четко и ясно, она проявляется в подчеркнутом внимании к деталям, в обрисовке внешнего действия: «Я на правую руку надела // Перчатку с левой руки», «Я взглянула на тёмный дом», «Так беспомощно грудь холодела».

    Эти скупые детали раскрывают душевные муки героини, ее тщетные попытки скрыть свое несчастье. В поэзии Анны Ахматовой часто совмещаются противоположные начала: стремление запечатлеть, остановить мгновение, прихотливые изгибы чувства, тончайшие психологические переживания, обостренное внимание к оттенкам красок, состояниям человеческой души. «Слава тебе, безысходная боль! //Умер вчера сероглазый король…»[5, 178.]

    За пределами тесного круга ахматовских строф вырастает обширный мир переживаний и событий, поэтесса раскрывает движение человеческой души в маленьком лирическом стихотворении, иногда даже в отдельной строфе. Чаще всего Анну Ахматову привлекают изменения, совершающиеся в глубинах человеческого сердца. Еще не определившиеся, а только наметившиеся, едва уловимые сочетания противоположностей, как в последнем процитированном нами стихотворении.

    Главное в ранней поэзии А. Ахматовой — это ощущение неспокойности мира, предчувствие грядущих бурь и катастроф. Все это определяет глубинную трагичность ее лирики, ощущение хрупкости счастья и человеческой жизни.

    А. Ахматова вошла в литературу, более того, художественно утвердилась под знаком любовной темы. Ее первые пять сборников, от «Вечера» (1912 г.) до «Anno Domini» (1921 г.), расположены на одной тематической линии, составляют почти однородный массив; отклонения от однородности немногочисленны.

    Да и сами по себе отклонения достаточно весомы: отклики на историческое событие - первую мировую войну («Молитва», «Памяти 19 июля 1914», «Июль 1914»), декларация авторской позиции в пору социальных катаклизмов («Мне голос был», «Не с теми я, кто бросил землю»), защита нравственного достоинства («Уединение», «Клевета»).

    Стихи не о любви резко проявляют причастность поэта к сверхличной сфере бытия и быта. Однако главенство интимно-личного начала остается непоколебленным, скорее наоборот: откровения, обращенные в глубины души, очерчивают индивидуальность лирического «я» и тем самым обосновывают его право на гражданский пафос. Стихи о любви образуют, по сути, фон и подпочву программных поэтических заявлений.

    Общая тема объединяет более двухсот стихотворений; как можно судить, А. Ахматова вполне понимала необходимость оправдания творческого выбора, оправдания специфически литературного и для читателей убедительного, то есть мобилизующего читательский интерес.

    Тип чувства, запечатленного А. Ахматовой, остановил на себе внимание уже первых ее вдумчивых читателей. Заслуженную известность получила статья Н. Недоброво, опубликованная вскоре после выхода двух дебютных ахматовских сборников. По мнению критика, их центральный мотив - «несчастная любовь», но не самозамкнутая, не ограниченная собственным смыслом, а стимулирующая «проникновение в человека», в существо незаурядного женского характера. [10, 254]

    У А. Ахматовой есть выражение: «покой нелюбви».[4, 97] Каковы бы ни были взаимоотношения мужчины и женщины, воспроизводимые классикой, их основа - чувство с положительным знаком, даже если это уходящее или минувшее чувство. И «несчастная любовь» не исключение, а аспект направленного изображения; «несчастье» тут стоит в одном ряду с «безумным счастьем», в одном ряду, но на другом полюсе.

    А. Ахматова же фокусирует свой взгляд на любви-нелюбви, на переплетении и столкновении эмоциональных противоположностей, даже крайностей, на отсутствии подлинной, глубинной близости - при наличии интимности. Поэзия осваивает особый, ранее не изображавшийся вариант схождения-расхождения, особую разновидность поведенческой ситуации, некий феномен жизнестроения XX века.

    У А. Ахматовой любовь одинока, интимна, личностна, гибельна и в силу этого как бы бессильна. Можно сказать, что в первых ее книгах мы имеем дело и не с любовью даже, а с фиксацией всем знакомого состояния перехода от величайшего эмоционального перенапряжения (долгого ожидания) к оглушающему чувству опустошенности.

