Годфруа Жо. Что такое психология - royallib.com. Жо Годфруа Что такое психология
Скачать 1.93 Mb.
|
Социальное развитие Развитие человека нельзя понять в отрыве от семьи, социальной группы и культуры, к которым он принадлежит. Как мы увидим в главе 11, немного найдется таких форм поведения, которые не зависели бы прямо или косвенно от поведения других людей. С первых же часов жизни человека начинается процесс его социализации, в основе которого лежат связи между индивидуумами и освоение социальных навыков. Отчасти этот процесс зависит от врождённых механизмов и созревания нервной системы, однако прежде всего он определяется тем опытом, который человек получает на протяжении жизни. Этапы социализации Первое детство Как отмечалось в главе 6, наибольшее значение для образования связи между ребенком и каждым из его родителей имеют первые мгновения его жизни. В основе формирования этой связи лежат взгляды, движения и особенно улыбки ребенка (Lebovici, 1983). Известно также (см. документ 5.5), что со второй недели жизни новорожденный не только начинает обнаруживать большой интерес к человеческому лицу, но и способен отличить лицо своей матери от лица чужого (Carpenter, 1975). Между 8-м и 12-м месяцем жизни начинают четко проявляться привязанности ребенка. Он разражается криком и плачем, когда его забирают от матери (или человека, обычно ухаживающего за ним), чтобы передать в чужие руки. Такая реакция ребенка отражает не столько страх перед незнакомым человеком, сколько неузнавание в нем знакомых черт материнского лица (Spitz, 1957). Этот этап тесно связан с развитием представления о постоянстве (перманентности) предметов — когнитивного процесса, который был изучен Пиаже и состоит в том, что с 8-го месяца жизни ребенок начинает активно искать исчезнувший внезапно предмет 116. Представление о постоянстве, вначале связанное у ребенка с матерью, распространяется затем и на другие объекты, в особенности на другие «социальные объекты». Кроме того, постоянное присутствие социального партнера приводит к формированию у ребенка на 8-м или 9-м месяце жизни представления о собственной перманентности. Было показано также большое значение надежной социальной привязанности как для освоения ребенком незнакомых мест, которое значительно облегчается в присутствии матери (Lieberman, 1977), так и для налаживания ранних социальных контактов с другими детьми. Детство и отрочество Группы сверстников играют в детстве и отрочестве очень важную роль, особенно для развития идентификаций и формирования установок. Согласно Соренсену (Sorensen, 1973), подростки гораздо легче идентифицируют себя с другими подростками, чем со старшими, даже если последние относятся к тому же полу, расе, религии и общине, что и они сами. Дружба и сексуальность в отрочестве тесно связаны. Даже если «хороших друзей» у подростка меньше, чем в каком-либо ином возрасте (обычно не больше пяти, по данным Weiss, Lowenthal, 1975), среди них в это время больше доля представителей другого пола (рис. 10.19). Рис. 10.19. С раннего детства до глубокой старости дружба играет важную роль в придании человеку устойчивости. Зрелость Обычно больше всего друзей у молодых взрослых людей, состоящих в браке. В среднем их число составляет 7 человек; они подбираются по сходству вкусов, интересов и склада личности, по взаимности в помощи и обмене откровенностями, по совместимости на основе того удовольствия, которое они находят в обществе друг друга, по удобству общения в географическом отношении и по взаимному уважению . В расцвете зрелости деятельность, направленная на достижение поставленных жизненных целей, не позволяет уделять слишком много времени дружбе. Поддерживаются лишь самые прочные связи. Число друзей снижается до 5 и меньше. С приходом старости и в связи с драматическими событиями, которые в это время переворачивают жизнь человека, многие теряют своих спутников жизни и рискуют остаться в стороне от круга друзей. Дружеские связи, однако, укрепляются, когда друзья в свою очередь тоже оказываются в сходной ситуации (среднее число друзей у человека, вышедшего на покой, составляет приблизительно 6 человек). Жизненные кризисы Опираясь на представления Фрейда о психосексуальном развитии человека, Эриксон (Erikson, 1950) разработал теорию, в которой акцентируются социальные аспекты этого развития. Оно рассматривается как процесс интеграции индивидуальных биологических факторов с факторами воспитания и социо-культурного окружения. Теория психосоциального развития (по Эриксону) По мнению Эриксона, человек на протяжении жизни переживает восемь психосоциальных кризисов , специфических для каждого возраста, благоприятный или неблагоприятный исход которых определяет возможность последующего расцвета личности. В свою очередь Пекк (Peck, 1968) настаивает на особой важности двух последних кризисов в жизни человека, переживаемых им соответственно в зрелом возрасте и в старости, и описывает проблемы, присущие этим кризисам (рис. 10.21). Рис. 10.20. Американский психолог немецкого происхождения Эрик Эриксон (р. 1902). В 1933 году, получив по окончании школы Венского психоаналитического общества диплом психоаналитика, он эмигрирует в США. Эриксон, продолжая развивать теорию Фрейда, акцентирует внимание главным образом на проблемах адаптации человека к социальному окружению на протяжении восьми главных жизненных кризисов. Рис. 10.21. Восемь психосоциальных кризисов, которые должен преодолеть человек в течение жизни (по Эриксону). Первый кризис человек переживает на первом году жизни. Он связан с тем, удовлетворяются или нет основные физиологические потребности ребенка ухаживающим за ним человеком. В первом случае у ребенка развивается чувство глубокого доверил к окружающему его миру, а во втором, наоборот, — недоверие к нему. Второй кризис связан с первым опытом обучения, особенно с приучением ребенка к чистоплотности. Если родители понимают ребенка и помогают ему контролировать естественные отправления, ребенок получает опыт автономии . Напротив, слишком строгий или слишком непоследовательный внешний контроль приводит к развитию у ребенка стыда или сомнений , связанных главным образом со страхом потерять контроль над собственным организмом. Третий кризис соответствует второму детству. В этом возрасте происходит самоутверждение ребенка. Планы, которые он постоянно строит