В. Г. Распутин. Житийные мотивы в творчестве В. Г. Распутина
Скачать 24.18 Kb.
|
Министерство просвещения Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого» (ФГБОУ ВО «ТГПУ им. Л.Н. Толстого») Кафедра русского языка и литературы Сообщение на тему: Житийные мотивы в творчестве В. Г. Распутина Выполнена: студенткой 1 курса магистратуры группы 380611з заочной формы обучения факультета русской филологии и документоведения Ивановой Татьяной Юрьевной Тула – 2022 В. Г. Распутин - один из крупнейших писателей современности. Его творчество стало значительным явлением в духовной жизни России во второй половине 20 века. Произведения, написанные в 70-е годы: «Последний срок» (1970), «Уроки французского» (1973), «Живи и помни» (1974), «Прощание с Матерой» (1976), - поистине вершинные художественные достижения писателя. Писатель известен не только своими яркими, глубоко содержательными повестями, психологически тонкими рассказами, но и страстными публицистическими выступлениями. Распутин сопереживает своему народу, восхищается его мужеством и силой воли. Этим пафосом проникнуты многие, преимущественно ранние, произведения Распутина: «Прощание с Матерой», а также его очерки и рассказы. Вполне естественно, что творческий процесс столь талантливого писателя не ограничивается лишь этой темой. Творчество Распутина многогранно, богато живым разнообразием характеров героев, оно отражает современную картину мира, дает понять специфику деревенской жизни. К началу 80-х годов Распутин постепенно отходит от деревенской тематики, но остается верен нравственной тематике: «Век живи -- век люби», «Что передать вороне?», «Наташа». С этого времени Валентин Григорьевич стал много писать об экологических, нравственных, литературно-организационных проблемах. Увидели свет его очерки и статьи на эти темы, а также главы публицистической книги «Сибирь, Сибирь…». Также в 1982 году Распутин пишет потрясающего содержания статью, предваряющую фотоальбом о Байкале, где с чувством заботы о природе и любви к сибирским красотам описывает Байкал и природу в целом. Конечно, Распутин, как человек, взращенный сельской жизнью и самой природой, костяком своего творчества делает деревенский быт. Ведь не напрасно исследователи считают Валентина Григорьевича одним из ярчайших представителей так называемой «деревенской прозы. Она дала исчерпывающую картину жизни русского крестьянства в ХХ веке, отразив все главные события, оказавшие прямое влияние на его судьбу: октябрьский переворот и гражданскую войну, коллективизацию и голод, колхозное строительство и «форсированную индустриализацию». Она представила читателю разные, подчас весьма несхожие по жизненному укладу российские земли: русский Север, центральные районы страны, южные районы, Сибирь. В творчестве «сибирского писателя» были отмечены общие родовые черты «деревенской прозы». Распутин отразил в своих произведениях гибель природы и нравственности под воздействием цивилизации, большое внимание уделил русской деревне -- нищей и бесправной. Пристально вглядываясь в противоречия современного мира, Распутин, подобно другим писателям-«деревенщикам», видит истоки бездуховности в социальной действительности: человека лишили чувства хозяина, сделали винтиком, исполнителем чужих решений. Сам Распутин говорит: «Человек всегда интересен для человека, особенно когда он «раскрывается», рассказывает о себе не столько словами, сколько поступками и действиями». Вместе с тем писатель предъявляет высокие требования к самой личности. Для него неприемлемы индивидуализм. Все эти понятия обретают в прозе писателя материальное воплощение, описываются в лирико-поэтической манере. Сам Распутин говорит: «Все последние годы так называемая деревенская проза больше всего занималась нравственным здоровьем человека -- и человека настоящего, и человека будущего». Внутренний мир героев отражается в состоянии природы, которая является неотъемлемой составляющей практически всех произведений Распутина. Особую роль он отводит женским образам. У Распутина они всегда характерны, индивидуально личностны и, в то же время, типичны. В традиции Распутина отводить женскому образу роль «несущего» в конструкции повествования. Женский характер в произведениях Распутина -- это народный характер, образ деревенской женщины, вынесшей на своих плечах, выдюжившей терпением и трудом и голодное детство, и страшное испытание войной, и неустроенность послевоенных лет, выстоявшей на всех ветрах и не загрубевшей, не очерствевшей душой. Распутин относится к тем наиболее беспокойным и совестливым писателям второй половины XX века, которые в своих произведениях ставят мучительные вопросы современности и напряженно ищут на