ПОСОБИЕ ПО ИСТОРИИ. Кафедра философии, истории и иностранных языков
Скачать 449.93 Kb.
|
Тема 2. ЗАРОЖДЕНИЕ И ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ (IX-XVвв.). 1. Восточные славяне в V-VIII веках. 2. Формирование государственности Древней Руси. 3. Феодальная раздробленность Руси в XI-XIII вв. 4. Борьба русских земель с иноземными завоевателями в XIII в. 5. Возвышение Москвы и образование Российского государства. 1. Славяне относятся к индоевропейской семье народов. Их предки заселяли огромные территории Евразии. Прародиной индоевропейцев большинство ученых считают большой район Юго-Восточной и Центральной Европы (Балканский полуостров и предгорья Карпат, юг России и Украины). В ходе переселения в IV-III тыс. до н.э. единая общность индоевропейцев распадается и возникают крупные языковые группы. В середине II тысячелетия до н.э. образуется славянская языковая группа (восточные, западные и южные славяне). Центром расселения славянских народов стал бассейн реки Висла. В ходе своего расселения они заняли огромные пространства, границами которых стал – Одер на западе, Днепр на востоке, Карпатские горы на юге, Балтика на севере. Первые письменные свидетельства о славянах относятся к началу I в. до н.э. Соседями восточнославянских племен были рабовладельческие государства Северного Причерноморья, которые возникли как результат греческой колонизации в конце V- начале IV вв. до н.э. Это Ольвия, Херсонес, Боспорское государство (Пантикапей), которые занимались посреднической торговлей, производили зерно, масло, вина, ремесленные изделия. В VI-IV в. до н.э. ираноязычные скифы захватили Северное Причерноморье и в III в. до н.э. создали мощное государство со столицей Неаполь Скифский (около Симферополя). Соседями славян были и угро-финские племена (предки мордвы, марийцев, коми, зырян и др.), населявшие огромные территории северо-восточной Европы (вдоль рек Оки, Волги, Камы, Белой и др.) вплоть до Уральских гор и Зауралья. К северу от славянских племен (от берегов Балтики и до междуречья Оки и Волги) обитали племена балтов (предки литовцев, латышей). С конца IV в.н.э. начинается Великое переселение народов, их движение на Запад по всему Евразийскому континенту. Вначале германские племена готов двинулись от берегов Балтики через земли балтов и восточных славян и вторглись на Балканы, в Малую Азию, в Северное Причерноморье, нападая на римские владения и греческие колонии. Но наиболее крупным явлением в истории переселения народов было нашествие тюркского народа – гуннов. Они пришли из Центральной Азии и заняли территорию между Волгой и Дунаем. В середине V века вождь гуннов Аттила попытался завоевать всю Западную Европу, но потерпел поражение от римской армии на Каталаунских полях во Франции. После его смерти (453 г.) гуннская держава распалась и они были отброшены на восток. Участниками Великого переселения стали и славянские племена. Причины миграции славян в VI веке: 1) значительный рост их численности; 2) начавшийся процесс социального расслоения, появление знати, которой требовалась земля. Славянское население, которое укрылось от нашествия гуннов за Карпатами, в лесах Центральной и Северной Европы начинает возвращаться на юг – в районы Среднего Поднепровья, бассейны рек Днестр и Буг. Из Повисленья и из-за Карпат славяне движутся на плодородные земли по Дунаю. Они занимают территории покинутые германцами, продвигаются до реки Эльбы на западе и из Среднего Поднепровья распространяются на восток. В V-VI вв.н.э. в юго-восточной части Европы, как указывают древнегреческие авторы, складываются два мощных славянских племенных образования. Племенной союз антов – в бассейнах Днепра и Днестра и племенной союз склавинов – в северной части Балканского полуострова. В VI в. в Восточную Европу вторглись тюркские кочевники авары, которые осели в дунайских долинах. На протяжении VI-VII вв. славяне вели с аварами постоянные войны. В конце VII в. начинается упадок кочевой державы аваров: они потерпели поражение от франков, а затем хазар. Тюркская орда хазар пришла через Нижнее Поволжье в Северное Причерноморье и заняла в предгорьях Кавказа. В устье