гиппократ. Как известно, учение об этике возникло давно
Скачать 36.79 Kb.
|
Как известно, учение об этике возникло давно. После введения понятия в обиход ранними античными авторами (Гомер, Эмпедокл, Гераклит), учение об этике начало развиваться в различных областях жизни человеческого общества, однако ни в одной из них оно не получило такого развития, как в медицине. В медицине область этики врача разрабатывалась значительным числом ученых и врачей, было опубликовано бездна монографий, трудов, статей. В мире издается множество журналов по медицинской этике. Этика врача с 50-х годов ХХ столетия находится под пристальным вниманием Всемирной организации здравоохранения, которая к настоящему времени разработала и приняла большое число документов по этике врача, а в последние годы по биоэтике и биомедицинской этике, считающиеся обязательными для медиков всех стран. Но отцом понятия этики в медицине, все таки, достоверно считать Гиппократа. Так, что же такое этика, и в каких отношениях она находится с моралью? В литературе нередко можно встретить такое мнение: этика – это наука о морали, а мораль – это предмет данной науки (Словарь по этике, М. , 1975, с. 373). Однако оценка этимологии термина, рассмотрение ее развития в историческом аспекте, свидетельствуют о другом. Считается, что слово «ethos» зародилось в древней Греции и первоначально означало местопребывание - человеческое жилище, звериное логово, птичье гнездо. Позже термин стал употребляться в значении устойчивой природы какого-либо явления, в том числе характера, внутреннего нрава живых существ, образа жизни. Появилось понятие об этических добродетелях - мужество, умеренность, щедрость и т.д. Отсюда и появилась этика, как учение, изучающее и обобщающее соответствующие классы добродетелей. [6] В то же время термин «мораль» и по содержанию и по истории возникновения, не что-то новое, а, всего на всего, латинский аналог термина «этика». Оно происходит от слова «mos» (множественное число – «mores»), которое в определенной мере соответствовало древнегреческому этосу и обозначало нрав, обычай, моду, устойчивый порядок. На основе этого понятия и было образовано слово моральный (что, кстати, приписывают Цицерону), а позже и сформулировано понятие мораль, в качестве собирательной характеристики моральных проявлений. Отсюда следует, что термины «этика», «мораль», приблизительно однотипны по своему этимологическому содержанию и истории возникновения. К этим терминам примыкает и «нрав», который по Ожегову определяется как «обычай, уклад общественной жизни и «нравственность». Таким образом, этика врача означала мораль врача, нравственность врача и, как уже было сказано, широко исследовалась и разрабатывалась во все времена. Медицина, врачевание издавна выступали как один из главных моральных институтов общества. Это хорошо видно из известной всем клятвы Гиппократа, которую с незапамятных времен давали те, кто вступал на путь врачевания. Вот некоторые выдержки из нее: «Клянусь, что я направлю режим больных к их выгоде сообразно с моими силами и моим разумением, воздерживаясь от причинения вреда и несправедливости. Я не дам никому просимого у меня смертельного средства и не покажу пути для подобного замысла. Чисто и непорочно буду я проводить свою жизнь и свое искусство. В какой бы дом я не вошел, я войду туда для пользы больного, будучи далек от всего намеренного, неправедного и пагубного». Как можно видеть, в этой клятве уже содержатся многие принципы, считающиеся главенствующими в морали – делать добро, не причинять вреда, быть справедливым, воздерживаться от пагубных дел. Из трудов Гиппократа можно выделить восемь этических принципов связанных с отношениями врача с пациентами, с коллегами, с его нравственными качествами, т.е. восемь этических принципов. Эти принципы следующие: 1. Принцип непричинения вреда, заботы о пользе пациента, доминанты интересов больного. 2. Принцип осторожного информирования пациента, допускающий его дезинформирование. 3. Принцип уважения к жизни, отрицательного отношения к эвтаназии, к пособничеству при самоубийстве, к абортам. 4. Обязательство об отказе от интимных связей с пациентами. 5. Принцип врачебной тайны и конфиденциальности. 6. Обязательства перед учителями. 7. Обязательство передавать знания ученикам и консультироваться с коллегами. 