Главная страница
Навигация по странице:

  • Цели и задачи изучения темы: Цель изучения темы

  • Изучая тему, акцентируйте внимание на следующих понятиях

  • Теоретический материал по теме Вопрос 1. Диалектика и ее исторические формы.

  • Вопрос 2. Законы диалектики.

  • Внутренние и внешние противоречия.

  • Основные и неосновные противоречия.

  • Антагонистические и неантагонистические противоречия.

  • Вопрос 3. Категории материалистической диалектики.

  • Диалектика единичного общего.

  • Взаимодействие формы и содержания.

  • Диалектика сущности и явления.

  • Необходимость и случайность.

  • Возможность и действительность.

  • Задания для самопроверки

  • Вопросы для самопроверки

  • Философия. Кафедра Философии и истории


    Скачать 97.63 Kb.
    НазваниеКафедра Философии и истории
    Дата07.03.2023
    Размер97.63 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаФилософия.docx
    ТипДокументы
    #973332
    страница3 из 5
    1   2   3   4   5
    Тема 3. Диалектика: понятие и основные исторические формы

     

    Вопросы темы:

    1.  Диалектика и ее исторические формы.

    2.  Три закона материалистической диалектики.

    3.  Основные категории материалистической диалектики.

     

    Цели и задачи изучения темы:

    Цель изучения темы – формирование представлений о диалектике, ее основных исторических формах, законах и категориях.

     

    Задачи изучения темы:

    1.  Раскрытие сущности и содержания основных философских категорий по данной теме.

    2.  Формирование навыков философского диалектического мышления.

    3.  Формирование навыков применения диалектики в жизни.

     

    Изучая тему, акцентируйте внимание на следующих понятиях:

         диалектика;

         метафизика;

         закон;

         противоположности;

          противоречия;

         сущность;

         явление;

         содержание;

         форма;

         необходимость;

         случайность;

         количество;

         качество.

     

    Теоретический материал по теме

     

    Вопрос 1. Диалектика и ее исторические формы.

     

    Одним из основных достижений философского мышления является учение о диалектики. В переводе с греческого языка диалектика буквально обозначает искусство вести беседу, искусство спорить.

    Диалектика – это учение о наиболее общих закономерностях становления, развития, внутренний источник которых усматривается в единстве и борьбе противоположностей. Как метод познания диалектика противопоставляется метафизике – такому способу мышления, который рассматривает вещи и явления как неизменные и независимые друг от друга. Диалектический метод познания явлений природы и общества предполагает рассмотрения предмета не в статичном, застывшем виде, а в развитии, всей совокупности внутренне присущих ему противоречий и тесной связи предмета с другими предметами. В работе «Три источника и три составных части марксизма» В.И. Ленин писал, что «диалектика – это учение о развитии в его наиболее полном, глубоком и свободном от односторонности виде, учение об относительности человеческого знания, дающего нам отражение вечно развивающейся материи».[1]

    В истории выделяют следующие основные исторические формы диалектики: наивная диалектика античности, идеалистическая диалектика Гегеля и материалистическая диалектика Маркса и Энгельса.

    Античная диалектика характеризуется с одной стороны общим характером суждений, созерцательным подходом к миру явлений, в силу небольшого научного накопленного опыта в то время, с другой стороны в основном она уже тогда правильно ухватила основу диалектического подхода к явлениям. Одним из основоположников античной диалектики является Гераклит. Это ему принадлежит известная фраза о том, что в одну реку нельзя войти дважды. По мнению Гераклита, основным движущим первовеществом являлся огонь. Он выделял стадии движения огня. По Гераклиту, в природе происходит два процесса: «путь вниз» и «путь вверх». «Путь вниз»: огонь превращается в воздух, воздух в воду, вода в землю. «Путь верх»: земля превращается в воду, вода в воздух, а воздух в огонь. Происходит вечное изменение вещества через преодоление им своих противоположностей. По Гераклиту, именно противоречия являются движущей силой развития, именно благодаря им происходят изменения в мире.

    Диалектика Гераклита носила стихийно материалистический характер.

