Главная страница

Программа Психология творчества. 1Рабочая программа психология творчества. Кафедра менеджмента образования и психологии


Скачать 68 Kb.
НазваниеКафедра менеджмента образования и психологии
АнкорПрограмма Психология творчества
Дата25.11.2021
Размер68 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файла1Рабочая программа психология творчества.docx
ТипРабочая программа
#281917

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ДОНЕЦКИЙ РЕСПУБЛИКАНКИЙ ИНСТИТУТ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

ФАКУЛЬТЕТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ, ПЕРЕПОДГОТОВКИ И СПЕЦИАЛИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ

КАФЕДРА МЕНЕДЖМЕНТА ОБРАЗОВАНИЯ И ПСИХОЛОГИИ
Рабочая программа учебной дисциплины

Психология творчества

(код и наименование дисциплины в соответствии с учебным планом)

Направление подготовки:

37.03.01 «Психология»

Профиль подготовки:




Квалификация (степень) выпускника:

Академический бакалавр

Форма обучения:

заочная


Донецк, 2016

УТВЕРЖДАЮ

Декан факультета повышения квалификации, переподготовки и специализации педагогичских кадров

______________Е.Г. Чернышева

«_____»_______________2016 г.

М.П.
Рабочая программа учебной дисциплины «Психология творчества» составлена на основе ГОС ВПО по направлению подготовки 37.03.01 «Психология» и учебного плана по направлению подготовки 37.03.01 «Психология»

Авторы: Волобуева Т.Б.
проректор, подпись ФИО

к.п.н., доц.
должность, степень, подпись ФИО

звание, кафедра
………………………
Рабочая программа учебной дисциплины одобрена на заседании кафедры менеджмента образования и психологии
Протокол № _____ от «______» __________2016 год
Зав. кафедрой И.Н. Некрасова


Рабочая программа учебной дисциплины рекомендована учебно-методической комиссией факультета повышения квалификации, переподготовки и специализации педагогических кадров
Протокол № _____ от «______» __________2016 год
Председатель А.И.Чернышев

1. ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ О ДИСЦИПЛИНЕ


Наименование показателей

Отрасль знаний, направление подготовки, образовательно-квалификационный уровень

Характеристика учебной дисциплины

Количество зачетных единиц: 1

Модулей: 1,5

Содержательных модулей: 2

Общее количество часов: 27


Отрасль знаний:


Форма обучения: заочная


Направление подготовки:


Образовательно-квалификационный уровень: бакалавр

Год подготовки: 1

Семестр: 2

Количество часов (в неделю):
аудиторных: 18
самостоятельной работы студента:7

Лекции: 14 часов

Практические занятия:

4 часов

Лабораторные занятия:

__ часов

Квалификация:

Самостоятельная работа:

7 часов


Вид контроля: зачет




2. Цели и задачи освоения дисциплины
Цели освоения дисциплины: Целью настоящего курса является изучение теоретических и прикладных аспектов системы «личность - творчество - культура»; методо-логия исследования творческих феноменов: культурологический, психо-аналитический, психобиографический, структуралистский, экзистенци-ально-феноменологический подходы.

Задачи:

  • Ознакомить студентов с системой знаний о психологии творчества человека.

  • Рассмотреть источники личностной активности, природу творческих способностей и закономерности творческой деятельности человека.

  • Раскрыть основные проблемы творчества в контексте общепсихологического изучения психических явлений.

  • Сформировать у студентов навыки психологической диагностики творческих способностей;

  • Способствовать развитию практических умений, владению навыками профессиональной и личностной рефлексии и саморазвития;

  • Способствовать развитию умений в применении психологических знаний по психологии творчества при изучении других дисциплин,

  • Сформировать умения в решении проблемных ситуаций взаимодействия в профессиональных и внепрофессиональных условиях творческими способами.

