Главная страница
Навигация по странице:

  • Проверила

  • 7.ЗАКЛЮЧЕНИЕ-11 1.Введение

  • 3.Биография Т.

  • 4.ОСНОВНЫЕ ИДЕИ КНИГИ "УТОПИЯ"

  • 4.1 "КРИТИКА "УТОПИИ

  • ЛИЧНАЯ ЖИЗНЬ.

  • Томас Мор. рефератRTF. Жизнь и философские взгляды Томаса мора


    Скачать 22.66 Kb.
    НазваниеЖизнь и философские взгляды Томаса мора
    АнкорТомас Мор
    Дата03.05.2023
    Размер22.66 Kb.
    Формат файлаodt
    Имя файларефератRTF.odt
    ТипРеферат
    #1106595

    Реферат по дисциплине ОГСЭ.01 «Основы философии»

    Тема: Жизнь и философские взгляды Томаса мора

    Выполнил: обучающийся группы 22 специальность «Экономика и бухалтерский учет»

    Цыцын Андрей

    Проверила: преподаватель ГБПОУ ВЛАТТ Грибанова Л.В.

    Ветлужский район, 2021

    Содержание

    1.Введение-2

    2.Эпоха Томаса Мора-3

    3.Биография -5

    4.ОСНОВНЫЕ ИДЕИ КНИГИ "УТОПИЯ"-6

    4.1 КРИТИКА "УТОПИИ"-8

    5.ЛИЧНАЯ ЖИЗНЬ-9

    6.СМЕРТЬ-10

    7.ЗАКЛЮЧЕНИЕ-11

    1.Введение

    Утопический социализм как великое достижение общественной мысли, явившийся одним из важнейших источников научного коммунизма, рождением многих идей обязан Томасу Мору. Написанная Мором в 1516г. «Весьма полезная, а также и занимательная, поистине золотая книжечка о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия», или сокращенно «Утопия», дала название домарксистскому социализму. В своих произведениях Мор предложил совершенно новые для его эпохи демократические начала организации государственной власти, поставил и решил с гуманистических позиций правовые проблемы.

    Сформировавшиеся в период становления капиталистической формации, зарождения раннекапиталистических отношений взгляды Мора не утратили своего исторического значения. Его проект идеального государства вызывает и ныне острые столкновения мнений ученых различных стран. Жизнь и деятельность Т. Мора, ученого, поэта, юриста и государственного деятеля, привлекает внимание многих исследователей.

    2.Эпоха Томаса Мора

    Конец 15в. знаменовал собой наступление нового времени. Тенденции экономического развития этого периода обусловили начало процесса первоначального накопления капитала. В Англии и других наиболее развитых странах Европы зарождаются новые общественные отношения - капиталистические, появляются новые классы, складываются нации, усиливается централизация государственной власти, что подготавливает превращение сословно-представительных монархий в абсолютистские. С особенной силой проявляются новые веяния в идеологии, которая становится той первой ареной, где разгорается битва против феодализма, духовного порабощения человека католической церковью, против схоластики и суеверия.

    В Италии уже в 14-15вв., а в других странах Европы с конца 15 - начала 16 века наступает эпоха Возрождения - развертывается движение, шедшее под знаменем «ренессанса» античной культуры. Приблизительно в то же время появляются идеологические течения гуманизма и реформации церкви. Каждое из них обладало своей формой проявления и гаммой общественно-политических идей.

    Подавляющее большинство гуманистов эпохи Т. Мора были людьми умеренно прогрессивных взглядов. Они призывали к развитию просвещения, искоренению лихоимства и невежества в государственном аппарате, смягчению жестокостей в законах и нравах, но не более. Однако в недрах гуманизма возникли и более радикальные учения. Автором одного из них явился Т. Мор - выдающийся английский гуманист 16в. Его политико-правовые взгляды не просто отразили появление новых общественных и политических отношений, но, прежде всего, вскрыли присущие им внутренние противоречия.

