Жень человечность иньян
Скачать 478.27 Kb.
|
Предпосылки философии в Древнем мире (Китай и Индия Философия могла возникнуть в Индии, Китае, Греции. Политическая ситуация в трех регионах была сходной небольшие свободные государства, взаимодействующие друг с другом. Философия Древнего Китая Основные понятия. Конфуцианство. Даосизм. Поворотной эпохой в развитии Древнего Китая стало первое тысячелетие до новой эры. Символы китайской мифологии, переосмысленные в философские понятия ли - ритуал, порядок, вежливость жень — человечность инь—ян — противоположные начала, находящиеся в единстве дао - путь, судьба. Основатель конфуцианства Кун Фу-цзы в европейской традиции - Конфуций. В детстве был пастухом. К 30 годам он стал широко известен как непревзойденный знаток науки ритуалов у молодого ученого появились ученики и почитатели. Через 20 лет он был приглашен как советник к правителю царства Лу, однако интриги вынудили его покинуть службу. Многие годы Кун Фу-цзы провел в странствиях, пока не вернулся на родину, где умер в окружении верных учеников. Ученики Кун Фу-цзы, записав мысли, изречения и воспоминания философа, составили книгу «Лунь-юй» Беседы и суждения, ставшую основным философским сочинением Китая. В этой работе изложены следующие основные идеи - человек не рождается злым, нов течение жизни он ожесточается. Портит его дурное воспитание. Следовательно, для того чтобы зло не проникло в душу, необходимо правильное воспитание - древность – это идеальная эпоха благородных людей, а настоящее - упадок. Поэтому правильным будет воспитание в духе древних традиций - традиции воплощены в ритуалах, нормах вежливости. Если человек будет строго соблюдать все предписания, тов его поведении не окажется места для конфликтов и зла. Поэтому важнейший принцип поведения — ли - обращенность к прошлому связана стем, что человек должен учиться на уроках прошлого и не забывать свои корни. Следовательно, благовоспитанность связана с почитанием предков живым воплощением традиций являются родители и старшие люди. Послушание и уважительное отношение к их точке зрения опираются на принцип сыновней почтительности - важно не делать другим, чего не желаешь себе. В поведении необходимы взаимность и любовь к другим — жень. - исполнение всех требований, изложенных выше, ведет человека по пути совершенствования. Цель этого пути — превращение человека в средоточие всех добродетелей — благородного мужа. Основная направленность – нравственность. Основателем даосизма (школы пути) считается Лао-цзы, старший современник Кун Фу-цзы. Основная работа Дао дэ цзин» Книга о пути и силе. Известно, что Лао-цзы был хранителем государственного архива при династии Чжоу и чрезвычайно образованным человеком. В знак протеста против интриг, смути войн в государстве он покинул страну. Центральное понятие даосизма — дао, которое понимается как естественный ход вещей, судьба всего в мире. Это изменения, вечное движение. Судьба — переход всего в свою противоположность, чередование темных и светлых полос, инь и ян. Без тьмы нет света, без света нет тьмы. инь ян женское мужское отрицательное положительное Луна Солнце Тьма свет Влажность сухость Левое правое Тепло огонь и т.д. и т.д. Вмешательство человека в естественный ход вещей обречено на неудачу. Нельзя манипулировать высшими законами природы (принцип у-вей); Цель человека — гармоничное слияние с природой, согласие с окружающим миром, приносящее удовлетворение и покой Развитие общества и цивилизации ведет человека к замене естественного искусственным, к дисгармонии с миром. Следствие разрыва связей с природой - хаос, бунты и войны. Необходимо вернуться к истокам, стать ближе к земле и природе. Философия Древней Индии Фундаментом во многом являются Веды (в переводе с санскрита – знания) - сборники древних религиозных текстов, складывавшихся начиная с I II тысячелетия до н.э. Философская часть Вед называется «Упанишады» (санскр. — сидеть у ног учителя. Основные понятия сансара — учение о переселении души из тела в тело, колесо реинкарнаций; карма - закон воздаяния ахимса — непричинение вреда живому. Представление о том, жизнь – это страдание. Цель философии – поиск пути избавления. Древнеиндийские философские школы обычно подразделяют на две группы в зависимости от их отношения к Ведам. Школы веданта, йога, вайшешика, признающие авторитет Вед, называют ортодоксальными. Оригинальные учения локаята, джайнизм, буддизм, отступающие от традиций Вед, считаются соответственно неортодоксальными. Буддизм — наиболее развитое в философском отношении учение Древней Индии — видит освобождение души от страданий в просветлении и достижении нирваны нирвана (в переводе с санскрита угасание) — блаженное небытие, идеальное состояние, вечный покой избавление от сансары и вечных страданий. Основателем буддизма считается Сиддхартха Гаутама, названный Буддой (те. достигшим просветления. Будда предложил восьмеричный путь. У этого пути несколько этапов праведное знание есть знание четырех истин I ) жизнь — страдание 2) причина страданий — наши желания 3) прекращение страданий есть подавление желаний 4) страдания уменьшаются, если следовать восьмеричному пути 2. праведное отношение есть понимание того, что нужно отрешиться от мира и следовать путем Будды 3. праведная речь есть отрешение отложных мнений и неточных слов 4. праведное поведение есть подчинение заповедям не убивать, не прелюбодействовать, не лгать, не употреблять алкоголя и наркотиков 5. праведное занятие — эго образ жизни, связанный с ненасилием и честным трудом 6. праведное усилие есть борьба с соблазнами праведное сознание есть осознание бренности окружающего мира и тщетности желаний праведное сосредоточение есть духовное самопогружение. |