3. место дисциплины в структуре ООП впо
Психология творчества является вспомогательным курсом для дальнейшего изучения тем общей психологии, психологии личности, социальной и организационной психологии. Он направлен на освоение философско-психологической методологии исследования творчества, на раскрытие связей психологии творчества с культурой, на понимание роли творчества в психическом развитии и психической жизни человека, на выявление специфики творческой деятельности, а также качеств и жизненных отношений творческой личности.

Курс служит ознакомлению студентов с методиками, диагностирующими и стимулирующими творчество в психотерапевтическом процессе, в групповом тренинге, в индивидуальном консультировании.

Курс помогает студентам в расширении психологической эрудиции, необходимой для их будущей исследовательской и практической работе, показывает возможности метода моделирования в процессах психологической поддержки творческих личностей, а также в саморазвитии креативности самих учащихся. При изучении дисциплины привлекаются идеи различных направлений, школ и отраслей психологии: экзистенциальной, когнитивной и глубинной психологии, психологии самоактуализации и психологии развивающейся личности, психологии деятельности и психологии рефлексии.

Курс предполагает проблемный, диалогичный стиль преподавания, стимулирующий поисковую активность студентов при написании эссе, при самостоятельной подготовке и в использовании знаний и практических умений при дальнейшей профессионализации.

4. Требования к результатам освоения дисциплины
В результате освоения дисциплины формируются следующие компетенции:

  1. 0К-10 (общекультурные компетенции) – владение способами формирования идеологии, освоения и приумножения культуры у обучающихся ОУ НПО и СПО, оказанием помощи в мировоззренческом самоопределении и становлении личности будущего рабочего (специалиста);

  2. ОК-2 (общекультурные компетенции) – способность анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы;

  3. ПК-16 (профессиональные компетенции) – способность проектировать и оснащать образовательно-пространственную среду для теоретического и практического обучения специалистов;

  4. ПК-21 (профессиональные компетенции) – готовностью к разработке, анализу и корректировке учебно-программной документации подготовки рабочих, специалистов

  5. ПК-35 (профессиональные компетенции) – готовность к организации и обслуживанию рабочего места в соответствии с современными требованиями эргономики

  6. Ск-1– способность использовать систематизированные художественно-исторические, художественно-теоретические и практические знания в профессиональной деятельности.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

знать:

  • основные категории и понятия психологической науки;

  • иметь представление о предмете и методах психологии творчества, о месте психологии творчества в системе наук и ее основных отраслях;

  • знать основные функции психики, ориентироваться в современных проблемах психологической науки и их роли в развитии и становлении креативности;

  • иметь представление о роли сознания и бессознательного в регуляции поведения, в творчестве;

  • иметь представление о мотивации и психической регуляции поведения, деятельности и творчества;

  • знать основы психологии творчества, ее развитие и становление у каждого индивида;

  • психологию взаимодействия, как при профессиональных отношениях, так и жизнедеятельности в целом;

уметь:

  • анализировать и применять научные знания по психологии при овладении другими дисциплинами образовательного стандарта, при формировании собственной личной и профессиональной культуры;

  • владеть понятийно-категориальным аппаратом психологической науки;

  • владеть системой знаний о саморазвитии, самостановлении;

  • владеть современными способами организации профессиональной деятельности на основе знаний о психологии личности;

  • владеть основными показателями психологической культуры как психических, так и психосоматических;

  • уметь дать психологическую характеристику личности (ее темперамента, характера, способностей и задатков), интерпретацию собственного психического состояния, владеть простейшими приемами психической саморегуляции;

владеть:

  • понятийным аппаратом психологии творчества;

  • навыками профессионального мышления, необходимыми для адекватного проведения психодиагностических и развивающих (коррекционных) мероприятий;

  • методами исследования и развития творческого потенциала личности;

  • навыками интерпретационной работы результатов, полученных в ходе исследовательской деятельности.