    В Англии того времени первоначальное накопление капитала в невиданных размерах вызвало разорение мелких товаропроизводителей, - как ремесленников, так и крестьян. Особенно сильно пострадали крестьяне- копигольдеры - люди лично свободные, но владевшие своей землей временно, по «копиям» - средневековым документам, продление действия которых после установленного срока целиком зависело от лендлорда - феодального собственника земли.

    Эпоха позднего средневековья на рубеже между средними веками и новым

    временем - эпоха Возрождения - обогатила политическую мысль блестящей и

    глубоко оригинальной разработкой принципа социальной гармонии и

    справедливости на базе общественной собственности. Этот научный подвиг был

    совершен Томасом Мором, выпустившим в 1516 г. знаменитую "Утопию" ("Золотая

    книга, так же полезная, как и забавная, о лучшем устройстве

    государства и о новом острове Утопия"), восемь изданий которой, вышедшие

    одно за другим.

    Слово утопия, образованное от греческих корней и означающее "место,

    которого нет", стало нарицательным и дало имя целому направлению

    общественной мысли - утопическому социализму.

    что "Утопия" появилась в Англии начала ХУ1 в. не было

    Книга Мора - не просто игра воображения, это своеобразное,

    хотя и сугубо умозрительное решение проблем, волновавших его современников.

    Мор жил в эпоху первоначального накопления капитала, варварского

    сгона крестьян с земли в ходе огораживания, ломки сложившихся веками

    социальных связей. Эти обстоятельства породили обнищание многочисленных

    масс населения, подвергаемых безжалостной эксплуатации. И именно в это

    время вопреки растущей власти денег и необоримой жажде обогащения Нор

    заявляет, что только отказ от частной собственности может обеспечить

    социальную гармонию.

    Философия Мора предполагала полную демократию и равноправие, несмотря на наличие короля.

    «Утопия», по замыслу Мора рассчитана на просвещенных монархов и ученых-гуманистов. Произведение оказала большое влияние на развитие идеологии утопистов и упоминала о ликвидации частной собственности, равенстве потребления, обобществленном производстве.

    3.Биография Т.

    Томас Мор родился в 1477 или 1478 г. в Лондоне в семье богатого

    горожанина, воспитывался в доме видного политического деятеля того времени

    кардинала Нортона.

    Мор получил прекрасное образование вначале в Оксфордском университете,

    где в течение двух лет он с увлечением занимался изучением греческой

    философии и литературы, был членом кружка оксфордских гуманистов (среди

    которых был Эразм Роттердамский), а затем, по настоянию отца - видного

    королевского судьи, прошел семилетний курс юридических наук в специальных

    школах английских легистов. Как адвокат он быстро завоевывает признание

    В 1504 г. Мор избирается в парламент и навлекает на себя немилость

    Генриха УП выступлением против его финансовых притязаний. При новом короле

    его назначают помощником шерифа. В этой должности, по словам Эразма, он

    снискал себе репутацию справедливого судьи, "покровителя всех нуждающихся".

    В 1518 г. Мор поступает на службу к Генриху VIII. В начале 20-х годов

    поддерживает его в полемике с Лютером и, пользуясь его расположением, в

    1529 г. принимает высшую должность - лорда-канцлера. Однако, когда,

    убедившись в невозможности подчинить папский престол своему влиянию, Генрих

    VIII объявил себя главою церкви, Т. Мор, сохраняя верность своим

    убеждениям, в 1532 г. сложил с себя полномочия лорда-канцлера.

    6 июля 1535 г. был казнен по обвинению в государственной измене

    (отказ от присяги королю как "верховному главе" английской церкви).

    несколько веков, католическая церковь, нуждающаяся в героях высокого

    интеллектуального и нравственного ранга, канонизировала Т.