    Идеалистическая диалектика Гегеля. Свою философскую концепцию диалектики Гегель в системном виде излагает в работе «Наука логики». Гегель подразделяет диалектику на три составные части: бытие, сущность и понятие. Бытие, по Гегелю, есть самое первое и самое абстрактное определение мысли. Оно конкретизируется в категориях качества, количества и меры. Исчерпав категорию бытия, Гегель рассматривает то же бытие, но уже с противопоставлением этого бытия ему же самому. Отсюда рождается категория сущности бытия; диалектический синтез исходной сущности и явления выражается в категории действительности. Этим исчерпывается у него сущность. Но сущность не может существовать в отрыве от бытия. Гегель исследует и ту ступень Д., где фигурируют категории, содержащие в себе одинаково и бытие, и сущность. Это – понятие. Гегель является абсолютным идеалистом, и поэтому он именно в понятии находит высший расцвет и бытия, и сущности. Гегель рассматривает своё понятие как субъект, как объект и как абсолютную идею.

    Гегель разработал основные законы и категории диалектики, тем самым внес громадный вклад в развитие диалектического подхода.

    Материалистическая диалектика. Основоположниками материалистической диалектики были Маркс, Энгельс и Ленин. Основная заслуга данных мыслителей состоит том, что они поставили диалектику на материалистическую основу. Если Гегель рассматривал развитие понятия, то Маркс рассматривал развитие материальной действительности. От того диалектика Маркса, Энгельса, Ленина и получила название материалистической, а само философское учение стало именоваться диалектическим материализмом. И. В. Сталина писал: «Диалектический материализм… называется диалектическим материализмом потому, что его подход к явлениям природы, его метод познания этих явлений является диалектическим, а его истолкование явлений природы, его теория – материалистической».[2] То есть теория Маркса восприняла законы и категории диалектики, но исходила из первичности материи над сознанием.

     

    Вопрос 2. Законы диалектики.

     

    Рассматривая основные три закона диалектики, ответим предварительно на вопрос, что мы понимаем под законом вообще. Закон в философском смысле понимается как существенная и необходимая, общая и повторяющаяся связь между явлениями материального мира, вызывающая строго определенное течение событий.[3]

    Материалистическая диалектика выделяет три основных закона диалектики: закон единства и борьбы противоположностей, закон перехода количественных изменений в качественные и закон отрицания отрицания.

     

    1.Закон единства и борьбы противоположностей. Этот закон является ядром диалектики, раскрывает источники и причины развития материального мира.

    Противоположности понимаются как внутренние стороны предмета, которые исключают и одновременно предполагают наличие друг друга. Отношение неразрывной связи двух сторон составляет единство противоположностей. И действительно, любой предмет содержит противоречивые стороны, как в самом себе, так и в отношении других предметов. Так, к примеру, развитие информационных технологий может, с одной стороны создать условия для всеобщего доступа к знаниям, всестороннего развития личности, а с другой может работать и на деградацию подрастающего поколения.

    Помимо этого противоположности не только не исключают, но и предполагают одна другую. Если мы говорим «добро» значит где то должно быть «зло», если говорим день, значит должна быть и ночь, теплое противоположно холодному и т.д.

    Борьба противоположностей составляет противоречие, которое является источником всякого развития.

    Так как сами противоположности носят всеобщий характер, то и борьба их между собой абсолютна. Единство же относительно и составляет необходимое условие для протекания борьбы, так как эта борьба протекает только там, где противоположности сосуществуют в одном предмете. Если бы развитие противоположностей протекало без борьбы, то не было бы никакого развития.

    Противоречия бывают:

         внутренние и внешние;

         основные и неосновные;

         антагонистические и неантагонистические.

     

    Внутренние и внешние противоречия.

    Внутренние противоречия – это борьба противоположных сторон данного предмета. Пример внутренних противоречий: экономические противоречия в государстве. Внутренние противоречия являются двигателем развития предмета, определяют основные тенденции в его изменениях. Что бы познать предмет, необходимо определить его внутренние противоречия. Определение внутренних противоречий крайне важно и при анализе исторических событий, которые зачастую интерпретируются в конспирологическом ключе.

    Внешние противоречияэто противоречивые отношения данного предмета с другими предметами, с окружающей его средой. Примером внешних противоречий выступают противоречия между государствами. Внешние противоречия могут способствовать развитию предмета, а могут и тормозить его, но определяют направление развития противоречия внутренние. Так, к примеру, при всем том внешнем влиянии, которое оказывали на СССР страны западного мира, основными причинами его развала являются внутренние противоречия советского общества, которые еще предстоит исследовать. Аналогично и с анализом победы той или иной страны в войне, стоит всегда исходить и внутреннего устройства государства, которое определяет победу или поражение в войне.