.5. содержание ДИСЦИПЛИНЫ
Тематический план изучения дисциплины

темы

п/п

Названия

содержательных модулей и тем


Количество часов

дневная форма


всего

в том числе

л

с

зачет

С.Р.




Тема 1 Измерения в психологии

1.

Введение. Психология творчества в триаде «Автор-исполнитель-созерцатель»

2

2










2

Творческий уровень психических явлений

2

2










3.

Творчество в деятельности личности.

4

2







2

4.

Творческая личность

4

2







2

5.

Методы практической психологии творчества

9

2

4




3

6.

Арт-терапия и ее возможности

4

4










Зачет

2







2







Всего:

27

14

4

2

7



6. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ, ТЕКУЩЕГО И ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ
Задание контрольной работы

Составить мнемокарту по своему вопросу:

1. Сознательное и бессознательное в творческом процессе

2. Изменение отношения к творческому процессу

3. "Креативная активность личности"

4. Креативность и интеллект

5. Влияние знаний на творческую деятельность

6. Независимость мышления в творчестве

7. Самовыражения творческой личности: способности и проблемы

8. Талант как элемент творческой личности

9. Гениальность в творческой деятельности

10. Природа творчества

11. Проблематика развития творческих способностей

12. Продуктивность научного творчества

13. Возрастная динамика творчества

14. Среда в проявлении творческой личности

15. Культурная среда и творчество

16. Целесообразность моделей поведения в психологии творчества

17. Личная активность и формы творчества

18. Относительные вклады наследственности в развитие креативности

19. Творческая продуктивность

20. Успех в решении творческих задач
Темы презентаций

  1. Природа творчества.

  2. Генетический подход в психологии развития

  3. Фазы протекания творческого процесса

  4. Признаки творческого процесса

  5. "Эффект вложенной деятельности"

  6. Концепция творчества А.Я. Пономарева

  7. Проблема способности к творчеству

  8. Спонтанность творческого акта

  9. Подходы в изучении творческих способностей

  10. Влияние интеллекта на творческую способность

  11. Античная эпоха о ценности творчества

  12. Творческий продукт и его ментальность

  13. Творчество в эпоху Возрождения

  14. Интерес к творчеству в новое время

  15. Место человека в мире в 20 веке: проблема творчества

  16. Целостность творческой деятельности

  17. Основа успеха в решении творческих задач

  18. Концепция М. Валлаха и Н. Когана

  19. Концепция С. Медника

  20. Основы "теории инвестирования" Р. Стернберга

  21. Талант и гениальность Чезаре Ломброзо

  22. Оценка интеллекта в методике Л. Термена

  23. Концепция креативности Дж. Гилфорда

  24. Возрастная динамика творчества

  25. Особенности творческих людей

Темы рефератов

  1. Типы творцов в античных мифах.

  2. Приемы развития творческого мышления в «Диалогах» Платона.

  3. Качества творцов эпохи Ренессанса.

  4. Психологический тип выдающейся личности в произведениях Гете.

  5. Влияние бессознательного на творческий процесс.

  6. Феномены творческих озарений.

  7. Психологические характеристики творческого продукта.

  8. Что значит «творческое отношение к себе»?

  9. Знаю, что я способен к творчеству….

  10. Быть творческой личностью – счастье или испытание?

  11. Качества продуктивного интеллекта.

  12. Сравнительный анализ типов Художника и Ученого.

  13. Ведущие сферы творческих проявлений современной личности.

  14. Как рождаются творческий образ и творческая мысль?.

  15. Творческая основа любви.

