ПОСОБИЕ ПО ИСТОРИИ. Кафедра философии, истории и иностранных языков
Скачать 449.93 Kb.
|
Часть земли принадлежала свободным общинникам – смердам, имевшим не только хозяйство, но и необходимые орудия труда. Это была самая многочисленная категория крестьянского населения. С ростом притеснений со стороны князя и верхушки общества происходит разорение смердов и изменением их социального статуса. Появляются категории зависимого населения. Рядовичи – малоимущие или разорившиеся крестьяне, заключившие договор (ряд) об условиях работы на феодала. Они не могли уйти от господина ранее, чем выполнят условия договора. Закупы – общинники, бравшие у хозяина «купу» (долг): инвентарь, зерно для посева, рабочий скот. Они обязаны были нести различные повинности для землевладельца вплоть до полного возврата долга и процентов с него. Невозможность отдать долг означала попадание закупа и даже его потомков в полную зависимость к феодалу. На господской земле трудились и пленники, отрабатывающие свой выкуп, «наймиты», нанимавшиеся за плату; на церковных землях трудились «прощенники» – те, кому были прощены их долги или преступления или те, кого церковь выкупала у государства (например, воров, заплатив за них штраф). Наиболее бесправной категорией были холопы, находившиеся на положении раба. Холопами становились: свободный человек, продавший себя в холопы от нужды; если он женился на холопке, не оговорив свою свободу; если поступал на службу к господину без специального договора. Холопами становились дети холопов; нарушившие договор рядовичи и закупы; пленники. При определенных условиях можно было перейти из этой категории при условии выкупа. Холопы, отличие от рабов имели некоторые права. Их убийство каралось законом, они могли давать показания в суде в случае отсутствия других свидетелей. Изменения в социально-политическом развитии Руси получают отражение в первой письменном своде законов – «Русская Правда». До нее существовал Закон Русский, который упоминается в договорах Руси с Византией X в. и вошедший в Русскую Правду. Традиция связывает составление с именем Ярослава Мудрого, хотя Ярославу принадлежат только первые 17 статей Русской Правды («Правда Ярослава»). Она ограничивала кровную месть кругом ближайших родственников, защищала людей от бесчинств и драк. В нормах «Правды Ярослава» просматриваются черты развивающегося социального неравенства. Она допускала возможность откупа за убийство, что при имущественном расслоении дает богатому человеку определенные выгоды. Обострение социальных противоречий в XI в. привело к массовым народным выступлениям на Руси. В 1024 г. во время большого голода произошел мятеж народа в Суздальское земле. Наиболее крупным было народное восстание в Киеве в 1068 г. Оно вспыхнуло в результате поражения от половцев сыновей Ярослава Мудрого – великого князя Изяслава, его братьев Святослава и Всеволода. Были разграблены дворы княжеских бояр и воевод. В 1069 г. массовые народные выступления произошли в Новгороде, Смоленской и Ростовско-Суздальской земле. С большим трудом власти удалось подавить социальный протест населения Киевской Руси. Ухудшение положения простого люда в связи с ростом поборов и налогов привело к восстанию в Киеве в 1113 г. Правовой мерой по стабилизации социально-экономической ситуации стала разработка нового свода законов – Правды Ярославичей. Она полностью отменила право кровной месть, заменив его штрафами. «Правда Ярославичей» отразила заботу государства о защите собственности, жизни и имущества феодалов, установив суровые наказания за разбой, грабеж, поджог, нарушение межевых знаков (границ земельных владений). Особо строго наказывалась кража и укрывательство челядина и холопа. Ее нормы усилили разницу в плате за убийство различных категорий населения. Так, жизнь старших дружинников, огнищан оценивалась в 80 гривен, свободных людей – в 40 гривен, жизнь сельских и районных старост, ремесленников – в 12 гривен, жизнь холопа – 5 гривен. При этом убийство холопа хозяином, ничем ему не грозило, кроме церковного покаяния. Вводился новый порядок судопроизводства, появился институт свидетелей и свидетельских показаний. Новая Русская Правда Владимира Мономаха – «Устав Владимира Всеволодовича», ограничивает произвол ростовщичества. Она устанавливает размер процентов (не более 20% годовых), включает статьи об облегчении участи смердов, закупов, рядовичей, холопов. Основой для развития культуры Древней Руси была славянская культура. На ее формирование оказали влияние