Главная страница
Навигация по странице:

  • Ведущий деятельности

  • 154 – 155 c . ]Восприятие (перцепция)

  • 173 – 174 с. ]Детские игры

  • 257 – 258 с. ]Деятельность - Дидактические игры

  • 336 – 337 с. ] Игра-труд

  • Настольная игра

  • Организаторские способности

  • Развивающие игры Режиссерские игры

  • Умственное развитие

  • Восприятие (перцепция)

  • Детские игры - Деятельность

  • Дидактические игры - Игра

  • Игра-труд Игрушки Коммуникативные способности –Коммуникация – Мотив Ведущий деятельности

  • Игровые действия Игра труд Игрушки Коммуникативные способности

  • Глоссарий табличка. В. В. Давыдов Российская педагогическая энциклопедия в двух томах. М. Научное издательство большая российская энциклопедия


    Скачать 24.33 Kb.
    НазваниеВ. В. Давыдов Российская педагогическая энциклопедия в двух томах. М. Научное издательство большая российская энциклопедия
    Дата18.11.2018
    Размер24.33 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаГлоссарий табличка.docx
    ТипДокументы
    #56897

    Глоссарий

    В. В. Давыдов «Российская педагогическая энциклопедия в двух томах». М.: Научное издательство «БОЛЬШАЯ РОССИЙСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ» 1993г.








    Ведущий деятельности - деятельность, выполнение которой определяет возникновение и формирование основных психологических новообразований человека на данной ступени развития его личности. [130c.]

    Внимание –направленность и сосредоточенность сознания на определённых объектах или определённой деятельности. Внимание является не самостоятельным психич. процессом, а качеств, характеристикой восприятия, памяти, мышления, обеспечивающей избирательный характер психической деятельности, осуществление в ней выбора данного объекта из некоторого поля возможных объектов. Внимание — обязательное условие продуктивности всякой сознательной деятельности. Если направленность психич. деятельности на определённые объекты не вызывается постановкой сознательной цели и не связана с волевыми усилиями, то такое внимание называется непроизвольным или непреднамеренным. Для его привлечения большое значение имеет сила раздражителя (сильный запах, яркий свет или окраска, громкий звук и т. п.). При этом имеет значение не только абсолютная, но и относит, сила раздражителя, его соотношение с другими раздражителями. Важную роль в возникновении непроизвольного внимания играет контраст между раздражителями (по форме, величине, цвету и т. п.); маленький предмет легче замечается среди больших, цифра — среди букв и т. д.

    Непроизвольное внимание привлекается также изменением в раздражителях (напр., резким изменением во внешности знакомого человека) и движением предметов. Объектом непроизвольного внимания легко становится всё новое (ориентировочный рефлекс), и наоборот, всё шаблонное, стереотипное не вызывает внимание. [154 – 155c.]

    Восприятие (перцепция) - система приёма и преобразования информации, обеспечивающая организму отражение объективной реальности и ориентировку в окружающем мире. Восприятие вместе с ощущением выступает как отправной пункт процесса познания, доставляющий ему чувственный материал. В процессе познания восприятия опосредуется мышлением и проверяется практикой. Вне такого опосредования и проверки восприятие может выступать источником как истинного знания, так и заблуждения, иллюзии.

    В процессе восприятия человек познаёт предметы и явления в целом, а не их отдельные свойства. В основе восприятия лежат ощущения, но восприятие не сводится к сумме ощущений. Воспринимая, человек не только выделяет группу ощущений и объединяет их в целостный образ, но и осмысливает этот образ, понимает его, привлекая для этого свой прошлый опыт.

    Восприятие представляет собой своеобразный саморегулирующийся процесс, обладающий механизмом обратной связи и подчиняющийся особенностям отражаемого объекта.

    Характерной особенностью восприятие детей в дошкольном возрасте является его эмоциональная обусловленность и вместе с тем объективная ограниченность и неполнота. Ребёнок выделяет прежде всего блестящие и движущиеся предметы, необычные звуки и запахи, т.е. всё то, что вызывает его эмоциональные и ориентировочные реакции, и в то же время не замечает других, менее ярких и эмоционально безразличных для него предметов. Из-за недостаточности жизненного опыта ребёнок ещё не может выделять в своём восприятие главные и существенные стороны предметов и абстрагироваться от второстепенных.