    Первое стихотворение маленького цикла «В Царском Селе» очень точно передает это замирание внутренней боли, ощущение своей «игрушечности» (ведь так можно, казалось бы, поступить только с игрушкой, не с человеком — бросить):

    «Странно вспомнить/Душа тосковала/Задыхалась в предсмертном бреду/А теперь я игрушечной стала/как мой розовый друг какаду» [3, 44].

    Сужение тематики приводит к укрупнению деталей, к подчеркнутой дифференциации взгляда. Красный тюльпан в петлице, задевшее о верх экипажа перо, надетая не на ту руку перчатка, острый морской запах устриц на блюде — это все одновременно и вещи окружающей тебя реальности и сигналы, свидетельствующие о душевной смуте.

    Акмеизм А. Ахматовой — это своеобразный пуантилизм: несколько крупных мазков чистого цвета на удаленном расстоянии читательского взгляда сливаются в целостную картину, в законченную структуру жизненной ситуации, очерченную теперь уже не сплошной «реалистической» линией, а только намеченной (так сказался опыт символистских недосказанностей) пунктирно.

    Тут, конечно, есть своя традиция, берущая начало еще с А.Фета, Ф. Тютчева, по-особому преломившаяся в творчестве И. Анненского. Но если у И. Анненского мы имеем дело с философией, то в стихах Ахматовой торжествует психология.

    А.Ахматова предпочитает изображать не столько бурю, сколько ее последствия. Ее любовь — это замирающее ощущение дикости, странности несовпадения того, что происходит в тебе, и обыденного, естественного течения жизни, к которому все давно привыкли, да и ты сам привык, и вот теперь впервые видишь: естественное-то, оказывается совсем не естественным, простое - не простым.

    Тема любви для А. Ахматовой сквозная, но стихи отнюдь не всегда именно «на тему», нередко они более или менее дистанцированы от тематического центра.

    Есть, в частности, группа стихотворений, смежных с легендой, притчей и к любовной сюжетике непричастных («Плотно сомкнуты губы сухие», «Бесшумно ходили по дому», «Я пришла тебя сменить, сестра»). Но в контексте сборников они заряжаются той смутой и болью, какие характерны для героини как любящей женщины. О своем предмете поэт ведет и прямой, и косвенный разговор.

    Явственна множественность обличий лирического «я»: женщина - то из светской среды («под темной вуалью»), то из низов («муж хлестал меня узорчатым вдове сложенным ремнем»), то из богемного кружка («Да, я любила их, те сборища ночные»); разница в социальном статусе осложняется переменой статуса семейного: порой она одинока, порой замужем, к тому же не только жена, но и любящая мать; иногда мы застаем ее на пороге молодости, а иной раз за этим порогом (кое-где это косвенно обозначено: «десять лет замираний и криков», «ждала его напрасно много лет»).

    Мужчина также не один и тот же: то ли его влечение к «ней» - единственное («со мной всегда мой верный, нежный друг»), то ли у него «другая жена» и суждено ему «со своей подругой тихой/Сыновей растить».

    Между тем в сознание читателей «она» и «он» входят как две самотождественные фигуры, над всеми личностными различиями берет верх устойчивость типологического свойства - стабильность их ролевого положения в развертывающейся драме. Общее проступает, настойчиво прорезывается сквозь переменное.

    Читатели и исследователи не раз задавались вопросом: автобиографично ли ахматовское «я»? На первых порах лирическую героиню зачастую совмещали с автором как живым лицом: подкупала искренность исповеди, да и частная жизнь Анны Андреевны, поскольку ею упорно завладевала молва, провоцировала биографический подход к любовным стихам.

    Но этому подходу скоро было отказано в доверии: слишком многое свидетельствовало об условности изображаемого (та же множественность обличий). Возобладало в итоге разделение автора и персонажа, их разграниченное восприятие.