такие политические процессы, как объединение восточнославянских племен, становление этнической основы Древнерусского государства, расширение международных связей, складывание феодального общества. Христианизация Руси дала мощный толчок дальнейшему развитию письменности, архитектуры, искусству. Важным достижением культуры Древней Руси стало строительство городов. В X – начале XI в. на Руси насчитывалось около 30 крупных городов, в середине XI – первой половине XII в. их уже было 42, а в середине XIII в. – 62. В городах активно шло каменное строительство (Софийский собор в Новгороде, Золотые ворота, десятинная церковь и Софийский собор в Киеве). Широкое распространение получили письменность и грамотность. Были открыты первые школы в Киеве и Новгороде, которые готовили кадры переписчиков и переводчиков. Ярким свидетельством распространения грамотности являются берестяные грамоты. Были заложены начала летописаний как средоточия истории Древней Руси и ее идеологии. Первая летопись была составлена, возможно, в конце X в. Важнейшим памятником культуры является «Повесть временных лет» монаха Киево-Печерского монастыря Нестора. Зародилась древнерусская литература («Житие Бориса и Глеба», «Поучения детям» Владимира Мономаха», «Хождение игумена Даниила в святые места», «Притча о человеческой душе» Кирилла Туровского и др.), былины. Значительных успехов достигли ремесленники, создававшие знаменитое русское оружие, самобытные ювелирные украшения (зернь, скань, чернь, перегородчатая эмаль). 3. Начиная с 30-х XII в. Русь вступила в полосу феодальной раздробленности – закономерный этап развития всех государств Европы в период раннего средневековья. К середине XII в. Русь раскололась на 15 княжеств, а в начале XIII в. их уже стало 50. Ожесточенная борьба князей друг с другом была лишь внешним выражением глубинных социально-экономических процессов развития русских земель. В рамках единого государства сложились самостоятельные экономические районы, выросли новые города, зародились и развились крупные вотчинные хозяйства, владения монастырей и церквей. Это было связанно с бурным развитием производительных сил общества, прогрессом сельского хозяйства, ремесла, внутренней и внешней торговли, усиливающимся обменом товарами между отдельными русскими землями. Распространение вотчин привело к складыванию влиятельных корпораций местных землевладельцев (бояр), заинтересованных в развитии своего княжества, что неизбежно приводило к конфликту с интересами Киева. Централизованная Русь, необходимая прежде для обороны от внешнего врага, теперь уже не соответствовала потребностям крупных городов с их разветвленной феодальной иерархией, крупных вотчинников, торгово-ремесленных слоев иметь местную власть, способную отстаивать их интересы наиболее полно и решительно. Вместе с тем политический распад Руси никогда не был полным. Сохранялось Киевское княжество, которое пусть и формально, но объединяло всю Русь. Сохраняло свое влияние и общерусская церковь, выступавшая за единство страны и осуждавшая междоусобные войны. Наконец, противовесом сепаратизму была и постоянно существующая внешняя угроза со стороны половцев. К середине XII в. на территории Древней Руси сложилось три крупнейших политических центра: Владимиро-Суздальское княжество, Новгородская земля и Галицко-Волынское княжество. Владимиро-Суздальское княжество было самым мощным в экономическом и политическом отношении русским государством. Его независимость от киевских князей была достигнута при сыне Владимира Мономаха Юрии Долгоруком, получившем свое прозвище за стремление присоединить к своей территории новые земли. Юрий Долгорукий был основателем Москвы – будущего центра Русского государства. Столицей княжества был Суздаль, а затем Владимир. В его состав входили и такие городские центры, как Ростов, Ярославль, Муром, Тверь. Основу экономики государства составляло земледелие, а также скотоводство, бортничество, рыболовство. Высокое развитие получило ремесло. Успенский и Дмитриевский собор во Владимире считались в это время лучшими на Руси. Юрий Долгорукий вел постоянную борьбу со своими соседями за расширение своей территории, занял великокняжеский престол в Киеве, но был отравлен противниками. Андрей Боголюбский, сын Юрия, продолжил курс отца на жесткое укрепление своей власти и борьбу с боярской оппозицией, и погиб в результате ее заговора. Сын Андрея, Всеволод Большое Гнездо (имел 8 сыновей и 8 внуков), сумел подавить выступление родовой знати, опираясь на