ЭССЕ. Как связаны смерть и смысл жизни Как вы понимаете мысль Платона о том, что философия это приуготовление к смерти
Скачать 20.05 Kb.
|
Как связаны смерть и смысл жизни? Как вы понимаете мысль Платона о том, что философия это приуготовление к смерти. Вопросы, затрагивающие мировосприятие человека в целом не потеряли своей актуальности и приобретают особое значение в нынешней духовной ситуации. Именно в XXI в., веке духовного кризиса и материальных ценностей, когда человек утрачивает способность любить и теряет собственное «Я» философская проблематика становится одной из самых актуальных. Рассмотрим взаимосвязь смерти и смысла жизни в современном обществе. Человек, являясь существом отличным от животных, оказался между природными началами и необъятным космосом, тогда он и осознал трагедию своего существования. Данная трагедия заключалась в осознании своей смертности. Смерть является одним из переживаний, которые касаются абсолютно каждого человека, т.к. ее наступление неизбежно. Однако сама сущность данного явления окутана глубокой тайной и по сей день вызывает у людей страшную тревогу. Однако, для Платона смерть не является чем-то страшным, скорее наоборот, душа человека наконец может насладиться познанием истины. Но этого может достигнуть лишь та душа, которая прожила правильную жизнь, тогда она не заблудится в загробном мире. Сложно не согласиться с данной мыслью. Жизнь, действительно дана нам не просто так и мы должны выбрать верный жизненный путь, чтобы не жалеть о содеянных грехах. C незапамятных времен факт смерти привлекал к себе повышенное внимание и стимулировал фантазию человека, находя свое выражение в религиях, мифологии, искусстве. Таинство захоронений, гробницы сфинксы, пирамиды – все это имеет связь с явлением смерти. Смерть нашла свое воплощение и в образах: «старуха с косой», «ужасный всадник», «неумолимый пожиратель». Разные взгляды на понятие смерти и отношения к нему оказывают влияние не только на самого умирающего, но и на близких ему людей. Вера в реинкарнацию, загробную жизнь меняет как отношение к смерти, так и предшествующую ей жизнь. Так, например, для индуса смерть – пробуждение от мира иллюзий и возможность реализовать божественную природу. Еще с незапамятных времен существовали обряды помогающие пережить смерть в символической форме. «Ритуалы такого рода выполняли две важные задачи: с одной стороны, провоцировали глубинный процесс трансформации в посвященном, который в итоге открывал новый способ постижения мира; с другой — служили подготовкой к настоящей физической смерти. Однако, например, европеец относится к вере в загробную жизнь как к примитивным страхам из-за отсутствия научного знания». Но, так или иначе, как бы человек не относился к смерти, никто ее не может избежать. И учитывая неизбежность смерти, кажется, совершенно странным, что кто-то пытается от нее уклоняться. Для европейцев —прагматиков смерть является проигрышным явлением, не приносящим ничего хорошего и поэтому, они всячески пытаются ее отсрочить. Люди, которые прочувствовали дыхание смерти и испытали переживание смерти - возрождения говорят о том, что после этого опыта стали полноценно осознавать реальность. Образы, воспринимаемые органами чувств в этом состоянии, свежие и яркие, соответственно, люди чувствуют, что до переживания возрождения они никогда по-настоящему не воспринимали цвета, не чувствовали все разнообразие запахов и ароматов и будто бы не ощущали запахов. Все ощущения усиливаются, и люди начинают по-настоящему наслаждаться жизнью, снижается агрессия. По отношению к конфликтным ситуациям и моментам прошлого они начинают относиться более спокойно. Агрессивные импульсы и чувства обычно резко снижаются, значительно возрастает терпимость в межличностных отношениях и к иным точкам зрения. Люди испытывают новые для них эмоции — сочувствие и тепло по отношению к другим; они воспринимают, мир, как поразительное и в основе своей благоприятное место. Все в нем кажется совершенным, точно таким, каким должно быть. Ценности, к которым ранее человек стремился с ярко выраженной настойчивостью, затрачивая на их достижение массу сил и энергии, представляются теперь неважными. Наступают гармония и успокоение. Таким образом, изучение фаз состояния смерти-возрождения имеет ключевое значение для осознания психических процессов. Нет сомнения в том, что