8. Обязательства профессионального и нравственного самосовершенствования и благопристойного поведения. Попытаемся сравнить врачебную этику Гиппократа с современной и рассмотрим, насколько изменились этические принципы в медицине. Главным принципом, как в современной медицине, так и в этике Гиппократа, является принцип непричинения вреда, заботы о пользе пациента, доминанты интересов больного. «Клятва» Гиппократа гласит: «Я направлю режим больных к их выгоде. В какой бы дом я ни вошел, я войду туда для пользы больного» («Клятва» [1, с. 87]). В Кодексе профессиональной этики врача Российской Федерации: «В работе врача недопустимо грубое и негуманное отношение к пациенту, унижение его достоинства, выражение неприязни или предпочтения другим пациентам. Врач обязан отдавать предпочтение интересам пациента, если это не причиняет ущерба самому пациенту или окружающим лицам». Об этом же идет речь в Женевской декларации Всемирной Медицинской Ассоциации , принятой 2-ой Генеральной Ассамблеей Всемирной Медицинской Ассоциации в 1948 году. Выдержка из Кодексе профессиональной этики врача Российской Федерации: Статья 1. Миссия врача состоит в охране здоровья и глубоком уважении личности и достоинства человека. Врачебная деятельность основана на высоких этических, моральных и деонтологических принципах. Эти требования остаются незыблемыми даже после смерти человека. Статья 2. Врач обязан добросовестно выполнять весь комплекс лечебно-диагностических мероприятий независимо от пола, возраста, расовой и национальной принадлежности пациента, его социального статуса и материального положения, вероисповедания, политических взглядов человека. Статья 3. Врач обязан оказать качественную, эффективную и безопасную медицинскую помощь. Он обязан учитывать преимущества, недостатки и последствия различных диагностических и лечебных методов. При отсутствии в медицинской организации необходимых условий и ресурсов врач обязан направить пациента в соответствующее медицинское учреждение. [2] У Гиппократа большую роль играет принцип осторожного информирования пациента, допускающий его дезинформирование. В трактате «О благоприличном поведении» говорится, что врач вправе скрывать все подробности течения болезни, чтобы не ухудшать положение больного: «Все… до́лжно делать спокойно и умело, скрывая от больного многое в своих распоряжениях… и не сообщая больным того, что наступит или наступило, ибо многие больные по этой именно причине… доведены были до крайнего состояния» («О благоприличном поведении», XVI [1, с. 115–116]). Однако в современной медицинской этике, в отличие от этики Гиппократа, пациент вправе владеть полной информацией о диагнозе, о цели предлагаемого лечения, о его возможных последствиях, о прогнозе в случае отказа от лечения. Конечно, этот пункт Гиппократовой этики и современной несет различия, но, Гиппократ уже понимал, что информирование пациента о состоянии его здоровья - один из важнейших моментов в лечении. Ключевым принципом медицинской этики Гиппократа можно назвать принцип уважения к жизни, ценность жизни пациента, ее первостепенность, отрицательного отношения к эвтаназии, к пособничеству при самоубийстве, к абортам, коммерческой деятельности и обмане пациента. «Клятва» гласит: «Я не дам никому просимого у меня смертельного средства и не покажу пути для подобного замысла… Я не вручу никакой женщине абортивного пессария» («Клятва» [1, с. 87]). В современном медицинском обществе существует различные точки зрения на проблему эвтаназии и абортов, однако большинство врачей придерживается точки зрения Гиппократа. Право врача отказаться от проведения аборта закреплено в уже упомянутой Женевской декларации Всемирной Медицинской Ассоциации: «Я буду проявлять высочайшее уважение к человеческой жизни с момента ее зачатия и никогда, даже под угрозой, не использую свои медицинские знания в ущерб нормам гуманности» [3,]. Выдержка из Кодекса профессиональной этики врача Российской Федерации. Статья 27. При оказании медицинской помощи врач должен помнить, что его профессия - это не бизнес. При организации лечебно-диагностического процесса, включая лекарственное обеспечение, приоритет для врача - оказание необходимой и качественной медицинской помощи, а не извлечение коммерческой выгоды для себя лично и лечебного учреждения, в котором он работает. Статья 28. Врач должен уважать честь и достоинство пациента и при лечении учитывать все особенности его личности; побуждать пациента заботиться о состоянии здоровья; относиться с уважением к его личной жизни и праву на конфиденциальность. Статья 29. Если интересы пациента, связанные с его здоровьем или с оказанием ему медицинской помощи, противоречат интересам других лиц, врач обязан отдать предпочтение интересам пациента, если это не причиняет прямого ущерба самому пациенту или окружающим. Врач не вправе препятствовать пациенту, решившему доверить свое дальнейшее лечение другому врачу. Статья 31. Врач не должен использовать отсутствие медицинских знаний, страх перед болезнями, доверчивость пациента и свое профессиональное превосходство в целях получения коммерческой выгоды. Статья 34. При оказании медицинской помощи врач должен руководствоваться исключительно интересами пациента, знаниями современных методов и технологий лечения с доказанной клинической эффективностью