    Большое влияние на формирование образов восприятия у детей оказывает речевое общение со взрослыми. Взрослые знакомят детей с окружающими предметами и помогают выделять наиболее, важные их особенности, в связи с чем восприятие у детей делается всё более точным и полным, и вместе с тем целенаправленным. [173 – 174 с.]

    Детские игры - занятия, действия, формы общения детей, не носящие обязательного характера, доставляющие чувство радости, удовольствия от достижения игрового результата. Несмотря на большое разнообразие, все они имеют некоторые общие характерные черты, отличающие их от других видов и форм деятельности детей. Детские игры — занятия самостоятельные, добровольные, имеющие аналог в реальной действительности, но отличающиеся своей не утилитарностью, не буквальностью воспроизведения; возникающие спонтанно или создаваемые искусственно для развития к.-л. функций организма или качеств личности, закрепления достижений или снятия напряжения. Характерная черта детских игр — особое эмоциональное (игровое) состояние, на фоне и при участии, которого они протекают. Это состояние представляет собой ожидание или собственно процесс получения удовлетворения от проявляемой ребёнком физической, умственной или социальной активности.

    Различают два основных типа игр: со скрытыми и с открытыми (фиксированными) правилами. К первому типу игр относят сюжетно-ролевые игры, в которых действия и поведение играющих определяются сюжетом и ролью, правила содержатся в них в скрытом виде. В играх, относящихся ко второму «типу, правила создаются специально и осознаются детьми как неотъемлемая часть игры. Это характерно для дидактических и подвижных игр, а также для большинства развивающих интеллектуальных, музыкальных, для игр-забав, аттракционов. [257 – 258 с.]

    Деятельность -

    Дидактические игры - разновидностью игр с правилами являются дидактические игры, специально создаваемые в целях обучения, воспитания и развития детей. Воспитательно-образовательное содержание таких игр не выступает для детей открыто, а реализуется через игровую задачу, игровые действия и правила.

    Игра - игровая деятельность, один из видов деятельности, характерных для животных и человека. В онтогенезе животных игра является одной из форм развития специфических типов поведения.

    В индивидуальном развитии совр. ребёнка игра имеет огромное значение. В ней формируется и проявляется потребность ребёнка взаимодействовать с миром, развиваются интеллектуальные, моральные и волевые качества, формируется личность в целом. Игра есть практика развития ребёнка, ведущая деятельность в дошкольном детстве. [336 – 337 с.]

    Игра-труд. У детей-дошкольников труд и игра едины. «В каждой хорошей игре есть прежде всего рабочее усилие и усилие мысли...» (Макаренко А. С., Пед. соч., т. 4, 1984, с. 73). Чем старше дети, тем больше у них возможностей к продуктивной деятельности. Понимание обществ, целесообразности труда сочетается с удовольствием от трудового процесса. В строительных играх, в играх с игрушками дошкольники осваивают самые общие действия, необходимые для всякого ручного труда. В школьном возрасте большое место занимает труд как необходимый этап подготовки игры: изготовление предметов, реквизита, туристическим. играм, играм-путешествиям; шитьё костюмов, изготовление декораций к играм-драматизациям; работа по оборудованию площадок для подвижных, спорт, и др. игр.

    Игрушки - специально изготовленные предметы дет. игр; одно из средств обеспечения игровой деятельности. Игрушки должны быть педагогически целесообразными, художественно приемлемыми и отвечать возрастным интересам детей, быть безопасными и гигиеничными. Воспитательное, обучающее, развивающее значение игрушки имеют для детей всех возрастов. Игрушки — активное средство воспитания. Влияние игрушек на детей и отношение к ним зависят от воспитательной. позиции взрослых, воспитательных установок в обществе. [140 - 144 с.]

    Коммуникативные способности – определений не найдено

    Коммуникация – определений не найдено

    Мотив -(франц., ед. ч. motif, от лат. moveo — двигаю), побудители деятельности, складывающиеся под влиянием условий жизни субъекта и определяющие направленность его активности. В совр. психологии термин «Мотив» применяется для обозначения различных явлений и состояний, вызывающих активность субъекта. В роли мотивов могут выступать потребности и интересы, влечения и эмоции, установки и идеалы. [597с.]

    Навык – действие, в составе которого отдельные операции стали автоматизированными в результате упражнения. Любая деятельность человека всегда осуществляется сознательно. Но отдельные операции, входящие в ее состав, в результате тренировки перестают нуждаться в сознательном контроле. Сознание в этом случае направлено лишь на общее руководство деятельностью. При возникновении затруднений в осуществлении операций сознание снова начинает контролировать их.

