Главная страница
Навигация по странице:

  • Список использованной литературы

  • изучение устного наследия. История-эссе. Изучение устного наследия (исторической традиции) казахского народа и письменной историографии (труды Мухаммеда Хайдара Дулати, Кадыргали Касымулы Жалаири) в условиях современности


    Скачать 22.99 Kb.
    НазваниеИзучение устного наследия (исторической традиции) казахского народа и письменной историографии (труды Мухаммеда Хайдара Дулати, Кадыргали Касымулы Жалаири) в условиях современности
    Анкор изучение устного наследия
    Дата16.04.2022
    Размер22.99 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаИстория-эссе.docx
    ТипДокументы
    #477579

    Выполнила: Болаткызы Мерей

    «Изучение устного наследия (исторической традиции) казахского народа и письменной историографии (труды Мухаммеда Хайдара Дулати, Кадыргали Касым-улы Жалаири) в условиях современности».

    Несомненно, знание истории и культуры своего народа открывает перед человеком целый мир — мир, который не только величественен сам по себе, но который позволяет по-новому увидеть и оценить современность. Знание прошлого это понимание современности. Отторжение от исторического прошлого своего народа, его вековых традиций и обычаев ведет к постепенной гибели нации, ее культурному разложению. В современном мире национальная культурная преемственность переживает глубокий кризис. Новые тенденции общественной и культурной жизни не предусматривают продолжение новым поколением традиционных ценностей и норм в наше время. А жаль. Именно от них зависит уровень национального сознания человечества и ощущение своей причастности к историческому прошлому своего народа, независимо от того, каким оно было. Основной задачей воспитания каждого поколения должно быть его приобщение к историческим культурным и духовным ценностям и идеалам. Культурное наследие казахского народа: песни, сказки и пословицы-поговорки. Культурное наследие является предметом пристального внимания и в Казахстане. 2003 год стал этапным в развитии культуры. Важное событие года — ежегодное Послание Президента страны народу, где в числе неотложных задач, стоящих перед страной, определены также и вопросы изучения сохранения историко-культурного наследия. Культурное наследие казахского народа из века в век передавалось сохранением традиции характеризуется комплексными мероприятиями, направленными для дальнейшего развития, открытием новых страниц истории и культуры. 13 января 2004 года Президент РК подписал Постановление о государственной программе «Мәдени мұра», в которой одной из главных задач является возрождение культурного наследия и доведение его до народа и всего мира. Главной целью этой программы в сфере образования и духовного богатства Казахстана, является сохранение культурного наследия и его рационального использования. С тех пор как получили независимость, на равне с другими программами «Мәдени мұра» дает уверенность укреплению единству и целостности, политической стабильности и идеологическому богатству. В своем труде Президент посвященный программе «Мәдени мұра» писал, что в современной эпохе все хорошее нужно впитывать, а плохое не воспринимать. Программа «Мәдени мұра» играет большую роль в освоении казахского народного искусства и в развитии молодежи. Во всем мире наша страна известна не только своими достижениями в сфере экономики и политики, но и культурно-духовными ценностями.

    Великие казахские ученые Шокан Уалиханов, Машхур Жусуп Копейулы, Каныш Сатпаев, Алкей Маргулан, Малик Габдуллин и др. внесли большой вклад в собрании сказок, пословиц-поговорок, загадок, казахских песен, которые считались культурным наследием устной литературы и передавалось народу. Умение взять из истории хорошее и не применять негативное, это прогресс. Без этого человечество замерло бы на месте.

    На мой взгляд – именно в вопросе воспитания нам не нужно искать новых методов. Культурное наследие казахского народа и есть воспитание будущего поколения. Устное народное творчество: сказки и былины, пословицы и поговорки. В них сохранена многовековая мудрость народа, его мечты о лучшей жизни, его понятия о справедливости и долге.