и которые ему позволяют осуществить, способствуют развитию у него чувства инициативы . Наоборот, переживание повторных неудач и безответственности могут привести его к покорности и чувству вины . Четвертый кризис происходит в школьном возрасте. В школе ребенок учится работать, готовясь к выполнению будущих задач. В зависимости от царящей в школе атмосферы и принятых методов воспитания у ребенка развивается вкус к работе или же, напротив, чувство неполноценности как в плане использования средств и возможностей, так и в плане собственного статуса среди товарищей. Пятый кризис переживают подростки обоего пола в поисках идентификаций (усвоения образцов поведения значимых для подростка других людей). Этот процесс предполагает объединение прошлого опыта подростка, его потенциальных возможностей и выборов, которые он должен сделать. Неспособность подростка к идентификации или связанные с ней трудности могут привести к ее «распылению» или же к путанице ролей, которые подросток играет или будет играть в аффективной, социальной и профессиональной сферах. Шестой кризис свойствен молодым взрослым людям. Он связан с поиском близости с любимым человеком, вместе с которым ему предстоит совершать цикл «работа — рождение детей — отдых», чтобы обеспечить своим детям надлежащее развитие. Отсутствие подобного опыта приводит к изоляции человека и его замыканию на самом себе. Седьмой кризис переживается человеком в сорокалетнем возрасте. Он характеризуется развитием чувства сохранения рода (генеративности ), выражающегося главным образом в «интересе к следующему поколению и его воспитанию». Этот период жизни отличается высокой продуктивностью и созидательностью в самых разных областях. Если, напротив, эволюция супружеской жизни идет иным путем, она может застыть в состоянии псевдоблизости (стагнация), что обрекает супругов на существование лишь для самих себя с риском оскудения межличностных отношений. Пекк выделяет четыре подкризиса, разрешение которых служит необходимым условием для развития аутентичной генеративности. Во-первых, речь идет о развитии у человека уважения к мудрости , сменяющее примат физической храбрости. Во-вторых, важно, чтобы сексуализация социальных отношений уступила место их социализации (что соответственно приводит к ослаблению сексуальных ролей). В-третьих, необходимо противиться аффективному обеднению, связанному со смертью близких людей или с обособлением детей, и сохранять эмоциональную гибкость , способствующую аффективному обогащению в иных формах. Наконец, очень важно, чтобы человек старался сохранить как можно бо льшую душевную гибкость и продолжать поиск новых форм поведения, вместо того чтобы придерживаться старых привычек и пребывать в некоей психической ригидности. Восьмой кризис переживается во время старения. Он знаменует собой завершение предшествующего жизненного пути, а разрешение зависит от того, как этот путь был пройден. Достижение человеком цельности основывается на подведении им итогов своей прошлой жизни и осознании ее как единого целого, в котором уже ничего нельзя изменить. Если человек не может свести свои прошлые поступки в единое целое, он завершает свою жизнь в страхе перед смертью и в отчаянии от невозможности начать жизнь заново. Как указывает Пекк, чтобы чувство полноценности могло развиться в полной мере, человеку необходимо преодолеть три подкризиса. Первый из них заключается в переоценке собственного «Я» помимо его профессиональной роли , которая у многих людей вплоть до их ухода на покой остается главной. Второй подкризис связан с осознанием факта ухудшения здоровья и старения тела , что дает возможность человеку выработать у себя в этом плане необходимое равнодушие. Наконец, в результате третьего подкризиса у человека исчезает самоозабоченность , и теперь он без ужаса может принять мысль о смерти. Смерть Оказавшись перед лицом смерти, человек переживает ряд этапов, описанных разными авторами. Элизабет Кюблер-Росс (Kübbler-Ross, 1969) была одной из первых, кто проследил путь умирающих с того момента, когда они узнали о своем близком конце, до того, как они испустили последний вздох. Приближение к смерти Согласно Кюблер-Росс, умирающие обычно проходят через пять стадий. Первая из них — отрицание . Слова: «Нет, не я!» — самая обычная и нормальная реакция человека на объявление ему смертельного диагноза. В зависимости от того, насколько человек способен взять события под свой контроль и насколько сильную поддержку ему оказывают окружающие, он преодолевает эту стадию легче или тяжелее. Гнев , охватывающий больного при вопросе: «Почему именно я?», характеризует вторую стадию. Умирающий изливает этот гнев на заботящихся о нем людей и вообще на всякого здорового человека. Для завершения этой стадии важно, чтобы умирающий получил возможность излить свои чувства вовне. Затем начинается стадия «торга» : больной вступает в переговоры за продление своей жизни, обещая, например, быть послушным пациентом или примерным верующим. Перечисленные три фазы составляют период кризиса и развиваются в описанном порядке или с частыми возвращениями назад. После разрешения этого кризиса умирающий вступает в фазу депрессии . Вопросов он больше не задает. Он просто говорит себе: «Да, на этот раз умереть предстоит именно мне». Он замыкается в себе и часто испытывает потребность плакать при мысли о тех, кого он вынужден оставить. Это стадия подготовительной печали, на которой умирающий отрекается от жизни и готовится встретить смерть, принимая ее как свой последний жизненный этап. Это принятие смерти составляет финальный этап жизни умирающего, когда он, как правило, смиренно ждет своего конца. Ступени смерти Жизнь уходит поэтапно — в обратном порядке по сравнению с тем, как она развивается. Пэттисон (Pattison, 1977) выделяет четыре стадии этого процесса (рис. 10.22). Рис. 10.22. Жизнь покидает земную оболочку, в которой она долгие годы пребывала, постепенно, в несколько этапов. Социальная смерть характеризуется потребностью умирающего изолироваться от общества, замкнуться в самом себе и все дальше и дальше отдаляться от живых людей. Психическая смерть соответствует осознанию человеком очевидного конца. В это время экстравертированное сознание угасает, уступая место состоянию, характерному для последнего периода жизни (см. документ 4.7). Мозговая смерть означает полное