Волги была основана столица Хазарии город Итиль. На долгие века эти кочевники стали опасными соседями восточных славян. Часть славянских племен (левобережье Днепра, Окско-Волжского междуречья) на несколько десятилетий попала в зависимость от Хазарского каганата. Через Хазарию шла славянская торговля с Востоком. В конце VI – начале VII вв. в Причерноморье, в районе греческих городов-колоний другим тюркским народом болгарами было создано государство Великая Болгария. Под ударами хазар оно распалось и часть болгар, продвинувшись на север, создало на Средней Волге и низовьях Оки и Камы новое государство – Волжскую Булгарию с центром в городе Булгар. В VI-VII вв. у восточных славян сложился общинный уклад жизни. В состав общины входило 50-60 домохозяйств, каждое из которых жило большой семьей. Все владения общины делились на личные (приусадебный участок, инвентарь, скот) и общественные (земля, луга, лес). Существовало самоуправление (сход мужского населения), для ведения общих дел избирали старейшин. Основу хозяйства восточных славян составляли земледелие, оседлое скотоводчество, охота, рыболовство. Главными возделываемыми культурами были пшеница, рожь, овес, ячмень, просо, горох, бобы, гречиха, конопля. Почва первоначально обрабатывалась с помощью мотыги и сохи. Применение плуга с железным лемехом позволило резко увеличить производительность труда. Волы и лошади были основной тягловой силой в хозяйстве. В VII- VIII вв. подсечное земледелие, сменяется двухпольным и трехпольным севооборотом, широко стало практиковаться унавоживание почвы. Восточные славяне разводили крупный рогатый скот, овец, свиней, кур. Важным промыслом была охота на лосей, оленей, лесную и озерную птицу, особенно добыча пушного зверя (бобры, куницы и др.). Большое место в хозяйстве занимало бортничеству. Получило развитие у восточных славян ремесленное производство, которое постепенно отделяется от сельского труда. Зарождаются поселения ремесленников (посады), которые располагались на торговых путях и постепенно превращались в укрепленные города («грады») – политические, экономические, религиозные и военные центры. Развивается торговля, которая способствовала контактам славян с окружающим миром и связывала воедино славянские земли. Хлеб, воск, мед, меха – традиционные товары восточных славян. Религией восточных славян было язычество. Они обожествляли силы природы и поклонялись им, проводя обряды жертвоприношения. Во главе стоял великий Сварог – бог неба и огня. Дажьбог – бог солнца. Перун – бог грозы и молнии. Велес – бог скота. Род и рожаницы – бог и богини плодородия. Мокошь – богиня жизни. Языческая религия включала представления и о других сверхъестественных существах (берегинях и упырях, леших, русалках, домовых). Среди событий и праздников, связанных с религиозными обрядами отметим праздник Коляды (накануне Нового года), день весеннего равноденствия (в марте Масленица), праздник Купалы (летний солнцеворот 23 июня), рождение, свадьба, похороны. Постоянное улучшение хозяйства восточных славян привело к разрушению родовой общины и появлению соседской, где каждая семья имела право на свою долю общинной собственности. Так зарождалось право частной собственности, появлялась возможность для отдельных сильных семей освоить большие участки земли, получить больше продуктов в ходе промысловой деятельности, создать их излишки и использовать наемную силу. В V-VIII вв. у восточных славян происходит процесс формирования устойчивых общностей, уже не носивших племенной характер и являвшихся территориально-политическими образованиями (союзами). Согласно «Повести временных лет» в VIII в. существовало 15 крупных союзов, со своими центрами. В Среднем Поднепровье обитали поляне (Киев). На севере от полян жили новгородские словене (Новгород и Ладога). К северо-западу располагались древляне (Искоростень). В лесной зоне, на территории современной Беларуси, проживали дреговичи (болотные жители). На северо-востоке, в междуречье Оки, Клязьмы и Волги жили вятичи (Ростов и Суздаль). Между вятичами и полянами, в верховьях Волги, Днепра и Западной Двины, расселились кривичи (Смоленск). В бассейне