    В зависимости от того, какие стороны действия частично автоматизируются, выделяются различные виды навыков.

    К сенсорным навыкам относится различение формы букв при чтении, фонем при слушании речи и т. п.

    В результате автоматизации мышечных действий возникают двигательные (моторные) навыки: печатание вслепую на пишущей машинке, игра на пианино, не глядя на клавиши, и т. п.

    Применительно к умственной деятельности выделяют интеллектуальные навыки. Более в широком смысле можно говорить о навыке решения определённых типов задач, о навыке логического мышления.

    Навыки возникают и закрепляются в результате того, что успешные движения, оправдавшие себя способы регуляции, постепенно отбираются и повторяются.

    Настольная игра – определений не найдено

    Общение - взаимодействие двух или более людей с целью установления и поддержания межличностных отношений, достижения общего результата совместной деятельности; один из важнейших факторов психического и социального развития ребёнка. Только в контакте со взрослыми людьми возможны усвоение детьми общественно-исторического опыта человечества и реализация ими прирождённой возможности стать представителями человеческого рода. Недостаток и ограничение общения, как это видно на примерах психич. депривации, существенно замедляют и обедняют развитие ребёнка.

    Организаторские способности – определений не найдено

    Основные компоненты игры – определении не найдено

    Память - психофизиологический процесс, выполняющий функции закрепления, сохранения и последующего воспроизведения прошлого опыта (в виде образов, мыслей, действий, чувств). Обеспечивает накопление впечатлений об окружающем мире, служит основой приобретения знаний, навыков и умений, и их последующего использования. Сохранение опыта создаёт возможность для обучения человека и развития его психики (восприятия, мышления, речи и т. д.).

    Память служит необходимым условием единства психической жизни человека, его личности.

    Физиологическая основа памяти — образование временных нервных связей, способных восстанавливаться, актуализироваться в дальнейшем под влиянием различных раздражителей.

    Подвижная игра - Подвижные игры развивают чувство товарищеской солидарности, взаимопомощи, ответственности за действия друг друга. Необходимость подчинения правилам формирует честность, справедливость, дисциплинированность, умение действовать в коллективе.

    Необходимым условием сплочения коллектива и средством управления его деятельностью становятся соревнования по подвижным играм: командные эстафеты, первенство по народным играм («Лапта-», «Чиж», городки), «Пионерболу» и т. д.

    Развивающие игры

    Режиссерские игры - начиная с дошкольного возраста (и до подросткового) распространены режиссёрские игры, в которых ребёнок управляет воображаемой ситуацией в целом, действует одновременно за всех участников; за зверей в зверинце, автомашины, трамвай, пешеходов на улице и т. д.; героев придуманной страны (своей «Швамбрании»). Режиссёрские игры могут быть и групповыми; каждый ведёт к.-л. игрушки в общем сюжете или выступает как режиссёр импровизированного концерта, спектакля. В таких играх накапливается опыт общения, согласования замыслов и сюжетных действий.

    Речь

    Роль

    Сенсорное развитие

    Сюжет

    Сюжетно-ролевые (или сюжетные) детские игры, подразделяют на ролевые, игры-драматизации, режиссёрские. Сюжет и др. элементы ролевой игры могут иметь театрализованные праздники, карнавалы, строит.-конструкторские игры и игры с элементами труда. Основные понятия сюжетно-ролевой игры: тема и содержание, воображаемая ситуация, сюжет и роль. Тема и содержание — отображаемая в игре область действительности; воображаемая ситуация — образ игры, её модель, возникающая в результате перенесения реальных значений и отношений с одних объектов на другие, расположенные в поле игрового действия; сюжет — последовательность воспроизводимых детьми действий, событий, отражающих тему и конкретизирующих содержание игры; роль — игровая позиция ребёнка, состоящая в отождествлении им себя или др. участника игры с к.-л. персонажем воображаемой ситуации.

