перов. Жизненный путь В. Г. Перова
Скачать 352.45 Kb.
|
Жизненный путь В.Г. Перова Перов Василий Григорьевич (1833-1882) - российский живописец, жанрист, портретист. Один из организаторов Товарищества передвижников (Передвижники - представители «нового искусства»), выдающийся мастер жанровой картины и портрета. Ранние произведения Перова проникнуты анекдотически "обличительным" настроением, мастер тщательно выписывает характеры и обстановку, стремясь к нравоучительному эффекту. Сатирическое настроение, однако же, с годами ослабевает, сменяясь драматической экспрессией либо добродушным юмором. Его картины обладают огромной силой символико-психологического обобщения и перекликаются с прозой Ф. М. Достоевского, портрет которого считается лучшим живописным изображением писателя. В поздний период мастер стремится к созданию грандиозных, обобщающих образов национальной истории. Родился в Тобольске в семье юриста Г.К. Криденера. Перов считался незаконнорожденным, так как родители были повенчаны после его рождения. Детские годы частично провел в Арзамасе, где занимался в школе А.В. Ступина (1846-1849, с перерывами). В 1853 году поступил в московское Училище живописи и ваяния. Испытывая материальную нужду, встретил поддержку преподавателя Е.Я. Васильева. Учителями Перова были М.И. Скотти, А. Н. Мокрицкий, С.К. Зарянко, однокашником и другом - И.М. Прянишников. Уже в раннем творчестве Перов выступил как художник социально-критической направленности. В 1858 году Большой серебряной медалью отмечена его картина "Приезд станового на следствие" (1857), затем Малую золотую медаль он получил за картину "Первый чин. Сын дьячка, произведенный в коллежские регистраторы" (1860, местонахождение неизвестно). Первые произведения Перова имели большой успех на выставках. За картину "Проповедь в селе" (1861) автор удостоился Большой золотой медали и права на заграничную командировку. В 1862 году он выставил в Обществе поощрения художников в Петербурге "Сельский крестный ход на Пасхе" (1861), но полотно было удалено с выставки, с запрещением передавать его известности. Бездуховность церковных пастырей, темнота, невежество и безверие народа - содержание этого произведения, по силе обличения, не знающего себе равных в предшествующей русской живописи. К этому времени художественный язык Перова освобождается от ученических оков, и можно говорить о новизне его выразительных средств. Различные элементы картины подчинились задаче реалистического отражения глубоко осмысленной жизненной ситуации. В 1862 году было завершено "Чаепитие в Мытищах близ Москвы" - еще один яркий образец критического реализма. Выехав за границу, художник обосновался в Париже. Здесь написаны "Парижские тряпичники" (1864), "Шарманщик" (1863), "Савояр" (1864), "Продавец Песенников". Однако, Перов не видел для себя пользы работать во Франции и просил позволения досрочно вернуться на родину. Он получил разрешение продолжить пенсионерский срок в России и в 1864 году приехал в Москву. Творчество Перова второй половины 1860-х годов разнообразно по тематике. По-прежнему заключая в себе социально-обличительное содержание, оно приобрело и лирические ноты. В этот период написаны многие выдающиеся произведения художника: "Проводы покойника" (1865), "Приезд гувернантки в купеческий дом", "Тройка"(обе 1866), "Утопленница" (1867), "Последний кабак у заставы" (1868). Зрелый мастер бытового жанра и глубокий психолог, Перов выступает в ряде случаев и как тонкий пейзажист и как автор выдающихся портретов - А.Н. Островского (1871), Ф.М. Достоевского (1872) и др. На рубеже 1860-1870-х годов Перов стал одним из инициаторов и активных деятелей. Товарищества передвижных художественных выставок. С 1871 года до конца жизни он преподавал в московском Училище живописи и ваяния. В 1870-е годы бытовой жанр Перова приобрел новое направление. Теперь художника особенно привлекали социальные и психологические типы людей ("Странник", 1870; "Птицелов", 1870; "Охотники на привале", 1871). В 1876 году была закончена также картина "Монастырская трапеза", начатая еще в 1860-е годы. Несколько лет художник работал над историческим полотном "Суд Пугачева" (1879). Вклад Перова в искусство середины XIX века чрезвычайно весом. В его произведениях ярко проявились особенности русского критического реализма этой поры. Перов - не просто один из крупнейших художников второй половины XIX века. Это фигура этапная, стоящая рядом с такими мастерами, как П.Федотов, А.Венецианов, И. Репин, чье творчество знаменовало рождение новых художественных принципов, становилось вехой в истории искусства. На рубеже пятидесятых - шестидесятых годов в атмосфере общественного подъема и позднее в условиях политической реакции, наступившей вскоре после отмены крепостного права, когда быть несоциальным для русского художника означало быть безнравственным. именно Перов решил главную и неимоверной сложности задачу, которую выдвинуло время: утвердить критический реализм, создать произведения, имеющие, по словам Н. Чернышевского, «значение приговора о явлениях жизни», соединить социальное и эстетическое в художественных образах. К этому стремились многие из его современников - И. Прянишников и Н. Неврев, В. Пукирев и Л. Соломаткин; но во главе движения, безусловно, стоял Перов. Цель работы: проследить творческий путь В. Перова - художника нового этапа русского искусства. «Птицелов» Впервые тема охоты появилась в искусстве Перова в 1867 году в рисунке «Мальчик-птицелов»; в 1870 году была написана известная картина «Птицелов», за которую он был удостоен профессорского звания. Для написания полотна был использован холст и масло. Изображенная на картине сцена была подмечена художником в ходе его прогулки по осеннему лесу, потому картина может по праву считаться реалистичной. Центральное место на полотне отведено молодому юноше, еще совсем мальчишке и старику с длинными седыми космами. Мальчик, по всей видимости, сын богатого помещика, сидит на траве, одной рукой опираясь на колено, а другой, придерживая клетку для птиц. Одежда его проста, но изысканна, потому у зрителя не остается сомнения в том, что именно он в этой компании занимает ведущее положение. «Чистый понедельник» Известный российский живописец Василий Перов обладал удивительной способностью совершенно точно передавать живые эмоции обычных, ничем не примечательных людей, работая в сложном жанре реализма. В 1866 году он пишет знаменитую картину "Чистый понедельник", изображая на ней пожилую супружескую пару, мирно бредущую по многолюдному зимнему городу. Реферат по теме: «Жанровая живопись и портрет Перова Василия Григорьевича 1833-1882гг.» Мезина Валерия 2020-2021г Заключение В одном из рассказов Перов вспоминает, как увидел на руке врача человеческое сердце, и как его собственное сжалось от боли и сострадания. Но он не отвел глаз, бесстрашно вглядываясь в жизнь. Перов говорил о ней горькие слова. И он имел на это право, ибо любил свою землю беззаветно. «Не может сын глядеть спокойно на горе матери родной, не будет гражданин достойный к отчизне холоден душой». Это - и о Перове, художнике-гражданине, социальном, народном художнике, искателе правды и борце за нее. Само его замечательное наследие и достижения учеников, воспринявших его заветы, сохранили и пронесли в следующее столетие подвижническое отношение к творческому труду, благородное понимание художнического долга. И хотя нельзя воспринимать буквально слова: «Перов - это Гоголь Островский, Достоевский и Тургенев русской живописи, соединенные вместе», в них, верно, почувствованы значение и направленность творчества Перова, его основополагающая роль в искусстве второй половины XIX века. https://opisanie-kartin.com/perov-vasilij/ https://www.culture.ru/persons/8740/vasilii-perov https://gallerix.ru/album/Perov https://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=585185 |