  16. Песочная терапия

  17. Вокалотерапия

  18. Изотерапия

  19. Музыкотерапия

  20. Сказкотерапия

  21. Фототерапия

  22. Игровая терапия

  23. Кинезотерапия

  24. Имаготерапия

  25. Улыбкотерапия

Вопросы к зачету

1. Предмет психологии творчества

2. Объект психологии творчества

3. Психика и организм

4. Сознание и подсознание

5. Механизмы психологической защиты

6. Познавательные психические процессы (общая характеритстика)

7. Структура приема информации

8. Ощущения: классификация, общие свойства

9. Восприятие, его виды и свойства и значение для развития креативности

10. Внимание и развитость на творческий процесс

11. Общая характеристика памяти

12. Креативность и память

13. Творческий процесс и мнемотехника

14. Понятие «воображение», его виды и формы проявления

15. Сущность мышления как познавательного процесса

16. Дивергентное мышление

17. Конвергентное мышление

18. Продукты конвергентного мышления

19. Продукты дивергентного мышления

20. Ученые-исследователи в области креативности

21. Методики исследования творческого процесса и ее основные параметры

22. Определение понятия «личность» и ее структура

23. Направленность личности: какова её роль в жизнедеятельности человека

24. Чем обусловливается и как осуществляется формирование в развитие личности

25. Характеристика устойчивого и неустойчивого в структуре личности

26. Понимание структуры личности З. Фрейда

27. Соотношение понятий «человек», «индивид», «индивидуальность» с понятием «личность»

28. Основные виды способностей человека и связь между ними

29. Одарённость, задатки, способности, гениальность

30. Природа индивидуально-психологических различий людей и их способностей

31. Роль задатков в развитии специальных способностей

32. Условия и предпосылки формирования человеческих способностей

33. Понятие функционального органа как анатомо-физиологической основы человеческих способностей

34. Развитие способностей: что для этого необходимо и есть ли пределы ему

35. Межличностные отношения в коллективе

36. Понятие о темпераменте. Физиологические основы темперамента

37. Типы темперамента

38. Взаимодействие темперамента, деятельности и творества

39. Качества личности как свойствам темперамента

40. Соотношение темперамента и личности

41. Самовоспитание

42. Понятие о характере. Физиологические основы характера

43. Взаимодействие характера и темперамента

44. Структура характера

45. Типы характеров

46. Соотношение личности и характера

47. Чувства, понятие и соотношение с эмоциями

48. Чувства и личность

49. Эмоции и их виды

50. Эмоциональные состояния

51. Развитие эмоциональной сферы личности и эмоциональная саморегуляция

52. Амбивалентность, апатия, депрессия, страсть, стресс, эмпатия

53. Соотношений эмоций к личности

54. Общее понятие о воле. Теории воли

55. Основные признаки воли

56. Волевая регуляция человеческого поведения

57. Развитие воли у человека

58. Значение воли в организации деятельности и творчестве

59. Волевая регуляция поведения

60. Первичные, вторичные и третичные волевые качества личности

61. Термина «мотивация». Мотив поведения

62. Теория каузальной атрибуции

63. Особенности мотивации достижения успехов и избегания неудач

64. Соотношение тревожности и мотивации достижения

65. Самооценка и уровень притязаний в процессе мотивации

66. Мотивационное образование: аффилиация

67. Мотивационное образование: мотив власти

68. Мотивационное образование: альтруизм

69. Мотивационное образование: агрессивность

70. Эмпатия и ее значение для творческого процесса
7. СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ

АКАДЕМИЧЕСКИХ ДОСТИЖЕНИЙ СТУДЕНТОВ


п/п

Виды контрольных мероприятий

Количество баллов







Зачетный минимум

Зачетный максимум

1.

Презентация

15

20

2.

Контрольная работа

25

40

3.

Реферат

22

40

4.

Итого

62

100


Зачет определяется на основе суммы баллов, полученных по всем разделам по результатам самостоятельной работы при условии, что студент по каждому виду набрал количество баллов не менее зачетного минимума. Студент получает зачет, если сумма баллов составит 62 и более. Если сумма менее 62 баллов, то студент сдает зачет по вопросам.
8. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Основная литература

  1. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. [Текст] /Д.Б. Богоявленская. - М.: Академия, 2002. – 318с.

