Главная страница
Навигация по странице:

  • Афиша и вывеска в XIX –начале ХХ века

  • Зачем нужны афиши и вывески

  • Какие задачи решаются с помощью вывесок и афиш

  • Театральные и кинотеатральные

  • Рекламные

  • Музыкальные и спортивные афиши

  • Вывески в России XIX – начала ХХ веков

  • история. Кафедра рекламы и социокультурных коммуникации Контрольная работа по дисциплине История рекламы и pr


    Скачать 39.35 Kb.
    НазваниеКафедра рекламы и социокультурных коммуникации Контрольная работа по дисциплине История рекламы и pr
    Анкористория
    Дата25.09.2022
    Размер39.35 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаистория.docx
    ТипКонтрольная работа
    #694848

    Министерство науки и высшего образования Российской Федерации

    федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

    «Рязанский Государственный Университет имени С. А. Есенина»

    Институт истории, философии и политических наук

    Кафедра рекламы и социокультурных коммуникации
    Контрольная работа

    по дисциплине

    «История рекламы и PR»

    Работу выполнила: студентка

    1 курса

    Группы 1146

    направления бакалавриата

    «реклама и связи с общественностью»

    Филюгиной Полины Евгеньевны

    Научный руководитель:

    Доц. Плеханова О.В.

    Рязань, 2022

    Оглавление


    • Введение 3-4

    • Афиши 5-10

    • Вывески 11-13

    • Заключение 14

    • Список источников 15


    Афиша и вывеска в XIX –начале ХХ века

    Афиши и вывески являются весьма популярным и широко распространенным в России жанром рекламы, имеющим длительную историю своего существования. Постепенно от самодеятельности этого движения был осуществлен переход к профессионализму мастеров. Наиболее отчетливо заметным в России оно стало во второй половине XIX века.

    До появления данного жанра широко использовались такие методы рекламы как:

    • выкрики, прибаутки и лубки (рубеж X и XI веков)

    • Коммерческая пресса, газетные объявления и «листки» (XVIII век и вплоть до середины XIX века)

    Во второй половине XIX века реклама в России стала разнообразнее. Появились специальные бюро, которые занимались продвижением товаров, улучшилось техническое оснащение типографий.

    В 1878 году в России открылось первое рекламное агентство — «Центральная контора объявлений». В отличие от рекламных бюро оно помогало частным лицам и компаниям размещать объявления в прессе. Сотрудники агентства связывались с работниками газет и типографий и договаривались о печати рекламы. Людвигу Метцелю, создателю «Центральной конторы объявлений», приписывают фразу «Реклама — двигатель торговли».

    В эти же годы в Российской империи увеличилось число иностранных предпринимателей. Они первыми стали использовать новые способы рекламы, адаптировать их под российский рынок.


    Зачем нужны афиши и вывески?

    Не все люди узнают о существовании магазинов или фирм из рекламы по ТВ или от знакомых. Большую роль играют вывески организаций.

    Они выполняют несколько задач: заявляют о существовании компании, информируют о сфере её деятельности, приглашают воспользоваться её услугами.


    Какие задачи решаются с помощью вывесок и афиш?

    Сегодня нет ограничений в плане выбора вывесок для магазина, банка, аптеки, салона красоты, другого коммерческого или некоммерческого здания. Каждая из них выполняет следующие функции:

    • Информирует общественность о месторасположении конкретного объекта. Крепится или непосредственно на здание, или неподалеку от заведения (например, на столбе). Допускается установка как внутри, так и снаружи зданий.

    • Привлекает внимание реальных и потенциальных клиентов. Иногда именно вывеска с профессионально разработанным дизайном становится решающим фактором при выборе конкретного магазина или салона красоты.

    • Выделяет среди массы конкурентов. В мире, где конкуренция во многих сферах колоссально высокая, нужно быть не похожим на остальных. Световой короб перед входом часто справляется с этой задачей.

    В основе развития этих жанров, бытовавших в России уже длительное время, было движение от самодеятельности к профессионализму. Оно становится отчетливо заметным ко второй половине XIX века.