и личным опытом. При возникновении профессиональных затруднений врач обязан обратиться за помощью к коллегам, а также оказать помощь коллегам, обратившимся к нему. Статья 37. При любых обстоятельствах врач обязан стремиться к тому, чтобы облегчить страдание пациента; поддержать его морально и избегать неразумной настойчивости в проведении диагностических и лечебных процедур. Статья 39. Врач должен защитить права ребенка любым законным способом, если считает, что окружающие плохо понимают проблемы его здоровья или же не берегут его должным образом. Статья 40. Если врач осознает, что человеку, к которому его вызвали, причинен вред в результате противоправных действий, он должен проинформировать органы внутренних дел о фактах вызовов к таким пациентам в порядке, установленном действующим законодательством, а также по возможности проинформировать иные органы, в компетенцию которых входит защита прав граждан. Статья 41. Врач обязан облегчить страдания умирающего всеми доступными и легальными способами. Врач обязан помочь пациенту реализовать его право воспользоваться духовной поддержкой служителя любой религии. Статья 42. Медицинским работникам запрещается осуществление эвтаназии, то есть ускорение по просьбе пациента его смерти какими-либо действиями (бездействием) или средствами, в том числе прекращение искусственных мероприятий по поддержанию жизни пациента. Особо выделить следует принцип обязательства об отказе от интимных связей с пациентами. В «Клятве» говорится: «В какой бы дом я ни вошел, я войду туда… будучи далек… от любовных дел с женщинами и мужчинами, свободными и рабами» («Клятва» [1, с. 87]). В наши дни также считается некорректным вступать в интимные связи с пациентами. Таким образом, данный принцип в современной медицинской этике полностью согласуется с учением Гиппократа. Еще один из главнейших принципов в медицинской этике — принцип врачебной тайны. В «Клятве» говорится: «Что бы при лечении… я ни увидел или ни услышал касательно жизни людской… я умолчу о том, считая подобные вещи тайной» («Клятва» [1, с. 88]). Статья 8. Врачебная тайна относится ко всему, что стало известно врачу при выполнении им профессионального долга. Не допускается разглашение сведений, составляющих врачебную тайну, без разрешения пациента или его законного представителя, в том числе после смерти человека, за исключением случаев, предусмотренных российским законодательством. [2] Немаловажным принципом считается принцип обязательства перед учителями. В «Клятве» говорится: «Клянусь… считать научившего меня врачебному искусству наравне с моими родителями, делиться с ним своими достатками и в случае надобности помогать ему в его нуждах» («Клятва» [1, с. 87]). В современном медицинском обществе будущие врачи также обещают оказывать уважение своим учителям, что закреплено в Женевской декларации Международной медицинской ассоциации: «Я буду отдавать моим учителям дань уважения и благодарности, которую они заслуживают» [3 ]. Также важен принцип обязательства передавать знания ученикам и консультироваться с коллегами. «Клятва» гласит: «Клянусь… наставления, устные уроки и все остальное в учении сообщать своим сыновьям, сыновьям своего учителя и ученикам» («Клятва» [1, с. 87]). В трактате «Наставления» говорится: «Нет ничего постыдного, если врач, затрудненный в каком-либо случае у больного… просит пригласить других врачей, с которыми он мог бы совместно выяснить положение больного» («Наставления», VIII, [5]). Статья 43 Врач обязан охранять честь и благородные традиции медицинского сообщества. Врачи должны относиться друг к другу с уважением и доброжелательно, быть готовыми бескорыстно передавать свой опыт и знания. Статья 44. В течение всей жизни врач обязан сохранять уважение и благодарность к своим учителям. Статья 45. Врач обязан делать все от него зависящее для консолидации врачебного сообщества, активно участвовать в работе профессиональных общественных организаций, защищать честь и достоинство своих коллег. Врачи должны помогать друг другу в беде. Статья 46. Врач не имеет права допускать как публичных негативных высказываний о своих коллегах и их работе, так и в присутствии пациентов и их родственников. Профессиональные замечания в адрес коллеги должны быть аргументированными, доброжелательными и определяться защитой интересов больного. Статья 47. При участии в диагностическом и лечебном процессе нескольких врачей они должны информировать друг друга о полученных результатах. Каждый врач несет личную ответственность за информированность пациента. Статья 48. Врачи обязаны с уважением относиться к медицинскому персоналу и представителям иных профессий, принимающим участие в охране здоровья населения и оказании медицинской помощи. Принцип обязательства профессионального и нравственного самосовершенствования и