Как музыкальная терапия влияет на структуру мозга. Влияние музыкотерапии на. Как музыкальная терапия влияет на структуру мозга, улучшает физиологическое состояние и эмоциональный интеллект
Скачать 58.39 Kb.
|
Как музыкальная терапия влияет на структуру мозга, улучшает физиологическое состояние и эмоциональный интеллект. Если простым языком музыкальная терапия - это терапевтическое использование музыки и различных видов музыкальной̆ деятельности для лечения соматических и психических заболеваний. В работах великий русских учёных Бехтерева, Догеля, Тарханова есть доказанные данные о влиянии музыки на нашу нервную систему, дыхание, кровообращение и другие физиологические процессы. Вы слышали про «эффект Моцарта»? /то уже неоспоримый факт, что при прослушивании великого гения повышается уровень выполнения сложных задач и многих положительных сдвигах во всей деятельности мозга. Что происходит при прослушивании музыки? Вот сейчас внимательно. Музыка может обладать магической силой. Вы точно догадывались об этом. При прослушивании определённой музыки улучшается восприятие, внимание, эмоциональная и познавательная активность, поведение, речь, коммуникация и т.д. Как мы слушаем и обрабатываем музыку? По сути, музыка – это математика, надо лишь нажать нужную клавишу в определённое время. Так? Да, ещё желательно вложить в это нажатие душу, тогда будет слышно, что играет не робот. При прослушивании музыки мы проходим три стадии: Стадию элементарного восприятия слухового музыкального стимула. Стадию структурного анализа музыки - высота, интенсивность, ритм, длительность и тембр, выделение фраз, характер, тема. Стадия идентификации музыкального произведения. В восприятие и обработку музыки мы вовлекаем многие структуры мозга, а ее специфические компоненты - высота тона, ритм, характер и тембр 3 В восприятие и обработку музыки вовлекаются многие структуры мозга, а ее специфические компоненты - высота тона, ритм, характер и тембр - обрабатываются отдельными нейрональными системами 3 - обрабатываются отдельными нейрональными системами. Успешное узнавание музыки осуществляется системой музыкальной памяти, основными структурными компонентами которой являются правая верхне- височная борозда, правый гиппокамп и левая нижнее-лобная извилина. Специальному анализу был подвергнут вопрос о том, какие конкретно атрибуты музыки вызывают наблюдаемые при ее прослушивании физиологические реакции. Установлено, что темп, акцентуация и ритмическая артикуляция музыки являются признаками, в наибольшей степени коррелирующими с физиологическими показателями. Музыка, вызывавшая при прослушивании более частое и глубокое дыхание, высокий уровень кожной проводимости и учащение сердцебиений, характеризовалась быстрым темпом, выраженным ритмом и отрывистым стилем исполнения. Авторы приходят к выводу, что ритмические аспекты музыки являются основными детерминантами физиологических реакций на ее прослушивание.2 - обрабатываются отдельными нейрональными системами. Успешное узнавание музыки осуществляется системой музыкальной памяти, основными структурными компонентами которой являются правая верхне- височная борозда, правый гиппокамп и левая нижнее-лобная извилина. Эффекты прослушивания музыки Влияние музыкотерапии на структуру мозга, физиологическое состояние и эмоциональную сферу человека Музыкальная терапия представляет собой систему психосоматической регуляции функций организма человека с помощью музыкально-акустических воздействий. Данный комплекс методов характеризуется простотой использования, неинвазивностью, сравнительной дешевизной и широко применяется для регуляции частоты пульса и артериального давления, нормализации функций внутренних органов и систем, коррекции неблагоприятных функциональных состояний организма. Согласно другому определению, музыкальная терапия - это терапевтическое использование музыки и различных видов музыкальной деятельности для лечения соматических и психических заболеваний. Лечебное действие музыки на организм человека известно с древних времен. Хотя музыкальная терапия имеет многовековую историю, первые попытки научного осмысления механизма воздействия музыки на человека относятся к концу XIX -началу ХХ века. Тогда в работах наших выдающихся соотечественников Бехтерева, Догеля, Тарханова и др. появляются данные о благотворном влиянии музыки на центральную нервную систему, дыхание, кровообращение, газообмен и т.д. Однако впоследствии в России эти исследования практически прекратились, тогда как в развитых западных странах они успешно развивались. Это нашло отражение в базах данных Internet: мировая библиография по музыкальной терапии, насчитывающая более 3200 публикаций, включает только 44 ссылки на работы отечественных авторов.1 К концу прошлого - началу нынешнего столетия интерес к музыкальной терапии и механизму её воздействия существенно возрос в связи с рядом обстоятельств. С одной стороны, многими 1 перспективы исследований / А.И. Федотчев, Г.С. Радченко // Успехи физиологических наук. – Т.44. – No 4. – 2013. – С. 35-50 Федотчев, А.И., Радченко, Г.