    М. Хайдар оставил после себя уникальный исторический труд "Тарих-и-Рашиди” ("Рашидова история”) и поэму "Джахан-Наме”. Имя Мухаммед Хайдара Дулати, популярно среди ученых - востоковедов всего мира, еще не заняло своего достойного места в отечественной науке и остается малоизвестным в широких слоях общества. Биографических сведений о Дулати немного. Он родился в Ташкенте. Но провел много времени в Индии, а затем жил в Кашмире, занимаясь административной деятельностью. Наследие Дулати является мощным фактором формирования исторического сознания народов суверенных государств, воспитания гражданственности и патриотизма. Детство Мухаммед Хайдара Дулати приходится на времена заката государства династии Тимура в Средней Азии, произошедшего под давлением узбекских кочевников Мухаммеда Шейбани, развала Могулистана и возвышения Казахского ханства. Мухаммед Хайдар Дулати воспитывал наследника ханского ІІрестола — Абу ар-Рашид султана. По словам Бабура, Мухаммед Хайдар Дулати обладал энциклопедическими знаниями. Он был в курсе всех политических событий, знал политических деятелей. Мухаммед Хайдар Дулати был хорошим знатоком истории Казахстана и Средней Азии, Могулистана, особенно феодальной прослойки племени дулат. В 1541-1546 годы в Кашмире он написал «Тарихи Рашиди».

    Я прочитала книгу Хайдар Дулати «Тарих-и-Рашиди», в ней он убедительно показывает духовное единство тюрков и прослеживает их связь с мировой цивилизацией. Также в ней содержится не только история Могулистана, но и Казахского ханства. В переводе данной книги сохранились его многочисленные стихотворные вставки, философские мысли о жизни, а также включенные им в свое сочинение суфийские трактаты известных его современников.

    Данную работу Мухаммед Хайдар Дулати написал на персидском языке, опираясь на передававшиеся от поколения к поколению рассказы о прошлом дулатов, легенды могулов, секретные документы, сохранившиеся во дворцах могулских ханов, свидетельства очевидцев и свои наблюдения. Автор также пользовался историческими произведениями таких известных ученых прошлого, как Жувейни, Жамал Карши, Рашид ад-Дин Али Йазди, Абдуразак Самарканди. Все это позволяет характеризовать данное произведение как исторический справочник, основанный на ясных архивных данных. Мухаммед Хайдар Дулати оставил очень ценные сведения, касающиеся средневековой истории казахов. «Тарихи Рашиди» содержит много сведений о формировании Казахского ханства, последовавших событиях в Семиречъе и Восточном Дешт-и-Кыпчаке, падении Могулистана, феодальных войнах, установлении дружеских союзов между казахами, кыргызами и узбеками в борьбе против внешнего врага. В работе также имеется много ценных данных о социально-экономическом положении Южного и Восточного Казахстана в XV-XVI вв., городской и земледельческой культуре, исторической географии Семиречья, Средневековом Казахстане.

    Кроме того, он выделил десять принципов государственного управления, которые подробно характеризует десять обязанностей правителя и рекомендуют довести их до сознания каждого гражданина. «Знай, что права законопослушного мусульманина должен признавать тот, кто стоит у руля власти», - резюмировал выдающийся мыслитель.

    Как и восточные гуманисты, Дулати считал образование надежным руководителем в формировании у человека нравственных и интеллектуальных навыков, ведущих к гуманности и счастью.

    Традиционный для педагогических учений вопрос о назначении человека, о счастье, Мирза Хайдар решает с позиций общественной значимости личности, выдвигая на первый план нравственные категории: справедливость, гуманизм, милосердие.

    Теория Дулати - это, на мой взгляд, философское кредо ученого, государственного деятеля, которое выражает его общечеловеческое ценностное отношение к отдельным личностям, различным социальным группам, к явлениям политической и общественной жизни государства.

    Узнав о трудах Хайдара Дулати, я переосмыслила свою жизнь, узнала много нового о грехах, которые многие совершают. Узнала историю философии, историю религии, нравственную жизнь и качества человека.