прекращение деятельности головного мозга и его контроля над различными функциями организма. Наконец, физиологическая смерть соответствует угасанию последних функций организма, обеспечивавших деятельность его жизненно важных органов 117. Документ 10.1. Сексуальные фантазии: извращение или психологическое «афродизирующее средство»? Среди мечтаний, которым не противится большинство людей, сравнительно большое место занимают мысли, вызывающие половое возбуждение. Время, которое человек посвящает таким сексуальным фантазиям, с возрастом вначале увеличивается. У подростков оно в среднем составляет 17 % всего времени, в возрасте от 18 до 20 лет эта доля достигает 20 %, а затем снижается до 8 % между 28 и 35 годами и менее чем до 1 % после 65 лет (Cameron, 1967). Рис. 10.23. Эротические фантазии свойственны каждому человеку на протяжении всей жизни; они присутствуют во всех проявлениях его половой активности. Чаще всего сексуальные фантазии сопровождают мастурбацию, не возникают они при мастурбации лишь у 20 % подростков мужского пола и 10 % женского (Sorensen, 1973). Для более чем половины всех мужчин и трети женщин просмотр эротических фотографий или фильмов служит стимулом к мастурбации или дополнительным источником мастурбационных фантазий. У многих мужчин и около 30 % женщин эротические фантазии возникают и во время полового акта (Wolfe, 1981). Работы Крепо (Crépault) по изучению «эротического воображения» жителей Квебека выявили заметные различия между формами сексуальных фантазий у мужчин и женщин. Так, у женщин эти фантазии чаще, чем у мужчин, принимают сентиментальную окраску. Если у женщин они в первую очередь имеют эксгибиционистский 118 характер (медленное раздевание), то у мужчин чаще отмечаются фантазии вуайеристского 119 типа (пассивное присутствие при эротических сценах, например при сценах женских гомосексуальных отношений, или созерцание раздевающейся или мастурбирующей женщины). Главным образом женщине свойственны фантазии нарциссического типа (когда она воображает, что обладает огромной сексуальной привлекательностью) или мазохистские фантазии (подвергается агрессии со стороны одного или нескольких половых партнеров); у мужчин чаще встречаются фантазии фетишистского типа (когда мужчина представляет себе женщину в одежде и с другими принадлежностями туалета, возбуждающими его воображение) или типа активного принуждения (связывание партнерши и принуждение ее к сексуальной активности). Мужчинам также свойственны и фантазии полигамного типа (сексуальная активность сразу с несколькими женщинами), оргиастические фантазии (участие в групповой сексуальной активности), фантазии орогенитального типа (фелляция, куннилингус или оральная эякуляция) или инициативистские фантазии (совращение девочки). Гомосексуальные фантазии отмечаются у лиц обоего пола — по данным Крепо (Crépault, 1977), у 7 % мужчин и 11 % женщин. То же самое можно сказать и о фантазиях, когда субъект воображает, что подвергся сексуальному принуждению (будучи связанным или не связанным), или о фантазиях, попирающих нормы христианской добродетели, когда женщина отождествляет себя с проституткой или с развратницей, а мужчина превращает ее в «объект сексуальной эксплуатации». Религия, а затем и психоанализ по разным причинам пожелали увидеть в сексуальных фантазиях извращение. По мнению Фрейда, такие фантазии отражают наличие конфликта между подавленными сексуальными импульсами и семейными или социальными запретами и, таким образом, вместе с другими сексуальными извращениями (см. гл. 12) искажают «нормальные сексуальные цели». Американский психиатр и психоаналитик Столлер полагает, что «дневные мечтания в сжатом виде отражают первичные отношения всего детства и пытаются освободить человека от имевших место в детстве фрустраций, травм и конфликтов», давая ему возможность хотя бы в своем воображении причинить зло объекту эротических фантазий. Подобная агрессивность, особенно отчетливо проявляющаяся в садо-мазохистских фантазиях, принимает в эксгибиционистских, вуайеристских фантазиях и фантазиях, попирающих нормы христианской добродетели, форму «унижения» другого человека. Напротив, по мнению других психотерапевтов, в сексуальных фантазиях нет ничего постыдного — они лишь помогают многим людям примириться со своей половой жизнью, культивируя про себя свои тайные помыслы. В этом они видят, в частности, способ легкого достижения удовольствия, и, кроме того, «мысленная подмена» позволяет человеку подготовиться к соответствующим действиям в будущем или же заменить действия, осуществить которые у него мало шансов. Таким образом, фантазии позволяют ослабить сексуальную фрустрацию, так как благодаря им можно отчасти удовлетворить желания, реализация которых находится под запретом. Мастерс и Джонсон (Masters, Johnson), изучив небольшую выборку гетеросексуальных, гомосексуальных и бисексуальных женщин и мужчин, обнаружили, что уровень сексуальных фантазий был самым низким у бисексуальных мужчин, а самым высоким у лесбиянок. Другие исследования показали также, что если у лесбиянок главным предметом сексуальных фантазий бывает привычная партнерша, помещаемая в непривычную ситуацию, то у гетеросексуальных женщин в фантазиях присутствует чаще всего малознакомый мужчина. Гетеросексуальные мужчины обычно строят свои фантазии вокруг конкретной женщины, но не своей привычной партнерши. Самой обычной темой фантазий у гомосексуальных женщин и мужчин является активное принуждение, но если у мужчин оно связано преимущественно с применением физической силы, то у лесбиянок это чаще психологическое давление. Быть может, после всего сказанного о сексуальных фантазиях уместно будет вспомнить слова Столлера, что «человек не очень склонен любить, особенно в то время, когда он занимается любовью». (Источники: Katchadourian H. A., La sexualité humaine, Montréal, Les Éditions HRW, 1982. Stoller R. J. , 1979, L'excitation sexuelle, Paris, Payot, 1984. Goleman D., Bush S., "Les fantasmes sexuels", Psychologie, n° 98, mars 1978, p. 33–38.) Документ 10.2. Детское мышление Представление о мышлении ребенка как о «примитивном» или «сумасшедшем» мышлении, существенно отличном от мышления взрослого человека по своим формам и содержанию, возникло в результате работ таких психологов, как Клапаред (Claparède, 1873–1940), Пиаже, Валлон и многие другие. Для