С. Музыкальная терапия и "музыка мозга": состояние, проблемы и 1 экспериментальными исследованиями были продемонстрированы явные позитивные эффекты воздействия музыки на различные функции организма. В качестве примера можно привести обнаружение “эффекта Моцарта”, который заключается в повышении уровня выполнения пространственно- временных задач, подавлении эпилептиформной активности и позитивных сдвигах других функций при прослушивании музыки этого композитора. С другой стороны, благодаря совершенствованию методов анализа и визуализации работы мозга открылись новые возможности изучения реакций организма на музыку и различные виды музыкальной деятельности. Так, использование позитронно-эмиссионной томографии (positron emission tomography, PET) и функционального магнитно-резонансного отображения (functional magnetic resonance imaging, fMRI) дало возможность подойти к исследованию функциональной нейроанатомии мозга при прослушивании и исполнении Применение электроэнцефалографических (ЭЭГ) и магнитоэнцефалографических (МЭГ) методов позволило наметить перспективные подходы к исследованию временной организации процессов восприятия и обработки музыкальных сигналов. Прослушивание, обработка и исполнение музыки включают практически все когнитивные функции, и в последнее десятилетие наблюдался экспоненциальный рост исследований, посвященных когнитивным аспектам воздействия музыки на организм. Это явилось отражением общей тенденции резкого возрастания интереса к изучению взаимодействия информационных и когнитивных процессов и их роли в совершенствовании познавательной деятельности человека. В результате из 1760 публикаций по взаимодействию музыки с мозгом, которые можно найти в базе данных Pubmed, более 1320 (75%) датированы 2000-2011 годами. Наряду с ростом общего числа исследований существенно расширилась и сфера применяемых музыкальных воздействий. Появились такие новые разновидности, как развлекательное музицирование, мелодично- 2 интонационная терапия, неврологическая, домашняя и другие виды музыкальной терапии. Обилие недавних публикаций и большое разнообразие используемых подходов к исследованию эффектов воздействия музыки на организм человека делают необходимым анализ современного состояния данной области знаний и выделение наиболее перспективных направлений дальнейших исследований. В связи с этим в представленной работе обобщены литературные данные последних лет по проблеме взаимодействия музыки с мозгом человека. Эффекты прослушивания музыки Музыка как “искусство комбинирования звуков на радость уху” может обладать магической силой. В основе этого лежит комплекс модуляционных эффектов, индуцируемых прослушиванием музыки в таких функциях и видах деятельности человека, как восприятие, внимание, эмоциональная и познавательная активность, поведение, речь, коммуникация и т.д. Такие модуляционные процессы находят отражение в особенностях восприятия и обработки музыки, в эмоциональных реакциях и сдвигах физиологических показателей при прослушивании музыки, а также в большом разнообразии наблюдаемых клинических эффектов. По каждому из перечисленных вопросов в последние годы получены новые данные, которые рассматриваются ниже. Особенности восприятия и обработки музыки Процесс восприятия музыки включает три стадии - стадию элементарного восприятия слухового музыкального стимула, стадию структурного анализа музыки на элементном (высота, интенсивность, ритм, длительность и тембр) и специализированном (выделение фраз, характера и темы) уровнях, и стадию идентификации музыкального произведения. За каждую из этих стадий отвечают разные кортикальные центры. В восприятие и обработку музыки вовлекаются многие структуры мозга, а ее специфические компоненты - высота тона, ритм, характер и тембр 3 - обрабатываются отдельными нейрональными системами. Успешное узнавание музыки осуществляется системой музыкальной памяти, основными структурными компонентами которой являются правая верхне- височная борозда, правый гиппокамп и левая нижнее-лобная извилина. Специальному анализу был подвергнут вопрос о том, какие конкретно атрибуты музыки вызывают наблюдаемые при ее прослушивании физиологические реакции. Установлено, что темп, акцентуация и ритмическая артикуляция музыки являются признаками, в наибольшей степени коррелирующими с физиологическими показателями. Музыка, вызывавшая при прослушивании более частое и глубокое дыхание, высокий уровень кожной проводимости и учащение сердцебиений, характеризовалась быстрым темпом, выраженным ритмом и отрывистым стилем исполнения. Авторы приходят к выводу, что ритмические аспекты музыки являются основными детерминантами физиологических реакций на ее прослушивание.2 Особенности восприятия ритма при прослушивании музыки исследовались и другими авторами. Показано, что способность детектировать ритмические компоненты музыки отмечается уже у младенцев, т.е. восприятие ритма является врожденным свойством человека. При прослушивании музыкальных ритмов происходит активация не только слуховых, но и моторных зон коры головного мозга, что указывает на существование врожденных связей между этими областями Для объяснения особенностей восприятия музыкальных ритмов предложена концепция “нейронального резонанса. Согласно этой концепции, восприятие ритмических аспектов музыки опосредуется ритмическими вспышками высокочастотной нейрональной активности в ответ на музыкальные ритмы. Такие вспышки делают возможной коммуникацию между нервными центрами. Предполагается, что эволюционно музыкальные ритмы формировались на основе моторных ритмов, контролирующих 2 Марьянин, Л. Музыкальная терапия. Что это такое? /Л. Марьянин // Тайны здоровья. – 1995. – No 415. 