  2. Выготский Л. С. Психология искусства / [Сост., авт. послесл., с. 293-323, М. Г. Ярошевский] ; под ред. М. Г. Ярошевского; [подгот. текста и коммент. В. В. Умрихина]. - М. : Педагогика, 1987. - 341, [4] с. : ил. - Библиогр.: с. 335-338.


Дополнительная литература


  1. Выготский Л.С., Психология развития человека./Л.С.Выготский. – М.: Смысл. 2003. –1135с.

  2. Халперн Д. Психология критического мышления. [Текст] /Д. Халперн. - М.:Питер. 2000. – 503 с.

  3. Николаева Е.И.: Психология детского творчества. - СПб.: Питер, 2010. – 453 с.

  4. Ильин Е.П.: Психология творчества, креативности, одаренности. - СПб.: Питер, 2009. – 345 с.

  5. Бурно М.Е. О характерах людей психотерапевтическая книга / М.Е. Бурно. - М.: Академический Проект, 2005. - 608 с.

  6. Копытин А.И. Арт-терапия - новые горизонты: [сборник] / под ред. А.И. Копытина. - М.: Когито-Центр, 2006. - 336 с.



Программное обеспечение и Интернет-ресурсы


  1. Психология искусства. http://elib.gnpbu.ru/text/vygotsky_psihologiya-iskusstva_1987/

  2. Практикум по психологии творчества. http://www.znanium.com/bookread.php?book=462916



Рабочая программа рассмотрена и переутверждена на заседании кафедры с изменениями (без изменений) на 2017 год. Протокол заседания кафедры № ___ от ____ . Зав.кафедрой __________
Рабочая программа рассмотрена и переутверждена на заседании кафедры с изменениями (без изменений) на 2018 год. Протокол заседания кафедры № ___ от ____ . Зав.кафедрой __________
Рабочая программа рассмотрена и переутверждена на заседании кафедры с изменениями (без изменений) на 2019 год. Протокол заседания кафедры № ___ от ____ . Зав.кафедрой __________

ПРИЛОЖЕНИЯ
А. Темы лекционных занятий



п/п

Название темы

Количество

часов

1

Введение. Психология творчества в триаде «Автор-исполнитель-созерцатель»

2

2

Творческий уровень психических явлений

2

3

Творчество в деятельности личности.

2

4

Творческая личность

2

5

Методы практической психологии творчества

2

6

Арт-терапия и ее возможности

4




Всего:

14


Б. Темы семинаров



п/п

Название темы

Количество

часов

1.

Диагностика креативности

2

2.

Методики диагностики творческих способностей

2




Всего:

4


Г. Самостоятельная работа



п/п

Название темы

Количество

часов

1

Творчество в деятельности личности.

10

2

Творческая личность

10

3

Методы практической психологии творчества

10




Всего:

7


Д. Контрольные вопросы к зачету

Предмет психологии творчества

2. Объект психологии творчества

3. Психика и организм

4. Сознание и подсознание

5. Механизмы психологической защиты

6. Познавательные психические процессы (общая характеритстика)

7. Структура приема информации

8. Ощущения: классификация, общие свойства

9. Восприятие, его виды и свойства и значение для развития креативности

10. Внимание и развитость на творческий процесс

11. Общая характеристика памяти

12. Креативность и память

13. Творческий процесс и мнемотехника

14. Понятие «воображение», его виды и формы проявления

15. Сущность мышления как познавательного процесса

16. Дивергентное мышление

17. Конвергентное мышление

18. Продукты конвергентного мышления

19. Продукты дивергентного мышления

20. Ученые-исследователи в области креативности

21. Методики исследования творческого процесса и ее основные параметры

22. Определение понятия «личность» и ее структура

23. Направленность личности: какова её роль в жизнедеятельности человека

24. Чем обусловливается и как осуществляется формирование в развитие личности

25. Характеристика устойчивого и неустойчивого в структуре личности

26. Понимание структуры личности З. Фрейда

27. Соотношение понятий «человек», «индивид», «индивидуальность» с понятием «личность»