     

    Основные и неосновные противоречия.

    Основныминазывают такие противоречия, которые играют решающую роль в развитии и воздействуют на все другие противоречия и стороны предмета.

    К неосновнымотносят противоречия, порождаемые основными и не играющими определяющего влияния на развитие.

    Примером основного противоречия в обществе является противоречие между производительными силами и производственными отношениями, которое двигает вперед общественное развитие. Проникая во все сферы жизни общества, основное противоречия любой общественно-экономической формации порождает ряд неосновных, второстепенных противоречий, которые выражают и проявляют основное противоречие. Так, к примеру, противоречия, связанные с реализацией авторского права и борьбой с пиратством неосновное, но оно является проявлением основного противоречия между производственными отношениями и производительными силами: с одной стороны уровень техники позволяет бесплатно присваивать результаты духовной деятельности человека, с другой стороны производственные отношения капиталистической общественно-экономической формации основаны на высшей стадии товарного производства, когда любой продукт приобретает товарную форму (то есть производится с целью обмена).

     

    Антагонистические и неантагонистические противоречия.

    Антагонистические противоречия – это непримиримые противоречия, которые снимаются в ходе их борьбы и подчинения одной стороны другой. Примерами антагонистических противоречий могут служить классовые противоречия между рабами и рабовладельцами. Противоречие тогда решалось подчинением рабов рабовладельцам и рабы могли возразить только в форме восстания. В ходе дальнейшего развития, общество выработало разные формы для разрешения классовых противоречий, но в основе своей в той или иной степени они остаются антагонистическими по сию пору.

    Неантагонистические противоречия – это противоречия, которые возможно решить без подчинения одной стороны другой, с помощью взаимодействия и взаимодополнения противоречивых сторон предмета. Примером такого рода противоречий могут выступать внутриклассовые противоречия между различными слоями одного класса. Так, к примеру, противоречия между рабочими мигрантами и рабочими москвичами не является антагонистическим и может быть разрешено при соблюдении принципов равноправия в трудовых отношениях.

    Выяснив, что такое противоположности и противоречия, дадим формулировку первого закона диалектики.

    Закон единства и борьбы противоположностей: Предметы и явления раздваиваются на противоположные стороны, которые представляют единство противоположностей. Противоположности не просто сосуществуют, а находятся в состоянии постоянного противоречия, борьбы между собой. Борьба противоположностей составляет внутреннее содержание и источник развития действительности.

     

    2.Переход количественных изменений в качественные. Для начала разберемся с тем, что такое количество и что такое качество.

    Качество представляет существенную определенность, благодаря которой он является именно этим, а не иным объектом. Качество отражает устойчивое взаимоотношение составных элементов объекта, которое характеризует его специфику, дающую возможность отличать один объект от других. Именно благодаря качеству каждый объект существует и мыслится как нечто отграниченное от других объектов.

    Качество проявляется в свойствах. При этом нужно отличать качество от свойства. Свойство характеризует вещь, с какой-либо одной стороны, тогда как качество дает представление о предмете в целом.

    Кроме качества, любой предмет обладает и количеством. Количество характеризует предмет со стороны степени развития или интенсивности присущих ему свойств, а также величины, объема и пр. Количество выражается числом.

    Если взять для примера автомобиль, то с качественной стороны он обладает рядом, присущих ему свойств. С количественной стороны автомобиль обладает размером, формой, цветом и пр. И так любой предмет.

    Количество и качество едины. Не бывает качества вообще, оторванного от количественных характеристик, равно как не бывает и количества вообще. Когда мы спрашиваем «сколько», то всегда имеем ввиду какую-то качественную определенность: «сколько людей», «сколько домов» и пр.

    Таким образом, развитие выступает как единство количества и качества. Оно может происходить в двух формах: непрерывности и прерывности (скачкообразности).

    Непрерывность в развитии – это стадия медленных, постепенных количественных накоплений. Данный этап еще называют «эволюционным путем» развития. Но достигая определенного этапа, на смену непрерывности приходит скачкообразная стадия.

    Прерывность (скачок) – это стадия быстрых, коренных, качественных преобразований, момент превращения старого качества в новое.