    Я считаю, что заслугой автора является то, что он впервые в отечественной науке, освещает философские проблемы истории, такие как время, судьба, история религии, смысл жизни, принципы государственного управления и др. Труды М.Х. Дулати, названного первым историком отечества, нашли достойное место в истории казахского народа.

    Также хочу рассказать, о замечательный исследователь истории казахского народа и его устного творчества - Машхур Жусуп Копейулы, живший на стыке XIX-XX веков, вошел в историю как талантливый шежиреши. Сегодня широко известны его труды «Хандар, сұлтандар һәм төрелер шежiресi», генеалогия рода хана Абылая, «Қазақ түбi», «Қыпшақ шежiресi», «Үш жүз». Рукописное наследие Машхур Жусуп Копеева, его записи в форме книг и тетрадей, написанные арабской графикой на казахском языке, - это родословные, эпосы, жырау, дастаны, исторические песни, в которых он указывает источники устных народных традиций, где и когда он записал данные материалы. Записи Машхура Жусупа Копеева ценны тем, что отличаются исторической достоверностью, написаны в генеалогическо-летописном стиле. Историю известных исторических личностей он преподносит кратко и интересно, тут же приводит свое личное мнение по поводу этих личностей. Рукописи Машхура Жусупа Копеева хранятся в фондах редких книг и рукописей Центральной научной библиотеки Казахстана и личных фондах его потомков. Ханы, султаны и другие предводители, возглавлявшие Казахское ханство, прекрасно осознавали роль жырау в написании истории и их подвигов. Поэтому всегда рядом с ханом находились такие уважаемые люди, которые брали на себя роль связующего звена между ханом и народом, выражая его волю, донося до народа его постановления, указы, давая хану советы и рассказывая о чаяниях народа. Ярким представителем жырау считается Бухар Калкаманулы - советник, друг и критик хана Абылая. Его произведения дошли до нас благодаря бесценным трудам Машхура Жусупа Копейулы. Народные исторические предания и историко-генеалогические сочинения казахов хранят сведения о законах, которые легли в основу Степного законодательства казахов. Как правило, степные законы опирались на традиционное доисламское право кочевых тюркских племен. И согласно традициям среди казахов могли властвовать только те люди, которые знали законы «Қасымханның қасқа жолы», «Есімханың ескі жолы», «Жеті жарғы» Тауке. В случае устаревания этих законов в связи с новой эпохой или несогласия с ними хан должен был издать новый закон вместо устаревшего. Словом, закон в жизни казахского общества занимал высокое место. До наших дней эти законы дошли в устном изложении (хотя и неполные) и в трудах исследователей Казахстана начала XX века. Удивительно, но в продолжение многих столетий и через уста многих поколений древние джиры и предания смогли дойти до нас в первозданной чистоте, сохранив даже те обороты речи, которыми пользовались в далекие времена. Случилось это, конечно, благодаря удивительной памяти импровизаторов и любви самого народа к песням, эпосам и преданиям своих предков. Сопоставление эпосов, дастанов, жырау, народных песен, проведенное учеными Института востоковедения в разных регионах Казахстана, подтвердило их идентичность. То есть исторические песни или дастаны, сложенные в Западном Казахстане, к примеру, в честь хана Абылая, воспевают те же события, о которых поют жырау Южного Казахстана. Причем казахские эпосы в своей достоверности не уступают древним рукописям. Они и есть бесписьменная летопись нашего народа. Описание событий в них настолько точно, что подтверждение им непременно находится в архивных данных. Изучая устное народное творчество, приходит понимание, что в нашей истории не осталось ни одного значимого события, ни одного замечательного человека, воспоминание о котором не закрепили бы в памяти народные импровизаторы.

    Список использованной литературы:

    1. Vostlit/Книга М.Х.Дулати «Тарих-и-Рашиди».

    2. Материалы по истории казахских ханств в XV-XVIII вв. Алма-Ата, 1969.

    3. Көпеев М.Ж. Қазақ шежіресі / Дайындаған: С.Дәуітов. – Алматы: Жалын, 1993.


    написать администратору сайта