4 движения, дыхание и сердцебиения. Хотя эффекты воздействия музыки на клеточном уровне практически не исследованы, некоторые авторы на основании имеющихся экспериментальных данных предполагают, что прослушивание музыки усиливает нейрогенез, регенерацию и восстановление мозговых структур благодаря сбалансированной секреции стероидных гормонов, таких, как кортизол, тестостерон и эстроген. В ряде работ исследуется роль музыкального сопровождения различных видов деятельности. Установлено, что при адекватном подборе сопровождающей музыки могут улучшаться или оптимизироваться показатели операторской деятельности, на фоне музыки может происходить изменение латентных периодов двигательных реакций на зрительные стимулы и увеличиваться результативность распознавания зашумленных зрительных образов. В то же время по поводу влияния музыкального сопровождения на когнитивные функции в литературе существуют про- тиворечивые мнения. Так, показано, что разные виды музыкального фона, различающегося по мелодичности и темпу, не оказывают существенного влияния на уровень заучивания вербального материала. Однако в другой работе уровень выполнения как вербальных, так и невербальных задач существенно повышался на фоне прослушивания музыки Моцарта. Более однозначные данные получены в отношении влияния на разные виды деятельности человека предпочитаемых или нежелательных для слушателя музыкальных произведений. Показано, что при фоновом воздействии музыки, предварительно выбранной или одобренной самими испытуемыми, наблюдаются явные позитивные эффекты, как в результативности спортивных тренировок, так и в показателях настроения и уровне выполнения когнитивных заданий у профессиональных программистов. Музыка и эмоции Музыка представляет собой динамическую форму эмоции, а передача эмоций является сущностью, если не целью музыки. Эмоции возникают 5 благодаря приливам и отливам напряжения в музыке. Прослушивание музыки способно индуцировать исключительно сильные эмоции, вызывая изменения настроения и функционального состояния слушателей .3 Одним из интенсивно исследуемых в последнее время вопросов является анализ эффектов, вызываемых прослушиванием музыкальных произведений с различной эмоциональной окраской. Например, особенности восприятия такой эмоциональной характеристики музыки, как мажорная или минорная тональность, были исследованы с помощью функционального магнитно-резонансного отображения. Показано, что в оценку тональности вовлечены лобные и таламические структуры мозга. В стрессогенных условиях умственной усталости от выполнения творческих когнитивных задач прослушивание мажорной музыки приводило к более успешному подавлению стресса, чем минорной. Наибольшее внимание уделяется выяснению особенностей восприятия радостной или печальной музыки. Так, установлено, что распознавание радостного или печального характера музыкальных фрагментов вовлекает подкорковые и неокортикальные структуры мозга, которые специфичны для регуляции эмоций при восприятии стимулов многих модальностей. Состояния радости или печали, индуцируемые классической музыкой, находят отражение в интегрированной активации целого ряда структур - вентрального и дорсального стриатума, участвующих в регуляции подкрепления и движения, передней цингулярной коры, осуществляющей контроль направленного внимания, и медиальных височных зон коры, традиционно вовлекаемых в оценку и регуляцию эмоции. Специальному анализу был подвергнут вопрос о том, какие аспекты восприятия музыки являются универсальными, а какие развиваются онтогенетически в процессе соприкосновения с музыкальной культурой. 3 Федорович, Елена Наримановна. Основы музыкальной психологии: учебное пособие / Е.Н. Федорович, Е.В. Тихонова. - Екатеринбург, 2010. - 218 с. 6 Выяснилось, что независимо от культурного уровня слушателей в предъявляемых им незнакомых музыкальных фрагментах успешно распознаются три базовых эмоции - радость, печаль и страх/испуг. Универсальным, т.е. не зависящим от предшествующего музыкального опыта, оказался и такой аспект восприятия музыки, как предпочтение консонансов/неприятие диссонансов. Прослушивание музыкальных произведений, не имея явной биологической значимости для человека, обладает свойством положительного подкрепления, и многие люди слушают музыку для удовольствия. Предположив, что подкрепляющие аспекты музыки обусловлены сдвигами в уровне эмоциональной активации, авторы еще одной работы исследовали взаимосвязь между динамикой субъективных оценок удовольствия от прослушивания музыки и текущими значениями физиологических индикаторов эмоциональной активации, включая сдвиги частоты пульса и дыхания, изменения электрокожной проводимости, температуры тела и пульсации объема крови. Выяснилось, что между оценками удовольствия и величиной активационных физиологических сдвигов существует тесная положительная корреляция, причем при отсутствии удовлетворения от прослушивания музыки отсутствуют также значимые реакции эмоциональной сферы. При прослушивании музыки отмечаются сдвиги активности всех основных лимбических и паралимбических структур мозга, т.е. ключевых структур, задействованных в процессы инициации, генерации, поддержания и модуляции эмоций. Известно также, что эмоциональные реакции на музыку всегда сопровождаются реакциями вегетативной нервной системы, сердечно-сосудистой системы и гормональной сферы, которые в свою очередь модулируют активность иммунной системы. Поэтому закономерности взаимодействия между музыкой и эмоциями, отражаемые в реакциях физиологических систем организма на музыку, могут лежать в основе механизмов музыкальной терапии 7 Музыка и реакции физиологических систем организма Музыка ощущается нашим мозгом, проигрывается внутри нашего тела, воспринимается нашими сенсорными органами и затем интерпретируется нашим мозгом. Все эти процессы находят отражение в реакциях физиологических систем организма. Важным направлением исследований является выяснение особенностей динамического взаимодействия между структурой музыкальных композиций и реакциями систем организма при их прослушивании. В одной из работ регистрация сердечного ритма, дыхания, кровяного давления, уровня артериального и кожного кровотока осуществлялась в ходе прослушивания произведений, характеризующихся разной степенью ритмической и эмоциональной выразительности. Появление вокальных или оркестровых крещендо сопровождалось пропорциональными реакциями сужения сосудов, кровяного давления и сдвигами других показателей, т.