Западной Двины обитали полочане (Полоцк). По реке Десна, Сейм, Сула, к востоку от полян проживали северяне (Чернигов). По рекам Сож и Сейм обитали радимичи. В бассейне реки Буг, к западу от полян расселились волыняне и бужане. Между Днестром и Дунаем обитали уличи и тиверцы, граничившие с Болгарией. В Подунавье и Прикарпатье жили хорваты и дулебы. В VIII в. у восточных славян начинает складываться общественное устройство, которые называют «военной демократией». Племя и племенные союзы возглавляли вожди (князья), которые возвышаются над обществом благодаря своим богатствам, поддержке военных отрядов. Рядом с князем выделяется воеводы – предводитель племенного войска. Все большую роль начинает играть дружина, которая отделяется от племенного ополчения и превращается в профессиональных воинов, лично преданных князю. Выделяется племенная знать – главы родов, сильных патриархальных семей. Окружение князя и представители родовой знати стремятся усилить власть над свободными общинниками, захватывая земли, принадлежащие общине. Основную часть племени составляли «люди» или «смерды». Среди «смердов» стали выделяться «вои», имеющие право и обязанность участвовать в войске и народном собрании – вече. Появляется слой людей, находящийся в услужении – «слуги». На нижних этажах общества обретались «сироты», «холопы», которые не имели семейных связей, а также беднейшая часть соседской общины – «убогие», «нищие» люди. На самом низу социальной лестницы располагались «рабы», как правило, пленные, занимающиеся принудительным трудом. Вместе с тем в условиях укрепления княжеской власти сохранялись относительная самостоятельность общинников, родоплеменные нормы (кровная месть), вече еще остается верховным органом племенного самоуправления и суда. Таким образом, племя перестает быть единым – в нем четко намечаются социальные различия. Все это создавало объективные предпосылки для формирования Древнерусского государства. 2. К концу VIII – началу IX в. экономические и социальные процессы у восточных славян привели к образованию двух межплеменных группировок – Новгород (центр словен, кривичей и части финно-угорских племен) и Киев (центр полян, северян и вятичей). Между ними шла напряженная борьба, которая завершилась победой Новгорода. На протяжении нескольких веков роль варяжского (норманнского) фактора в образовании Древнерусского государства была предметом острых дискуссий. Одни авторы (Г.Миллер и др.) считали, что сами славяне не могли создать государственности, ее принесли на Русь варяжские князья и дружинники во главе с Олегом. Другие (М.В. Ломоносов и др.) полагали, что славяне к моменту прихода варягов уже имели государственность. Варяги, как отмечают летописи, жили на южных берегах Балтики и воевали со славянами в районе озера Ильмень. Практика приглашения князя из близких земель была распространена в Европе. Эта традиция сохранилась и в Древней Руси. В IX веке известны варяжские княжества на Юге (Аскольда и Дира в Киеве) и Рюриково на Севере. Так, согласно «Повести временных лет» в Новгород под 862 год был «призван» варяжский князь Рюрик– родоначальник русской княжеской династии. Он заключил договор как наемный воин (оборонять землю, вершить справедливый суд). Позднее Рюрик каким-то образом захватил единодержавную власть. С помощью варягов была создана новая государственная машина и образовалась Северная Русь во главе с Рюриком. Современные исследования показывают, что государство Русь, формировалась на территории заселенной преимущественно славянами, но правящая династия и часть ее дружинного окружения имели варяжское (норманнское) происхождение. В 882 году преемник Рюрика, новгородский князь Олег захватил Киев и сделал его центром древнерусских земель. Установив свою власть в Киеве, Олег обложил данью словен, кривичей, северян и радимичей, нанес поражение Хазарии, заключил союз с венграми. В 907 г. Олег предпринял поход на Византию и заключил с ней мирный договор, согласно которому Византия должна была выплатить денежную контрибуцию, ежегодно платить дань, предоставить право беспошлинной торговли русским купцам. В 911 г. Олег подтвердил свой мирный договор