28. Основные виды способностей человека и связь между ними

29. Одарённость, задатки, способности, гениальность

30. Природа индивидуально-психологических различий людей и их способностей

31. Роль задатков в развитии специальных способностей

32. Условия и предпосылки формирования человеческих способностей

33. Понятие функционального органа как анатомо-физиологической основы человеческих способностей

34. Развитие способностей: что для этого необходимо и есть ли пределы ему

35. Межличностные отношения в коллективе

36. Понятие о темпераменте. Физиологические основы темперамента

37. Типы темперамента

38. Взаимодействие темперамента, деятельности и творества

39. Качества личности как свойствам темперамента

40. Соотношение темперамента и личности

41. Самовоспитание

42. Понятие о характере. Физиологические основы характера

43. Взаимодействие характера и темперамента

44. Структура характера

45. Типы характеров

46. Соотношение личности и характера

47. Чувства, понятие и соотношение с эмоциями

48. Чувства и личность

49. Эмоции и их виды

50. Эмоциональные состояния

51. Развитие эмоциональной сферы личности и эмоциональная саморегуляция

52. Амбивалентность, апатия, депрессия, страсть, стресс, эмпатия

53. Соотношений эмоций к личности

54. Общее понятие о воле. Теории воли

55. Основные признаки воли

56. Волевая регуляция человеческого поведения

57. Развитие воли у человека

58. Значение воли в организации деятельности и творчестве

59. Волевая регуляция поведения

60. Первичные, вторичные и третичные волевые качества личности

61. Термина «мотивация». Мотив поведения

62. Теория каузальной атрибуции

63. Особенности мотивации достижения успехов и избегания неудач

64. Соотношение тревожности и мотивации достижения

65. Самооценка и уровень притязаний в процессе мотивации

66. Мотивационное образование: аффилиация

67. Мотивационное образование: мотив власти

68. Мотивационное образование: альтруизм

69. Мотивационное образование: агрессивность

70. Эмпатия и ее значение для творческого процесса

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ КУРСА

Перечень и тематика самостоятельных работ

Данная тематика предназначена для подготовки студентов к само­стоятельному изучению учебного курса. Помимо теоретической подго­товки студенты осваивают практические навыки в интерпретации про­ективных тестов, в арттерапии и терапии творческим самовыражением.. Также студенты самостоятельно изучают учебную, научную, практиче­скую литературу по темам курса, ориентируясь на библиографический обзор.

Для самостоятельной работы предлагаются следующие темы:

  1. Психоанализ творчества. Концепции З. Фрейда и неофрейдизма в приложении к творцу и творчеству (на материале творчества 3-5 писа­телей).

  2. Терапия творческим самовыражением М. Е. Бурно.

  3. Психоанализ творчества. Концепции З. Фрейда и неофрейдизма в приложении к творцу и творчеству (на материале творчества 5-7 худож­ников).

  4. Глубинная психология К.Г. Юнга и его концепция творчества.

  5. Психоанализ творчества. Концепции З. Фрейда и неофрейдизма в приложении к творцу и творчеству (на материале творчества 5-7 поэтов).

  6. Разработка теории творчества и воображения в экзистенциально­феноменологическом направлении. Творчество как акт мужества (на материале жизни и творчества 5-7 художников, писателей, композито­ров, поэтов).

  7. Модернизм и постмодерн: современные направления искусства, их психологические предпосылки и последствия. Лакан, Делез, Гватари.

  8. Диагностика стиля отдельных художников (писателей, компози­торов, поэтов), содержание их творчества (7-10 творцов).

  9. Целебное и развивающее воздействие искусства (арт-терапия, творческим самовыражением, художественной экспрессии)

  10. Символика (цвета, чисел, знаков) и их значение в творчестве. Виды символов. Образ и творчество.