города и дворянство, (служили сюзерену в обмен за земельное пожалование на время этой службы). При правлении Всеволода (36 лет) Владимиро-Суздальское княжество достигло наибольшего могущества. Новгородская земля была крупнейшим по территории государством Руси. Она простиралась от берегов Балтики на западе до Урала на востоке, от Белого моря на севере до междуречья Волги и Оки на юге. Центром был Новгород Великий на берегу Волхова. В состав Новгородских земель входили Псков, Ладога, Торжок, имевшие политическое самоуправление. Благоприятные природно-географические условия, отсутствие внешней опасности определяли устойчивое хозяйственное развитие Новгорода. Новгородские земли находились силу в зоне рискованного земледелия, возделывание земли приносила меньший доход в отличие от других русских территорий. Поэтому основу экономики составляла торговля пушниной, лесом, воском, медом, рыбой, ремесленными изделиями. Она велась через Балтику со странами Европы, а через южные и юго-восточные русские земли – с Византией и странами Востока. Купечество являлось многочисленной и весьма влиятельной социальной категорией населения. В Новгороде прочными были традиции общинного управления, сохранявшиеся до конца XV в. Здесь существовал особый политический строй – феодальная демократия, в основе которой лежало народное собрание (вече). Участниками собрания было население с определенным достатком. Боярство, купечество и церковь, опираясь на свое богатство, играли большую роль в политической жизни Новгорода. Верхушка города (господа) вела за собой ремесленников и остальную часть населения. Городским правительством являлся избранный вече Совет господ. Вече решало вопросы войны и мира, приглашения на службу князя, утверждение размеров податей и налогов, главы церкви. Галицко-Волынское княжество было основано князем Романом Мстиславовичем в 1199 г., являлось самым крупным государством Южной Руси. Оно располагалось на западных и юго-западных границах Руси. Столицами его были Галич и Владимир Волынский. Природно-географические условия княжества были исключительно благоприятны для хозяйства, торговли, политических контактов с окружающим миром (предгорье Карпат и течение Дуная). Основой экономики являлось развитое земледелие, скотоводство и ремесленное производство. Сын Романа Даниил, сумел не только подавить боярский сепаратизм, но и расширить влияние княжества в русских землях. В 1240 г. он включил в состав своего государства Киевское княжество. Политическая раздробленность Руси имела противоречивые последствия. С одной стороны, это был расцвет экономического и культурного уровня отдельных территорий Руси, новых политических и культурных центров. С другой стороны, отсутствие консолидации политической элиты и общества в целом, единого военно-политического руководства накануне татаро-монгольского нашествия способствовали быстрому порабощению Руси. 4. В начале XII в. происходит формирование государственности монгольских племен, живших в Центральной Азии. В 1206 г. главой монгольской державы стал Темучин (принял титул Чингисхан – «великий хан»). Главным орудием его власти стала мощная и многочисленная, прекрасно организованная армия. Военная добыча была основным источником существования монгольского государства. В результате завоевательных походов в XIII в. Чингисхан и его приемники создали империю, включавшую Кит ай, Корею, Среднюю Азию, Иран, Ирак, Афганистан, Закавказье, Сирию, степи Восточной Европы и Казахстана. В 1223 г. русское войско впервые встретилось с монголами на реке Калки около Азовского моря и потерпело поражение из-за несогласованных действий русских князей. Зимой 1237 г. татаро-монголы под руководством Батыя вторглись в Северо-Восточную Русь. За короткий срок, несмотря на упорное сопротивление, завоеватели взяли Рязань, Коломну, Москву, Владимир, Суздаль, Ярославль, Тверь, Кострому. Дружина великого князя владимирского Юрия Игоревича была разбита на реке Сить, а сам он погиб. В 1239 г. татаро-монголы предприняли второй поход на Южную и Юго-Западную Русь. Были захвачены Муром, Нижний Новгород, Переяславль, Чернигов, Галицко-Волынское княжество, Крым, Северный Кавказ и Закавказье. В 1240 г. пал Киев, а затем отряды Батыя вторглись в Центральную Европу (Польша, Венгрия, Чехия и др.). Однако в сражениях с объединенными силами Чехии и Венгрии Батый потерпел поражение и в 1242 г. вернулся в низовья Волги. Здесь была основан Сарай-Бату – столица государства Золотая Орда. Она являлась частью Монгольской