с Византией, который стал первым в истории Восточной Европы развернутым письменным договором между Русью и Византией. Олег принимает на себя титул великого князя, придавая княжеской власти огромный авторитет и международный престиж. С момента возникновения четко проявились задачи молодого государства: 1) объединить все восточнославянские земли; 2) обеспечить безопасность торговых путей на Восток; 3) овладеть важными военно-стратегическими территориями – устьями Днепра и Дуная, Керченским полуостровом. Во времена князя Игоря в состав Киевской Руси вошли племена уличей и тиверцев. Игорь подавил восстание древлян, предотвратил нападение печенегов, заключив с ними союз. Была основана русская колония на Таманском полуострове, близ Керченского пролива и тем самым русские владения подступили вплотную к хазарским границам и византийским колониям в Крыму. С 941 по 944 года русское государство ведет новую войну с Византией. Она закончилась заключением нового мирного договора, подтвердившего многие статьи договора 911 года и вводившего новые статьи, в частности была отменена право беспошлинной русской торговли. Во времена князя Игоря сбор дани осуществлялся в форме объезда князем своих владений – полюдья. В состав дани входили, прежде всего, меха, продукты питания и другие присущие местности виды продукции. Размер дани не был фиксированным, что приводило к всяким произвольным поборам. Во время такого насильственного сбора дани в 945 году князь Игорь был убит древлянами. В критической ситуации государство возглавила княгиня Ольга. Она подавила восстание древлян и провела реформу взимания дани. Для местного населения в различных землях была установлена норма уплаты дани и места, куда она должна была свозиться. Это был конец полюдья и начало организованной системы обложения налогами Русской земли. В 957 году княгиня Ольга отправилась в Константинополь, где подтвердила действия договора между Русью и Византией, военный союз двух государств, направленный против арабов и Хазарии. В храме святой Софии Ольга приняла крещение, положив этому начало процессу в княжеской среде. Крещение было религиозно-политическим актом, приобщавшим Русь к новой цивилизации, поднимавшим престиж государства. Сын Игоря, князь Святославпродолжил дело централизации власти и внешнюю политику своих предшественников. Он подчинил себе княжество вятичей, отправляясь на войну, посадил своих сыновей в качестве наместников в наиболее важных землях Руси – старшего сына, Ярополка в Киеве, второго сына, Олега у древлян, а младшего, Владимира в Новгороде. В ходе Восточного похода 964-967 гг. Святослав разгромил Волжскую Булгарию, Хазарию, разбил на Дону племена ясов и касогов, захватив огромную территорию от окских лесов до Северного Кавказа. В 967 г. Святослав наносит поражение Болгарии, в 970 г. начинает войну с Византией. Русско-византийская война закончилась мирным договором 971 г., согласно которому руссы должны были покинуть Дунай и не нападать на эти земли, сохранялись завоевания Руси в Причерноморье и Поволжье. Весной 972 г. князь Святослав был убит на днепровских порогах печенегами. После гибели Святослава возникла первая усобица на Руси между его сыновьями Святополком, Олегом и Владимиром. В 980 г. Владимир стал единоличным правителем Руси. Укрепляя единство страны, Владимир посылает своих сыновей в роли наместников в различные земли. Во внешней политики он не только продолжает походы на Дунай (Болгария), но и открывает новое западное направление. Война с Польшей завершилась присоединением к Руси на юго-западе Червенской Руси с городами Перемышль, Червен и др. Стремясь оградить границы Руси от постоянных набегов печенегов, Владимир строит оборонительную систему: четыре линии крепостей на расстоянии 15-20 км на днепровском левобережье, вдоль рек, впадающих в Днепр, близ бродов на границе со Степью. Для предупреждения об опасности Владимир ввел систему светового оповещения – сигнальные башни на высоких холмах. Важнейшим историческим событием правления Владимира стало принятие Русью христианства. В X веке в результате экономического развития страны, имущественного и социального