    Умение - освоенный субъектом способ выполнения действия, обеспеченный совокупностью приобретенных знаний и навыков. Умение формируется путем упражнений и создает возможность выполнения действия не только в привычных, но и изменившихся условиях. Умение – это реализация субъектом приобретенного знания в способе деятельности (способность к наблюдению, умение мыслить, способность к анализу, работа с различными источниками информации); активная, самостоятельная, познавательная деятельность (ответы на вопросы, эксперимент, работа с книгой, упражнения, применение полученных знаний к новым, изменившимся условия). Это активно получаемое знание, необходимое при самостоятельном обучении. Оценка и диагностика умений проводится в форме индивидуальных и групповых заданий на занятиях и при выполнении домашних заданий. Умение – владение сложной системой психических и практических действий, необходимых для целесообразной регуляции деятельности имеющимися у субъекта знаниями и навыками.

    Умственное развитие – определений не найдено

    Чувства - определений не найдено

    Эмоциональная насыщенность - определений не найдено

    Эстетическое развитие - определений не найдено

    Ведущий деятельности-

    Внимание - один из компонентов интеллекта (наряду с мышлением и памятью) – направленность человеческой деятельности на одни предметы или явления действительности при одновременном отвлечении от всего остального. Этим достигается лучшее отражение в сознании человека того, что служит объектом.

    Внимание является обязательным условием продуктивности

    всякой сознательной деятельности. Особенно велика его роль в

    познавательной деятельности, в частности, в учении. Непонимание

    учебного материала, плохое запоминание его, ошибки при выполнении учебных заданий и т. п. часто вызываются отсутствием или недостаточностью внимания обучающегося. (22с)

    Восприятие (перцепция) – целостное отражение предметов, ситуаций и

    событий, возникающее при непосредственном воздействии физических раздражителей на органы чувств. Вместе с процессами

    ощущений восприятие обеспечивает непосредственно-чувственную ориентировку в окружающем мире. Будучи необходимым этапом

    познания, оно всегда в большей или меньшей степени связано с

    мышлением, памятью, вниманием, направляется мотивацией и

    имеет определенную эмоциональную окраску. (30с.)

    Детские игры -

    Деятельность - активное взаимодействие человека с окружающей действительностью, в ходе которого человек выступает как субъект, целенаправленно воздействующий на объект и удовлетворяющий таким образом свои потребности. (39с.)

    Дидактические игры -

    Игра - вид непродуктивной деятельности, мотив которой

    заключается не в ее результатах, а в самом процессе.

    Особенности:

    1 Всякая игра есть, прежде всего, свободная деятельность. Игра по приказу уже не является игрой. В крайнем случае, она может

    быть некой навязанной имитацией, воспроизведением игры. Уже

    благодаря свободному характеру игра выходит за рамки природного

    процесса. Она присоединяется к нему, располагается поверх него

    как украшение. Ребенок или животное играют потому что испытывают удовольствие от игры, и в этом заключается их свобода. Для

    человека взрослого и дееспособного игра есть некое излишество. Во

    всякое время игра может быть отложена или не состояться вообще.

    Игра не диктуется физической необходимостью, тем более мораль-

    ной обязанностью. Игра не есть задание. Она протекает «в свободное время». И лишь когда игра смыкается с исполнительскими искусствами (театр, исполнение музыкальных произведений и т. д.)

    или спортом понятия должествования, задания, обязанности привязываются к игре.

    2 Игра не есть «обыденная» жизнь и жизнь как таковая. Она скорее выход из рамок этой жизни во временную сферу деятельности. Даже малый ребенок знает, что играет лишь «как будто» взаправду, что все «понарошку». Не будучи «обыденной» жизнью,

    игра лежит за рамками процесса непосредственного удовлетворения

    нужд и страстей, прерывает этот процесс. Она вклинивается в него

    как временное действие, которое протекает внутри себя самого и

    совершается ради удовлетворения, приносимого самим совершением

    3 Игра обособляется от «обыденной» жизни местом действия и

    продолжительностью. Она «разыгрывается» в определенных рамках

    пространства и времени. Ее течение и смысл заключены в ней

    самой. Игра начинается и в определенный момент заканчивается.

    Она сыграна. Пока она происходит, в ней царит движение, прямое и

    попятное, подъем и спад, чередование, завязка и развязка. (61с.)

    Игра-труд

    Игрушки

    Коммуникативные способности –Коммуникация –

    Мотив


    Ведущий деятельности

    Внимание

    Восприятие (перцепция)

    Детские игры

    Деятельность

    Дидактические игры

    Игра

    Игровые действия

    Игра труд

    Игрушки

    Коммуникативные способности



    написать администратору сайта