благопристойного поведения, медицинской этики. В «Клятве» говорится: «Чисто и непорочно буду я проводить свою жизнь и свое искусство» («Клятва» [1, с. 87]). В Женевской декларации Международной медицинской ассоциации записано: «Основным условием успешной врачебной деятельности является профессиональная компетентность врача и его высокие нравственные качества. Врач обязан повышать свою квалификацию в течение всей профессиональной деятельности» [3]. Статья 49. Этический комитет решает профессионально-этические и профессионально-правовые вопросы, связанные с научно-исследовательской деятельностью при вмешательстве в психическую и физическую целостность человека, а также при использовании материалов или данных, принадлежащих определенному человеку. Статья 50. Врач, занимающийся научно-исследовательской деятельностью, не должен использовать свои научные знания в ущерб здоровью и безопасности пациента или общества. Интересы науки и общества не могут превалировать над интересами человека. Статья 51. Планируя эксперимент с участием пациента, врач обязан быть честным и порядочным в своих действиях, сопоставить степень риска причинения ущерба пациенту и возможность достижения предполагаемого положительного результата. Статья 52. Испытания и эксперименты могут проводиться лишь при условии получения добровольного согласия пациента после предоставления ему полной информации. Пациент имеет право отказаться от участия в исследовательской программе на любом ее этапе. Таким образом, в современной медицине одни из принципов врачебной этики Гиппократа практически не изменились, другие претерпели некоторые изменения, а третьи вызывают споры как среди медиков, так и в обществе. Их объединяет то, что они не перестали существовать с окончанием эпохи Гиппократа, но продолжают в той или иной мере сохранять свою актуальность и развиваться вместе с эволюцией общества. Не подлежит сомнению, что основы современной медицинской этики были заложены Гиппократом. Авторитет Гиппократа начал возрастать на излете эпохи – т.е. в эллинистической культуре, со времен Галена; в Западной Европе – с 16 в., когда началась массовая публикация латинских переводов «Корпуса Гиппократа» из шестидесяти сочинений. Сведения о его личности в том и другом случае были легендарны, признание он получил благодаря научному наследию, с которым можно было соприкоснуться через тексты. Именно совокупность текстов была признана чрезвычайно значимой для медицины, и остается по сей день. Его сочинения признаны объективно значимыми, и то, что в них содержатся (так принято считать) принципы, признанные фундаментальными; парадигматические основания современного медицинского знания, медицинской этики и деятельности врача. Глава 3. Афоризмы Гиппократа. Гиппократ как «отец медицины» оставил обширное наследство в ее различных отраслях, которые до сих пор живы и внимательно изучаются. В своих воззрениях он исходил из определяющего влияния факторов окружающей среды на формирование телесных (конструкция) и душевных (темперамент) свойств человека. Он выделял такие факторы: климат, погода, состояние ветров, воды, почвы, рельеф местности, образ жизни людей, их привычки, законы страны, даже формы государственного устройства, с точки зрения их влияния на человека. Гиппократ пытался предотвратить болезни, изменяя привычки и стиль жизни человека. До наших дней дошли несколько сочинений Гиппократа. Есть отдельная книга, которая называется «О здоровом образе жизни» [4]. Она представляет собой совершенно самостоятельное произведение, трактующее основы диеты для здоровых людей в различные времена года, для людей различной конституции и возраста; указания о прогулках, советы желающим похудеть и потолстеть, правила, когда и как целесообразно принимать рвотное и ставить клизмы в диетических целях; о купании; отдельная глава посвящена гимнастическим упражнениям. Именно благодаря этой книге Гиппократа по праву можно считать родоначальником и проповедником здорового образа жизни, профилактического направления в медицине. Главное в этих наставлениях — индивидуальность. Для разных типов людей, для разных возрастов он дает различные рекомендации. Конечно, некоторые советы могут вызвать улыбку у современников, но индивидуальные подходы к сохранению и укреплению здоровья и тогда, и сейчас остаются примерно теми же. Это сочинение Гиппократа также содержит его знаменитые афоризмы. Они неразрывно связаны с его рассуждениями о здоровом образе жизни. Например, в первой главе подробно описано, какой должен быть образ жизни и тип питания: «Зимою они (люди) должны как можно больше есть, а пить как можно меньше». Далее следуют советы как питаться весной, летом, осенью, как подготовить организм к смене сезонов, например от зимы к лету: «…уменьшая яства и увеличивая питье, и по этому же способу, делая обратное, от лета переходить к зиме. В самом деле, от этого он будет и более здоров, и меньше всего будет зябнуть, так как это время очень холодное и влажное». Сказанное актуально и сейчас: действительно, зимой пища всегда более калорийная, чем летом, и лучше согревает. Знаменитый труд Гиппократа «Афоризмы» вызывал живой на протяжении веков и продолжает привлекать внимание уже наших современников. «Афоризмы» играли громадную роль в практической медицине на протяжении веков. Вот как в 1840 г. характеризовал афоризмы их переводчик, русский врач С.