расслоения идеологическая основа интеграции славянского общества начинает размываться. Провал языческой реформы Владимира (980 г.), по которой общерусским богом становился местный киевский бог Перун, и вызвал принятие нейтральной религии со стороны. В летописи рассказывается об историческом выборе Владимира между иудаизмом, исламом, католичеством в пользу православного (византийского) христианства. Принятие христианства имело большое значение для дальнейшего развития Руси: 1) новая религия выступила идеологическим инструментом обоснования и укрепления государственной власти и территориального единства страны; 2) христианская идея равенства всех людей перед Богом, личной ответственности за посмертное существование в известной степени смягчала остроту социальных конфликтов; 3) приобщение к христианству способствовало развитию русской культуры; 4) крещение было религиозно-политическим актом, приобщавшим Русь к сообществу европейских стран, поднимавшим международный престиж государства. В 988 году в Херсонесе (в Крыму) Владимир принял крещение. Эта дата становится официальной датой введения христианства на Руси в православной церковной традиции. В 990 году происходит крещение Киева и Новгорода. Христианство распространялось очень медленно. На юге оно внедрялось мирным путем, потому что было результатом сознательного решения полянской общины и возвышало Киев, подтверждало его лидирующую роль и служило инструментом объединительной политики. В другие русские земли христианство приходило уже из Киева и поэтому воспринималось не столько как новая вера, сколько как инструмент давления и подчинения Киеву. Так, в Новгороде лишь после 1136 года, когда город стал независимым от Киева, начинается интенсивное церковно-монастырское строительство. С большим трудом христианство вводилось в других городах Руси, а в сельских и лесных районах язычество еще долго сохраняло свои позиции. Лишь в течение нескольких веков при поддержке государственной власти церковь формально возьмет вверх над язычеством, так до конца и не победив его в народной среде. Христианство было усвоено в русском обществе главным образом со стороны внешней обрядности, а не мировоззренческих установок. Это привело к возникновению феномена двоеверия– сочетанию положений христианского вероучения и языческих представлений. Историческое значение христианства было связано с развитием церкви и его влиянием на все сферы общественной жизни. Церковь как социальный институт помогла становлению Древнерусского государства и взяла на себя часть его функций. Суд по семейно-брачным и наследственным делам, хранение документов, забота о нищих и обездоленных находились в ведении церкви. Церковь выступала против языческих обычаев унижающих человеческую личность (многоженство, насильственная выдача замуж, обычай кровной мести и др.). Нормы церковного права были направлены на поддержание христианских начал в обществе, прежде всего, в сфере семейного быта: человеколюбия, уважения детей к родителям, уважение к женщине как личности, терпимость, защита обиженных и угнетенных. Церковь была хранителем знаний, содействовала распространению грамотности (организация школ) и созданию произведений искусства (архитектура и иконопись). Церковь активно участвовала в процессе распространения христианства: с расширением границ княжеских владений строились новые церкви, основывались в городах епископские кафедры. В свою очередь, княжеская власть материально обеспечивала церковь: в X-XI вв. за счет десятины (отчислений от десятой части доходов всего населения страны), а затем предоставляя земельные владения церковным иерархам и монастырям. Во главе Русской православной церкви был поставлен митрополит, назначаемый константинопольским патриархом; отдельные области Руси возглавляли епископы, которым подчинялись священники в городах и селах. Наибольшего расцвета Древнерусское государство достигает при сыне Владимира, Ярославе Мудром (1019-1054). В его правлении завершается процесс воссоздания единства Руси, концентрации власти в руках великого князя, подчинение Киеву отдельных русских земель путем направления туда сыновей-наместников. По