    Постепенное увеличение температуры воды приводит, в конце концов, к достижению ею необходимой температуры (100 градусов) и изменению своего агрегатного состояния (качества). Это самый наглядный пример того как постепенные количественные изменения приводят к качественным. В обществе развитие производительных сил вступает в противоречие с производственными отношениями. Постепенное накопление отдельных противоречий еще не создает ситуации скачкообразного перехода из одной общественно-экономической формации в другую, но когда противоречия достигают своей высшей формы, такой переход свершается, как правило, в форме социальной революции, когда происходит скачкообразная смена одной общественно-экономической формации на другую.

    Закон перехода количественных изменений в качественные: всем предметам и явлениям свойственны количественная и качественная определенности, количество и качество. Количество и качество взаимосвязаны. В процессе развития постепенные количественные изменения приводят к коренным качественным. Этот переход, как правило, осуществляется в форме скачка.

     

    3.Закон отрицания отрицания. Стоит сразу отметить, что речь идет не о механическом, а о диалектическом отрицании, под которым понимается не любое отрицание, а только такое, которое приводит к качественным изменениям. Диалектическое отрицание исходит из того, что новое не уничтожает старое, а сохраняет все то лучшее, что в нем имелось. Энгельс в своей известной работе Анти-Дюринг приводил зерно в качестве примера диалектического отрицания. Сначала имеется зерно, затем его отрицает растение, а потом растения выбрасывает много зерен и круг как бы замыкается, но на более высоком уровне: вначале было одно зерно, а теперь зерен множество. Примером диалектического отрицания можно считать смену общественно-экономических формаций. Сначала господствовала архаическая (первобытнообщинная) формация, которая основывалась на общественной собственности, затем ей на смену пришла эпоха формаций основанных на частной собственности и затем, на новом более высоком уровне развития, в СССР была попытка вновь построить общество с господством общественной собственности.

    Закон отрицания отрицания: развитие осуществляе6тся посредством отрицания старого новым, низшего высшим. Поскольку новое, отрицая старое, сохраняет и развивает его положительные черты, развитие приобретает прогрессивный характер. Вместе с тем развитие идет по спирали, с повторением в высших стадиях отдельных сторон и черт низших.

     

    Вопрос 3. Категории материалистической диалектики.

     

    Выделяют шесть парных категорий диалектики:

         Единичное и общее.

         Содержание и форма.

         Сущность и явление.

         Причина и следствие.

         Необходимость и случайность.

         Возможность и действительность

     

    Единичное и общее.

    Единичное – относительно обособленный объект, процесс со всей совокупностью присущих ему признаков.

    Единичное – отличая данный предмет от другого, по его пространственным, временным и иным свойствам, от них в том числе подобных ему предметов. Тем самым в этих свойствах отражается качественная определенность предмета, их индивидуальность.

    Общее – категория для обозначения повторяющихся сходных черт, признаков

    принадлежащим многим вещам, группе или (общее в том, что сержанты) единой суммой связей.

     

    Диалектика единичного общего.

    Во-первых, единичное и общее являются противоположностями. Единичное имеет тенденцию не повторяться, общее имеет тенденцию к повторению в других вещах.

    Во-вторых, общее устойчиво, а единичное – изменчиво.

    В-третьих, единичное богаче общего, так как имеет свои исторические признаки.

    Однако общее глубже единичного, так как является сущностью предмета.

    В-четвертых, несмотря на то, что единичное и общее противоположности, они существуют в единстве. Общее существует лишь в отдельном и через отдельное. Всякое общее лишь частично, приблизительно охватывает отдельные предметы.

    Единичное – всегда существует в связи, которая ведет к общему.

    Так, к примеру, отдельно взятая личность представляет единичное. Но личность не может существовать вне общества, которое является целым по отношению к личности. Вместе с этим общество состоит из классов, а классы из личностей. То есть общее и единичное две стороны единого предмета.

    Понимание диалектики единичного и общего важно как в познавательной деятельности, так и в решении практических вопросов жизни, особенно связанных с политическим устройством общества.

     

    Содержание и форма.

    Содержание – это совокупность элементов и процессов, образующих предмет.

    Форма – это структура и организация содержания. Форма бывает внешняя и внутренняя. Внешняя форма отражает внешние признаки содержания, внутренняя форма выражает структурную организованность содержания.

    Так, к примеру, содержанием права являются общеобязательные, закрепленные в нормативных актах предписания. Формой же права является, с одной стороны его внутренняя система (нормы, отрасли, подотрасли, институты и пр.) (если речь идет о внутренней форме), с другой стороны источники права, то есть те документы, в которых содержатся правовые нормы.

     

    Взаимодействие формы и содержания.

