Главная страница
Навигация по странице:

  • Воронеж 2021

  • Темы рефератов / контрольных работ Пояснительная записка

  • Темы творческих заданий Пояснительная записка Творческое задание

  • Кафедра социальногуманитарных дисциплин


    Скачать 146 Kb.
    НазваниеКафедра социальногуманитарных дисциплин
    Дата18.11.2022
    Размер146 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файла215-1664972181.doc
    ТипТемы рефератов
    #797396


    МОАУ ВО «ВОРОНЕЖСКИЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И

    СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ»
    КАФЕДРА СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН


    Темы рефератов, контрольных работ и творческих заданий

    для обучающихся по дисциплине «Философия»

    для студентов, обучающихся по направлениям подготовки:

    37.03.01 Психология, 38.03.02 Менеджмент, 38.03.04 Государственное и муниципальное управление, 41.03.04 Политология
    Форма обучения

    очная, заочная, очно-заочная

    Воронеж 2021

    УДК
    Темы рефератов, контрольных работ и творческих для обучающихся по дисциплине «Философия» [электронный ресурс] / Сост. Е. В. Белогубова. - Воронеж: МОАУ ВО «Воронежский институт экономики и социального управления», 2017. – 7 с.

    Материал подготовлен в соответствии с требованиями ФГОС ВО для обучающихся по направлениям подготовки 37.03.01 Психология, 38.03.02 Менеджмент, 38.03.04 Государственное и муниципальное управление, 41.03.04 Политология. Методические указания предназначены для закрепления теоретических знаний дисциплины и организации самостоятельной работы обучающихся.

    Составитель: к. филос. н., доцент Е. В. Белогубова
    Рекомендуется Научно-методическим советом МОАУ ВО «Воронежский институт экономики и социального управления» к размещению в ЭОИС.

    © Белогубова Е. В., 2017

    © МОАУ ВО «Воронежский институт экономики и социального управления», 2017


    Оригинал-макет данного издания является собственностью Воронежского института экономики и социального управления, воспроизведение содержания любым способом без согласия института запрещается.

    Темы рефератов / контрольных работ
    Пояснительная записка
    Экзамен/зачет по дисциплине «Философия» сдается обучающимися очно-заочного и заочного отделений в виде защиты контрольной работы. Контрольная работа выполняется в форме реферата согласно требованиям и темам, приведенным ниже, и защищается обучающимся на зачетной/экзаменационной сессии в форме доклада по теме реферата и ответов на вопросы преподавателя по той же теме.
    Цель написания реферата – углубленное изучение избранной проблемы, творческое освоение классической и современной научной литературы, а также овладение навыками исследования и логического письменного изложения проблемы.

    Реферат рекомендуется писать по плану-конспекту: содержание (план), введение, в котором определяются цель и задачи реферата; содержание темы; заключение (или общие выводы); список литературы, изученный автором в процессе работы над рефератом.

    Основное содержание темы должно представлять собой самостоятельно выполненное исследование или обобщение имеющейся литературы по проблеме, заявленной в названии реферата. В реферате недопустимо изложение материала учебной и методической литературы. Теоретические идеи, пересказанные своими словами, мысли других авторов и цитаты должны иметь указания на источник (ссылки в общепринятом порядке). Основной текст (без введения, заключения и списка литературы) по объему должен занимать не менее 10 страниц, напечатанных на компьютере (по стандарту).

    Реферат должен иметь стандартный научный аппарат, при цитировании необходимы ссылки на теоретические и эмпирические источники.

    Работа должна быть иллюстрирована таблицами, рисунками, диаграммами и т.д.

    Заключение содержит выводы по полученным в ходе исследования результатам, положительные и отрицательные тенденции в развитии предприятия по изучаемой проблеме; перечень рекомендаций и условия их реализации.

    Список используемой литературы содержит источники по теме исследования в области действующего законодательства, трудов авторитетных ученых, новейших публикаций в периодической печати и другие источники, которыми студент пользовался при выполнении курсовой работы.

    Требования к оформлению реферата

    Оформление реферата должно соответствовать требованиям ГОСТ 7.32-91 «Отчет о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления», ГОСТ 7.1-84. Библиографическое описание документа: общие требования и правила составления. Работа должна быть выполнена на белой бумаге формата А4.

