история создания поэмы. Как был написан Василий Тёркин Начальный замысел возник в редакции газеты На страже Родины
Скачать 14.93 Kb.
|
Как был написан «Василий Тёркин»? Начальный замысел возник в редакции газеты «На страже Родины» в 1939—1940 годах, в период финской кампании. Речь шла о попытке в шутливом раешнике создать образ неунывающего балагура и умельца, который выходит невредимым из самых безнадежных передряг. Цель была проста — развлечь многострадального читателя, вызвать хотя бы его улыбку. Кто-то из газетчиков предложил назвать героя Васей Тёркиным, именно Васей, а не Василием. Были также предложения назвать героя Ваней, Федей, еще как-то, но остановились всё-таки на Васе. Так родилось это имя. Зачин (вступление) написал Твардовский. В дальнейшей публикации участвовали и другие литераторы, служившие в редакции. Забавные строки, сопровождавшиеся шаржами, имели успех в войсках. Место этому фронтовому юмору отводилось на 4-й странице газеты. Позднее, уже в период Великой Отечественной Войны, А. Твардовский преобразил этот шутливый лубок в явление высокой поэзии. «Необыкновенного» Васю, который «врагов на штык берёт, как снопы на вилы», сменил обыкновенный Василий Тёркин, к образу которого поэт вернулся весной 1942 года. Публикация первых глав поэмы началась в 1942 году после тяжёлого отступления наших войск к Волге и Северному Кавказу. А.Т.Твардовский писал: «Перемещение героя из обстановки финской кампании в обстановку фронта Великой Отечественной войны сообщило ему совсем иное, чем в первоначальном замысле, значение...» Жанр и особенности построения произведения обуславливался особенностями его написания и публикации, а язык – аудиторией, к которой обращался автор. Поэма была оперативной, реагировала на военные события. «Свободный» сюжет позволял печатать её по главам, которые обладали относительной самостоятельностью. «Я недолго томился сомнениями и опасениями относительно неопределённости жанра, отсутствия первоначального плана, обнимающего всё произведение наперёд, слабой сюжетной связанности глав между собой. Не поэма — ну и пусть себе не поэма, решил я; нет единого сюжета — пусть себе нет, не надо... не намечена кульминация и завершение всего повествования — пусть, надо писать о том, что горит, не ждёт, а там видно будет, разберёмся... Жанровое обозначение «Книги про бойца», на котором я остановился, не было результатом стремления просто избежать обозначения «поэма», «повесть». Это совпало с решением писать не поэму, не повесть... (а книгу), слово «книга»... звучит по-особому значительно, как предмет серьёзный, достоверный, безусловный. С того времени, как в печати появились главы первой части «Тёркина», он стал моей основной и главной работой на фронте». (А.Т.Твардовский) Когда в 1943 году поэт решил расстаться с Василием Тёркиным, он стал получать письма от своих читателей с просьбой не делать этого. «...Я с новым увлечением, с полным сознанием необходимости моей работы принялся за неё, видя её завершение только в победном завершении войны...» Так сложилась композиция поэмы: три её части соответствуют трём этапам положения на фронтах: начальное отступление, переломный этап после победы под Сталинградом, победное наступление 1944-1945 гг. и полный разгром врага. Закончил Твардовский поэму синхронно с окончанием войны. После завершения войны читатели продолжали ждать от поэта новых глав. «...Я отвечал и отвечаю моим корреспондентам, что «Тёркин» — книга, родившаяся в особой, неповторимой атмосфере военных лет, и что, завершенная - в этом своём особом качестве, книга не может быть продолжена на ином материале, требующем иного героя, иных мотивов. Я ссылаюсь на строки из заключительной главы: « Песня новая нужна. Дайте срок, придёт она», — писал поэт. 1. Когда впервые возник образ Василия Тёркина? 2.Когда вторично поэт обратился к нему? Изменил ли что-то поэт в первоначальном образе героя? 3. Как печаталась поэма? В чём своеобразие её композиции? Связаны ли главы друг с другом? 4. Как сам Твардовский определял жанр произведения? 5. Как относились к поэме читатели и сам Твардовский? |