    Форма определяется содержанием, но раз возникнув, форма приобретает относительную самостоятельность.

    Содержание, с одной стороны определяет форму, задает параметры и пределы для развития формы. Вместе с тем и форма может оказывать обратное воздействие на содержание. Она может способствовать развитию содержания, а может и тормозить его.

    Содержание – изменчиво, форма – устойчива. Форма и содержание противоположности. В процессе борьбы, содержание отбрасывает старую форму, но в тоже время новая форма способствует развитию новых элементов у содержания.

     

    Сущность и явление.

    Сущность – это главная, внутренняя, относительно устойчивая совокупность сторон предмета. Сущность определяет природу предмета и из нее вытекают все его основные стороны и признаки. Сущность не лежит на поверхности и для того, чтобы ее познать, требуется проникнуть вглубь предмета, исследовать его с помощью теоретического мышления. Сущность отвечает на вопрос «для чего», раскрывает основной смысл и назначение предмета.

    Явление – это внешнее непосредственное выражение сущности. Так, к примеру, если сущность государства заключается в том, что это аппарат управления в руках экономически господствующего класса, а сущность права в том, что это возведенная в закон государственная воля, то проявляется эта сущность по-разному. Может проявляться в текстах законов, может в определенных политических действиях и пр.

    Сущность человека заключается в общественных отношениях, которые формируют его личность. Проявляется это в поведении индивидов в повседневной жизни (недаром, есть такое выражение «показал свою сущность»).

     

    Диалектика сущности и явления.

    Диалектика сущности и явления строиться на двух основных особенностях: с одной стороны сущность и явления едины, с другой противоположны.

    Сущность является, явление существенно – писал Ленин. Явление – это сущность, взятая со стороны ее функционирования в непосредственной действительности. Внешняя сторона действительности, отдельные свойства предмета, составляют явление. Сущность же – это те же явления, взятые со стороны в их наиболее глубоких, общих, важных и устойчивых черт.

    Чтобы познать сущность явления, не достаточно эмпирического познания, необходимо глубокое осмысление целой цепи событий, связанных с развитием этого явления. В то же самое время, сама по себе сущность не бывает абстрактной, она всегда находит свое выражение в конкретных событиях, поступках, действиях, что в совокупности является явлением. Не может быть сущности абстрактного права или государства, всегда за сущностью государства и права стоят конкретные явления, подтверждающие сущность.

     

    Причина и следствие.

    Причина – это явление или группа явлений, предшествующие другому явлению и вызывающие его. Явление же, которое возникает и развивается под воздействием причины, называют следствием.

    Причина всегда предшествует следствию и определяет ход его развития, однако следование во времени не является достаточным основанием для определения причины. Зима следует за осенью, но из этого не следует, что осень причина зимы. Причинная зависимость между явлениями имеет место лишь тогда, когда одно из явлений не просто следует раньше по времени, но и порождает другое.

    Причину не следует путать с поводом – непосредственно предшествующим следствию событием, которое не является причиной, но дает толчок к его развитию. Так, если поводом к началу Первой Мировой войны является убийство австрийского эрцгерцога Фердинанда в сербском городе Сараево, то основная причина лежит в империалистической стадии капитализма, которая неизбежно порождает передел сфер влияния в мире между крупнейшими монополистами, что неизбежно приводит к войнам.

    В исследовании общественных процессов очень важно выявить подлинную причину того или иного события. Зачастую это оказывается не так просто, и мы видим на примере знаковых исторических событий (как например, Великая Октябрьская революция) разночтения в толковании их причин. Что бы правильно выявить их, необходимо всесторонне изучить противоречия общества в данную эпоху.

     

    Необходимость и случайность.

    Необходимость – это то явление, которое при наличии определенных условий обязательно наступает. С необходимостью день следует за ночью, сменяются времена года. Необходимо и таяние льда при температуре выше нуля градусов. Необходимость вытекает из сущности предмета и является постоянной и устойчивой для него.

    Случайность – это событие, которое не обязательно наступает при определенных условиях. Случайные события могут произойти, а могут и не произойти. Например, весна сменяет зиму, что необходимо ведет к таянию снега. Но вот вопрос, когда именно начнет таять снег: в апреле или в феврале, относится к случайности. Революция в России назрела и была неизбежна, а потому необходимо должна была свершиться. Но кто конкретно ее должен был совершать, в какой год и месяц носили случайный характер. Революция могла произойти в октябре 1917 года, а могла произойти в январе 1925 года и пр.