них ответы. Распутин, как и Толстой, обнажает низкие, эгоистические чувства своих героев, исследует проявление зла в человеческой душе. Но если герои Толстого осознают эти низкие чувства в себе и испытывают стыд и отвращение к себе, то герои Распутина, «простые люди», не способны подняться на уровень понимания того, что с ними происходит. Таким образом образах героев Распутина выражается огромное душевное богатство русского человека -- доброта, совестливость, любовь к Родине, отзывчивость, сострадание, взаимопомощь, сердечность, душевная щедрость, нестяжательство. Следуя за автором, мы погружаемся в водоворот жизненных событий его персонажей, проникаемся их мыслями, следуем логике их поступков. Мы можем спорить с ними и не соглашаться, но не в состоянии оставаться равнодушными. Житие повествует о жизни человека, который достиг христианского идеала - святости. Дает образцы правильной, христианской жизни. Убеждает, что прожить её может каждый человек. Героями жития становится человек, признанный церковью к лику святых. Идеал святого - делатель, созидатель, труженик. В таких житиях биография святого описывается с исчерпывающей полнотой. В рассказе «Изба» В. Распутин показывает читателям христианские нормы простой подвижнической жизни. Главная героиня рассказа – праведница Агафья. Она ведёт суровую, аскетичную жизнь, стойко преодолевая все трудности. Характер её имеет черты, свойственные героям житийной литературы. По законам жития В. Распутин выстраивает образ главной героини. Портрет Агафьи похож на описание иконы: Была она высокая, жилистая, с узким лицом и большими пытливыми глазами. Агафья ещё больше похудела, на лице не осталось ничего, кроме пронзительных глаз, руки повисли как плети Лицо её потемнело и выткалось бисером частых и тонких морщинок Главная героиня похожа на старую икону, почерневшую от времени, изображавшую человека пожилых лет с необыкновенными «пронзительными» глазами. На многих иконах глаза выражают скорбь, сострадание – жизнелюбие, доброта светились в глазах Агафьи. Героиня вела аскетичную жизнь, и это очень хорошо показывает её одежда: Ходила в темном, по летам не снимала с ног самошитые кожаные чирки, по зимам катанки. Ни зимой ни летом не вылезала из телогрейки Одежда Агафьи была бедной, старой, ведь она, как и древние святые, не следила за внешним мирским обликом, в частности одеждой. Сапоги Агафья делала себе сама и не снимала их. Цвет её одежд был тёмный. Тёмный цвет одежды характерен для святых-тружеников. Он символизирует аскетичность, нетребовательность к мирскому, такие люди следят за своей душой, скрывая тело, которое считают лишь земной оболочкой, за плотными тёмными робами. Агафья «рано плюнула на женщину в себе, рано сошли с нее чувственные томления, не любила слушать бабьи разговоры об изменах, раз и навсегда высушила слезы и не умела утешать» и «умела справлять любую мужскую работу». Судьба Агафьи похожа на судьбы многих деревенских женщин. Агафья в замужестве пробыла всего полтора года … осталась дочь, названная Ольгой, …в пятнадцать лет сразу после войны она уехала в город в няньки, в семнадцать устроилась на конфетную фабрику…Сладкая ее жизнь возле конфет, которой так завидовали криволуцкие девчонки, скоро стала горькой: прижила без замужества девчонку, закружилась в бешеном вихре, пока не сошла красота, и спилась... От боли и работы Агафья рано потускнела и состарилась, похоронила вскоре друг за другом отца с матерью, одного брата убила война, второй уехал вслед за женой на Украину, сестра тоже вышла замуж за дальнего мужика и уехала — к сорока годам осталась Агафья в родительском доме одинешенька. Но в отличие от многих Агафья не сломалась, выстояла в трудные времена. Агафья соответствует нравственным христианским идеалам добра, милосердия, в ней нет скупости, хвастовства: Агафья не была скупой, напротив, считалась простушей и могла не пожалеть последнего, но к деньгам у нее было старинное отношение, не дающее им воли. …Никаким новым обычаем было не сбить Агафью: деньги должны идти только на нужду, быть только пособием в недостатке, все, что сверх того, пользы не принесет. Деньги для неё были лишь средством утоления особенных нужд. Если она могла что - либо сделать сама, то делала, не тратя денег. Родственники Агафьи рано умерли, поэтому ей пришлось осваивать многие ремёсла. …и сети вязала, и морды для заездков плела, беря в Ангаре рыбу круглый год, и пахала, и ставила в сенокосы зароды, и стайку могла для коровы сруб… Главное для Агафьи - труд и движение, она не может жить без труда и работы, не может замедлять свою жизнь, для неё привычен быстрый и наполненный работой ритм жизни. Даже тело её уже привыкло к такой жизни, чудом