Главная страница
Навигация по странице:

  • «Государство как инструмент классового господства»

  • карл маркс. К. Маркс Государство как инструмент классового господства Карл Маркс


    Скачать 20.65 Kb.
    НазваниеК. Маркс Государство как инструмент классового господства Карл Маркс
    Дата28.12.2022
    Размер20.65 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлакарл маркс.docx
    ТипБиография
    #868372

    К. Маркс «Государство как инструмент классового господства»
    Карл Маркс. Биография. Источник: Большая российская энциклопедия.
    Годы жизни с 1818 по 1883.  Немецкий со­ци­аль­ный фи­ло­соф, эко­но­мист, пуб­ли­цист, об­ществ. и по­ли­тич. дея­тель.
    Ему принадлежит авторство двух фундаментальных трудов – «Манифеста коммунистической партии» и «Капитала». Он мечтал о справедливом обществе, стал создателем политико-экономического учения, которое состоит из понятий прибавочной стоимости в экономике, классов и классовой борьбы в политике. Карл Маркс основал научный коммунизм. Вся его жизнь проходила под девизом «Борьба». На самом деле, он никогда не участвовал ни в каких военных действиях, зато на протяжении всей жизни преодолевал бедность, граничащую с нищетой, голод, болезни и смерти детей. Он боролся с идейными противниками, за то, чтобы идеи коммунизма восторжествовали.
    Карл Маркс родился 5 мая 1818 года в Германии, в городке Трир в се­мье ад­во­ка­та. Учил­ся в ун-тах Бон­на и Бер­лина, где изучал юриспруденцию, философию и историю. В 24 года по­лу­чил сте­пень доктора фи­ло­со­фии (дис. «Раз­ли­чия ме­ж­ду на­тур­фи­ло­со­фи­ей Де­мок­ри­та и на­тур­фи­ло­со­фи­ей Эпи­ку­ра»). Ми­ро­воз­зре­ние М. фор­ми­ро­ва­лось под влия­ни­ем идей Про­све­ще­ния, фи­ло­со­фии Ге­ге­ля и за­тем Л. Фей­ер­ба­ха, Б. Спи­но­зы, франц. и нем. со­циа­ли­стич. и ком­му­ни­стич. уче­ний 1820–40-х гг. Благодаря Людвигу фон Вестфалену, другу Генриха Маркса, молодой Карл изучил литературу Возрождения и античную философию. В 1843 М. же­нил­ся на ба­ро­нес­се Жен­ни фон Вест­фа­лен (1814–81), вме­сте с ко­то­рой пе­ре­ехал в последствии в Па­риж.
    Свою трудовую биографию Карл собирался начать с должности профессора в Боннском университете. Однако в 30-х годах правительство приступило к чистке преподавательского коллектива этого вуза, таким образом, пытаясь задушить левое движение в самом начале его развития.
    В 1844 совм. с А. Ру­ге (1802–80) вы­пус­тил «Не­мец­ко-фран­цуз­ский еже­год­ник» (при уча­стии Г. Гей­не и Г. Гер­ве­га); в опуб­ли­ко­ван­ной в нём ст. «К кри­ти­ке ге­ге­лев­ской фи­ло­со­фии пра­ва. Вве­де­ние» кри­ти­ка ре­ли­гии как ил­лю­зор­но­го «пре­врат­но­го ми­ро­воз­зре­ния» пре­вра­ща­ет­ся в кри­ти­ку ре­аль­но­го «пре­врат­но­го ми­ра», пред­став­лен­но­го го­судар­ст­вом и пра­вом. Маркс резко критиковал правящий режим, на страницах газеты печатал призывы к его свержению, чем впал в немилость к правительству. Когда философ уже занял место редактора этого издания, он вдруг осознал, что практически не разбирается в структуре политэкономии, поэтому постарался глубже вникнуть в ее изучение. Талантливый журналист-философ достаточно быстро приобрел популярность и поддержку у населения страны, поэтому правительство пыталось склонить его на свою сторону. Но Карл не пошел ни на какие компромиссы с действующим режимом. Этот отказ стоил ему очень дорого – его заставили депортироваться. В этот момент он переезжает в Париж.
    Там же и состоялось знакомство Маркса и Фридриха Энгельса. Потом Карла представили немецкому поэту Генриху Гейне. На протяжении двух лет реформатор общается с радикально настроенными гражданами Франции.
    В 1845 году местом жительства Маркса стала Бельгия. Карл и Фридрих Энгельс вступили в тайное международное общество «Союз справедливых», который организовали граждане Германии. По заданию подпольщиков Маркс и Энгельс начали разрабатывать программу коммунистического общества. Совместный труд двух философов привел к созданию «Манифеста коммунистической партии». Он вышел из печати в 1848 году в очень ограниченном количестве.
    В том же, 1848-м, власти Бельгии вынудили Карла уехать из страны. Он возвращается в Париж, где живет на протяжении месяца, а потом переселяется в немецкий город Кельн. Маркс и Энгельс стали во главе революционного издания «Neue Rheinische Zeitung», которое работало всего год. После того, как в нескольких германских округах потерпели поражение рабочие восстания, выпуск газеты пришлось прекратить. После этого последовали репрессии.
    Сотрудничество с политическим изданием подорвало авторитет Маркса в глазах правительства, поэтому в 50-е годы ему пришлось уехать в Лондон. В 1867 году, именно в Лондоне, Маркс создал свое детище, которое прославило его на весь мир. Он написал «Капитал». В начале лондонского периода философ с семьей терпели крайнюю нужду, пока заботы об их материальном благосостоянии не взял на себя Энгельс. Его помощь была безвозмездной, и это позволило семейству вырваться из нищеты.
    В 1864-м Маркс стал во главе открывшейся «Международной рабочей ассоциации», или как его называли, Первого Интернационала. Вначале она состояла из анархистов, итальянских республиканцев, французских социалистов и тред-юнионистов. После разгрома Парижской Коммуны, организация во главе с Марксом перебирается в Нью-Йорк. Сообщество существовало на протяжении четырех лет, после чего прекратило свое существование.
    Женни Маркс умерла в 1878-м, после долгих лет борьбы с неизлечимой болезнью. У нее была онкология. Эта утрата сильно сказалась на состоянии философа, он просто сломался. После смерти любимой Карл прожил еще пять лет, и умер 14 марта 1883 года. Причиной смерти стал плеврит. Местом упокоения величайшего из философов стало Хайгетское кладбище, рядом с любимой женой.
    «Государство как инструмент классового господства»
    Политическое господство означает структурирование в обществе отношений командования и подчинения, организационное и законодательное оформление факта разделения общества на управляющих и подчиняющихся. Господство – это политический порядок, при котором одни командуют, а другие подчиняются.
    Теорию классового господства обосновал немецкий политический философ XIX века Карл Маркс. Классовое господство охватывает три аспекта явлений:

    - экономическое господство;

    - политическое господство;

    - идеологическое господство.

    Экономическое господствозаключается в верховном контроле того или иного класса над орудиями труда, процессом труда и продуктами труда.

    Политическое господствовыражается в государственных гарантиях верховного контроля класса над средствами, процессом и продуктами труда, то есть это правовое, законодательное закрепление экономического господства.
    Только после установления государственных правовых гарантий можно говорить о полном проявлении экономического господства. Политическое господство обеспечивает функционирование экономического господства.

    Идеологическое господство того или иного класса - идейное обоснование экономического и политического господства.

    Если политическое господство придает производственным, экономическим отношениям статус законных, то идеологическое возводит их в ранг необходимых, оправданных и справедливых.

    Класс, находящийся у власти, занимает преимущественное положение в формировании идей. В его распоряжении находятся средства, время (оно не тратится на добывание прожиточного минимума), специалисты, способные вырабатывать общественно-политические теории. Идеологическое господство выступает как стабилизирующее средство по отношению к экономическому и политическому господству. Оно достигается за счет придания интересам и идеям господствующего класса формы всеобщих интересов и идей в данном обществе. Смысл идеологического господства – убедить большинство граждан в том, что данный порядок экономических и политических отношений нормален, естественен и справедлив, и одновременно дискредитировать соперничающие идеологии, создаваемые другими классами.
    Располагая материальными ресурсами, имущий класс создает организации и учреждения, ведущие пропаганду его взглядов. Борьба за идейное господство предполагает навязывание единого мировоззрения через систему образования и просвещения, культуру и средства массовой информации, а также через образ жизни. С помощью многочисленной армии работников идеологической сферы (учителей, журналистов, писателей, актеров легковесных сериалов и поп-див, телекомментаторов, экспертов-политологов и других скрытых и явных защитников господствующего уклада жизни) он настойчиво наполняет сознание народных масс угодными ему идеями, формирует мировоззрение людей в выгодном ему направлении. В то же время им создаются условия, препятствующие пропаганде идеологии класса-антипода, а его идеологи преследуются (прямо или косвенно) за инакомыслие.

    Любой класс и его элита, стремящиеся сделать свою власть долговременной, неизбежно должны постоянно добиваться усиления своего идейного господство в обществе, ибо все революции и перевороты первоначально происходят в сознании людей. Благодаря тому, что идеи и интересы господствующих классов становятся основой сознания и поведения большинства членов общества, обеспечивается легитимность власти и социальная стабильность в обществе.


    написать администратору сайта