    Афиша

    Афиши – это объявления о спектаклях, концертах, лекциях и иных событиях. Происходит от франц. affiche ж. р. — то же; далее от франц. гл. afficher, совр. значение — «вывешивать, выставлять напоказ». В XIII в. affiche (также в форме afiche) употреблялось в значении «булавка, острый колышек, прищепка»; впоследствии приобрело значение «нечто, прикрепляемое булавками, колышками»

    Главное в афише – яркое изображение и красиво написанный и сочетающийся с картинкой заголовок, привлекающий целевую аудиторию. И, конечно, лаконичность информации.

    Афиши бывают:

    • Театральные и кинотеатральные. Театров сейчас много, фильмов еще больше. Надо бороться за деньги клиента, а яркая, заманивающая афиша – один из таких важных моментов. Правда, сейчас только на афишах не останавливаются. В кинотеатрах, например, делают еще и POS-фигуры, например, ростовые изображения главных героев. А в театрах в обязательном порядке нужны программки, рассказывающие о спектакле;

    • Рекламные. Это обычная полиграфическая продукция, сообщающая, например, о том, что «приходите в гости к нам, мы распродаем остатки коллекции»;

    • Агитационные. Эти плакаты и афиши нужны во время предвыборных кампаний, презентаций новых общественных и волонтерских проектов. Государственным и общественным организациям такая полиграфия нужна в большом количестве;

    • Социальные. В последнее время нередко рекламные места занимаются социальными плакатами, обращающими внимание на существующие проблемы общества. Такие плакаты нужны общественным организациям, волонтерским движениям и пр.;

    • Музыкальные и спортивные афиши. Также как и театральные или кинотеатральные афиши они сообщают о дате и времени проведения концертов или спортивных событий. Обычно это названия групп, команд, дата и время проведения. В качестве графики на таких афишах обычно используют фотографии.

    Одной из первых профессионально исполненных афиш является литография по рисунку художника В. Тимма1, приглашавшая подписываться на журнал2 «Листок для светских людей»3. Она появилась на петербургских улицах в 1844 году. На афише изображена группа людей, стремящихся прибрести рекламируемое издание. Среди них различимы портретные наброски приметных особ того времени: артиста В. Каратыгина, журналистов и литераторов Я. Грота, Ф. Булгарина и других.

    Сопровождавший изображение текст сообщал об условиях подписки. Немалое место, уделенное в этом произведении изображению, его цветной колорит определяют тяготение профессиональной настенной рекламы к плакатной форме. Однако пока это только обнаружившаяся тенденция образования нового жанра, так как рисунок здесь по-прежнему вторичен по отношению к вербальной части сообщения.

    Не менее приметной явилась афиша художника А. Агина, относящаяся к 1846 году. Она информировала о том, что из литографии вскоре будет выпущена серия рисунков этого автора к «Мертвым душам» Н. В. Гоголя. Желающие могли обеспечить себе их приобретение посредством подписки.

    Наряду с такими художественно оформленными настенными рекламами (но еще не плакатного жанра) через весь XIX век, протягиваясь в XX, бытуют строгие театральные шрифтовые афиши: черный текст на белом фоне, как правило, с очень подробным сообщением о программе спектаклей и скрупулезным перечислением действующих лиц и их исполнителей. Известно, насколько пристально актеры следили за величиной (кеглем) шрифта, которым были напечатаны их фамилии, какие житейские баталии разыгрывались из-за нечеткого соблюдения предполагаемой субординации творческой значимости исполнителей в отображении рекламной величины букв. Основным производителем таких афиш была типография императорских театров.