  11. Проективные методы: виды, уровни интерпретации. Описание и примеры использования 5 проективных методик.

Для студентов заочной формы обучения программа курса предпо­лагает написание одной контрольной работы по предложенным выше темам.

Методические рекомендации по организации самостоятельной работы

Обеспечивают закрепление и углубление теоретических знаний, полученных в процессе самостоятельной работы студентов с литерату­рой.

Темы самостоятельных практических занятий тесно связаны с за­очной формой обучения. Опираясь на предложенные литературные ис­точники по данному курсу, студент может закрепить и расширить свои знания, связанные с теоретическим программным материалом:

  1. Наработать навыки проведения проективных методов и интер­претации полученного материала;

  2. Отработка методов арт-терапии и использование их в психоло­гическом консультировании, психотерапии;

  3. Отработать навыки анализ рисунков, их символов и образов;

  4. Отработать методы работы с активным творческим воображени­ем;

  5. Ориентироваться в подборе и использовании творческого мате­риала для пациентов с различными расстройствами в рамках терапии творческим самовыражением М.Е. Бурно.

Рекомендации по выполнению контрольных работ:

  • выбрать тему контрольной работы;

  • ознакомиться со списком рекомендованной литературы;

  • ознакомиться с дополнительными источниками, раскрывающи­ми данный вопрос;

  • обозначить цель, главы, содержание работы;

  • в соответствии с требованиями по написанию контрольных ра­бот оформить работу;

  • сдать работу за 3 недели до начала сессии;

  • подготовиться к защите контрольной работы (четко представ­лять: цель исследования, выводы по главам и общий вывод по рассмат­риваемой теме).

Защита контрольных работ проходит в виде публичного пред­ставления. Студенту необходимо кратко изложить основные положе - ния контрольной работы и ответить на вопросы преподавателя. Требо­вания к оформлению текстовой части контрольных работ даны в СТО

  1. 005-2007 Общие требования к оформлению текстовой части выпуск­ных квалификационных работ, курсовых работ (проектов), рефератов, контрольных работ, отчетов по практикам, лабораторным работам.

Рекомендации по работе с литературой

В процессе изучения дисциплины «Психология творчества» сту­денты знакомятся с теоретическими и прикладными принципами иссле­дования творческого феномена и его активизации в процессе арт- терапии. Методологические подходы к исследованию системы «тво­рец - творение - социальное» отражено в лекционной части курса, а также в основных литературных источниках (1-5).

Теория психологии искусства «сглаживания когнитивного диссо­нанса» в книге: Аллахвердов В.М. «Психология искусства» (СПб., 2001).

Концепции художественного творчества: культурологический, пси­хоаналитический, психобиографический, структуралистский, экзистенци­ально-феноменологический подходы отражены в теоретическом разделе курса.

Примером культурологического исследования творческого фено­мена может служить 3-томник А. Боннара «Древнегреческая цивилиза­ция».

Психоаналитическая трактовка творческого феномена у З. Фрейда,

О. Ранка.

Психобиографический подход изложен автором метода: Фернандес Д. Древо до корней. Психоанализ творчества. - СПб., 1998.

С экзистенциально-феноменологическим подходом можно ознако­миться в: Мэй Р. «Мужество творить». Очерк психологии творчества. - Львов, М., 2001. Сартр Ж.-П. Воображаемое. Феноменологическая пси­хология воображения. - СПб., 2001. Сартр Ж.-П. Что такое литература. Слова. - Мн., 1999. Ялом И. Групповая психотерапия. - СПб., 2000.

Символы, их значение в творчестве можно изучить в: Стюарт В. Работа с образами и символами в психологическом консультировании. - М., 1998. Стюарт В. Словарь образов и символов в консультировании. - М., 1996. Юнг К.Г. Либидо, его метаморфозы и символы. - СПб., 1994.

С проективные методами исследования личности можно ознако­миться в: Анастази А.И. Психологическое тестирование. - СПб., 2001.