е. фрагменты музыки с повышенной музыкальной выразительностью и ритмическим рисунком находят значимое отражение в физиологических реакциях организма. Музыка может вызывать сильные чувства эйфории и влечения, сопоставимые с эффектами природных подкрепляющих систем мозга, однако механизмы такого воздействия мало изучены. В ряде исследований последних лет показано, что пиковые эмоциональные реакции при прослушивании музыки сопровождаются активацией стриарной дофаминергической системы и высвобождением эндогенного дофамина. Эти данные помогают понять, почему музыка играет такую большую роль во всех человеческих сообществах. В ряде работ для исследования эффектов воздействия музыки используется такой показатель, как вариабельность сердечного ритма (ВСР). Отмечается, что ВСР является высокоинформативным индикатором функционального состояния сердечно-сосудистой системы и резервных возможностей организма, который особенно важен при анализе тонких 8 эффектов, вызываемых музыкой в физиологических реакциях организма. Так, с помощью регистрации ВСР удалось выявить достоверные изменения этого показателя в ходе прослушивания разных музыкальных фрагментов по сравнению с фоном, причем при воздействии приятной музыки ритмы сердца и дыхания были выше, чем при прослушивании неприятных фрагментов.4 В наших недавних исследованиях также был использован показатель ВСР для оценки влияния исходного типа вегетативной регуляции на деятельность сердца и самочувствие испытуемых. В ходе прослушивания музыки в качестве стимульного материала использовался отрывок из музыкального произведения Вагнера “Полет Валькирии”, по совокупности средств музыкальной выразительности относящийся к эрготропным, т.е. способствующим общей активации в виде повышения артериального давления, учащении дыхания и пульса. Для оценки степени ваготонии или симпатотонии использовали показатель вегетативного баланса, по которому в ходе первой записи все испытуемые были разделены на группы ваготоников и симпатотоников. Установлено, что прослушивание одного и того же музыкального произведения провоцирует широкий диапазон вегетативных и психологических реакций. У 46% ваготоников и у 27% симпатотоников после прослушивания музыки наблюдалась инверсия типа вегетативной регуляции. Кроме того, у ваготоников под влиянием прослушивания выявлено достоверное повышение показателей самочувствия и настроения, чего не отмечено у симпатотоников. Полученные данные позволили предположить, что эффект от прослушивания конкретного музыкального произведения определяется не только присущими ему средствами музыкальной выразительности, но также исходным типом вегетативной регуляции и структурой спектра ВСР слушателей. Близкие данные получены при анализе вегетативных и 4 перспективы исследований / А.И. Федотчев, Г.С. Радченко // Успехи физиологических наук. – Т.44. – No 4. – 2013. – С. 35-50 Федотчев, А.И., Радченко, Г.С. Музыкальная терапия и "музыка мозга": состояние, проблемы и 9 электроэнцефалографических (ЭЭГ) показателей эмоционального восприятия человеком динамической цветомузыки. Установлен выраженный полиморфизм субъективных, вегетативных и ЭЭГ реакций испытуемых на однотипные воздействия, причем при их повторении у одних испытуемых наблюдались те же реакции, а у других они существенно различались, что авторы объясняют разными стереотипами восприятия. Анализ частоты пульса и показателей ЭЭГ был использован для выявления особенностей обработки приятной и неприятной музыки. Установлено, что прослушивание неприятной музыки сопровождается достоверным снижением частоты пульса, а приятной - ростом выраженности срединного лобного тета-ритма ЭЭГ. При восприятии классической музыки отмечается генерализованный рост выраженности и снижение частоты альфа-ритма ЭЭГ, а в ответ на рок-музыку - увеличение мощности тета- и альфа-ритмов. В недавних исследованиях анализ биопотенциалов мозга был успешно применен для выявления весьма тонких характеристик музыкального воздействия. Так, с помощью регистрации ЭЭГ выявлены особенности динамики эмоциональных состояний при прослушивании музыки и показано, что реакции мозга на мелодии опережают реакции на соответствующие аккорды, т.е. обработка мелодичной информации осуществляется в первую очередь. Авторы считают, что учет этих данных может повысить эффективность применения музыкальных воздействий в клинике. Клинические эффекты прослушивания музыки Музыкальная терапия может вызывать улучшение психического и физиологического здоровья человека благодаря нескольким факторам. Одним из них является свойство музыки автоматически привлекать к себе внимание и таким образом отвлекать внимание от негативных переживаний, таких, как боль, тревожность, беспокойство, печаль и т.д. Этот фактор лежит в основе процедур музыкальной терапии для подавления боли, снятия стресса и тревожности, лечения синдрома дефицита внимания и 10 гиперактивности. Кроме того, через модуляцию активности эмоциональной сферы музыка может играть позитивную роль в лечении аффективных расстройств типа депрессии, тревожности, посттравматического стресса.5 Клинические исследования показали, что прослушивание музыки сразу после острых психических переживаний приводит к улучшению состояния, сопровождаемому существенным снижением выраженности низкочастотных ритмов ЭЭГ. При проведении лечебных процедур, индуцирующих ощущения боли и тревожности, музыкальные воздействия оказались эффективным нелекарственным средством обезболивания и подавления тревожности, как у детей, так и у взрослых. Перечисленные данные о позитивных эффектах прослушивания музыки позволили предположить, что музыкальные воздействия могут также лечить бессонницу и улучшать качество