Кафедра зарубежного регионоведения и дипломатии курсовая работа даосизм как религия и философия Китая
Скачать 87.62 Kb.
|
1 2 2. Человек с точки зрения Даосизма. Даосский пантеон Взаимоотношения Даосизма с другими религиями и философскими учениями Человек рассматривается даосами как обиталище многочисленных духов, скопление божественных сил. Причем такой системе телесных духов соответствовала иерархия духов небесных. Духи на небе ведут счет добрым и плохим делам человека и определяют срок его жизни. Даосы рассматривают в человека два тела: эфирное и физическое (являющееся лишь внешней оболочкой). Даосизм выделяет три уровня эфирного тела – «киноварных поля» (дань – тянь), соответствующие трем из семи чакр в индуистской системе. Верхнее дань – тянь (Центр Нирваны) помещается в центре головы в районе эпифиза. В области верхнего дань – тяня обитает чистый дух; вокруг него находятся такие важные точки эфирной физиологии, как Нефритовые Врата (расположенные в затылочной части головы), Небесный Глаз (между бровями) и Ни-Вань (Ком Земли; представляет собой невидимую полость на макушке головы). Согласно трактату XVII в. «Тайна Золотого цветка», в Ни-Вань собраны все наши мысли. Когда энергия цзин поднимается в верхнее дань – тянь, она кристаллизуется в Ни-Вань и принимает форму золотого цветка. Через него в тело приникают свет и космические лучи. Это «светящееся тело» иногда изображается в виде пылающего солнца или сверкающей жемчужины. Лучи символизируют союз мужского и женского энергетических потоков, представленных двумя драконами. Среднее дань – тянь (Желтый Двор, Котел Земли) расположено в нижней части грудины, за солнечным сплетением. Оно считается главным энергетическим центром женщины. Рядом с ним расположены эфирные центры: Средние Врата (в области позвоночника на уровне сердца), Врата Жизни (пупочное отверстие) и Кувшин Полумесяца (в полости живота, между пупком и почками). На 3,25 см ниже Кувшина Полумесяца находиться нижнее дань – тянь (Цветочный Пруд), а еще ниже, в основании позвоночника – Нижние Врата. Кувшин Полумесяца и нижнее дань – тянь – места, где хранится половая энергия, используемая в основной даосской энергетической технике – Медитации Микрокосмической Орбиты. В ходе этой медитации энергия «в облике маленькой змейки» поднимается по позвоночнику через трое Врат в верхнее дань – тянь, открывает Ни-Вань и Небесный Глаз, а затем через среднее дань – тянь и область пупка возвращается в нижнее дань – тянь. Даосизм считает человека самодостаточной энергетической системой и стремится «замкнуть» его внутренний энергетический обмен. Даосский пантеон крайне разнообразен, он складывался под влиянием не только даосских представлений, но и разных божеств местных культов, а так же буддийских сакральных существ и конфуцианских систем управления. В даосский пантеон наряду с главами религиозных доктрин (Лао-Цзы, Конфуций, Будда) входили многие божества и герои, вплоть до случайно проявивших себя после смерти людей (явился кому-либо во сне и т. п.). Для деификации не требовалось ни специальных соборов, ни официальных решений. Любой незаурядный исторический деятель, даже просто добродетельный чиновник, оставивший по себе хорошую память, мог быть после смерти обожествлен и принят даосизмом в его пантеон. Даосы никогда не были в состоянии учесть всех своих божеств, духов и героев и не стремились к этому. Специфической категорией даосских божеств были бессмертные. Но наибольшей известностью в Китае всегда пользовалась восьмерка бессмертных, ба-сянь, рассказы, о которых необычайно популярны в народе, фигурки которых (из дерева, кости, лака), равно как и изображения на свитках, знакомы каждому с детства. С каждым