    Текст реферата быть выполнен на компьютере с 1,5 межстрочным интервалом в текстовом редакторе Microsoft Word for Windows. Текст набирается нежирным шрифтом Times New Roman Cyr, размером 14 пунктов. Размер абзацного отступа – 1,25 см.

    Текст реферата следует располагать, соблюдая следующие размеры полей: левое ‑ 30 мм, правое – 15 мм, верхнее ‑ 20 мм, нижнее ‑ 20 мм.

    Заголовки структурных элементов работы следует располагать с абзаца без точки в конце и писать строчными буквами, не подчеркивая. Переносы слов в заголовках не допускаются.

    Расстояние между заголовком и текстом должно быть равно двойному интервалу. Каждый вопрос следует начинать с новой страницы. После заголовка текст пишут с абзацного отступа.

    Иллюстрации (графики, схемы, рисунки, диаграммы) следует располагать в работе непосредственно после текста, в котором они упоминаются впервые или на следующей странице. На все иллюстрации должны быть ссылки по тексту работы.

    Приводимые в работе сведения из литературных источников (цифровые данные, цитаты, общие выводы и положения, мнения авторов) должны иметь точные ссылки на источник информации. Ссылка указывает порядковый номер этого источника по списку использованных источников и страницу (например, [45, с. 102]).

    Ссылки на иллюстрации, таблицы, формулы, уравнения, перечисления, приложения следует указывать их порядковым номером, например: «...в вопросе 2», «... в формуле (2)», «... на рисунке 8», «.... в приложении А».

    Формулы следует выделять из текста в отдельную строку. В работе их следует нумеровать порядковой нумерацией в пределах всей курсовой работы арабскими цифрами в круглых скобках в крайнем правом положении на строке.

    Каждое приложение следует начинать с нового листа с указанием в первом верхнем углу слова «Приложение» с порядковым буквенным номером А, Б, В и т.д. без знака «№».

    По каждому использованному источнику должна быть полная информация. Сведения о книге: фамилия и инициалы авторов, название книги, место издания, издательство, год издания, количество страниц в книге. Сведения о статье: фамилия и инициалы авторов, заглавие статьи, наименование журнала (газеты или другое издание), наименование серии (если есть), год выпуска, номер издания, страницы, на которых помещена статья.


    1. Взаимосвязь философии и естествознания

    1. Философия и религия в современном мироощущении

    1. Образ философа в прошлом и настоящем

    1. Философия и мифология

    1. Философские основы йоги

    1. Буддизм: философия и религия

    1. Человек в учении Конфуция

    1. Человек и общество в философии даосизма

    1. Понимание природы в индийской философской традиции

    1. Атомистическая трактовка бытия Демокрита

    1. Образ человека в античной философии

    1. Онтология Платона и Аристотеля

    1. Сократ: личность и судьба

    1. Тема любви в философии Платона

    1. Философские взгляды Фомы Аквинского

    1. Леонардо да Винчи: философ, учёный, художник

    1. Галилей и «галилеевская» наука

    1. Философский смысл христианства

    1. Северное Возрождение и церковная Реформация

    1. Гносеологическая проблематика в учении Ф. Бэкона

    1. Философские взгляды Р. Декарта

    1. Пантеизм Б. Спинозы

    1. Философские взгляды Ж.-Ж Руссо

    1. Субъектно-объектная парадигма новоевропейской науки

    1. Понимание бога в философии Нового времени

    1. Социальная философия французского Просвещения

    1. Этические проблемы в творчестве И. Канта

    1. Философские взгляды И.Г. Фихте

    1. Диалектика Г.В.Ф. Гегеля

    1. Проблема отчуждения в философии марксизма

    1. Философия истории Г.В.Ф. Гегеля

    1. Структурная антропология К. Леви-Стросса

    1. Э. Гуссерль и программа философии как «строгой науки»