    Однако с публикациями в строгой профессиональной манере продолжали соседствовать вариации лубочных4 приемов. Они оставались неотъемлемой частью праздничных балаганов. Приведем свидетельство очевидца: «За неделю до представления расклеивались по городу афиши. Они были большого формата — размером в развернутый печатный лист. Обыкновенно на них значилось: временный народный театр такого-то под таким-то названием на Царицыном лугу, в течение такой-то недели: с воскресенья такого-то — представлено будет. Затем шло название пьесы, указание, кто составил и откуда заимствован сюжет, перечень картин и упоминание об эффектах, перечень действующих лиц без фамилий исполнителей, упоминание в надлежащих картинах о танцах, пении и шествиях, и цены местам. В центре афиши в красках была помещена картина, изображающая суть пьесы, а текст помещался сверху и снизу картины, а нередко и по бокам»5

    Другой очевидец, известный политический деятель, глава кадетской партии П. Милюков так делится детским восприятием лубочных балаганных афиш: «Уже наружный вид балаганных построек производил... неизгладимое впечатление. Невероятные приключения на разрисованных яркими красками полотнигцах, плохо прибитых гвоздями и развевавшихся по ветру: крокодилы, пожиравшие людей, и атлеты, побеждавшие крокодилов; необыкновенной красоты, царицы неведомых царств, покрытые драгоценными камнями... факиры, упражнявшиеся со змеями; фокусники, глотавшие горящую паклю и сабли»6.

    Здесь, в отличие от предыдущего автора, рассказавшего о достаточно профессионализировавшихся и цензурировавшихся афишах, передан размах народной фантазии, запечатленный красочными образами. А тем временем в провинции, подальше от всевидящего ока властей, появляются афиши совсем уж неотразимой завлекающей силы: «Будет показан главарь людоедов племени Тумба-Юмбо, изловленный в центре Сахары. Начинает с поедания живых голубей, кончает человековедением»7.

    Стилистика афиш профессионального цирка располагалась посередине между строгим обликом театральных объявлений и импровизациями балаганного творчества. Такова, например, афиша к бенефису клоуна Анатолия Дурова, намеченного на 8 апреля 1895 года. Цветной рисунок петуха со шпагой здесь сопровождают стихи:

    В целом справедливо говорить о том, что профессиональная настенная реклама в виде афиш и вывесок в России XIX – начала ХХ вв. по большей части тяготела к плакатной форме.

    О мастерстве создания вывесок повествуют учебные пособия. Одно из них, например, называется: «Живописец вывесок. Практическое руководство по написанию вывесок на стенах, полотне, деревянных щитах, железе и других материалах». Здесь опытный мастеровой детально разбирал приемы создания вывесок: их золочения, серебрения, бронзирования.

    Часто публикации, оформленные в строго профессиональной манере, соседствовали с различными вариациями лубочных приемов. Последние неизменно оставались составной частью праздничных балаганов и мероприятий. Очевидцы того времени говорят о том, что примерно за неделю до представления по городу начинали расклеивать афиши. Зачастую они были большого размера и по формату напоминали печатный лист8. Как правило, на них размещалась информация о том, что какой-то народный театр под таким-то названием, в таком-то месте и в такое-то время будет давать такое-то представление. Обычно в афишах публиковалась информация о:

    • Названии пьесы;

    • Ее составителях;

    • Источнике заимствования сюжета;

    • Действующих лицах без фамилий исполнителей.

    В центре афиши обычно располагалась красочная картина, на которой была отображена суть пьесы, а текст, дополнявший картинку, мог быть размещен сверху, снизу или по бокам.

    Неизгладимое впечатление на представителей народных масс оказывал и внешний вид балаганных построек. На больших полотнищах были яркими красками нарисованы невероятные приключения, по ветру развевались крокодилы, пожиравшие людей, и атлеты, их побеждающие. Также на них можно было встретить изображения фокусников, глотавших сабли и горящую паклю, факиров, мастерки упражнявшихся со змеями, и даже принцесс неведомых царств, покрытых драгоценными камнями. Таким образом. Часто использовались красочные образы. Сама стилистика афиш, публикующих информацию о цирковых представлениях, часто располагалась где-то посередине между импровизацией балаганного творчества и строгим обликом театральных объявлений.

    И все же — при всей популярности фольклорных ответвлений вывесочного жанра, эпоха заканчивалась. И это понимали художники-авангардисты, стремившиеся на определенном этапе своей эволюции реанимировать и культивировать фольклор. Давид Бурлюк9 писал в том же 1913 году: «Цивилизация, грамотность, печатный и фабричный станки сделают свое дело. Умрет, исчезнет с лица земли «кустарное» искусство — и одно лишь место будет — музеи, где аромат и прелесть национального... духа народного будет жить»10.

