Главная страница
Навигация по странице:

  • Три наиболее известных иконописца того времени – это Андрей Рублёв Феофан Грек Дионисий Андрей Рублев Андре́й Рублёв

  • «Спас Вседержитель»

  • «Святая Троица»

  • Феофан Грек Феофа́н Грек

  • «Богоматерь Донская»

  • «Успение Пресвятой Богородицы»

  • Дионисий Диони́сий

  • «Одигитрия Смоленская»

  • «Сошествие во ад» Икона построена так, что ощущается космическое значение Сошествия во ад. Этому способствует невесомость фигур, как бы парящих в пространстве иконы.

  • Живопись в России в xvi веке


    Скачать 3.06 Mb.
    НазваниеЖивопись в России в xvi веке
    Дата14.02.2023
    Размер3.06 Mb.
    Формат файлаpptx
    Имя файла447757.pptx
    ТипРегламент
    #936640
    Живопись в России в XVI веке

    Выполнила

    Наумова Екатерина

    Ученица 10 класса
    • Основной задачей искусства XVI века становится прославление Русского централизованного государства. Это расширяет его идейное содержание, придает политический смысл многим произведениям живописи того времени. Во второй половине этого столетия строгая регламентация сюжетов, иконографических переводов и образцов сковывает творческое развитие искусства, зачастую придает ему холодный, официальный характер. Вместе с тем в искусство XVI века проникает все больше светских мотивов и образов, все больше живых, занимательных сцен.
    • На протяжении XVI в. в древнерусской живописи происходят весьма важные изменения. Существенно расширяется ее тематика. Гораздо чаще, чем раньше, художники обращаются к сюжетам и образам Ветхого завета, к назидательным повествованиям притч и к легендарно-историческому жанру. В связи с этим в художественное творчество все более проникают жанровость, интерес к быту, все чаще в композициях появляются русские «реалии», русская архитектура сменяет условную «эллинистическую».
    • Основным жанром русской живописи в 16 веке остается иконопись.
    • Происходит усиление контроля церкви над работой художников с целью воспрепятствовать свободному «самомышлению». В XVI в. распространяются «иконописные подлинники», лицевые и толковые, в которых регламентировалась иконография изображения основных сюжетных композиций, а также отдельных персонажей.
    • Важные изменения произошли в XVI в. и во внешнем облике икон. Их чуть ли не обязательной принадлежностью является серебряный басменный или чеканный оклад. Образ человека в иконописи XVI в. становится более приземленным, лишается той высокой духовности, того внутреннего благородства, которыми наделяли его мастера XV столетия.
    Три наиболее известных иконописца того времени – это
    • Андрей Рублёв
    • Феофан Грек
    • Дионисий
    Андрей Рублев
    • Андре́й Рублёв (около 1360 — 17 октября 1428, Москва) — наиболее известный и почитаемый мастер московской школы иконописи, книжной и монументальной живописи XVI века. Канонизирован Русской православной церковью в лике преподобных святых.
    «Спас Вседержитель»
    • Цветовую гамму составляют золотистые, разных оттенков охры лика, темноватая легкая лазурь гиматия (на одежде). Выражение лица в сочетании с цветовой гаммой создает впечатление мудрого спокойствия. К сожалению, этот фрагмент – всё, что осталось от иконы. Но все уцелевшее так великолепно, что это произведение, бесспорно, является одним из шедевров древнерусского искусства. Благородная простота образа «Спаса» и его монументальный характер - типические особенности стиля Рублева.
    «Святая Троица»
    • Эта икона – вершина творчества Рублёва. Эта икона несёт идею мира и человеколюбия, высокой нравственной чистоты, поэтому она стала образцом для русских иконописцев.
    Феофан Грек
    • Феофа́н Грек (около 1340 — около 1410) — великий византийский иконописец, миниатюрист и мастер монументальных фресковых росписей.
    • Феофан родился в Византии (отсюда прозвище Грек). Он поселился в Новгороде в 1370 году. Относительно икон, написанных Феофаном, не сохранилось чёткой информации. Традиционно его авторству приписывают «Успение Божьей Матери», «Донскую икону Божьей Матери», «Преображение Господне» и деисусный чин Благовещенского собора Кремля.
    «Богоматерь Донская»
    • Икона Богородицы с младенцем Христом на руках, выполненная в иконографическом изводе Елеуса. По преданию (согласно предисловию ко вкладной книге Донского монастыря от 1692 года), поднесена донскими казаками московскому князю Дмитрию Донскому перед Куликовской битвой (1380 год). В Русской церкви икона почитается чудотворной, празднование в её честь совершается 19 августа (по юлианскому календарю). Ежегодно в день празднования иконы её доставляют в Донской монастырь для совершения перед ней праздничного богослужения.
    «Успение Пресвятой Богородицы»
    • Эта икона написана на обротной стороне Донской Богоматери. Здесь есть деталь, которая как будто концентрирует в себе драматизм происходящей сцены. Эта свеча, горящая у ложа богоматери. Свеча - это символ души богоматери, светящей миру. Но у Феофана это больше, чем отвлеченый символ. Трепещущее пламя словно бы дает услышать гулкую тишину оплакивания, ощутть холодность, недвижность мертвого тела Марии.
    Дионисий
    • Диони́сий (ок. 1440—1502) — ведущий московский иконописец (изограф) конца XV — начала XVI веков. Считается продолжателем традиций Андрея Рублёва.
    • Композиции его работ торжественны, краски нежны и светлы, словно летний день, фигуры грациозно удлинены, лики святых красивы. Произведения Дионисия легки и радостны, они как бы показывают то, что великая держава готова идти в будущее с надеждами, а не со скорбью в сердце. Дионисий предвосхитил развитие светского начала в искусстве XVI века, вводя черты конкретности в изображение действия, поз, одежд и т. д.
    «Одигитрия Смоленская»
    • Святая икона Божией Матери Одигитрии - одна из главных святынь Русской Церкви. Верующие получали и получают от нее обильную благодатную помощь. Перед Бородинским сражением эту икону носили по лагерю, чтобы укрепеить и ободрить воинов.
    «Сошествие во ад»
    Икона построена так, что ощущается космическое значение Сошествия во ад. Этому способствует невесомость фигур, как бы парящих в пространстве иконы.
    Бирюзовый цвет ореола, окружающего фигуру Христа, противостоит черному провалу преисподней, как чистое небо — мраку подземелья. И над всем господствует крест — символ искупительной жертвы Сына Божия и начала нового времени.
    • Русская культура XVI в. сформировавшаяся в тяжелейших условиях национально-освободительной борьбы, принадлежит к наиболее ярким этапам в истории отечественной культуры. Пусть до нас дошло не так уж много произведений той эпохи, но русская живопись XVI в. не знает себе равных в мировом искусстве. Все произведения того времени демонстрируют богатую духовную культуру и высокое профессиональное мастерство.


    написать администратору сайта