Документ Microsoft Word (4). Изучение влияния глобализации на гендерные отношения можно назвать одной из самых обсуждаемых проблем современного гендерного научного дискурса
Скачать 22.44 Kb.
|
Изучение влияния глобализации на гендерные отношения можно назвать одной из самых обсуждаемых проблем современного гендерного научного дискурса. На протяжении длительного времени глобализационные процессы рассматривались исследователями как гендерно нейтральные. Однако, как отмечает Майкл Киммел (Michael Kimmel), в начале 1990-х гг. аксиоматичным становится тот факт, что развитие общества, если не является гендерно маркированным, оказывается под угрозой [8], поскольку влияние глобализации на политико-правовой статус и общественное положение мужчин и женщин существенно отличается. Соответственно, исследователи выдвигают тезис о том, что адекватная оценка процессов глобализации, как и их последствий, требует выделения гендерного измерения глобализационных процессов и анализа сущности трансформации гендерных отношений в условиях глобализации. Поскольку проблема глобализации системы гендерных отношений - многоаспектная, следует отметить, что ключевыми вопросами, к которым ученые проявляют особый интерес, являются расширение возможностей женщин (women's empowerment) в условиях глобализации, их экономическая эксплуатация, феминизация бедности, мейнстриминг гендера, гендерное квотирование и т.д. Эти проблемы, как и многие другие, являются предметом внимания Кэти Э. Фергюсон (Kathy E. Ferguson), Салли Энгл Мерри (Salle Engle Merry), Моник Миронеско (Monique Mironesko), Джоан Акер (Joan Acker), Энн Тикнер, Елены Баллаевой, в работах которых всесторонне рассматривается влияние глобализационных процессов на привлечение женщин в сферу экономических и политических отношений, а также увеличение их влияния на принятие политических решений. Принимая во внимание, что исследование гендерного измерения глобализации включает достаточно широкий спектр вопросов, цель данной статьи предполагает анализ глобализации гендерных отношений с точки зрения оценки перспектив формирования мирового гендерного порядка. Следует отметить, что понятие «мировой гендерный порядок» принадлежит к числу малоизученных, однако, крайне интересных категорий анализа. Данный термин был введен в научный оборот профессором Австралийского университета Джилл Мэтьюз (Jill Matthews) и в дальнейшем анализировался в работах таких ученых как Роберт Коннелл (R. W. Connell), Майкл Киммел, Ирина Тартаковская. Приступая к рассмотрению этого понятия, следует отметить, что мировой гендерный порядок принято определять как исторически сложившиеся модели властных отношений между мужчинами и женщинами [6, p. 343]. Роберт Коннелл также уделяет вопросу сущности мирового гендерного порядка значительное внимание и предполагает, что каждое общество имеет собственный гендерный порядок, а гендерные порядки отдельных обществ объединяются на глобальном уровне в мировой гендерный порядок. глобализация феминизация гендерный В работе «Мужчины и мальчики» (“The Men and the Boys”) Коннелл утверждает, что, поскольку международные отношения, международная торговля и глобальные рынки являются аренами гендерной политики, неоспоримым следует считать факт существования некоторого мирового гендерного порядка и определять его как структуру отношений, сочетающих гендерные режимы институтов и гендерные порядки локальных обществ на мировой шкале [5, p. 40-41], и отмечает, что впервые мировой гендерный порядок сформировался в период империализма путем распространения европейских представлений о гендерных отношениях и гендерно-ролевом поведении. Сегодня мы фактически наблюдаем аналогичные процессы в сфере гендерных отношений, поскольку глобализация предполагает либерализацию существующих локальных гендерных порядков и их трансформацию в соответствии с глобальными гендерными стратегиями и нормами международного законодательства, направленного на утверждение гендерного равенства и обеспечение прав женщин и возможностей для их самореализации. Иными словами, глобализация гендерных отношений предполагает распространение международных стратегий гендерного равенства. С такой позиции мировой гендерный порядок, формирующийся в условиях глобализации системы гендерных отношений посредством внедрения глобальных гендерных норм, являет собой цель глобализации, поскольку предполагает функционирование универсальных моделей гендерных отношений и гендерных политик. При этом привлечение отдельных стран и регионов в процессы глобализации гендера происходит посредством подписания международных многосторонних договоров, имеющих целью формирование политик гендерного равенства, а также членство их в международных организациях. Следует отметить, что роль экономических международных договоров в этом смысле особенно важна, поскольку развитые страны посредством экономического сотрудничества пытаются продвигать идеи обеспечения прав человека и гражданина, женщин, сексуальных меньшинств и т.