империи с центром в Каракоруме, где правил верховный хан всех монголов. В результате нашествия хозяйственная и военная мощь Руси была резко подорвана. Избежать вторжения удалось лишь Новгородской земле, Полоцкому и Смоленскому княжествам. Завоеватели установили свой режим господства на русских землях, получивший название татаро-монгольское иго. Это была система экономических и политических мер, при помощи которых Орда контролировала и эксплуатировала русские земли. Она включала такие элементы: 1) порядка 14 видов различной дани и налогов (поплужное, ямские деньги, торговая пошлина и др.). Самой тяжелой данью был «ордынский выход – дань серебром, который платило все взрослое население. Так, в 1384 г. он составлял полтину с деревни (столько стоили 2 тонны зерна). Обычный выход для XIV в. 10-15 тыс. рублей (около 2 тонн серебра). Регулярность выплаты «выхода» обеспечивала проведенные в 1257-1259 гг. и 1275 г. переписи населения всей Монгольской империи. Дань собирали доверенные лица – баскаки. В случае неповиновения предпринимались карательные операции. Русские города должны были поставлять в Орду и Монголию ремесленников, а во время войны Орды предоставлять военные отряды для ханов. Только духовенство и церковные земли были освобождены от дани. 2) русские князья имели право занимать свои престолы только с разрешения хана Золотой Орды, получая специальные грамоты – ханские «ярлыки». Для этого нужно было приехать в Сарай и выполнить унизительную процедуру. Получивший в Орде ярлык на великое княжение Владимирское, прибавлял временно к своим владениям территорию великого княжества и был обязан поддерживать порядок и обеспечивать поступление дани. Ханы Орды стравливали князей между собой, поощряли междоусобицу и тем самым не давали усилиться русским князьям, убирали самых опасных и непокорных (убийство черниговского князя Михаила Всеволодовича, великого князя владимирского Ярослава Всеволодовича, тверских князей Михаила и Александра и др.). Итогом ордынского владычества было экономическое разорение страны, упадок городов, сокращение населения страны до 1/3. Система ордынского господства на протяжении столетий тормозила развитие экономики (в результате выкачивание огромных средств), социальной структуры (истребление знати, городского населения), политического строя. Татаро-монгольское иго произвело сдвиг в традиционном укладе жизни и отменило привычные морально-правовые нормы. Оно способствовало развитию «рабской психологии», угодничества и лести, особенно среди верхушки русского общества. Вместе с тем, многие выдающиеся историки (Н.И. Карамзин, Н.И. Костомаров, В.В. Бартольд, П.Н. Савицкий, Л.Н. Гумилев и др.) отмечали и положительное значение монгольской эпохи в отечественной истории. Прежде всего, благодаря монголам были заложены основные элементы будущей российской государственности – самодержавие (ханат), централизм, крепостничество. Татаро-монгольские завоеватели помогли возвышению Москвы, ослабили городские вольности и вечевое устройство городов, превратили бояр в поданных великого князя; ввели единообразное военно-административное устройство и податное налогообложение, улучшили условия сообщения внутри страны (почтовые тракты и ямская повинность); помогли защитить русскую землю от Швеции, Польши, Литвы, Тевтонского ордена. В начале XIII века на границах северо-западных русских земель появились новые враги – немецкие и шведские феодалы. Вторжение шведских и немецких феодалов в Прибалтику и их продвижение в славянские земли было объявлено римским папой крестовым походом. В 1202 был образован Орден меченосцев, а затем перенес сюда свою деятельность немецкий Тевтонский орден. В 1237 году два ордена объединились в Тевтонский орден. Швеция усилила свою экспансию в Восточной Прибалтике. В июле 1240 года шведские рыцари высадились на берегу Невы. Но новгородский князь Александр Ярославович (1221-1263) разгромил шведов и сохранил за Русью выход к Балтийскому побережью. В 1241 году Тевтонский орден захватил Изборск, Копорье, Псков. в битве на Чудском озере князь Александр Невский наголову разбил 5 апреля 1242 годакрестоносцев. Через несколько лет он отбил попытки Литвы захватить часть новгородских земель и нанес им ряд поражений. Теперь западные и северо-западные границы Руси были защищены. Это была историческая победа. 