структуры мышления ребенка от 3 до 7–8 лет характерны два главных признака — эгоцентризм и синкретизм , которые накладывают отпечаток на все его ви дение мира и расшифровку воспринимаемого. Эгоцентризм Зачастую эгоцентризм ошибочно определяют как представление ребенка, что все вокруг имеет к нему отношение. Во многом такое определение неточно, так как для ребенка это «все» не существует само по себе. С самого рождения он воспринимает мир лишь как свое продолжение, имеющее смысл только в плане удовлетворения его потребностей. Таким образом, речь идет о субъективном восприятии, препятствующем какому бы то ни было различению связей между самим ребенком и внешними объектами и тем более не позволяющем устанавливать связи или отношения этих объектов между собой. Для ребенка мир таков, каким он воспринимает его собственными глазами и ощущает через извлекаемые из него удовольствия; восприятие ребенком реальности не может быть объективным. И ребенок, который звонит по телефону своей бабушке и говорит: «Бабушка, посмотри, какая у меня красивая кукла!», и ребенок, убежденный, что бакалейщик продает конфеты, чтобы сделать приятное детям, обнаруживают свое насквозь эгоцентрическое видение мира. Хотя эгоцентризм мало-помалу смягчается на стадии конкретных операций, нередко можно встретить и взрослого человека, который, входя в комнату, восклицает: «Бррр… Закройте окно, тут так холодно!». Вместо того чтобы сначала убедиться в обратном, он выносит собственное суждение об окружающем от имени всех присутствующих. Синкретизм Ребенок, которому эгоцентризм мешает уловить связь между предметами, имеет тем не менее «смутное и неверное» представление о некоем целом, в котором все перепутано без разбору и отдельные детали которого выступают для ребенка в зависимости от представляемого ими интереса. Клапаред назвал такое восприятие мира детским синкретизмом , три грани которого характеризуют мышление ребенка. Речь идет об интуитивном и глобальном мышлении с рядоположным рассмотрением деталей. Интуитивный характер синкретизма проявляется в том, что ребенок, будучи неспособным устанавливать связи между разными элементами ситуации, не имеет возможности оправдывать свои действия и еще меньше в состоянии приводить доводы в пользу того, что он утверждает. Так, если ему нужно поделить между собою и своим маленьким приятелем 6 конфет, он отдаст 3 конфеты другу и 3 оставит себе, но обоснует свой дележ не словами «если от 6 отнять 3, будет 3», а скорее следующим рассуждением: «Ну, ладно, если 3 разделить на 2, будет 6!». Точно так же нередко можно услышать и диалог вроде того, что приводится ниже, где путаница в терминах вызывает общую неразбериху: — Они двигают лодки? — Да. — Кто приводит в движение лодки? — Вода. — А кто приводит в движение воду? — Лодки. Глобальность синкретизма заключается в том, что ребенок не способен воспринять существующую организацию элементов. Поэтому он видит лишь нерасчлененное целое. Например, ребенок трех или четырех лет легко может узнать страницу книги, которую он любит слушать, даже если он не умеет читать и не имеет никакого представления о значении букв и слов. В качестве примера смешения понятий, типичного для глобализма шестилетнего ребенка, Валлон приводит следующий диалог: Валлон . Как бывает, когда человек умрет? Ребенок . Умирают. Закрывают глаза, а потом их везут закапывать и потом кладут венки и начинают поливать цветы. Иногда их просто кладут, иногда на кладбище ходят гулять. Иногда рабочие копают могилы, а потом посыпают песком. — Зачем они копают могилы? — Чтобы класть мертвых. — Откуда видно, что человек умер? — Потому что он лежит на смертном одре. — Откуда люди знают, кого класть на смертный одр? — Потому что он умер. — Из чего видно, что он умер? — Потому что его закапывают. — А как узнать — умер он или нет? — Это видно в могиле. Детали воспринимаются как рядоположные — ребенок наобум вычленяет из целого отдельные элементы, не будучи в состоянии связать их ни между собой, ни с целым. Если у ребенка спрашивают, как работает велосипед, он скорее всего ответит так: «Ну, видишь, вот колеса… потом вот педали и вот цепь… а потом колеса крутятся, и цепь тоже». Такой подход порождает много путаницы в причинах и следствиях. Вот пример такой путаницы в диалоге между взрослым и отвечающим на его вопросы шестилетним ребенком. — Ты знаешь, что такое ночь? — Это когда заходит солнце. — Почему, когда заходит солнце, наступает ночь? — Потому что так нужно, потому что все кончили работать. Все устали. — Почему наступает ночь? — Чтобы спать. Ум ребенка То, как ребенок объясняет мир, его убеждения и предрассудки прямо определяются структурой его мышления, насквозь проникнутого эгоцентризмом и синкретизмом. Согласно Пиаже, склад ума ребенка характеризуется реализмом, анимизмом и артифициализмом . Детский реализм выражается в неспособности ребенка видеть вещи объективно, самими собою, как это свойственно реализму взрослых. То, что собственное «Я» ребенка систематически вторгается во внешнюю реальность, приводит к систематической путанице между его «Я» и внешними предметами. Поэтому, изображая мир, ребенок рисует не то, что видит, а то, что знает. Именно этим можно объяснить прозрачность изображаемых вещей (рис. 10.24). Этим же объясняется и убежденность пяти-шестилетних детей, что действие их сновидений развертывается непосредственно в их комнате или что название предмета так же реально, как и сам предмет, и способно наделять этот предмет незыблемыми признаками. (Для ребенка кошка, не умеющая мурлыкать или не позволяющая себя гладить, не может быть настоящей!) Рис. 10.24. Детские рисунки с признаками синкретизма. Анимизм есть результат проецирования ребенком собственного «Я» на вещи, при котором он наделяет сознанием и жизнью прежде всего «одушевленные» предметы (автомобили, суда и т. п.), способные двигаться самостоятельно (облака, солнце, река и т. д.). Это свойство ума сохраняется у ребенка до 11 или 12 лет. Лишь в этом возрасте ребенок начинает признавать живыми только биологические организмы. Артифициализм обусловлен тем обстоятельством, что ребенок, считающий себя центром Мироздания, убежден, что все сущее — горы, деревья, звезды… — могло быть создано лишь по воле человека. Подобное «артифициалистское» мышление особенно проявляется в «определениях по предназначению», которые ребенок