    Действительно, как ранее упоминалось, на рубеже веков определяющую роль играли уже шрифтовые вывески, безусловно рассчитанные на грамотных людей. Долгое время позолоченными или бронзированными металлическими буквами или гигантским шрифтом на деревянно-фанерных основаниях обозначались не предметы продажи, а на первом месте — фамилии предпринимателей. Вместе с подобного рода вывеской в российский опыт входили на новом историческом витке понятия торговой марки и фирменного знака.

    Вывески в России XIX – начала ХХ веков

    Вывески – это один из видов наружной рекламы, представляющий собой конструкцию, исполненную в плоском или объемном формате и расположенную на фасадах зданий или рядом со входом в них, отражающая информацию об организациях, находящихся внутри этих зданий.

    Если сначала вывески в России имели предметно-знаковую форму, когда на воротах или прямо над входом в лавку или харчевню висел предмет, относящийся к деятельности заведения (например, пучок соломы или чучело кабана), то позже они сменились вывесками живописного типа. Часто в них прослеживались приметы лубка (в частности речь идет о насыщенности цветов, контрастности их сочетания, несоразмерности фигур и примитивности изображений). Часто на таких вывесках изображались сами товары или услуги. На смену живописным вывескам в середине XIX века пришли шрифтовые вывески, при изготовлении которых использовался уникальный способ воронения металла, когда после определенных манипуляций поверхность железа становилась матовой и промазывалась льняным маслом, а после покрывалась тонким слоем краски. Часто для декора использовалась позолота, что придавало шрифтовым вывескам дополнительную утонченность. Именно они завоевали наибольшую популярность на рубеже XIX – ХХ веков. Шрифтовые вывески были ориентированы в первую очередь на грамотных людей. Примечательно, что на протяжении долгого времени на деревянно-фанерных основаниях бронзированными или позолоченными металлическими буквами больших размеров обозначались не сами предметы, а фамилии предпринимателей. Как правила, одновременно с вывесками подобного рода в российскую практику стали входить такие понятия, как «фирменный знак» и «торговая марка». Все эти рекламные тенденции стали упорядочиваться начиная с послепетровского времени, а сам процесс шел вплоть до конца XIX столетия. Именно в это время товарные знаки и фабричные марки стали обретать более-менее современную форму. В 1823 году в России была учреждена патентная служба. Начиная с этого момента, фабричные символы должны были иметь отличительные особенности. Отличительной особенность торговых знаков и фабричных марок конца XIX – начала ХХ вв. стала их оснащенность двумя составляющими:

    • Медали;

    • Оттиски государственного герба.

    Часто таким образом, обеспечивалась фиксация премиальных мест, полученных на всероссийских и международных выставках товаров, лучше любой рекламы свидетельствовавшая о качестве предлагаемой продукции. Развивались и упаковки товаров. В середине XIX века было усовершенствовано производство упаковочной продукции, появилась бутылочная тара. В результате в концу XIX – началу ХХ вв. коробки для кондитерских изделий, емкости для напитков и парфюмерии стали выглядеть весьма изысканно.

    В наши дни существуют следующий виды вывесок:

    • Вывеска без подсветки - данный вид рекламной вывески принадлежит к самым бюджетным видам вывесок, так как не имеет светового оснащения. Чаще всего на таких вывесках размещаются названия организаций, павильонов или небольших торговых заведений.

    • Лайтбоксы — это вид рекламных вывесок имеющих форму короба и оснащенные подсветкой. Простое изготовление позволяет широко использовать этот вид вывески, которая применяется для любых целей.

    • Объемные буквы - наиболее универсальные образцы рекламы. Они изготавливаются из надежных материалов — от пластика до металла, поэтому успешно используются как для обычных, так и для крупногабаритных рекламных установок.

    • Реклама на крышах зданий принадлежит к самым объемным образцам рекламных изделий. Крышные рекламные объекты являются хорошо заметными и читаемыми на больших расстояниях.