Люшер М. Сигналы личности: ролевые игры и их мотивы. - Воронеж, 1993.

Целебное и развивающее воздействие искусства (арт-терапия, творческим самовыражением, художественной экспрессии, др. мето­ды) - психотерапевтические аспекты всесторонне освещены в: Психо­терапевтическая энциклопедия. Под ред. Б.Д. Карвасарского. - СПб., 2000. Бурно М.Е. Психотерапия творческим самовыражением. - М., 1989. - 304 с. Ялом И. Групповая психотерапия. - СПб., 2000.

Контрольные вопросы для самостоятельной оценки качества освоения дисциплины

Данные вопросы дают возможность оперативной оценки подготов­ленности по текущей теме и определения готовности к изучению сле­дующей темы. Контрольные вопросы направлены на воспроизведение студентом учебного материала, выделение главного, умение конкрети­зировать, обобщать и систематизировать полученные знания.

  1. Что такое творчество? Дайте широкое и конкретное определе­ния.

  2. Какие характеристики творчества Вы знаете?

  3. Почему творчество зачастую противоречиво?

  4. Чем сопровождается акт творения, с какими состояниями он схож?

  5. Каковы уровни творческого «послания»?

  6. Какие модели творческих потребностей Вы знаете?

  7. Какие виды редукции возможны в процессе творчества?

  8. Как Вы понимаете сглаживание когнитивного диссонанса?

  9. Перечислите методологические подходы к исследованию триа­ды творец - творение - социальное.

  10. Какие уровни рефлексии психологии творческого процесса вы знаете?

  11. Перечислите «за» и «против» социально-культурологического метода.

  12. Что есть демифологизация прочтения творческого феномена?

  13. Каковы 3 литературных шедевра всех времен с точки зрения

З. Фрейда?

  1. Какие виды творчества выделяет К.Г. Юнг и как они соотносят­ся с теорией личного и коллективного бессознательного?

  2. Как творческие предпочтения соотносятся с типологией К.Г. Юнга с точки зрения Г. Рида?

  3. В чем суть структурного метода?

  4. Какие цели и задачи психобиографического метода?

  5. Как рассматривает творчество Ролло Мэй? Какие виды творче­ства он выделяет?

  6. Как интерпретируются миф об изгнании Адама и Евы из райско­го сада и миф о Прометее представителями экзистенциального направ­ления?

  7. Чем характеризуется творческий опыт с точки зрения Ж.А. Пу­анкаре?

  8. Что есть Встреча?

  9. Как соотносятся страх жизни и страх смерти (О. Ранк) с творче­ским процессом?

  10. Какие модели творчества выделяет Ж.-П. Сартр?

  11. Что является конечной целью искусства с точки зрения Ж.-П. Сартра?

  12. Какие методы исследования человека (и творчества) выделяет Ж.-П. Сартр?

  13. Кто обосновал использование психического автоматизма в твор­честве, как метод экспрессии?

  14. Как группируются проективные методы?

  15. Какие выделяют уровни интерпретации проективных методик?

  16. Что символизируют цвета в тесте Люшера?

  17. Как интерпретируются значения чисел в рамках глубинной пси­хологии К.Г. Юнга?

  18. Каковы принципы работы с образами (по В. Стюарту)?

  19. Каковы принципы интерпретации производных активного вооб­ражения?

  20. Каковы целебные механизмы арт-терапии?

  21. Какие виды арт-терапии выделяют и в чем их особенности?

  22. Каковы особенности терапии творческим самовыражением (ТТС) М.Е. Бурно?

  23. Какие методы и формы ТТС выделяет М.Е. Бурно?

  24. Каковы произведения выбора для психастеника, для шизоида?

  25. Какие творческие проявления характерны для истероидов, эпи- лептоидов?

  26. Какие критерии эффективности терапии выделяет М.Е. Бурно?


написать администратору сайта