дает разным объектам в возрасте 5–6 лет: — Что такое стул? — Это на чем сидят. — Что такое солнце? — Это чтобы нам светить. — Что такое мама? — Это кто готовит еду. (Источник: Hotyat F., Course de psychologie de l'enfant, à l'usage des écoles normales, Paris, Nathan, 1972.) Документ 10.3. Перед лицом нравственной дилеммы Чтобы изучить, каким образом происходит нравственное развитие детей и подростков, Кольберг в 1958 году решил выдумать несколько историй, в каждой из которых содержалась какая-нибудь нравственная дилемма, а затем ознакомить с ними 75 мальчиков и девочек и наблюдать их реакции. Так, в одном из рассказов речь шла о девочке, поставленной перед выбором, выдавать или не выдавать подругу, совершившую кражу в магазине; в другой истории нужно было решить, что лучше — спасти жизнь одного выдающегося человека или многих менее примечательных людей; в третьей нужно было решить, может ли врач позволить умереть больной, которая умоляет его об этом, переживая тяжкие страдания. Однако, вне всяких сомнений, лучше всего разные уровни нравственного развития детей позволяет продемонстрировать ставшая уже классической история о Хайнце. История . В одной европейской стране умирает от особой формы рака некая женщина. Между тем есть лекарство, которое, по мнению врачей, могло бы ее спасти. Это лекарство, в состав которого входит радий, только что открыл живущий в том же городе фармацевт. На его изготовление фармацевт затратил 200 долларов, однако только за одну дозу этого лекарства он требует в 10 раз больше денег, чем он израсходовал, т. е. 2000 долларов. Муж больной женщины, Хайнц, сделал все возможное, чтобы собрать эту сумму, одалживая деньги у знакомых, но получить ему удалось только половину. Тогда он возвращается к фармацевту и просит его понизить цену на лекарство или позволить ему отдать недостающие деньги позднее. Фармацевт отказывает: «Я открыл это лекарство и хочу извлечь из своего открытия много денег». Той же ночью отчаявшийся Хайнц задумывает проникнуть в аптеку, взломав дверь, и похитить лекарство. Прав он или неправ? Почему? К изложенному рассказу можно отнестись по-разному, в зависимости от того, оценивать ли его с точки зрения мужа, установок фармацевта или ценности человеческой жизни. Важнее, однако, не столько ответить на общий вопрос, можно или нельзя воровать, сколько оправдать выбор, сделанный в данном случае героем рассказа. Ниже резюмированы ответы, полученные от детей разного возраста, т. е. находящихся на разных уровнях нравственного развития, и сгруппированные в соответствии с тем, как они расценивают жизнь человека в сопоставлении с общественными нормами. Стадия 1. Покорность и наказание. «Хайнц должен был купить лекарство. Если он его украл, его должны посадить в тюрьму и так или иначе ему придется выплачивать его полную стоимость». Или: «Нет ничего серьезного в том, что Хайнц решил украсть лекарство, так как на самом деле оно стоит не 2000, а всего 200 долларов. Он не рискует подвергнуться слишком строгому наказанию». Ценность людей в этих рассуждениях не учитывается. Речь идет лишь о связанных с поступком выгодах или наказании: чем серьезнее материальные последствия поступка, тем предосудительнее он считается. Стадия 2. Личный интерес. «Если Хайнц не хочет потерять супругу, он должен украсть лекарство. Возможно, его посадят в тюрьму, но он сохранит жену. Когда умирает ваша собака — это другое дело, потому что в собаке ведь нет особой нужды. Не знаю, должен ли он был сделать то же самое ради друга, так как я не уверен, что друг пошел бы на такое дело ради него». В этих рассуждениях люди имеют какую-либо ценность только в том случае, если они могут представлять интерес для совершающего поступок, и в той мере, в какой они способны отплатить ему за совершение этого поступка. Стадия 3. Одобрение другими людьми. «Ничего плохого в том, что Хайнц хотел спасти свою жену, нет. Тем самым он показал себя хорошим мужем. Любовь бесценна. Ее ничем не заменишь. Если бы он не любил свою жену настолько, чтобы решиться на все ради ее спасения, его, безусловно, следовало бы осудить». В этих рассуждениях ценность человека определяется теми чувствами, которые он к себе вызывает. Эти чувства приводят к поступкам, показывающим этому человеку и другим людям, что лицо, их совершающее, — «хорошая мать», «хороший муж» и вообще «положительная личность». Стадия 4. Авторитет, закон и порядок. «Супружество — это обязательство. Как контракт. Когда женятся, жену обещают любить и лелеять. Таким образом, долгом Хайнца было спасти ее. С другой стороны, у него не было никакого права идти против закона. Ему нужно будет вернуть фармацевту недостающие деньги и, возможно, искупить свою вину тюремным заключением». Человек оценивается здесь по условиям контракта или обязательства, которые связывают его с нами и возлагают на нас ответственность перед высшим авторитетом — законом, Библией, Богом и т. п. Стадия 5. Общественный договор и демократия. «Если Хайнц не сделает все возможное, чтобы спасти жизнь жены, он рискует потерять уважение других. Он совершает свой поступок во имя благополучия другого человека. Хотя для всех лучше, чтобы законы всегда соблюдались, бывают случаи, когда их нужно нарушить. Каждый сам должен оценивать конечные результаты своих поступков». Ценность личности определяется правами человека, предполагающими равенство всех людей независимо от того, в каких личных или деловых отношениях они находятся друг с другом. В определенных обстоятельствах человек может принять решение преступить закон, чтобы спасти другого. Стадия 6. Универсальные принципы. «Жизнь каждого человека имеет самостоятельную ценность, ставящую ее выше каких бы то ни было моральных или юридических принципов. Если человеческая жизнь в опасности, каков бы ни был закон и последствия, к которым может привести неповиновение ему, кража нравственно оправдана». Жизнь человека имеет ценность во имя самой жизни. Нет такого закона, решения — пусть даже принятого демократическим путем, авторитета — человеческого или божественного, которые могли бы воспрепятствовать соблюдению этого универсального принципа. Документ 10.4. Можно ли оценить личность? С давних пор психологи пытались отыскать способы выявления различных особенностей человеческой личности. Так были разработаны многочисленные методы, каждый из которых отвечает