д. на Восток. Американский экономист Дж. Бхагвати справедливо замечает, что желание получить экономические преимущества от сотрудничества со странами Запада способствует тому, что экономические блага начинают приниматься остальными государствами «в пакете» с демократическими ценностями, такими как права человека и гражданина [2]. Соответственно нужно понимать, что «международный» или «глобальный» в дискуссиях о глобализации гендера означает, прежде всего, «западный». Следовательно, глобализация гендерных отношений имеет форму экспорта западных гендерных моделей и политик обеспечения гендерного равенства в развивающиеся страны. Это значит, что глобализация гендерных отношений предполагает, что именно западные модели гендерного равенства станут тем стандартом, на основе которого будет происходить формирование мирового гендерного порядка. Это, в свою очередь, делает глобализацию гендера достаточно неоднозначным процессом. С одной стороны, глобализация открывает перспективы для эмансипации женщин, расширения их политических и экономических возможностей посредством привлечения к производственной деятельности и наделения политическими правами. С другой, - может усиливать дискриминацию женщин, поскольку изменения инициируются не местным населением (прежде всего, женщинами) или локальными общественными организациями (представляющими интересы женщин как дискриминированной группы), а государственными структурами и отдельными чиновниками, интерес которых состоит в выполнении условий международных соглашений и не всегда предполагает качественные изменения в политико-правовом статусе женщин. С этой точки зрения определение глобализации гендерных отношений, предложенное ранее, подчеркивает еще один важный аспект изучаемого процесса. Оно акцентирует внимание на том факте, что в условиях глобализации развивающиеся страны должны принимать те гендерные нормы и стратегии, которые противоречат существующему гендерному порядку, в результате чего в локальных условиях имеет место непринятие этих норм как несвойственных/чужих/западных. И тот факт, что глобализация гендера происходит в форме глобализации «сверху», только усугубляет этот процесс, поскольку действительные изменения должны генерироваться обществом и предполагают необходимость широких общественных дебатов и изменений в общественном сознании. Последний тезис особенно важен, поскольку сущность глобализационных процессов, и на этом справедливо настаивает Арджун Аппадураи (Ardjun Appadurai), такова, что глобализация «усиливает разногласия между локальными сообществами, придавая им принципиально новое значение, связанное с формированием специфических региональных/национальных векторов развития глобальных процессов» [4, p. 5]. Поскольку в ходе глобализации происходит распространение системы западных представлений о гендерном равенстве и гендерных стратегий, их реализация в условиях отдельных локальных сообществ предусматривает адаптацию, которая становится необходимым условием глобализации гендерных отношений. Иными словами, распространяемые в условиях глобализации западные представления о гендерном равенстве в силу культурных, религиозных, политических и экономических особенностей трансформируются в локальных условиях и требуют адаптации для дальнейшего их распространения. Следовательно, внедрение международных стандартов гендерного равенства возможно лишь при условии адаптации гендерных стратегий к политико-правовому дискурсу и социальному контексту отдельных стран и регионов. Этот процесс происходит в форме локализации и определяется с помощью понятий «глокализация», «локализация», «гибридизация», которые подчеркивают важность понимания того, что глобализация, как справедливо замечает Аппадураи, является процессом, который провозглашает глобальные цели, но всегда имеет локальный контекст [Ibidem, p. 6]. Соответственно, глобализация гендерных отношений хоть и происходит путем распространения международных представлений о гендерном равенстве, все же предполагает необходимость «приспособления глобального мировоззрения к локальным условиям» [3, с. 52]. Следует заметить, что адаптивные практики имеют место как в сфере гендерно-ролевого поведения (поскольку процессы эмансипации женщин способствуют расширению спектра приемлемых для мужчин и женщин гендерных ролей и, следовательно, обусловливают трансформацию экономических, социальных, семейных отношений), так и в формировании гендерно-ориентированных политик в развивающихся странах (об этом свидетельствуют особенности гендерного мейнстриминга и реализация стратегий позитивной дискриминации женщин с целью преодоления барьера «стеклянного потолка»). Итак, следует принять аргумент о том, что глобализация не просто способствует изменению общественного положения женщин и мужчин, но, поскольку предполагает адаптацию западных гендерных моделей, меняет сущность самих этих моделей. В качестве примера можно рассмотреть особенности реализации стратегий гендерного квотирования в Индии, где установлены 30%-ные квоты для женщин при прохождении в парламент. Несмотря на то, что введение гендерных квот происходит по западному образцу, избирательные кампании последних лет подтверждают тот факт, что оно не имеет качественных последствий, способствуя лишь статистическому увеличению числа женщин-парламентариев. Следовательно, можно сделать вывод, что глобальные гендерные стратегии реализуются в «незападных» странах иначе, чем в западных, и последствия их реализации могут быть достаточно различными. К тому же ученые все чаще замечают, что глобализация гендерных отношений, в силу ее западноориентированного характера, способствует углублению некоторых негативных тенденций, усиливающих дискриминацию женщин. Речь идет