    Говоря о взаимодействии необходимости и случайности, стоит заметить, что изолированных друг от друга необходимостей и случайностей в чистом виде не существует. Необходимость представляет собой основные тенденции, направление в развитии предмета. Случайность представляет форму проявления необходимости. Несмотря на то, что-то или иное событие (или ряд событий) – случайно, за ним стоит объективная необходимость, закономерность.

     

    Возможность и действительность.

    Возможность – это то, что может произойти необходимым или случайным образом, предпосылки для возникновения нового, имеющиеся в существующем.

    Действительность – это то, что в действительности существует. Действительность это осуществленная, реализованная возможность.

    Возможность возникает в результате объективных предпосылок. Превращение возможности в действительность зависит как от субъективных (людей), так и объективных причин. Так, например, у России есть возможность сократить разрыв между богами и бедными. Реализация этой возможности и превращение ее в действительность зависят от множества факторов.

    Возможность не обязательно реализуется. Так, например, после Великой Октябрьской революции в России вся Европа была охвачена пожаром революционных выступлений. В Австро-Венгрии и Германии даже произошли революции, но они не устояли перед натиском контрреволюции. В итоге после первой Мировой войны революция победила только в России.

    С другой стороны возможности могут как прогрессивные, так и реакционные. Так, например, в 1930-е годы создавались Народные фронта против фашистской угрозы. Была возможность предотвращения фашистской угрозы, но была и возможность фашизации Европы.

    В социальной философии, возможности следует подразделять на прогрессивные и реакционные. Прогрессивные возможности – это развитие общества в направлении освобождения человека и создания условий для его всестороннего развития. Реакционные возможности выражаются в тенденциях к откату назад, к закабалению человека, к ограничению его свободы и пр.

    Так же выделяют абстрактные и реальные возможности.

    Абстрактная возможность это такая возможность, которая в данных исторических условиях нереализуема. Например, в 19 веке передвигаться по воздуху было формальной возможностью. Нельзя путать абстрактную возможность с невозможностью. Невозможность – это то, что не при каких условиях не может быть реализуемо, так как противоречит объективным законам. Так, например, невозможно человеку взять и полететь без специальных летательных аппаратов.

    Реальная возможность – это возможность, для реализации которой уже созрели необходимые условия.

    В процессе развития абстрактная возможность превращается в реальную и наоборот, при утрате необходимых условия, реальная возможность может стать абстрактной (формальной).

     

    Задания для самопроверки:

     

    Задание 1. 

    Закон отрицания отрицания гласит: «развитие осуществляе6тся посредством отрицания старого новым, низшего высшим. Поскольку новое, отрицая старое, сохраняет и развивает его положительные черты, развитие приобретает прогрессивный характер. Вместе с тем развитие идет по спирали, с повторением в высших стадиях отдельных сторон и черт низших».

    Что вкладывается в понятие «диалектическое отрицание»? Является ли примером закона отрицания отрицания смена дня ночью? Ответ обоснуйте.

     

    Задание 2.

    Современный российский философ Гобозов И.А. сказал: «Настоящий политик руководствуется не моральными нормами, а интересами государства и народа… Потеряв часть, сохраняется целое, но потеряв целое, погибает и часть». Согласны ли Вы с данной точкой зрения? При ответе на вопрос руководствуйтесь применением диалектических категорий «целое» и «единичное».

     

    Задание 3.

    Перед вами два столбика, в которых приводятся категории диалектики. Задача соединить между собой парные категории:

         Сущность действительность.

         Содержание форма.

         Необходимость явление.

         Возможности причина.

         Целое единичное.

         Следствие случайность.

     

    Вопросы для самопроверки:

    1.      Что такое диалектика?

    2.      Какие исторические формы диалектики Вам известны?

    3.      Чем материалистическая диалектика отличается от других форм диалектического подхода?

    4.      Назовите основные законы диалектики.

    5.      Что такое противоположности и противоречия?

    6.      Сформулируйте закон единства и борьбы противоположностей.

    7.      Раскройте категории количества и качества и их взаимодействие.

    8.      Сформулируйте закон перехода количественных изменений в качественные.

    9.      Что такое «диалектическое отрицание» и в чем его особенности?

    10.  Назовите и раскройте основные парные категории диалектики.

     

    1   2   3   4   5


    написать администратору сайта