конкретным задачам исследования и, кроме того, определяется тем подходом к изучению личности, который избирает данный исследователь. Среди наиболее популярных в настоящее время методов следует отметить метод самооценки, поведенческие наблюдения, опросники и проективные тесты. Метод самооценки Речь идет об опросниках вроде тех, которые для развлечения иногда помещают в некоторых журналах. В них человеку предлагается указать, как он сам воспринимает тот или иной аспект своей личности. Понятно, что это весьма субъективный метод исследования личности, с помощью которого достаточно эффективно можно установить лишь, насколько хорошо знает себя человек и в особенности насколько искренне он отвечает на предлагаемые вопросы. Иногда для проверки двух последних пунктов создают группу наблюдателей и предлагают им оценить человека с помощью того же опросника, а затем сравнивают полученные результаты и определяют степень соответствия между двумя оценками. Поведенческие наблюдения Более объективный метод изучения личности заключается в систематическом наблюдении реакций человека в различных социальных ситуациях. С помощью опросника или подробной решетки наблюдатель всякий раз отмечает различные поведенческие реакции человека, а затем определяет их частоту. Например, агрессивность ребенка можно оценить в результате систематической регистрации его взаимодействий с окружением и последующей оценки частоты и длительности таких его действий, как крик, толкание, нанесение ударов, дерганье за волосы, угрозы, уединение, попрошайничество и т. д. Такое наблюдение позволяет не только составить баланс всего поведения человека, но и выявить его возможные изменения после какого-либо психологического воздействия. Описанный метод, однако, позволяет провести лишь поверхностную оценку личности и не в состоянии выявить ни ее глубинные побудительные силы, ни психическую динамику в зависимости от различных внешних ситуаций. Личностные опросники Их насчитывается более 300. Это тесты, выполняемые с помощью бумаги и карандаша, они предназначаются для выявления различных сторон личности данного человека с помощью набора утверждений, с которыми можно «соглашаться» или «не соглашаться». Анализ ответов позволяет получить профиль личности испытуемого и сравнить полученные данные с результатами для контрольной группы — так же как и при оценках IQ (см. документ 9.3). Из таких опросников наиболее известен опросник MMPI, разработанный в Университете шт. Миннесота. MMPI. Этот опросник содержит 550 пунктов, охватывающих различные сферы проявления личности, начиная с семейной жизни, профессиональной активности и сексуальных привычек и кончая социальной и религиозной деятельностью. Тест предусматривает оценку человека по 10 определенным измерениям личности в соответствии с патологическими категориями, описанными в психиатрии (см. гл. 12). Для каждого из этих измерений подбиралась контрольная группа из лиц с явными психическими сдвигами в соответствующем направлении. Таким образом, склонность человека, например, к депрессии или паранойе оценивали путем сопоставления его реакций с реакциями лиц, которым в психиатрической клинике был поставлен уверенный диагноз депрессии или паранойи. В результате у каждого человека, проходящего тест, после подсчета числа пунктов, по которым его ответы совпадают с ответами контрольных испытуемых, можно выявить особенности, отличающиеся от нормы. Рис. 10.25. Профиль личности, определенный с помощью ММРI. Первые четыре шкалы позволяют проверить искренность и обоснованность ответов испытуемого (? — вопросы, оставшиеся без ответа; Л — склонность ко лжи; Ф — маловразумительные ответы; К — уклончивые ответы). Клинические шкалы соответствуют различным категориям психических нарушений (Ип — ипохондрия; Д — депрессия; Ис — истерия; ПП — склонность к психопатии; МЖ — коэффициент «мужественность — женственность»; Па — паранойя; Пс — психастения (тревожность); Ш — шизофрения; Ма — мания, ИЭ — «интроверсия — экстраверсия». Нормальным считается профиль, показатели которого не выше 70 и не ниже 30. Хотя первоначально MMPI был задуман для оценки уровня адаптации тестируемых, в настоящее время он широко используется для оценки личности людей в самых разных сферах деятельности: в системе образования, при найме на работу, в армии и т. п. В связи с этим, как и в случае тестов для оценки умственных способностей, возникает вопрос: какова надежность теста, стандартизированного в одном-единственном городе США в результате обследования представителей белой расы с явными отклонениями по критериям «официальной» психиатрии, при оценке личности тех, кто относится к другим этническим группам и социальным классам? Правомерно ли, скажем, утверждать, что оценка людей с помощью этого теста при найме на работу дает равные шансы всем независимо от принадлежности человека к той или иной культуре? Другие опросники. В кратком обзоре невозможно рассмотреть все существующие в настоящее время опросники или шкалы для оценки личности. Поэтому мы ограничимся здесь лишь перечислением некоторых из них в связи с лежащими в их основе теориями личности, речь о которых шла в этой книге. Опросник 16PF предназначен для выявления 16 факторов, идентифицированных Кэттеллом для определения психического профиля человека по поверхностным личностным свойствам. Так, свойство «открытость/замкнутость» (А) можно оценить с помощью, например, такого пункта опросника: «Я хотел бы быть а) инженером, б) профессором социологии, в) ни тем ни другим. Точно так же свойство «доверчивость/подозрительность» можно оценить по согласию или несогласию с такими словами: «Если я вполне уверен, что кто-то несправедлив и ведёт себя эгоистически, я обязательно выскажу ему свое мнение, как бы это ни было мне неприятно», и т. п. Опросник MPI (Mandsley Personality Inventory) предусматривает оценку измерений, выделенных Айзенком и позволяющих определять положение человека на осях «интроверсия/экстраверсия» и «стабильность/нестабильность». Шкала LOC (Locus of Personal Control Scale), разработанная Роттером, предназначена для оценки контроля человеком собственных поступков. Тестируемому предлагают вопрос типа: «Как вы думаете, может ли человек достичь поставленной цели, проявляя упорство, или же это чаще всего зависит от случая?» Или: «Как вы думаете, обусловлены ли несчастья людей по большей