сна у человека. Однако это предположение не нашло экспериментального подтверждения: по данным ЭЭГ-полисомнограммы и субъективным отчетам испытуемых, прослушивание музыкальных произведений перед сном не оказывало заметного влияния ни на латентные периоды наступления сна, ни на его качество. У больных со стойким повышением эмоционального фона, в отличие от здоровых испытуемых, прослушивание коротких музыкальных фрагментов с разной эмоциональной окраской вызывало преимущественно нейтральные оценки. В серии исследований продемонстрированы позитивные эффекты прослушивания музыки при проведении реабилитационных процедур. Основой этих эффектов считается одновременная активация и координированное участие моторных, зрительно-пространственных и вербальных механизмов, которые стимулируют, поддерживают и нормализуют функции мозга, требующие реабилитации. Показано, что применение музыкальной терапии после мозговых инсультов приводит к 5 Радченко, Г.С. Особенности показателей ЭЭГ и вегетативной регуляции при воздействии музыкальных фрагментов с разной тональной модуляцией / Г.С. Радченко. – Нижний Новгород,2017. – 130 с. 11 существенному улучшению моторных функций и сопровождается ЭЭГ признаками, свидетельствующими об увеличении кортикальной проводимости и усиленной активации моторной коры. Ежедневное прослушивание музыкальных произведений в ходе реабилитации после нейрональных поражений индуцирует долговременные пластические перестройки в механизмах сенсорной обработки информации, которые в свою очередь способствуют восстановлению высших когнитивных функций. Недавними исследованиями продемонстрирован оригинальный подход к лечению тиннитуса (неустранимого шума в голове) с помощью музыки, специально преобразованной в соответствии с индивидуальными характеристиками мозга пациента. Авторы исходили из того, что данное заболевание характеризуется нарушениями в организации слуховой коры, соответствующими индивидуальной для данного пациента частоте шума. Поэтому больным с терапевтической целью предъявляли для прослушивания музыкальные произведения, в которых такие индивидуально-специфичные частотные полосы вырезались путем цифровой фильтрации. В результате нескольких месяцев регулярного прослушивания были отмечены явные лечебные эффекты, проявляющиеся в достоверном снижении уровня шума в голове. Предполагается, что основу терапевтического действия данного метода составляют индуцируемые музыкой перестройки кортикальных структур и стимуляция механизмов пластичности мозга. Центральное место в рассматриваемой линии исследований занимает вопрос о том, какие музыкальные произведения следует предъявлять пациентам для достижения требуемых терапевтических эффектов. Во многих работах всестороннему анализу был подвергнут упомянутый выше “эффект Моцарта”, заключающийся в улучшении пространственно-временной ориентации, увеличении коэффициента интеллекта и ряде позитивных нейрофизиологических сдвигов под влиянием прослушивания музыки этого композитора. Хотя в ранних работах высказывались критические замечания по поводу данного эффекта, в последующие годы он получил широкое 12 признание, а главные усилия исследователей были направлены на выяснение его механизмов. Поскольку эти исследования представляют интерес с точки зрения возможных механизмов музыкальной терапии, рассмотрим их более подробно. Уже в первые годы после открытия “эффекта Моцарта” был проведен специальный анализ его произведений. С целью выявления отличительных особенностей был проанализирован 81 фрагмент из произведений Моцарта, а также по 67 фрагментов из произведений И.С. Баха и И.К. Баха, 39 - Шопена и 148 фрагментов из произведений других 55 композиторов. Для музыки В. Моцарта оказалась характерна долговременная (10-60 секунд, в среднем 30 сек) периодичность чередования мелодических компонентов, которая, по предположению авторов, может вступать в резонансные отношения со структурной суперорганизацией коры головного мозга. В последующие годы интерес к выяснению механизмов “эффекта Моцарта” возрастал, отражаясь в появлении новых гипотез и предположений. Среди них такие, как влияние на уровень активации мозга благодаря множественным модуляциям в частотной области, активизация механизмов непроизвольного внимания, оптимальное использование фундаментальных тонов и минимизация высокочастотных гармоник и другие. В недавней работе показано, что “эффект Моцарта” может являться новым перспективным подходом к когнитивной реабилитации пожилых людей. Эффекты, связанные с исполнением музыки Активные виды музыкальной терапии предполагают участие пациентов не только в прослушивании, но и в разнообразных формах исполнения музыкальных произведений. Исполнение музыки, будучи естественным видом активности, характерным для всех человеческих сообществ, в то же время представляет собой одну из наиболее сложных форм когнитивной деятельности, требующей строгой временной упорядоченности нескольких иерархически организованных действий и 13 точного контроля над их результативностью. Музыкальные упражнения сопровождаются рядом эффектов, которые рассматриваются ниже. Исполнение музыки и пластичность мозга Обучение исполнению музыкального материала требует участия комплекса мультимодальных навыков, который включает одновременное восприятие нескольких сенсорных модальностей - слуховой, зрительной и соматосенсорной, а также контроль двигательной системы. Поэтому ак- тивная музыкальная терапия, подразумевающая исполнение музыки, может рассматриваться как адекватная нейрофизиологическая модель для изучения механизмов мультимодальной интеграции и пластичности мозга.6 Даже после кратковременного обучения исполнительским навыкам выявляется активация кластера элементов в пределах правой