    У ранней А. Ахматовой явный перевес получает настойчивое дистанцирование: героине не дано обладать персональной узнаваемостью). В поздней лирике дистанция значительно сократится, порой до неразличимости «я» и автора, и во многом это будет следствием укрупнения биографии, личной судьбы, введенной волею обстоятельств в эпохальную перспективу.[3, 143]

    Персонажи А. Ахматовой готовы как будто смешаться с толпой, их дни и ночи - такие же, как у многих других любовных пар, встречи, разлуки, размолвки, прогулки - из разряда общеизвестных. В то же время исповедь героини прорывает оболочку обыденности, ее чувство возводится в круг понятий торжества и проклятия, храма и темницы, пытки и гибели, ада и рая. И это - восходящая спираль лирики, активизирующей ее собственные резервы.

    Основные черты ахматовской поэтики, как уже говорилось, сложились уже в первых сборниках. Это сочетание недосказанности с совершенно четким и почти стереоскопическим изображением, выраженность внутреннего мира через внешний (зачастую по контрасту), напоминающая о психологической прозе.

    Это преимущественное внимание не к состоянию, а к изменениям, к едва наметившемуся, еле уловимому, вообще к оттенкам, при сильнейшем напряжении чувств, стремление к разговорности речи без ее прозаизации, отказ от напевности стиха, умение выстраивать осторожную, обдуманную мозаику слов вместо их потока, большое значение жеста для передачи эмоций, сюжетность, имитированная отрывочность (в частности, начало стихотворения с союза: «И кто-то во мраке дерев незримый…» и т.д.

    В стихах А. Ахматовой как правило присутствует некая «тайна», но не того порядка, что у символистов.

    А. Ахматова смела и нова и, сохраняя обличье классического стиха, внутри него совершает перевороты. Однако эти «разрывы», требующие читательского домысливания, и «перевороты» не означают хаотичности мироотношения и художественной системы А. Ахматовой, а являются признаком нового, более сложного и динамичного, чем в XIX веке, художественного единства.

    Список литературы




    1. Анненков Ю. Анна Ахматова//Дневник моих встреч.- М.: Владос, 2006. – 315 с.

    2. Артюховская Н. И. Акмеизм и раннее творчество А. Ахматовой. – М.: Высшая школа, 1991. – 290 с.

    3. Ахматова А.А. Лирика. - М.: Эксмо, 2007. – 504 с.

    4. Ахматова А.А. Сочинения. - М.: Художественная литература, 1987. – 530 с.

    5. Баевский В.С. История русской поэзии: 1730-1980. - М.: Республика, 1996. – 288 с.

    6. Белкина М.И. Скрещение судеб. - М. Просвещение, 1988. – 312 с.

    7. Берберова Н.Н. Курсив – мой / /Серебряный век.- М.: Известия, 1990. – 193 с.

    8. Виноградов В,В. Поэтика русской литературы. - М.: Наука, 1976. – 220 с.

    9. Гаспаров М.Л. От поэтики быта – к поэтике слова. Избранные статьи.- М.: Республика, 1995. – 270 с.

    10. Гей Н.К. Художественность литературы. - М.: Просвещение, 1988. – 277 с.

    11. Герштейн Э.Г. Проза Ахматовой. – М.: Просвещение, 1989. – 303 с.

    12. Гумилев Н.С. Письма о русской поэзии.- М.: Просвещение, 1990. – 255 с.

    13. Гурвич И. Любовная лирика Анны Ахматовой: целостность и эволюция// Вопросы литературы. - М., 1997. - № 5.

    14. Дементьев В. Предсказанные дни Анны Ахматовой.- М.: Вагриус, 2006. – 199 с.

    15. Добин Е. Поэзия Анны Ахматовой. – Л.: Лениздат, 1968. – 301 с.



    1. Жирмунский В.М. Творчество Анны Ахматовой.- Л.: Наука, 1973. – 284 с.

    2. Иванова Н.Б. Пересекающиеся параллели. Борис Пастернак и Анна Ахматова.- М.: Эксмо, 2005. – 233 с.

    3. Мусатов В. В. К проблеме анализа лирической системы Анны Ахматовой // Царственное слово: Ахматовские чтения. Вып. 1. - М., 1992. – 170 с.

    4. Недоброво Н. В. Анна Ахматова // Об Анне Ахматовой. - Л.: Лениздат, 1990. – 315 с.

    5. Павловский А.И. Анна Ахматова. Жизнь и творчество: Книга для учителя.- М.: Вагриус, 2006. – 158 с.





    написать администратору сайта