5. Борьба за свержение золотоордынского ига стала в XIII-XV столетиях главной национальной задачей. Ее решение было связанно с преодолением раздробленности и образованием единого государства. Предпосылками объединительного процесса Русских земель стали: 1) определенный уровень экономического развития Северо-Восточной Руси, создающий устойчивые связи между отдельными землями. Происходит увеличение пахотных земель, совершенствование приемов обработки почвы (трехполье, удобрение навозом), применение металлических орудий труда (соха с железным наконечником и плуг), развитие поместного землевладения (связанного только со службой князьям). Идет становление новых центров – Тверь, Нижний Новгород, Москва, Кострома и др. В этих городах идет рост населения, развитие ремесленного производства (кузнечное, литейное и монетное дело, металлообработка) и торговли, возрождение каменного строительства. 2) формирование общерусского национального самосознания в ходе борьбы против Золотой Орды, начавшейся во второй половине XIV в. Политическую централизацию Руси ускоряло наличие внешней опасности с востока (Орда) и запада (Литва, Польша, Швеция); 3) наличие возможных политических центров объединения русских земель, которыми в разное время выступали Тверь, Нижний Новгород, Москва, Литва. 4) политическая раздробленность Золотой Орды и распад ее на отдельные ханства – Крымское (Крым и Северное Причерноморье), Казанское ханство (среднее течение Волги), Большая Орда (нижняя Волга), Сибирское (междуречье Тобола и Иртыша), Ногайская Орда (районы Северного Прикаспия до Иртыша). После татаро-монгольского нашествия Южная и Юго-Западная оказались оторванными от остальной Руси. В XIV в. Киевское и Черниговское княжества были захвачены Польшей и Литвой, а Галицко-Волынское княжество поделено между Венгрией, Польшей и Литвой. Центр политической жизни переместился в северо-восточную (Владимиро-Суздальскую) и северо-западную (Новгородскую) Русь. На звание лидера среди 14 удельных княжеств северо-восточной Руси претендовали, прежде всего, Тверь и Москва. В середине XIII века Тверское княжество, возникшее как самостоятельный удел в 1247 году, было сильнейшим на Руси. На рубеже XIII – начале XIV в. стремительно возвышается Московское княжество. Причины возвышения Москвы: 1) превращение Москвы в центр борьбы за освобождение от ордынского господства; 2) перенесение в Москву центра Русской православной церкви; 3) выгодное географическое положение среди русских земель, обеспечивающее безопасность Москвы (леса, прикрытие другими княжествами) пересечение торговых путей в Северо-Западной Руси (через Москву-реку и реку Оку выход на Волгу и к новгородским землям); 4) гибкая, расчетливая политика московских князей, обеспечившая покровительство ордынских ханов и право сбора дани. Основателем династии московских князей был младший сын Александра Невского – Даниил Александрович(1276-1303). При нем и его сыне Юрии Данииловиче(1303-1325) территория Московского княжества увеличилась вдвое за счет присоединения Коломны, Можайска и Переславля-Залесского. На московскую службу стали выезжать киевские черниговские бояре. Иван Данилович Калита (1325-1340) разгромив, с помощью татаро-монгольского войска, восстание в Твери в 1327 г., получил ярлык на великое княжение. Он сумел добиться тесного союза между великокняжеской властью Москвы и церковь. При нем митрополит Петр часто жил в Москве, а его преемник Феогност окончательно переселился туда. Москва стала религиозно-идеологическим центром Руси. Иван Данилович превратил Москву в самое богатое княжество Руси, получил право Орды на сбор дани с русских земель, обеспечив тем самым необходимую передышку от ордынских вторжений, возможность подъема экономики и накопления сил для борьбы с Ордой. Мирным путем Калита расширил свои владения, подчинив Галичское (Кострома), Угличское, Белозерское (Вологда) княжества. Семен Гордый, сын Ивана Калиты (1340-1353) и Иване Красном (1353-1359) в состав Московского княжества вошли Дмитровские, Костромские, Стародубовские земли и район Калуги. При Дмитрии Донском (1359-1389) Москве удалось отбить притязания на общерусское лидерство Нижнего Новгорода и Твери, отразить походы литовского князя Ольгерда. Большую роль в этом сыграла постройка всего за 2 года неприступного белокаменного Кремля Москвы (1367 г.) – единственной каменной крепости на территории северо-восточной Руси. Выдающимся событием русской истории является поражение татаро-монгольских войск Мамая на Куликовом поле в 1380 году. Несмотря на разорение Москвы в 1382 г. ханом Тохтамышем, значение Куликовской победы трудно переоценить. Куликовская битва показала мощь Москвы как