    • Панель кронштейны — универсальное рекламное средство, так как позволяет эффективно использовать обе стороны, что приводит к значительному повышению просматриваемости информационной надписи.

    Заключение

    В работе мы рассмотрели афиши и вывески в XIV и начале XX века.

    На то время по территории Росси стал распространяться новые тенденции в видах рекламы, которые очевидно оказали немалое влияние на рекламу в современном её понимании и виде. Стало очевидно, что часть современных методов продвижения и рекламы практически неотличимы от методов дореволюционной России.

    Немалое влияние на это развитие оказали западные страны, их методы рекламы и рост иностранных предпринимателей в России, которые привезли с собой новые тенденции, вместе с этим развитию помогло появлению специальных бюро и типографии.

    Так же мы рассмотрели, какие изменение в структуре данных вид реклам происходили по прошествии времени, реакции людей.

    Список источников:

    1. Афиша и вывеска в XIX — начале XX века. [Электронный ресурс]: https://studopedia.ru/4_67006_afisha-i-viveska-v-XIX--nachale-XX-veka.html

    2. 1. Афиша и вывеска в XIX — начале XX века. [Электронный ресурс]: https://spravochnick.ru/reklama_i_pr/afisha_i_vyveska_v_xix_nachale_xx_v/

    3. Виды рекламных вывесок. [Электронный ресурс]: https://zametno.su/content/article/365763/

    4. Афиши и плакаты. Какими они бывают. [Электронный ресурс]: https://ru-cafe.ru/news/afishi-i-plakaty-kakimi-oni-byvajut

    5. История рекламы в России. [Электронный ресурс]: https://www.culture.ru/materials/255253/istoriya-reklamy-v-rossii



    1 Васи́лий Фёдорович Ти́мм (Георг Вильгельм; Georg Wilhelm Timm; 9 [21] июня 1820, Зоргенфрей, ныне Рига — 7 [19] апреля 1895, Берлин) — русский живописец и график из остзейских немцев; создатель батальных и жанровых сцен, академик Академии художеств (с 1855 года), издатель «Русского художественного листка».

    2 Журна́л — печатное или электронное периодическое издание, имеющее постоянную рубрикацию и содержащее статьи или рефераты по различным общественно-политическим, научным, производственным и др. вопросам, литературно-художественные произведения.

    3 Листок для светских людей выходил в СПб. С 1839 по 1844 г. еженедельно. Сначала был посвящен описанию мод, но с 1843 г. обратился в журнал литературно-карикатурный, с рисунками В. Тимма. Ср. "Сочинения" В. Г. Белинского (т. IX изд.4, стр. 296-297).

    4 Лубо́к — вид графики, изображение с подписью, отличающееся простотой и доступностью образов. Первоначально вид народного творчества. Выполнялся в технике ксилографии, гравюры на меди, литографии и дополнялся раскраской от руки. Для лубка характерны простота техники, лаконизм изобразительных средств

    5 Лейферт А. В. Балаганы. — Пг., 1922. С. 43.

    6 Милюков П. Воспоминания. — М., 1991. С. 30.

    7 Некрылова А. Ф. Русские народные городские праздники, увеселения, зрелища. — М., 1988. С. 176.

    8 Условный печатный лист (усл. печ. л.) — единица измерения объёма издания или отдельной публикации, равная одной стороне печатного листа формата 60×90 см. Условные (стандартные) печатные листы широко используются для указания объёмов научных и литературных публикаций, сопоставления печатных объёмов разноформатных изданий. Когда в научной или литературной среде говорят о печатных листах, чаще всего имеют в виду именно условные печатные листы, а не физические. 1 печатный лист принимается равным 16 листам формата A4, заполненным текстом с кеглем 14 пунктов и межстрочным интервалом, равным 1,5

    9 Дави́д Дави́дович Бурлю́к — русский и американский поэт и художник украинского происхождения, один из основоположников футуризма, член союза «Председателей земного шара». Брат Владимира и Николая Бурлюков.

    10 Повелихина А., Ковтун Е. Русская живописная вывеска и художники авангарда. — Л., 1991. С. 81.


    написать администратору сайта