    4.ОСНОВНЫЕ ИДЕИ КНИГИ "УТОПИЯ"

    Критика феодального и раннекапиталистического общества

    "Утопия" написана в форме рассказа о путешествии, который ведется от

    имени вымышленного лица Гитлодея. Книга делится на две части и в ней

    преобладают два круга тем: критика современного Мору обцества;

    государственного строя на острове Утопия, затерянного в просторах

    Индийского океана.

    Мор разоблачает паразитизм аристократии, духовенства, армии слуг,

    наемного войска и безудержное стремление высших классов к роскоши при

    полном отсутствии забот о тружениках.

    "Существует большое число знатных, - пишет он, - которые живут в

    праздности, будто трутни, трудами других, например, держателей своих

    земель, которых для увеличения доходов они стригут до живого мяса".

    Столь же бескомпромиссен Мор и к первым шагам капитализма на

    английской почве - "огораживанию", приводящему к тому, что "овцы пожирают

    Критика феодального и раннекапиталистического общества фокусируется на

    политике государства. По Мору, европейское общество само создало воров для

    того, чтобы наслаждаться зрелищем их повешения. Он видит решение проблемы

    преступности в упразднении социальных контрастов, заботе о тружениках,

    охране их земельных наделов, в обеспечении работой безземельных и т.

    Мор выдвигает новаторские для своего времени идеи о том, что наказание

    должно перевоспитывать, а не устрашать; о соразмерности преступления и

    о замене смертной казни принудительными работами.

    Mop подвергает резкой критике феодальных правителей, видящих свое призвание

    в завоевании, а не в общественном благоустройстве. Корень социальной

    несправедливости Мор видит в частной собственности.

    "Я полностью убежден, -говорит Гитлодей, - что распределить все поровну и по справедливости, а также счастливо управлять делами человеческими невозможно, иначе, как вовсе унич-тожив собственность.

    Идеальный общественный и государственный строй На острове Утопия нет

    частной собственности, денежного обращения, царит полное равенство.

    общества составляет семейный и трудовой коллектив. Труд обязателен для

    Все граждане осваивают какое-нибудь ремесло и поочередно занимаются

    земледельческим трудом, переселяясь для этого в сельскую местность на два

    Чтобы не способствовать развитий собственнеческих инстинктов, семьи

    регулярно обмениваются домами. Коллективизм воспитывают также совместные

    трапезы граждан. ^ - Мор Т. . 1978, с . 129

    Все необходимое для жизни главы семей получают с общественных складов.

    Однако осталость технической базы вынуждает Мора пойти на некоторый

    компромисс с принципом равенства. Для исполнения неприятных работ утопийцы

    прибегают к рабскому труду. Правда, количество рабов немногочисленно.

    становятся военнопленные', граждане Утопии, осужденные за преступления (на

    острове запрещена смертная казнь).

    Политический строй Утопии проникнут принципами демократизма и основан на

    выборности всех должностных лиц - от филарха или сифогранта, избираемого

    каждыми 30 семействами, до принцепса, который выбирается всеми филархами из

    четырех кандидатов, названных народом. Принцепс избирается пожизненно.

    Однако он может быть смещен, если будет заподозрен в стремлении к тирании.

    Остальные должностные лица и сенат, состоящий из старых и опытных граждан,

    избираются ежегодно. Ни одно важное дело не решается без сената и народного

    По всем важным вопросам филархи советуются с главами семейств.

    Таким образом, представительная система сочетается с элементами

    непосредственной демократии.

    Главная забота государства - организация производства и распределения.

    Наряду с этим оно борется с преступностью, обеспечивает охрану страны от

    агрессии и проводит внешнюю политику, целью которой является обеспечение

    Однако это не мешает утопийцам оказывать вооруженную помощь своим

    друзьям во имя защиты справедливости. Интернациональная солидарность

    утопийцев проявляется и в том, что они дарят седьмую часть своего экспорта

    неимущим тех стран, с которыми они ведут торговлю.