организатора борьбы за свержение ига Орды и объединение русских земель. Благодаря Куликовской победе был уменьшен размер дани, Орда окончательно признала политическое главенство Москвы. Дмитрий по завещанию 1389 г. передал Великое княжение Владимирское своему сыну Василию I (1389-1425), не спрашивая права на ярлык в Орде. Произошло слияние Великого княжества Владимирского и Московского. В ходе феодальной войны Василию II Темному (1425-1462) удалось победить противников централизации, опираясь на московское боярство и церковь. Он увеличил владения Московского княжества, присоединив Муром, Нижний Новгород и ряд окраинных земель Руси. О силе великокняжеской власти говорит отказ Василия II признать Флорентийскую унию (союз) между католической православной церквами под главенством римского папы (1439 г.). Митрополит Руси грек Исидор за поддержку унии был низложен. В 1448 году с санкции великого князя иерархи церкви выбрали митрополитом рязанского епископа Иону. Тем самым, русская церковь становится независимой от константинопольских патриархов. Завершение процесса объединения русских земель вокруг Москвы происходит в правлении Ивана III (1462-1505) и Василия III (1505-1533). Ивана III включил в состав Московского княжества Ярославское и Тверское княжество, Пермские и Вятские земли, Новгород (1478). Присоединение населенного нерусскими народами северных и северно-западных земель расширило многонациональный состав Российского государства. В 1476 г. Русь перестала платить дань Орде, а в 1480 г. было окончательно свергнуто золотоордынское иго после «стояния» московских и монголо-татарских войск на реке Угре. Василия III присоединил Псков (1510), Рязанские земли (1521), отвоевал у Литвы Смоленск (1514). Так завершился процесс создания крупнейшего в Европе централизованного государства, которое с конца XV века стало называться Россия. Иван III в 1485 году первый принял титул «Государь всея Руси», при нем гербом нашего государства стал двуглавый орел (1497 г.). В этот период (1458 г.) происходит распад Русской православной церкви на две самостоятельные митрополии – Московскую и Киевскую. Киевская митрополия вошла в состав Великого княжества Литовского и Русского. Усиливается внутрицерковная борьба в связи с появлением ересей стригольников и жидовствующих (Новгород и Москва). Остро встал вопрос о церковном землевладении. Он привел к возникновению двух течений внутри церкви – нестяжатели (глава Нил Сорский, выступали за отказ монастырей от земли и строгий аскетизм) и иосифляне (глава Иосиф Волоцкий, отстаивали право церкви на землю для выполнения своих функций в обществе). Власть поддержала партию иосифлян. Церковь стала государственной и национальной, ее землевладения сохранились. В эпоху правления Ивана III и Василия III главной задачей становиться государственное строительство – превращение отдельных княжеств, земель и городов в единое государство. Стали формироваться органы государственного управления. Во главе Русского государства стоял великий князь, уже не первый среди равных князей, а монарх, глава единого государства. Рядом с государем всея Руси встал новый центральный орган управления – Боярская дума (Совет при великом князе, упоминание с 1517 г.). Туда входили старые боярские роды и перешедшие на московскую службу князья (ярославские, ростовские, литовские). Боярская дума рассматривала важнейшие вопросы внутренней и внешней политики. Одновременно ее члены выполняли поручения великого князя – командовали войсками, были наместниками в городах, управляли отдельными отраслями государственного хозяйства. Отношения между родами и назначения по службе регулировались местничеством – право на занятие должности в зависимости от знатности и служебного положения (места) предков, их заслуг перед великим князем. Унаследованную «отеческую честь» необходимо было постоянно поддерживать службой. Зарождается великокняжеская канцелярия в виде специальных учреждений – «казна» и «дворец», контролировавших налоги, оборот земель, несение военной службы, печать, архив. Новая система налогообложения предусматривала составление писцовых книг, содержащих описание пахотных земель и крестьянских дворов. Так, прямой поземельный налог взимался с определенного количества земли (сохи), которую раскладывали между собой крестьяне-общинники. Косвенные налоги собирались путем установления государственной монополии на соль и хлебное вино (низкоградусная водка, продавалась в кабаках, которые открылись в начале XVI в.). Появляются первые Приказы (первое упоминание 1512 г.) – учреждения, ведавшие различными областями управления страны (Посольский, Разрядный и др.), в которых работали бояре, дьяки и подьячие. Важное место в системе управления занимает Поместный церковный собор – совещание видных представителей Русской православной церкви. Собор решает не только церковные вопросы, но и становится совещательным органом при государе по общим важным вопросам жизни страны. Была введена новая система местного управления. Уездами от имени великого князя управляли представители знати – «кормленщики», платой за службу которых было «кормление», т.