инициативе Ярослава был введен первый на Руси свод законов – «Русская Правда». Он отражал эволюцию Древнерусского государства в сторону феодальных отношений и затрагивал, прежде всего, вопросы общественной жизни, защищал людей от насилия и произвола. В области внешней политики Ярослав окончательно разгромил печенегов в 1036 г., утвердил власть Руси на берегу Чудского озера (основан город Юрьев) и вывел русские границы к Прибалтике. Войны с Византией закончились заключением нового мирного договора. Рост международного авторитета Руси подтверждали и династические браки княжеского дома (Византия, Польша, Германия, Франция, Венгрия, Норвегия). Во времена Ярослава происходит упорядочение и развитие церковной организации. В больших городах и сельской местности повсеместно появляются монастыри. В 50-х гг. XI в. под Киевом возник знаменитый Печерский монастырь. У его истоков стоял будущий митрополит Иларион, Ему принадлежит блестящий памятник идеологии и культуры «Слово о законе и благодати». В нем обосновывается учение о закономерной связи России с мировой историей и трактовка Руси как наследницы римского величия и царства. Эту линию продолжают и другие авторы этого времени: Иаков Мних в «Памяти и похвале Владимиру», Нестор в «Повести временных лет». Курс на сохранение внутренней целостности русских земель и их защиту, несмотря на кратковременные периоды междоусобной борьбы за власть, был продолжен великими князьями Всеволодом Ярославовичем (1075-1093) и Владимиром Мономахом (1113-1125) во второй половине XI – первой трети XII вв. Всеволод и Мономах мощно противостояли центробежным тенденциям, подавляя мятежи родственников Ярослава Мудрого. Они организовали успешную оборону страны от новых врагов – торков и половцев. Так, Владимир Мономах осуществил масштабные походы против половцев в 1103, 1111 и 1116 годах. Важнейшим политическим событием в жизни страны стал съезд русских князей в городе Любечев 1097 году. Весь пафос съезда был направлен на выработку решений, которые помогли бы устроить порядок на Руси и объединить ее силы в борьбе с половцами. Основной смысл договоренности князей состоит в утверждении единства Русской земли («Да ноне отселе имеемся въ едино сердце, и блюдемъ Рускые земли»), которое закрепляет порядок наследования («каждому да держить отчину свою»), установленный Ярославом Мудрым (старший сын получает власть). С точки зрения политического строя Древнерусское государство представляло собой раннефеодальную монархию. Территориальная организация Древней Руси строилась по принципу верховенства старшего города. Киев рассматривался как «матерь городов русских», поэтому во главе государства стоял великий киевский князь как полноправный правитель страны, но единства в древнерусском обществе не было. Русь состояла из собрания волостей, городов-государств, городских общин или «земель». Каждая волость была системой соподчиненных общин, в основе которых лежал принцип вечевой непосредственной демократии. Волости связывал между собой общий княжеский род Рюриковичей, церковная организация, этничность и историческая память. Термин «княжество» вообще не существовал, был термин «княжение». Но он обозначал правление князя в том или ином городе или волости и не имел территориально-политического смысла. Таким смыслом он начинает наполняться только в конце XIII в., а в XIV- XV столетиях волости и земли превращаются в княжества, власть в них становится монархической. Князь управлял при помощи совета из других князей и дружинников (Боярская дума). Дружина делилась на старшую, прежние мужи племенных княжений (бояре) и младшую, менее знатную и молодую (гриди, отроки, детские). Дружина выполняла различные поручения великого князя (военные дела, суд, сбор дани и податей, дипломатические отношения и др.). Чисто военные функции дружины с конца X- XI вв. сливаются с аппаратом управления, превратившись в рычаг государственной власти. В городах князь опирался на бояр-посадников, в армии – на воевод, тысяцких (как правило, представители боярских родов). Порядок передачи великокняжеской власти еще не приобрел в XI -XII вв. стройности и четкости: власть