из восьми связаны любопытные истории и легенды. Чжунли Цюань - старейший из восьми. Удачливый полководец ханьского времени, он потерпел поражение только из-за вмешательства небесных сил, знавших об уготованной ему судьбе. После поражения Чжунли ушел в горы, стал отшельником, научился тайнам трансмутации металлов, раздавал золото бедным, стал бессмертным. Чжан Го-лао имел волшебного мула, который за день мог пройти десять тысяч ли, а на время стоянки складывался так, как если бы он был из бумаги, и засовывался в специальную трубочку. Понадобится мул - его вытаскивают, разворачивают, обрызгают водой- и он снова жив и готов к переходам. Чжан жил очень долго, не раз умирал, но каждый раз вновь воскресал, так что бессмертие его вне сомнений. Люй Дун-бинь еще в детстве отличался умом, "запоминал по десять тысяч иероглифов в день". Вырос, получил высшую степень, но под влиянием Чжунли Цюаня увлекся даосизмом, узнал его тайны и стал бессмертным. Его волшебный меч позволял ему всегда одолевать врага. Ли Те-гуай, как-то отправившись на встречу с Лао-цзы, оставил свое тело на земле под присмотром ученика. Ученик узнал о болезни матери и немедля ушел, а тело патрона сжег. Ли вернулся - его тела нет. Пришлось ему вселиться в тело только что умершего хромого нищего - так и стал он хромым (Ли-"Железная нога"). Хань Сянь-цзы, племянник знаменитого танского конфуцианца Хань Юя, прославился тем, что умел предсказывать будущее. Делал он это настолько точно, что постоянно удивлял своего рационалистически мыслящего дядю, признавшего дарование племянника. Цао Го-цзю - брат одной из императриц, стал отшельником и поражал всех знанием тайн даосизма, умением проникать в суть вещей. Лань Цай-хэ - китайский юродивый. Пел песни, собирал милостыню, делал добрые дела, раздавал деньги беднякам. Восьмая, Хэ Сянь-гу, с детства отличалась странностями, отказалась выйти замуж, долгие дни обходилась без еды и ушла в горы, став бессмертной36. Как известно между Даосизмом и Конфуцианством всегда были разногласия. Чем же они отличались и почему произошел идеологический конфликт? Если конфуцианство это скорее экстравертное учение, рассказывающее о том, как человеку себя вести в обществе, этикете и умении позиционировать, преподносить себя в этом мире. О невероятной роли ритуала, государственного долга. То даосизм в большей степени интровертированное учение - оно направленно внутрь себя. Делает акцент не на внешние проявления, а на внутренне саморазвитие. Это загадочный и мистический стиль мышления, который был не понятен даже китайской элите. Он был не понят из-за своей аполитичности, из-за принципа не деяния и своеобразного отношения к императору. Отношения между Даосизмом и Буддизмом сложились давно и довольно таки мирно, в отличие от Конфуцианства. Первой даосской школой, возникшей на изучении буддийских трактатов, была школа Линбао. Её основатель ГэЧаофу перенял из буддизма представление о перерождениях в пяти мирах и в сильно упрощённом виде элементы космологии. При этом даосы не оставили практику достижения бессмертия, однако усовершенствовали понятие бессмертия, отказавшись от буквальной трактовки бесконечного пребывания в том же земном теле, и введя для небожителей другие миры — счастливые земли, острова бессмертных и т. д. Из буддийской теории перерождений следовало учение о карме и воздаянии. Позднее буддийские элементы стали привычны для даосских школ, которые переняли также буддийские методы медитации. Спустя время Даосизм пережил множество событий, как хороших, так и не очень. При Цинах даосы в очередной раз были обвинены китайскими ревнителями строгой классики в подрыве традиционных ценностей, результатом чего якобы и явилось