реферат по философии. Философия Митчем. К. Митчем об инженерном и гуманитарном подходе к технике
Скачать 13.99 Kb.
|
Тема: К. Митчем об инженерном и гуманитарном подходе к технике. 2. Известный американский специалист К. Митчем в истории развития философии техники выделяет с некоторыми оговорками два ключевых направления. Первое направление он назвал инженерной философией техники, которое представляет собой усилия техников и инженеров выработать общие принципы своей профессиональной деятельности. Данное направление является первым по происхождению видом философии техники, непосредственно связанным с производственной деятельностью. 3. Второе направление К. Митчем назвал гуманитарной философией техники, под которой он понимал концептуальные подходы к постижению смысла и сущности техники; роль и оценку техники в развитии человеческого общества. Второе направление представлено работами философов, социологов, культурологов, дизайнеров, религиозных мыслителей и т. п. 4. Инженерная философия техники дает анализ техники как бы изнутри, интерпретацию технического способа бытия человека в мире как определяющего понимание других типов человеческого мышления и действия. Гуманитарная философия техники в свою очередь представляет собой взгляд на технику как бы со стороны и начинает систематические попытки отстоять один из главных идеалов – принцип приоритета гуманитарного (не-технического) начала по отношению к техническому. 5. Между двумя этими направлениями существует определенное дискуссионное противостояние. Так, инженерно-технические специалисты упрекают гуманитариев за некомпетентность в рассуждениях о сущности и перспективах технического развития; за непонимания внутренних технических аспектов предметно-преобразующей деятельности; за отсутствие необходимых специально-технических знаний и т. д. Гуманитарии в свою очередь упрекают инженеров и техников за слабо развитую критическую рефлексию, утверждение технократических ценностей и стиля мышления, притупляющего и подавляющего существенные элементы человеческой жизни и т. д. 6. Справедливости ради, необходимо заметить, что и в инженерной философии техники затрагивались вопросы, традиционно относящиеся к социально-гуманитарной сфере, такие как «культура и техника», «техника и история», «техника и власть», «техника и экономика (хозяйство)», «техника и человек». Среди видных представителей инженерной философии техники можно назвать такие имена: Ф. Дессауэр, П. К. Энгельмейер, Э. Капп, Ж. Лафит, 7. В конце ХIХ в. российский инженер и чиновник П. К. Энгельмейер призывал к философскому исследованию и общественному применению техники по отношению к окружающему миру. Исследуя технику, он пишет: «Мы должны выработать определенную общую картину техники, в рамках которой мы анализируем, возможно, большее количество форм проявления технической деятельности…, ибо техника прослеживается уже на самой заре возникновения человеческого общества и его развития». В целом же для инженерной философии техники характерны следующие убеждения: - техника есть система искусственно созданных средств и инструментов деятельности; - техника ценностно нейтральна – негативные последствия возникают только от ее применения с негативными целями; - развитие техники кумулятивно и направлено. Техника – единственная область культуры, очевидно реализующая идею прогресса; - технические системы и комплексы обладают собственными объективными законами развития. |