верхней теменной зоны, свидетельствующая о начале связанных с обучением перестроек в функционировании мозга. Это было показано при исследовании процесса овладения человеком навыком игры на пианино с помощью функционального магнитно-резонансного отображения. При совместном исполнении мелодий парами гитаристов в их ЭЭГ регистрируются процессы фазовой синхронизации, сопровождающие координированные действия. Сравнение данных функционального магнитно-резонансного отображения у профессиональных оперных певцов, студентов-вокалистов и непрофессионалов при исполнении итальянских арий показало, что уровень овладения вокальным навыком отражается в степени активации соматосенсорной и сенсомоторной областей коры, таламуса и мозжечка. Наибольший интерес в последние годы привлекает исследование структурно-функциональных особенностей мозга у профессиональных музыкантов. Сформировалась новая наука - музыкальная морфология, задачей которой является выявление взаимосвязи между уровнем овладения музыкальным мастерством и специфическими структурными изменениями 6 перспективы исследований / А.И. Федотчев, Г.С. Радченко // Успехи физиологических наук. – Т.44. – No 4. – 2013. – С. 35-50 Федотчев, А.И., Радченко, Г.С. Музыкальная терапия и "музыка мозга": состояние, проблемы и 14 мозга. В рамках этого направления установлено, что пластические перестройки, происходящие в мозге музыкантов под влиянием длительных упражнений, включают как актуализацию существующих, так и формирование новых кортикальных связей. Главное отличие между музыкантами и не музыкантами проявилось в объеме серого вещества в моторных, слуховых и зрительно-пространственных зонах мозга и особенно в концентрации серого вещества в правой слуховой области коры. Специальному анализу был подвергнут вопрос о том, являются ли отмечаемые у профессиональных музыкантов структурно-функциональные особенности мозга результатом интенсивных музыкальных занятий, или это исходно существующие признаки данной категории людей. В одной из работ сопоставляли размеры мозолистого тела у двух групп детей - контрольной группы и группы, занимающейся музыкальной исполнительской деятельностью. При сравнении через 29 месяцев в группе музыкантов отмечено явное увеличение передней части мозолистого тела, которая связывает премоторные и дополнительные моторные зоны обоих полушарий мозга. В другой работе структурные перестройки мозга, сопровождаемые приобретением двигательных и слуховых музыкальных навыков, отмечены у детей после 15 месяцев музыкальных занятий. Таким образом, именно длительные занятия инструментальной музыкой вызывают специфические структурно-функциональные изменения мозга, обусловленные механизмами его пластичности. Музыка и развитие немузыкальных способностей Регулярная музыкально-исполнительская деятельность приводит не только к совершенствованию музыкального мастерства, но и к прогрессу в немузыкальных сферах - развитию лингвистических, математических, зрительно-пространственных и других способностей. В основе этого лежит постоянная тренировка комплекса моторных, слуховых и мультимодальных навыков, включая перевод зрительно-воспринимаемых музыкальных символов в моторные команды при одновременном контроле над 15 воспроизводимыми звуками и получением мультисенсорных сигналов обратной связи. Прямая проверка гипотезы о том, что музыкально-исполнительская деятельность может совершенствовать умственные способности, проведена путем сопоставления коэффициентов интеллекта у детей, посещавших уроки музыки или театрального искусства. После музыкальных занятий отмечены более заметные приросты коэффициентов интеллекта и успеваемости, чем после уроков театрального искусства, которые привели к улучшению показателей социальной адаптации. Вопрос о влиянии музыкальных занятий на развитие лингвистических способностей исследовался в ряде работ. Регистрация поведенческих и электрофизиологических реакций на предъявление музыкальных и речевых сигналов у профессиональных музыкантов и не музыкантов показала, что исполнительская деятельность облегчает обработку высоты основного тона, как в музыке, так и в речи. Эти изменения затрагивают не только корковый, но и подкорковый уровни, а их степень коррелирует с длительностью занятий музыкой. По-видимому, благодаря этому тесному взаимодействию у музыкантов часто отмечается повышенная способность к изучению языков, а нарушения речи часто сопровождаются нарушениями в восприятии и обработке музыки. Человек является единственным представителем животного царства, способным синхронизировать движения с музыкой. Непроизвольные движения в такт музыке вовлекают многие корковые и подкорковые структуры мозга. Поэтому регулярные занятия музыкой могут способствовать более успешному обучению танцевальному искусству. Клинические эффекты исполнения музыки Любая форма активного исполнения музыки - вокализация, инструментальное или развлекательное музицирование - представляет собой интенсивную мультисенсорную и моторную деятельность, которая через индукцию интеграционных механизмов и механизмов пластичности мозга может приводить к значительным клиническим эффектам. 