завоевание страны «варварами». Эти учёные призывали отбросить даосизм и буддизм как окончательно скомпрометировавшие себя лжеучения и вернуться к собственным философским истокам, что в итоге выливается в литературно-общественное течение, получившее наименование хань сюэ, то есть «ханьская наука», под которой в данном случае подразумевалось классическое конфуцианство. Во время Тайпинского восстания (1850) даосские монастыри подвергаются разорению, которое вожди восставших объясняют необходимостью «борьбы с суевериями». Даосская литература изгоняется из библиотечных собраний с таким рвением, что к началу XX в. «Дао цзан» остается едва ли не в единственном экземпляре. Вплоть до Синьхайской революции (1911), да и позже учёные-традиционалисты не устают подвергать даосскую философию суровой критике как чрезмерно «созерцательную», парализующую волю к борьбе, подрывающую общественную нравственность и моральные устои государства. Эпохи терпимого и даже благожелательного отношения власти к даосскому умозрению сменялись периодами гонений вплоть до новейших времен. В 1960-е гг. практика преследования сторонников даосизма была возрождена деятелями «культурной революции». К концу 1970-х гг. эксцессы в отношении культурного наследия в основном прекратились, хотя относительная реабилитация даосизма и даосской философии (наряду с конфуцианством и буддизмом) началась только со времени официального провозглашения курса реформ (1978) Дэн Сяопина. На Тайване даосизм сохранил своё влияние и традиционные институты до наших дней. В КНР в настоящее время наиболее известным современным центром даосизма остается монастырь Байюньсы в Пекине. Философствование в даосском стиле в современном Китае продолжается, по традиции, преимущественно в эссеистической литературе и поэзии философского жанра. Заключение Даосизм - это одно из основных направлений китайской философии. Родоначальником Даосизма является Лао-цзы, которому приписывается создание основополагающего даосского трактата «Дао дэ цзин». Центральное место в религиозной доктрине даосизма занимает Учение о Дао. Дао — "нерожденное, порождающее всё сущее", всеобщий Закон, господствующий вечно и всюду, Первооснова бытия. Непостижимое для органов чувств, неисчерпаемое и постоянное, без имени и формы, Дао дает имя и форму всему. Цель практикующего даосизм — стать единым с Дао. Все в мире происходит спонтанно, естественно, по воле Неба, считают даосы, благодаря механизму, называемому "небесной пружиной". Пытаясь влиять на ход событий, человек нарушает гармонию, поэтому одним из даосских принципов является недеяние. У-вэй — не есть бездействие, это действие вне ума, вне рассуждений, действия в медитативном состоянии тишины ума, когда поступки текут естественным образом, без предположений о ходе событий, без трактовки их, без объяснений. В состоянии У-вэй можно рубить дрова, рисовать картины, возделывать сад — делать что угодно, если ваш ум при этом молчит. Наблюдая за природой, изучая медицину, алхимию, астрономию, геомантию, занимаясь даосскими дыхательными, медиативными практиками, адепт может достичь соединения, слияния с Дао, обрести в себе состояние Дао, состояние бессмертия. Мир по своей сути не имеет противоречий, но в нем происходит вечная трансформация. Практикующий Дао, должен покорно следовать Его потоку, прибывая в естественности и природной простоте; принимая всё, что предлагает жизнь, внутренне спокойно и естественно, не противореча своей собственной природе, не ведя войны с самим собой. Успокоиться и принимать мир таким, каков он есть здесь и сейчас. Следуя таким путем, находясь в гармонии с миром, природой, возможно приобретение долголетия и процветания духа. По мнению даосов, природа сама себя созидает и сама себя упорядочивает, имея высшее духовное начало в своей первооснове. Все проявления природы - есть проявления этого духовного начала. Именно в постижении постоянной природной деятельности скрыт источник глубочайшей Истины о мире. Лао-цзы писал, что существует три сокровища, которые являются высшими наставниками человека – это любовь, умеренность, смирение. Список используемой литературы: Источники: Дао-де-цзин., М.,2009. Лунь-Юй. Беседы и высказывания: Конфуций. М.,1981. Литература: Васильев Л.