    1. Философские идеи М. Хайдеггера

    1. Проблема абсурда в философии А. Камю

    1. Неокантианство XIX века

    1. Гуманистический психоанализ Э. Фромма

    1. Проблемы познания в философии Л. Витгенштейна

    1. Философия позитивизма и её развитие в XX веке

    1. Постпозитивизм» и философия науки

    1. Прагматизм в контексте американской духовной традиции

    1. Философия Д. Дьюи

    1. Историческая миссия человека в контексте русского космизма

    1. «Философия всеединства» В. Соловьёва и П. Флоренского

    1. Философия «общего дела» Н. Фёдорова

    1. Концепция творчества Н. Бердяева

    1. «Философия души русского народа» в концепциях Н. Бердяева и Н. Лосского

    1. Роль науки в становлении космической реальности (В.И. Вернадский)

    1. Учение о бытии в философии и теологии: сходство и различие

    1. Природа человека в религиозной и философской трактовках

    1. Необходимость и свобода

    1. Свобода человеческой воли с точки зрения религии и философии

    1. Эволюция представлений о пространстве и времени

    1. Философия и теология о строении мира

    1. Современные естественно-научные теории и их философское значение

    1. Вещи, свойства и отношения

    1. Реальность объективная и субъективная

    1. Понятие и критерии прогресса

    1. Личность как философская категория

    1. Природа и сущность человека

    1. Проблема противоречивости человеческой природы

    1. Типы смысловых ориентации личности

    1. Реальность и человек в философии С.Л. Франка

    1. Всемирная история в интерпретации м. Хайдеггера и А. Тойнби

    1. Концепция «культурно-исторических типов» и О. Шпенглера

    1. Формы общественного сознания

    1. Философия истории Н.Я. Данилевского

    1. Ценностные измерения исторического процесса

    1. Интуиция и её роль в познании объективного мира

    1. Познание и творчество

    1. Проблема научного предвидения

    1. Идеалы современной науки

    1. Высшие ценности человеческого бытия

    1. Потребности и ценности

    1. Проблема ненасилия в этике

    1. Ценности техногенного общества

    1. Современная техногенная цивилизация и проблема гуманизма

    1. Альтернативы будущего в современных футурологических концепциях

    1. Проблема отношения человека к природе и религиозное сознание

    1. Роль культуры в решении глобальных проблем современности

    1. Человек будущего: научные перспективы и этические ограничения

    1. Космическая этика К.Э. Циолковского

    1. Экологическое содержание религиозных представлений


    Темы творческих заданий
    Пояснительная записка
    Творческое задание выполняется в форме эссе (5-8 страниц). Структура эссе определяется предъявляемыми требованиями:

    мысли автора по проблеме излагаются в форме кратких тезисов;

    мысль должна быть подкреплена доказательствами, поэтому за тезисом следуют аргументы.

    Аргументы - это факты, явления общественной жизни, события, жизненные ситуации и жизненный опыт, научные доказательства, ссылки на мнение ученых и др. Лучше приводить два аргумента в пользу каждого тезиса: один аргумент кажется неубедительным, три аргумента могут «перегрузить» изложение, выполненное в жанре, ориентированном на краткость и образность.

    Таким образом, творческое задание (эссе) приобретает кольцевую структуру (количество тезисов и аргументов зависит от темы, избранного плана, логики развития мысли).

    План эссе включает в себя:

    Введение — суть и обоснование выбора данной темы, состоит из ряда компонентов, связанных логически и стилистически. На этом этапе очень важно правильно сформулировать вопрос, на который вы собираетесь найти ответ в ходе своего исследования. При работе над введением могут помочь ответы на следующие вопросы: «Надо ли давать определения терминам, прозвучавшим в теме эссе?», «Почему тема, которую я раскрываю, является важной в настоящий момент?», «Какие понятия будут вовлечены в мои рассуждения по теме?», « Могу ли я разделить тему на несколько более мелких подтем?».

    Основная часть - теоретические основы выбранной проблемы и изложение основного вопроса. Данная часть предполагает развитие аргументации и анализа, а также обоснование их, исходя из имеющихся данных, других аргументов и позиций по этому вопросу. В этом заключается основное содержание эссе и это представляет собой главную трудность. Поэтому важное значение имеют подзаголовки, на основе которых осуществляется структурирование аргументации; именно здесь необходимо обосновать (логически, используя данные или строгие рассуждения) предлагаемую аргументацию/анализ. Там, где это необходимо, в качестве аналитического инструмента можно использовать графики, диаграммы и таблицы. В процессе построения эссе необходимо помнить, что один параграф должен содержать только одно утверждение и соответствующее доказательство, подкрепленное графическим и иллюстративным материалом. Следовательно, наполняя содержанием разделы аргументацией (соответствующей подзаголовкам), необходимо в пределах параграфа ограничить себя рассмотрением одной главной мысли.

