Главная страница
Навигация по странице:

  • Оглавление 1

  • 2. Основная часть

  • С тех пор, как бабы начали

  • Ты день у них кухаркою.

  • 3. Заключение

  • 4. Список литературы

  • женские образы. Женские образы в поэме Н. А. Некрасова Кому на Руси жить хорошо


    Скачать 23.29 Kb.
    НазваниеЖенские образы в поэме Н. А. Некрасова Кому на Руси жить хорошо
    Анкорженские образы
    Дата27.04.2022
    Размер23.29 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаzhenskie_obrazy_v_poeme_n_a_nekrasova_komu_na_Rusi_zhit_khorosho.docx
    ТипРеферат
    #500698

    ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

    ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

    «РЯЗАНСКИЙ КОЛЕДЖ ЭЛЕКТРОННИКИ»

    РЕФЕРАТ

    Дисциплина «Литература»

    Тема «Женские образы в поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?» какие черты можно назвать типичными, а какие редкими»



    Выполнила студентка: 1 курса, Сапр-102,

    Ильина Мария Александровна

    Проверил преподаватель:

    Шаганова Ольга Игоревна

    РЯЗАНЬ, 2022

    Оглавление



    1

    1. Введение 3

    2. Основная часть 4

    3. Заключение 7

    4. Список литературы 8





    1. Введение


    Большую часть своего творчества Некрасов посвятил народу, создавая в своих произведениях яркие образы крестьянина, но, несомненно, особое место занимают женские образы в поэме «Кому на Руси жить хорошо» (Н.А.Некрасов). Писатель и восхищался силой духа, терпеливостью русской женщины и в то же время сочувствовал ей, обреченной на тяжелый труд, постоянные потери, множество обязательств, которые возлагает на нее общество и семья.

    В многочисленных образах простых русских людей из народа Некрасов показал такие их черты, как трудолюбие, гуманность, ум, честность, стойкость и терпение. Но автор также показывает и отрицательные черты народа: пассивность, покорность, необразованность. Мы видим, как они отдыхают (глава “Сельская ярманка”), узнаем, как живут и трудятся. Поэт дает право крестьянам самим рассказать о своей жизни, труде и заботах.




    2. Основная часть


    В поэме у образов русских крестьянок свой сценарий развития. Первые женские образы мы встречаем во второй главе «Сельская ярмонка». Перед читателями захмелевший народ, гуляющий на праздничной ярмарке. Очень веселые и нарядные женщины в красных платьях, с подолами на обручах, с лентами в косах. Они гордо «лебедками плывут» по ярмарке, невзирая на замечания злой старообрядки, обвинявшей в неурожае желание женщины нарядиться:

    С тех пор, как бабы начали

    Рядиться в ситцы красные, —

    Леса не подымаются,

    А хлеба хоть не сей!

    Уже в этой главе звучит осуждение женщины за попытку стать немного счастливее и раскрасить свою нелегкую жизнь яркими красками хотя бы в праздничной одежде.

    И все-таки разбивается внешне счастливый образ нарядной праздничной бабы о действительность словами мужиков, утверждающих, что русскому мужику без выпивки жить невозможно: без выпивки пролилась бы из крестьянской души кровь, настолько трудно приходится народу.

    Многоголосье и пестрота образов дневной ярмарки достигают своей кульминации в главе «Пьяная ночь». В этой же главе читатель видит разнообразие и женских характеров, но уже в более правдивой и привычной для них жизни, а она совсем не так нарядна, как их праздничные платья днем. Ночь обнажает все горести русской крестьянки, что кажется еще более жестоким и несправедливым в особенности после картин народных гуляний.

    Так, мы читаем об Оленушке, ловко спрыгнувшей с телеги: «Погладить не далась». А вот Парашенька, собравшаяся на услужение к Питерским чиновникам, получает предупреждение от мужиков:

    Ты день у них кухаркою.

    А ночь у них сударкою…

    Не стесняясь никого, жалуется на свою судьбу Дарьюшка, немолодая хмельная женщина, которая вертится, как веретено в трудах и от этого стала очень худая. Ей очень хочется женского счастья, и, наверное, невыплаканное горе просит в ней хоть какого-нибудь глупенького, паршивенького парнишку. Отчаяние толкает на такое унижение сильную русскую женщину.