С. История Религий Востока. М., 1983. Маслов А. Духовные учения Восточной Азии. М.,1998 . Масперо А.Даосизм. СПб.,1999. Мудрецы Китая. Ян Чжу, Ленцзы, Чжуанцзы/ Перевод Позднеевой Л.Д. М., 1986. Мялль Л. К пониманию «Дао де Цзин»// Учёные записки Тартуского государственного университета Тарту, 1981. Вып. 558. Стулова Э.С. Даосская практика достижения бессмертия// Из истории традиционной китайской идеологии. М., 1984. Сюй Дишань. История даосизма. Т.1, 1927. Титаренко М.Л. Духовная Культура Китая. Мифология. Религия, энциклопедия в пяти томах. СПб., 2007. Торчинов Е.А. Даосизм. СПб.,1999. Торчинов Е.А. Даосские практики. СПб., 2001. Шкуркин П.В. Очерк даосизма: Даосизм. Ба Сянь// Вестник Азии. М., 1925, Вып. 53. Ян Хиншун. Древнекитайский философ Лао-Цзы и его учение. М.,1950. 1 Сюй Дишань, История даосизма, Т.1, 1927, С. 249. 2 Торчинов Е.А. Даосизм, СПб.,С. 1-18. 3 Васильев Л.С. История Религий Востока. 1983 г "Высшая школа" 1983, С. 35. 4 Васильев Л.С. История Религий Востока, М., 1983. 5 Торчинов Е.А. Даосизм, СПб.,1999. 6 Масперо А.Даосизм, СПб.,1999. 7 Мялль Л. К пониманию «Дао де Цзин»// Учёные записки Тартуского государственного университета Тарту, 1981. Вып. 558. 8 Дао-де-цзин/ Под редакцией Антонова В.В., М.,2009. 9 Лунь-Юй. Беседы и высказывания: Конфуций, М.,1981. 10 Титаренко М.Л. Духовная Культура Китая. Мифология. Религия энциклопедия в пяти томах, М., 2007, С 10. 11 Масперо А. Даосизм. СПб., 2007,С 23. 12 Торчинов Е.А.Даосизм, СПб.,1999.С 8. 13 Мудрецы Китая. Ян Чжу, Ленцзы, Чжуанцзы/Перевод Л.Д. Позднеевой, М., С 15-32. 14 Торчинов Е.А. Даосские практики, М., 2001, С 34-40. 15 Стулова Э. С. Даосская практика достижения бессмертия // Из истории традиционной китайской идеологии. М., 1984. С. 230—270. 16 Ян Хиншун. Древнекитайский философ Лао-Цзы и его учение, М., 1950, С 6-24 17 Мялль Л. К пониманию 'Дао Дэ Цзина'// Учёные записки Тартуского государственного университета. Тарту, 1981. Вып. 558. С. 115—126. 18 Ян Хиншун Древнекитайский философ Лао-Цзы и его учение, М., 1950, С 47. 19 Дао-де-Цзин / Под ред. В.В.Антонова, С 54. 20 Титаренко М.Л. Духовная Культура Китая. Мифология. Религия энциклопедия в пяти томах, М., 2007,С 108-114. 21 Васильев Л.С История Религий Востока, СП., 1983, С 67-125. 22 Шкуркин П.В. Очерк даосизма: Даосизм. Ба Сянь // Вестник Азии. 1925. № 53. С.121-125. 23 Лунь-Юй.Беседы и высказывания: Конфуций, С 14. 24 Дао-де-Цзин / Под ред. В.В.Антонова, М.,2009, С 29. 25 Там же, с 41. 26 Дао-де-Цзин / Под ред. В.В.Антонова, М.,2009, С 43. 27 Там же, С 52. 28 Маслов А. Духовные учения Восточной Азии, Тема 11. Пришлые духовные учения в Восточной Азии и их восприятие, С 17. 29 Дао-де-Цзин. / Под ред. В.В.Антонова, М.,2009, С 64. 30 Там же, С 66. 31 Дао-де-Цзин / Под ред. В.В.Антонова, М., 2009, С 38. 32 Дао-де-Цзин / Под ред. В.В.Антонова, М., 2009, С 44. 33 Там же, С 23. 34 Дао-де-Цзин / Под ред. В.В.Антонова, М., 2009, С 19. 35 Титаренко М.Л. Духовная Культура Китая. Мифология. Религия энциклопедия в пяти томах, 2007, с 201. 36 Маслов А. Духовные учения Восточной Азии, Тема 11. Пришлые духовные учения в Восточной Азии и их восприятие, С 200-202. 1 2 |