Жизненный мир человека Кащеев Юрий Михайлович. - Определения жизненного мира, как правило, описательны. Понятие «жизненный мир» является основным понятием феноменологии Э. Гуссерля, который представлял его как коррелят опыта и деятельности человека в повседневной жизни. В целом жизненный мир человека условно может быть интерпретирован как представления человека о мире.
- Жизненный мир — субъективные представления людей о мире. Предпосылками жизненного мира являются его жизнь в сообществе, его субъективность, неразрывно связанная с традицией. Поэтому, утверждая, что мир существует независимо от человека, человек тем самым связывает себя с миром, присутствует в нём. Человек не может выйти за пределы самого себя и увидеть мир со стороны. Он всегда присутствует в мире при помощи сознания, с помощью которого он рассматривает мир, исследует его и получает информацию о нем.
- Мир, организуемый человеком в некую целостность, обязательно содержит в себе нечто другое, существующее помимо воли человека, выполняя активную субъектную или объектную роль. Это нечто выполняет определенную функцию — на него человек может в случае необходимости переложить ответственность за определенные события. В то же время это другое выступает неким стимулом, источником активности человека.
- Жизненный мир структурирован: первоначальная (субъективная) сфера и обективная сфера, выходящая за рамки индивидуального понятийного мира, образуют единый жизненный мир, общий для всех индивидов. Эти предельные состояния жизненного мира находятся не только в отношении противоречия, но и в взаимо дополнения. Следовательно, жизненный мир можно понимать и как единственный, т.е. имеющий одну всеобщую структуру, и как совокупность индивидуальных жизненных миров.
Жизненный мир обладает структурными характеристиками: инвариантами пространство-временности, каузальности, вещности, межсубъективности и т.д., в которых запечатлен любой исторический опыт. Жизненный мир — условие кристаллизации всех научных, религиозных, философских установок. Тем не менее сам жизненный мир не выступает объектом мышления, не становится предметом внимания, не ухватывается, не «тематизируется» ни естественной человеческой исследовательской установкой, ни установкой объективистской науки, вследствие чего наука зачастую упускает из виду человека. Жизненный мир относителен, субъективен, изменчив, текуч, динамичен; он переживается в субъективном опыте индивида и дан индивиду в образе и контексте практики — в виде целей; он индивидуален, так как соотносится с эмпирическим опытом конкретного человека. - Жизненный мир обладает структурными характеристиками: инвариантами пространство-временности, каузальности, вещности, межсубъективности и т.д., в которых запечатлен любой исторический опыт. Жизненный мир — условие кристаллизации всех научных, религиозных, философских установок. Тем не менее сам жизненный мир не выступает объектом мышления, не становится предметом внимания, не ухватывается, не «тематизируется» ни естественной человеческой исследовательской установкой, ни установкой объективистской науки, вследствие чего наука зачастую упускает из виду человека. Жизненный мир относителен, субъективен, изменчив, текуч, динамичен; он переживается в субъективном опыте индивида и дан индивиду в образе и контексте практики — в виде целей; он индивидуален, так как соотносится с эмпирическим опытом конкретного человека.
- Жизненный мир — это мир, который существовал задолго до рождения конкретного индивида и переживался другими индивидами как мир организованный, структурированный. Любая интерпретация этого мира базируется на запасе прежних его переживаний — как наших собственных, так и переданных нам нашими родителями и учителями, и этот запас «наличного знания» функционирует в качестве схемы соотнесения.
|