истинное понимание религии, мистики, шаманизма, обрядов, перехода или мифологии было невозможно без близкого знакомства с переживанием смерти и процессом смерти-возрождения. Данные сведения являются необходимыми для углубленного понимания природы душевных расстройств и человеческого бессознательного, которое, в последствии, влияет на нашу сознательную жизнь. Неизбежность смерти приводит к двум нелепостям: нелепости жизни на фоне смерти и нелепости смерти на фоне жизни. В. Ф. Эрн совершенно верно говорил, что прогрессистская модель жизни, основанная на позитивистском отношении к смерти приводит к созданию иллюзии нормальной жизни. «Смерть по-прежнему останется в силе. И на фоне достигнутых результатов, на фоне довольства и отсутствия безпокойства за завтрашней день, только ярче, только безжалостнее подчеркивается вся бессмысленность, вся нелепость, вся ненужность и весь ужас смерти». Но нельзя рассматривать смерть лишь с негативной точки зрения. Эту цитату следует понимать как то, что любой процесс должен иметь свое завершение, и бессмертное существование для человека не было бы безболезненным и счастливым. Потому что при этом процессе значительно пострадала бы нравственность и мораль человечества. « Есть рождение, есть смерть, есть возрождение. И у каждого из нас есть эта возможность Рождества, Пасхи и Вознесения. Какие бы ни были, насколько бы мы не были разные, у нас одна судьба и один удел. И в этом мы удивительно родные». По мнению Козлова, именно к пятидесяти годам человек обретает добродетели и постепенно начинает заниматься концептуализацией жизни. В этом возрасте люди начинают чувствовать свою ответственность за совершенные поступки и представлять собой пример для молодежи. В этот момент в тебе совмещаются три жизненных энергии: чувство, воля и сознание. Жизнь для тебя становится более понятной и осознанной. Ближе к шестидесяти годам человек достигает земной мудрости. И если ты правильно прошел жизненный путь и усвоил уроки, то старость для тебя будет наполнена радостью и любовью. Но если не правильно, то ты будешь постоянно находиться в состоянии отчаяния и непонимания этого мира. Здесь мы видим важную мысль том, что нужно уметь наслаждаться каждым жизненным моментом и использовать все возможности для самореализации. Нужно уметь, как радоваться, так и быть готовым к смирению. «Правда заключается в том, чтобы соответствовать дыханию, энергии каждого периода жизни — не искать в 19 лет мудрости, в 50 лет — наслаждения плоти, а в 70 изматывать себя работой». Как говорится, всему свое время. Приходит время, когда ты чувствуешь усталость от самого сокровенного в жизни: от добрых слов, соучастия и даже глаз, наполненных любовью и пониманием – вместилище души твоей полно – пора опустошаться – в одиночестве, в страдании, в смерти. Смерть человек воспринимает как смерть сознания. Но именно смерть, остановка пульсации сознания и предполагает этот акт отождествления с псюхе. И в этом нет ничего страшного. Каждый должен пройти свой земной путь самоотверженно и достойно принять смерть. Исходя из вышесказанного, мы приходим к следующим выводам. Смерть и жизнь, обычно рассматриваемые как несовместимые противоположности, представляются на деле взаимозависимыми. Полноценное существование, наполненное сознанием каждого мига жизни, ведет к принятию смерти и примирению с ней. Мы должны смириться с нашей смертностью и бренностью бытия. Данное положение представляется сутью древних мистерий, различных видов духовной практики и ритуалов перехода. Понимание психологического смысла смерти не должно сопровождаться негативными ассоциациями. Серьезное символическое соприкосновение с ней в хорошо организованных и обеспечивающих поддержку условиях может привести к весьма полезным результатам и служить средством преодоления как негативных представлений о кончине, так и связанного с нею страха. Такое соприкосновение может привести к лучшему эмоциональному и физическому функционированию, большей степени самореализации, а также к более удовлетворительному и гармоничному приспособлению к процессу жизни. Список литературы 1. Вакуленко И.Б. Философия и ее роль в жизни людей. М.: ИНФРА - М, 2016. —189с. 2. Гроф С. За пределами мозга. М.: Эксмо, 2017. — 650 с. 3. Гроф С. Человек перед лицом смерти. М.: Велби, 2016. —330 с. 4. Козлов В. Духовные странствия. Спб.: Питер, 2015. — 171с |