Главная страница
Навигация по странице:

  • Журнал «трутень»

  • родная литра 2. родная литература. 2.2. Журнал трутень


    Скачать 17.24 Kb.
    НазваниеЖурнал трутень
    Анкорродная литра 2.2
    Дата30.03.2022
    Размер17.24 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлародная литература. 2.2.docx
    ТипДокументы
    #430027

    Задание 2. Проанализируйте сатирические журналы XVIII в. «Всякая всячина» (анонимно Екатерина II), «Пересмешник М. Д. Чулкова, «Трутень» и «Живописец» Н. И. Новикова, «Почта духов» И. А. Крылова: какую цель ставили авторы журналов, какие жанры литературы считались приоритетными, почему? Напишите отзыв на любой журнал, сделав акцент на его проблематику и представленных авторов.

    Первым в январе 1769 г. вышел журнал "Всякая всячина", издававшийся статс-секретарём Екатерины Козицким, под непосредственным руководством самой императрицы. Потребность общества в свободной критике, в сатирическом слове была так сильна, что журналы стали появляться один за другим. Всего за пятилетие, 1769-1774 гг., издавалось больше 15 сатирических журналов. Но, разрешая издавать сатирические журналы, Екатерина вовсе не хотела давать им свободу развития. Она спешила указать, какого характера журналы будут благосклонно приняты и одобрены. Эту роль наставника и должна была взять на себя "Всякая всячина", которая в своих статьях стала именовать себя "бабушкой", призванной опекать своих "внучат" — последующее журнальное потомство.

    Все упомянутые журналы были использованы, по наставлению Екатерины II, для высмеивания пороков общества. Они пользовались успехом, тираж был большой, некоторые даже переиздавались в качестве книги.

    Журнал «трутень»

    Выходил не только в 69 году, но просуществовал до 27 апреля 1770. Его автор – Н.И. Новиков происходил из дворянской семьи, гимназия при Московском университете, служил в Измайловском полку. В 1767 принимает участие в заседаниях Комиссии по составлению Нового уложения – протоколист. В 68 уходит с военной службы. В 1770 – занимает должность переводчика в Коллегии иностранных дел. В 1773 окончательно уходит в отставку. Хочет перечитать все журналистские произведения.

    Трутень – бездельник, который не знает, чем заняться. Рассматривает журнал три рода деятельности: военная, гражданская и придворная. Он оценивает их критически, особенно последнюю. Вопрос: к чему потребен я в обществе? Слова Сумарокова. Считает, что может быть полезен, издавая труды других авторов.

    Многие считали, что Екатерина пытается закрыть «Трутень». В 5 номере «Трутня» под подписью «Правдолюбов» Новиков упрекает Екатерину в потакании пороку. Считает, что более человеколюбив тот, кто помогает исправить пороки. Упреки в плохом знании языка. Новиков обрушивается на дворянские нравы, упрекает в презрении ко всему русскому, увлечении иностранщиной. С уважением упоминает о разночинцах.

    В 70-м году Новиков понимает, что надо сменить тон сатиры. Он даже меняет эпиграф опять на слова Сумарокова: «Опасно наставленье строго, где зверства и безумства много». Он подчеркивал, что понимает опасность своих выпадов. В 70-м году демонстративно изгоняется Правдолюбов. Следующая редакционная заметка, что его письма больше печататься не будут. Журнал нападает на кокеток, серьезные темы исчезают. По сути, характер критики как хотела Екатерина. Журнал обесцветился. Тираж падает с 1200 до 750 экземпляров. Новиков публиковал письма якобы от читателей, которые писал сам. Шуточные псевдонимы: «тот, кто написал» и «услужница ваша, не угадаешь кто». Маскировка собственной позиции под читательскую. Сам Новиков пишет, что поступило еще 4 таких читательских письма.

    В заключительном номере Новиков пишет: «Против желания моего с вами прощаюсь» - административный нажим. Но официальных документов, подтверждающих закрытие, нет. «Трутень» 70-го года и не интересовал так читателя. Он выполнил свою миссию – выражение оппозиции. «Всякая всячина» тоже закрылась, до «Трутня».

    Задание 3. Изучите 1, 2, 7 сатиры А. Д. Кантемира, авторский и редакторский комментарий к ним, оформите ответ в виде таблицы, учитывая особенности проявления личности автора и его оценок явлений действительности. Рассмотрите и напишите, как в сатирах Кантемира реализуются принципы изображения характера, приведите примеры.

    1 сатира

    2 сатира

    7 сатира

    В 1729 году появляется его первая сатира, «На хулящих учение». Сатира имела мощный политический подтекст — после смерти Петра I многие в России выступали против начатых им преобразований. За это Кантемир обрушивается на представителей церк. и светской реакции. Сатира получила высокую оценку Феофана Прокоповича.

    Наука ободрана, в лоскутах обшита,

    Из всех знатнейших домов с ругательством сбита.

    В них, следуя традиции просвещения он поучает «что такое хорошо, а что такое плохо», обличает пороки, как общественные, так и людские. Литературную деятельность Кантемир рассматривает как свой гражданский долг: в предисловии ко второй своей сатире он пишет: «На последний же их вопрос, кто меня судьею поставил, ответствую: что все, что я пишу, — пишу по должности гражданина, отбивая все то, что согражданам моим вредно быть может».


    II сатира посвящена острой социальной проблеме, волновавшей современников Кантемира. Со времени введения «Табели о рангах всех чинов воинских, статских и придворных» (1722) был положен конец старому порядку, при котором занятие соответствующих государственных должностей зависело исключительно от знатности рода.

    Сатира посвящена другу Кантемира, человеку передовых взглядов. Трубецкой получил дворянство и княжеский титул за ревностную службу отечеству, а когда-то он был денщиком Петра 1.

    Кантемир ставит в сатире одну из важных для эпохи просвещения тем - о воспитании детей. В своих взглядах на воспитание Кантемир придерживается наиболее передовых философско-педагогических идей эпохи.


    Образ лирического героя сатиры раздвоенный: с одной стороны, это образованный и умный, но не лишенный слабостей и сомнений дворянин, с другой стороны, это человек, чей разум символизирует собой идеальное, должное.

    Герой вступает в спор с "умом своим", чтобы подвергнуть анализу собственные идеи и поступки, и приходит к выводу об их явном конфликте с реальностью. Характер лирического героя сатиры позволяет изобразить трагедию умного человека изнутри.

    Авторскую позицию выражает Филарет, а реакционную - дворянин Евгений. Кантемир указывал, что заимствовал эту форму у Буало. Для Кантемира важно было подчеркнуть преемственность своего творчества с мировой литературы. Впервые в русской литературе Кантемир выдвигает тезис о физическом равенстве всех людей разных сословий.

    Персонажи сатиры самостоятельны, независимы от авторского начала. Еще В. А. Жуковский заметил, что Кантемир часто «выводит на сцену актеров», наделяя персонажей самостоятельным словесным действием, по форме неотличимым от авторского .


    написать администратору сайта