16 Одним из таких клинических приложений является использование музыкальных инструментов при проведении реабилитационных процедур у больных, которые после мозговых инсультов страдают от нарушений двигательных функций. Показано, что после 3 недель занятий, связанных с освоением навыка игры на пианино или барабане, у пациентов отмечается существенное улучшение показателей скорости и точности движений, а также повышение уровня моторного контроля повседневной активности Еще одним видом музыкально-терапевтических занятий является групповая игра на барабане. Такие музыкальные упражнения способны вызывать лечебные эффекты благодаря модуляции специфических параметров нейроэндокринной и нейроиммунной систем в направлении, обратном классической стресс-реакции Проведена оценка применимости данного вида музыкальной терапии в качестве средства сдерживания стресса и коррекции его последствий. По результатам анализа крови и субъективных показателей настроения установлено, что в группе “барабанщиков” по сравнению с контролем отмечается нормализация активности естественных клеток- киллеров, модуляция уровня цитокинов и повышение настроения. Сравнительно недавно предложен и исследован еще один вид активной музыкальной терапии, заключающийся в групповом или индивидуальном пении. Исходя из сходства между поведенческими и нейрофизиологическими механизмами пения и речи, вокальные упражнения считаются потенциально эффективным средством лечения речевых нарушений при заикании, последствиях мозговых поражений и при аутизме. Показано, что групповое пение может приводить к заметным позитивным сдвигам в состоянии пациентов с болезнью Альцгеймера “Музыка мозга” Спектральная и временная организация музыки базируется на универсальных принципах обработки звуковой информации человеческим мозгом, которые имеют глубокие эволюционные корни. Эффективность 17 музыкальных воздействий во многом обусловлена наличием определенного соответствия между компоновкой музыкальных нот в иерархическую структуру и анатомической схемой нервной системы. Поскольку музыка достигает глубочайших уголков мозга и тела и помогает осознавать объекты подсознательного мира, внешние музыкальные воздействия могут обладать магической силой, восстанавливая характер внутренней, неврологической музыки - музыки мозга.7 Перечисленные положения свидетельствуют, что музыкальные воздействия могут обладать повышенной эффективностью, если они организованы в строгом соответствии с биоэлектрическими характеристиками нервной системы самого пациента. В этом направлении существует два основных подхода, которые рассматриваются ниже. Первый подход традиционно применяется в процедурах адаптивного биоуправления, где музыка используется в качестве информационного сигнала обратной связи. Примером может служить исследование, в котором музыка включалась, когда амплитуда текущей альфа-волны ЭЭГ больного превышала заданный порог, и выключалась, когда амплитуда волны не достигала его. Пациенту предлагали найти состояние, при котором мелодия звучит непрерывно. Предъявление музыки в соответствии с заданным уровнем альфа-ритма ЭЭГ пациента приводило к нормализации ЭЭГ и психологического состояния подростков с девиантным поведением. В наших исследованиях данный подход был применен с целью коррекции стрессовых состояний у женщин в период беременности и при подготовке к родам. Конкретный вид музыкального произведения каждая пациентка выбирала в ходе первого обследования из предлагаемого списка. Музыка звучала только в то время, когда пациентке путем использования индивидуальной стратегии расслабления удавалось изменять в заданном направлении тот или иной ЭЭГ ритм. Задача больной состояла в том, чтобы 7 Радченко, Г.С. Особенности показателей ЭЭГ и вегетативной регуляции при воздействии музыкальных фрагментов с разной тональной модуляцией / Г.С. Радченко. – Нижний Новгород,2017. – 130 с. 18 прочувствовать, осознать и запомнить свои ощущения во время музыки с тем, чтобы ее звучание не прерывалось. Исследования позволили выявить снижение уровня стресса и позитивные изменения психоэмоционального состояния пациенток в результате проведенных процедур. Сделано заключение, что данный подход может быть полезным дополнением к общепринятым средствам комплексной терапии патологии беременности. Второй подход появился сравнительно недавно и имеет непосредственное отношение к “музыке мозга”. Он отличается тем, что вместо заранее выбранных музыкальных произведений в нем используются различные виды компьютерного преобразования текущих значений биоэлектрических процессов человека в музыку или музыкоподобные звуковые сигналы. Существует несколько вариантов данного подхода. Один из вариантов представлен методом лечения бессонницы, который получил название “музыка мозга”. Метод состоит в регистрации ЭЭГ субъекта во время ночного сна, идентификации ЭЭГ в разных фазах сна, их трансформации в музыку и записи полученного произведения на аудиокассету. Прослушивание определенных фрагментов перед сном сокращает время засыпания, увеличивает длительность сна и улучшает самочувствие пациентов после просыпания. Впоследствии данный метод был модифицирован путем использования “компилятора звуков мозга”, который представляет собой набор алгоритмов для преобразования ЭЭГ в музыку. В нескольких исследованиях, проведенных “двойным слепым методом”, применение данного подхода привело к достоверному улучшению показателей сна, которое сопровождалось снижением уровня депрессии и тревожности, а также повышением уровня избирательного внимания пациентов. В недавних исследованиях предложен другой вариант данного подхода, названный “внеразмерной музыкой мозга”. В отличие от описанного выше варианта, где трансформация биопотенциалов мозга в музыку осуществляется после их регистрации, в данном случае 19 преобразование ЭЭГ в музыку осуществляется непрерывно в реальном времени. Это позволяет отражать в динамике и характере музыкальных фрагментов текущее функциональное состояние человека, что особенно важно для ЭЭГ мониторинга состояний и в процедурах биоуправления с обратной связью по ЭЭГ. Возможность преобразования в музыку показана не только для ЭЭГ, но и для других нейрофизиологических параметров человека. Так, например, предложен метод преобразования в музыку частоты сердечных сокращений. Авторы считают, что представление