    4.1 "КРИТИКА "УТОПИИ

    По мере того как социалистические идеи завоевывали общественное признание,

    вокруг социализма Мора разгоралась острая идейная борьба. В ней можно

    выделить два главных направления: одно заключалось в том, чтобы доказать,

    что социализм вовсе не был идеалом Т. Мора, а другое - в том, чтобы

    доказать, что этот идеал плох.

    Видное место в интерпретации "Утопии" принадлежит католической литературе.

    Причислив Мора к лику святых из пропагандистских соображений, католическая

    церковь должна была отмежеваться от социализма. Поэтому идеологи церкви

    пытаются разными способами внушить мысль, что коммунизм не является

    убеждением Мора, что смысл "Утопии" всего лишь в абстрактной проповеди

    братской любви, духа коллективизма и освобождения душ от инстинкта

    Второе направление критиков Мора, наоборот, связывает его

    идеи с социализмом, причем не только с утопическим, но и с научным, и даже

    с реальным. Лейтмотив этих критиков - опасность утопий, их способность

    становиться явью и угроза, которую они несут свободному развитию человека.

    "Утопии могут осуществляться, жизнь идет к утопии, - писал Н. Бердяев -

    .и ныне мы стоим перед лицом проблемы . мучительной в совершенно новом

    как мы можем избежать их действительной реализации ?

    Mop был не только основателем школы утопического социализма, но и

    родоначальником ее демократического направления, понимающего социализм не

    просто как рациональную организацию общества, но и как средство решения

    социальных противоречий, упразднения общественного неравенства и

    Мор - демократ и в том смысле,

    что он построил политическую систему утопийцев на принципах свободы,

    равенства и уважения человеческой личности.

    Таким образом. Мор внес крупный вклад в историю социализма.

    произведения Томаса Нора и другого крупнейшего философа-гуманиста - Томмазо

    Кампанеллы (1568-1&39) - послужили источником для социально-политических

    учений социалистов-утопистов XIX в. Сен-Симона,Ш Фурье, Р. Оуэна и

    других представителей социалистической мысли.

    ЛИЧНАЯ ЖИЗНЬ.

    Томас Мор устроил свою личную жизнь задолго до того, как стал известным философом и юристом. Он взял в жены 17-летнюю Джейн Кольт, отец которой был богатым эсквайром из Эссекса. Зять Томаса, Уильям Ропер, опубликовал биографию Мора, из которой следует, что философ отдавал предпочтение младшей сестре, но он был учтивым человеком, и сделал предложение Джейн. Друзья Томаса характеризовали девушку как добрую и тихую нравом. Эразм Роттердамский настаивал на дополнительном образовании Джейн, сам лично учил ее литературе и музыке. Джейн родила супругу четырех детей – дочерей Маргарет, Элизабет, Сесиль, и сына Джона.
    Джейн не стало в 1511 году, ее жизнь унесла лихорадка. Томас вдовствовал недолго, на протяжении месяца привел в дом новую жену. Его избранницей стала богатая вдова Элис Мидлтон. Она была прямой противоположностью Джейн, отличалась сильным и прямым характером. Однако это не помешало супругам быть счастливыми, во всяком случае, Эразм Роттердамский утверждал, что его друг обрел семейное счастье. В этом браке не было общих детей, но Томас стал настоящим отцом дочери Элис от первого брака. Помимо этого, Мор опекал молодую девушку – Алису Кресакр, ставшую впоследствии женой его сына Джона. Томас очень любил своих детей, часто писал им письма, если вынужденно уезжал по делам государства, просил, чтобы и они ему чаще писали. Философ уделял большое внимание проблеме женского образования, и в те годы это вызывало только изумление. А Мор был уверен, что женщина тоже способна сделать научное открытие, равно как и мужчина. Он настаивал, чтобы не только у сына, но и у его дочерей было высшее образование.

    СМЕРТЬ.