    Хорошо проверенный (и для большинства — совершено необходимый) способ построения любого эссе — использование подзаголовков для обозначения ключевых моментов аргументированного изложения: это помогает посмотреть на то, что предполагается сделать (и ответить на вопрос, хорош ли замысел). Такой подход поможет следовать точно определенной цели в данном исследовании. Эффективное использование подзаголовков — не только обозначение основных пунктов, которые необходимо осветить. Их последовательность может также свидетельствовать о наличии или отсутствии логичности в освещении темы

    Заключение — обобщения и аргументированные выводы по теме с указанием области ее применения и т.д. Подытоживает эссе или еще раз вносит пояснения, подкрепляет смысл и значение изложенного в основной части. Методы, рекомендуемые для составления заключения: повторение, иллюстрация, цитата, впечатляющее утверждение. Заключение может содержать такой очень важный, дополняющий эссе элемент, как указание на применение (импликацию) исследования, не исключая взаимосвязи с другими проблемами

    Правила написания творческого задания (эссе).

    Из формальных правил можно назвать только одно - наличие заголовка.

    Вступление и заключение должны фокусировать внимание на проблеме (во вступлении она ставится, в заключении - резюмируется мнение автора).

    Необходимо выделение абзацев, красных строк, установление логической связи абзацев: так достигается целостность работы.

    Стиль изложения: эмоциональность, экспрессивность, художественность. Специалисты полагают, что должный эффект обеспечивают короткие, простые, разнообразные по интонации предложения, умелое использование "самого современного" знака препинания - тире. Впрочем, стиль отражает особенности личности, об этом тоже полезно помнить.

    Внутренняя структура может быть произвольной. Поскольку это малая форма письменной работы, то не требуется обязательное повторение выводов в конце, они могут быть включены в основной текст или в заголовок.

    Аргументация может предшествовать формулировке проблемы. Формулировка проблемы может совпадать с окончательным выводом.

    В отличие от реферата, который адресован любому читателю, поэтому начинается с "Я хочу рассказать о...", а заканчивается "Я пришел к следующим выводам...", эссе - это реплика, адресованная подготовленному читателю (слушателю). То есть человеку, который в общих чертах уже представляет, о чем пойдет речь. Это позволяет автору сосредоточиться на раскрытии нового и не загромождать изложение служебными деталями.


    1. Дайте пояснения таким философским категориям, как: бытие, материя, время, пространство, движение, развитие, закономерность.

    1. Дайте определение диалектики, назовите ее основные законы, категории, принципы. Поясните примерами законы диалектики.

    1. Какие варианты возникновения сознания имеются в истории философии?

    1. Объясните формирование сознания в контексте антропосоциогенеза.

    1. Раскройте структуру общественного сознания.

    1. Какие варианты решения проблемы познаваемости мира имеются в истории философии?

    1. Какие концепции истины существуют?

    1. Что отличает научное познание?

    1. Поясните примерами методы индукции, дедукции, эксперимента.

    1. Что означает понимание общества как системы?

    1. Охарактеризуйте основные подходы к анализу общества.

    1. В чем состоят особенности социального познания?

    1. Какие проблемы исследует философия истории?

    1. Человек и его сущность в классической и неклассической философии.

    1. Проблема свободы.

    1. Проблема смысла жизни и счастья.

    1. Проблема смерти.

    1. Предмет этики. Мораль в жизни человека.

    1. Моральный выбор. Моральный конфликт.

    1. Историческое развитие морали.

    1. Основные категории этики.

    1. Предмет эстетики. Эстетическое в жизни человека.

    1. Основные категории эстетики.

    1. Анатомия художественного творчества.

    1. Сущность глобальных проблем.

    1. Общечеловеческие ценности и возможности их реализации.


    написать администратору сайта