передавалась и по старшинству, и по завещанию, и по наследованию от отца к сыну, а порой и захватывалась. Прежде всего, княжеская власть выражала интересы верхушки общества – бояр, младших дружинников, богатого купечества, духовенства. В то же время, так как основная часть общества состояла из лично свободных людей, власть выражала и интересы всего общества в целом – обеспечение безопасности страны, поддержание порядка, защита права собственности, судопроизводство. Ядро армии князя составляли профессиональные воины – дружина. В случае набега кочевников или большого похода формировался «полк», простые «вои» – смерды и ремесленники. Горожане и сельские жители приходили в «полк», где делились на десятки и сотни. «Полком» командовал тысяцкий. На Руси XI -XII вв. сохранялось немало остатков родоплеменного строя. Так, в городах важнейшие вопросы решались на вече как продолжении народных собраний, куда приходили все свободные люди. Решения вече имели большое значение для формирования политики великого князя и правителей отдельных княжеств. В сельской местности судебные разбирательства проходили при обязательном участии представителей местных крестьянских общин. Таким образом, существовал политический дуализм народного собрания (вече) и князя. Основу хозяйственной жизни составляло земледелие, а земля была главным богатством. Зарождение феодальной системы было связанно с качественным изменением родоплеменных отношений. Земля с работающим на нем населением в глазах общества приобретает огромную ценность. Собственниками земли, используя свое положение, постепенно становятся князья, боярско-дружинная среда, церковь, богатые верхи городов. Первым этапом подчинения князю и его окружению населения, работающего на земле, стало «полюдье» – регулярный и упорядоченный сбор дани с подвластного населения. Лично люди были еще свободны, но уже попадали в определенную зависимость от государства. Дань была первой известной на Руси формой зависимости населения от государства. В результате создается, княжеский домен – комплекс населенных земель, принадлежащих непосредственно главе государства, главе династии. Такие владения появляются и у родственников князя. С установлением власти великого князя над всеми восточнославянскими землями шел и другой процесс, начавшийся еще в период «военной демократии»: появление в общине богатых землевладельцев и потерявших землю людей, вынужденных идти на работу к своим разбогатевшим соседям. Одним из путей обогащения древнерусской верхушки стало предоставление великими князьями местной знати права сбора дани с тех или иных земель, позднее ими стали и города. Она стала средством их содержания и обогащения. Основу принципа обложения данью составляло наличие в крестьянском хозяйстве пахотной земли. Вассалы великого князя передавали уже своим вассалам часть этих «кормлений». Позднее в разряд таких «кормлений» перешли и города. Так зарождалась система феодальной иерархии. Феод – наследственное земельное владение, которое сеньор жалует своему вассалу за различную службу. Появляются первые вотчины бояр, посадников, воевод, дружинников. Вотчина – земельное владение, принадлежащее владельцу на правах полной наследственной собственности. Великий князь как верховный собственник мог это владение, как пожаловать, так и отнять за преступления против власти и передать другим. С течением времени вассалы получают и право суда на своей территории. Право иммунитета (невмешательство государственной власти в их владения) давало феодалам возможность применять средства внеэкономического принуждения по отношению к жителям. Тем самым, население земли попадает под полное влияние своих господ. Характерной чертой феодального владения была неотделимость его от труда зависимого населения. За право пользования землей жители должны были платить платежи натурой, исполнять различные повинности, как местные, так и государственные. Феодальная вотчина состояла из укрепленной усадьбы (замок-град) и крестьянских миров. У феодала были военные слуги (войско) и административный аппарат – старосты, тиуны, ключники. Во главе вотчины стоял огнищанин, управляющий всем хозяйством. |