информации о текущей деятельности сердца в виде музыки имеет преимущество по сравнению со зрительными или вербальными сигналами, обычно используемыми в исследованиях реакций сердца на различные виды когнитивных нагрузок. В недавних исследованиях также был применен прием преобразования текущей ЭЭГ в музыкоподобные сигналы с целью нелекарственной коррекции стресс-вызванных функциональных расстройств. Эти исследования базировались на концепции использования сигналов обратной связи от эндогенных ритмов пациента и были проведены с помощью оригинальной технологии резонансного биоуправления с двойной обратной связью от узкочастотных ЭЭГ осцилляторов пациента. В экспериментах приняли участие испытуемые-добровольцы, обратившиеся в кабинет психологической разгрузки с жалобами на состояние психоэмоционального напряжения и стресса. После начального тестирования и установки ЭЭГ датчиков испытуемый надевал наушники и светодиодные очки. Эксперимент начинался с 30-секундной записи фоновой ЭЭГ, в ходе которой определялись доминирующие у данного испытуемого узкочастотные компоненты в диапазонах ЭЭГ тета (4-8 Гц) и альфа (8-13 Гц). Затем на 10 мин включался рабочий режим, где текущая амплитуда выявленного тета-осциллятора преобразовывалась в музыкоподобные сигналы обратной связи, напоминающие звуки флейты и варьирующие по высоте и интенсивности. 20 Текущая амплитуда альфа-осциллятора использовалась для модуляции интенсивности синусоидальных световых сигналов, генерируемых с частотой этого осциллятора. Испытуемых просили сидеть спокойно с закрытыми глазами в течение всей процедуры. Им давали задание при появлении звука в наушниках добиваться уменьшения его уровня и высоты, не обращая внимания на световые воздействия. Пациентам сообщали, что текущие значения высоты и интенсивности звуков находятся в точном соответствии с выраженностью ее/его “патологических” ЭЭГ-компонентов, так что лечебные эффекты могут быть достигнуты с помощью подавления этой “музыки мозга”.8 Проведенные исследования показали, что под влиянием лечебных процедур у пациентов отмечается ряд субъективных и объективных признаков, свидетельствующих о положительных эффектах предпринятого воздействия. Все испытуемые дали высокие оценки проведенным лечебным сеансам, а после процедур большинство пациентов отметили существенное снижение уровня напряжения и стресса. В результате лечебных сеансов в уровне самочувствия и в настроении пациентов произошли значимые позитивные сдвиги. Важно подчеркнуть, что в настоящем исследовании для проявления отмеченных эффектов потребовалось значительно меньшее количество лечебных процедур (от 2 до 5), чем в традиционных методах ЭЭГ биоуправления. Рассмотренные данные убедительно свидетельствуют, что музыка является не только средством развлечения, но может также успешно использоваться в широком спектре терапевтических процедур. Благодаря вовлечению сенсорных процессов, процессов внимания, восприятия, памяти, мультисенсорной интеграции и активации эмоциональной сферы она может оказывать позитивное влияние на функциональное состояние и когнитивную деятельность человека, улучшая здоровье и качество жизни индивида. 8 перспективы исследований / А.И. Федотчев, Г.С. Радченко // Успехи физиологических наук. – Т.44. – No 4. – 2013. – С. 35-50 Федотчев, А.И., Радченко, Г.С. Музыкальная терапия и "музыка мозга": состояние, проблемы и 21 Отличительной особенностью исследований последних лет является их направленность на выяснение механизмов, лежащих в основе эффектов музыкальных воздействий. Разными авторами рассматривается широкий спектр таких механизмов - от резонансных интеграционных и адаптационных механизмов центральной нервной системы до механизмов пластичности мозга и координированного участия моторных, зрительно- пространственных и вербальных механизмов. Несмотря на повышенное внимание к данному вопросу , многие авторы считают, что детальное научное представление о механизмах музыкальной терапии до сих пор отсутствует. Поэтому в дальнейших исследованиях одной из ключевых задач считается переход от выяснения эффектов музыкальных воздействий к познанию их механизмов, т.е. от получения ответов на вопрос “Как?” к получению ответов на вопрос “Почему”. В результате музыкальная терапия может приобрести статус не только вспомогательного, но и основного средства нелекарственной терапии и реабилитации. Существуют и другие нерешенные вопросы музыкальной терапии. Среди них центральное место занимает вопрос о выборе тех или иных музыкальных произведений для достижения требуемых терапевтических эффектов. Исследования в этом направлении интенсивно продолжаются. Так, наряду с анализом “эффекта Моцарта” появились работы, посвященные “эффекту Вивальди». Опубликованы руководства по музыкальной терапии, в которых основные типы музыкальных воздействий охарактеризованы с точки зрения присущих им средств музыкальной выразительности Тем не менее, проблема адекватного подбора музыки для повышения эффективности лечебных процедур остается актуальной и в настоящее время. Список использованной литературы: 1. Марьянин, Л. Музыкальная терапия. Что это такое? /Л. Марьянин 22 // Тайны здоровья. – 1995. – No 415. 2. Радченко, Г.С. Особенности показателей ЭЭГ и вегетативной регуляции при воздействии музыкальных фрагментов с разной тональной модуляцией / Г.С. Радченко. – Нижний Новгород,2017. – 130 с. 3. Федорович, Елена Наримановна. Основы музыкальной психологии: учебное пособие / Е.Н. Федорович, Е.В. Тихонова. - Екатеринбург, 2010. - 218 с. 4. Федотчев, А.И., Радченко, Г.С. Музыкальная терапия и "музыка мозга": состояние, проблемы и перспективы исследований / А.И. Федотчев, Г.С. Радченко // Успехи физиологических наук. – Т.44. – No 4. – 2013. – С. 35- 50 |