    Сам философ не считал свои произведения вымыслом, все, о чем в них говорилось, было его жизнью, к тому же, он отличался неимоверной религиозностью. Когда стало известно, что король Генрих VIII собрался развестись со своей женой Екатериной Арагонской, Мор выступил против этого расторжения брака. Он свято верил, что это под силу только Папе Римскому – Клименту VII. Папа тоже не приветствовал этот бракоразводный процесс.

    Генрих не стал слушать никого, он принял решение жениться на Анне Болейн, и ради этого брака решился разорвать все связи с Римом. Он пошел своим путем и создал англиканскую церковь в собственной стране. Анну Болейн вскоре короновали, она стала второй супругой короля. Томас Мор был так сильно возмущен поведением монарха, что без сожаления сложил свои полномочия на посту лорда-канцлера. Помимо этого, он подговорил монахиню Элизабет Бартон осудить короля публично, и оказал ей всяческую поддержку.

    Спустя некоторое время Парламент утвердил документ под названием «Акт о престолонаследии», на основании которого всем английским рыцарям предписывалось принести присягу, признать детей, рожденных в браке Генриха VIII и Анны Болейн законными престолонаследниками. Кроме этого, в этом документе говорилось, что в Англии признается власть исключительно представителей династии Тюдоров. Мор отказался присягать под этим документом, и 17 апреля 1534 года его заключили в Тауэр. 6 июля 1535 года ему зачитали «Акт об измене» и обезглавили на Тауэр-Хилле. Томас Мор не просил пощады, он держался очень мужественно накануне казни, даже шутил.

    Верность Томаса Мора католицизму оценили спустя несколько столетий. В 1935 году Римско-католическая церковь причислила его к лику святых.

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

    Томас Мор – английский философ и писатель, придерживающийся гуманистических взглядов. Его главной книгой является «Утопия», в которой он рисует свой идеал общества в виде фантастического острова-государства. Он следует многим мыслителям эпохи Возрождения, усмотревших в культе индивидуализма, ставшего идейным стержнем Ренессанса, ограниченность и обращались к осмыслению социальности, без которой полноценное существование невозможно и которую необходимо усовершенствовать.

    Общественный идеал Т. Мора, несомненно, обладает чертами и качествами идей утопического социализма, и абсолютное большинство наших исследователей отвечает утвердительно на вопрос о том, является ли Мор основоположником этого направления политической мысли.

    Некоторые авторы, однако, склонны относить появление утопически- социалистических идей к более ранним периодам истории, вплоть до глубокой древности, полагая, что любые проекты и даже просто смутные мечты о ликвидации общественного неравенства и угнетения, о создании строя, где нет частной собственности, где все являются тружениками, следует считать утопически-социалистическими.

    Утопически-социалистическими и утопически-коммунистическими могут быть названы те политические учения, которые не только отвергали существующий эксплуататорский строй, но и выдвигали идеал, характеризовавшийся чертами, которые свойственны социализму и коммунизму как особым формациям.

    Древние течения политической мысли, которые содержали идеализацию основных черт первобытнообщинного строя, поэтому не могли быть отнесены к каким-либо видам утопического социализма, хотя их роль в его появлении не должна сбрасываться со счета. В отличие от древних мыслителей у Мора мы находим не только идею общественной собственности и всеобщей обязательности труда, но и принцип коллективного труда и коллективного производства, требования общественного распределения продуктов труда. Ему принадлежит первая постановка вопроса о ликвидации противоположностей между городом и деревней, умственным и физическим трудом. Он выдвинул задачу дать иные, чем в современном ему мире, функции государственной власти, не отказываясь, подобно защитникам первобытнообщинного строя, от самого ее существования, но предлагая новые формы и принципы ее организации. Взгляды Мора на будущее общество, несмотря на все их недостатки и утопические черты, близки и понятны строившим реальный до недавнего времени социализм и коммунизм.


    написать администратору сайта