части злым роком, или же это следствие совершаемых ими ошибок?» Критике подвергался не только опросник MMPI, много возражений было выдвинуто и против личностных опросников вообще. Так, подчеркивалось, что нет еще доказательств ни надежности, ни точности какого-либо из этих тестов. Учитывая то, что многие их пункты имеют очень общий характер, можно даже спросить, не влияет ли на эти тесты эффект Барнума (см. документ 3.6). Кроме того, такие преходящие факторы, как усталость или беспокойство, могут влиять на них в еще большей степени, чем на тесты для оценки умственных способностей, так как последние являются составной частью первых. Хуже всего, однако, то, что сведения, которые человек сообщает в ответ на предлагаемые вопросы, зачастую носят очень личный характер, так как касаются его политических или религиозных взглядов и интимной (семейной и половой) жизни. Из этого очевидно, что как широкое применение этих опросников, так и возможное использование получаемых данных в целях, подчас далеких от истинной помощи субъекту, сопряжено с определенными этическими проблемами. Проективные методы Когда нам предъявляют неоднозначный стимул, мы склонны интерпретировать его в соответствии с собственными чувствами, потребностями или интересами (см. гл. 5), которые, таким образом, проецируем на этот стимул. На этом принципе и основаны так называемые проективные тесты. Они предъявляются в виде серии изображенных на листках бумаги фигур или рисунков с неясными очертаниями, которые должен описать испытуемый. Задача психолога состоит в интерпретации ответов испытуемого с целью выяснения динамики его личности, которая, таким образом, проявляется без ведома самого испытуемого. Из всех подобных методов оценки личности наиболее известны и чаще всего используются тест чернильных пятен Роршаха и тест тематической апперцепции (ТТА). Тест Роршаха. Этот тест был разработан в 1911 году швейцарским психиатром Германом Роршахом (1884–1922). Он состоит из 10 листков бумаги с чернильными пятнами, симметричность которых достигается в результате сгибания листа. Половина из них выдержана в черных, белых и серых тонах, к пятнам на двух других листках добавляется красный цвет, а пятна на трех остальных помимо черного, белого и серого окрашены еще и в пастельные тона. Как полагал Роршах, «шок» при виде цветного пятна отражает эмоциональную жизнь испытуемого, а также дает представление о степени его самоконтроля. Что касается формы пятен и их образного описания испытуемым, то их интерпретация и оценка зависят от их расположения на листе бумаги, специфических особенностей и «оригинальности». Учитывают и то обстоятельство, описывает ли испытуемый все пятно или лишь отдельные его детали, что позволяет говорить о его способности или неспособности к синтезу и к абстрактному и теоретическому восприятию действительности. Рис. 10.26. Подобного рода пятна используются в тесте Роршаха. Испытуемый волен сообщать все, что он видит в этой фигуре. Хотя Роршах и разработал систему оценок, позволяющую систематизировать интерпретации психологов, сами эти интерпретации основываются главным образом на совокупности получаемых сведений и их взаимной организации. Поэтому они в значительной мере зависят от интуиции и клинического опыта исследователя. ТТА. Этот тест разработал в конце 30-х годов Маррей (Murray). Он состоит из 30 рисунков, каждый из которых изображает неоднозначную сценку с людьми. Испытуемому предлагают рассказать, основываясь на этой сценке, первую пришедшую ему в голову историю. Рис. 10.27. Одна из картинок, используемых в TTA. Испытуемого просят рассказать какую-нибудь историю на основании тех впечатлений, которые вызывает у него рисунок. Таким образом, и здесь в последующей интерпретации рассказа предполагается, что испытуемый проецирует на одного или нескольких персонажей свои собственные потребности, тревоги или ожидания, доставляя тем самым информацию об окружающем его мире и конфликтах, которые он в нем переживает. Выявив темы, которые чаще всего встречаются в описаниях испытуемым разных картинок, исследователь должен суметь уловить глубинные аспекты личности данного человека, касающиеся, в частности, его озабоченности, идентификаций, сознательных и подсознательных желаний, а также ориентаций, которые он хотел бы придать своей жизни. Оценка проективных тестов. Говорить о надежности и точности проективных методов приходится еще меньше, чем о надежности и точности личностных опросников. Интерпретация материала, сообщаемого испытуемым, столь же сильно зависит от культуры исследователя и его социокультурной среды, как и от его личности и опыта. Вероятно, интерпретаций одного и того же рассказа испытуемого может быть столько же, сколько исследователей его будет истолковывать; иногда, впрочем, появляется возможность сравнить интерпретации разных психологов. Цель этих исследований, однако, состоит не столько в получении точного и надежного портрета личности испытуемого, сколько в оценке динамики, лежащей в основе его поведения. Проективные тесты, таким образом, служат инструментом, позволяющим получить полезную информацию о тех движущих силах поступков, о существовании которых человек сам не подозревает. Документ 10.5. Кто такие были Эдип и Электра? Эдип Эдип — персонаж греческой мифологии. Он был сыном Лая, царя города Фивы, и его супруги Иокасты. Когда Эдип появился на свет, оракул потребовал от царя уничтожить ребенка, ибо судьбой ему было предначертано убить Лая и взять в супруги собственную мать. Тогда новорожденного со связанными ногами оставили на горе на растерзание диким зверям. Ребенка, однако, подобрали пастухи, назвавшие его Эдипом (это и значит «тот, у кого связаны ноги»), и передали царю города Коринфа, у которого он и рос, не подозревая о своем происхождении. Но вот Эдип узнает о висящем над ним ужасном пророчестве, и, думая, что царь Коринфа и есть его настоящий отец, он убегает, пытаясь спастись от судьбы. По дороге он ссорится с одним стариком и убивает его: он не знает, что старик этот и есть его родной отец, Лай. Подходя к Фивам, он сталкивается со Сфинксом, который терроризирует всю страну тем, что загадывает загадки и под угрозой смерти требует их разгадать. Эдип должен разгадать такую загадку: «Какое животное утром передвигается на четырех ногах, днем — на двух, а вечером — на трех?» Ответив, что речь