е. сборы в свою пользу с населения. Волостями управляли волостели. Все они были поставлены под строгий контроль центральной власти. Она сократила привилегии крупных землевладельцев, церкви, ограничивая их право судить население, жившее в их вотчинах. На смену княжеских дружин приходит единая армия – дворянское ополчение, созданное на основе поместной системы. Поместье – участок государственной земли с крестьянами (10-30 дворов), отданный конкретному лицу на условиях военной службы без права продажи, заклада, обмена. Передача по наследству поместья могла состояться, если сын выходил на службу в отца место. Дворяне-помещики должны были являться на службу «конно, людно и оружно». Существование поместной системы требовало освоения новых земель с крестьянами, их нехватка стимулировала активность Москвы во внешней политике. Создание централизованного государства было завершено принятием первого кодекса законов единой России – Судебника (1497 г.). Он устанавливал не только новую систему управления и судопроизводства, но и защищал жизнь и имущество всех жителей страны, жестоко наказывал за преступления против личности и собственности (смертная казнь за воровство, разбой, преднамеренное убийство). Он ограничивал произвол наместников, которые имели право судить только в присутствии местных «лучших людей». Одновременно Судебник положил начало оформлению крепостного права. Он ввел ограничения для крестьян в плане их перехода от одного землевладельца к другому или на свободные земли. Право выхода было только раз в году – в течение двух недель: неделя до Юрьева дня (24 ноября) и неделя после него, т.е. окончания полевых работ для землевладельца. Это должно было обеспечить рабочими руками дворян-помещиков, которые нещадно эксплуатировали крестьян, стремившихся из-за этого уйти от них. Крестьяне были обязаны платить специальный налог – «пожилое» за право проживание на земле того или иного феодала. Создание единого государства определило выход России на международную арену. После падения Константинополя в 1453 году Россия превращается в оплот православия («Москва – третий Рим»). Устанавливаются отношения Германской империей, папским Римом. Прочный союз между Россией и Крымским ханством, обеспечил поддержку Москве в ее борьбе против владыки Большой Орды хана Ахмата в 1480 г. Враждебное Казанское ханство было нейтрализован в 1487 году, когда на ханский престол Иван III поставил своего ставленника. Присоединение Новгорода сделало основанными противниками единой Руси Швецию, Литву, Ливонский орден. Если в борьбе против Швеции не удалось вернуть захваченные земли, то в ходе войны с Литвой и Ливонского ордена в конце XV XVI веков русское государство добилось успехов в Прибалтике, хотя утвердиться на балтийском побережье так и не смогла. Развитие культуры в XII-XVI вв. определялось действием трех ключевых явлений: становлением единого государства, освобождением от татаро-монгольского господства и завершением формирования русской народности. Основной темой устного народного творчества была борьба народа против внешних захватчиков (сказания о битве на Калке, разорении Рязани, Евпатии Коловрате, Куликовской битве, былины о Василии Буслаеве и Садко др.). Возрождается и развивается каменное строительство. Так, в Новгороде были созданы церковь Николы на Липне и церковь Федора Стратилата. В Москве построен белокаменный Кремль в 1367 г., Успенский, Благовещенский (дворцовая церковь) и Архангельский соборы (усыпальница московских князей) под руководством Аристотеля Фиорованти. Особый расцвет переживает иконопись – Феофан Грек (икона Успения Богоматери и др.), Андрей Рублев («Троица»), Дионисий (фрески Успенского собора и др.). В Москве были построены великокняжеский дворец, Грановитая палата для приема послов и заседаний Боярской думы. Все это создавало предпосылки для последующего развития русской культуры. |