о том, что локализированные гендерные политики и практики гендерных отношений могут, на самом деле, усиливать традиционные гендерные иерархии. Ярким подтверждением этого тезиса следует считать исследование Стива Дерни (Steve Derne), касающееся проблемы влияния культурной глобализации на положение мужчин и женщин в обществе и семье. Автор делает очень важное утверждение: глобализация действительно расширяет спектр возможностей мужчин и женщин, но в то же время усиливает защиту национальных гендерных и семейных практик, а соответственно, и мужских привилегий [7, p. 129]. Дерни подтверждает этот факт посредством анализа серии интервью с индийскими мужчинами - представителями среднего класса. Он утверждает, что абсолютное большинство индийских мужчин интересуются не глобальными идеями эмансипации женщин, а новыми представлениями о мужском доминировании, мужском теле и силе, а также женском теле и слабости, которые распространились посредством транснациональных СМИ [Ibidem, p. 122]. Соответственно, глобализация хоть и расширяет возможности женщин, но также продуцирует новые способы усиления традиционных гендерных иерархий. Это означает, что введение международных стандартов гендерного равенства не приводит к формированию универсальной системы гендерных отношений, а соответственно, и мирового гендерного порядка, основанного на западных приоритетах гендерного равенства. К тому же, ученые ставят под сомнение тезис о формировании мирового гендерного порядка на почве общечеловеческих ценностей именно западного образца. Ведь об обратном свидетельствуют две тенденции глобализации гендерных отношений, вызванные их локализацией - распространение «антизападных» (антиглобализационных) настроений и развитие процессов альтернативной глобализации. Итак, нами было установлено, что мировой гендерный порядок предполагает необходимость формирования универсального политико-правового дискурса в сфере гендерных отношений. Это значит, что с теоретической точки зрения мировой гендерный порядок возможен при условии формирования действительно универсальных моделей гендерных отношений, учитывающих как общие, так и отличительные черты локальных гендерных порядков. Однако нужно принимать во внимание тот факт, что глобализация гендера означает, прежде всего, экспорт западных гендерных моделей и, соответственно, требует адаптации этих моделей к локальным условиям. А поскольку в процессе адаптации происходят многочисленные изменения в «прививаемых» моделях гендерных отношений, мировой гендерный порядок не может быть реализован в качестве универсального, а воплощается на уровне трансформаций, вызванных глобальными процессами. К тому же, его формирование на основе утверждения общечеловеческих ценностей западного образца весьма сомнительно, поскольку особенности трансформации гендерных отношений в развивающихся странах свидетельствуют о наличии существенных разрывов между глобальными моделями гендерных отношений и локальными гендерными порядками. Список литературы 1. Бергер П. Введение. Культурная динамика глобализации // Многоликая глобализация. Культурное разнообразие в современном мире / под ред. П. Бергер, П. Хантингтон; пер. с англ. В. В. Сапов. М.: Аспект Пресс, 2004. С. 8-26. 2. Бхагвати Дж. В защиту глобализации / пер. с англ. М.: Научно-издательский центр «Ладомир», 2005. 406 с. 3. Робертсон Р. Глокалізація: часопростір і гомогенність-гетерогенність // Глобальні модерності / за ред. М. Фезерстоуна, С. Леша, Р. Робертсона; пер. з англ. Т. Цимбала. К.: Ніка-Центр, 2008. С. 48-72. 4. Appadurai A. Grassroots Globalization and the Research Imagination // Globalization / ed. by Ajun Appadurai. Durham - L.: Duke University Press, 2001. P. 1-21. 5. Connell R. W. The Men and the Boys. Cambridge: Policy, 2000. 268 p. 6. Demetriou D. Z. World Gender Order // Men & Masculinities: a Social, Cultural, and Historical Encyclopedia / ed. by Michael Kimmel and Amy Aronson. Santa Barbara: Cal ABC-CLIO, 1994. P. 343-345. 7. Dernе S. Globalizing Gender Culture: Transnational Cultural Flows and the Intensification of Male Dominance in India // Gender and Globalization in Asia and the Pacific: Method, Practice, Theory / ed. by Kathy E. Ferguson and Monique Mironesco. University of Hawaii Press, 2008. P. 121-137. 8. Kimmel M. Global Masculinities: Restoration and Resistance // A Man's World: Changing Men's Practices in a Globalized World. L.: Zed, 2002. P. 21-37. 9. Peterson S. Gender Economies in the Asia-Pacific // Gender and Global Politics in the Asia Pacific / ed. by Bina D'Costa and Katrin Lee-Koo. New York: Palgrave Macmillan, 2009. P. 39-55. Аннотация УДК 327.323:305 Политология Глобализация гендерных отношений: изучение перспектив формирования мирового гендерного порядка. Ювченко Алина Игоревна Киевский национальный университет имени Тараса Шевченко, Украина alina.iuvchenko@gmail.com Статья посвящена анализу гендерного измерения глобализации и раскрывает содержание понятий «глобализация гендерных отношений» и «мировой гендерный порядок», которые получают все более широкое распространение в гендерных исследованиях. Основное внимание автор акцентирует на изучении перспектив формирования мирового гендерного порядка с точки зрения развития процессов глобализации гендерных отношений, ключевым условием которой является трансформация локальных гендерных порядков. |