находились силы, чтобы продолжить работу. Этим Агафья похожа на Сергия Радонежского - и слова «изнурить себя бездельем» показывают трудолюбие героини как нельзя лучше. Как пишет Б. Зайцев о Преподобном Сергии Радонежском: «…сам рубил камни, таскал брёвна, носил воду в двух водоносах в гору, молол ручными жерновами, пек хлебы, варил пищу…». Так же и Агафья в одиночку начинает «ворочать брёвнышки», повторяя судьбу Сергия Радонежского. Построенная изба светится: А над ее, Агафьиной избой висело тонкое, прозрачное зарево из солнечного и лунного света. …будто свет заструился над избой, и встала она в рост, сразу вдвигаясь в жилой порядок. Этот свет ещё раз подчёркивает праведность Агафьи, ведь свет над избой - подобие нимба святых. В итоге сама изба становится отражением святости души героини. Именно этим и обуславливается удивительная стойкость избы, ведь душа бессмертна, нетленна, так и изба, поддерживаемая духом Агафьи, остаётся жить. После смерти Агафьи её изба живёт, будто сама Агафья следит за ней. Автор немного искажает традиции, ведь обычно нетленными остаются тела святых, однако для Распутина изба Агафьи - это зеркало её души. Живёт изба, живёт и душа героини. Не рвётся кровная связь избы и её хозяйки Агафьи, сохраняя упорство, жизнелюбие героини. После смерти Агафьи изба сама управляется с хозяйством, с дождливой непогодой: … в сенцах перестало мочить. Вася заметил. «Затянуло чем-нибудь дыру, — решил он. — Обошлось без меня». И забыл. Но однажды, уже осенью, когда Вася ночевал один, его разбудил среди ночи стук — будто в чьих-то руках молоток погуливает по крыше. Он не поленился, вышел — никого… С огнём: Изба загорелась. Не над тем долго судачили затем в поселке, что загорелась, а над тем, что сама же и управилась с огнем. Изба, как и раньше Агафья, хранит устои крестьянской жизни: Агафьина изба встречала и провожала зимы и лета, прокалялась под жгучей низовкой с севера стужею, стонала и обмирала до бездыханности и опять отеплялась солнышком. Судьбы Агафьи и избы и в жизни, и в смерти переплетены друг с другом: «…через полгода, под самый Покров, укрывающий землю белым саваном, накрыли и Агафью в домовине белым полотном и снесли на погост, поставили над нею тяжелый лиственничный крест». Снег, накрывший землю и избу: «Снег завалил ее снизу и сверху, только ставнями и чернела она, уткнувшись в сумет», сравнивается с белым саваном, которым накрыли Агафью после смерти. Изба может чувствовать, она стремится к жизни так же, как и когда-то её хозяйка Агафья: Потом кто-то догадался открыть ставни. Всего-то и надо было — дать свет в окошки. И задышала изба, очнулась, натянулась вся, подставила солнцу маленькие ослепшие глаза, заслезилась, принимая тепло, и за два дня скинула с себя смертный вид. Свою смерть Агафья предчувствует, предугадывая дальнейшие события. … будто хоронят ее в ее же избе, которую стоймя тянут к кладбищу на тракторных санях, и мужики роют под избу огромную ямину, ругаясь от затянувшейся работы, гора белой глины завалила все соседние могилы и с шуршанием, что-то выговаривающим, на что-то жалующимся, обваливается обратно. Наконец избу на тросах устанавливают в яму. Агафья все видит, во всем участвует, только не может вмешиваться, как и положено покойнице… Во сне Агафье видится, будто её хоронят в собственной избе. Изба становится памятником Агафье. Почти так и происходит. После смерти героини о ней помнят, благодаря стойкости избы, которая становится памятником праведной жизни Агафьи, символом её трудолюбия и упорства. Весь сон от начала до конца является вещим описанием судьбы Агафьи и её избы. Даже будто бы умерев, героиня думает о жизни, о тепле, о печи в избе. Автор показывает описание «живой» избы в самом начале произведения: …Постарела и осиротела, ветер дергал отставшие на крыше тесины, наигрывал по углам тоскливыми голосами, жалко скрипела легкая и щелястая дверь в сенцы, которую некому и не для чего было запирать, оконные стекла забило пылью, нежить выглядывала отовсюду — и все же каким-то макаром из последних сил изба держала достоинство и стояла высоконько и подобранно, не дала выхлестать стекла, выломать палисадник с рябиной и черемухой, просторная ограда не зарастала крапивой… Но лишь в конце рассказа мы понимаем, почему изба «живёт». Образ избы, её судьбы неразделим с образом самой Агафьи, ведь изба отражает душу самой хозяйки. Черты русского национального характера (жизненная стойкость, терпение, трудолюбие) передаются от Агафьи к избе: И в остатках этой жизни, в конечном ее убожестве явственно дремлют и, кажется, отзовутся, если окликнуть, такое упорство, такая выносливость, встроенные здесь изначально, что нет им никакой меры. |