идет о человеке и трех главных этапах его жизни, Эдип освобождает город от напасти. Жители Фив с триумфом вносят его на руках в город, избирают своим царем, и он женится на царице Иокасте. У них родятся два сына и две дочери, и они совершенно счастливы, пока оракул как-то не открывает Эдипу совершенный им двойной грех — отцеубийство и кровосмешение. Обезумевшая от горя Иокаста вешается, а Эдип выкалывает себе глаза. Его изгоняют из Фив, и он со своей дочерью Антигоной скитается по стране, пока не умирает недалеко от Афин. Согласно Фрейду, эта трагедия должна иллюстрировать то, что в психологическом плане движет развитием мальчика во второй период его детства. Электра Отцом Электры был Агамемнон — легендарный царь Микен и Аргоса, в Троянской войне вставший во главе греков. Клитемнестра, его супруга, за время долгого отсутствия мужа завела себе любовника Эгиста, с которым сговорилась погубить Агамемнона по его возвращении из похода и занять трон. У Агамемнона и Клитемнестры был сын Орест и две дочери, Ифигения (которую Агамемнон принес в жертву богине Артемиде) и Электра. Узнав о преступных замыслах своей матери, Электра ничего не смогла сделать, чтобы воспрепятствовать драме. Тогда она решила отомстить за смерть отца, убедив брата убить свою мать Клитемнестру и ее сообщника Эгиста. Подобная склонность к образу отца, доходящая до символического уничтожения матери, по мнению психоаналитиков, должна драматически переживаться большинством маленьких девочек. Резюме 1. Жизненный цикл человека можно произвольным образом разделить на четыре больших периода: пренатальный период, детство, отрочество и зрелость; каждый из этих периодов состоит из нескольких стадий. 2. Жизнь человека ограничена понижающейся способностью клеток размножаться путем деления. В западных странах средняя продолжительность жизни женщин в настоящее время составляет 80 лет, мужчин — 72 года. 3. В детстве развитие организма происходит в направлении двух осей: цефалокаудальной (от головы к ногам) и проксимодистальной (от центра к периферии). В период полового созревания направление этих осей изменяется на противоположное. 4. Развитие нервной системы начинается на 4-й неделе внутриутробной жизни. К моменту рождения мозг ребенка весит в 5 раз меньше мозга взрослого человека, а полной функциональной зрелости он достигает к концу отрочества. 5. Физическое развитие человека начинается с первых мгновений жизни и достигает расцвета между 20 и 30 годами. Половые признаки формируются в период полового созревания, так же как и репродуктивная функция. Сенсорные функции достигают максимального развития к 20 годам, а моторные — к 25–30 годам. Их заметное ослабление отмечается лишь после 60 лет. 6. Первые признаки половой активности отмечаются уже у плода и сохраняются до конца жизни. Сексуальные интересы нарастают на протяжении детства и в отрочестве проявляются в виде резко усиливающихся мастурбации, эротических ласк и половых связей, в которые очень многие девушки и юноши вступают в возрасте между 18 и 24 годами. Похоже, что взрослым людям супружеские половые отношения стали приносить в настоящее время больше удовлетворения, чем прежде, что можно объяснить усилением заинтересованности в них партнеров, разнообразием поз во время полового акта и возросшей практикой мастурбации, обеспечивающей тому или иному партнеру дополнительную сексуальную активность. Хотя половые способности сохраняются вплоть до преклонного возраста, после 70 лет сексуально активными остаются лишь немногие. 7. Согласно Пиаже, когнитивное развитие ребенка и подростка проходит три нерезко разграниченные стадии, следующие друг за другом в неизменном порядке. Речь идет о сенсомоторной стадии, включающей шесть подстадий, стадии конкретных операций с тремя уровнями и стадии формальных операций. Валлон говорит о существовании семи стадий, представляющих собой прерывистую последовательность реорганизаций и прогрессивных сдвигов. О том, как изменяется мышление в зрелом возрасте, известно очень немногое. Похоже, однако, что интеллектуальная продуктивность остается стабильной вплоть до преклонного возраста. 8. В процессе нравственного развития человек проходит несколько стадий. По мнению Пиаже, в детстве совершается переход от гетерономной нравственности к автономной. Работы Кольберга, однако, указывают на то, что нравственные суждения изменяются в зависимости от возраста и внешних обстоятельств. В свою очередь Гиллиган делает попытку выявить различия в нравственном развитии мужчин и женщин. 9. Развитие личности пытались объяснить с помощью многочисленных теорий. Среди описательных подходов выделяются типологии , объясняющие свойства личности биологическими особенностями, и теории личностных черт , связывающие их главным образом с функциональными свойствами нервной системы. По мнению бихевиористов , личность скорее является результатом взаимодействий человека с окружением, приводящих к вознаграждению или наказанию. Когнитивный подход стремится показать, что формирование личности определяется тем, какую роль при восприятии внешних событий человек отводит своему контролю над ними. Психодинамический подход акцентирует роль бессознательных сил, находящихся в постоянном конфликте с внешней реальностью. Гуманистические теории подчеркивают то, что в основе человеческой природы лежит склонность к самореализации или стремление к самовыражению на протяжении всей жизни через совершаемые человеком выборы. 10. Связи человека с окружением, обусловливающие его социальное развитие , устанавливаются с первых мгновений жизни. С развитием ребенка они непрерывно усиливаются и начинают играть особенно важную роль при освоении им незнакомых мест и образовании новых социальных связей. Социальные связи в детстве и отрочестве имеют важное значение для развития идентификаций и установок. Место, которое занимает в жизни человека дружба, зависит от возраста. 11. Теория психосоциального развития рассматривает это развитие как последовательность восьми кризисов, которые должен преодолеть человек, чтобы к концу жизни достичь цельности своей личности и спокойно встретить смерть. 12. Приближаясь к смерти, умирающий проходит ряд стадий и постепенно приходит к принятию мысли о смерти. Смерть представляет собой поэтапный процесс, в котором выделяют четыре ступени — от социальной смерти до физиологической. |