    Переполнен болью и разговор женщин о том, что дома хуже, чем на каторге, по словам одной. И тут же вторит другая: «Старший зять ребро сломал», средний – украл полтинник, а младший грозится убить ножом.

    Противоречивые чувства вызывает жена Якима Нагого, спасшая во время пожара в первую очередь не деньги, а иконы. Семья осталась без копейки, но этот рассказ очень ясно дает понять, что и для крестьян есть нечто более ценное, чем деньги. В этом и комичность, и трагизм, и героическое начало русской женщины.

    В унисон народной тоске, завершая череду женских образов этой главы, расплакалась молодушка о своей нелегкой судьбе. Жизнь ее нелегкая со старым и ревнивым мужем, который бьет ее. Тяжко ей, молодой еще, дается осознание своей бесправности и беспросветности жизни.

    Но самым ярким женским образом в поэме является образ Матрены Корчагиной. Некрасов выделил для нее целую главу, так как отдельные образы не могут дать представления в полном объеме о судьбе и характере русской женщины.

    Во всем своем величии предстает перед нами Матрена Тимофеевна: она «сурова и смугла», «осанистая женщина, широкая и плотная, лет тридцати осьми». Некрасов с сер­дечной теплотой и любовью описывает красоту Матрены Тимофеевны: «...волос с проседью, глаза большие, строгие, ресницы богатейшие...»

    Крестьянка рассказывает странникам глубоко волную­щую повесть своей жизни. Семья у нее «была хорошая», непьющая, все ее любили, холили и баловали. Девушка росла веселой и работящей, она любила природу, не знала беды и горя.

    Но после замужества Матрены судьба отвернулась от нее. Тяжел был Матренин путь: новая семья ее невзлю­била, каждый норовил ее обидеть, завалить работой, да и муж не баловал. Но вот родила она сына, Демушку, который согнал «весь гнев с души» матери. Успокоилась Матрена: «Что ни велят — работаю, как ни бранят — молчу».

    Но беда не ходит одна. Погиб любимый Демушка, умерли родители и дед Савелий — человек, духовно близкий Мат­рене, мужа чуть не забрали в армию.

    Не осталась Матрена солдаткой, гордость проснулась в ней, гнев и обида на такую несправедливость. Своими силами добилась крестьянка возвращения мужа Филиппа, не покорилась судьбе.

    После рассказа о перенесенных ею в жизни тягчайших испытаниях, Матрена Тимофеевна признается странникам: «Я потупленную голову, сердце гневное ношу...»

    Матрена Тимофеевна — достойная внучка деда Саве­лия, по мужеству и жизнестойкости она ни в чем ему не уступает. Она не терпит, а действует, ищет и находит вы­ход из самых сложных ситуаций. Характер этой женщи­ны — новый тип в изображении крестьянства. И хотя не все пороки еще истреблены, здесь уже проступают новые, ранее не свойственные народу черты характера. Появляет­ся тип крестьянина-бунтовщика, борца и патриота.







    3. Заключение


    Я считаю, что образ Матрены Тимофеевны углубляет понимание жизни простых людей, показывает их развитие, изначальное бесстрашие и смелость в сочетании с добро­той, лаской, самоотверженностью.

    Некрасов постоянно в своей поэме подчеркивает истинно христианское смирение простой русской женщины, на долю которой выпадают порой страшные, невыносимые испытания. Однако во всем уповает на волю божью Матрена Тимофеевна, как и тысячи других женщин с тяжелыми судьбами. Так, перед нами собирательный образ большинства русских женщин, всем сердцем преданных своей семье, мужественно несущих на своих плечах огромный груз заботы о родных и близких, и несут они свою ношу с невероятной покорностью судьбе, уповая лишь на Бога да на самих себя. Такова женская доля русской крестьянки, воплощенная в лице Матрены Корчагиной.

    4. Список литературы


    Н. А. Некрасов. Кому на Руси жить хорошо

    https://ege-essay.ru

    https://goaravetisyan.ru

    https://xn--80apbpdalilj.xn--p1ai

    https://r-book.club

    https://xn--h1aeog.xn--p1ai


    написать администратору сайта