Ф. Вольский: «…нет ни одной медицинской книги, которая заслужила бы такую всеобщую славу, как Гиппократовы афоризмы, и которая бы изложена была так кратко, вразумительно и малыми словами могла выражать так много… Уже протекли 23 века славы Гиппократовых афоризмов, но других, подобных им, не явилось; пройдет еще столько же веков, а афоризмов, равных Гиппократовым, вероятно, не будет… Чтобы изложить так кратко, потребны были чрезвычайный ум, многолетняя опытность и обширная ученость, тонкое внимание, редкая любовь к науке и человечеству». В настоящее время известно 422 Афоризма. Их комментировали и в древности и в Новое время, бесчисленное число раз с конца XV до середины XIX века. В принадлежности «Афоризмов» самому Гиппократу историки не сомневаются. Только последний, 8-й раздел афоризмов, не всегда приписывается Гиппократу. Например, Гален указывает, «что видел его лишь в некоторых рукописях». В дошедших до нас источниках данный раздел имеется. «Афоризмы» представляют собой собрание гиппократовой медицины. Некоторые афоризмы являются, по сути, памятками для населения, краткими профилактическими руководствами. Говоря современным языком, чек-лист здорового образа жизни. 1. Никто не должен преступать меры: мудрость жизни — знать во всем меру. 2. Наши пищевые вещества должны быть лечебным средством, а наши лечебные средства должны быть пищевыми веществами. 3. Как суконщики чистят сукно, выбивая его от пыли, так гимнастика очищает организм. 4. Действия диетических средств — продолжительны, а действия лекарств — скоропреходящи. 5. Гимнастика, физические упражнения, ходьба должны прочно войти в повседневный быт каждого, кто хочет сохранить работоспособность, здоровье, полноценную и радостную жизнь. 6. Сон и бессонница — то и другое сверх меры проявляющееся — дурной знак. 7. Страх и печаль, надолго овладевшие человеком, располагают к болезням. 8. Труд и покой врачуют тело и душу. 9. Пьянство отцов и матерей — причина слабости и болезненности детей. 10. Если ты не в силах изменить свой образ жизни, то тебе никто и ничто не поможет. 11. Если сон облегчает страдания, болезнь не смертельна. 12. Болезнь не сваливается на голову как гром среди ясного неба. Она является результатом постоянных нарушений законов природы. Постоянно расширяясь и накапливаясь, эти нарушения, внезапно прорываются в виде болезни, но сия внезапность только кажущая. 13. Жизнь коротка, искусство обширно, случай шаток, опыт обманчив, суждение затруднительно. (Жизнь коротка, путь искусства долог, удобный случай мимолетен, опыт обманчив.) 14. Некоторые больные выздоравливают только потому, что уверены в мастерстве врача. 15. Разум – лучший лекарь. 16. Очень часто лучшее лекарство — это обойтись без него. 17. Наши пищевые вещества должны быть лечебным средством, а наши лечебные средства должны быть пищевыми веществами. 18. Мозг есть то место, в котором возникают удовольствия, смех и радости. Из него же происходят тоска, скорбь и плач. 19. В мозгу заложены и наш ум, и сумасшествие, и безумство, и все наши страхи и ужасы, в том числе и сновидения, а также все наши способности и нерадивость. 20. Искусство медицины состоит из трех элементов: болезнь, больной и врач. 21. Душа человека развивается до самой смерти. 22. Работа необходима для здоровья. 23. Врач должен всегда ободрять больного. 24. Нужно перенести мудрость в медицину, а медицину — в мудрость. 25. Если что-то произошло, то можно быть уверенными, что для этого была причина. 26. Праздность есть источник всех пороков. Где нет праздности, там нет зла. 27. Лица, подверженные ежедневно трудам, переносят их, хотя бы были слабы и стары, легче, нежели люди, сильные и молодые, — без привычки. 28. Врач — это философ: ведь нет большой разницы между мудростью и медициной. 29. Если врач не может принести пользы, пусть он не вредит. 30. Медицина поистине есть самое благородное из всех искусств. «Афоризмы» Гиппократа не просто краткие мудрые изречения великого врача. «Афоризмы» Гиппократа раскрыли суть различных заболеваний». Они указывают на связь болезни и её лечения с возрастом больного, содержат советы по терапевтическим мероприятиям, указывают на продолжительность различных заболеваний. И, самое важное, «Афоризмы» Гиппократа заложили основу врачебной этики. |